Стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта Амалии Ризнич.
Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:
Простишь ли мне мои ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.
Затем мотив ревности усиливается. Он описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам, - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет той уверенности, в чувствах - определенности.
Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор, -
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета.
Зачем его должна ты принимать?..
Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…». Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается уверить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны!
Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
«Чужая личность… “потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В.А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения кжизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.
Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:
…Лобзания твои Так пламенны!
Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою!
Анафора присутствует и в финале стихотворения:
Не знаешь ты, как сильно я люблю.
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».
Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст - все это присутствует в пушкинском творении.
Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, “нежное, благоуханное и грациозное” чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.
Одно из таких произведений – элегия “Простишь ли мне ревнивые мечты” . Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.
Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:
Простишь ли мне мои ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: “ты мне верна” звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и “неправомерность” собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам – “пустая”. В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах – определенности.
Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини – гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор, –
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?..
Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: “Но я любим…” Однако в интонациях героя – не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях – отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
“Чужая личность… „потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини – там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, – для него это роковой в своей неразрешимости вопрос”, – пишет В. А. Грехнев.
Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете – и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.
В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.
Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть – описание поведения героини в свете. Вторая часть – описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова “зачем”. Во второй части преобладают восклицательные предложения – герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:
…Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Анафора присутствует и в финале стихотворения:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: “ревнивые мечты”, “безумное волнение”, “надеждою пустой”, “любви моей несчастной”, “чудный взор, то нежный, то унылый”, “досадой одинокой”, “друг жестокий”, “нескромный час”. Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: “друг жестокий”, “мой милый друг”.
Элегия “Простишь ли мне мои ревнивые мечты” по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст – все это присутствует в пушкинском творении.
(No Ratings Yet)
Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.
Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.
Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя.
Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:
Простишь ли мне мои ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.
Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах - определенности.
Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!
Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор, -
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?..
Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:
Но я любим... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
«Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В. А. Грехнев.
Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.
В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.
Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:
Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Анафора присутствует и в финале стихотворения:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».
Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст - все это присутствует в пушкинском творении.
Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, “нежное, благоуханное и грациозное” чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.
Одно из таких произведений – элегия “Простишь ли мне ревнивые мечты”. Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.
Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя.
Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:
Простишь ли мне мои ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной:
“ты мне верна” звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и “неправомерность” собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.
Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам – “пустая”. В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах – определенности.
Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини – гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор, –
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?..
Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: “Но я любим…” Однако в интонациях героя – не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях – отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
“Чужая личность… „потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини – там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, – для него это роковой в своей неразрешимости вопрос”, – пишет В. А. Грехнев.
Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете – и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.
В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.
Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть – описание поведения героини в свете. Вторая часть – описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова “зачем”. Во второй части преобладают восклицательные предложения – герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:
…Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Анафора присутствует и в финале стихотворения:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.
Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: “ревнивые мечты”, “безумное волнение”, “надеждою пустой”, “любви моей несчастной”, “чудный взор, то нежный, то унылый”, “досадой одинокой”, “друг жестокий”, “нескромный час”. Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: “друг жестокий”, “мой милый друг”.
Элегия “Простишь ли мне мои ревнивые мечты” по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст – все это присутствует в пушкинском творении.
(Пока оценок нет)
Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич. Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности: Простишь ли мне мои ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Ты мне верна: зачем же любишь ты Всегда пугать мое воображенье? Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы: Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый? Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах - определенности. Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения: Мной овладев, мне разум омрачив, Уверена в любви моей несчастной, Не видишь ты, когда в толпе их страстной, Беседы чужд, один и молчалив, Терзаюсь я досадой одинокой; Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий! Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете: Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор, - Спокойна ты; веселый твой укор Меня мертвит, любви не выражая. Скажи еще: соперник вечный мой, Наедине застав меня с тобой, Зачем тебя приветствует лукаво?.. Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому: Что ж он тебе? Скажи, какое право Имеет он бледнеть и ревновать?.. В нескромный час меж вечера и света, Без матери, одна, полуодета, Зачем его должна ты принимать?.. Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность: Но я любим... Наедине со мною Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! «Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В. А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной: Мой милый друг, не мучь меня, молю: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно. Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора: ...Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! Анафора присутствует и в финале стихотворения: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как сильно я страдаю. Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг». Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст - все это присутствует в пушкинском творении.