Главная » Засолка грибов » Сочинение по произведению "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Сочинение по произведению "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

МБОУ « Шоркистринская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

МБОУ « Урмарская СОШ им. Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Кто виноват?!

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

    Иванов И.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

    Иванова И.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»

2016

Тема урока: Кто виноват?!

(урок - размышление по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

И крестьянки любить умеют…

Н.М. Карамзин

Учитесь властвовать собой!

К беде неопытность ведет.

А.С.Пушкин

«Бедная Лиза» - образцовое произведение,

посвященное не внешним событиям,

а «чувственной» душе.

Е.Осетрова

Тип урока: урок – размышление (беседа с элементами анализа текста).

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления.

Цели урока:

    Знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», роль рассказчика и природы в повествовании, отличительные черты сентиментализма.

    Уметь анализировать эпизоды, определять силу любви в формировании человеческой души, понять авторскую позицию.

    Воспитать у ребят понимание необходимости гармонии рассудка и любви, гуманное отношение к человеку с осуждением аморальных поступков, умение вырабатывать собственное мнение об окружающем мире.

Оформление:

    Учебник литературы;

    Полный текст повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

    Портрет Н.М.Карамзина;

    Иллюстрация «Бедная Лиза»;

    Иллюстрации, сделанные учащимися к повести;

    Отличительные черты сентиментализма.

Ход урока

    Звучит «Песня Сольвейг» (на русском языке) Эдварда Грига. На фоне музыки читается наизусть эпизод из повести (лучше, если читать будет подготовленная ученица).

Лиза очутилась па улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. "Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!" - вот ее мысли, ее чувства! Жестокий обморок перервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице" остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести ее в память. Несчастная открыла глаза - встала с помощью сей доброй женщины - благодарила ее и пошла, сама не зная куда. "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!" Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость - осмотрелась вокруг себя, увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге - кликнула ее, вынула из кармана десять империалов и, подавая ей, сказала: "Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке - они не краденые - скажи ей, что Лиза против нее виновата, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку,- к Э... На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне,- попроси, чтобы она меня простила,- бог будет ее помощником, поцелуй у нее руку так, как я теперь твою целую, скажи, что бедная Лиза велела поцеловать ее,- скажи, что я..." Тут она бросилась в воду. Анюта закричала, заплакала, но не могла спасти ее, побежала в деревню - собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мертвая .

    Что случилось с бедною Лизой? Почему она решила уйти из жизни? (Ответы ребят могут быть самыми разнообразными, но главный из них – предательство любимого человека).

    Почему могло случиться такое? Кто виноват в этом? А что об этом думает сам автор? Вот главные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ сегодня на уроке.

    Итак, тема нашего урока: «Кто виноват?» (урок-размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»). Обратимся к повести. Каково происхождение и воспитание главной героини? (Читает ученица)

Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза, – которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза, – ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать; слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. – «На том свете, любезная Лиза, – отвечала горестная старушка, – на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть – что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».

Вывод: Лиза была простой крестьянкой, образования не имела никакого, воспитывалась в любви, трудолюбии и благоразумии.

    А кто же был ее избранник? (Читает ученик)

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет.

Вывод: Эраст – богатый дворянин, имеет прекрасное образование, воспитан, как все молодые люди того времени- цели нет, желаний нет.

    Эраст и Лиза - совершенно разные. Как могло случиться, что они полюбили друг друга? (Лизе исполнилось 17 лет, человек в этом возрасте не должен быть один, а Эрасту просто захотелось свежих ощущений).

Хорошо им было вместе?

Да! Потому что не было никаких обязательств друг перед другом.

С чего начинаются проблемы?

С маленькой лжи, когда Эраст просит Лизу ничего не рассказывать матери. (Обращение к тексту, читает ученица)

«Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» – «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».

Почему Эраст просит об этом Лизу?

Подсознательно он понимает, что никогда не будет с Лизой, потому что они слишком разные.

Что их отличает друг о друга?

Происхождение. Отношение к жизни. Отношение к природе. Отношение к деньгам. (Обращение к тексту)

Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. – «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» – сказала Лиза с тихим вздохом. – «Почему же» – «Я крестьянка». – «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».

    Маленькая ложь порождает большое предательство.

Следующий шаг к нему, к предательству:

Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. «Ах, я боюсь, – говорила Лиза, – боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?» – Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. – Эраст старался успокоить Лизу и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним. «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!» – «Будем, Лиза, будем!» – отвечал он. – «Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моем… Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся».

Последние слова Эраста свидетельствуют о том, что любви больше нет. Эраст добился всего, чего хотел, и потерял всякий интерес к Лизе. Слова эти произнесены с легким пренебрежением, будто он хочет поскорее от нее избавиться. Да, и это действительно так.

Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие. Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» – Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с тобою видеться: мне встретилось важное дело», – и всякий раз при сих словах Лиза вздыхала.

    Солгать в очередной раз было уже нетрудно. Он уходил скорее не на войну, а от Лизы, потому что уже ничто не связывало Эраста с его любимой «пастушкой». Он ее больше не любил.

Нужно ли осуждать Эраста за это? Конечно, да.

    А вы, ребята, как считаете, кто виноват в трагедии? Лиза? Эраст? А может, любовь?

Да, Лиза полюбили очень искренне, доверчиво, всей душой, как может любить чистая, воспитанная природой душа. Ибо «и крестьянки любить умеют». Она не понимала, что рядом с любовью могут жить ложь и предательство, и отдалась вся, без остатка. Лиза не понимала, что в жизни надо следовать не только велению сердца, но и разума, и жестоко поплатилась за это. А.С.Пушкин предупреждал: «Учитесь властвовать собой, к беде неопытность ведет», но Лиза-то оттого не знала, а разум ее молчал.

Вывод: Лиза, конечно, виновата: нельзя слепо любить, необходимо уметь контролировать свои поступки.

А что же Эраст? Он поступил так, как поступал всегда.

«Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей - возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».

Он откупился от нее, тем самым сделал еще больнее. Эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он.

Вывод: Эраст виноват вдвойне: он обманул и себя, и Лизу, предал любовь.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

    В повести есть еще один персонаж, который помогает разобраться в чувствах персонажей. Кто это? Да, конечно же, Природа. Можно сказать, что Природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

    Понравилось ли вам, ребята, эта повесть? Чем?

Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель постепенно подводит к мысли, что в нем есть ряд отличительных особенностей:

    легко и быстро читается, так как язык повести сближается с разговорным;

    в центре повествования – чувства человека;

    персонажи – простые, незнатные люди;

    пейзаж – не фон, а живая Природа, воспринимаемая не умом, а сердцем;

    эмоциональное восприятие окружающего мира.

Все это есть отличительные черты нового направления – сентиментализма, основоположником которого в русской литературе был Н.М.Карамзин.

Сентиментализм проявляется не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма. Обратимся к третьему эпиграфу. «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувственной» душе. И это действительно так.

    Подведение итогов.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и сегодня, тем более, что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

    Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Кто виноват в смерти Лизы» или «Возможен ли другой конец повести?»

Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.

Карамзин Бедная Лиза

Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.

Карамзин Бедная Лиза краткое содержание

Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.

Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться. Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах. И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство. Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.

Карамзин Бедная Лиза главные герои

Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее. По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие. А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.

Итак, Лиза. Лиза — это героиня произведения, которая была чистой, светлой, трудолюбивой. Это крестьянка, которая росла без отца, которая любила и заботилась о матери. Это добрая девушка, которая полюбила дворянина, но, любовь ей принесла только страдание и смерть.

Эраст — дворянин, который соблазнил девушку. Он эгоистичен, ветреный и нисколько не способен на чувства, а тем более на такие, как любовь. Он очень просто отказывается от девушки, которая очень любит его, которая отдала ему сердце свое и тело. Он предатель и никаких положительных эмоций этот герой у меня не вызывает.

В целом, произведение замечательное. Оно вызывает бурю эмоций, и прежде всего, переживания за бедную Лизу, которой досталось от жизни и которая имела нелегкую судьбу.

Сочинение по произведению «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина можно написать прекрасное. История трагической любви располагает к этому. В нашей статье мы представим возможные темы для сочинений по данному нетленному творению. Но сначала кратко вспомним сюжет.

Сюжет

Сюжет прост и вечен, как сама жизнь: несчастная сирота по имени Лиза рано потеряла отца. У нее на руках осталась старушка-мать. Девушке рано пришлось пойти работать. Она продавала цветы в городе, а доходы шли на пропитание двум женщинам.

Однажды Лиза увидела на улице красивого юношу - Эраста. Он ей понравился, она ему тоже. Молодой человек даже купил у молодой девушки все цветы, сказав при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Конечно, молодой человек был аристократом, а Лиза - крестьянкой.

Затем последовали свидания. На одном из них Эраст соблазнил Лизу, а потом ушел на войну, где бился не с врагом, а усиленно пускал по ветру свое состояние. Конечно, когда он пришел с войны, молодой человек не посчитал нужным уведомить об этом Лизу. Их встреча произошла случайно. Бывший возлюбленный рассказал девушке, что у него скоро женитьба на богатой вдове. Лиза не смогла вынести подлости Эраста и утопилась в пруду. Это послужило причиной смерти матери: она слегла и умерла. Такая вот грустная история. А теперь давайте подумаем, что из этого сюжета можно извлечь при написании сочинения по произведению «Бедная Лиза» Карамзина.

Судьба Лизы. Могла ли девушка остаться в живых?

Интересный вопрос, не правда ли? Лиза у Карамзина, пожалуй, персонаж, который не может уйти от авторского замысла никаким образом. Ее судьба предрешена. Устройство психики, необразованность, выражающаяся в фантастической наивности девушки, предполагали такую развязку.

Вспомните, ведь она мечтала быть барыней. В то время это было практически невозможно, да и кроме того, характер Эраста не подразумевал сражения за любовь, ибо он человек безвольный и слабохарактерный. Единственное, что его интересует в жизни - это разнообразные удовольствия (физические и духовные). Так что, если писать сочинение по произведению «Бедная Лиза», в этом вопросе ответ ясен, хотя каждый автор может рассудить по-своему.

Характер Эраста. Мучился ли он на самом деле после самоубийства Лизы?

Каков Эраст? Насколько он глубок, тонок, образован? Насколько он - человек (в высоком смысле этого слова)? Карамзин пишет в своем произведении, что если бы Эраст был не так ленив, то он смог добиться многого, но ему покорение вершин было малоинтересно, он хотел только наслаждаться.

Потом приключилась история с Лизой. Он девушку использовал в своих низменных целях и бросил, не заботясь о ее чувствах. Такой поступок прекрасно характеризует молодого дворянина, не так ли? Кстати, это может стать отдельной темой, если человек решится писать сочинение по произведению «Бедная Лиза», и будет она звучать примерно так: «Человечен ли Эраст?»

Далее он пошел воевать за Родину, но вместо защиты Отчизны играл в карты и проматывал свое состояние. Придя с войны, он не решил круто изменить свою жизнь, напротив, пошел по пути наименьшего сопротивления и женился на старой, но богатой вдове. Кажется, что падать дальше уже некуда. И после всего этого Карамзин хочет убедить читателя в том, что Эраст мучился после самоубийства Лизы? Так как принято считать, что произведение Карамзина - это драма двух сердец, то интересно было бы ответить на вопрос - а могли бы быть страдания Эраста подлинными или это только игра? Вот какую проблему стоит разрешить в контексте сочинения по произведению «Бедная Лиза» Карамзина.

Образ старушки - матери Лизы

Понятно, что мама Лизы, мягко говоря, далеко не самый главный персонаж, но его тоже можно исследовать. Например, перенести события повести в современную реальность и подумать над тем, как бы могла выглядеть такая «старушка-мать» сегодня.

Если это не слишком интересно предполагаемому автору, и он нацелен на более серьезное исследование, то можно поразмышлять на тему того, как возможность получить образование изменило мышление женщин.

Вот две примерные темы, по которым можно написать сочинение по произведению «Бедная Лиза».

«Вертер» Гете и «Лиза» Карамзина

И самая любопытная тема для продвинутых школьников: сравнение «Страданий юного Вертера» и «Бедной Лизы» Карамзина. Интересные параллели можно обнаружить. Например, именно «Вертер» вдохновил Карамзина на создание своего "ответа Западу". У Гете в его произведении даже есть история (ее рассказывает Вертер Альберту - жениху Шарлотты) о девушке, которую покинул любимый, и она бросилась в воду.

Возможно именно этот образ девушки-утопленницы из «Вертера» послужил прототипом для «Бедной Лизы». Это вполне может быть, учитывая, что произведения вышли с разницей почти в 20 лет.

Если нет желания скрупулезно исследовать текст, можно в контексте этой же темы рассмотреть два образа трагической влюбленности, соответственно, женской и мужской.

Кстати говоря, именно самоубийство Лизы в конце повести, возможно, навеянное «Страданиями юного Вертера», сделало рассказ о судьбе девушки новаторским для России. Неожиданность развязки по сравнению со старыми романами в том, что героиня кончает жизнь самоубийством. Это обстоятельство поставило в один ряд Гете и Карамзина в своих странах. Об этом писал, например, В. В. Сиповский в "Очерках из истории русского романа".

Когда школьник думает о том, на какую тему написать сочинение, «Бедная Лиза» (первое национальное произведение) Н. М. Карамзина сразу же должна обратить на себя его внимание, исходя из всего вышеизложенного.

В заключение остается только сказать, что можно выбрать тему для сочинений из предложенных или выдумать свою. Главное, писать вдумчиво и с душой. Если эти два условия будут соблюдены, то за свое сочинение волноваться не стоит. Благодатную почву для размышлений дает «Бедная Лиза». Карамзин Н. М. только отличные сочинения писал.


Н.М. Карамзин относится к писателям-сентименталистам, а его произведение "Бедная Лиза" является одним из популярнейших произведений и этого автора, и направления сентиментализм. Благодаря этому мы можем утверждать, что в произведении "Бедная Лиза" рассматривается социальная и нравственная проблематика. Докажем это, опираясь на одну из характеристик сентиментализма - утверждение богатого внутреннего мира представителей низших сословий, в данном случае это Лизы и противопоставленная этому испорченность аристократии - здесь - Эраст.

Лиза - обычная крестьянка.

У нее умер отец, а мать после этого тяжело заболела, и Лизе пришлось взять всё хозяйство на себя:"... одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве". При этом девушка не роптала от своей "участи", они принимала это с благодарностью:" Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза...". А это говорит о доброте ее сердца, благородстве и трудолюбии. Девушка - крестьянка - бедная материально, но имеет такой богатый внутренний мир. Эраст - полная ей противоположность.

Он - богатый дворянин. Как пишет автор, "с изрядным умом и добрым сердцем", но "слабый и ветреный":"Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою".

Это дает нам право говорить о том, что Эраст ветреный молодой человек, привыкший к всяческим развлечениям своей персоны.

Отношение к жизненным ситуациям и проблемам разное в разных социальных слоях. Это можно наблюдать во всем вышесказанном. Для Лизы не было проблемой и бедой, что на ней лежала отнюдь не легкая работа всей семьи, что ей одной нужно тянуть это: ухаживать за матерью, работать по хозяйству, зарабатывать деньги. Тогда как Эраст скучает и жалуется на свою "сладкую" судьбу, что у него кончились развлечения и ничто не доставляет ему истинного удовольствия. Так мы рассмотрели одну сторону социальной проблематики, из которой вытекла и нравственная. Можно подытожить, что в зависимости от того, к какому социальному сословию ты относишься, настолько глобально или наоборот мелко ты смотришь на ту или иную проблему.

Но рассмотрим это и с другой стороны. Лиза - крестьянка с чистым девичьем сердцем. Каждое чувство, которое наполняет ее грудь, она переживает тяжело и долго. После встречи с Эрастом она плохо спала:"Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представляется, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала". В это время Эраст отнесся к Лизе и к влюбленности в нее как к очередному временному развлечению:"...думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Лиза полюбила Эраста всем сердцем, всю себя отдала чувству. Эраст, казалось бы тоже, но нет. Когда понадобились деньги, а свои он проиграл, он бросил бедную Лизу и женился по расчету. Он пренебрег чувствами "своей пастушки", чем погубил ее. И здесь мы увидели каков внутренний мир и ценности крестьян и как испорчен нравственно аристократ.

Н.М. Карамзин в своем произведении рассмотрел проблематику социальных слоев и уровни нравственности. Автор показал контраст низших и высших слоев, продемонстрировав в реалии нравственность тех и других.

Обновлено: 2017-07-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.

Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя. Повествование писатель ведет от первого лица.

Главные герои повести

Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.

Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.

Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.



Великолепие природы, которую созерцает автор

Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.



Начало истории Лизы

Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.

Зарождающаяся любовь Лизы

А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.

Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.

Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.

Богатый дворянин по имени Эраст

Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.



Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.

Образ старушки-мамы

Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».

Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.

Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.

Горькие перемены в судьбе

Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.

Последняя встреча с Лизой

Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».

Предательство Эраста

Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.

Лиза бросается в воду

Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.

Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе

В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.

“Бедная Лиза” – краткое содержание повести Н.М. Карамзина

3 (60%) 2 votes


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта