Главная » 1 Описание » Наука изложенная на бумаге. Письменные практики: как писать, чтобы стало легче жить

Наука изложенная на бумаге. Письменные практики: как писать, чтобы стало легче жить

Уж простите за несусветную банальность, но все же повторюсь, жизнь - штука сложная. Всем нам становится порой очень тяжело перенести то или иное событие, решить какую-то внутреннюю проблему, выбраться из депрессии. И тогда могут помочь очень простые и доступные каждому так называемые письменные практики.

Средство от всех болезней

Письменные практики - еще один психотерапевтический инструмент. Суть в том, что вы пишете о своей жизни, чтобы вам становилось легче. Здесь имеет место не только момент изложения на бумаге/экране, но также еще и отношение к тому, о чем вы пишете. Это некий отклик на происходящее. Причем не важно, пишите ли вы ручкой на бумаге или печатаете на компьютере... Письменные практики - это то, что поможет вам справиться со своими проблемами самостоятельно, без помощи сторонних лиц.

Еще 30 лет назад психолог, профессор техасского университета Джеймс Пеннебейкер обнаружил, что если определенным образом писать о своих переживаниях, то улучшается здоровье. Причем не только душевное, психологическое, но и телесное. С тех пор как он начал свои исследования, проведено и опубликовано уже более 300 работ на эту тему, что более чем достаточно для проверки эффективности какой-либо психологической практики.

Первое исследование Пеннебейкера строилось следующим образом. Он собрал две группы людей: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа должна была писать о чем-то совершенно обыденном, незначительном, например, о том, что они ели на завтрак. В то время как вторая, экспериментальная, - о чем-то исключительно волнующем, значимом, о чем они никогда никому не рассказывали. Писать нужно было 15 минут. Каждый участник эксперимента заходил в пустую комнату, где был стол, на котором лежали лист бумаги, ручка и задание. Человек писал ровно 15 минут, потом по звонку прекращал, сворачивал лист и либо оставлял его в специальной коробке в углу аудитории, либо забирал с собой. Эксперимент длился четыре дня: испытуемые повторяли одни и те же действия каждый день на протяжении всего этого времени.

Потом проводили наблюдение за теми, кто участвовал в опыте. У людей из контрольной группы, которые писали на обыденные темы, ничего не изменилось. Те, кто входил в экспериментальную, где нужно было излагать на бумаге какие-то тяжелые ситуации и моменты своей жизни, пришли к неожиданному результату. Выяснилось, что по сравнению с тем, как это было до терапевтического письма, до этого экспериментального вмешательства, они стали в два раза меньше обращаться к врачам и употреблять лекарств.

Пеннебейкера и его коллег интересовало, что именно работает, почему улучшается здоровье у многих людей, причем не только у здоровых, но и у тех, кто страдает серьезными хроническими заболеваниями. Ученый пришел к следующему выводу. У каждого человека есть потребность высказаться, поговорить о своей жизни, поведать о тех или иных событиях, идеях. И если это не получается, например, не время или нет подходящего собеседника, то происходит сдерживание вербализации своих чувств и мыслей. Долгое сдерживание приводит к хроническим стрессам, которые, в свою очередь, вызывают физические болезни.

Письмо о чем-то значимом по 15 минут в день помогает даже в запущенных случаях. Исследования показали, что у астматиков снижается количество и интенсивность приступов, уменьшается частота болевого синдрома у страдающих ревматоидным артритом, пациенты с онкологией реже пробуждаются ночью, у пожилых людей операционные раны заживают быстрее.

Научиться использовать письменные практики в своей повседневной жизни очень просто. Тем более, что в отличие от обычных лекарств, которые не всегда помогают, этот способ ничего не стоит и не дает побочных эффектов! Может быть поэтому сейчас письменные практики применительно к психологии человека достаточно интенсивно и эффективно используются во всех сферах нашей жизни: на биржах труда, в больницах, в местах заключения свободы, в школах и так далее.

Как писать, чтобы стало легче

Письменные практики - достаточно мощный инструмент, и если не знать о технике безопасности, то можно всерьез навредить себе. Что же нужно учитывать, когда вы пишете о своей жизни, чтобы это было действительно полезным для здоровья? Иными словами, как писать, чтобы стало легче?

Пеннебейкер предлагает делать это следующим способом: вначале экспрессивно, а потом рефлексивно. Что это значит? Экспрессивное письмо предполагает, что вы погружаетесь в поток переживаний и выражаете их, просто изливаете их на бумагу без самоцензуры, стараясь ухватить свое переживание во всей его сложности и отпустить его. То есть нужно писать так, как есть. Здесь совершенно не нужно, чтобы получался красивый текст, даже не обязательна грамотность изложения, не нужны знаки препинания. Важно ухватить переживание момента, то, что максимально волнует в воспоминаниях или в текущем моменте.

Затем, после небольшого перерыва, вы как бы делаете шаг назад: отступаете и смотрите на ваш написанный текст по-иному, перечитываете его и при этом занимаете другую позицию. Вы не в потоке переживания, вы из него вышли, отстранились и осмысляете, рефлексируете. И в этом положении вы пишете о том, что, по вашему, было важно в процессе письма: какие чувства пришли к вам, какие осознания, как вы ощущаете себя сейчас, когда перечитываете все это, что оказалось новым, что, возможно, удивило, а что наоборот подтвердилось в том, что вы знали о себе, и куда это может вас привести. Может это подталкивает вас к каким-то размышлениям, действиям, разговорам, общению, поступкам, или к недействию, воздержанию от поступков...

Вы не должны бояться, что кто-то прочтет написанное вами и потом так или иначе сможет использовать это против вас. Поэтому подумайте, как вы будете хранить свои записи (если решили их хранить), чтобы не подвергать себя такой опасности.

Обратите внимание на еще один момент - на наличие так называемого «собеседника», в данном случае он будет внутренним, а не внешним. Для кого-то это Бог, для кого-то - просто друг. У этого собеседника может не быть конкретного имени или статуса. Но когда вы пишете о своей жизни и о том, что значимо для вас, лучше всего настроится на обращение к этому собеседнику, к этому слушателю, который примет вас такими, какие вы есть: в стыде, в неприязни к себе, в отвращении, в страхе, в сомнениях.

Еще один момент, которому вы должны следовать, когда пишете о важных для себя вещах, - не стоит погружаться слишком глубоко. Нужно понимать, что в любой момент вы можете «всплыть», вернуться обратно к повседневности. Не надо заставлять себя насильно быть в том состоянии, где вам страшно и некомфортно. Обычная бумага или экран пусть станут для вас предохранителем - очень трудно написать то, что на данный момент вы не готовы осознать, принять.

Помните, что проводить такую самотерапию можно не только когда у вас какие-то проблемы, и отражать на бумаге не только какие-то печальные или страшные вещи. Писать о чем-то радостном или просто очень волнующем приветствуется и всячески поощряется!

Лестница структурированности

Еще один важный фактор, соблюдая который письменная практика принесет вам пользу, - это структурирование. Чтобы понять, что это такое, давайте сначала рассмотрим противоположный подход. Многие знакомы с фрирайтингом и утренними страницами из книги Джулии Кэмерон «Путь художника» . В ней говорится о свободном письме - это когда вы не размышляете, а пишете в течение 30 минут то, что у вас есть в голове в настоящий момент. То есть вы переносите на бумагу весь поток нестройных хаотичных мыслей. Это как раз и не является структурированным письмом.

Директор института письменной терапии Кэтлин Адамс в свое время проводила исследование важности структурирования письма в противовес отпусканию себя на самотек, свободному письму. Она обнаружила, что чем больше у человека в данный момент в жизни напряжения, стресса, горя, страха и так далее, тем более структурированным должно быть письмо.

Кэтлин Адамс разработала некую шкалу, которую назвала лестницей структурированности. На ней в определенном порядке размещены основные типы письменных практик или, как их еще называют, дневниковых упражнений, в зависимости от конструкций и степени влияния. Свободное письмо там тоже есть. Но использовать его настоятельно рекомендуется только когда у вас все в жизни хорошо и спокойно. Если есть проблемы и что-то гложет, то лучше ставить таймер на 5-6 минут, а не писать три страницы или сколько из вас «лезет». За это время очень трудно навредить себе действительно серьезно, но его достаточно, чтобы вынести из границ своего сознания и подсознания какой-то материал, с которым можно дальше работать.

Самыми структурированными письменными практиками считаются те, когда вы сосредотачиваетесь на чем-то. Например, вы выбираете «слово дня» и раскрываете его, или завершаете незаконченные предложения. Можно писать списки, рисовать «майнд мэпы», кластеры... Все это не займет более пяти минут, но при этом принесет большую пользу.

Если вы хотите научиться выражать мысли письменно, учитывать потребности своих читателей, заставлять каждое ваше слово «говорить» с ними - будь то рассказ, блог, бизнес-письмо или электронная почта - вы должны смотреть за тем, что пишите. Не имеет значения, какое у вас образование или культурный уровень. Если вы начнете делать эти маленькие безболезненные вещи уже сегодня, то быстро улучшите свои писательские навыки и повысите эффективность общения.

1. Больше читайте - так часто и много, как вы можете

Читайте авторов, блогеров, журналистов и любых других писателей, которых сможете найти. Изучайте язык, который они используют, построение предложений и грамматику. Так вы узнаете, что работает, а что нет. Это позволит вам не только улучшить стиль письма и свой словарный запас, но и расширить свои взгляды на мир, пробудить любопытство, стимулировать воображение и творчество. Во время чтения вы находитесь под влиянием интересных тем, опыта, культуры, и все это может привести вас к более креативным мыслям. Кроме того, чтение само по себе приятно и производит терапевтический эффект. Учитывая суету жизни, оно поможет вам расслабиться и отдохнуть.

2. Пишите каждый день - по крайней мере, не меньше 15 минут

Секрет становления писателя в том, что он должен писать. Не имеет значения, сколько вы пишите, главное - делайте это каждый день. Это лучший способ практиковать ремесло и улучшить ход своих мыслей. Это также поможет вам сформировать привычку письма. Найдите свой темп и пишите в течение трех часов, получаса или даже 15 минут. Вы не должны писать по 40 печатных страниц в день, но вы должны убедиться, что вы занимаетесь своим делом, по крайней мере, 15 минут. Если у вас нет темы на сегодняшний день, просто ведите свой дневник.

3. Пишите на простом языке

Независимо от того, насколько сложный или технический ваш вопрос, описывайте его в прямой и простой форме и желательно по существу. Не испытывайте интеллект и терпение своих читателей, которым придется иметь дело с толстыми словарями, претенциозным жаргоном и посторонними мыслями. Употребляйте знакомые, повседневные слова, чтобы облегчить восприятие и подарить удовольствие читателю. Это уменьшит шансы путаницы и неправильного толкования предполагаемого смысла.

4. Разделяйте процесс письма и редактирования

Разделение этих видов деятельности позволит вам сэкономить время, освободить пространство и завершить обе задачи одинаково хорошо. На первом этапе сосредоточьтесь на том, чтобы донести до читателя все, что вы хотите сказать. Письменная грамотность, стиль и опечатки будут исправлены на этапе редактирования. Нет ничего постыдного в том, что первый вариант будет несовершенен. У вас есть достаточно времени, чтобы изменить его позже.

5. Определите свои основные идеи

Расскажите об основной идее или, по крайней мере, намекните на нее в первых нескольких предложениях вступительной части. Не заставляйте читателя слишком много ждать и гадать, о чем вы пишите. Люди нетерпеливы и не будут терять времени, чтобы читать бред. Точно так же избегайте начинать рассказ с общих фраз.

6. Меняйте длину предложений, их структуру и типы

Изменение длины предложений, их типов и структуры помогает избежать однообразия и обеспечивает упор там, где это необходимо. Используйте короткие предложения, чтобы подчеркнуть идею. Длинные предложения лучше использовать, когда вы хотите проиллюстрировать или объяснить идею. Кроме того, смесь простых и сложных предложений, в том числе команд и вопросов, поможет вам оживить текст. Имейте в виду, что написанный текст должен звучать.

7. Используйте конкретные слова

Конкретные слова - это термины для вещей, которые можно увидеть, услышать, попробовать, понюхать или потрогать. К примеру «стол», «горячий», или «танец». Используйте конкретные слова и избегайте абстрактных терминов, если это возможно. Абстрактные слова и фразы недоступны для чувств и личного мнения читателя («замечательно», «один из лучших»). За такими абстрактными словами часто кроется простая риторика. Если вы называете что-то «замечательным», это не значит, что и остальные думают так же. Если вам приходится использовать абстрактные слова, подтверждайте их доказательствами из надежных источников.

8. Уберите все лишнее

При редактировании вашей работы устраните все ненужные слова и фразы в тексте. Вы должны быть уверенным, что все ваши высказывания попадают прямо в точку, и вы не ходите вокруг да около. Ничто так не утомляет, как использование посторонних, многословных терминов при письме. Удаление всех ненужных слов улучшит читаемость и сделает текс более легким для восприятия.

9. Определите свою аудиторию

Не начинайте писать, пока вы точно не знаете, для кого вы это делаете. Кто является вашей целевой аудиторией? Какие проблемы и потребности есть у этих людей? Какого они пола? Где они живут? Что для них важно? Сможет ли написанное вами решить какие-то их проблемы? Во время работы будет недостаточно определить только один из этих факторов. Прежде чем писать, рассмотрите вопрос со всех сторон. Если вы сможете это сделать, то задача наполовину выполнена. Вы уже стали добросовестным писателем.

10. Делайте перерыв в любом из этих правил

Мы пишем, чтобы выразить себя, а также информировать, просвещать или развлекать других. Не относитесь к себе при этом слишком серьезно. Расслабьтесь и получайте удовольствие от того, как вы себя выражаете. Когда вы расслаблены и веселы, написанное вами не будет казаться слишком скучным или излишне умным. Вы не будете беспокоиться о том, чтобы угодить всем. Ваши читатели будут придавать значение тому, что вы написали, и станут наслаждаться чтением.

Случается, что трудности в общении возникают из-за проблем медицинского или психологического характера. Они могут быть связаны, например, с неблагополучным детством. В подобных случаях лучшим выходом будет обратиться к логопеду или психотерапевту, они помогут справиться с комплексами и трудностями и обрести уверенность в себе.

Если никаких травм у вас не было, но от одной мысли о публичном выступлении пересыхает в горле, а слова и мысли путаются, тогда можно прибегнуть к помощи тренингов по ораторскому искусству, личной эффективности или по работе с вашей самооценкой.

Иногда умение ясно излагать свои мысли зависит от образа мышления человека. Если он мыслит аудиально, то говорить ему гораздо легче, чем тому, чье мышление является визуальным. Творческим людям зачастую гораздо проще выразить себя в том, чем они занимаются, например, в музыке, в танце, в книге или картине.

Что поможет сделать свою речь более грамотной

Постоянно повышайте свой словарный запас, больше читайте. Литературные научат вас нужным конструкциям красивой и грамотной речи. Чаще общайтесь с людьми, четко и ясно излагающими свои мысли. Старайтесь брать с них .

Для развития умения общаться очень полезно начать изучать логику и научиться логически мыслить. Это поможет вам глубже смотреть на происходящее, понимать его суть, а также более четко и ясно излагать свои мысли.

Отлично помогает ведение своего блога или дневника. Постоянное общение и выражение своих мыслей в письменной форме научит вас правильно строить предложения и описывать происходящее вокруг вас.

Отлично помогают домашние тренировки с разнообразными предметами. Возьмите, например, кастрюлю или телефон, и попробуйте в течение 5 минут описывать вещь красивыми литературными фразами. Постепенно увеличивайте время тренировок и усложняйте задания. Стремитесь к тому, чтобы говорить не повторяясь ни разу во фразах на протяжении часа.

Начните подражать. Повторяйте за телеведущими или актерами фразы, копируя их интонации.

Если вам предстоит публичное выступление, заранее приготовьте текст, выучите его, а затем попробуйте пересказать своими словами.

С незапамятных времен люди пытались изменить мир, чтобы быть счастливыми. Это никогда не работало, потому что проблема решалась не с той стороны.

«Работа Байрон Кейти - это просто четыре вопроса, это нечто невещественное. Она не имеет мотива или условий. Без ваших ответов она - ничто. Эти четыре вопроса дополнят любую программу, которая у вас есть, и усилят ее. Если у вас есть какая-то религия - они укрепят ее. Если у вас нет религии - они принесут вам радость. И они выжгут все, что не является для вас правдой. Они проложат дорогу к реальности, которая всегда ждет вас».

Работа Байрон Кейти:

1. Это правда?


Разворот.

Изложение мыслей на бумаге

Первый шаг Работы состоит в том, чтобы записать свои суждения о какой-либо стрессовой ситуации в вашей жизни в прошлом, настоящем или будущем - о человеке, который вам не нравится или о котором вы беспокоитесь ; о ситуации, когда кто-то раздражает, пугает или огорчает вас, вызывает у вас неуверенность или смущение. Запишите ваши суждения именно в форме тех мыслей, которые приходят к вам.

Не удивляйтесь, если сначала вам будет трудно заполнять вопросник. Тысячу лет нас учили не судить - но давайте посмотрим правде в глаза, мы до сих пор постоянно этим занимаемся. Истина заключается в том, что осуждающие мысли не перестают крутиться в наших головах. Благодаря Работе мы наконец позволяем себе высказать или даже прокричать эти мысли на бумаге. Мы обнаруживаем, что даже самые неприятные мысли могут быть встречены с безусловной любовью.

Я призываю вас написать о тех, кого вы еще не полностью простили. Это наиболее эффективное начало. Даже если вы простили кого-то на девяносто девять процентов, вы не свободны до тех пор, пока прощение не будет полным. Этот один процент, который вы не простили, - тот самый камень, о который вы спотыкаетесь во всех ваших отношениях (включая отношения с самим собой ).

Если вы являетесь новичком в исследовании, то я настоятельно советую вам не начинать с заполнения вопросника о самом себе. Если вы начнете с осуждения самого себя, то ваши ответы будут включать в себя мотивы и решения, которые не работают. Осуждение кого-то другого, а затем исследование и разворот-вот прямой путь к пониманию. Вы сможете осудить себя позже, наработав опыт проведения исследования, достаточный для того, чтобы доверять силе правды.

Если вы начнете с того, что направите свой обвиняющий перст вовне, то сами окажетесь вне фокуса. Вы сможете дать выход чувствам и не подвергать себя цензуре. Мы часто бываем совершенно уверены в том, что должны делать другие люди, как они должны жить и кем им надо быть. У нас абсолютное зрение в отношении других людей, но не самих себя.

Когда вы делаете Работу, вы узнаете, кто вы есть, благодаря знанию о том, что из себя представляют другие люди. В конечном счете вы начинаете понимать, что все находящееся вне вас является отражением ваших собственных мыслей. Вы являетесь рассказчиком, проектором всех ваших историй, а мир - это спроецированный образ ваших мыслей.

С незапамятных времен люди пытались изменить мир, чтобы быть счастливыми. Это никогда не работало, потому что проблема решалась не с той стороны. Работа позволяет нам изменить проектор - ум, а не проецируемый образ. Это подобно тому, как если бы на линзу проектора попала ворсинка. Мы думаем, что дефект находится на экране, и пытаемся изменить того или иного человека, на котором этот изъян нам привиделся. Но бесполезно пытаться изменить проецируемый образ. Как только мы поймем, где находится помеха, мы сможем очистить сами линзы. Это означает конец страданий и начало маленькой радости в раю.

Люди часто мне говорят: «Почему я должен осуждать своего ближнего? Я же знаю, что все это касается меня». Я отвечаю: «Я понимаю. Но, пожалуйста, доверяйте процессу. Осудите своего ближнего и следуйте простым инструкциям». В качестве примера привожу тех людей, о которых вам может захотеться написать: мать, отец, жена, муж, дети, братья и сестры, партнер, сосед, друг, враг, сосед по комнате, начальник, учитель, подчиненный, сослуживец, товарищ по команде, продавцы, таможенники, мужчины, женщины, представители власти, Бог. Как правило, чем более персонифицирован ваш выбор, тем более эффективной может быть Работа.

Позже, когда вы станете более опытным в Работе, возможно, вы исследуете свои суждения о таких вещах, как смерть, деньги, здоровье, ваше тело, ваши пристрастия и даже ваше самоосуждение. В сущности, как только вы будете готовы, можете сделать записи и провести исследование относительно любой неприятной мысли, появляющейся у вас в голове. Когда вы осознаете, что любой стрессовый момент, переживаемый вами, является подарком, указывающим путь к вашей свободе, жизнь станет очень приятной.

Пожалуйста, избегайте искушения проводить исследование, не записывая свои суждения. Если вы попытаетесь выполнять Работу в голове, не отразив мыслей на бумаге, ум перехитрит вас. Прежде чем вы даже это осознаете, он ускользнет и будет рассказывать уже другую историю, чтобы доказать, что он прав. Но хотя ум и способен оправдывать себя со скоростью, превышающей скорость света, его можно остановить с помощью записей. Как только мысли зафиксированы на бумаге, они остаются постоянными и к ним легко можно применить исследование.

Запишите свои мысли, не пытаясь подвергнуть их цензуре. Сидите с ручкой и бумагой и просто ждите. Слова придут. История придет. И если вы действительно хотите знать правду, если не боитесь увидеть свою историю на бумаге, ваше эго будет писать, как маньяк. Оно ни о чем не беспокоится, оно полностью раскрепощено. Это день, которого эго ждало. Дайте ему жизнь на бумаге. Оно ждало, когда вы остановитесь, хотя бы один раз, и действительно прислушаетесь к нему. Оно расскажет все, как ребенок. Затем, когда ум выразит себя на бумаге, вы можете приступить к исследованию.

Я призываю вас быть осуждающими, резкими, по- детски непосредственными, придирчивыми и даже мелочными. Пишите со спонтанностью ребенка, обиженного, злого, смущенного или испуганного. Не пытайтесь быть мудрым, духовным или добрым. Наступило время быть абсолютно честным относительно своих чувств и не подвергать их цензуре. Позвольте своим чувствам проявиться без страха последствий или угрозы наказания.

Люди, являющиеся новичками в Работе, иногда думают: «Я не знаю, что писать. Почему вообще я должен делать Работу? Я ни на кого не злюсь. Ничто в действительности меня не беспокоит» . Если вы не знаете, о чем писать, подождите. Жизнь даст вам тему. Может быть, подруга не позвонила вам, как обещала, и вы разочарованы. Может быть, когда вам было пять лет, ваша мать наказала вас за то, чего вы не делали. Может быть, вы расстроены или испуганы тем, что прочли в газете, или думаете о тех страданиях, которыми полон мир.

Изложите на бумаге те мысли, которые говорят об этом. Вы не сможете остановить историю в уме, как бы вы ни старались. Это невозможно. Но когда вы изложите историю на бумаге именно так, как она звучит у вас в голове, со всеми вашими страданиями, разочарованием, гневом и печалью, тогда вы сможете увидеть то, что бурлит внутри вас. Вы сможете увидеть это привнесенным в материальный мир, в физической форме. И наконец, благодаря Работе вы начнете понимать это.

Вопросник «Осуди-Своего-Ближнего»

В этом примере я написала о своем втором муже Поле (эта история включена сюда с его разрешения). Там представлены образцы мыслей, которые у меня были до того, как моя жизнь изменилась. Когда вы будете читать вопросник, вы можете заменить имя Пол на подходящее имя из вашей жизни.

1. Кто вас злит, расстраивает, огорчает или разочаровывает и почему? Что именно вам не нравится в этом человеке?

Мне не нравится (меня злит, или я огорчена, испугана, смущена, разочарована и т. д.) (имя) Пол, потому что он не слушает меня. Я злюсь на Пола, потому что он не ценит меня. Я сердита на Пола, потому что он будит меня среди ночи и не заботится о моем здоровье. Мне не нравится Пол, потому что он спорит со всем, что я говорю. Пол огорчает меня тем, что он такой злой.

2. Как вы хотите, чтобы он изменился? Что вы хотите, чтобы он сделал?

Я хочу, чтобы (имя) Пол уделял мне все свое внимание. Я хочу, чтобы Пол любил меня всецело. Я хочу, чтобы Пол считался с моими потребностями. Я хочу, чтобы Пол соглашался со мной. Я хочу, чтобы Пол больше занимался спортом.

3. Кем он должен или не должен быть, что он должен или не должен делать, думать или чувствовать? Что вы могли бы посоветовать?

(Имя) Пол не должен так много смотреть телевизор. Пол должен бросить курить. Пол должен говорить мне, что тобит меня. Он не должен меня игнорировать. Он не должен критиковать меня в присутствии наших детей или друзей.

4. Что вам нужно от него? Что он должен сделать для того, чтобы вы были счастливы?

Я нуждаюсь в том, чтобы (имя) Пол слушал меня. Я нуждаюсь в том, чтобы Пол перестал мне лгать. Я нуждаюсь в том, чтобы Пол говорил о своих чувствах и был эмоционально открытым. Я нуждаюсь в том, чтобы Пол был нежным, ласковым и терпеливым.

5. Что вы о нем думаете? Составьте список его качеств.

(Имя) Пол - нечестный. Пол - безрассудный. Пол - несерьезный. Он считает, что не должен следовать правилам. Пол - ненадежный и закрытый. Пол - безответственный.

6. Чего вы не хотели бы снова пережить с этим человеком?

Я не хочу жить с Полом, если он не изменится. Я отказываюсь наблюдать, как Пол разрушает свое здоровье. Я не хочу снова ссориться с Полом. Я не хочу, чтобы Пол снова лгал мне.

Исследование: четыре вопроса и разворот

1. Это правда?

2. Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?

3. Как вы реагируете, когда появляется эта мысль?

4. Кем бы вы были без этой мысли?

И сделайте разворот.

Теперь, используя четыре вопроса, давайте исследуем первое утверждение из первого пункта примера. Мне не нравится Пол, потому что он меня не слушает. В то время, когда вы это читаете, думайте о ком-нибудь, кого вы еще не простили полностью.

1. Это правда? Спросите себя: «Это правда, что Пол не слушает меня?» Сохраняйте спокойствие. Если вы действительно хотите знать правду, ответ появится. Позвольте уму задать вопрос и подождите, пока ответ не поднимется на поверхность.

2. Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда? Подумайте над такими вопросами: «Могу ли я абсолютно точно знать, что Пол не слушает меня? Могу ли я реально понимать, когда меня кто-то слушает или не слушает? Бывали ли случаи, когда я слушала, хотя внешне казалось, что это не так?»

3. Как вы реагируете, когда появляется эта мысль? Как вы реагируете, когда думаете, что Пол не слушает вас? Как вы относитесь к нему? Составьте список. Например: «Я бросаю на него укоризненный взгляд. Я прерываю его. Я наказываю его тем, что не обращаю на него внимания. Я начинаю говорить быстрее и громче. Я пытаюсь заставить его слушать». Продолжайте составлять список, по мере того как вы погружаетесь внутрь, и посмотрите, как вы относитесь к себе в этой ситуации и что вы при этом чувствуете. «Я закрываюсь. Я изолирую себя. Я много ем и сплю. Я целыми днями смотрю телевизор. Я чувствую подавленность и одиночество». Отметьте все последствия мысли «Пол не слушает меня».

4. Кем бы вы были без этой мысли? Теперь подумайте о том, кем бы вы были, если бы могли не думать: «Пол не слушает меня». Закройте глаза и представьте Пола, не слушающего вас. Представьте, что у вас нет мысли о том, что Пол не слушает (или даже о том, что он должен слушать). Не спешите. Замечайте, что вам открывается. Что вы видите? Как это чувствуется?

Сделайте разворот. Исходное утверждение «Мне не нравится Пол, потому что он не слушает меня» после разворота может превратиться в такое: «Я не нравлюсь себе, потому что я не слушаю Пола». Задайте себе вопрос, не является ли это утверждение таким же правдивым или даже еще более правдивым для вас? Слушаете ли вы Пола, когда думаете о том, что он вас не слушает?

Другой разворот, который может быть таким же или еще более правдивым: «Я не нравлюсь себе, потому что я не слушаю себя». Когда вы мысленно заняты не своим делом и думаете о том, что должен делать Пол, слушаете ли вы себя? Контролируете ли вы собственную жизнь, когда думаете, что он должен вас слушать? Можете ли вы услышать, как вы говорите с Полом, когда думаете о том, что он должен слушать вас?

Поработав некоторое время с разворотами, вы можете продолжить свое исследование по такой же схеме со следующим утверждением, записанным в пункте 1 вопросника: «Я злюсь на Пола, потому что он не ценит меня» - и затем проделать это с каждым следующим утверждением из вашего вопросника.

Развороты являются вашими рецептами для обретения здоровья, покоя и счастья. Можете ли вы дать себе то лекарство, которое назначали другим?

Ваша очередь: вопросник

Теперь вы знаете достаточно, чтобы испытать Работу на себе. Сначала изложите свои мысли на бумаге. Пока еще не время исследовать их с помощью четырех вопросов, мы сделаем это позже. Просто выберите человека или ситуацию и пишите, используя короткие, простые предложения. Помните, что обвиняющий перст должен быть направлен вовне. Вы можете писать, основываясь на своем нынешнем положении или же исходя из вашей точки зрения, которая у вас была в пятилетнем или двадцатипятилетием возрасте. Пожалуйста, не пишите пока о себе.

1. Кто вас злит, расстраивает, огорчает или разочаровывает и почему? Что именно вам не нравится в этом человеке? (Помните: надо быть жестким, придирчивым, по-детски непосредственным, мелочным.)

Мне не нравится (меня злит, огорчает, пугает, смущает и т. д.) (имя), потому что _________.

2. Как он должен изменяться? Что вы хотите, чтобы он сделал?

Я хочу, чтобы (имя) ______________.

3. Что он должен или не должен делать, думать или чувствовать? Что вы могли бы посоветовать?

(Имя) должен (не должен) ________________.

4. Что вам нужно от этого человека? Что он должен сделать, чтобы вы были довольны? (Представьте, что у вас день рождения и вы можете иметь все, что хотите. Выбирайте!)

Я хочу, чтобы (имя) ________________.

5. Что вы думаете о нем? Составьте список. (Не нужно быть рациональным или добрым.)

(Имя) ___________________.

6. Что вы не хотели бы испытать с этим человеком еще раз?

Я никогда не хотел бы (я отказываюсь) _____________.

Ваша очередь: исследование

Один за другим задайте себе четыре вопроса по каждому утверждению из вопросника Осуди-Своего-Ближнего и сделайте развороты. (Если вам понадобится помощь, вернитесь назад к примеру.) В ходе процесса исследования учитесь быть открытыми для возможностей, которые выходят за пределы того, что вам кажется известным. Нет ничего более захватывающего, чем открывать в себе незнающий разум.

Это похоже на ныряние. Задайте вопрос и ждите. Позвольте ответу найти вас. Я называю это встречей сердца и разума: более спокойная полярность разума (которую я называю сердцем) встречается с той полярностью, которая пребывает в смятении, поскольку она не была исследована. Когда разум спрашивает искренне, сердце всегда ему отвечает. Вы можете пережить такие откровения о самом себе и о своем мире, которые навсегда изменят вашу жизнь.

Дайте себе время для того, чтобы войти во вкус Работы. Прочитайте первое утверждение, записанное в пункте 1 вашего вопросника. Затем задайте себе следующие вопросы.

1. Это правда?

Не спешите. Работа состоит в том, что вы обнаруживаете истину в самой сокровенной части самих себя. Она может не совпадать с теми представлениями, которые у вас были до этого. Но когда появится ваш собственный ответ, вы узнаете его. Просто оставайтесь спокойным, посидите с этим и позвольте этому увлечь вас еще глубже.

Не существует правильных или неправильных ответов на эти вопросы. Сейчас вы слушаете свои ответы, а не ответы других людей и не то, чему вас когда-то научили. Это может выбивать вас из колеи, потому что вы входите в неизведанное. По мере того как вы погружаетесь в себя все глубже и глубже, позвольте истине внутри вас подняться и встретиться с вопросом. Будьте спокойны, отдаваясь исследованию. Пусть переживание полностью захватит вас.

2. Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?

Это возможность проникнуть еще глубже в неизведанное, найти ответы, спрятанные подтем, что представляется нам хорошо известным. Все, что я могу сказать вам об этой сфере, - это то, что под ужасом таится радость. Вы действительно хотите знать правду?

Если вы отвечаете «да» на второй вопрос, можете просто перейти к следующему вопросу. Но вы можете посчитать полезным сделать паузу и переформулировать свое утверждение для того, чтобы увидеть свою интерпретацию этого утверждения. Часто именно интерпретация, которая может быть скрыта от вас, является причиной вашей боли.

3. Как вы реагируете, когда появляется эта мысль?

Составьте список. Как вы относитесь к себе и к человеку, о котором вы написали, когда появляется эта мысль? Что вы делаете? Будьте точны. Составьте список своих действий. Что вы говорите этому человеку, когда появляется эта мысль? Как вы живете, когда верите в эту мысль? Перечислите, как каждая реакция ощущается физически внутри вас. Где вы их чувствуете? Как это ощущается (звон в ушах, жар и т. д.)? О чем вы говорите сами с собой, когда появляется эта мысль?

4. Кем бы вы были без этой мысли?

Закройте глаза и ждите. Представьте себя на мгновение без этой мысли. Представьте, что вы не можете так думать, находясь в присутствии этого человека (или будучи в этой ситуации). Что вы видите? Как это ощущается? Насколько отличается ситуация? Перечислите возможности, открывающиеся для вашей жизни без этой идеи. Например, насколько иначе вы будете относиться к этому человеку в той же ситуации, но без этой мысли? Не почувствуете ли вы при этом больше внутренней доброты?

Сделайте разворот.

Чтобы сделать разворот, перепишите ваше утверждение. Сначала запишите его так, как если бы речь шла о вас. Там, где вы написали чье-то имя, замените его своим. Вместо «он» или «она» напишите «я».

Например, «Пол должен быть добрее по отношению ко мне» превращается в «Я должна быть доброй по отношению к себе» и «Я должна быть доброй по отношению к Полу».

Другой вариант - разворот на 180 градусов, на прямо противоположное: «Пол не должен быть добрым по отношению ко мне». Он не должен быть добрым, потому что он не является таким (по моему мнению). Это не вопрос морали, такова реальность.

Вы можете найти три, четыре или больше разворотов для одного утверждения. Или же может быть только один, который вы считаете истинным для вас. (Разворот для утверждений из пункта 6 вопросника отличается от других разворотов. Мы берем утверждения и меняем «Я никогда не хотел бы…» на «Я хочу…» и «Я с нетерпением жду…».)

Посмотрите внимательно, не является ли развернутый вариант утверждения таким же или еще более правдивым для вас по сравнению с исходным утверждением.

Например, разворот «Я должна быть добрее по отношению к себе» представляется столь же и даже более правдивым, чем исходное утверждение, потому что при мысли о том, что Пол должен быть добрым по отношению ко мне, появляется гнев и возмущение и я переживаю сильный стресс. Это не самое лучшее для меня. Если бы я была добра к себе, я бы не ждала доброты от других. Утверждение «Я должна быть доброй по отношению к Полу» по меньшей мере так же правдиво, как и первоначальное утверждение. Когда я думаю, что Пол должен быть добрым по отношению ко мне, и при этом испытываю гнев и возмущение, я отношусь к нему совсем не по-доброму, особенно в своих мыслях. Мне надо начать с себя и поступать так, как я хотела бы, чтобы поступал Пол по отношению ко мне. Что касается утверждения «Пол не должен быть добрым по отношению ко мне», то оно, несомненно, более правдиво, чем противоположное. Он не должен быть добрым, потому что он таким не является. Такова реальность.

Если ваш первый опыт Работы не показался вам действенным, это нормально. Просто перейдите к следующей главе или попытайтесь заполнить вопросник на другого человека, а к этому вернетесь позже. Не беспокойтесь о том, действует Работа или нет. Просто начинайте изучать, как ее делать. Это все равно что учиться езде на велосипеде. Все, что вам нужно делать, - продолжать вихляние. Вы лучше почувствуете это, когда прочтете изложенные дальше диалоги. И вы будете не первым, кто заметит, что это работает для вас. Вы можете решить, как это было со многими людьми, что не видите никакого эффекта от Работы, но на самом деле вы уже изменились определенным образом, хотя еще не можете этого почувствовать. Работа может быть совсем незаметной, но очень глубокой. опубликовано

@Байрон Кейти



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта