Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Историческое образование где работать. Кем работают выпускники-историки после окончания вуза

Историческое образование где работать. Кем работают выпускники-историки после окончания вуза

Приближается лето - время, когда выпускники школ выбирают вуз и направление подготовки, чтобы продолжить образование. Один из самых популярных вопросов абитуриентов в приёмной комиссии - кем можно работать после получения диплома. Расскажем немного о нашей самой старой и известной специальности - история. Кем же работают выпускники-историки после окончания вуза:

1. В государственных и муниципальных учреждениях образования, науки и культуры: в школах, колледжах, университетах, музеях, архивах, библиотеках учителями истории и обществознания, архивоведами, экскурсоводами, реставраторами, научными сотрудниками, администраторами. Главное преимущество этой сферы - постоянная востребованность и наличие стабильной зарплаты. Иначе говоря, потребность в экскурсоводах и учителях истории будет всегда.

2. В органах государственной и муниципальной власти: министерствах образования и науки, культуры, обороны, внутренних дел, в администрациях городов, районов и областей, в органах исполнительной и законодательной власти в качестве специалистов гуманитарного профиля - работа с документами и гражданами, организация мероприятий, информационное обеспечение. Главное умение историка - работа с источниками и выраженной в тексте информацией, т.е. документами - всегда востребовано в государственных структурах, имеющих дело с огромным количеством бумаг

3. В крупных коммерческих компаниях, нуждающихся в делопроизводителях, сотрудниках секретариата, архивистах, специалистах по работе с документацией. По своей специальности историки читают много книг и статей, работают с текстами, умеют грамотно писать и излагать свои мысли. Эти качества всегда востребованы на крупных производственных предприятиях, заводах, транспортных компаниях с обширной перепиской и документооборотом, которых очень много в Челябинске и Челябинской области.

Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновения тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-х - 80-х годов: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Стандартный вариант для всех, получивших высшее образование – идти в ученые. Но подходящий не каждому: во-первых, нужно желание и умение заниматься научной работой, а во-вторых, светлый мир науки по части грызни за место под солнцем может дать фору любому театральному террариуму. Но если вы готовы к трудностям и жаждете учиться и учить – почему бы нет?

Однако здесь есть очень любопытная палка о двух концах, касающаяся выбора научной специализации. Большинство историков ещё со студенчества разрабатывают близкие в географическом аспекте темы – родная страна, а еще лучше, регион, а то и даже город. В этом есть железная логика: литература на русском языке, доступность источников, возможность выезда «в поля», родственность менталитетов. Но – увы – очень невыгодно с точки зрения зарубежных стажировок: ну кому в той же Сорбонне будет интересно, например, исследование о семейном положении членов казачьих отрядов во время похода Ермака? А вот работу о геноциде «адских колонн» во время Вандейского мятежа французские университеты оторвут с руками и с автором – только кто осмелится взяться за такой труд, обитая, к примеру, в Новосибирске? Потребуются фундаментальное изучение языка, запрос на доступ к источникам, погружение в социокультурные особенности времени и страны… Не каждый выдержит такое.

Зарплаты ученых-историков сильно не отличаются от средней у гуманитариев. Защищенные кандидатские и докторские гарантируют от 20 до 50 тысяч рублей, но не стоит забывать о , которые очень популярны в последнее время. Правда, в случае с грантами, всё опять упирается в тематику научных работ – есть направления, по которым конференции и грантовые конкурсы проводятся чуть ли не каждые полгода, а есть и те, что уже лет десять как поросли плесенью.

Преподаватель в вузе

Вариант для тех, кто не хочет покидать alma mater, но при этом не видит себя профессором или ректором вуза. Хотя и совершенно зря. Зарплата у неостепененных преподавателей так себе, а вот за корочки, удостоверения о повышении квалификации, дополнительную нагрузку и административный статус можно получать уже очень и очень неплохо.

В идеале можно выбрать себе курс по душе. А если по душе не получается (например, часы уже заняты, и приходится читать то, что дали), то всегда можно создать спецкурс по любимой теме – заодно и придут те студенты, которым это действительно интересно, а не потому, что зачет сдавать.

Если не озаботиться защитой диссертации, то больше 5-10 тысяч рублей не получить (а то и меньше, потому что сотрудников без степени на полную ставку стараются не брать), диссертация увеличит эту сумму до 20-40 тысяч, а если присовокупить руководство кафедрой или замдеканство, то можно рассчитывать и на 50-80 тысяч рублей.

Учитель в школе

Всем, кто думает, что этот вариант самый простой и легкий – читать детям краткое изложение того, чему пять лет учился, да еще и с подмогой-учебником? – советую подумать ещё раз десять. А потом еще десять раз переподумать. Во-первых, мест для выпускников-историков в школах не так уж и много, и большинство из них прочно заняты уже лет двадцать. И как вы считаете, кому отдадут предпочтение – молодому да зеленому или опытному и тертому? Во-вторых, далеко не всё, что изучали в университете, стоит рассказывать детям. Хоть вы и являетесь поклонником опричнины или исследовали особенности новой хронологии Фоменко, но в школе это не только никому не нужно, а категорически противопоказано. От вас потребуется лишь подготовить детей к экзаменам, которые проводятся по четкой школьной программе – так что будьте добры заинтересовывать их исключительно в ее рамках, не вдаваясь в политические рассуждения и не смакуя натурализм.

Здесь провинциального учителя ждет зарплата в 10-15 тысяч рублей, столичного – 25-35, тот же, кому повезет попасть в частную гимназию или лицей, может получать и 40-50 тысяч.

Сотрудник музея

Здесь придется, во-первых, выдержать жестокую конкуренцию со стороны музеологов и культурологов, во-вторых, обнаружить, что полученные знания подходят не везде – и в итоге параллельно с работой перелопачивать горы новой информации. Облегчить этот тернистый путь можно, если обратить внимание на такие музеи, как краеведческий («голодные игры» с конкурирующими выпускниками будут обязательно, слишком уж лакомый кусок, но оно того стоит), городского быта, воинской славы и прочие историко-ориентированные. Не стоит рассчитывать на картинные галереи, музеи современного искусства, литературные, естественно-научные и подобные им. Даже если и сможете туда попасть, вам вряд ли удастся развернуться в полную силу и применить усвоенные знания.

Сразу хорошую должность вы не получите, так что стоит рассчитывать на экскурсовода (8-13 тысяч рублей), методиста (15-25 тысяч) или менеджера и сценариста проектов, где можно использовать свои знания в области истории повседневности – устраивать тематические чаепития или балы (15-30 тысяч). Потом можете дорасти или до хранителя фондов (требуется опыт работы в музее, 20-40 тысяч рублей), а то и до самого директора (30-70 тысяч рублей)! Зарплата зависит от окупаемости музея и его статуса.

Археолог

Лавры Индианы Джонса вам не светят, не обольщайтесь. Во-первых, судя по методам, тот больше смахивает на «черного копателя», а во-вторых, в Индии и Египте свои археологи найдутся. Вас же ждет изучение местных захоронений или исследование остатков материальной культуры максимум в соседней области. Это тоже интересно и даже напоминает детективное расследование – но о грудах золотых украшений и мистических свитках придётся забыть. Зато – вспомнить о физической форме (махать лопатой на солнцепеке – та еще нагрузка на организм), коммуникабельности (это только в кино археологические экспедиции состоят на 99% из закадычных друзей и на 1% из алчного и жаждущего власти интригана, на самом же деле подбираются совершенно разные люди) и умении ориентироваться в сложных ситуациях (внезапно пошел ливень, свежий раскоп в опасности, а брезентовый тент никак не найти – будете закрывать грудью или быстро-быстро махать руками?).

Владелец клуба исторической реконструкции, исторического танца, салона антиквариата

Неплохой вариант для тех, кто чувствует в себе бизнес-жилку. В крайнем случае, можно скооперироваться с товарищем, у которого эта самая жилка есть. От вас понадобятся знания (а может быть, и умения, чтобы сэкономить на дизайнере и отделочниках), чтобы создать аутентичную атмосферу, а потом её поддерживать. Проведение тематических мероприятий, чтение лекций, мастер-классы, например, по украшению краснофигурных и чернофигурных ваз или ковке кольчуги – все это будет выгодно отличать клуб или салон от десятка подобных.

По поводу зарплаты тут сказать нечего – как потопаешь, так и полопаешь.

Консультант

Здесь много вариантов и, самое главное, возможностей. Историк может стать консультантом на кино- или телестудии, в издательстве, игровой индустрии, рекламном агентстве. Особенно, учитывая, как в последнее время популярны исторические или псевдоисторические сериалы и РПГ, а также книги о попаданцах.

Но, как и в случае с ученым, многое зависит от сферы научных интересов. Например, спросом всегда будут пользоваться специалисты по Великой Отечественной и чуть меньше – по Второй Мировой в целом. Вряд ли нарасхват окажутся исследователи палеолита или раннехристианской Византии. А далее всё зависит от сиюминутной моды, хотя спрос на эпоху «хруста французской булки», кажется, не стихает уже третий год. Чем более популярна и даже «попсова» тематика, тем больше шансов, что вы пригодитесь.

Даже если у вас нет литературного дара, вы можете попытать счастья в писательстве. Во-первых, исторический научпоп всегда пользовался спросом – достаточно вспомнить известные серии по культуре повседневности и беллетризованные биографии исторических личностей (да и великую ЖЗЛ). Это можно сравнить с написанием диплома – только более живым языком и не особо заботясь о цитировании источников.

Во-вторых, в массовый проект, умеющий внятно описывать исторические реалии, выгоднее для «рабовладельца», чем самостоятельное перелопачивание сомнительных интернет-источников. Легче отредактировать корявый, но исторически верный текст, чем изучать материал, который больше никогда не понадобится.

Поисковик

Это те ребята, благодаря которым в новостях появляются сообщения: «Еще один солдат Великой Отечественной вернулся домой». Тяжелая, чаще всего на чистом энтузиазме, время- и силозатратная (многие поисковики совмещают с основной деятельностью), но очень благородная работа. Требования по физподготовке, коммуникабельности и быстроте реакции – такие же, как к археологу. Но есть еще что-то неуловимое – то ли моральная чистоплотность (не превратиться в «черного археолога»), то ли глубокое уважение ребят к тем, кого они ищут (и не погоня за наградами, грамотами и премиями), в общем что-то, что делает скромных поисковиков настоящими современными героями.

Специализация на истории ХХ века (особенно политической) – верный способ завести себе полезные знакомства в политической сфере и, чем черт не шутит, туда же и податься. В любом случае, хороший историк разбирается в причинах политических и социальных конфликтов и может просчитать варианты развития общества, основываясь на исторических прецедентах и поправке на изменение менталитета.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Шифр 1-21 03 01

Описание специальности

История - наука, изучающая ход развития человеческого общества и его закономерности.

Будущие историки получают расширенную гуманитарную подготовку. Основное место среди учебных дисциплин занимает, естественно, история. Студенты изучают теорию и методологию истории, историю Беларуси и мировую историю с древнейших до новейших времен, археологию, этнологию и социальную антропологию. Большое внимание уделяется умению работать с историческими источниками, в том числе летописными, методологии составления архивов, делопроизводству и оформлению документов. Дополнительно изучается педагогика и психология.

В зависимости от выбранного профиля и интересов, дипломированные историки могут работать в музеях, научно-исследовательских центрах, туристических комплексах, школах и вузах. Историки-исследователи участвуют в раскопках и архивных изысканиях. Педагоги - разрабатывают методики обучения истории. Экскурсоводы - составляют программы для туристов. Сотрудники музеев - систематизируют и изучают объекты историко-культурного наследия определенной эпохи или исторического периода.

Основная деятельность историков заключается в следующем:

  • исследование событий в жизни человечества, как исторический аспект;
  • детальное изучение факторов, которые влияют на ход исторических событий в сфере политики, экономики и культуры;
  • прогнозирование событий, которые могут иметь место в истории, на основе исследований причинно-следственных отношений между известными историческими событиями;
  • изучение, и возможное толкование первоисточников исторического характера, соответственно той или иной эпохи. Это касается биографий, писем, рукописей, летописей и др.
  • освещение результатов исследований как в научной, публицистической, так и в художественной форме;
  • возможность проведения научных экспериментов, при помощи методик и достижений в других научных направлениях;
  • усовершенствование уже известных исследовательских методик и разработка новых;
  • непосредственное присутствие при археологических работах.

Студенты на данной специальности учатся:

Основные изучаемые дисциплины :

Присваиваемая квалификация

Зависит от направления специальности

  • 1-21 03 01-01 «История (отечественная и всеобщая)» - Историк. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин -
  • 1-21 03 01-02 «История (археология)» - Историк-археолог. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин
  • 1-21 03 01-04 «История (искусств)» - Историк-искусствовед. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-21 03 01-05 «История (политология)» - Историк-политолог. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-21 03 01-06 «История (религий)» - Историк-религиовед. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-21 03 01-07 «История (историческая информатика)» - Историк-аналитик. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин - профессиональная квалификация специалиста.
  • 1-21 03 01-08 «История (международных отношений)» - Историк-международник. Преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин - профессиональная квалификация специалиста.

Занимаемые должности

  • Антрополог
  • Археолог
  • Архивист
  • Гид-экскурсовод
  • Искусствовед
  • Историк
  • Музеевед
  • Палеонтолог
  • Преподаватель истории
  • Религиовед
  • Этнограф
  • Политолог

Вузы, где есть эта специальность

  • Белорусский государственный университет (проходные баллы в , , , , )
  • Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова
    • направление специальности 1-21 03 01-01 «История (отечественная и всеобщая)» (проходные баллы в )
  • Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины (проходные баллы в , , , , )

Профессия юриста не теряет своей актуальности, по-прежнему многие абитуриенты сдают свои документы именно на факультеты юридической специализации. Однако по окончании ВУЗа перед бывшим студентам становится логический вопрос: кем можно работать после юриспруденции?

Юрист - это специалист, который владеет юридическими знаниями, умеет воспользоваться ими и даже обучить окружающих. Без специалистов в области правоведения общество давно бы погрузилось в хаос.

Виды специализации

Абсолютно все специализации в области юриспруденции позволяют занимать любые должности в отрасли права и преподавать. Получить высшее образование можно в следующих областях права:

  • судебная экспертиза;
  • юриспруденция;
  • правоохранительная деятельность;
  • правовое обеспечение национальной безопасности.

Перспективы для молодого специалиста

Несмотря на переполненность рынка труда, квалифицированный юрист может рассчитывать на высокую заработную плату. Начинающие специалисты могут рассчитывать на 30 тыс. рублей при условии, что они будут заниматься повышением своего профессионализма, готовы к ненормированному рабочему дню. Но речь идет о юристах, которые желают реализовать себя в области защиты интересов предприятия. Кем можно работать в сфере юриспруденции еще? К стандартным должностям можно отнести следующие:

  • адвокат;
  • судья;
  • нотариус;
  • прокурор.

Однако следует помнить, что эти профессии относятся к потенциально опасным и несут риски, даже угрозу жизни такому специалисту.

Нестандартный подход к выбору профессии

Вас привлекла юриспруденция? Кем можно работать? Обзор профессий, который вы найдете в этой статье, позволит взглянуть на вопрос гораздо шире.

Медиатор

Медиатор - достаточно новое явление для нашей страны. Это специалист в области права, который выступает в качестве посредника в спорах. Основная цель специалиста - разрешить спор, возникший практически в любой отрасли права, в трудовых или семейных правоотношениях, хозяйственных или финансовых. Юрист в данном случае может вести свою деятельность на профессиональной основе, то есть получить соответствующее квалификационное свидетельство либо выступать как физическое лицо.

Медиатор не вправе разглашать сведения, полученные при разрешении спора. Стоимость услуг посредника определяется соглашением сторон. Стоить помнить, что, занимая государственный пост, юрист не может выступать в качестве медиатора.

К основным преимуществам профессии можно отнести свободный график работы, высокую оплату труда и интересные знакомства. К тому же специалист в этой области не должен непосредственно решать спор, а только обязан наладить коммуникации между сторонами.

Но, получив образование в области юриспруденции и кем можно работать - определившись, выбрав профессию медиатора, необходимо помнить, что такой специалист обязан возместить моральный ущерб, убытки, если они наступили для сторон вследствие действий посредника. Нельзя сказать, что клиенты постоянно стучатся в дверь, их придется искать. Услуги медиатора, который не получил сертификата, нельзя рекламировать в СМИ.

Средняя цена за услуги специалиста в одном споре - около 170 тыс. рублей.

Патентный поверенный

Патентный поверенный - вот еще специалист в области юриспруденции, кем можно работать.

Специалист осуществляет свою деятельность в области интеллектуального права, взаимодействует с органами государственной власти. Основная цель профессии - защитить и сохранить права на результаты интеллектуальной деятельности заказчика, а именно:

  • изобретения и достижения практически в любой сфере, литературе и искусстве, культуре;
  • торговые знаки;
  • полезные промышленные модели и образцы;
  • инновационные изобретения;
  • фонограммы, видеоряды.

Чтобы профессионально заниматься такой деятельностью, юристу придётся пройти аттестацию на знание права в области интеллектуальной собственности и иметь опыт работы в этой сфере не меньше 4 лет.

К основным функциональным обязанностям можно отнести такие:

  • по заданию доверителя проводить анализ документов;
  • взаимодействовать с патентным бюро;
  • проводить экспертизу документов;
  • представлять интересы доверителя в органах власти и судах.

Качество работы патентного поверенного на 95% зависит от опыта работы. Специалист вправе осуществлять самостоятельно предпринимательскую деятельность.

Профессия имеет ряд преимуществ, прежде всего это узкоспециализированный эксперт, у которого намного больше преимуществ перед обычным адвокатом, тем более при наличии квалификационного сертификата, и минимальная конкуренция. Вступление страны в ВТО даёт шанс на развитие интеллектуальной отрасли в государстве, следовательно, работа будет всегда.

К минусам можно отнести монотонность и однообразность деятельности.

Средняя заработная плата патентного поверенного по стране - 40 тыс. рублей. Если это частная практика, то заработок намного выше, но нерегулярный.

Кредитный адвокат (или антиколлектор)

Продолжаем обзор профессий в сфере юриспруденции. Кем можно работать и зарплата какая будет? Рассмотрим антиколлекторов. Относительно новая профессия и связана с бурным развитием кредитования. Естественно, не все люди умеют рассчитывать свои возможности и попадают в долговую яму. На фоне этого появились коллекторы, которые, нарушая все права должника и не пренебрегая никакими методами взыскания, практически выбивают долги. Логично, что появились люди, помогающие защитить свои права - кредитные адвокаты.

Специалист поможет и на стадии заключения кредитного договора, чтобы через некоторое время не оказалось, что заемщику необходимо еще оплачивать какие-то комиссии и скрытые платежи. Но все же основная задача антиколлектора - законная оптимизация долга путем уменьшения штрафных санкций и процентов. Адвокат может представлять интересы своего клиента в суде, давать рекомендации и возражения на действия банка и коллекторского агентства.

Антиколлектор может работать по найму или вести индивидуальную практику. Желательно, чтобы такой специалист имел практический опыт работы в банковской сфере.

Заработная плата около 40 тыс. рублей, если работать по найму, в остальных случаях все зависит от клиента и размера долговых обязательств.

Частный детектив

В области юриспруденции кем можно работать еще? Стоит подумать о профессии частного детектива. Обычно при упоминании об этом возникает только одна ассоциация - Шерлок Холмс в темной шляпе и с трубкой в зубах. На практике же это обычно бывшие сотрудники МВД, которые занимались оперативно-розыскной деятельностью, или следователи. Хотя для этой работы необязателен такой опыт.

На сегодняшний день работа частных сыщиков полностью регламентирована нормативными актами, и юристам, желающим освоить эту профессию, придется получить лицензию.

Основные функции:

  • расследование преступлений;
  • поиск исчезнувшего имущества;
  • проверка конкретной личности, даже при трудоустройстве;
  • наблюдение;
  • разведывательные действия в сфере бизнеса.

Размер оплаты труда в данном случае полностью зависит от клиента и сложности поставленной задачи.

Арбитражный управляющий

Еще одна область юриспруденции, где можно работать юристу - арбитражный управляющий. Чтобы стать специалистом, мало иметь на руках только диплом юриста, придется пройти специальное обучение. Должность не предполагает карьерного роста, однако она одна из самых высокооплачиваемых. Но за неправомерные деяния специалиста могут дисквалифицировать и даже привлечь к ответственности. Арбитражный управляющий вправе параллельно заниматься любой другой деятельностью. Суть работы арбитражного управляющего - ведение процедуры банкротства.

Кем можно работать в юриспруденции? В отзывах рекомендуют еще несколько профессий:

  • в Росреестре специалистом по регистрации прав собственности;
  • юристом-международником в любой компании, естественно, потребуется знание иностранного языка;
  • в полиции.

Напрашивается вывод, что получать профессию юриста по-прежнему перспективно, работа всегда найдется.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта