Главная » 1 Описание » Как ходили в туалет женщины на лесоповале. Сортирная история: каким был туалет до появления унитаза? Не царское это дело

Как ходили в туалет женщины на лесоповале. Сортирная история: каким был туалет до появления унитаза? Не царское это дело

Связь. Говорят, что она правит миром. Существуют профессии по связи с общественностью, например. А иногда и в буквальном смысле. Телефония – традиционный вид связи, и прокладка телефонного (хорошо, пусть будет посовременнее – оптоволоконного) кабеля по канализации – тоже профессия в сфере связи. Эдакий, ассенизаторско-коннекторский микс.

Обобщая, можно сделать вывод, что профессии, связанные со связью, имеют весьма широкий профиль. Общей чертой остается одно – все, кто занят в сфере ее обеспечения, позволяют абонентам взаимодействовать, обмениваться информацией, решать проблемы и, как это ни банально звучит, делать мир лучше.

Это вовсе не красивая гипербола. После дотошного анализа причин взрывного роста развития США в середине 19 века (т.е. еще рабство не отменили), экономисты сделали вполне конкретный вывод: рост стал следствием строительства железных дорог в стране и последующей прокладки телеграфных линий. Так же, со сферой коммуникаций связан и рост в 70-х гг. уже 20-го века. И потому было бы крайне любопытно узнать, кто именно обеспечивает бесперебойность и качество связи (глобально). Иными словами, работы и профессии рабочих связи.

Профессии связи

Отставим шутки в сторону, потому что быть профессиональным связистом означает стать специалистом широкого профиля, обладающим экспертными знаниями по всему этому профилю. Любопытно, что хотя внутри этой сферы знаний выделяют более специализированные профессии, специалисты-носители универсальны и способны заменить друг друга в случае необходимости. Итак, назовем профессии в сфере связи:

  1. Инженер сетевых связей и систем.

Интересно, что за профессией «сети связи и системы» зачастую стоят обязанности менеджера по закупкам высокотехнологического оборудования (но об этом чуть позже). По факту профессия инженер связи - это должность эксперта в области проводов, выстраиваемым на их основе информационным контурам и системам управления ими.

  1. Специалист по технологиям беспроводного соединения.

Сферу их деятельности можно охарактеризовать одним слово - Wi-Fi. Однако развивающиеся сейчас широкополосные системы спутникового соединения – это тоже их поле ответственности. Специалист в данном деле уже больше программист, чем организатор.

  1. Специалист по работе с мобильными операторами.

В должностном функционале такого сотрудника:

  • проектирование вышек сотовой связи;
  • определение необходимого и достаточного расстояния между ними
  • расчет параметров сигналов различных видов;
  • контроль монтажа телекоммуникационного оборудования.

Здесь уже присутствует узкий профиль при требованиях широкой базы теоретической подготовки.

  1. Специалист по военной связи.

Этот сотрудник отвечает за установку и поддержание сигнала даже в тех случаях, когда радиообстановка этому противодействует. Кроме того, от него требуются специализированные знания и навыки в области программирования и криптографии.

  1. Профессия электромонтер связи или… электрик.

Это тоже специалист по связи. И от результата его работы зависит необходимость вышеуказанных специалистов в организации.

Профессия: реклама и связи с общественностью

Те, чьи трудовые годы выпали на время социалистического строительства, здесь наверное, недовольно скривятся: мол, связь с общественностью - что это за профессия! Оно и понятно, советский максимум такого функционала - это, пожалуй, секретарь референт. А во время становления дикого капитализма в России специализацию таких кадров видели в придумывании разной креативной рекламы.

С тех пор профессия специалиста по связям с общественностью претерпела существенные изменения вместе с революцией в способах этих самых общественных коммуникаций. Теперь всем заправляют социальные сети. И грамотный эксперт в этой области:

А) проводит последовательную информационную политику своей компании среди заинтересованных сообществ;

Б) поддерживает на стабильно высоком уровне рейтинги популярности фирмы;

В) осуществляет контроль попадающего в медийное пространство контента относительно представляемой им компании;

Г) наконец, профессия специалиста по связям предполагает и отклик. Имеется в виду обратная связь от заинтересованных контрагентов, на которую тоже нужно реагировать.

Реклама, как таковая, в данной профессии не является приоритетом. Эта должность изначально появляется лишь в тех организациях, которые вырастают настолько, что перестают нуждаться в искусственной популяризации. Теперь главный инструмент их рекламы – это их аккаунты в соцсетях.

Сети связи и системы коммутации. Профессия

Говоря о профессиях отрасли связи, уже была затронута специальность «систем коммутации» (сети и связи). В связи с фундаментальной значимостью этой специализации, предлагается осветить ее поподробнее. Итак, она предполагает следующие знания и навыки:

  • инженер должен ориентироваться в оборудовании и отслеживать новинки;
  • он проводит ответственную работу по определению необходимого количества требуемых коммуникационных материалов (кабеля) и сопутствующей арматуры (переходников, зажимов и пр.);
  • все, что связано с проводами, – сфера компетенции данного специалиста;
  • именно инженер по проводным технологиям дает обоснование по развертыванию и поддержанию коммуникационных сетей требуемых характеристик.

Профессия техник связи, как еще называют эту специальность, будет востребована всегда. И тем в большей степени, чем более интерактивным будет становиться жизнь большинства населения.

Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Профессии

В сфере телекоммуникации и связи профессия, связанная с инфокоммуникациями и технологиями на ее основе стоит особняком и подразумевает сразу несколько специализаций:

  1. проектирование телекоммуникационных систем (в т.ч. интегрированных);
  1. инженерия в области технической поддержки информационных систем;
  2. системное администрирование;
  3. радиоэлектронное техническое сопровождение;
  4. конструирование и тех. поддержка приемников и передатчиков сигналов;
  5. инженерия в сфере сетевых технологий (в т.ч. тех. поддержка телефонии);
  6. программирование;
  7. администрирование технологий в сфере телекоммуникаций.

И отвечая на вопрос: оператор связи - что это за профессия? Со всей полнотой ответственности можно привести в качестве примера специалиста по инфокоммуникационным технологиям.

Почтовая связь. Профессия

Не смотря на рост по экспоненте электронных средств коммуникации и связи, традиционная почта не утрачивает своих позиций. Главным образом, по двум причинам:

1 – монополия на официальные уведомления при коммуникации гражданин-государство (судебные повестки и извещения; официальные письма и уведомления);

2 – доставка посылок и бандеролей по минимальным расценкам (обеспечение товарного обмена населения как внутри страны, так и в международном формате).

И здесь ключевой технологией является сортировка. В стране уже построено и продолжают в рамках ФГУП «Почта России» создаваться логистические центры, где в автоматическом режиме корреспонденция сортируется для дальнейшей отправки адресатам. Соответственно, профессии оператора почтовой связи близки по своей сути к инженерии инфокоммуникационных технологий, т.к. при обслуживании высокотехнологичной и производительной техники потребуются навыки всех рассмотренных выше специализаций.

Колледж связи. Профессии

В рамках данной статьи было перечислено достаточно много позиций (как названия специальностей, так и перечисленные востребованные знания и навыки) в сфере связи и коммуникаций. Получить подготовку по этим специальностям заинтересованные лица могут в специальных учебных заведениях – колледжах связи.

Компетенции, получаемые в рамках подготовки, являются высокоответственными, поэтому не стоит пытаться получать такое прикладное образование в учреждениях, не имеющих для этого должной аккредитации. Здесь выбор один – только государственные учебные заведения. Ранее универсальным образовательным центром по данному профилю был техникум связи: профессии, к которым готовили в подобных учеб. заведениях, а также их выпускники всегда ценились на профильных отраслевых предприятиях. Сейчас техникумы «перепрофилировались» в колледжи, но суть осталась та же.

Институт связи. Профессии

Помимо колледжей подготовкой по телекоммуникационным специальностям занимаются и учебные заведения более высокого ранга, предоставляющие высшее образование. Как правило, профессиональная специализация (локализация знаний) осуществляется в рамках факультетов.

Профессия оператора 1С сформировалась как специализация в деятельности оператора ПК (оператора персонального компьютера). Она зародилась в середине 90-х годов с активным развитием и внедрением программных продуктов компании 1С.

На сегодняшний день существует множество версий программ 1С, они предназначены для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями: это 1C:Бухгалтерия 8 ПРОФ, 1С:Предприятие 8, Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами, Бухгалтерский и налоговый учёт, Зарплата и управление персоналом, Торговый и складской учёт, Комплексная автоматизация и пр.

Внедрение новых конфигураций программ 1С позволяет совершенствовать деятельность компаний и повышать их доходность.

Операторы 1С трудятся в организациях и на предприятиях в любых сферах экономики.

Работа оператора 1С на сегодняшний день очень перспективна, востребована и хорошо оплачивается работодателем.

Тип и класс профессии

Профессия оператор 1С относится к типу "Человек-Знак", предметом труда является деятельность, в основе которой лежит работа с цифрами, таблицами, текстами, формулами и т.д.

Дополнительный тип профессии - «Человек-Техника», так как деятельность осуществляется с помощью персонального компьютера и офисной техники.

По характеру труда профессия относится к исполнительскому (алгоритмическому) классу, так как направлена на работу по заданному алгоритму, образцу, с соблюдением имеющихся правил, нормативов, инструкций, стандартов.

Оператор 1С - это технический исполнитель, осуществляющий подготовку данных на различных электронных носителях с использованием программных продуктов 1С, в основные обязанности которого входят:

    внесение в базу 1С первичной документации, ввод цифровых и других видов данных;

    учет товарооборота: приход, расход, движение товара, сверка остатков;

    формирование отчетов по движению товарно-материальных ценностей, поступление материалов, расход материалов;

    выписка комплекта документов на отгрузку;

    составление прайс-листов;

    внесение товара на склад;

    подготовка отчетности и пр.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Оператор 1С должен знать:

    программные продукты 1С

    основы документоведения

    основы экономики, бухгалтерского, управленческого и налогового учета, кадровой работы.

    трудовое законодательство

    основы ценообразования

    правила налогообложения.

Оператор 1С должен уметь:

    оформлять торговые и складские документы, такие как счета, счета-фактуры, заявки, накладные и прочую документацию;

    проводить инвентаризацию товаров на складе;

    формировать различные формы отчетности;

    создавать отчеты по остаткам, по взаиморасчетам с клиентами, торговые и кассовые отчеты;

    работать с операционной системой Windows;

    работать с современной офисной техникой.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Основными профессионально важными качествами оператора 1С являются:

    развитое абстрактно-логическое мышление;

    высокий уровень развития технических и математических способностей;

    высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;

    склонность к учетно-аналитической работе;

    склонность к работе с цифровой информацией;

    развитая мелкая моторика кистей и пальцев рук;

    терпеливость, усидчивость;

    способность длительное время выполнять однообразную работу без снижения качества.

Условия работы

Для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы должность оператора 1С оптимально соответствует физическим особенностям. Деятельность осуществляется, в основном, в положении сидя с использованием компьютера. Обычный рабочий день оператора 1С проходит в стандартных условиях, в кабинете или офисе.

Особое внимание необходимо уделить специализированной рабочей среде и рабочему месту, адаптированному под нужды сотрудника. К техническим условиям обеспечения деятельности, учитывая особенности лиц с ограниченными двигательными возможностями, относятся:

    рабочее место, адаптированное для инвалида;

    персональный компьютер с необходимым программным обеспечением 1С, а также с доступом в систему Интернет;

  • нормативно-правовые и локальные акты - необходимая экономическая, юридическая литература.

Функционально-планировочная структура здания, в котором размещается организация, должна быть логически простой и компактной.

При входе в здание должны быть установлены пандусы, крепкие и надежные перила, внешняя дверь должна открываться вовнутрь, чтобы избежать травматических последствий. Ширина дверных проемов должна соответствовать эргономическим характеристикам стандартной инвалидной коляски, что соответствует 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей “вертушек” на путях передвижения инвалидов не допускается. Наиболее удобные в использовании двери - раздвижные автоматические. При размещении сотрудника на втором и последующих этажах, должен быть предусмотрен лифт.

Площадь рабочей зоны для специалистов с ограниченными двигательными возможностями должна быть не менее 4,2 м 2 .

Поверхность рабочего стола, используемого специалистом в работе, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола. Рабочий стул для инвалидов, не использующих при передвижении инвалидного кресла, должен быть оснащен устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях - специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании.

Работа оператора 1С штатная, оплата труда осуществляется в соответствии с окладом по штатному расписанию. Стиль одежды на рабочем месте - официально-деловой.

Медицинские противопоказания

Основное противопоказание к профессии оператора 1С для лиц с ограниченными двигательными возможностями - это неспособность к выполнению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим в работе оператором 1С, относятся:

    травматические повреждения головного мозга;

    ампутация верхних конечностей;

    тяжелые и средние формы детского церебрального паралича с поражением функций верхних конечностей;

    деформации рук при детском церебральном параличе в тяжелых формах гемипареза и двусторонней гемиплегии;

    аномалии развития пальцев кисти, в случае препятствия работе на клавиатуре персонального компьютера;

    нарушения речи при ДЦП;

    психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);

    нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук, в случае препятствия работе на клавиатуре персонального компьютера;

    тяжелые формы неврологической симптоматики при ДЦП;

    психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);

    органические, включая симптоматические, психические расстройства;

    шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

    умственная отсталость;

    эпилепсия.

    серьезные нарушения зрения

    нарушения слуха

Пути получения профессии

Профессиональная подготовка, необходимая для работы оператором 1С, осуществляется в системе начального профессионального и дополнительного профессионального образования, в учебных планах которых предусмотрено обучение по базовым продуктам 1С.

Профессию оператора электронно-вычислительных машин с изучением программных продуктов 1С можно получить в экономических и финансовых колледжах, коммерческих школах, учебных центрах и пр.

Условия для обучения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы созданы в Москве в таких образовательных учреждениях, как:

    Технологический колледж № 24;

    Экономико-технологический колледж № 22;

    Финансовый колледж № 35;

    Московский промышленно-экономический техникум;

    Колледж малого бизнеса № 4;

    Колледж сферы услуг № 10;

    Колледж предпринимательства № 11;

    Строительный колледж № 12;

    Политехнический колледж № 8 им. Н.Ф. Павлова;

    Московский реабилитационный центр для инвалидов, техникум;

    Технологический колледж № 14;

    Колледж предпринимательства № 15;

    Колледж малого бизнеса № 48;

    Технологический колледж № 49;

    Московский социально-педагогический колледж.

Центры дополнительной профессиональной подготовки также проводят дистанционное обучение всех желающих и выдают по окончании курсов сертификат 1С.

    Учебный центр «1С-Рарус»;

    Учебный центр «Специалист»;

    Учебный центр «RG-Soft» и многие другие.

Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

Области применения профессиональных знаний

На сегодняшний день профессия оператор 1С очень востребована на рынке труда Москвы. Существует большое количество организаций и предприятий в различных сферах экономики, нуждающихся в таких специалистах. Высокий спрос на операторов 1С объясняется, прежде всего, необходимостью подготовки отчетности для государственных органов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации в программе 1С. Чаще всего, штатные должности операторов 1С вводятся в крупных и средних компаниях с большим товарооборотом. В других организациях функции операторов 1С возложены на администраторов, офис-менеджеров, секретарей, бухгалтеров и пр.

Оператор 1С имеет шансы трудоустроиться в:

    розничные торговые сети и отдельные магазины;

    Интернет-магазины;

    оптовые торговые компании;

    оптовые базы;

    крупные склады;

    дистрибьюторские компании;

    промышленные предприятия;

    логистические компании;

    компании, предоставляющие различные услуги юридическим и физическим лицам;

    государственные учреждения;

    компании по производству и продаже программного обеспечения;

    организации, предоставляющие услуги мобильной и Интернет-связи;

    строительные компании;

    агентства по продаже недвижимости и т.п.

Перспективы карьерного роста

На базе своих знаний и навыков оператор 1С имеет возможность выстроить карьеру в нескольких направления: торговле, складском или бухгалтерском учете, административно-хозяйственной работе, внешней экономической деятельности, информационных технологиях и других.

Получение высшего профессионального образования открывает возможности вертикальной карьеры.

Нередко операторам 1С предоставляется возможность работать на условиях дистанционной занятости (надомной работы, выполнения заказов на договорной основе).

Телефонная связь-одно из наиболее совершенных средств делового и личного

общения людей.

Телефонисты по характеру выполняемой работы подразделяются на телефони-

стов местной (городской, сельской, внутрипроизводственной) телефонной связи.

Телефонисты междугородной связи являются работниками более высокой квали-

фикации. Также имеются телефонисты справочной службы городской телефон-

ной сети.

Развитие телефонной связи идёт по пути автоматизации телефонных станций.

Количество АТС (автоматических телефонных станций) с каждым годом растёт.

Но такое перспективное направление в деле совершенствования связи не исклю-

чает необходимости иметь значительное число специально подготовленных теле-

фонисток междугородных телефонных станций. Это связано с тем, что на между-

городных линиях применяется и так называемая заказная система обслуживания

абонентов (лиц, предварительно оплативших право на телефонные переговоры,

сделавших соответствующий заказ). Эта система имеет свои удобства для абонен-

тов и развивается наряду с системой АТС.

В числе главных требований, предъявляемых к профессии,-- всесторонняя гра-

мотность, хорошее владение русским и родным языками, основными терминами

одного из иностранных языков, высокая культура речи, безупречный слух, внима-

тельность и собранность, быстрая реакция.

Есть профессии древние, например, каменщика, повара, ткача, а есть молодые, которые ещё лет сто тому назад казались людям необычными и таинственными.

К последним относится и профессия телефонистки-информатора.

Сегодня телефон-привычный атрибут нашего быта. Телефонная служба круп-

ных городов имеет справочный узел, основными работниками которого являются телефонистки-информаторы. В любое время дня и ночи можно набрать «09», и те-

лефонистки справочного узла сообщат необходимый номер телефона.

Работают телефонистки в большом светлом зале, где поддерживается опреде-

лённый температурный режим, и рабочие места защищены от прямых солнечных

лучей. Для уменьшения производственного шума стены и потолок зала обиты зву-

копоглощающими материалами, а полы устланы коврами. Телефонистка сидит за

индивидуальным столом, оборудованным ячейками, где в определённом порядке

расположены карточки с номерами телефонов. Перед ней смонтирована панель

с сигнальной лампочкой и тумблерами, с помощью которых осуществляют связь

с абонентом, переключают его на разговор со старшей телефонисткой или с теле-

фонисткой, дающей справки о номерах телефонов жителей города.

Чтобы руки телефонистки-информатора во время работы были свободны, на её голове с помощью оголовья закрепляется микротелефон специальной кон-

струкции. При вызове абонента телефонистка автоматически подключается к нему, называет свой рабочий номер, выслушивает вопрос, при необходимости

уточняет его и затем называет абоненту по памяти или по карточке, отыскав её

в картотеке, нужный номер телефона.

На рабочем месте телефонисток службы информации находятся всевозмож-

ные справочники, путеводители, схемы, альбомы, расписания, программы. Ог-

ромный справочный материал размещён в специализированной картотеке, состо-

ящей из нескольких разделов. Один из них содержит все данные о промышлен-

ности, другой-о вузах, техникумах и школах, третий-о культурных учрежде-

ниях и т.д..

Несколько раз в год картотека проверяется и пополняется новыми сведени-

ями: о новых улицах и магазинах, ателье и отделениях связи, о новых маршрутах

городского транспорта.

Работа каждой телефонистки-информатора подвергается выборочному конт-

ролю: её ответы в течение рабочего дня записываются на магнитофонную

ленту и затем анализируются. Основными показателями успешной работы

являются количество выданных, их правильность, быстрота ориентировки в

справочных материалах, культура обслуживания абонентов. Когда в работе обнаруживают ошибки, небрежность, магнитофонную запись демонстрируют

допустившей брак телефонистке и указывают на недостатки.

Работа телефонисток справочной службы «09» и службы информации в

значительной степени различается. В первом случае она более интенсивна,

но менее разнообразна и сложна, не требует специального поиска. Телефонистка должна правильно понять вопрос, как можно быстрее отыскать

в картотеке или вспомнить нужный номер телефона и чётко, без ошибок

назвать его. Чтобы дать справку, телефонистке высшего класса необходимо

тельно однообразная, требует концентрации внимания в условиях помех, быстроты реакции, усидчивости.

Труд телефонистки службы информации менее интенсивен и более разно-

образен. Она имеет возможность проявить свою эрудицию, инициативность,

способность быстро ориентироваться в разных вопросах.

У телефонисток обеих служб наибольшую нагрузку в течение всей смены

испытывает слуховой анализатор.

Хорошая память-надёжный помощник информатора. Запоминается в основ-

ном словесно-логический материал: цифры, даты. Наиболее опытные телефо-

нистки-информаторы, не заглядывая в справочники, по памяти могут дать

десятки всевозможных сведений, адресов, номеров телефонов.

Если человек обладает необходимыми знаниями, выдержкой, усидчивостью,

сосредоточенностью, он будет удовлетворён своей работой.

Труд телефонистов, работающих на электронных машинах, сравнительно

однообразен, несколько напряжён. Требуется значительная концентрация вни-

мания, усидчивость, готовность к реакции в условиях относительного дефицита

времени, так как на выдачу справок отводится строго определённое время.

Некоторая монотонность в работе может вызывать чувство утомления.

Много находчивости и изобретательности проявляют работники справоч-

ной службы. Скромный, незаметный на первый взгляд труд телефонисток-ин-

форматоров приносит большую пользу людям, помогает им жить и работать.

Литература:

Николай Левшов « Связь обеспечим!»; Издательство «Знание»; Москва 1990г..

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: « ПРОФЕССИЯ. ТЕЛЕФОНИСТ.»

Ученика 9-В класса

ООШ №7 г.Бердянска

Галицина Андрея

Хотя прообразы современных унитазов со смывом археологи обнаружили в Древнем Египте, Вавилоне, Риме, Афинах, жители средневековых городов не использовали подобные удобства.

Роль канализации для них выполняли канавы вдоль городских улиц, а место унитазов заняли ночные горшки, которые, впрочем, использовались и днем.

Несмотря на то, что в канавах прокладывались покатые желоба для стока нечистот, Париж утопал в зловонии. В 1270 году был издан закон, запрещающий парижанам выливать помои из окон под угрозой штрафа. Но так как следовали ему очень немногие, закон был смягчен: выливать нечистоты можно, но только после троекратных предупредительных криков: «Осторожно! Выливаю!»

С чистотой были проблемы не только в бедных районах Парижа – в самом Лувре не было ни одного туалета для королевских особ. Знать справляла нужду в садах, аллеях, коридорах, на лестницах. Поэтому периодически все жители дворца покидали его и отправлялись в другой – чтобы слуги могли все помыть и проветрить.

Опорожнять кишечник, устроившись на подоконнике, было опасно, особенно после выпитого алкоголя. Поэтому, заботясь о безопасности гостей, во дворцах стали делать окна до пола, без подоконников, но с решетчатыми заграждениями изогнутой формы – чтобы было удобнее расположиться. Именно такая конструкция получила название «французский балкон».

В средневековых замках отхожие места находились в выступающих частях стен, маленьких балконах без окон – эркерах. Для рыцарей и их семей «тайные покои» устраивались в шахте камина – там справлять нужду было тепло и уютно.

Туалетной бумаги в то время еще не было, ее роль выполняла солома или губка. По трубам, проложенным вдоль стен, нечистоты стекали за пределы замка, а иногда отверстие каменного сиденья открывалось прямо в ров.

Постепенно в городах появились общественные туалеты, но дамы из высшего общества в них не заходили. В путешествии они использовали переносные сосуды, которые были богато расписаны и украшены. Сельский житель вполне мог перепутать фарфоровый горшок для знатной дамы с супницей или соусницей. Горшки имели ручку – чтобы утром служанка могла его взять и опорожнить во время утренней уборки.

Во времена Людовика 14 во Франции жил священник Луис Бурдалу, проповеди которого не отличались краткостью. Не каждая женщина могла выслушать речь полностью, не испытав желания справить малую нужду.

Выходом из положения стали дамские утки особой формы, использовать которые можно было не вставая с места, – пышные юбки и отсутствие белья способствовали незаметности процесса. Их назвали по имени священника – бурдалу. Бурдалу использовались и в длительных путешествиях. Их перевозили в дорожных футлярах, но на прогулке дама могла отдать судно служанке, или даже спрятать в своей муфте.

Для мужчин изготовлялись переносные сосуды другой формы, отвечающие их потребностям и физиологии.

Горшки встраивали в кресла, даже тронные – чтобы король мог не отвлекаться от важных государственных дел, и в лавки в трактирах – чтобы посетители не прерывали обед и выпивку.

Также горшки прятались в комодах, прикроватных ступеньках, а в библиотеках, где проводилось много времени, их маскировали под декоративные колонны.

На дне могло находиться изображение неугодного правителя или злейшего врага.

«А там, в безмолвии огромные чертоги...» Водоснабжение и другие удобства

Не менее важна для прозы жизни была вода и водоснабжение, связанные с ними бани, принятие ванн, водные процедуры.

Долгое время с водой было плохо, так как было недостаточно. Но в 1773 г. началось строительство . Если до этого небольшая баня находилась лишь в северной части Екатерининского дворца, то теперь строятся бани с большими ваннами-бассейнами. Водокачальная паровая машина снабжала водой Екатерининской дворец.

В Старом саду Екатерининского парка находились две бани, построенные по проектам И.В. Неелова. У северного Квадратного пруда находилась . Неподалеку, но в стороне от аллей, было расположено здание , предназначенной для придворных.

Выдающимся сооружением стал архитектурный ансамбль, созданный уроженцем Шотландии Чарльзом Камероном у торцевой стены южного корпуса Большого дворца - с Агатовыми комнатами. Общее название комплекса — . Была тщательно продумана система подачи воды и стока. В каждой из комнат находилась «машина для растворения окна» . В отчете о ходе работ в 1787 г. отмечается:«... водопровод с колодцем, ящиком и насосом окончан, осталось только изготовленные свинцовые трубы положить на места» . Накопившаяся в специальном колодце вода затем насосами подавалась наверх по свинцовым трубам, проложенным под Висячим садом. Затем она нагревалась в специальных сосудах и подавалась в бассейны. Для стока воды использовалась труба большого диаметра под Цветочным садиком, откуда вода самотеком уходила в сторону канала.

В «Холодных банях» находилась и русская баня - небольшое, обшитое деревом помещение. В ее сооружении Ч. Камерону помог зодчий И. Неелов. В южном углу комнаты была печь, на решетку которой положили 250 пушечных ядер. Их раскаляли, поливали водой. Впрочем, это был тип аристократической бани, после открытия стали ясны и ее недостатки. Статс-секретарь Екатерины II А.В. Храповицкий записал в дневнике 26 мая 1788 г.: «Пришед по утру из теплой бани, жаловались, на худобу оной. - Странно, что все строение для ней делано, а баня вышла негодная».

Величественный ансамбль в виде древнеримского дома-бани воспринимался, прежде всего, как памятник архитектуры и вдохновил А.С. Пушкина на создание строк:

А там, в безмолвии огромные чертоги,

На своды, опершись, несутся к облакам.

Позднее в Екатерининском парке по проекту архитектора Дж. Кваренги (1791) была сооружена , просуществовавшая до 1941 года. Устройство самого бассейна было поручено инженер-капитану Толю. Постройкой руководил «под смотрением Кваренги» каменных дел мастер И. Руска. После войны сохранился лишь один из портиков купальни.

Баня имелась также и в Александровском дворце.

О другой (недостроенной) вспоминает графиня Шуазель-Гуффье: «Во время моего посещения для государя (Александра I) строили по древним образцам баню; или, вернее, ее разрушали, благодаря тому, что не были соблюдены размеры постройки, которая предназначалась для помещения громадного бассейна, высеченного из одного куска гранита и настолько обширного, что в нем можно было плавать во всех направлениях» . Речь идет о и огромной ванне в нем - сначала мраморной, а позднее- гранитной.

Одной из последних построек в Екатерининском парке в царствование Николая Павловича стало здание на юго-западном мысе Большого пруда, задуманное вскоре после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. В 1850 г. был утвержден разработанный И. А. Монигетти один из вариантов проекта бани с куполом и минаретом, увенчанным шпилем с полумесяцем. Внутри находился восьмиугольный зал, мыльня, раздевальня и сени. В центре зала был беломраморный бассейн с фонтаном.

В рассматриваемый период все более привычным становится, как тогда говорили, «брать ванну». Ванны уже не маскируются, как это было в XVIII веке. Кроме того, во второй четверти XIX века распространяются так называемые «купальные шкафы», то есть душевые кабинки, которые для Николая I делались из красного дерева. Для утреннего умывания использовались различные кувшины и чаши, часто изготовлявшиеся из серебра. Некоторые из них служили долго. Не случайно, в «особой записке», приложенной к духовному завещанию Николая I (3 марта 1845 г.), Николай Павлович завещает: «Г[ене-рал]-а[дъютанту] Адлербергу... серебряную чашу, в которой я голову обкачивал (в память, что мы с ним в детстве всегда ею любили играть...».

В 1859 году Монигетти проводит ремонтные работы в пяти комнатах, занимаемых великой княжной Марией Александровной в Царскосельском Старом дворце. Помимо заделки окон, переноса перегородок и дверей, установки голландских и кирпичных шведских печей, архитектор организует в этих комнатах водопровод, устраивает ватерклозет и даже ставит медную ванну с кранами для подачи воды, нагреваемой специальной голландской печью с котлом.

От «Pot de chambre» до «ватерклозетной машины»

О некоторых сторонах интимной жизни обитателей Царскосельских дворцов почти неизвестно... В фондах ГМЗ «Царское Село» сохранился фарфоровый урильник (ночной сосуд - pot de chambre) начала XIX в., изготовленный на частной мануфактуре в Париже (10,6 на 23,2 см). Этот сосуд имел не только утилитарное назначение. Он является и произведением искусства — в самом центре изображена головка Зефира с откровенной надписью: «Приоткрываю розу».

Ночные сосуды - вазы и урильники — весьма редки в собраниях отечественных музеев, хотя, из архивных источников известно, что они десятками заказывались на Императорском фарфоровом заводе. Поступали такие деликатные изделия также из Франции. Впрочем, известно, что Людовик XIV (король с 1643 по 1715 гг.) запретил строить туалеты во дворцах и отправление естественных потребностей на балах и приемах было достаточно вольным. Гости могли мочиться в камины, за дверями и шторами, а то и просто с балконов. Это была одна из причин частой смены королем дворцов, ведь их приходилось промывать и проветривать.

В России в дворцовом быту XVIII века дело обстояло иначе. По этому поводу П.В. Романов пишет: «...В России активно пользуются специальными вазонами. Во второй половине бала лакеи буквально сбиваются с ног, публично разнося горшочки, чтобы гости могли укрыться с ними за установленными в углах залы ширмами. Такая процедура не считалась неприличной и вполне вписывалась в нравы того времени.

Торжественный подарок ночной вазы был естественен. Более того, таким подарком можно было похвастаться, его выставляли на видное место. Каких только форм и расцветок среди них не было: в форме лотоса или листа кувшинки, распустившегося цветка или диковинного сосуда с многочисленными украшениями. Туалетная комната императрицы [речь идет о Елизавете Петровне - Л.В.] в Петергофе с зеркалами и туалетными столиками — была оборудована настоящим туалетом со стульчаком, похожим на дачные отхожие места. В особых случаях даме подавалась ночная ваза "бурделю" (специальная дамская). Кстати, просвещенная Екатерина II абсолютно без стеснения принимала не только своих подданных, но даже иностранных послов, восседая на специальном кресле, под которым красовалась бурделю. Правда, ее до груди закрывала специальная ширма. Прошло еще немало времени, чтобы общество пришло к пониманию: свои интимные процессы необходимо скрывать» . Впрочем, апоплексический удар сразил императрицу за туалетом все же за закрытой дверью в ее уборной.

Для придворнослужителей все выглядело еще проще. Авторы одной брошюры сообщают на этот счет: «Когда в 90-е гг. XVIII века в Царском Селе был возведен Александровский дворец, которым Екатерина Великая одарила своего внука, левое крыло здания выделили для прислуги. Понятно, что прислуга могла обойтись "удобствами во дворе". Вот и появился между левой частью дворца и Кухонным корпусом милый п . Но строил-то эти удобства так же, как и сам дворец - не кто-нибудь, а великий !».

В конце XIX в., когда левое крыло Александровского дворца перестраивалось под жилые покои, сооружение было снесено как оказавшееся под окнами будуара другой императрицы - Александры Федоровны, супруги Николая II.

В Александровском дворце канализация была проведена в 1850-х гг. по проекту .

Следует отметить, что обустройство дворцов подобным инженерным новшеством (ватерклозет был даже представлен в Хрустальном дворце на пер¬вой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году) было типично для этого времени, несмотря на то что организация канализационных систем была достаточно дорогостоящей.

В. И. Яковлев, ссылаясь на архивные чертежи, указывает, что водопровод в Александровском дворце устраивался в 1849 году, «главным образом для снабжения водою ватерклозетов», и архитектором Монигетти был составлен проект канализации дворца К сожалению, указанные чертежи обнаружить не удалось.

В собрании ГМЗ «Царское Сою» хранится план Большого Царскосельского дворца, также подписанный Монигетти, с обозначением системы водопровода и ватерклозетов, по-видкмому, относящийся к 1859 году, времени проведен и я работ, в результате которых во дворце насчитывалось уже 66 ватерклозетов, 50 умывальников» 6 ванн, купальный шкаф и 3 чугунные чаши для чистой воды в буфетах.

В связи с этим в июле 1860 году под надзором Монигетти машинистом В. Юнтом в нижнем этаже Агатовых комнат была установлена первая водоканальная паровая машина, качавшая за 10 часов до 3000 ведер воды из ближайшего к павильону Зеркального пруда в резервуар, помещенный на чердаке Большого Царскосельского дворца. Свинцовая труба доходила до середины пруда, где был устроен фонтан, обложенный пудожским камнем. Следует отметить, что поэтапное устройство водопровода и ватерклозетов в Большом Царскосельском дворце завершилось лишь в 1866 году, работами в правом и левом полуциркулях.

Канализация Александровского дворца была подключена к Царскосельским очистным сооружениям в 1906 году. В спальне Александры Федоровны, по левую сторону от кровати, в углу за занавесями, был встроен обшитый деревом туалет – там находились фарфоровый унитаз и умывальник, подсоединенные к водопроводу и канализации. Туалет обычно был закрыт и редко использовался: у императрицы имелась отдельная ванная рядом с Гардеробной, что было более удобно.

В июне 1912 г. на должность инженера, занимающегося канализационными работами в Царском Селе был назначен

  • Тярлево. Фильтровске шоссе 7-а. Очистная биологическая станция (Водоканал)

Источники:

  • Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Детском Селе.
  • Выскочков Л.В. Очерки повседневной жизни царской семьи в конце XVIII - первой половине XiX вв. Альманах Екатерининский собор, вып. 3, 2009 год
  • А. Тоесева. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта