Главная » Съедобные грибы » Учёный объяснил механизм всех оптических иллюзий. Из дополнительной литературы я узнал, что существует три основных причины иллюзии

Учёный объяснил механизм всех оптических иллюзий. Из дополнительной литературы я узнал, что существует три основных причины иллюзии

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир как данность, поэтому не замечаем, как наш мозг обманывает своих же хозяев.

Несовершенство нашего бинокулярного зрения, бессознательные ложные суждения, психологические стереотипы и прочие искажения мировосприятия служат поводом для возникновения оптических иллюзий. Их огромное множество, но мы постарались собрать для вас самые интересные, безумные и невероятные из них.

Невозможные фигуры

В свое время этот жанр графики получил такое широкое распространение, что даже получил собственное название – импоссибилизм. Каждая из таких фигур кажется вполне реальной на бумаге, но существовать в физическом мире попросту не может.

Невозможный трезубец


Классический бливет – пожалуй, самый яркий представитель оптических рисунков из категории «невозможные фигуры». Как ни пытайся, определить, где берет начало средний зубец, не получится.

Другой яркий пример – невозможный треугольник Пенроуза.


Он же в виде так называемой «бесконечной лестницы».


А также «невозможный слон» Роджера Шепарда.


Комната Эймса

Вопросы оптических иллюзий интересовали Адельберта Эймса-младшего с раннего детства. Став офтальмологом, он не прекратил свои исследования восприятия глубины, результатом которых и стала знаменитая комната Эймса.


Как работает комната Эймса

В двух словах эффект комнаты Эймса можно передать так: кажется, что в левом и правом углу ее задней стены стоят два человека – карлик и великан. Разумеется, это оптический трюк, и на самом деле эти люди вполне обычного роста. В действительности помещение имеет вытянутую трапециевидную форму, но из-за ложной перспективы оно кажется нам прямоугольным. Левый угол сильнее удален от взора посетителей, чем правый, а потому стоящий там человек кажется таким маленьким.


Иллюзии движения

Эта категория оптических трюков представляет наибольший интерес для психологов. Большинство из них основано на тонкостях сочетания цветов, яркости объектов и их повторе. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Плывущая звезда

Сложно поверить, что эта картинка – не анимированный gif-формат, а обыкновенная оптическая иллюзия. Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям.


Существует довольно много подобных иллюзий движения, то есть статических изображений, кажущихся подвижными. Например, знаменитый вращающийся круг.


Или желтые стрелки на розовом фоне: при пристальном взгляде кажется, что они колышутся туда-сюда.


Осторожно, это изображение может вызвать резь в глазах или головокружение у людей со слабым вестибулярным аппаратом.


Честное слово, это обычная картинка, а не гифка! Психоделические спирали словно затягивают куда-то в полную странностей и чудес вселенную.


Иллюзии-перевертыши

Самый многочисленный и веселый жанр рисунков-иллюзий строится на перемене направления взгляда на графический объект. Самые простые рисунки-перевертыши нужно просто развернуть на 180 или 90 градусов.


Две классические иллюзии-перевертыша: медсестра/старуха и красавица/уродина.


Более высокохудожественная картинка с подвохом – при повороте на 90 градусов лягушка превращается в лошадь.


Другие «двойные иллюзии» имеют более тонкую подоплеку.

Девушка / старуха

Одно из самых популярных двойственных изображений было опубликовано в 1915 году в карикатурном журнале «Puck». Подпись к рисунку гласила: «Моя жена и теща».


Старики / мексиканцы

Пожилая супружеская пара или поющие под гитару мексиканцы? Большая часть сперва видит стариков, и лишь потом их брови превращаются в сомбреро, а глаза – в лица. Авторство принадлежит мексиканскому художнику Октавио Окампо, создавшему немало картинок-иллюзий подобного характера.


Влюбленные /дельфины

Удивительно, но трактовка этой психологической иллюзии зависит от возраста человека. Как правило, резвящихся в воде дельфинов видят дети – их мозг, еще не знакомый с сексуальными взаимоотношениями и их символами, просто не вычленяет в этой композиции двух любовников. Люди постарше, напротив, сначала видят пару, а уж потом дельфинов.


Список таких двойственных картинок можно продолжать бесконечно:


На картинке выше большинство людей видят сперва лицо индейца, а уже затем переводят взгляд влево и различают силуэт в шубе. Изображение ниже обычно трактуется всеми как черная кошка, и только потом в ее контурах проступает мышь.


Очень простая картинка-перевертыш – что-то подобное можно без труда сделать своими руками.


Иллюзии цвета и контраста

Увы, человеческий глаз несовершенен, и в своих оценках увиденного мы (сами того не замечая) часто опираемся на цветовое окружение и яркость фона объекта. Это ведет к очень интересным оптическим иллюзиям.

Серые квадраты

Оптические иллюзии цветов – одни из самых популярных видов обмана зрения. Да-да, квадраты A и B окрашены в один и тот же цвет.


Такая уловка возможна благодаря особенностям работы нашего мозга. На квадрат B падает тень без резких границ. Благодаря более темному «окружению» и плавному градиенту тени кажется, что он значительно светлее квадрата A.


Зеленая спираль

На этой фотографии всего три цвета: розовый, оранжевый и зеленый. Не верите? Вот что получится, если заменить розовый и оранжевый на черный.


Платье бело-золотое или сине-черное?

Впрочем, основанные на восприятии цвета иллюзии не редкость. Взять к примеру хотя бы покорившее в 2015 году интернет бело-золотое или черно-синее платье. Какого же цвета на самом деле было это загадочное платье, и почему разные люди воспринимали его по-разному?

Разъяснение феномена платья очень простое: как и в случае с серыми квадратами, все зависит от несовершенной хроматической адаптации наших органов зрения. Как известно, сетчатка человека состоит из двух видов рецепторов: палочек и колбочек. Палочки лучше фиксируют свет, а колбочки – цвет. У каждого человека соотношение колбочек и палочек разное, поэтому определение цвета и формы объекта немного отличается в зависимости от доминирования того или иного вида рецепторов.

Те, кто увидел платье бело-золотистым, обратили внимание на ярко освещенный задний фон и решили, что платье находится в тени, а значит, белый цвет должен быть темнее обычного. Если же платье показалось вам сине-черным, значит, ваш глаз в первую очередь обратил внимание на основной цвет платья, который на этой фотографии действительно имеет синий оттенок. Затем ваш мозг рассудил, что золотистый оттенок – черный, посветлевший из-за направленных на платье лучей солнца и плохого качества фото.


В действительности платье было синее с черными кружевами.


А вот другая фотография, поставившая в тупик миллионы пользователей, которые никак не могли решить, стена перед ними или же озеро.


об оптических иллюзиях, которые часто можно наблюдать в продуктах.

За годы работы дизайнером продуктов я нашел множество визуальных аспектов, которые меня сильно удивляют. Я написал эту статью, чтобы помочь вам понять причины, почему некоторые из этих повседневных трюков оставляют вас озадаченными. Вы могли не понять этого сначала, но многие из методов работы с интерфейсами, логотипами или иллюстрациями являются оптическими иллюзиями. Без дальнейших объяснений рассказываю вам об 11 оптических иллюзиях, с которыми часто сталкиваются визуальные дизайнеры.

1. Иллюзия деления треугольника пополам

Выравнивание треугольника по центру тяжести

Иконки могут быть обманчивыми, особенно те, в которых есть сложная геометрия и необычные пропорции. Не все иконки в наборе симметричны, идеальны с точки зрения пикселей или сохраняют постоянное соотношение сторон. Некоторые из них требуют прямого вмешательства, особенно иконка Play.

При размещении треугольника в прямом или изогнутом контейнере, он может казаться не на своем месте. Причина этого явления заключается в иллюзии деления треугольника пополам. Центр массы треугольника вычисляется на основе его минимальной ограничивающей рамки. Поэтому если вы поместите точку точно по центру равностороннего треугольника, она будет казаться не на своем месте.

Которая версия математически центрирована?

Существует две теории этой занимательной иллюзии:

  • Неправильное масштабирование по постоянству. Иллюзия содержит элементы перспективы, которые увеличивают в нашем восприятии размеры более удаленных объектов, например, равносторонний треугольник может восприниматься как плоская картинка дороги в перспективе, когда верхняя вершина уходит в бесконечность, а нижнее основание выглядит как ближняя часть дороги.
  • Центр гравитации/центр области. Если зрителя просят найти точку середины, в конечном счете они найдут центр тяжести с равным распределением частей над ним и под ним. Центр тяжести равностороннего треугольника лежит ниже его середины, и существуют доказательства того, что люди выбирают в качестве центра нечто среднее между этими точками.

Чтобы треугольник внутри рамки выглядел оптически центрированным, вам нужно найти центр тяжести треугольника, вычислив точку пересечения линий, соединяющую каждую вершину с серединой противоположной стороны. Вы можете использовать эту формулу:

Шучу, эта статья не посвящена геометрии (но формула все равно верна). Центр тяжести может быть расположен на 1/3 расстояния от каждой стороны до противоположной вершины. Этот метод можно применить и к другим формам.

2. Вертикальная горизонтальная иллюзия

Это прямоугольник? Это самолет? Нет… это квадрат?!

Квадраты являются фундаментальными блоками любой системы дизайна. Их можно найти в карточках материального дизайна, пинах на Pinterest и снимках Dribbble.

Если вы перетаскиваете квадрат в Sketch, вам приходится иногда дважды проверить, что стороны равны. В квадрате вертикальные стороны кажутся длиннее, чем горизонтальные, как в прямоугольнике. Но на самом деле это идеальный квадрат. Эта иллюзия известна как вертикальная горизонтальная иллюзия.

Изображение в этом посте Facebook имеет соотношение сторон 1:1

Интересно, что люди разных полов и из разных культур воспринимают эту иллюзию по-своему. Люди, которые живут в развитых городах, как правило, демонстрируют большую восприимчивость, чем люди, живущие в сельских районах.

3. Полосы Маха

Размещение оттенков одного цвета по соседству было распространенным дизайнерским трендом во время плоского дизайна. Если присмотреться, вы можете заметить тень на краях каждого контрастного оттенка. Эта иллюзия известна как полосы Маха. На картинке нет никаких теней, просто наши глаза так воспринимают это изображение.

Техническое объяснение этого эффекта заключается в латеральном торможении, из-за которого темные участки кажутся более темными, а светлые ещё более светлыми. Хотя этот эффект довольно незаметен в мире визуального дизайна, полосы Маха могут стать настоящим препятствием для стоматологов. Рентгеновский анализ зубов создает полутоновые изображения, используемые для анализа аномальных отклонений. Полосы Маха могут привести к ложноположительному диагнозу, если они не были идентифицированы.

4. Иллюзия Геринга

Оно живое!

Вы когда-либо натыкались на логотип с очень тонкими линиями или крохотными точками на фоне, который будто движутся или пульсируют при скроллинге? А как насчет просмотра видео с волнистыми линиями на фоне? Эта иллюзия возникает из-за эффекта наложения, муарового эффекта, который наблюдается при перемещении двух наложенных друг на друга сеток. В этом случае иллюзию создают изображение и пиксели на мониторе.

Это довольно интересный эффект, хотя он и не является оптической иллюзией в полной мере. Пример с логотипом Sonos использует комбинацию муарового узора, иллюзии Геринга и воображаемого движения.

5. Сетка Германна

Появляться или не появляться, вот в чем вопрос.

Эта иллюзия довольно популярна, её можно наблюдать в разметке, содержащей сетку из квадратов на контрастном фоне. Если вы смотрите на любой квадрат, вы можете увидеть точки на пересечении линий, которые исчезают, если вы пытаетесь посмотреть на них напрямую.

На пересечении линий появляются серые точки

Причина этого эффекта связана с латеральным торможением. то есть способностью возбужденного нейрона тормозить соседние нейроны.

6. Иллюзия одновременного контраста

Если два объекта одного цвета разместить на фонах разной контрастности, объекты будут выглядеть, как будто они разного цвета. Контраст – это король мира визуального дизайна, и этот эффект может отличаться для некоторых людей.

Текст на разных сторонах имеет одинаковый цвет

К сожалению, пока точно не выяснены причины этой иллюзии, но существует несколько теорий, одна из которых – латеральное торможение.

7. Иллюзия Манкера-Уайта

Эта иллюзия довольно проста, но, тем не менее, занимательна. При взгляде на GIF выше фиолетовые блоки слева кажутся светлее, чем фиолетовые блоки справа. Но на самом деле они отражают одинаковое количество света.

Причина иллюзии Манкера-Уайта… вы догадались, латеральное торможение.

8. Акварельная иллюзия

Иногда я добавлял к объекту границу и задумывался, не сменил ли я цвет фона. Если вы присмотритесь, то заметите, что светлые части приобретают еле заметный оттенок цвет рамки. Но на самом деле светлые области являются белыми.

Это визуальное явление, известное как акварельная иллюзия, зависит от сочетания яркости и контрастности контура, которое приводит к эффекту распространения цвета.

Белый цвет внутри кнопки словно приобретает легкий оттенок цвета границы.

Я признаю, что эта иллюзия вводила меня в ступор несколько раз, и мне приходилось проверять цвет при помощи палитры.

9. Иллюзия Ястрова

Размер имеет значение?

Работа над иллюстрацией или логотипом требует нарезки различных форм. Эта иллюзия возникает при работе с изогнутыми объектами. Кажется, что два элемента имеют разный размер, но при более тщательном изучении они оказываются одинаковыми. Безумно, да?

Благодаря этой иллюзии мы воспринимаем одинаково изогнутые края разными

Как это возможно? Нет определенного объяснения тому, почему мы воспринимаем эти предметы как объекты разного размера. Одно из объяснений заключается в том, что мозг озадачен разницей в размере между большим и меньшим радиусами. Другими словами, из-за короткой стороны длинная сторона кажется длиннее, а из-за длинной стороны короткая сторона кажется ещё короче.

10. Иллюзия Корнсвита

Как и иллюзии Маха и одновременного контраста, иллюзия Корнсвита использует градиент и центральную линию, чтобы создать впечатление того, что одна сторона изображения темнее другой. Но на самом деле они одинаковы! Вы можете понять это, когда секции расположены параллельно.

  • Графический дизайн ,
  • Интерфейсы ,
  • Типографика
    • Перевод

    Глубока ли кроличья нора?

    Сколько минут вам потребуется, чтобы понять в чем фишка?

    Фрэнсис Бэкон в 1620 году разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или «идолами» (лат. idola).

    • «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
    • «Призраки пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врождённые, так и приобретённые. «Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
    • «Призраки площади (рынка)» - следствие общественной природы человека, - общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
    • «Призраки театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности». [Wikipedia ]
    Под катом - наглядная демонстрация уязвимости нашего мозга к атакам через визуальный ввод. Представляю вам перевод статьи продуктового дизайнера и фронтэнд-разработчика Balraj Chana, про то как можно использовать/нейтрализовать эффект оптических иллюзий.

    1. Иллюзия Сечения Треугольника


    Выравнивание треугольника на основе центроида (барицентра).

    Иконки могут быть обманчивыми, особенно со сложной геометрией и нечетными пропорциями. Не все значки в наборе симметричны, пиксельно идеальны или же содержат совместимые пропорции. Некоторые иконки требуют прямого вмешательства, а в первую очередь, эта устрашающая кнопка воспроизведения.

    Помещение треугольника внутри изогнутого или прямого резервуара может сделать элемент оптически неуместным. Причина этого - эффект, известный как иллюзия сечения треугольника . Центр масс треугольника рассчитывается на основе его минимального ограничивающего прямоугольника . Поэтому, если вам нужно поместить точку ровно по середине по высоте равностороннего треугольника, то оптически она появится гораздо выше.

    Какой вариант центрирован математически?

    Существуют две теории для этой захватывающей иллюзии:

    • Неверное масштабирование констант . Иллюзия содержит перспективные сигналы, которые увеличивают воспринимаемый размер более отдаленных объектов, например, равносторонний треугольник может восприниматься как плоская картина дороги, наблюдаемая в перспективе, с верхней вершиной, лежащей на бесконечности и нижней основе, воспринимаемой в качестве ближайшей части дороги.
    • Центр тяжести . Если наблюдателя попросят найти точку в середине, все закончится тем, что он найдёт центроид, который имеет равные площади выше и ниже его. Центроид равностороннего треугольника находится значительно ниже точки в середине, и имеются доказательства того, что наблюдатели делают выбор, который является компромиссным.

    Чтобы треугольник внутри контейнера был оптически центрирован, необходимо найти центроид (барицентр) треугольника, вычислив точку пересечения линий, соединяющих каждую вершину со средней точкой противоположной стороны. Вот формула, которую можно использовать:

    Формула для нахождения центроида треугольника.

    Центроид может находиться на 1/3 расстояния от каждой стороны до противоположной вершины. Этот метод также может быть применен ко многим другим формам.

    2. Вертикально-горизонтальная Иллюзия


    Вертикально-горизонтальная иллюзия.

    Квадраты являются фундаментальными строительными блоками любой системы проектирования. Их можно увидеть в картах материального дизайна, постах на Facebook, картинках в Pinterest и сообществе Dribble.

    После перемещения квадрата в эскиз, иногда стоит посмотреть дважды, чтобы увидеть, каждая ли из сторон имеет равные пропорции. Если вы посмотрите достаточно внимательно, то увидите, что вертикальные стороны кажутся длиннее, чем горизонтальные. Как будто квадрат на самом деле прямоугольник! Но, на самом деле, это идеальный квадрат 1:1. Это и называется вертикально-горизонтальной иллюзией .

    Изображение поста на Facebook - это квадрат 1:1.

    Действительно увлекательно то, что восприятие этой иллюзии зависит от культуры и пола. Люди, живущие в развитых городах, как правило, проявляют большую восприимчивость, чем люди, живущие в сельских районах. Это объясняется тем, что жители сельских районов, как правило, привыкли жить в круглых домах.

    3. Полосы Маха


    Полосы Маха.

    Размещение оттенков одного цвета рядом друг с другом было распространенным трендом в эпоху плоского дизайна. Взглянув внимательно, вы, возможно, заметили ложную тень, появляющуюся между гранями каждой контрастной тени. Эта иллюзия известна как «Полосы Маха ». Ни одна тень не была добавлена в изображение, так просто воспринимают наши глаза.

    Тени появляются между гранями каждого ряда.

    Техническое объяснение возникновения этого эффекта связано с побочным торможением, означающим, что более темная область ложно кажется еще более темной, а более светлая - еще более светлой.

    Хотя этот эффект довольно незаметен в мире графического дизайна, доказать его влияние возможно - он может стать реальной помехой для стоматологов. Рентгеновские лучи создают изображения в оттенках серого, используемые для анализа аномальных отклонений интенсивности. Полосы Маха могут обеспечить ошибочно-позитивный диагноз, если его правильно не выявить.

    4. Иллюзия Геринга


    Иллюзия Геринга.

    Вы когда-нибудь сталкивались с логотипом, содержащим очень тонкие линии или фоновое изображение с крошечными точками, которые двигаются или пульсируют, пока вы скроллите? Если да, то это из-за эффекта зеркальных частот, называемый Муаровый узор , где две модели сетки накладываются друг на друга, порождая ложные движения .

    Прокрутите вверх и вниз, чтобы почувствовать эффект вибрации.

    Это очень крутой эффект, хотя Муар не является оптической иллюзией как таковой, он представляет собой интерференционную фигуру. Пример логотипа Sonos использует сочетание шаблонов Муар , иллюзию Геринга и иллюзорные движения . Эта сенсорная техника достаточно популярна в искусстве «Оп-арт ».

    5. Сетка Германа


    Сетка Германа.

    Иллюзия сетки Германа довольно популярна, и её можно увидеть в макетах, которые содержат сетку квадратов, размещенных на высоком контрастном фоне. Если вы посмотрите прямо на любой квадрат, то увидите призрачный шарик на пересечении соседних квадратов. Но если будете смотреть на само пересечение - шарик исчезнет.

    Причиной такого эффекта является побочное торможение. Проще говоря, возможность возбужденного нейрона понижать соседние нейроны в последнем направлении.

    6. Контрастная Иллюзия


    Контрастная иллюзия.

    Размещение двух объектов одного цвета на разных контрастных фонах может привести к тому, что они будут казаться разных цветов. Этот феномен известен как контрастная иллюзия . Считается, что Контраст - это король , но не все воспринимают его одинаково.

    Цвет текста совершенно одинаковый на обоих сторонах, однако таковым не кажется.

    К сожалению, нет устоявшейся теории о том, почему эта иллюзия происходит, но зато многие исследования спекулируют, почему же. Одна из причин - побочное торможение , которое ответственно за Сетку Германа и Полосы Маха.

    7. Иллюзия Манкера-Уайта


    Иллюзия Манкера-Уайта.

    Эта иллюзия довольно незначительна, но тем не менее увлекательна. Глядя на гифку выше, фиолетовые блоки слева кажутся светлее, чем справа. Но было выявлено, что оба блока фактически отражают одинаковое количество света.

    Причина иллюзии Манкера-Уайта … как вы уже догадались… побочное торможение.

    8. Иллюзия Акварели


    Иллюзия Акварели.

    Бывали случаи, когда я добавлял границу к объекту, а затем задавался вопросом: «Когда я также изменил цвет фона?». Если присмотреться, то можно заметить, что бледная область приобретает гораздо более светлый оттенок из-за цвета границы. Сильно удивитесь, если я скажу, что та светлая область на самом деле белая?

    Это визуальное явление, известное как иллюзия акварели , зависит от сочетания яркости и цветового контраста контурных линий.

    Белая область внутри кнопки, кажется, вбирает в себя небольшой оттенок в зависимости от цвета границы .

    9. Иллюзия Джастроу


    Иллюзия Джастроу.

    Эта иллюзия возникает при работе с криволинейными объектами. Кажется, что эти два элемента отличаются по размеру, но при ближайшем рассмотрении, они, на самом деле, одного размера.

    Эта иллюзия проявляется в процессе создания, потому что некоторые идентично изогнутые грани могут выглядеть меньше, чем другие .

    Как это возможно? Что ж, это известно, как иллюзия Джастроу , и нет никакого конечного объяснения, почему мы воспринимаем сегменты по-разному. Одно из объяснений заключается в том, что наш мозг не видит разницы в размерах большого и маленького радиуса. Другими словами, из-за короткой стороны длинная кажется длинной, и наоборот.

    10. Иллюзия Корнсвита

    Иллюзия Корнсвита.

    Помимо иллюзии контраста и иллюзии Полос Маха,

  • Иллюзии движения
  • Восприятие размера
  • Многие иллюзии объясняются строением глаза человека и его ограниченными возможностями. Так много дорожных аварий происходит в сумерках на перекрестках, где висят светофоры, когда перестраивается работа зрительного аппарата, или ночью, когда водители принимают свет светофора за свет обычного фонаря.

    Подобрав правильный рисунок на обоях, мы можем зрительно расширить небольшую комнату. Выбрав нужную расцветку ткани, можно скрыть недостатки своей фигуры. Хотя зрительная иллюзия -это не всегда игра света и тени или естественное восприятие данного объекта.

    Существует много специально выдуманных оптических головоломок, создающих потрясающие эффекты!

    Зрительные искажения

    Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. По теории относительного размера воспринимаемый размер зависит не только от размера на сетчатке, но и от размеров остальных объектов в поле зрения, которые мы наблюдаем одновременно.

    Иллюзия Геринга (иллюзия веера)

    Прямые, на самом деле, параллельны.

    Иллюзия Вундта (1896)

    Линии в центре, в действительности, параллельны.

    Иллюзия кафе "Wall"

    Параллельны ли горизонтальные линии?

    Красные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

    Иллюзия Перельмана

    Буквы на самом деле параллельны друг другу

    Иллюзия У. Эренштейна (W. Ehrenstein, 1921)

    Синие квадраты кажутся нарисованными неровно

    Узор как бы изгибается во внутрь?

    Все квадраты не самом деле не искажены.

    Иллюзия Дж. Фрейзера (Fraser, 1908)

    Круги или спирали?

    Смотрите в центр на чёрную точку - цветные пятна должны исчезнуть:

    Смотрите не отрываясь на крестик. Увидели зелёные пятна? А ведь ничего зелёного тут нет.

    Обман зрения!

    Иллюзии с черно-белыми негативами

    Череп

    Эта старинная иллюзия знакома многим. Смотрите на черный крестик в глазнице черепа примерно полминуты. Затем переведите взгляд на светлый лист бумаги, светлую стену, потолок, и вы увидите белый череп с темными провалами на месте глаз, носа, рта. Чем дальше будет от вас поверхность, тем большего размера череп вы будете наблюдать.

    Горящая лампа

    То же, что и с черепом. Тридцать секунд внимательно рассматриваете черную лампу в самом центре, затем переведите взгляд на белую стену и лампа зажжется.

    Английская королева Елизавета II

    То же, что и с предыдущими картинками. Смотрите тридцать секунд в центр картинки, а затем на белую поверхность. Изображение "проявится".

    Иллюзии с цветными негативами

    Американский флаг

    Опять внимательно смотрим на точку в центре картинки в течение тридцати секунд, затем на белую поверхность и обнаружваем там американский флаг правильной расцветки.

    Флаг Бразилии

    Флаг Малайзии

    Флаг Франции

    Флаг Канады

    Флаг Индии

    Флаг Италии

    Флаг Великобритании

    Иллюзии движения

    Смотрите на неподвижные изображения и они начнут двигаться. Смотрите на одинаковые движущиеся мячи и вы увидите, что они разного размера. Одно и тоже вращающееся изображение может вращаться в разные стороны, или даже совершать колебательные движения.

    Фрактальная иллюзия

    Возникает иллюзия, что рисунок пульсирует

    Круги вращаются?

    Иллюзия кофейных зёрен

    Восприятие размера

    Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25% и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

    В ходе эволюции у человека появилась способность предсказывать будущее. Правда, это не имеет ничего общего с откровениями Нострадамуса – речь идёт о компенсации задержки, возникающей при передаче визуального образа от сетчатки глаза до соответствующего отдела головного мозга.

    Временной лаг составляет одну десятую секунды, и, к сожалению, наш предсказательный горизонт этим и ограничивается. Вернее, мозг человека «дорисовывает» соответствующий образ, исходя из неких базовых принципов восприятия окружающих предметов.

    Каковы эти принципы? Существуют ли они? Специалист по когнитивным моделям Марк Чангизи (Mark Changizi) из Политехнического института Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute) попытался прояснить этот вопрос, обратившись к оптическим иллюзиям.

    Как оказалось, проще всего увидеть эффект «реконструкции реальности» можно на примере оптического обмана.

    Если вы сфокусируетесь на центре картинки, то линии, находящиеся ближе к точке схождения лучей, покажутся изогнутыми (иллюстрация Mark Changizi, RPI).

    Возьмём так называемую иллюзию Геринга, где вертикальные прямые перекрывают пучок лучей. Кажущееся искривление центральных линий возникает, поскольку наш мозг способен предвидеть, как будет выглядеть изображение в следующий момент, – по мере того как мы «приближаемся» к центру рисунка.

    Эффект приближения, в свою очередь, создаётся геометрическими параметрами самой точки схождения лучевых отрезков. Поскольку мы на самом деле никуда не движемся, возникает иллюзия восприятия прямых линий в качестве кривых.

    «В ходе эволюции у человека возникла возможность краткосрочного предвидения ближайшего будущего, – говорит Чангизи. – Сходящиеся в центральной точке лучи – это те сигналы, которые обманывают наше сознание, заставляя его думать, что мы перемещаемся вперёд. Искривляя линии, мозг пытается подсказать, какая картина предстанет перед нами в следующий момент».

    Такие «фокусы» окружают нас в повседневной жизни постоянно. Например, «побочные эффекты» бинокулярного зрения: если попеременно закрывать глаза, то будет казаться, что наблюдаемый предмет слегка смещается.

    Или вспомним способность воспринимать смысл фраз даже в том случае, когда правильно расположены только первая и последняя буквы в каждом слове, а внутри они раскиданы не по порядку.

    Американец решил, что тот же самый принцип лежит в основе всех оптических иллюзий. Для проверки своей гипотезы он изучил 50 видов «обманок» и распределил их по 28 категориям.

    Полученные результаты свидетельствуют о том, что существуют четыре основных типа «подгоночных» переменных: размер наблюдаемого предмета, его скорость, яркость (контрастность) и расстояние до него.

    К примеру, если два объекта находятся на одинаковом удалении от вас, а вы направляетесь к одному из них, то по мере приближения ваша цель будет казаться крупнее и при этом терять контрастность – «размываться».


    При приближении головы к центру круга последний как бы становится светлее. Что помогает мозгу определять, как «скорректировать» объект? Например, работа, которую проделывают глазные мышцы, чтобы его увидеть (иллюстрация Mark Changizi, RPI).

    Основываясь на результатах исследования, Марк утверждает, что все четыре канала восприятия возникли в ходе эволюции, но так или иначе связаны с необходимостью постоянного передвижения, причём прямолинейного.

    По его словам, эффекты «дорисовки» реальности могут возникать и в статичном положении, и при кручении – но они так или иначе могут быть объяснены корректировками, необходимыми при движении вперёд.

    Кстати, более подробно ознакомиться со всей концепций «предсказательного восприятия» вы можете в препринте работы, размещённой на личной странице учёного (PDF-документ).



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта