Урок № 9 (15.09.16)
Предмет: математика, 6-Б кл .
Тема урока: Деление чисел в данном отношении. Решение упражнений (2 -й урок в теме)
Тип урока:Урок применения знаний
Цели урока для учителя:
1. Создать условия для отработки навыка деления числа в данном отношении (предметная)
2. Развивать умения анализа и сравнения методов решения схожих типов задач (интеллектуальные умения)
3. Формировать умения определения целей деятельности и составления плана действий (организационные умения)
4. Учить доносить свою позицию до других и принимать чужие позиции (коммуникативные умения)
5.
Проверить уровень усвоения темы
Предметные умения:
Выполнять все действия с натуральными и дробными числами. Создавать математические модели решаемых задач: схема, выражение. Решать текстовые задачи с условием отношения величин.
Организационные умения:
Определять и формулировать цели деятельности
Составлять план по решению проблемы
Действовать согласно намеченному плану
Соотносить результат своей деятельности с поставленной целью
Организовывать самостоятельную деятельность по выбору и решению задач
Интеллектуальные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
Выдвигать гипотезы решения проблемы
Коммуникативные умения:
Отрабатывать приемы монологической и диалогической речи
Оценочные умения:
Сравнивать самостоятельно полученные результаты с предъявленным образцом
Обязательный минимум содержания:
Понятия, правила, закономерности:
алгоритм деления величины в заданном отношении
Предметные умения:
Делить величину в заданном отношении нескольких чисел, решать текстовые задачи с заданным отношением величин,
Ход урока:
Время:2 минуты
Организационный момент. Приветствие, определение отсутствующих.
Актуализация знаний.
9 минут
Ученики (ожидаемые действия)
УУД
Здравствуйте, ребята! Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число – сегодня 15 сентября 2016 г. Сядьте поудобнее и давайте вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке и какие задания научились делать?
Возникли ли у вас вопросы при решении домашнего задания? (Если «да» , то вызываю к доске, желающего показать решение, если «нет» - идем дальше)
Давайте посмотрим как вы научились делать те задачи, о которых вы сейчас говорили.
А мы с вами постараемся ответить на следующие вопросы:
Что называется отношением?
Прочитайте отношения: 15:6; 3:5; 5/7; ½: ¾ ; 0,5: 0,3
Какие из записанных отношений на ваш взгляд можно упростить? Упростите
А теперь рассмотрим решения на доске
Если в ходе решения возникли ошибки при использовании алгоритма – еще раз его проговариваем, обращаем внимание на наличие на доске опоры с алгоритмом
Возможные ответы:
Научились решать задачи и примеры на деление чисел в данном отношении.
1 человек записывает на доску решение домашней задачи
1 ученик работает самостоятельно у доски
Все учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания устно, если необходимо вычисления делают в тетрадях
Учащиеся читают задачу и рассказывают ее решение, класс вносит замечания, оценивает работу
Возможные ответы:
Регулятивные: осознать уровень и качество усвоения материала.
Коммуникативные: выражение своих мыслей.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Изучение нового материала
10 минут
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Средства обучения
Создание проблемной ситуации
А теперь, пожалуйста разделите число 120 в следующих отношениях: а) 1:5; б) 1/3:2/3; в) 3:2:5
Выполняют задание а), дают пояснения к выполнению. (100,20) (40,80) (36,24,60).
Выполняют задание б) с помощью учителя, ставят акцент на необходимости предварительно упростить отношение.
Испытывают затруднение при выполнении в) все или многие учащиеся
Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Формулирование
проблемы
(темы и целей урока)
Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте определить свои затруднения одним предложением
Формулируют затруднения в форме вопросов
Определяют тему, редактируют ее при помощи учителя, записывают в тетрадь
Определяют цели:
Составить алгоритм, как разделить число в отношении содержащем более двух членов
Научиться использовать правило для решения задач
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Познавательные:
подведение под правило;
Формулирование
нового знания
Мы с вами разделили число в заданном отношении.
Делают вывод:
чтобы разделить число в данном отношении нужно разделить это число на сумму членов отношения и результат умножить на каждый член отношения.
Регулятивные:
выделять то, что усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли, аргументация.
Закрепление нового материала
20 минут
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Применение нового знания
Решим несколько задач на деление числа в заданном отношении.
Разделите:
Число 42 в отношении 5:2
Число 28 в отношении 2:5:1
Число 27 в отношении 0,2:0,3:0,4
(работаем над проверкой второго ответа через сложение полученных величин)
Решаем задачи с контролем у доски:
№ 40, 43*.
Работают в парах, самопроверка по образцу.
Находят ошибку в предъявленных ответах, доказывают свою правоту двумя способами
По желанию у доски, класс работает самостоятельно, контролирует решение
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Познавательные: выдвигать гипотезы решения проблемы
Итог урока
4 минуты
Действия учителя (содержание диалога)
Ученики (ожидаемые действия)
Рефлексия
Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
П 1.3, № 44 (а,б,г).
записывают в дневник, просматривают в учебнике
Цель: формировать навык деления величин в данном отношении.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Предложить учащимся закончить фразу:
III. Мотивация
Привести примеры, когда необходимо умение
делить какую-либо величину в данном отношении.
Учитель:
Я предлагаю Вам решить свою
задачу:
Задача. В классе 24 ученика. Из них 10 мальчиков и 14 девочек. В каком отношении находится количество мальчики к количеству девочек?
Ученики:
10: 14, или 5: 7.
Учитель:
Количество мальчиков ко всему
количеству ребят в классе.
Ученики:
10: 24, или 5: 12
Учитель:
Количество девочек ко всему
количеству ребят в классе.
Ученики:
14: 24, или 7: 12
Учитель:
Прекрасно! А как узнать сколько
учащихся класса получили за работу «пять» если
известно, что таких учеников шестая часть?
Ученики:
24: 6 = 4 (учащихся)
Учитель:
Как узнать, сколько учащихся
класса получили «четыре», если известно, что
количество таких ребят относится к общему
количеству учащихся как 2:6?
Ученики
(после обсуждения): Мы не знаем,
как разделить величину в данном отношении.
IV. Целеполагание
Учитель:
Значит, мы должны научиться
делить величину в данном отношении.
Записываем тему урока в тетрадь.
V. Учебные действия
Задача.
Отец с сыном собрали 18 кг
яблок, причем отец собрал в 2 раза больше
яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок
собрал каждый из них?
Решим задачу.
Поскольку отец собрал в 2 раза больше яблок, то
количество собранных отцом и сыном яблок
находится в отношении 2: 1 . Значит, нужно 18 кг
разделить на две части, отношение которых равно 2: 1. Всего имеется 2 + 1 = 3 части, тогда на каждую
часть приходится 18: 3 = 6 (кг) яблок.
Поскольку сын собрал одну часть, то на его долю
приходится 6 * 1 = 6 (кг) яблок. Отец собрал 2 части, то
есть 6 * 2 = 12 (кг) яблок.
– Скажите, какие действия мы последовательно
выполняли, чтобы решить задачу?
Учитель.
Рассмотрим еще один пример.
Разобрать пример из учебника и также выделить
последовательность действий, которые необходимо
было совершить, чтобы решить задачу.
Учитель.
Мы рассмотрели решение двух
задач. Что общего в этих задачах
Ученики.
Для их решения необходимо было
разделить величину в данном отношении.
Учитель.
Сравните действия, которые мы
выполняли, чтобы разделить величины в данном
отношении.
Ученики. Они похожи.
Учитель. Попробуйте вывести алгоритм деления
величины в данном отношении
Алгоритм
Чтобы разделить число в отношении а : в , нужно:
– А теперь, работая в группах, придумайте сами задачи, которые решались бы с помощью данного алгоритма.
VI. Контроль
Заполните таблицу.
Учитель: Как разделить величину в данном отношении. Необходимо, чтобы учащиеся несколько раз проговорили этот алгоритм (можно своими словами).
VII. Оценка
Самооценка с помощью пятибалльной шкалы.
«Прямая и обратная пропорциональность» - Обратная пропорциональность. Временем работы станка и числа изготовленных деталей. Скоростью поезда и затраченным временем. Периметром квадрата и длиной его сторон. Не является пропорциональностью. Числом рабочих. Задание. Ростом ребёнка и его возрастом. Количеством товара и его стоимостью. Длиной и шириной прямоугольника с одинаковой площадью.
«Задачи на пропорциональность» - Ход урока. Цель. Путь от железнодорожной станции до посёлка за 30 минут. Сколько металла пойдёт на изготовление 24 таких деталей. 15 колхозников могут прополоть поле за 4 дня. Устный тренинг. Прямая и обратная пропорциональность. Пропорциональность. В сахарной свекле содержится 19% сахара. Релейная работа.
«Математика «Отношения и пропорции»» - Частное двух чисел. Математика. Крайние члены. Устный счет. География. Учение об отношениях и пропорциях. Что показывает каждое отношение. Отношение. Пропорция. Повторение раннее пройденного. Отношение двух чисел. Пропорциональность в природе. Отношения больше единицы.
««Пропорция» математика» - 90 человек. 80 человек. В шестых классах 90 человек. Простейшие преобразования пропорций: В каких классах больше отличников и на сколько человек? Отличники составляют 20%. Для «олимпиадников»: Основное свойство пропорции: Пропорции. В пятых классах школы 80 человек. Составьте новые пропорции из заданной.
«Отношения величин» - Первая машинистка может выполнить работу за 10 часов, а вторая – за 15 часов. После удорожания акций братья продали свои акции за 1000 рублей. Приведите примеры величин, которые вы знаете. Как вы поняли запись «2: 1»? 2. Найди отношение: Отношения величин. Старший брат внёс 500 рублей, а младший – 300 рублей.
«Пропорции в жизни» - Парфенон. Ф. Решетников. Разделите каждое из чисел последовательности Фибоначчи на предыдущее. Золотая спираль. Леонардо Пигано Фибоначчи. Золотое сечение. Леонардо да Винчи. Композиция пропорций человека. Что называют отношением двух чисел. Соотношение частей тела у ребенка. Пропорции в математике и изобразительном искусстве.
Всего в теме 26 презентаций
6 класс
УРОК № 6. Глава 1 . Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Тема .
Цель . Продолжить формировать навыки деления числа в данном отношении.
Ход урока.
Организационный момент.
Анализ самостоятельной работы.
Проверка домашнего задания.
Устное решение упражнений.
Мультимедийная доска: 1 ученик. Тестовые задания. (Эл. приложение к уч. Математика 6. Никольский. Каталог. Интерактивные модели. Отношение чисел и натуральные числа (10 заданий))
9 – 10 правильных ответов – «5»;
6 – 8 правильных ответов – «4»;
3 – 5 правильных ответов – «3».
Решение упражнений. (Задание на карточке)
134. Разделите число 56 на две части в отношении 3: 4.
1)
;
2)
. Ответ
: 24; 32.
135. Разделите число 420 на три части в отношении 2: 3: 7.
1)
;
2) ;
3) . Ответ : 70; 105; 245.
136. Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава?
Медь – ? кг, 5 частей
520 кг
Цинк – ? кг, 8 частей
Решение.
(кг) – цинка надо взять. Ответ : 320 кг.
137. Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5: 6: 8. Найдите стороны треугольника.
а – ? см
b – ? см 5: 6: 8 Р = 114 см
c – ? см
Решение.
1)
(см) – а;
2)
(см) – b
;
3)
(см) – с. Ответ
: 30 см; 36 см; 48 см.
Объяснение нового материала.
Деление числа в данном отношении.
Задача 3 . Первая машинистка может перепечатать 90 страниц за 10 ч, а вторая за 15 ч. Как распределить между ними 90 страниц, чтобы они перепечатали их в кратчайшие сроки?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
кратчайш.
?
2 машинистка
?
Решение.
1)
,
;
2)
,
;
3)
- отношение
к
;
4)
(стр.) – надо дать 1 машинистке;
5)
(стр.) – надо дать 2 машинистке.
Ответ : 54 стр.; 36 стр.
Решение упражнений.
Уч.с.13 № 39 (а,в). Первая машинистка перепечатает 10 страниц в час, а вторая – 8 страниц в час. Как разделить между ними 90 страниц, чтобы они закончили работу одновременно?
Пр.тр., стр./ч
t , ч
V , стр.
1 машинистка
одноврем.
? Ответ : 50 стр.; 40 стр.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. § 1.3 (выучить теорию). № 36(а), 40, 12(г,д), 15(в) (Обязательно прокомментировать. Время перевести в часы).
К задаче 40. О поташе. Электронное приложение. Каталог. Это интересно. Поташ.
Электронное приложение. Каталог. Контроль. Тест к пункту 1.1.