Главная » 2 Распространение » Атмосферным загрязнителем 1 в мире является. Атмосферное загрязнение воздуха

Атмосферным загрязнителем 1 в мире является. Атмосферное загрязнение воздуха

1

Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе приводят к необходимости изменения подходов к управлению образовательным учреждением, которое сегодня должно стоиться на основных законах управления организацией.

Управление организацией - целенаправленное информационное воздействие на объект управления (социальные системы, такие как человек, группа, коллектив, организация в целом), осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Оперативное управление - управление текущими событиями, составляющая часть управленческой деятельности, определяемая временным интервалом (месяц, неделя, сутки), совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий. Оперативное управление может рассматриваться как система и как процесс.

Оперативное управление как система включает в себя совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов системы, связи и характер взаимодействия между ними. Тщательная разработка данной системы, четкое распределение обязанностей среди управленческого аппарата, проработка форм взаимодействия между элементами системы и их фиксация в локальных нормативных актах образовательного учреждения позволяют оптимизировать процесс оперативного управления.

Оперативное управление как процесс представляет собой совокупность управленческий действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию. К ресурсам образовательного учреждения относятся: персонал (трудовые ресурсы), информация, финансы, программы и технологии, учащиеся. Человеческие ресурсы организации можно распределить по трем уровням: ресурсы личности и потенциал ее развития, ресурсы малых групп и их потенциал, ресурсы коллектива в целом. Сегодня недооцениваются ресурсы малых групп, и их потенциал используется спонтанно.

Система оперативного управления организацией обладает всеми свойствами, характерными для систем внутриорганизационного управления (по А.М. Моисееву): неаддитивность, искусственность - естественность, функциональность, полимодальность, детерминирующий и детерминируемый характер, активность, способность к самообучению, саморазвитию, открытость и т.д. Однако, в силу специфических свойств внутришкольного управления, оказывается проблематичным использование и тем более перенос методов, предлагаемых для других видов социальных организаций. К таким особенностям, требующим обязательного учета при разработке системы оперативного управления, относятся (по А.М.Моисееву): небольшая численность аппарата управления, относительно слабая профессионализация управленческих функций, связь между управленческой и педагогической деятельностью, относительная ограниченность финансовых и материальных рычагов управления.

При построении системы оперативного управления необходимо также учитывать тот факт, что каждый объект управления в образовательном учреждении является одновременно и субъектом управленческой деятельности. Управляют не только руководитель и административный аппарат. Педагог управляет на уроке процессом усвоения знаний, ученик управляет своим развитием и деятельностью и т.д. Отсюда вытекают важнейшие принципы организации оперативного управления:

1) гуманизации - гуманность целей, методов управления, установление гуманных отношений между участниками педагогического и управленческого процесса, превалирование сотрудничества и сотворчества над управленческими воздействиями;

2) диалогизации - диалог действий, мотивов, целевых установок участников процесса управления, что способствует увеличению получаемой информации об управляемом объекте, позволяет принимать правильное управленческое решение и установить диалог между субъектами управленческого процесса;

3) координации - согласование целей, взаимосвязь функций и методов управления, установление и выявление роли и места каждой функции в иерархической структуре, необходимые в процессе управления подсистемами;

4) рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

Функциональное членение управленческого цикла при оперативном управлении включает те же элементы, что и любой другой вид управления:

1. сбор информации (информация от вышестоящих инстанций, внутренняя информация организации, информация из окружающей социальной среды);

2. анализ полученной информации и оценка ситуации;

3. формирование и принятие управленческого решения;

4. выдача задания;

5. реализация решения;

6. контроль и корректирование;

7. достижение цели;

8. подведение итогов и выводы.

Однако эффективность оперативного управления во многом зависит от своевременного получения информации о состоянии организации, необходимого для принятия управленческих решений. Одним из путей сбора данной информации может служить система мониторинга состояния и развития образовательного учреждения.

Таким образом, при создании системы оперативного управления образовательным учреждением, необходимо учитывать не только принципы организации оперативного управления, но и специфические свойства внутришкольного управления, уделяя особое внимание своевременному получению информации о состоянии организации, как необходимому средству принятия управленческих решений.

Библиографическая ссылка

Мокрецова Л.А., Скороход О.С. К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=455 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ

Анализ современных подходов к управлению общеобразовательным

учебным учреждением

Управление является сложным видом человеческой деятельности, а управление образованием - особенно, через высокоинтеллектуальный, творческий труд ее участников. Чтобы обеспечить эффективность управления, прежде всего необходимо знать его методологические и теоретические основы, выяснить сущность таких управленческих понятий как управление, управление в образовании, менеджмент, педагогический менеджмент.

Рассмотрим различные подходы к определению этих понятий:

    понятие «управление»

В. Афанасьев: «Управление - это прежде всего осознанная деятельность человека, которая преследует свои цели. И не просто деятельность, а то особый вид, который связан с выработкой решения, с организацией, направленной на воплощение решения в жизнь, с регулировкой системы в соответствии с заданной цели, с подведением итогов деятельности, с систематическим получением, переработкой и использованием информации».

Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление - деятельность, обеспечивает планомерное целенаправленное воздействие на объект управления. Эта деятельность включает получение информации о протекании основных процессов, переработку ее и выдачу соответствующих решений, направленных на дальнейшее совершенствование объекта управления. Управление - целенаправленное взаимодействие подсистем, управляющих и управляемых по достижению запланированного результата, цели».

Г. В. Ельникова: «Управление - это особый вид человеческой деятельности в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, который обеспечивает целенаправленное воздействие на управляемую систему для сохранения и упорядочения ее в пределах заданных параметров на основе закономерностей ее развития и действия механизмов самоуправления».

    понятие «управление в образовании»

Словарь современных психолого-педагогических терминов: «Управление образованием - вид социального управления, поддерживает целеустремленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и процессов, которые обеспечивают, в системе образования».

    понятие менеджмента

Толковый словарь: «Менеджмент - совокупность стратегий, философий, принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста доходов».

Ю. К. Конаржевський: «Менеджмент - это новая философия управления, выделяет роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование сделать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным и составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовольствие».

А.С.Большаков: «Менеджмент - это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности» .

Немецкая энциклопедия управления: «Менеджмент - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

П. Друкер: «Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и производительную группу».

    понятие «педагогического менеджмента»

В.В.Крижко, Е. М. Павлютенков «Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности; формируется на достижениях многих наук, но с учетом особенностей деятельности школы».

В.В.Олийник, Л.Н. Сергеева «Менеджмент - управление производством на базе применения современных методов, форм, принципов и структур управления для достижения поставленных целей, повышения эффективности производства». Если сравнить сроки управление и менеджмент, то термин «управление» более общий, поэтому как правило, понятие «менеджмент» употребляется, когда:

Подчеркивается эффективность управления;

Речь идет о профессиональной деятельности руководителя с соответствующим образованием;

Говорится о науке управления;

Определяется социальная значимость профессии управляющего;

Достижение запланированного результата, цели.

В широком плане цель управления заключается в создании необходимых условий для реализации целей организации. Конкретной минимальной целью управления является обеспечение оптимального функционирования организации, тогда как конкретной максимальной целью управления является обеспечение ее развития. Таким образом, управление имеет три существенных признака: цели, совокупность способов достижения цели и факт ее достижения.

Успех любой организации зависит на 80% от качества управления ею. Успех управления зависит от реализации концептуальных основ управления. Известные авторы классических учебников по менеджменту Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, Питер Дойль, Дэвид Бодди, Роберт Пейтон определяют менеджмент как теорию и практику эффективного управления и выделяют три основных подхода к его концепции: процессный, системный и ситуационный. Толковые словари дают следующие определения понятия «концепция» (от лат. Conceptio - восприятие):

Система взглядов на определенное явление;

Способ понимания, толкования каких-то явлений;

Основная идея любой теории.

Таким образом, можно выделить три соответствующих концепции образовательного управления, отличаются основной идеей, способом организации и содержанию управленческой деятельности: процессуальное, системное и ситуационное управление (схема1.1.):

1. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций.

2. Системный подход основывается на теории систем.

3. Ситуационный подход концентрируется на том, что эффективность методов управления обусловливается конкретными ситуациями.

Схема 1.1. Концепции образовательного управления

Схема 1.1. Концепц ии образовательного управления

Концепции образовательного управления

Концепция ситуативного подходу к управлению

Концепция системного похода к управлению

Концепция процессного подходу к управлению

особенности

конкретные ситуации,

эффективность методов

основывается на теории систем

серия взаимосвязванных функций

Концепц и я процес с ного п о дход а к управл ению

С целью освещения функций управления и управленческого цикла рассмотрим сущность таких понятий как технология, технология управления, процесс. Технология - это знание и применение специальных средств, процедур, операций, которые позволяют поэтапно организовать определенные действия и саму деятельность в целом и получать, как итог, нужны результаты. Технология управления определяется как образ поведения и действий руководителя, следуя которому можно реализовать цели управления оптимальным образом.

Технология управления - управленческий процесс, цикл, состоящий из отдельных элементов или видов деятельности. Особенностью такого цикла является то, что он, как цепь состоит из звеньев, которые взаимосвязаны между собой, последовательно сменяя друг друга. Если пренебречь это, то управленческий цикл разорвется, и это непременно отрицательно повлияет на дело.

Процесс - это совокупность последовательных действий, которые обеспечивают достижение определенных результатов. На его основе возник процессуальный подход. Он стал значительной вехой в развитии управленческой теории и практики. Авторство данной концепции принадлежит ученому Анри Файолю. По его мнению процесс управления состоит из пяти основных функций: предвидение или установления цели, планирования, организации, распоряжения и координации и контроля. Однако А.Файоль рассматривал эти виды деятельности как независимые друг от друга. На предпочтение этому современная наука считает функции взаимосвязаны.

В научной литературе, освещала почти века различные аспекты процессуального подхода, представлены разнообразные определения понятия функций. Этим объясняются факты отсутствия единообразного понимания термина «функции», единой классификации. Однако большинство ученых склонны выделять общие, то есть основные, операционные функции. Таких функций насчитывается более двадцати:

Б. А. Гаевский называет: предвидение, контроль, планирование, анализ,

координацию, программирование;

В. Г. Афанасьев - организацию, контроль, решение, регулирования;

М. М. Поташник - организацию, контроль, планирование, руководство;

Ю. К. Конаржевський - анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование;

М. Мескон - планирование, организацию, мотивацию, контроль;

Г. Десселер - планирование, Организовывание, контроль, управление персоналом, и руководство.

Авторы считают, что каждая из этих функций имеет свое место в общей системе цикла, выполняет только ей присущую роль и не может быть игнорируемая без риска пропустить диспропорции в управленческой деятельности.

Глубокий анализ научной литературы по вопросам управления позволили А. И. Мармаза определиться с понятием «функции управления», классифицировать их: функции - это основные виды деятельности, которые образуются путем сведения однотипных видов работ, выполняемых руководитель, к более общим и сочетаются одинаковой целеустремленностью.

Функция управления - это вид управленческой деятельности. Основными критериями, которые позволяют выделить деятельность функции управления считаются:

1. Специфичность цели деятельности, имеет относительно самостоятельное значение.

2. Характер данного вида деятельности. Это необходимый критерий, основанный на показателях, без которых управление не будет качественным и полноценным, а не будут достигнуты цели управления, не будет завершен управленческий цикл.

3. Однородность операций, формирующих содержание вида деятельности. Действия, формы, методы, результаты функции объединяются одинаковой целеустремленностью.

4. Специфика структуры функции. Различные действия, операции, составляющих вид деятельности, связанные между собой. В схематичном варианте можно представить как горизонтальный или вертикальный цепь. Пример схематического варианта функции планирования: миссия → общая цель

цели - направления → цели - задачи → деятельность → результаты.

5. Интегративность функции. Реализация функции в полной мере происходит в условиях плотного взаимодействия с другими функциями.

6. Сквозной характер вида деятельности. Когда каждая функция управленческого цикла присутствует в большей или меньшей степени; изъятие какой-то функции снижает эффективность деятельности.

7. Системный содержание. Определенный вид деятельности может быть функцией, если он укладывается в понятие системы .

Общие функции управления, последовательно сменяя друг друга, образуют универсальный управленческий цикл (рис. 1.1.)

анализ

регулирования планирование

контроль организация

Рисунок 1.1. управленческий цикл

Концепция системного подхода к управлению

В ХХ веке накопилось большое количество новых фактов, открыто множество законов, создано немало теорий, требовало их систематизации, упорядочения. Системный подход является порождением наук ХХ века. В настоящее время возник резкий скачок в развитии наук: бионики, биофизики, химической физики, - на основе их интеграции; электроники, кибернетики, - на основе дифференциации. Таким образом, объективная появление системного подхода объясняется необходимостью в исследуемых объектах соотносить между собой их части и целое. Проблеме системного подхода посвящено научно-методические исследования Г. В. Ельниковой, Ю. А. Конаржевський, В. С. Пикельнои и многих других ученых в области образования.

Сущность системного подхода заключается в формировании системного видения действительности, при котором каждый сложный объект рассматривается как система.

«Системный подход - направление в методологии научного познания и системной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем (Д. П. Горский).

В словаре современных психолого-педагогических терминов есть несколько определений:

«Системный подход - комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиции системного анализа. Системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей.

Системный подход - предполагает, что относительно самостоятельные компоненты педагогического процесса рассматриваются не изолированно, а их взаимосвязи, позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, которые составляют систему отдельных элементов ».

Спецификой системного подхода в управлении является то, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые ее обеспечивают, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

С целью выявления признаков социальных систем, к которым относится и школа, необходимо обратиться к определению понятия система. Система - это устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют единое целое. Основными видами систем являются технологические, биологические, социальные.

Основными признаками системы являются:

Наличие цели - целеустремленность;

Наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система;

Наличие связей между элементами - структура;

Наличие функциональных задач каждого элемента, не дублируются;

Энергетика системы, за счет которой она действует;

Управляемость и самоуправляемость;

Связи с внешней средой;

Система как целостность обладает свойствами, отличные от свойств ее элементов.

Общеобразовательная школа по своей сути относится к социальным системам. Социальная система - это система, которая объединяет людей на основе общих целей деятельности и интересов. Социальным системам присущи следующие основные признаки:

1. Конкретная общая цель всей совокупности элементов системы.

2. Осознание и согласования каждым элементом системы своих задач для достижения общей цели.

3. Подчинение задач каждого элемента общей цели системы.

4. Выполнение каждым элементом функций, вытекающих из общей цели системы.

5. Взаимодействие между элементами системы в процессе достижения общей цели.

6. Наличие органа управления системой.

7. Обязательность связей системы между окружающими системами и системами высшего порядка .

Все системы имеют организационную структуру и характерные для них свойства, подчиняются законам развития социальных систем таким как:

1. Закона достижения цели. Обеспечивает переход системы к другому состоянию или ее преобразования в другую.

2. Закон отклонения революции. Обеспечивает стабильность существования системы, сохранение ее от разрушения.

3. Закон доминирования асимметрии. Обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях перехода к другой направленности.

Учебное заведение - это социально-педагогическая система. По определению Н.В.Кузьмина педагогическая система определяется как определенная совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Показателями принадлежности учебного заведения в социальной системы Ю. А. Конаржевський является:

1. Совокупность элементов. Элемент - это минимальная структурно-образующая единица системы, имеет предел делимости и обладает структурно функциональной своеобразием.

2. Характер связи и взаимодействия элементов.

3. Определенный уровень целостности характеризуется наличием общей структуры, объединяющей все элементы системы.

4. Иерархичность как средство организации вертикальной соподчинения элементов системы.

5. Взаимодействие элементов системы с внешней средой. Развитие системы «учебное заведение» ограничен целями и задачами, определенными внешней средой. Однако управляемая извне, она отражает внешнее воздействие путем самоуправления, способна преодолевать воздействия. Во взаимодействии с внешней средой проявляет адаптивность.

6. Целеустремленность, которая предусматривает следующие процессы:

Целеполагание (формирование цели и ее развертывания)

Цилездийснення (деятельность по достижению запрограммированных целей);

Целенаправленность (регулирование деятельности в целях).

Н.Н. Поташник и М.М.Моисеев считают, что описать систему управления - это значит последовательно охарактеризовать таким факторам:

ценностное основание и принципы построения системы управления;

требования к системе управления, объективные задачи, которые выдвигает действительность;

функции управления;

направленность, ориентации и цели системы управления;

организационная структура управления;

методы, средства, технологии, определение механизмов управленческой деятельности;

условия и ресурсы эффективной деятельности: кадровые, финансовые, материальные, нормативно-правовые, период времени.

продукты системы управления: приказы, решения, планы, схемы, модели, документы .

Концепция ситуационного подхода к управлению

Ситуационный подход возник в результате попыток применения различных теорий «школ» менеджмента к реальным жизненным ситуациям. Стремление теоретиков и практиков 20 - 40 гг. Найти универсальные принципы управления, которые можно было бы применить для любых организаций, при любых условиях, было подвергнуто критике.

Концепция ситуационного подхода к управлению возникла вследствие неэффективных попыток теоретиков и практиков найти универсальные принципы, технологии и методы, применение которых бы позволило избежать влияния ситуационных переменных. Сторонников ситуационного подхода объединяет идея зависимости эффективности управленческих моделей от конкретных условий их реализации.

Основоположниками ситуационного подхода часто называют американских ученых П.Лоуренса и Дж.Лорша, которые доказали, что дифференциация управленческой деятельности зависит от определяющих внешних факторов.

В сфере образования теоретически ситуационных подход был представлен в работах Ю. Бабанского и М. М. Поташника. Они создали в определенной степени переворот в мыслях и деятельности миллионов педагогов. Ученые доказывали, что оптимизировать управление школой означает выбрать или сконструировать такую ​​ систему мер, которая при применении в условиях конкретной школы так превратила бы структуру и процесс управления, чтобы достигались максимально возможные конечные результаты деятельности школы при рациональном затраченному времени на управленческую деятельность.

Н.Н. Поташник выдвинул категории оптимизации: выбор альтернативы, конкретные педагогические условия, критерии оптимальности. Были обоснованы способы оптимизации внутришкольного управления: управлять комплексно, генерализировать цели, конкретизировать деятельность, демократизировать управление и развивать самоуправление, согласовывать методы управления с условиями реализации, экономить ресурсы.

В последнее время стала популярной модель адаптивного управления. Наиболее полно она представлена ​​ в работах В. Ельниковой, Т.М. Давиденко, Т. И. Шамова.

Так Г. В. Ельникова констатирует: «Адаптивное управление начинается внешним воздействием раздражителей-активаторов: различных требований, идей, инициатив. Необходимым условием адаптивного управления является отклик системы на раздражение ». Внешняя среда провоцирует внутренние изменения. Таким образом, устанавливается зависимость содержания деятельности управленца и учебного заведения от этих условий. «Сущностью адаптивного управления является согласование действий руководителя и исполнителей через корректировки их цели, сочетание целевых функций, создание условий для достижения запрограммированных задач».

Ситуационный подход стремится связать конкретные средства, технологии, концепции, идеи с конкретными ситуациями. Поэтому различные ситуационные модели влияют на управление и делают его подвижным и гибким.

Проявление конкретной действительности, влияет на функционирование организации, на достижение поставленных целей называют управленческой ситуацией. Ее составляющими являются интеллект руководителя, ресурсы организации, возможности внешней среды. Но прежде чем искать решение, необходимо определиться с ситуацией. Поэтому умение решать ситуацию, учесть множество факторов и фактов, суждений, мнений, проверить информацию, заглянуть в книгу по психологии - это мастерство руководителя, которая определяет необходимость использовать моделирование в системе методов управления. Система методов управления влияет на качественные показатели управления и деятельности организации. Стиль руководства находится в тесном взаимодействии с методами и опосредованный индивидуальными свойствами руководителя.

В системе методов управления возможна замена одного метода другим, применение различных форм реализации метода, то есть моделирования. Выбор методов моделирования зависит от:

Уровня знаний и умений руководителя;

Степени опыта;

Личных характеристик руководителя;

Доминирующего стиля управленческого поведения;

Степени сформированности коллектива организации;

Уровня профессионализма коллектива;

Материально-технических, финансовых возможностей организации.

Но сами по себе методы управления не могут быть оптимальными вне конкретных условий. Во время их выбора необходимо:

1. Четко определить проблему и установить необходимость управленческого воздействия.

2. Осуществить моделирование в системе методов - поиск адекватных проблеме.

3. Отделить альтернативные методы и сравнить эффективность, учесть возможные последствия.

4. Сопоставить выбраны методы с условиями, сложившимися с учетом времени, ресурсов, микроклимата, возможностей, умений.

5. Выбрать оптимальный метод.

В. А. Беспалько выделяет в управлении системами три типа, стиля и модели управления:

1. Разомкнутый - управление осуществляется путем контроля, анализа и коррекции по конечным результатам. Это - управление невмешательства. Предусматривает работу подчиненных на доверии и характерно для либерального стиля управления. Для него характерно отсутствие активной позиции руководителя и переживания за состояние дел, низкая требовательность, зависимость от вышестоящих органов управления и ситуации. Работа выполняется по алгоритму, который заранее разработан и доведен до сведения исполнителя. В нем определен срок времени, зафиксировано показатели конечного результата и критерии его отслеживания.

2. Замкнутый - этот тип управления предполагает постоянное отслеживание за ходом событий, коррекцию в случаях незначительного отклонения от запланированного; обучение в процессе работы. В условиях частого использования это управление снижает инициативу, творчество, ведет к безответственного отношения подчиненных к работе и трудоголизм со стороны руководителей. Характерное для авторитарного стиля руководства. Этот стиль предполагает высокую централизацию руководства, единоличность в принятии решений, чрезмерный контроль, предпочтение приказов над социально-психологическими методами.

3. Смешанное - этот тип управления предполагает оптимальное сочетание разомкнутой и замкнутой управления в зависимости от сложившейся ситуации. Характерное для демократического стиля управления. Стиль характеризуется четким распределением полномочий и обязанностей, коллегиальность в принятии решений, требовательность, дисциплина, ориентация на успех.

Управление учебным заведением, направленное на разновозрастные группы - взрослых, молодежь, детей. Это приводит влияние множества факторов внутреннего и внешнего характера.

Управление такой системой требует от руководящего состава глубоких знаний и широких умений, то есть управленческой компетентности.

Список использованных источников и литературы:

1. Аверьянов В. Административная реформа. Научно-правовое обеспечение / В. Аверьянов // Вече. -2002. -№3.

2. Аганбегян А. Т. Управление и эффективность / А. Т. Аганбегян. - М., 1981.

3. Анискина Н. А., Пасечникова Л. П. Технология планирования стратегических изменений. - М.: Издат. Гр.. «Основа», 2005. - 112 с.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юрид. лит., 1997.-400 с.

5. Бакаев А.А., Костина Н.И., Яровицкий Н.В. Имитационные модели в Економик. - К.: Наук. мнение, 1978. - 304 с.

6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.- 304 с.

7. Бандурка, А. М. Психология управления / Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е. В. - X. Фортуна - Пресс, 1998. - 464 с.

8. Беседин Н. А., Нагаев В. М. Основы менеджмента. - М.: Центр учебной литературы, 2005. - 496 с.

9. Василенко В. А., Шматько В. Г. Инновационный менеджмент. - М.: Центр учебной литературы, 2005. - 440 с.

10. Васильченко Л.В. Управленческая культура и компетентность руководителя. - М.: Изд. гр. «Основа», 2007. - 176 с.

11. Васильченко, Л. В. Формирование управленческой культуры руководителя школы в системе последипломного педагогического образования: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.04 / Васильченко Л.В.; Тернопольский национальный педагогический ун-т им. В. Гнатюка. -Тернополь, 2006. - 207 с

12. Ващенко Л.М. Методика оценки инновационных изменений в системе общего среднего образования // Сборник материалов из опыта управленческой деятельности и методической работы. К итоговой коллегии Министерства образования и науки Украины. - Черновцы: Изд. дом «Букрек», 2007. - 140 с.

13. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учебные модули. - Киев: Издательско-полиграфический центр «Тираж», 2005. - 30 с.

14. Ващенко Л.М. Региональное управление инновационными процессами общего среднего образования: Учеб. модули. - М.: Видавн.-полиграф. центр "Тираж", 2005. - 30 с.

15. Ващенко Л.М. Управление инновационными процессами в общеобразовательной среднем образовании региона: Монография. - М.: Издательское объединение "Тираж", 2005.- 380 с.

16. Ващенко, Л. Н. Система управления инновационными процессами в общем среднем образовании региона: Автореф. дис. на получение наук, степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики" / Ващенко Л. М.; Институт педагогики АПН Украины. - М., 2006. - 40 с

17. Вознюк Л.В. Система самообразовательной деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения в контексте последипломного образования // Образование на Луганщине - 2004. - № 1 (20). - С. 30-33.

18. Вознюк Л.В. Гуманизация инновационной деятельности общеобразовательных учебных заведений как фактор положительных изменений. Научные записки. - Вып. 49. Ч. II. Серия: Педагогические науки. - Кировоград: РПЦ КГПУ им. В. Вин-ниченка, 2003. - С. 30-33.

19. Вознюк Л.В. Гуманизация управленческой деятельности и целостность учебно-педагогического процесса // Образование на Луганщине. - 2002. - № 1 (16). - С. 54-56.

20. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Вудкок М., Френсис Д.; [Пер. с англ.]. - М.: Дело, 1991. - 320 с.

21. Горняк А.Н., Лазановський П. П. Менеджмент: Теоретические основы и практикум. - М.: Магнолия плюс, Львов Новый мир, 2003. - 336 с.

22. Гончаренко С.У. Педагогические исследования: Методологические советы молодым науковцям.- Киев - Винница: ООО фирма «Планер», 2010.-308 с.

23. Даниленко Л.И. Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности директора общеобразовательной школы. Монография. - Второй вид. - М.: Логос, 2002. - 140 с.

24. Даниленко Л. Инновационный образовательный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Главник, 2006. - 144 с. - (Сер. "Психол. Инструментарий»).

25. Даниленко Л. Менеджмент инноваций в образовании. - М.: Шк. Мир, 2007. 120 с.

26. Даниленко Л.И. Теория и практика управления инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях // Практика управления учебным заведением. - 2006. - № 1. - С. 13-18.

27. Даниленко, Л. И. Эффективность управления общеобразовательной школой: социально-педагогический аспект: монография / Даниленко Л.I.Островерхова Н. М. М.: Школьник, 1996. - 302 с.

28. Денисом Э. Исследование различий в темпах экономического роста / Э. Денисон. - М., 1971.

29. Дегтяр А.А. Государственно-управленческих решений: информационно-аналитическое и организационное обеспечение. - М.: Харри НАГУ "Магистр", 2004. - 223 с.

30. Диневич В.А. Показатели и критерии эффективности управления В.А.. Ди-Невич, С. В. Ро-Гачев, Н. И. Якунина, 1975.

31. Довбыш И. Модель государственно-общественного управления общеобразовательным государственным учреждением // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Черновцы: Рута, 2005. - Вып. 258. - С. 49-57.

32. Житник Б.А., Павлютенков Е.М., Масликова И.В. Методологические проблемы исследовательской деятельности учителя / Б.А. Житник. Организация опыт-кой-экспериментальной работы в школе / Е.М. Павлютенков. Исследовательская деятельность как образовательная услуга методического управления / И.В. Масликова. - М.: Изд. гр. «Основа», 2008. - 160 с.

33. Калинина Л.М., Капустеринська Т.Д. Проект инновационной школы: стратегическое планирование, управление инновациями. - Х.: Вид. гр. «Основа», 2007. 96 с.

34. Карамушка Л. Н. Психология управления учреждениями среднего образования: монография / Л. М. Карамушка. - М.: Ника-центр, 2000. - 332 с.

35. Карамушка Л.М. Формирование конкурентоспособной управленческой команды как инновационное направление управления образовательными организациями / Л.Н. Кара-мушка, А.А. Филь // Образование и управления. -2004.-Т. 7.-№ 1.-С 82-91.

36. Кеиек М. Глобализация и высшее образование / М. Квиека // Высшее образование. - 2001.-№ 4-5. - С. 107-117.

37. Косс В.А. Анализ структурной модели государства с позиции новой кибернетики // Теория и практика управления. - 2005. - № 7. - С. 9-13.

38. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников / ХДПУ им. С. Сковороды. - 20е изд. доп. - Харьков: «ОВД», 2000. - 164 с.

39. Лукина Т. А. Государственное управление качеством среднего образования в Украине: монография / Т. А. Лукина - М.: Изд-во НАГУ, 2004. - 292 с.

40. Мармаза А. И. Стратегическое управление: траектория успеха. - М.: Изд. гр. «Основа», 2006. - 160 с.

41. Мармаза, А. И. Инновационные подходы к управлению учебным заведением / Мармаза А. I. - Харьков: Издал, гр. "Основа", 2004. - 240 с.

42. Мониторинг в ОУЗ / Сост. М. Голубенко. - М.: Шк. Мир, 2007.- 128 с.

43. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М.: Изд. гр. «Основа», 2004. - Ч.4.- 176 с.

44. Огаренко В.М. Роль государства в институционально и структурных преобразованиях в системе образования // Актуальные проблемы: Сб. наук. пр. - М.: Изд-во ХарРИ НАГУ "Магистр", 2005. - № 2 (24). - Ч. 1. - С. 25-32.

45. ​​ Олейник В.В., Сергеева Л.М. Управление развитием профессионально-тех-ночного учебного заведения; учебно-методическое пособие - К: Артек, 2010. - 176 с.

46. Оценка качества работы учебного заведения /Сост. Н.Мурашко. - М.: Ред. загальнопед. газ., 2004. 128с.

47. Павлютенков Е. М. Моделирование в системе образования. - М.: Изд. гр. «Основа», 2008. - 128 с.

48. Педагогическое мастерство учителя: Учебное пособие для студентов, преподавателей, учителей / Под ред. В.М. Гринев. - М.: Издатель Шуст А.И., 2000.- 252 с.

49. Пометун А., Середяк Л., Сущенко И., Янушевич О. Управление школой, меняется. Советник современного директора - Тернополь: Издательство Астон, - 2005.- 192 с.

50. Попова А.В. Влияние инновационных процессов на формирование содержания образования в Украине (20-е годы ХХ в.) // Педагогика и психология: Сб. наук. пр. - Харьков: ХДПУ, 2001. - Вип.17. - С. 121-126.

51. Попова А.В. Ведущие тенденции развития творческой педагогики в зарубежной образовательной теории и практике в 60-80-е годы ХХ века // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Зб.наук.пр. - Киев-Запорожье, 2001 - Вып. 18. - С. 43-48

52. Попова А.В. Развитие инновационных процессов в зарубежной образовании во второй половине ХХ века // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сб. наук. пр.. Выпуск ХИИ.. - Славянск: Издательский центр СГНИ, 2001. - С. 3-10

53. Попова А.В. Становление и развитие инновационных педагогических идей в Украине в ХХ в. / ХДПУ им. Сковороды. - Харьков: «ОВД», 2001. - 256 с.

54. Попова А.В. Творческие принципы инновационных образовательных процессов // Педагогика и психология формирования творческой личности: проблемы и поиски: Сб. наук. пр.. - Киев - Запорожье, 2001 - выпуск 19. - С. 6-10

55. Проблема эффективности в современной науке: методологические аспекты / под ред. A. Д. Урсула. - Кишинев, 1985. - 256 с.

56. Проектная деятельность в школе /Сост. М. Голубенко. - М.: Шк. Мир, 2007.- 128 с

57. Реморенко, Игорь. Разное управления разным образованием. Книга для разумного руководителя. - М.: Изд. дом «Школ. Мир »Вид: Л. Галицына, 2006. - 128 с.

58. Словарь современных психолого-педагогических терминов / Бухлов Н.В., Коновалова Л.М. - Донецк «Каштан», 2008. - 162 с.

59. Тевлин Б. Л. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы. - М.: Вид.група «Основа», 2006.- 192 с.

60. Тевлин Б. Л. Профессиональная подготовка вчителив.- М.: Изд. гр. «Основа», 2006. - 192 с.

61. Технология и практика управления образовательным процессом в школе / авт.-сост.Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2008.- 215 с.

62. Управление экспериментальной деятельностью СНО / Сост. Н. Мурашко. - М.: шк. Мир, 2007. - 128 с.

63. Усенко А.В. Диалектика взаимодействия субъектов и объектов моделирования в теории государственного управления // Сб. наук. пр. НАДУ / Под общ. ред. В.И.Лугового, В.М.Князева. - М.: Изд-во НАГУ, 2006. - Вып. 1. - С. 56-59.

64. Усенко А.В. Моделирование государственного управления образованием в условиях современных общественно-политических трансформаций // Проблемы трансформации системы государственного управления в условиях политической реформы в Украине: В 2 т. / Под общ. ред. О.Ю.Оболенського, В.М.Князева. - М.: Изд-во НАГУ, 2006. - Т. 1. - С. 339-341.

65. Фон Нейман Дж., Монгенштейн А. Теория игр и экономическое поведение. - М.: Наука, 1970. - 707 с.

66. Чернышев А.И., Волобуева Т.Б. Организаии научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. Методическое пособие. - Донецк: «Истоки», ДоноблИППО, 2007. - 152 с.

67. Чернуха-Гадзецкая К. М. Технология управления. - М.: Изд. гр. «Основа», 2009. - 144 с.

68. Шаркунова, В.В. Социальное управление и концепции педагогического менеджмента в общеобразовательных учреждениях: дис. ... Кандидата пед. наук: 13.00.01 / Шаркунова В. В.; Государственная академия руководящих кадров образования. - М., 1998. - 170 с.

Атмосфера, как экологический компонент, — это слой воздуха в подпочве и над её поверхностью, в пределах которого наблюдается взаимное влияние всех экологических компонентов (включая сам воздух). Поэтому загрязнение воздуха отражается на изменении состава и свойств компонентов природы и здоровье человека.

Загрязнители поступают в атмосферу от естественных и антропогенных источников.

К числу веществ, выделяемых естественными источниками, относятся: пыль растительного, вулканического и космического происхождения; пыль, возникающая при эрозии почвы; частицы морской соли; туман; продукты сгорания при лесных и степных пожарах; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного и микробиологического происхождения и др. Эти загрязнения создают естественный фон.

По мере роста промышленного производства антропогенное загрязнение атмосферы Земли увеличивается.

В настоящее время в промышленно развитых странах ежегодно в атмосферу выбрасываются свыше 2,25 кг/чел, различных загрязнителей, в том числе — 1,5 кг/чел, газообразных и 0,75 кг/чел, твердых веществ.

Особо опасны выбросы электростанций, потребляющих уголь, — они составляют 133 млн кг в год оксидов серы, 21 млн кг оксидов азота, 5 млн кг твердых частиц, которые и являются, в основном, причиной кислотных дождей..

Распределение доли вредных выбросов между отраслями промышленности в отдельных странах различно (табл. 2.1.).

Таблица 2.1
Содержание выбросов (в %) различных отраслей промышленности в развитых странах (по данным 1991 г.)


Особенно высок уровень загрязнения воздуха в городах, например, в 1996 году от стационарных источников в атмосферу г. Москвы поступили 171,1 тыс. т вредных веществ, а в Московской области — 204,4 тыс. т.

Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Москвы представлена на рис. 2.1.

Четка видна тенденция к увеличению общего количества веществ-загрязнителей. Основным источником загрязнения воздуха (рис. 2.2.) стал автомобильный транспорт — на его долю приходятся до 83% выбросов вредных веществ в загрязненный воздух города. Особую опасность автомобильные выхлопы представляют для памятников архитектуры, расположенных вдоль крупных магистралей.


Рис. 2.1 (слева). Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Москвы
Рис. 2.2 (справа). Основные источники загрязнения городского воздуха

Сравнение концентраций некоторых газообразных загрязнителей для сельской местности и городов России, представленное в табл. 2.2, показывает, что в городах возникла критическая ситуация по этому показателю качества воздуха.

Таблица 2.2
Концентрации некоторых газообразных загрязнителей для сельской местности и городов России

Токсичные примеси в воздухе Источники эмиссии Концентрации (мг/ м 3)
в городах в сельских районах
Оксид углерода, СО Пожары, автомобильные выхлопы 5,0 0,1
Диоксид серы, SO 2 Сжигание угля, очистка нефти, производство H 2 SO 4 0,2 0,002
Оксид азота, NO В двигателях, в силовых установках, горение 0,2 0,002
Диоксид азота, NO 2 Горение, окисление, в силовых установках 0,1 0,001
Озон Атмосферные, фотохимические реакции 0,3 0,01
Метан Природный газ, процессы гниения 3,0 1,4
Этилен Автомобильные выхлопы 0,05 0,001
Ацетилен -"- 0,07 0,001
ПАН Атмосферное окисление альдегидов 0,03 0,001
Альдегиды, С 3 —С 8 Автомобильные выхлопы 0,02 0,001
Сумма углеводородов (кроме СН 4) -"- 2,0 0,005
Аммиак Гниение 0,01 0,01
Сероводород -"- 0,004 0,002
Формальдегид Неполное сгорание 0,05 0,001

Приведенные цифры говорят о том, что экосистемы крупного города уже не могут выполнять функцию его обеспечения чистым воздухом.

Случаи превышения максимальных концентраций до 10 ПДК зарегистрированы в 70 городах России.

Прогрессирует загрязнение атмосферы и насыщение биосферы тяжелыми металлами. Подсчитано, что за всю историю человеческого общества выплавлены около 20 млрд т железа. Количество железа в составе сооружений, машин, оборудования и т.д. сейчас исчисляется, приблизительно, в 6 млрд т. Следовательно, примерно 14 млрд т рассеяны в окружающей среде за счет коррозии и др. процессов. Другие металлы рассеиваются еще значительнее. Например, рассеивание ртути и свинца составляет 80—90% от их годового производства. При сжигании угля в окружающую среду вместе с золой и отходящими газами выбрасываются некоторых важные в хозяйственном аспекте элементы. Например, поступает больше, чем добывается из недр: магния — в 1,5 раза, молибдена — в 3 раза, мышьяка — в 7, урана, титана — в 10, алюминия, йода, кобальта — в 15, ртути — в 50, лития, ванадия, стронция, бериллия, циркония — в сотни раз, галлия, германия — в тысячи раз, натрия — в десятки тысяч раз.

Особую опасность в городах стали представлять «вторичные» загрязнители. Для атмосферной фотохимии характерно образование нежелательных соединений, служащих основой фотохимического смога. Основные продукты этих фотохимических реакций — альдегиды, кетоны, ароматические углеводороды, угарный газ — СО, кислотные оксиды СО 2 , SO 2 , NO 2 , органические нитраты и оксиданты — озон, диоксид азота, соединения типа пероксиацетилнитратов и др. Известно, что пероксиацетилнитрат (ПАН) сильно раздражает слизистую оболочку глаз, отрицательно действует на ассимиляционный аппарат растений. Облучение олефинов и ароматических соединений приводит к образованию значительного количества аэрозолей. Перечисленные кислотные оксиды окисляются и, реагируя с водой, образуют кислоты. Реально ощутимой проблема кислотных дождей стала не только в промышленных городах, но и повсеместно на урбанизированных территориях городов.

Ежегодно с осадками выпадают миллионы тонн кислот и других загрязнителей, что опасно в плане глобального изменения химии природной среды. Выбросы диоксида серы (SO 2) с отходящими газами промышленности наносят также большой экономический ущерб, так как теряется такое ценное вещество как сера. Мировые разведанные запасы этого сырья близки к истощению. В то же время количество техногенной серы, поступающей в атмосферу, в 2000 году составило, по различным данным, от 275 до 400 млн т.

АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ

Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические про­блемы современности - «парниковый эффект», нарушение озо­нового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздо­ровления окружающей природной среды. Атмосферный воз­дух занимает особое положение среди других компонентов био­сферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.

Атмосферный воздух выполняет и сложнейшую защитную экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно хо­лодного Космоса и потока солнечных излучений. В атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода, задерживается масса метеоритов.

Атмосфера обладает способностью к самоочищению. Оно происходит при вымывании аэрозолей из атмосферы осадка­ми, турбулентном перемешивании приземного слоя воздуха, отложении загрязненных веществ на поверхности земли и т. д. Однако в современных условиях возможности природных сис­тем самоочищения атмосферы серьезно подорваны. Под мас­сированным натиском антропогенных загрязнений в атмосфере стали проявляться весьма нежелательные экологические по­следствия, в том числе и глобального характера. По этой причине атмосферный воздух уже не в полной мере выполняет свои защитные, терморегулирующие и жизнеобеспечивающие экологические функции.

§ 1. Загрязнение атмосферного воздуха

Под загрязнением атмосферного воздуха следует по­нимать любое изменение его состава и свойств, которое оказы­вает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем.

Загрязнение атмосферы может быть естественным (природ­ным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, вы­ветривание горных цород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропо­генное загрязнение связано с выбросом различных загрязняю­щих веществ в процессе деятельности человека. По своим мас­штабам оно значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха.

В зависимости от масштабов распространения выделяют различные типы загрязнения атмосферы: местное, региональ­ное и глобальное. Местное загрязнение характеризуется повы­шенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, промышленный район, сельскохозяйствен­ная зона и др.) (рис. 13.1). При региональном загрязнении в сферу негативного воздействия вовлекаются значительные про­странства, но не вся планета. Глобальное загрязнение связано с изменением состояния атмосферы в целом.

По -агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на: 1) газообразные (диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и др.); 2) жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.); 3) твер­дые (канцерогенные вещества, свинец и его соединения, ор­ганическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещест­ва и прочие).

Главные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха, образующиеся в процессе производственной и иной дея­тельности человека - диоксид серы (SO 2), оксид углерода (СО) и твердые частицы. На их долю приходится около 98% в об­щем объеме выбросов вредных веществ. Помимо главных за­грязнителей, в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ, среди которых - формальдегид, фтористый водород, соединения свинца, ам­миак, фенол, бензол, сероуглерод и др. Однако именно кон­центрации главных загрязнителей (диоксид серы и др.) наи­более часто превышают допустимые уровни во многих горо­дах России.

Суммарный мировой выброс в атмосферу четырех главных загрязнителей (иоллютантов) атмосферы составил в 1990 г. - 401 млн т, а в России в 1991 г. - 26,2 млн т (табл. 13.1; The worM..., Национальный..., 1992). Кроме указанных главных загрязнителей в атмосферу попадает много других очень опас­ных токсичных веществ: свинец, ртуть, кадмий и другие тяже­лые металлы (источники выброса: автомобили, плавильные за­воды и др.); углеводороды (С^^, среди них наиболее опасен бенз(а)пирен. обладающий канцерогенным действием (выхлоп­ные газы, топка коглов и др.), альдегиды и в первую очередь формальдегид, сероводород, токсичные летучие растворители (бензины, спирты, эфиры) и др.

Выброс в атмосферу главных загрязнителей (поллютантов) в мире и в России

Вещества, млнт

Диок­сид серы

Окси­ды азота

Оксид угле­рода

Твер­дые части­цы

Суммарный мировой выброс

Россия (только стационарные источники)

Россия (с учетом всех источников),

Наиболее опасное загрязнение атмосферы - радиоактив­ное. В настоящее время оно обусловлено в основном глобально распределенными долгоживущими радиоактивными изотопа­ми - продуктами испытания ядерного оружия, проводивших­ся в атмосфере и под землей. Приземный слой атмосферы за­грязняют также выбросы в атмосферу радиоактивных веществ с действующих АЭС в процессе их нормальной эксплуатации и другие источники.

Особое место занимают выбросы радиоактивных веществ из четвертого блока Чернобыльской АЭС в апреле - мае-1986 г. Если при взрыве атомной бомбы над Хиросимой (Япония) в атмосферу было выброшено 740 г радионуклидов, то в резуль­тате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. суммарный вы­брос радиоактивных веществ в атмосферу составил 77 кг.

Еще одной формой загрязнения атмосферы является ло­кальное избыточное поступление тепла от антропогенных ис­точников. Признаком теплового (термического) загрязнения ат­мосферы служат так называемые термические юны, например, «остров тепла» в городах-, потепление водоемов и т п

В целом, если судить по официальным данным на 1997- 1999 гг., уровень загрязнения атмосферного возуха в нашей стране, особенно в городах России, остается высоким, несмот­ря на значительный спад производства, что связывают прежде всего с увеличением количества автомобилей, в том числе - неисправных.

Проблема загрязнения атмосферы - одна из актуальных и трудноразрешимых проблем современности. Человечество пытается найти выход - изобретаются экологически чистые виды топлива, разрабатываются новые способы утилизации отходов, создаются безвредные материалы для производства и строительства.

Основные источники, вызывающие загрязнение атмосферы, это - антропогенный и естественный. Естественный источник - то, что происходит в природе с большей или меньшей регулярностью. От этого никуда не деться - мы вряд ли когда-нибудь сможем предотвратить извержение вулкана, гарантировать защиту от лесных пожаров или Процесс разложения животных или растений также вносит свой вклад в постепенное загрязнение атмосферы.

Антропогенное воздействие на атмосферу исходит от человека. Здесь можно выделить быстро развивающиеся и распространяющиеся промышленные предприятия, топливно-энергетический комплекс, предприятия машиностроения и, конечно, транспорт.

Очень много в атмосферу поступает газообразных веществ, которые вредят ей, но не стоит забывать и о твёрдых частицах - пыли, саже, копоти. В районах, где сконцентрированы промышленные предприятия, постоянными компонентами воздуха уже стали такие опасные тяжёлые металлы, как никель, медь, кадмий, ртуть, свинец, ванадий и хром. Проблема попадания в воздух большого количества свинца становится особенно угрожающей.

Вообще, в 20 веке значительно изменилось содержание в воздухе озона и углекислого газа. Ежедневное сжигание ископаемого топлива повышает концентрацию углекислого газа в воздухе. Это усугубляется сужением площади тропических лесов, которые преобразуют газовый состав атмосферы.

Последствия загрязнения атмосферы носят многосторонний характер. Грязный воздух пагубно сказывается на качестве природных экосистем. Насколько загрязнена атмосфера в том или ином регионе можно судить по состоянию зелёного покрова планеты - лесов.

Биоценозы лесов страдают от воздействия кислотных дождей. Такие дожди вызываются и диоксидами серы. Учёные установили, что хвойные породы деревьев в большей степени подвержены негативному влиянию кислотных дождей, нежели широколиственные. Стоит ли говорить, что больше всего страдают насаждения в крупных промышленных центрах.

Не менее важна и проблема истощения и истончения озонового слоя, образования озоновых дыр. Это вызвано избыточным использованием фреонов в быту и производстве.

Кроме фреонов загрязнение атмосферы вызывают и такие газы, которые никогда ранее в её составе не присутствовали. Да, объёмы этих газов несравнимо меньше количества углекислого газа в атмосфере, но всё же они могут быть значительно опаснее.

В 20 веке загрязнение атмосферы происходит и посредством радиоактивных элементов. Источник такого загрязнения - это пробные взрывы при испытании нового вида оружия - водородных или Кроме того, производство ядерного оружия, и ядерные реакторы. Даже незначительные повреждения и аварии на атомных реакторах приводят к загрязнению воздуха, а такая глобальная катастрофа, как авария в Чернобыле, резко и значительно ухудшила состояние атмосферы.

Естественные процессы, происходящие в биосфере, подвергаются негативному воздействию последствий всё больше. К счастью, на данном этапе биосфера ещё сохраняет способность к саморегуляции, она пока может нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму наносимый человечеством вред. Однако существует предел, за которым - невозможность биосферы сохранять необходимое равновесие. Когда это происходит, случаются экологические катастрофы, с которыми люди уже столкнулись в некоторых регионах мира.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта