Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Как отличить зависимое расстройство от инфантилизма. Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания

Как отличить зависимое расстройство от инфантилизма. Незрелость личности или инфантильность: ошибки воспитания

«Живи этим моментом» – такой принцип пропагандируется в рамках современной культуры. Причем этот принцип имеет мало общего с правилом «здесь и сейчас», который особо активно используется в гештальт-терапии. Принцип «здесь и сейчас» – это про умение жить в настоящем и наслаждаться им, но при этом не забывать ни об опыте прошлого, ни о построении планов на будущее. В то время как современная культура дает человеку совсем другие ориентиры: «живи этим моментом, не думай о будущем, возьми от жизни все, что можешь!». В некоторых случаях такие ориентиры помогают человеку стать многогранной личностью, развиваться в разных направлениях и пробовать себя в разных видах деятельности. С другой стороны, эти особенности современной культуры могут способствовать проявлению инфантилизма.

Инфантилизм означает незрелость развития, наличие у человека детских черт личности или проявлений их в поведении. Инфантильный человек внешне может выглядеть как взрослый, но, по сути, он как будто остается «взрослым ребенком. Особо сохранению и развитию черт инфантильной личности способствуют особенности современной культуры: богатый выбор развлечений, культ «вечной молодости»… Все это приводит к тому, что человек отодвигает процесс взросления «на потом» и превращается в маленького ребенка, заключенного в оболочку взрослого человека. Конечно, не все «детские» черты обязательно являются признаками инфантилизма. К тому же, будучи не чрезмерно развитыми, инфантильные черты могут находиться в рамках нормы, и только будучи сильно выраженными, они становятся неприятными атрибутами инфантилизма. Итак, к признакам инфантилизма следует относить:

  1. Эгоцентризм

Первый признак инфантильной личности – это эгоцентризм. Причем, стоит заметить, что понятие эгоцентризма не тождественно с эгоизмом. Человеку-эгоисту просто наплевать на чувства и потребности других людей, тогда как человек с выраженным эгоцентризмом не способен даже понять состояние и потребности другого. Для таких людей существует только один центр вселенной – это они сами. И существует только одна верная точка зрения – точка зрения самого эгоцентриста. Окружающие люди вроде как присутствуют в картине мира этого человека, но понять этих других эгоцентрист не способен. Их помыслы, чувства, надежды – все это не представляет для эгоцентриста никакого интереса. Окружающие люди для него оцениваются по критерию «полезности – бесполезности». Если конкретный человек удовлетворяет потребности эгоцентриста и создает для него атмосферу комфорта, то такой человек оценивается как «хороший», а если нет – то оценивается как «нехороший».

Для маленького ребенка такая позиция естественна – он еще не научился ставить себя на место другого, не научился понимать других людей и принимать их точку зрения . Однако со временем ребенок учится понимать окружающий мир, он учится ценить переживания других людей. Наверное, именно поэтому поведение взрослого человека-эгоцентриста выглядит так противоестественно: внешне взрослый человек, а поступает как ребенок. И на отношениях эгоцентризм сказывается отнюдь не положительно, ведь наладить взаимоотношения с человеком, который не умеет и не желает понять тебя, совсем непросто.

  1. Отсутствие стремления к самостоятельности

Следующий признак инфантильной личности – это отсутствие стремления к самостоятельности, иждивенчество. Причем, здесь имеется в виду не жизнь полностью за счет другого человека. А нежелание проявлять самостоятельность в обслуживании собственных потребностей. На данное проявление инфантилизма со стороны мужчин очень часто жалуются жены: муж совсем не помогает по дому, даже не стирает и не моет за собой посуду… Чаще всего подобную неспособность к самообслуживанию мужчины объясняют тем, что все это «не мужское дело», и вообще, он же «деньги зарабатывает». В результате взрослый и ответственный мужчина, приходя домой, превращается в инфантильного мальчика, а его жене остается только принять на себя обязанности заботливой матери.

  1. Стремление к игре, как признак инфантилизма

Следует сразу заметить, что речь здесь не об игривости самой по себе, а только о том варианте, когда поиск развлечений превращается для человека в первостепенную задачу, отодвигая на второй план прочие виды деятельности. Самой страшной вещью для человека, ориентированного исключительно на игры и развлечения, становиться скука.

«Игры» и развлечения в данном случае могут быть разные: увлеченность компьютерными играми, шопингом, походы по барам с друзьями, постоянные покупки «технических игрушек»… Во всех этих занятиях нет ничего плохого, но в своем стремлении к развлечениям инфантильная личность теряет чувство меры и тогда стремление к вечным играм становиться признаком инфантилизма.

  1. Сложности с принятием и реализацией решений, как проявление психического инфантилизма

Одним из самых распространённых проявлений психического инфантилизма являются сложности с принятием решений и их воплощением в жизнь.

Тем, что отличает зрелого взрослого человека от маленького ребенка, является развитость волевых процессов. Взрослый умеет взять свою волю в кулак, и просто сделать то, что положено, несмотря на усталость, нежелание что-либо делать и банальную лень. У детей же волевая сфера еще недостаточно развита, поэтому для них нежелание что-либо сделать может стать основной причиной невыполнения каких-либо действий.

Для того чтобы принять и реализовать решение, человек должен обладать сильной волей и развитыми когнитивными способностями . Ребенок еще не способен самостоятельно принимать решения: за него это делает кто-то другой – взрослый человек, который берет на себя ответственность за жизнь и поступки ребенка. Когда же взрослый человек выявляет неспособность принять и воплотить в жизнь свое решение, это является проявлением психического инфантилизма.

  1. Безответственность касательно своей жизни и отсутствие целей на будущее

Если человек не желает принимать и самостоятельно реализовывать решения, он может и вовсе переложить ответственность за собственную жизнь на плечи другого человека. Во взаимоотношениях с человеком, которому пришлось принять ответственность за инфантильную личность, они выбирают роль маленького ребенка, который нуждается в поддержке со стороны взрослого. К тому же, инфантильные личности совершенно неспособны построить перспективу на будущее, ведь инфантилы, по сути, остаются детьми, а для ребенка существует только одно время – «сейчас». Поэтому забота о будущем тоже возлагается на плечи «опекуна» инфантильной личности.

  1. Неумение познавать и оценивать себя

И последним признаком инфантильной личности является неумение оценивать свое поведение, свои поступки и самого себя, а также неспособность к рефлексии и самопознанию. Для того, чтобы обладать способностью к адекватной самооценке и самопознанию, человек должен уметь оглядываться назад и критично оценивать все события своего прошлого. Однако для инфантильной личности это слишком сложно, она предпочитает не оглядываться назад, а жить только настоящим моментом…

Такими являются основные признаки инфантильной личности. В малых дозах все эти признаки помогают сохранить ребенка внутри себя, но будучи чрезмерно развитыми, они превращают человека в «вечного ребенка», нуждающегося в постоянной опеке.

Основные проявления инфантилизма

Если цитировать справочник по психиатрии, то инфантилизм – несоответствие индивида своему биологическому возрасту. Инфантильность – следствие нескольких комплексов: комплекс первый – «я не хочу расти», комплекс второй – «я боюсь ответственности», а ещё есть комплекс избалованности – когда человек привык, что все ему что-то должны. Но у инфантильности есть и другие грани: нежелание принимать возраст, стремление молодиться. Современная цивилизация сама по себе ориентирована на остановку взросления личности, на сохранение в оболочке взрослого человека маленького ребенка, инфанта. Культ молодости, огромный выбор развлечений, предлагаемый нашей культурой – все это провоцирует ребенка в нас проснуться и отодвинуть в сторону внутреннего взрослого.

Итак, инфантильность человека – незрелость, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Инфантильные люди не самостоятельны в решениях и действиях, у них пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе о себе. Им присущи разнообразные компенсаторные реакции, к ним относятся фантазии, заменяющие реалии, эгоцентризм, эгоизм. Откуда же берется инфантилизм? Часто он развивается в результате неправильного воспитания. По своей природе ребенок не только любопытен, но и активен. Взрослые же, иногда не умея, иногда не желая организовать эту активность, все делают за ребенка сами. Они лишают его самостоятельности, не допускают в мир реальных вещей и действий, ограждают от таких поступков, за которые ребенок мог бы нести ответственность. Что же получается? Не видя результатов своих поступков, ребенок бессилен извлечь из них уроки. И день за днем отодвигается развитие в нем личностного начала –гордости за то, что он сумел сделать сам, ответственности за последствия своих действий. Так появляются будущие инфантилы. Взрослея и сталкиваясь с окружающим миром, в котором все совсем по-другому, молодые люди теряются и бегут в понятное и интересное виртуальное пространство, существовать в котором очень удобно. Со временем они, конечно, взрослеют, но при этом становятся взрослыми людьми с синдромом подросткового мировосприятия. И таких персонажей все больше.

Психологи различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный. Инфантилизм первого типа (истинный или простой по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. При инфантилизме 2-го типа незрелость касается не только психического, но и физического развития. При органическом инфантилизме он сочетается с органической неполноценностью центральной нервной системы. Психический инфантилизм выражается в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Психологические особенности инфантильной личности:

Эгоцентризм

Зацикленность на самом себе, неспособность почувствовать и понять состояние другого человека. Для маленького ребенка – это естественно. Он еще не может понять, что другие дети и взрослые видят мир иначе, чем он. И что люди думают по-разному. Наблюдать выраженный эгоцентризм у взрослых людей странно. Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил? Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе. Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте. И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей», а «люди не понимают меня».

Иждивенчество

В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самому.

Ориентация на игру

Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Благо, что современная цивилизация предоставляет огромное количество вариантов развлечений, которые помогают избежать страшной для ребенка и инфантильного взрослого вещи – скуки. «Мне скучно – развлекайте меня!». Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома или в барах, походы по магазинам, кино и дискотекам, приобретение все новых и новых игрушек (у мужчин в их роли нередко выступают технические новинки).

Неспособность к принятию решений и к мобилизации сил для реализации этих решений

Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает пути наименьшего сопротивления, те, где придется как можно меньше напрягаться.

Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь

Самый легкий путь – это вообще не принимать решений и перелагать эту тяжелую ношу на других. Более того, нередко в окружении инфантильных личностей есть люди, прямо ответственные за принятие решений за них и, что еще более важно, ответственные за реализацию этих решений. Незрелая личность выбирает роль слабого ребенка, нуждающегося в опоре и защите.

Отсутствие перспективы будущего

Для ребенка жизнь является бесконечным «сейчас» – и это вполне понятно. Ребенку не нужно смотреть в будущее, об этом думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. Все происходит как-то само собой. Дети ощущают себя бессмертными, в их распоряжении – бесконечное количество времени, поэтому нет смысла торопиться. Ощущение времени как ресурса, «шагреневой кожи», убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний – это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни.

Неспособность к самооценке и самопознанию

Размышлять о жизни – значит задавать себе очень трудные вопросы. Дети таких вопросов не задают, их время еще не пришло. Отсутствие рефлексии приводит к невозможности извлечения опыта из собственной жизни. То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями.

У женского и мужского инфантилизма, имеются общие черты

1) Нежелание взрослеть. Индивид остается подростком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2) Проявляется полное безволие, как в социальной, так и личной жизни. Главная задача индивида в такой ситуации, поиск человека, на которого можно перекинуть финансовые и бытовые проблемы.

3) Бытовая неприспособленность, перемежающаяся паническими атаками на данной почве.

4) Социальные действия, подмененные мечтаниями. Например, о некоем мифическом идеале, «настоящем мужчине» или «легких деньгах».

Основные признаки инфантильного индивида

• самым важным он считает всегда делать то, что хочется ему (не смотря на интересы других); • брак, дети для него всегда под грифом «пока не готов» (хотя пожить вместе может, но до начала больших проблем, требующих его участия); • обычно в его личной истории достаточно много непродолжительных «отношений»; • ухаживания мужчины-ребёнка часто очень сентиментальны, романтичны, но не перерастают в серьёзные; • слово «ответственность» для него вряд ли понятно, иногда им руководит боязнь «наказания» (чаще это может проявляться на работе, а не в личных, домашних отношениях); • самостоятельных хозяйственных действий по дому от него не дождаться; • его отношения с мамой абсолютно «не вырастают»; • даже уже в трудоспособном возрасте живёт при финансовой поддержке родителей или на их полном обеспечении; • обычно эмоциональная поддержка родителей для него также является основной в сложных ситуациях; • может проживать с родителями, даже если есть отдельное жильё или постоянно пользоваться их «услугами»; • не работает либо часто остаётся без работы, не спеша искать новую; • непременно обладает каким-то всепоглощающим увлечением (часто это компьютерные игры), которое не в силах отложить; • часто жалуется на жизнь, ищет виновных, не допуская своей вины и говоря, что весь мир несправедлив.

Эта статья написана для инфантильных людей, которые до сих пор не могут повзрослеть. В этой статье я расскажу, что такое инфантилизм, кто такой инфантильный человек и как ему повзрослеть. Так же я расскажу о причинах несоответствующего поведения зрелого человека. Все свои вопросы задавайте в комментариях под статьей.

Инфантильность и инфантилизм

Что такое инфантильность? Вы, конечно, можете зайти в википедию и почитать там, но все статьи википедии написаны научным языком. Поэтому бывает скучно. Здесь же я Вас порадую своим юмором, чтобы Вы не ушли от меня к википедии (википедия не отобьет Вас у меня). Только Вы не думайте, что я сам инфантильный человек . На данный момент мне 23 года, и я уже считаюсь взрослым. Инфантилизм происходит от латинского слова infantilis – детский. Это сохранение незрелого развития в физическом облике, а именно: поведения, черт характера, которые были присуще предшествующей стадии возрастного развития.

Зная, что такое инфантильность , мы с легкостью ответим на вопрос – кто такой инфантильный человек. Инфантильный человек – это деточка, человек, который хочет быть как Питер Пен. Инфантильный человек – это человек, который ведет себя как дитя, где бы он ни оказался. Это человек, который остался ребенком, несмотря на то, что ему уже свыше тридцати лет. Это отсталость в развитии.

Зная, что такое инфантильность, мы с легкостью ответим на вопрос – кто такой инфантильный человек. Инфантильный человек – это деточка, человек, который хочет быть как Питер Пен. Инфантильный человек – это человек, который ведет себя как дитя, где бы он ни оказался. Это человек, который остался ребенком, несмотря на то, что ему уже свыше тридцати лет. Это отсталость в развитии.

Есть другая версия определения инфантильность. Вы знаете, как ведут себя дети? Они хотят получить все и сразу. Некоторые «взрослые люди» ведут себя также. У них есть желание удовлетворять свои потребности, ничего не отдавая взамен. То есть получать от жизни все, при этом ничего не делая самим. Такое отношение к миру смело можно назвать инфантильным.

Но считается ли инфантильность чем-то плохим? Может это мило? Дело в том, что иногда я сам себя веду как ребенок или инфальтивный человек. Я заметил, что многим людям это нравится. Вот только в серьез тебя перестают воспринимать. И если Вы хотите, чтобы люди начали Вас оценивать по достоинству, то есть как полноценного и взрослого человека, то Вам нужно срочно повзрослеть.

Как повзрослеть?

Чтобы узнать, как повзрослеть , мы сначала должны узнать, что делают взрослые люди. Смело заявлю, что человек автоматически становится взрослым, когда берет на себя за все, что с ним происходит. Он вдвойне становится взрослым, если берет ответственность за других людей, например за обеспечение своей семьи (то есть за жену и за детей), за родителей и даже за подчиненных в его бизнесе.

Для начала нужно взять ответственность в свои руки за свою собственную жизнь. Думать о других пока не стоит. Инфантильный человек винит кого угодно, но только не себя. Он думает, что от него ничего не зависит, и что другие люди ему чем-то обязаны. Это детское поведение. На таких людей не обращают внимания. Поэтому начните думать иначе. Начните утверждать, что Ваша жизнь находится только в Ваших руках, и все зависит от Вас (по крайней мере, в большинстве случаях).

Дела определяют человека. Человек является тем, что он делает. Я заметил, что с возрастом интересы меняются сами по себе, будто кто-то переключил программу. Если в 15 лет меня интересовали компьютерные игры, супергерои из Marvel Comics, то сейчас я заметил, как меня интересует мой бизнес, девушки и мое будущее. Я сейчас редко играю в компьютерные игры, так как к ним уже не тянет. Могу сказать, что у инфантильного человека эта программа не меняется сама по себе. В этом случае придется собственной силой волей заставить себя делать взрослые дела. Например, устроиться на работу, начать ходить на свидания, подумать над тем, как создать свой бизнес, как развиваться в дальнейшем. Подобные мысли и идеи присуще взрослым людям.

Чтобы повзрослеть, нужно стать самостоятельным. Для этого в первую очередь нужно научиться самостоятельно . Ни так как мамочка скажет, а так, как Вы надумаете. Перестаньте быть маленьким сосунком. Начните решать все свои проблемы самостоятельно. Начните самостоятельно принимать решения, а не с маминой подачи. Делайте то, что Вы считаете правильным и нужным для Вас. Не нужно спрашивать у мамочки разрешения типа: «Мам, а можно я сегодня с Наташей погуляю? Я в восемь буду дома, я обещаю!» . НЕЕЕЕЕТ!!! Так не годится. Отныне только Вы решаете за себя. Вы можете спрашивать совета у своих родственников (я Вам разрешаю), но старайтесь думать своей головой.

Отличная практика, если Вы начнете жить отдельно. Супер упражнения чтобы повзрослеть является переезд в другой город, где Вы будете одни. Этот способ помогает не только повзрослеть, но и воспитать в себе уверенность, поднять самооценку, стать настоящим львом. Если есть такая великолепнейшая возможность, используйте ее.

На человека всегда влияет его окружение. С кем поведешься, от того и наберешься. Вам пора сменить «детский сад» на продвинутый коллектив. Когда мне было двадцать лет, я посещал театр «Листопад» . Там были дети до 15 лет (кто-то старше). Я заметил, как среди детей я сам становился ребенком. Я вел себя как 10-ти летний мальчик. Такое поведение в театре является нормальным. Просто я потом с ужасом вспоминал об этом. Двадцатилетний ребенок – вот как меня можно было охарактеризовать. Меняйте свое окружение.

Еще один действенный способ – это визуализация образа взрослого человека. Под действием воображения Вы с легкостью можете поменять модель своего поведения. Для начала составьте образ взрослого себя: напишите черты характера взрослого человека, опишите его походку, манеры, жесты и так далее. Каждую ночь, когда Вы будете засыпать, начните представлять себя таковым персонажем. Позже этот образ въесться, и Вы станете взрослым человеком. Этот способ работает на 100%. Вам необходимо затратить от 1-го до 3-х месяцев.

Чтобы повзрослеть, Вам нужно перестать ныть и жаловаться на жизнь. Если Вы это сделаете, значит Вы станете взрослым человеком. Ноют и жалуются в основном слабые люди. Взрослые воины никогда подобного не делают. Они ищут выход из пещеры, а не сидят в ней на попе ровно. Такое качество присуще , за которыми следуют люди. А разве лидер инфантильный человек? Вы и сами знаете ответ. Избавьтесь от этой пагубной привычки.

На этом все. Начните использовать эти советы, и тогда вскоре Вас, да и Вы сами себя не узнаете. Чао какао.

инфантильность, инфантилизм, как повзрослеть

Нравится

Наверняка не найдется ни одного человека, который бы в своей жизни не слышал выражение «инфантильный человек». К сожалению, по большей части данное выражение стало ничем иным, как термином, который, пройдя путь из уст в уста, вошел в повседневный лексикон. О настоящем же значении данного определения и о том, как оно проявляется у представителей разных полов, а также о том, есть ли способы для борьбы с инфантильностью, мы поговорим в этой статье.

Определение термина

Инфантильность - это уникальная характеристика индивидуума, которая определяет психологическую незрелость последнего и неумение с его стороны принимать важные решения.

В психологии есть и другой, похожий термин - инфантилизм.Это уже патология, которая предполагает задержки у индивида процессов становления личности и поведение, которое не соответствует конкретному возрасту.

Именно поэтому важно знать и отличать эти два термина.

Инфантильность может встречаться как у женщин, мужчин, так и у подростков. Это состояние в некотором смысле можно считать защитным механизмом организма. Ведь на самом деле быть взрослым и ответственным за свои поступки достаточно трудно. И у некоторых людей происходит некое торможение, что приводит к инфантильности.

Это болезнь?

Часто задаваемым вопросом является заинтересованность окружающих в том, является ли инфантильность болезнью.

На самом деле, инфантильный человек - это вполне здоровый индивид , который просто не хочет себя затруднять, так как ему комфортно, когда за него все делают другие.

Труднее всего диагностировать инфантильность у подростков, так как, по сути, все подростки ведут себя инфантильно. Однако диагностирование играет важную роль: ведь на самом деле такое состояние и такая роль начинает потихоньку устраивать инфантильного человека, и потом бороться с инфантильностью бывает очень трудно.

Как все начинается

Прежде чем начинать разбираться с тем или иным расстройством или заболеванием, необходимо первым делом узнать причины его появления. Ведь пока не выяснится причина, получить результат от лечения или же воздействия будет невозможно.

Интереснее всего то, что психологи уверены, что инфантильность у человека развивается еще в детстве.


Исследование причин, которые приводят к инфантильности, подвели психологов к выводу, что на сегодняшний день они заключаются в следующем:

  1. Чрезмерная опека родителей: многие настолько опекают своих детей, что они просто не имеют возможности принимать решения, делать ошибки и узнавать последствия своих ошибок или решений. Это приводит к тому, что ребенок растет, зная, что главные решения за него должны принимать либо родители, либо друзья, либо впоследствии жена/муж. Неважно кто, главное не он сам. Именно поэтому самыми яркими представителями инфантильного человека являются «маменькины сыночки», которых мама оберегает до старости.
  2. Нехватка любви и внимания в детстве. В тех случаях, когда ребенок был лишен заботы и внимания, не получал от родителей необходимые тепло и опеку, став взрослым, он ищет все это в других отношениях. Именно поэтому, повзрослев, такиелюди становятся детьми, которых все вокруг должны беречь, любить и лелеять.
  3. Авторитарный стиль воспитания у родителей. К примеру, если подросток знал, что над всеми его действиями есть контроль и за каждый свой шаг он должен отчитываться перед родителями, то в качестве бунта, выражения своего недовольства онможет применять качества инфантильности. В этом случае поведение подростка можно толковать следующим образом: «Вы хотите все контролировать? Делайте это, я больше ни в чем не буду участвовать.» К сожалению, не все родители осознают, что инфантильное поведение своего отпрыска гораздо хуже, чем другой вид бунта. Зачастую инфантильность своего ребенка воспринимается у родителей как послушание или же исправление. И лишь спустя годы, когда уже все зашло слишком далеко, родители осознают, что случилось нечто непоправимое.
  4. Причиной для проявления инфантильности являются и те случаи, когда ребенок по каким-то причинам должен был рано повзрослеть и принять на себя роль опекуна своих родителей или младших сестер/братьев. В этом случае у негов душе накапливается обида на кого-то или на всех. И даже если родители по мере возможности дадут ему любовь и опеку, все равно ребенок будет всю жизнь винить их за то, что потерял и не имел веселого детства. В этом случае инфантильность является в некотором роде местью, таким поведением он карает своих родителей и окружающих за свое неудавшееся детство.
  5. В редких случаях инфантильность может случиться и в зрелом возрастепопричине слишком большого опекунства от возлюбленного/возлюбленной. Если кто-то в паре решает оградить другого от всех бед и невзгод, то у него может возникнуть инфантильность. Ведь раз за разом укрепляетсяпривычка не брать на себя ответственность, не делать ничего и тому подобное.

Как может заметить каждый, детство - это важнейший период в жизни любого человека. И долг родителей - беречь своих детей от всех возможных отклонений. И лучший способ для этого, конечно же, - не перегибать палку и придерживаться золотой середины, как в проявлении заботы и опекунства, так и в любви и стиле воспитания.

Проявления инфантильности

Наверное, укаждогоестьзнакомый, о котором можно с легкостью сказать:«Он в душе ребенок». Именно это и является проявлением инфантильности. Ниже рассмотрим те основные признаки, которые присуще инфантильным личностям.

Самой главной чертой инфантильных личностей является неспособность и отсутствие желания принимать серьезные решения. Если по работе или же в семье у такого человека возникнет нужда быстро принять какое-то серьезное решение, то он переложит это тяжкое бремя на другого. А если у него это сделать не получится, то инфантильный человек вообще ничего не сделает. Он будет думать сам себе: «Будь что будет». Либо примет первое пришедшее на ум решение, не обдумав все стороны данной проблемы.


Самый важный шаг в этой проблеме -осознание самой проблемы. Зачастую инфантильный человек не понимает и не принимает тот факт, что у него есть проблема. В своих глазах такой человек является нормальным, и пока у него не поменяется сознание, все попытки решить проблему будут неэффективными.

Прежде всего помните, что при обнаружении такой проблемы, как инфантильность, нужно обратиться к психологу. Ведь, как говорилось выше, зачастую корни проблем уходят далеко в детство, и для того чтобы понять и принять правильный подход для их решения,нужен специалист.

Ниже мы собрали для вас рабочие способы от специалистов. То, что предлагают они, может на первый взгляд показаться странным. Но не забудьте, что все гениальное просто. Итак, что может предложить профессионал:

  • Кардинальные перемены. Нужно заставить его думать о будущем и строить планы. Идеальным решением в этойситуациибудет смена работы и даже города. В случае неудачи необходимо вообще переехать жить в другую страну. Как это может помочь? А тут все просто: когда инфантильный человек начнет осознавать, что вокруг больше нет друзей и знакомых, на которых он может положиться и которые вместо него примут решения, то он изменится. В таких условиях инфантильный человек уже не может не принять на себя ответственность или не принимать важные и серьезные решения.
  • Шок.Иногда бывает достаточно просто встряхнуть инфантильного человека. Это конечно серьезный шаг, но если вы достаточно хорошо знаете его и уверены в его чувствах к вам, тогда можно расстаться на время. Это подтолкнет его к мысли, что он может потерять вас и заставит его измениться.
  • Новая работа.Если вышеуказанные методы для вас слишком трудны, то можно воспользоваться сменой работы. Есть много работ, которые требуют ответственности от работников. Тут выбор велик, главное убедить инфантильного человека, что все трудности, которые не могут не возникать в начале такой работы - это естественно и что совсем скоро этот метод даст свои плоды.
  • Самостоятельная жизнь. Зачастую инфантильные люди живут с родителями, которые делают все занего: уборку, готовку, планируют бюджет. В этом случае полезным будет переезд, тогда человек сам будет решать все вопросы. Когда ему придется думать о том, что поесть завтра или как продержаться до конца месяца, тогда он изменится.
  • Ставим цели и достигаем их.Тут важно помнить, что для инфантильного человека поставить хотя бы маленькую цель - это весьма трудное дело. Поэтому поначалу пускай это будут какие-то маленькие цели. Привкус того, что он поставил перед собой цель и смог достичь ее станет движущим стимулом для инфантильного человека. И теперь он сам будет желать этого и стремиться к глобальным достижениям.
  • Питомец.Это звучит довольно странно, но один из работающих методов для исправления инфантильного человека является домашний питомец. Ведь как только человек понимает, что в его жизни есть тот, кто всецело зависит от него, он начнет меняться, будет брать на себя ответственность, и скоро она не будет больше его пугать.

Это те способы, которые реально работают и могут принести успех в исправлении инфантильного человека. Конечно, среди этих методов есть такие, на которые вам будет трудно решиться.

Но все же помните, инфантильность - это не болезнь, а скорее привычка поведения . А привычки хоть и с трудом, но все же можно менять.

Каким бы ни казался самодостаточным инфантильный человек, будьте уверены: ему нужна помощь и он на самом деле глубоко несчастен. Нужно помочь такому человеку понять, что детство уже давно прошло, и что в зрелости все люди должны принимать решения и нести ответственность за свои поступки.


Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии:

Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans - дитя) - титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году).

Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.

В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им годиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта