Ход урока
1) Организационный момент
. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)
2) Игра «Найдите лишнее слово
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)
Лишнее слово - «подлежащее».
Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее - это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют
3) Работа в тетради . Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или. (ученик)
Будем весь урок писать, пригодится нам. (тетрадь)
Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Отметки, замечания учитель пишет в нем.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ. (дневник)
Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей - чиста страница. (Школьная доска)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется. Ответ: Сказуемым
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
- определение - обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение
- обстоятельство
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир - точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179
В степи, на жайляу пасутся овечки.
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, - это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Кате, аквариум, дедушка, подарил .
В аквариуме, рыбка, жила , золотая.
Катя , каждое, утро, рыбку, кормила .
Дедушка подарил Кате аквариум.
В аквариуме жила золотая рыбка.
Катя кормила рыбку каждое утро.
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит:
Ж) Сравните две картинки :
5) Физминутка . (слайд 20)
6) Обратите внимание!
Слова - л
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите частью речи они выражены.
7 » Упр.182 (слайд 23)
Кто пишет стихи?
Кто водит поезда?
Кто летает в космос?
Кто продаёт билеты?
Кто лечит детей?
машинист
космонавт
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Подлежащее отвечает на вопросы:…….
Подлежащее подчеркивается….
Сказуемое отвечает на вопросы ….
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это -
Дополнение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Определение отвечает на вопросы -
подчеркивается -
Обстоятельство отвечает на вопросы -
подчеркивается
9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)
10) Оценивание учащихся за урок .
Подведение итогов урока.
Школа – лицей № 16 имени Ю.А.Гагарина
Разработка открытого урока по русскому языку
Тема :
« Главные и второстепенные члены предложения »
Классный руководитель 3 « В » класса:
Солонцова О. В.
Г.Кентау Школа-Лицей № 16 им.Ю.А.Гагарина
Кл.руководитель 3 « В » кл.: Солонцова Ольга Валерьевна
Предмет: Русский язык
Тема открытого урока: «Главные и второстепенные члены предложения» (слайд 1)
Цель урока: сформировать представление о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом и о наличии в предложениях второстепенных членов.
Задачи: 1) научиться находить главные и второстепенные члены предложения;
выделять грамматическую основу;
различать распространенные и нераспространенные предложения
2) развить умение подбирать вопросы к членам предложения;
3) воспитать интерес к изучению русского языка (слайд 3)
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
карточки;
презентация к уроку;
Ход урока
1) Организационный момент
. Приветствие.
-Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 2)
2) Игра «Найдите лишнее слово » поможет нам приблизиться к теме урока
Какое слово лишнее? Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение . (слайды 3, 4)
Лишнее слово – «подлежащее».
Все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения.Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения
3) Работа в тетради . Число. Классная работа
Чистописание. Ж ж Жж жи же
жёлтый ежи предложение (слайд 5)
4) Словарный диктант « О школе » (слайды 6-12)
Я уроки посещаю и всегда веду дневник.
Сам себя я называю школьник или... (ученик)
Будем весь урок писать, пригодится нам... (тетрадь)
Острым клювиком, как птичка, водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке должны быть строчки гладки. (ручка)
Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, ребята, кто же я … (линейка)
Отметки, замечания учитель пишет в нем.
Уроков расписание мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно, как документ... (дневник)
Я с учителем дружу. На доске всё покажу.
Следишь за мной ты без опаски. Знаешь, кто я? Я - … (Указка)
По черному белым пишут то и дело.
Потрут тряпицей – чиста страница. (Школьная доска)
4) Тема урока: Отгадайте загадки:
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... Ответ: Сказуемым
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет... Ответ: Грамматическую основу
Начало формы
А) Вы знаете, ребята, что в предложении есть слова, без которых оно не можетсуществовать.
Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. О твечает на вопросы : что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения.
К второстепенным членам предложения относятся:
- определение – обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? В предложении выражено прилагательным, подчёркивается волнистой линией
- дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей. В предложении выражено существительным или местоимением, подчёркивается пунктирной линией
- обстоятельство - отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?
В предложении выражено существительным, подчёркивается пунктир – точка. (слайд 13)
Б) Работа по учебнику:
Упр.179 Списать. Найти главные и второстепенные члены предложения.
Какой частью речи являются подлежащее и сказуемое?
В степи, на жайляу пасутся овечки .
Там дедушка юрту поставил у речки. (слайд 14)
В) Предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, это распространённые предложения.
Сравните предложения:
Дети играют. Маленькие дети играют на улице. (слайд 15)
Г) Распознавание распространённых и нераспространённых предложений
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. На аллее зашумели деревья. Блеснули лучи солнца. Город проснулся.
Задание: Выписать только распространённые предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Указать часть речи, которой они выражены в предложении. (слайд 16)
Д) Восстановление деформированного текста Упр.180
Какими членами предложения будут выделенные слова? (слайд 17)
Е) Воспитательная минутка:
Монгольская пословица гласит :
« Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник» (слайд 18)
Ж) Сравните две картинки :
На 1-ой картинке виден слив грязных вод в водный источник
На 2-ой картинке чистая водная среда с морскими обитателями.
Провести анализ картинок (слайд 19)
5) Физминутка . (слайд 20)
6) Обратите внимание! Подлежащее не всегда выражено именем существительным.
Слова -я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - личные местоимения. (слайд 21 -22)
В речи они употребляются вместо имени существительного. Могут быть в предложении подлежащими.
Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите . Найдите главные члены предложения и укажите, какой частью речи они выражены.
7) Закрепление. Игра: « Найди соответствие » Упр.182 (слайд 23)
Запиши предложения. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
8) Рефлексия. Оценочный лист (слайд 24-25)
Главные члены предложения это - ……
Подлежащее отвечает на вопросы:……..
Подлежащее подчеркивается…..
Сказуемое отвечает на вопросы …..
Сказуемое подчеркивается….
Второстепенные члены предложения это –
Дополнение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Определение отвечает на вопросы –
подчеркивается –
Обстоятельство отвечает на вопросы –
подчеркивается
9) Домашнее задание . Упр.183, выучить правила (слайд 26)
10) Оценивание учащихся за урок .
Подведение итогов урока.
Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 27)
42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:
42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Виды определений:
42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).
Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:
Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:
Через дефис, если
Раздельно, если
42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Виды дополнений:
42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.
Виды обстоятельств:
42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:
Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.
Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?
Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей-подсказкой.
Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.
Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:
Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.
Есть разобрать предложение по членам, получится так:
(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.
Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы |
Какой? Какая, какое, какие? |
Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий |
Чем выражено |
Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова |
Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного |
Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:
Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.
42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:
42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Виды определений:
42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).
Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:
Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:
Через дефис, если
Раздельно, если
42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Виды дополнений:
42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.
Виды обстоятельств:
42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:
Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.
Как часто нам приходится отвечать на вопрос о том, что такое второстепенные члены предложения? В повседневной жизни довольно редко. Но тем, кто учится и имеет дело с грамматикой и синтаксисом русского языка, ответ на этот вопрос следует знать. Именно для них мы и подготовили данный материал. Мы обсудим и структуру предложения, и ее составляющие. Но основное внимание будет уделено сегодня таким членам предложения, как дополнение, определение и обстоятельство.
Прежде чем обсуждать, что такое второстепенные члены предложения, нужно разобраться в самой его структуре. Давайте вкратце вспомним о том, что такое предложение и какого типа они бывают. Итак, предложение - это набор слов, объединенных между собой общим и находящихся по отношению друг к другу в грамматически обоснованных формах. По типу высказывания оно может быт:
По структуре:
Слова в предложениях не стоят так, как кому хочется. Все они имеют свое место и форму. Более того, спрягаются по лицам, склоняются по падежам, имеют разные временные формы. Но нас сейчас интересует, какие именно члены предложения наполняют его смыслом.
Подводя читателя к теме, что такое второстепенные члены предложения, нужно для начала разобраться в том, а какие вообще бывают члены предложения. Если есть второстепенные, значит, есть и главные. Ими являются такие члены, как:
Подлежащее - это слово, которое является главным исполнителем действия, совершающегося в предложении, и отвечает на вопрос «кто? что?». Например:
Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении - Сережа, это и есть подлежащее).
При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.
Сказуемое - это слово, которое выражает непосредственно действие, совершающееся подлежащим, и отвечает на вопрос «что делает? что сделал? что сделает?» в разных временах и для разных лиц. Например:
Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).
При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.
А теперь пришло время поговорить о том, что такое второстепенные члены предложения. Ведь кроме главных членов, в предложении есть и другие слова. Это могут быть либо простые, либо однородные второстепенные члены предложения:
В случае простого варианта данные слова стоят в единственном экземпляре, выполняя свою функцию в предложении. Если же какой-то из членов стоит в компании с таким же словом, то это показывает их однородность. Например, сравните:
Ниже, разбирая каждый из второстепенных членов, мы сделаем акцент на их однородности, показав на примерах их использование.
Разбирая второстепенные члены предложения, дополнение всегда рассматривают первым, и не напрасно. Данное слово играет очень важную роль. Оно уточняет признак или является непосредственно объектом действия в данном предложении. Если говорить о вопросах, на которые отвечает данный участник высказывания, то это:
При этом употребление может быть как с предлогом, так и без. Дополнение может выражаться с помощью разных частей речи: существительного, наречия, числительного. В зависимости от того, какую роль играет и при каком члене предложения оно стоит. Так, дополнение может стоять в паре с глаголом. В этом случае различают прямое и косвенное дополнение. Прямое отвечает на вопрос «кого? что?» и не имеет никаких предлогов перед собой. А косвенным дополнением считаются все остальные варианты.
При разборе дополнение всегда подчеркивают штриховой линией. Если в предложении стоят два дополнения, то они подчеркиваются оба, причем это могут быть как однородные, так и неоднородные слова. Например:
Таким образом, можно сказать, что это самый простой из всех второстепенный член предложения.
Иначе обстоит дело с определением. Данное слово также не отличается трудностью в использовании и достаточно легко определяется в предложении. Определение - это слово, показывающее и описывающее признаки предметов. Отвечает оно на вопросы «какая? какое? чей? чьи?» и все их производные. По типу данный член предложения может быть двух вариантов:
Здесь берется согласование определения со словом, которое оно описывает. Если происходит полная гармония в форме падежа, числа и рода, то это первый вариант. Например:
При разборе определение подчеркивают волнистой линией. В случае если мы имеем дело с не согласующимся типом, то здесь могут быть разные варианты:
Таким образом, мы видим, насколько многогранно употребление определения и как по-разному могут выглядеть второстепенные члены предложения.
Данное слово играет роль условия, при котором происходит действие. В зависимости от вопроса, различают разные обстоятельства:
При этом главное - правильно задать вопрос к слову. При разборе предложения обстоятельство подчеркивают штрихпунктирной линией. Лучше всего разницу обстоятельств можно увидеть на примерах:
В конце отметим, что вне зависимости от того, с каким предложением вы имеете дело, с простым или сложным, для определения его члена нужно правильно задать вопрос, и трудностей с разбором у вас не возникнет.