Главная » 2 Распространение » Муниципальная олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории - документ

Муниципальная олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории - документ

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап. 10-11 класс.

2014-2015 учебный год.

Задание № 1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца (до 3 баллов) .

Правители: События:

А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И.

В) Петр I Болотникова

Г) Екатерина II 3) Разделы Речи Посполитой

Д) Александр I 4) Северная война

5) Отечественная война 1812 г.

6) Учреждение патриаршества

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов (6 баллов).

А) (3 балла)

Международная

конференция периода

Великой Отечественной

Достигнутая договоренность

1. Московская

А. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. СССР обещал вступить в войну против Японии.

2. Тегеранская

Б. Определено послевоенное устройство Германии: был

согласован ее раздел на четыре оккупационные зоны. Было принято решение о создании ООН.

3. Ялтинская

В. СССР, США и Англия рассмотрели план экономической помощи СССР вооружением и стратегическим сырьем.

4. Потсдамская

Г. Признавались включение в состав СССР прибалтийских стран; между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.

Б) (3 балла) В перечне справа есть лишняя характеристика.

Композитор

Произведение

1.Глинка М.И.

А. Опера «Борис Годунов»

2.Даргомыжский А.С.

Б. Опера «Жизнь за царя»

3.Чайковский П.И.

В. Опера «Русалка»

4.Римский-Корсаков

Г. Опера «Пиковая Дама»

Д. Опера «Псковитянка»

Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __ 1__ .

Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции. Во время русско- __2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был

произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело, руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была

очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего,

Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В ­­­­­­­ _ 12__

лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Задание № 4. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

Укажите:

    их фамилии;

    сферу их деятельности;

    примерное время их деятельности.

1. 2 .

1)_________________________________________________________________

_____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название;

2) художника;

3) время создания (с точностью до половины столетия).

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

1.

2.

__________________________________________________________________

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

1) его название;

2) место расположения (город);

3) архитектора;

4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

А) Определите, карта какого сражения здесь представлена?

Б) Когда оно произошло?

В) В ходе какой войны оно произошло?

Г) Кто командовал русской эскадрой?

Д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

Е) В годы правления какого царя произошло это сражение?

А)________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Е)________________________________________________________________

Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

    Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.

    «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.

    Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

    Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

Задание № 9. Определите по картинкам, в каких веках выглядела так Москва (максимальный балл - 4, по одному за каждый верный ответ).

Картинка

Задание № 10. Работа с документом (12 баллов).

«Товарищи! Граждане!

Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота!

К Вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »

1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

Примерные темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

Примерные темы развернутых ответов:

1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

Ключи к школьному этапу олимпиады по истории 10-11 класс

2014-2015 учебный год.

Задание № 1 . А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5.

Задание № 2 . А) А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4.

Б) Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4.

Задание № 3.

    Поручика 8. Багратиона

    Русско-шведской 10. Правым

    Военным 11. Святого Георгия

    С Францией (Наполеоном) 12. Тарутинском

    Александра I 13. Казанским

    Дрисский 14. Военной

    Смоленску

Задание № 4 .

Портрет № 1: 1) Сперанский М.М.

2) Государственный деятель, реформатор при дворе

Александра I.

3) первая половина 19 века.

Портрет № 2. 1) Александр III

2) Российский император

3) 1881-1894. Конец 19 века.

Задание № 5.

Картина № 1. 1) Васнецов В.М.

2) «Богатыри»

3) II половина 19 века.

Картина № 2. 1) Перов В.Г.

2) «Охотники на привале»

3) II половина 19 века.

Задание № 6.

Памятник № 1. 1) Здание Сената

3) М. Казаков

4) вторая половина 18 века (1776-1787)

Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

2) Москва, Соборная площадь

3) Бон Фрязин

4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

Задание № 7.

А) Гангутское сражение – 2 балла

полную дату).

В) Северная война 1700-1721 гг. – 2 балла.

Г) Адмирал Апраксин, а также Петр I – 2 балла

Д) Сражения у острова Гренгам, бой в устье Невы,

Эзальский бой – 2 балла (1 балл за одно сражение)

Е) Пётр I – 2 балла.

Задание № 8.

Задание № 9.

А) Москва в конце 14 века

Б) Москва 12 век

В) Сер. 16 века, идет строительство собора Василия

Блаженного.

Г) Москва после постройки собора Василия Блаженного

конец 16 века.

Задание № 10.

1) Великая Отечественная война

3) И. В. Сталин

4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.

5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации

6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.

7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

Репрессии в армии накануне войны

Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны

Военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории

Опоздание с приведением войск в боевую готовность

Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе

Задание № 11.

Эссе или развернутый ответ.

Муниципальный этап олимпиады по истории 6 класс
I. Выберите правильный ответ:
1. Восточнославянский племенной союз
а)Печенеги б)Половцы в)Уличи г)Неря
2. Какое произведение принадлежит перу Владимира Мономаха
а) «Житие Феодосия Печерского» б) «Поучение детям»
в) «Слово о погибели земли русской» г) «Повесть временных лет»
3. Укажите правильную хронологическую последовательность
а) Битва на реке Сити б) битва при Калке в) оборона Рязани г) оборона Киева
а) абвг б) авгб в) бваг
4. Что такое вира?
а) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку
б) выкуп, даваемый женихом семье невесты
в) судебный поединок
г) вид денег
5. Что такое боярская дума
а) совещательный орган при князе б) судебный орган при князе
в) правительственный орган в Новгороде г) законодательный орган Древней Руси
6. Что построили архитекторы Барма и Посник
а) стены Китай – города б) стены Смоленского кремля
в) Гранатовую палату г) собор Покрова на Рву
7. В 1408 году произошло:
а) набег Едисея на Русь б) набег Тохтамыша на Москву в) стояние на реке Угре
8. Что изучает геральдика
а) печати б) монеты в) гербы г) старые рукописи
9. В каком веке Олег совершил свой поход на Царьгород и подписал договор с греками?
а) VIII в. б) IX в. в) X в. г) XI в.
10. Кто такой смерд?
а) холоп
б) крестьянин
в) человек низкого рода
г) княжеский слуга
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями
а) Мамай 1) захват Москвы
б) Дмитрий Донской 2) основание династии московских князей
в) Иван Калита 3) поединок перед Куликовской битвой
г) Даниил 4) право сбора дани на Руси
д) Сергий Радонежский 5) победа на Куликовом поле
е) Тохтамыш 6) поражение на Куликовом поле
ж) Пересвет 7) благословение Дмитрия на борьбу с Ордой

Решите кроссворд:
III
1) состояние Руси после распада единого государства; 2) глава новгородского правительства;
3) новгородский архиепископ; 4) герой новгородских былин; 5) прозвище князя, неоднократно
захватывавшего Киев; 6) название формы правления в Новгороде; 7) Столкновение князей; 8) орган
власти в русских городах; 9) имя мальчика­новгородца, тетради которого найдены археологами;

2
7
9

IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия
«Один из предводителей монгольских племен (1) _______________ в начале (2) ________в.
объединил их и принял имя (3) ___________________. С огромным войском он покорил Китай и
Среднюю Азию, затем его полководцы напали на половцев, которые обратились за помощью к
русским князьям. В (4)_________г. на реке Калке произошла битва, где русско­половецкое войско
потерпело поражение. В 1237 г. внук (5)_______________ хан (6) ___________________ двинулся
на Русь. Первым пал город (7) ___________________. Затем наступила очередь Владимира. В битве
на р. (8) ___________________ в 1238г. погиб князь (9) ___________________. Не дойдя 100 верст до
(10) _____________________, хан (11) _____________________ повернул назад. На пути в степи он в
течение 7 недель осаждал город (12) _____________________. Через два года в _________ г.
монголами был взят Киев»

Ответ муниципального этапа олимпиады по истории 6 класс
I . Выберите правильный ответ: ­ 20 баллов (по 2 балла за прав ответ)
­ в
1.
­ б
2.
3.
­ в
4. – а
5. – а
6.
­ г
­ а
7.
­ в
8.
9.
­ в
10. – б
II . Установите соответствие между историческими деятелями и событиями – 14 баллов
а) ­ 6
б) ­ 5
в) ­ 4
г) ­ 2
д) ­ 7
е) ­ 1
ж) – 3
. Решите кроссворд: 9 баллов
III
1) раздробленность; 2) посадник; 3) владыка; 4) Садко; 5) Долгорукий; 6) республика;
7) усобица; 8) вече; 9) Всеволод;
IV
. Вставьте в текст пропущенные имена, даты, географические названия ­ 13 баллов
Темучин
(1)

(2) 13 в.
(3) Чингисхан.
(4)1223 г.
(5)Чингисхана
(6) Батый.
(7) Рязань.
(8) Сити
(9) Юрий Долгорукий.
(10) Новгорода, хан
(11) Батый
(12) Козельск.
13) 1240 г.

Олимпиада по истории Муниципальный этап 10-11 классы 2016-2017

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ.

1. Княгиня Ольга крестилась в
1) Херсонесе 3) Константинополе
2) Киеве 4) Синопе
2. В каком году произошло описанное ниже событие?
«С торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Всех представителей, явившихся в Комиссию, было 565. Одна треть из них были дворяне, другая треть – горожане; число лиц податных сельских классов не доходило и до 100; депутатов от присутственных мест было 28».

1) 1700 год 3)1797 год
2) 1759 год 4)1767 год

3. Выберите годы правления монарха, при котором имело место «хождение в народ».
1) 1796–1801 гг. 3) 1855–1881гг.
2) 1801–1825 гг. 4) 1894–1917гг.
Всего 3 балла за задания 1–3.

Задания:1 2 3
Ответы: 3 4 3

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

4. Кто из перечисленных исторических деятелей был западником?
1) Г.В. Плеханов 4) А.И. Герцен
2) В.Г. Белинский 5) Б.Н. Чичерин
3) А.А. Безбородко 6) А.С. Шишков

5. Какие из перечисленных дат связаны с походами ордынских ханов на Москву?
1) 1327 год 4)1399 год
2) 1377 год 5)1408 год
3) 1382 год 6)1472 год

6. Какие из перечисленных событий произошли в 1919 году?
1) создание Коминтерна
2) упразднение ДВР
3) разгром войск Врангеля
4) принятие конституции РСФСР
5) образование БССР
6) подписание Версальского мира

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Всего 6 баллов за задания 4–6.

7. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило
такое название. «Красный Мюрат», «Камчатский Ермак»,
«Хождение в народ»
Всего 9 баллов.

1. «Красный Мюрат» – С.М. Будённый. Назван так потому, что, как и наполеоновский маршал Мюрат, был блестящим полководцем-кавалеристом.
2. «Камчатский Ермак» – В.В. Атласов. Назван так, поскольку, подобно Ермаку, открыл новые территории (Камчатку).
3. «Хождение в народ» – обозначение акций организации «Земля и воля» в 1874 году по пропаганде социализма в деревне, т. е. «в народе».
По 3 балла за каждый верный ответ (1 балл за указание значения; 2 балла за верное пояснение). 1 балл за пояснение с незначительными неточностями. Всего 9 баллов.

8. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.
8.1. Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын.
8.2. 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г.
Всего 4 балла.

8.1. Вольнодумцы XVI века, обвинённые в ереси.
8.2. Даты походов русских войск на Азов.
По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 4 балла.

9. Расположите в хронологической последовательности события царствования Петра Великого.
А) введение рекрутчины
Б) создание Северного союза
В) смерть царевича Алексея
Г) Персидский поход
Д) указ о единонаследии
Всего 4 балла.

1 2 3 4 5
Б А Д В Г


Всего 4 балла.

10. Расположите перечисленные термины в хронологической последовательности их появления.
А) наркомат
Б) комбед
В) хозрасчёт
Г) гласность
Д) отруб
Всего 4 балла.

1 2 3 4 5
Д А Б В Г

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.
Всего 4 балла.

11. Установите соответствие между музыкальными произведениями и композиторами, их создавшими. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
2 3 1 4 5

12. Установите соответствие между договорами России и Швеции и датами. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
4 6 5 3 1

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой. Всего 4 балла.

13. Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё. Ответ запишите на бланке работы.

1. Дайте определение термина «приказ».
2. Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите дваобъяснения.
3. Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?


1.
Приказ – орган отраслевого центрального управления в Московском государстве XVI–XVII вв. (2 балла).
2. Определите, какова тенденция развития городских и иных дворцовых учреждений (не приказного типа), и объясните её. Приведите два объяснения.
Ответ
В течение всего века резко (двукратно) увеличивается количество данных учреждений (2 балла). Это связано прежде всего с необходимостью особо контролировать порядок в крупных городах (показательно, что рост таких учреждений начинается накануне «Бунташного века» – в 1646 г.) (2 балла) . Во-
вторых, создание этих учреждений связано с формированием местных «филиалов» дворцовых приказов на местах (2 балла) . Всего 6 баллов.

3. Объясните, в чём отличие дворцовых приказов от общегосударственных?
Ответ
Задачей дворцовых приказов являлось обеспечение деятельности царского двора, тогда как общегосударственные приказы отвечали за конкретные сферы управления в стране (2 балла).
4. Охарактеризуйте развитие приказной системы с 1626г. по 1698г.
в Московском государстве. Какой процесс характеризуют данные таблицы?
Ответ
Можно наблюдать постепенное увеличение количества приказов. В целом их достаточно большое количество – 36, причём эта цифра характерна как для начала века, так и для конца (2 балла) . Всплеск создания новых приказов в середине века был связан с решением сложных внешнеполитических задач. В целом можно говорить о высоком уровне бюрократизации системы (2 балла).
Всего 4 балла.
Всего 14 баллов за задание 13.

14. Умение работать с картой (схемой) – один из навыков профессионального историка. Перед Вами схемы сражений, выигранных одним и тем же полководцем. Расположите их в хронологическом порядке и назовите полководца






8 баллов

№ карты: 4 3 2 5 1
Полководец: А.В. Суворов.

5 баллов за верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки. 3 балла за верно названное имя полководца. Всего 8 баллов.

15. Перед Вами изображения, посвящённые событиям одного из важнейших процессов в истории России. Расположите номера изображений в хронологическом порядке отражённых на них событий и напишите, какое событие отражено на каждой иллюстрации. Назовите период отечественной истории, которому посвящены картины. Будьте внимательны: ОДНО изображениелишнее. Укажите его номер и назовите событие, изображённое на нём.






Всего 11 баллов.

Ответ
№ изображения Событие
4 Кровавое воскресенье
5 Восстание на броненосце «Потёмкин»
1 Манифест 17 октября
3 Декабрьское восстание в Москве
6 Созыв I Государственной думы
ПЕРИОД: Первая русская революция 1905–1907 гг.
«Лишнее событие»: №2 – убийство Столыпина в 1911 г.
2 балла за верную хронологию. По 1 баллу за каждое верно названное событие. Всего 5 баллов. 2 балла за верно названный период 1 балл за указание лишней иллюстрации. 1 балл за верно названное событие, отражённое на ней.
Всего 11 баллов.

16. Перед Вами отрывки из источников, повествующих о пожарах Москвы. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности и укажите год, когда эти пожары имели место.
А) «24 мая, в день Вознесения, татары из Крыма совершенно сожгли главный город московита Москву; в этом пожаре сгорели более 40 000 домов, господских усадеб и жилищ со всеми церквами и амбарами, и погибло около трёхсот тысяч человек, старых и молодых. Этот пожар продолжался всего только три часа. Потому что татары пришли в 8 часов утра с 40 000 человек и зажгли город, а в 11 уже все сгорело дотла. Тут московиту было
отплачено за всё, что он сделал с бедной Ливонией и Финляндией
прошлою зимою».

Б) «Седмочисленыя же боляре Московъския державы и всю власть Русьския земли предаша в руце литовъских воеводъ. Того же лета, марта въ 19, излияся фиалъ горести, царствующему граду Москве разорение. Падоша тогда высокозъдании домове, иже красотами блистающиися, огнем поядошася, и вси мудроверхия церкви, яже преже божественою славою сиающе, скверными рукама до конца разоришася. И множество христиансково народа мечемъ плеча литовскаго разсекошася, а инии от домовъ своихъ и от града скокомъ бежаша, понеже спастися желаху».
В) «И отвориша врата градная, и выйдошя съ своимъ княземь и с дары многими к царю… И в томъ часе начашя татарове сечи их по ряду напрасно. Преже всех их убиенъ бысть князь Остей пред градом, и потом начаша сечи попов и игуменов, аще и в ризах съ кресты, и черных люди.<…> И бяше дотоле, преже видети, была Москва град великъ, град чюденъ, градъ многочеловеченъ. И ныне видети его нечего, разве токмо земля, и персть, и прах, и пепел. <…> Тогда же бысть сущу Киприану митрополиту на Тфери, и тамо избывшу ему ратнаго нахожениа, и приеха на Москву октября 7».
Г) «И так как народ все еще был в большом страхе, вспоминая о недавнем нашествии татар, то злодей приказывал поджигать Москву в разных местах, и сгорело более 200 домов, и все поджигатели были подкуплены им; таким образом, он снова навел страх на всю страну; сверх того, он послал воеводами в пограничные города несколько человек, которые лживо писали, что крымский хан с большим войском снова готовится вторгнуться в страну, и посылали письма с такими вестями в Москву, так что повергли всю страну в такой страх, что народ забыл обо всех делах и забыл о смерти или убиении Димитрия».
Д) «В коллегии, канцелярии и конторы к описям после случившегося на Троицу пожара определить людей добрых, кого Сенатская контора заблагорассудит. После пожара на тех местах, где денежная казна стояла и прочие медали и погорели, сыскивать слитков серебра, меди и медали, и отдавать на Монетный двор <…>, о том к тайному советнику и кавалеру графу Михаилу Гавриловичу Головкину послать указ. О судьбе колокола Моториных особое розыскание надлежит произвести. В Артиллерийскую Контору подтвердить указом, чтоб в Москве в городе пороха отнюдь не держали ничьего».
Е) «Июня 21 во вторник загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской… А митрополита Макария едва вызвавша из церкви, великаго для попущения Божия дымнаго духа едва не подзадохся… А стоял царь князь великий в своем селе в Воробьеве и з своею царицею з великою княгинею Анастасиею. Того же месяца 26 на пятый день после пожару чёрные люди града Москвы всколебашася и убиша камением царева великого князя болярина князя Юрья Васильевича Глинского».
Всего 14 баллов.

Буква А Б В Г Д Е
Год 1382 1547 1571 1591 1611 1737

2 балла за верную хронологию. По 2 балла за каждый верно определённый год. Всего 14 баллов.

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализисточника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами отрывок из жития Феодосия Печёрского. Напишите на его основе небольшую работу на тему «Монастырь в Древней Руси: организация и хозяйственная деятельность».
Из жития преподобного Феодосия Печёрского (XI в.)
«Вот тогда и услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере, и,окрыленный надеждой, поспешил в пещеру. Придя к преподобному Антонию и увидев его, пал ниц и поклонился со слезами, умоляя разрешить остаться у него. Великий Антоний, указывая ему на пещеру, сказал: “Чадо, разве не видишь пещеру эту: уныло место и непригляднее всех других. А ты еще молод
и, думается мне, не сможешь, живя здесь, снести все лишения”. Это он говорил, не только испытывая Феодосия, но и видя прозорливым взором, что тот сам создаст на этом месте славный монастырь, куда соберется множество чернецов. Боговдохновенный же Феодосий отвечал ему с умилением: “Знай, честной отец, что сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому, что повелишь мне исполнить – исполню”. Тогда благословил его старец и велел великому Никону постричь его; был тот Никон священником и умудренным черноризцем, он и постриг блаженного Феодосия
по обычаю святых отцов, и облек его в монашескую одежду и сделал келарем. <…> Тогда блаженный отец наш Феодосий по повелению преподобного Антония был поставлен священником и во все дни со всяческим смирением совершал божественную службу, ибо был кроток и тих, не изощрен умом, но духовной мудрости исполнен. И братию всю любил чистой любовью;
собралось уже в то время до пятнадцати монахов. Преподобный же Антоний привык один жить, ибо не любил всяческих ссор и разговоров, и затворился в одной из келий пещеры, а игуменом поставил вместо себя блаженного Варлаама. Оттуда впоследствии переселился Антоний на другой холм и, выкопав пещеру, жил в ней, никуда не выходя, и поныне там покоится его
честное тело. А какова была сперва их жизнь в пещере, и сколько скорби и печали испытали они из-за всяких невзгод в том месте – это одному Богу ведомо, а устами человеческими невозможно и рассказать. К тому же и еда их была – один ржаной хлеб и вода. В субботу же и в воскресенье ели чечевицу, но зачастую и в эти дни не было чечевицы, и тогда ели одни вареные овощи. При этом и трудились непрестанно: одни обувь плели или шили клобуки, и иным ремеслом занимались, и носили сделанное в город, продавали, и на вырученные деньги покупали зерно, и его делили между собой, чтобы каждый ночью свою долю помолол для печения хлеба. Потом служили заутреню, а затем снова принимались за свое дело. Другие же в огороде копались,
выращивая овощи, пока не наставал час новой молитвы, и так все вместе сходились в церковь, отпевали положенные часы и совершали святую службу, а затем, поев немного хлеба, снова обращались каждый к своему делу. И так трудились день за днем в неугасимой любви к Богу.<…> Некоторое время спустя послал Феодосий одного из братии в Константинополь, к Ефрему скопцу, чтобы тот переписал для него устав Студийского монастыря и прислал бы ему. Он же без промедления выполнил волю преподобного отца нашего, и весь устав монастырский переписал, и послал его к блаженному отцу нашему Феодосию. Получив его, отец наш Феодосий повелел прочесть его перед всей братией и с тех пор устроил все в своем монастыре по уставу монастыря Студийского, правила те и доныне ученики Феодосиевы блюдут. Если же кто приходил к нему, чтобы стать
монахом, не прогонял ни бедняка, ни богатого, но всякого принимал со всем радушием».
План работы
1. Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.
2. Характеристика источника и возможностей, которые он даёт для освещения темы. Приведите не менее трёх положений.
3. Анализ организации и хозяйственной деятельности монастыря. Приведите не менее трёх положений.
4. Выводы: общая оценка особенностей русской монастырской жизни на начальном этапе.
Всего 20 баллов.

Ответ
1. На основе учебного материала участнику следует коротко рассказать о Крещении Руси и первых русских монастырях и подвижниках (Киево- Печёрском монастыре и Антонии Печёрском).
2. Участник должен показать особенности документа: это житие, вид церковной литературы о жизни и деятельности святого. Обязательно должен быть упомянут Феодосий Печёрский и его роль в истории древнерусского монашества. Несмотря на приверженность автора жития канону написания, источник все же содержит важные сведения о повседневности первых монастырей на Руси. Хорошо, если участник знает, что автор Жития – Нестор, который был современником и учеником Феодосия. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
3. Из текста видно, что монастырская история на Руси начинается
с подвижников-одиночек (Антоний Печёрский и его пещера). Однако со временем они уже создают группы (в тексте упомянуты 15 человек – членов общины). Более того, появляется иерархия и должности – упомянуты игумен Варлаам и келарь Феодосий. Заимствование из Византии Студийского устава позволяло окончательно оформить монастырскую организацию. Хозяйственная деятельность монастырей имела скромные масштабы (хотя включала в себя и сельскохозяйственную, и ремесленную работу). Следует высоко оценивать работы, в которых прозвучит мысль об отсутствии в это период монастырского землевладения с зависимыми крестьянами. По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов.
4. В выводах следует оценивать полноту и корректность выводов, убедительность сделанных участником наблюдений. 2 балла за максимально полный вывод. 1 балл за приведённые выводы с неточностями.
Всего 20 баллов.

9 КЛАСС

Задание состоит из двух блоков: тестового и аналитического.

На выполнение всех заданий отводится 3 часа.

I . Тестовый блок (70 баллов).

Задание № 1 (2,5 балла)

Укажите, какие компоненты обозначены на схеме крестово-купольного храма цифрами:

Ответ: 1. Купол/Барабан, 2. Столпы/Столбы, 3. Алтарь, 4. Хоры, 5. Алтарная преграда /Иконоста c .(2,5 балла, по 0,5 за каждый верный ответ)

Задание № 2 (7 баллов)

Прочитайте отрывок из « Эймундовой Саги» (перевод О.И. Сенковского):




«Я скажу вам мое мнение, если вы желаете: я узнал о кончине Конунга Вальдамара 1)__________________, на востоке, в Гардарике, и теперь это владение держат три его сына, мужи самые доблестные. Но он разделил владение свое между ними едва ли поровну, потому, что один из них имеет областей более, нежели два другие. Один называется Бурислейф 2)_________________, и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф 3)________________; третьему Вратилаф. Бурислейф имеет Кенугард 4) _________________, Ярислейф - Гольмгард 5)______________, а третий правит Палтеском 6) _________________ и всею тою областью, которая лежит подле, но они теперь в несогласии за свои владения: не довольствуется своим добром тот, который держит самую большую и лучшую часть раздела, думая, что у него мало государства потому, что менее, нежели как было у отца, и от того считая себя ниже своих предков».

I . Заполните пропуски, выбрав из предложенных вариантов: Владимир Мономах, Владимир Святой, Кировоград, Киев, Новгород, Гомель, Полоцк, Павловск, Ярополк, Святополк, Святослав, Ярослав, Глеб.

II . Ответьте на вопросы:

1. В каком году происходят события, описанные в тексте?

2. Объясните значение слова Гардарика.

3. Кто станет князем Киевской Руси после завершения междоусобицы между сыновьями Владимира?

4. Объясните, что такое «лествичный порядок наследования».

Ответ: (7 баллов)

I . (по 0,5 баллов за каждый верный)

1) Владимир Святой;

2) Святополк;

3) Ярослав;

4) Киев;

5) Новгород;

6) Полоцк.

II . (по 1 баллу за каждый верный)

1. 1015 – год смерти Владимира Святославича.

2. Гардарика – «страна городов» (сканд.), название Древнерусского государства.

3. Ярослав Мудрый.

4. Очередной порядок наследования: престол (Киевский) переходит к старшему в роду..

Задание № 3 (7 баллов)

Установите соответствие, выявив современников. Ответ оформите в виде таблицы и запишите в виде 1А, 2Б, 3В…

1. Фридрих I Барбаросса

А. Владимир Святославич

2. Вильгельм III Оранский

Б. Екатерина II

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

6. Карл II Лысый

Е. Юрий Долгорукий

7. Иоанн I Цимисхий

Ответ: 1Е, 2Д, 3В, 4Г, 5Б, 6Ж, 7А. (7 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

1. Фридрих I Барбаросса

Е. Юрий Долгорукий

2. Вильгельм III Оранский

Д. Петр I

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

Б. Екатерина II

6. Карл II Лысый

Ж. Рюрик

7. Иоанн I Цимисхий

А. Владимир Святославич

Задание № 4 (3 балла)

У всех народов есть устные предания – записанные в литературной обработке они становятся памятниками художественной культуры страны. Прочитайте отрывок из литературного произведения:

(перевод с древнерусского языка Л. А. Дмитриева)

«Благоверный же князь Петр повелел: "Везите меня туда, где эта девица". И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: "Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду". Она же без обиняков ответила: "Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его". И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" И послал к ней, молвив: "Скажите ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены»

1. Укажите название литературного произведения.

3. С точностью до полувека определите время написания литературного произведения.

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый правильный ответ)

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2. Ермолай Еразм/Ермолай Прегрешный.

3. Первая половина 16 в., может быть указано, что Повесть была написана к церковному собору 1547 г.

Задание № 5 (8,5 баллов)

Логические ряды:

1. Что объединяет все данные храмы?

2. Что объединяет храмы внутри вертикальных (123, абв) и горизонтальных рядов (1а, 2б, 3в)

3. Назовите приведенные храмы.

Степан Фёдорович Апраксин, Иван Иванович Шувалов, Виллим Виллимович Фермор, Пётр Семёнович Салтыков, Александр Борисович Бутурлин, Захар Григорьевич Чернышёв.

1. Что объединяет пять из шести храмов?

2. Укажите лишний. Аргументируйте свой вывод.

1. Что объединяет пятерых из шести перечисленных деятелей?

2. Укажите лишнего. Аргументируйте свой вывод.

Ответ: (8 баллов)

I . 1. Храмы крестово-купольные, Св. Софии. (1 балл)

2. 1,2,3 – исторические реконструкции, а,б,в – современное состояние. 1а, 2б и далее – реконструкция и современный вид одного и того же храма. (1 балл)

3. 1,а – Киевский Софийский собор; 2,б – Новгородский Софийский собор; 3,в – Константинопольский Софийский собор/Музей Ая-Софья/Айя София. (1 балл)

II . 1. Военачальники (Апраксин, Фермор, Салтыков, Бутурлин, Чернышёв) (1 балл)

2. Шувалов – дипломат (0,5 балла)

III .1. 1,2,3,4,5 – Нарышкинское барокко/(может быть засчитан как верный ответ: «время возведения храмов – XVII – начало XVIII в.») (1 балл)

2. 6 – Неорусский стиль / (может быть засчитано как верный ответ указание на время постройки храма в конце XIX – начале ХХ в.) (1 балл)

IV . 1. Лауреаты Нобелевской премии (1,2,3,4,5). (1 балл)

2. 6 – дипломат (М.М. Литвинов) (1 балл)

Задание № 6 (2 балла)

Прочитайте отрывок из указа:

"Вам англичанам, со всеми своими животы, ехать за море, а торговать Московского Государства с торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря у Архангельского города; а к Москве и в городах с товарами и без товаров не ездить. И которые англичане вперед похотят торговать с Русскими людьми: и им, приезжая из Английской земли, торговать с ними у города повольной торговлей и пошлины платить по Государеву указу. Да и потому вам англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, английского Карлуса Короля, для братской дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что англичане всей землей учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось".

1. Напишите имя и отчество правителя нашей страны, при котором было издано повеление.

2. Укажите год, в котором был издан документ.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Алексей Михайлович.

2. 1649.

Задание № 7 (5 баллов)

Приведите таблицу в соответствие. Ответ оформите в виде таблицы и запишите – 1А, 2Б, 3В…

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

А. Мариуполь

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

В. Рыбинск

5. Калинин

Д. Нижний Новгород

Ответ: 1В, 2Б, 3Д, 4А, 5Г. (5 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

В. Рыбинск

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

Д. Нижний Новгород

4. Жданов

А. Мариуполь

5. Калинин

Г. Тверь

Задание № 8 (2 балла)

Определите, верно ли предложенное утверждение. Если ложно, то укажите правильный ответ:

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г. и получил название «Орел».

2. Наиболее древней на Руси считается Макарьевская ярмарка.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г., но назывался «Ижора»

2. Арская ярмарка, около Казани.

Задание № 9 (6 баллов)

1.Установите соответствие картин и их авторов.

2. Напишите фамилии художников.

3. Определите названия картин.

4. Какой из представленных художников родился на Северо-Западном Кавказе?

Ответ оформите в виде таблицы. Отвечая на вопрос 4, поставьте в последней графе таблицы соответствующую портрету художника букву.

Ответ: 6 баллов: по 0,5 за каждое верное определение названия картины, фамилии художника; 1 балл за полное верное соответствие; 1 балл за верное указание художника, рожденного на Северо-Западном Кавказе.

картины

Название картины

Буква, соответствующая портрету художника

Фамилия художника

Родился на Северо-Западном Кавказе?

«Гамаюн»

В.М. Васнецов

«Тридцать три богатыря»

М.А. Врубель

«Слово о полку Игореве»

И.Я. Билибин

«Авдотья Рязаночка»

К. Васильев

Задание № 10 (5 баллов)

I . Заполните пропуски в стихотворениях:

1. ____________________ жив в сердцах людей Урала

Его земля уральская питала

И все связала с именем его:

И голубую дымчатость металла,

И раскаленной стали торжество…. (А. Павлов)

2. Летел на битву капитан _________________________,

Как гордый сокол выше облаков

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджег бензиновые баки.

Раздался взрыв и вспыхнул самолет.

Казалось, что летит по небу факел,

Как метеор, в единственный полет! (В.Винников)

II . Определите (укажите фамилию), о ком идет речь в стихотворении:

1. «К чему так лаврами шатер мой украшают? –

сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять.» –

«Пожалуйте, - ему солдаты отвечают. -

Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять». (Н. Мациев)

2. «В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья
И прелести кнута» (А.С. Пушкин)

3. В нем каждый атом

Дышит МХАТом (А. Архангельский)

Ответ: (5 баллов, по 1 за каждый верный ответ)

I . 1. Аносов.

2. Гастелло.

II . 1. М.И. Кутузов.

2. Н.М. Карамзин.

3. К. Станиславский.

Задание № 11 (3 балла)

Перед Вами два письма, связанные общим событием:

3. С точностью до десятилетия определите датировку документа. Ответ объясните.

I. «Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров. По письму твоему к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе. Piter.»

II. "Min Her Kenich, известно вам, государю, буди, что благословил господь бог оружие ваше государское: понеже вчерашнего дня, молитвою и счастием вашим государским, [противники] видя конечную тесноту, сдались. Piter»

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Наталья Алексеевна.

2. Ромодановский.

3. 1690-e. В письмах речь идет об успешно завершившейся осаде, таким образом, поход на Азов, а не Прутский. Также в ответе может быть указано, что в 1695 г. Петр I отправился в поход, оставив Ф.Ю. Ромодановского в Москве, и в сохранившейся переписке периода Азовских походов Петр именует Ромодановского высшими титулами (Siir, Min Her Kenich, Ваше Пресветлейшество, Ваше Величество). В XVIII в. Петр I подобные обращения использует только изредка.

Задание № 12 (2 балла)

В данном задании приведен отрывок выступления политического лидера:

1. Напишите фамилию политика.

2. С точностью до месяца определите дату выступления.

«На протяжении последних двадцати пяти лет никто не был таким упорным противником коммунизма, как я. Я не откажусь ни от одного слова, которое я когда-либо говорил о нем, но все это бледнеет перед тем зрелищем, которое раскрывается теперь. Прошлое с его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы возделывали с незапамятных времен. Я вижу их, стоящих на страже своих домов, где молятся их матери и жены, – ибо бывают времена, когда все молятся, – о безопасности своих любимых, о возвращении своих кормильцев, своих воинов, своих защитников».

Ответ: 2 балла, по 1 за каждый верный ответ.

1) У. Черчилль

Задание № 13 (1,5 балла)

Укажите города, обозначенные на плакате цифрами

Ответ: (1,5 балла: по 0,5 за каждый верный ответ)

1. Орел, 2. Курск, 3. Белгород

Задание № 14 (4,5 балла)

Установите соответствие чинов и обращений согласно петровской Табели о рангах, последовательность запишите в соответствии от старшего ранга к младшему, например Д5, А2, В4…:

Обращения

    Титулярный советник

    Ваше высокопревосходительство

    Подполковник

    Ваше высокородие

    Генерал от инфантерии

    Ваше превосходительство

    Бригадир

    Ваше высокоблагородие

    Генерал-майор

    Ваше благородие

Ответ: (4,5 балла: по 0,5 за каждое верное соответствие, 2 балла за правильную последовательность от старшего ранга к младшему, 1 балл при одной ошибке в последовательности) В1, Д 3, Г 2, Б 4, А 5.

Задание № 15 (4 балла)

1. Назовите исторический процесс, отображенный на карте (название карты)

2. Заполните легенду карты:

3. Назовите что обозначено в легенде цифрами

4. Обозначьте даты соответствующие цифрам.

Ответ: (4 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Разделы Польши (Речи Посполитой)

а. Границы Польши (Речи Посполитой) накануне разделов

б. Земли перешедшие Австрии

в. Земли перешедшие Пруссии

г. Земли перешедшие России

3. 1- первый раздел Польши,

2-второй раздел Польши,

3-третий раздел Польши

4. 1- первый раздел Польши – 1772 г.,

2-второй раздел Польши – 1793 г.,

3-третий раздел Польши – 1795 г.

Задание № 16 (7 баллов)

1. Определите элемент, соответствующий каждой из цифр.

2. Определите, кто изображен на портретах.

3.Установите соответствие цифр и букв. Объясните связь.

Ответ оформите в виде таблицы.

Перводержавную

Русь православную

Боже, храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное! -

Все ж недостойное

Прочь отжени!

Ответ: 7 баллов: по 0,5 за каждый верно определенный элемент или портрет; 1 балл за верно установленное полное соответствие, 1 балл за объяснение.

Определение элемента

(что изображено или написано)

Буква, соответствующая портрету

Кто изображен на портрете

«Молитва русских»/ Первый официальный государственный гимн Российской империи

Малая печать/печать

Иван Грозный (личная печать)

Герб Российской Федерации

Проект российского знамени

Гимн Краснодарского края/Ты, Кубань, ты наша Родина

II . Аналитический блок (30 баллов).

Выберите одну из обозначенных дискуссионных тем по истории России. Напишите эссе, в котором:

1) продемонстрируйте уровень знания

    исторических фактов

    источников по теме

    различных взглядов на проблему в науке, художественной литературе, публицистике

2) покажите умение

    анализировать, делать выводы

    формировать и аргументировать собственную позицию

1. «Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.» (Д.С. Лихачев).

2. «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. все еще считали возможной борьбу с татарами». (В.О. Ключевский)

3. «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникала в целой Европе. Власть королевская усилилась в Англии, во Франции, Испания, свободная от ига мавров, сделалась первостепенною державою… Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного». (Н.М. Карамзин)

4. «Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу в этом отношении между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие и «строение». (С.Ф. Платонов)

5. «Царевна Софья была выдающаяся натура, достойная сестра своего великого брата. Как и Петр Великий, она обращала на себя внимание прежде всего своей внешностью: то же высокий рост, то же могучее телосложение, тот же быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум, скорее мужской, чем женский. Царевна отличалась тою же страстностью, той же стремительностью нрава, тою же жестокостью и смелостью и тою же неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели… С тем же чисто революционным пренебрежением к старым обычаям… царевна выступила из тишины тесного терема, увлеклась политикой, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть». (М.М. Богословский).

6. «Необычным был его путь восхождения его к могуществу, славе и богатству – пирожник стал вторым лицом в государстве. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах. Не оставляет равнодушным падение князя, последние годы жизни, проведенные в полной безвестности в далеком Березове. Среди сподвижников царя Меншиков занимал особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования. Интересен он и как личность – личность нового времени, пробужденная к жизни реформами царя-преобразователя». (Н.И. Павленко)

7. «Павел всегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душею возвышенною, умом просвещенным, пламенною любовию к справедливости, духом рыцаря времен протекших, он был предметом ужаса для подданных своих. Остается неразрешенным вопрос: хотел ли он быть действительно тираном, или не выказали ли его таким обстоятельства?». (Я.И. де Сангелен)

8. «Подводя итоги этому замечательному тридцатилетию, мы должны признать, что правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма. Император Николай по своим взглядам не походил на Людовика ХIV и никогда не сказал бы, как тот: “L’Etat c’est moi!”;

напротив, он неоднократно высказывал, что почитает себя первым слугой государства; но воле этого первого слуги должны были безропотно подчиняться все остальные». (А.А. Корнилов)

9. «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее достаются эти победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для неё». (В.О. Ключевский)

10. Что еще мы имеем от Англии? Массу восторгов по поводу мужества и патриотизма советского народа, по поводу блестящих боевых качеств Красной Армии. Это, конечно, очень приятно … но уж слишком платонично. Как часто, слыша похвалы, расточаемые по нашему адресу, я думаю: "поменьше бы рукоплесканий, а побольше бы истребителей"! В учете всего сказанного выше надо ли удивляться чувствам недоумения и разочарования, которые сейчас все больше закрадываются в душу советского человека? Ведь фактически так выходит, что Англия в настоящий момент является не столько нашим союзником, товарищем по оружию в смертельной борьбе против гитлеровской Германии, сколько сочувствующим нам зрителем». (И.М. Майский)

11. «Свершилось великое событие: впервые в истории человек осуществил полет в космос"!.. Это – беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Положено начало полетам человека в космическое пространство. В этом подвиге, который войдет в века, воплощены гений советского народа, могучая сила социализма» («Известия», № 88. 1961).

12. «Чтобы объяснить основные причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего, вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков». (Дж. Боффа)

Критерии оценивания эссе

Каждый из критериев оценивается по шкале 0-5 баллов

Максимальный балл за задание – 30.

I. Знание исторических фактов

II. Знание исторических источников по теме

III. Знание историографии проблемы, взглядов на проблему в художественной литературе и публицистике

IV. Умение анализировать, делать выводы

V. Умение формировать и аргументировать собственную позицию

VI. Внутреннее смысловое единство, логика изложения, соответствие теме

критерий

Iэтап Всероссийской олимпиады по истории 2010-2011 учебный год 11 ... , который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским...

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного года

    Документ

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного... 2 Б.А. Рыбаков Б Курс русской истории 3 В.Л. Яшин В История второй русской революции 4 П.Н. Милюков... положений. 3)Используя знания по истории , отметьте, добились ли...

  • Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

    Документ
  • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
    ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 11 КЛАСС

    Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

    2010-2011 учебный год

    11 класс

    Задания и ключи

    Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

      Андрей Курбский.

      Алексей Адашев.

      Иван Висковатый.

      Иван Пересветов.

    Ответ (максимально 1 балл): 4

    Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

      1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

      1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

      1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

      1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

    Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

    А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

    Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

    В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

    __________________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 3 балла):

    А) Даты, связанные с деятельностью Ивана Калиты. 1325 г., 1327 г., 1328 г., 1340 г. -СМЕРТЬ ИВАНА КАЛИТЫ.

    Б) Художественные направления в искусстве. Классицизм, сентиментализм, романтизм, РЕАЛИЗМ.

    В) Российские императрицы XVIII века. Екатерина I, Анна Ивановна, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, Екатерина II.

    Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

    А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

    __________________________________________________________________________________

    Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

    __________________________________________________________________________________

    В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

    __________________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 3 балла):

    А) Мурома (финно-угорское племя). Остальные - славянские племена.

    Б) Крестьяне (непривилегированное сословие). Остальные - привилегированные и полупривилегированные сословия в России конца XVIII в.

    В) В.И. Беринг (мореплаватель первой половины XVIII в.). Мореплаватели, принимавшие участие в экспедициях XIX в.

    Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижни-ков?

      В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

      И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

      И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

      К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

    Ответ (максимально 1 балл): 2

    Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

    «Русская правда» П.И. Пестеля; «Конституция» Н. Муравьева; ___________________________ П.Я. Чаадаева; «Катехизис революционера» С.Г. Нечаева.

    Ответ (максимально 1 балл):

    «Философические письма»

    Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

      Б…г…дельня - _____________________________________________________________;

      Л…ств…чное право - _______________________________________________________;

      Ф…л…грань - _____________________________________________________________;

      Ф…льк…нет - _____________________________________________________________;

      Ш…ст…пер - ______________________________________________________________.

      Богадельня - благотворительный приют для престарелых и инвалидов.

      Лествичное право - от слова «лествица», т.е. лестница – обычай княжеского наследования.

      Филигрань - (от латинского нитка, зерно) один из видов ювелирной техники.

      Фальконет - артиллерийское орудие.

      Шестопер - одна из разновидностей булавы. Шесть пластин, выступающих из шаровидного набалдашника, дали название.

    Задание 8. К какому периоду истории СССР относится приведенный документ, чем вызвано его принятие? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

    «…Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев.

    Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие… предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок от 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%…»

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 2 балла):

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года - «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий, учреждений». Его появление вызвано обострением международной обстановки.

    Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

    А) Царь…, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ … прибегли ныне к покрову нашему и, не пред­видя иного спасения от конечной гибели покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей … царству подвластных в непосредственное подданство императорскому Всероссийскому престолу. Внимая прошению сему по сродному нам ко всем единоверцам нашим милосердию и по всегдашнему нашему о пользах … народа попечению, определили мы исполнить царя … и … народа желание, и для того повелели, сколько для удержания внутреннего в земле устройства, столько для ограждения оной от внешних нападений, ввести войска наши в области...

    Б) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Ответы (максимально 2 балла):

    А) Манифест «О присоединении Грузинского царства к России», 18 января 1801 г. Манифест 1801 г. окончательно подтверждал Георгиевский трактат о переходе Грузии под покровительство России, подписанный еще в 1783 г.

    Б) Договор, подписанный в Бухаресте, завершил русско-турецкую войну 1806–1812 гг.

    Задание 10. О каком князе говорится в документе?

    «Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины».

    1. Владимир Мономах.

      Святослав.

      Ярослав Мудрый.

    Ответ (максимально 1 балл): 3

    Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

    Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

    генерал-фельдмаршала фон Бока

    «...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

    «На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

    Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, - галлюцинация… ».

      Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. ________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

      Используя текст, укажите особенности этой битвы. _________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 2 балла):

    1. Московская битва, 1941 г.; 2. Войска Красной Армии перешли в контрнаступление, и отбросили противника от столицы. Это было первое крупное поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

    Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

    А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

    Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

    В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

    Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

    А)________________________________________________________________________________

    Б)________________________________________________________________________________

    В)________________________________________________________________________________

    Г)________________________________________________________________________________

    Ответы (максимально 4 балла):

    А) Посольский приказ.

    Б) Оружейной Приказ.

    В) Ямской Приказ.

    Г) Поместной Приказ.

    Задание 13. Перед вами текст новгородской берестяной грамоты, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного документа, обстоятельства его появления. Для этого:

    1. Переведите данный документ на современный русский язык.

    2.1. Чем расплачивались новгородцы за покупки? __________________________________

    2.2. Бывали ли новгородцы в других городах? ______________________________________

    __________________________________________________________________________________

    2.3. Кем был Жизномир ? _________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    2.4. Как называли людей, которых можно было продавать? __________________________

    __________________________________________________________________________________

    2.5. Что в Новгороде стоило дороже – раб или конь? _________________________________

    __________________________________________________________________________________

    «Грамота от Жизномира къ Микуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли к томоу моужеви грамотоу, е ли оу него роба. А се ти хочоу, коне коупив, княж моуж въсадивъ, та на съводы. А ты, атче еси не възялъ коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него».

    Ответ (максимально 5 баллов):

    1. Жизномир сообщает Микуле (очевидно, слуге), что он купил рабу в Пскове, а теперь его привлекает к ответственности княгиня (считая рабу беглой или краденой и предъявляя на нее свои права). За Жизномира поручается дружина, и он приказывает Микуле послать грамоту к продавцу раба и узнать, есть ли у него другая раба (что бы отдать ее княгине взамен на то время, пока при помощи купленной рабы будет вестись расследование – свод с целью розыска того, кто похитил ее у княгини). Жизномир покупает коня (для княжа мужа, который будет вести расследование), и, поскольку расследование началось, предостерегает Микулу от получения денег от продавца, если тот будет предлагать, желая таким путем прекратить дело.

    2. Попробуйте ответить на вопросы.

    2.1. Новгородцы расплачивались за покупки (коунами) – деньгами

    2.2. Новгородец Жизномир купил раба в (Плескове) – Пскове.

    2.3. Жизномир был дружинником, так как (дружина по мя поручила) за него поручилась.

    2.4 Людей, которых можно было продавать, называли ( робоу ) рабами.

    2.5 В Новгороде раб стоил дороже коня, так как коня Жизномир покупает для расследования этого дела.

    Задание 14. Перед вами отрывок из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, в котором говорится об одной из операций Великой Отечественной войны.

    1. Заполните пропуски в текстах. Дайте название операции.

    2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

    Г.К. Жуков о ________________________________________

    1. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных ______________ должны были внезапно ______________ позиции противника и объекты атаки.

    2. В воздух взвились тысячи _____________________. По этому сигналу _______________ 140 _______________, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов ________________ поле боя, _____________противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

    3.Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море ________ и _________. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные ________ зенитных ____________ не могли ее пробить.

    4.Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько _____________ очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного _________ ________ противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

    5. Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

    И тотчас же от выстрелов многих тысяч ___________, _____________ и наших легендарных «_________» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов _____________, мин и авиационных ______. В воздухе нарастал несмолкаемый гул ____________.

    6. Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением ______________.

    _______-->_______-->_______-->_______-->_______-->_______

    Ответ (максимально 6 баллов):

    Г.К. Жуков о Берлинской операции.

    1-6 Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов.

    2-1 Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных прожекторов должны были внезапно осветить позиции противника и объекты атаки.

    3-5 Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

    И тотчас же от выстрелов многих тысяч орудий, минометов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.

    4-4 Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулеметных очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного артиллерийского огня противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

    5-2 В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

    6-3 Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

    Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971. C. 602, 612–613.

    15. Система советских органов власти по Конституции РСФСР 1918 г. Найдите на схеме: а) ВЦИК, б) Всероссийский съезд Советов, в) избирателей, г) местные съезды Советов, д) Совет Народных Комиссаров,

    Избрание, назначение.

    Ответ (максимально 5 баллов): 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-д.

    16. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

      Власть, судебная, носитель, верховная, исполнительная, и, законодательная

      Император, при, орган, законосовещательный

      Вопросы, самостоятельность, в, некоторые, самоуправление

    1. ________________________________________________________________________________

    2. ________________________________________________________________________________

    3. ________________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 3 балла):

      Император - носитель верховной законодательной, исполнительной и судебной власти.

      Государственный совет - законосовещательный орган при императоре.

      Автономия - самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправления.

    Задание 17. Выберите правильный ответ.

    А) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

    Петра соратник, дипломат,

    Любитель старины…

    Одним из первых написал

    Историю страны.

      С.Ф. Платонов.

      Н.М. Карамзин.

      В.О. Ключевский.

      С.М. Соловьёв.

      В.Н. Татищев.

    Ответ (максимально 1 балл): 5

    Б) Среди событий этой эпохи: освоение целины, начало мирного использования атома, первые полеты в космос. Назовите её.

    ____________________________________________________________________________

    Ответ (максимально 1 балл): «Оттепель» или период правления Н.С. Хрущева

    Задание 18. Краеведение. Выберите правильный ответ.

    А) На территории Московской области полностью или частично находится:

      Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

      Национальный природный парк Мещера.

      Национальный парк Угра.

      Государственный комплекс Завидово.

    Ответ (максимально 1 балл): 1.

    Б) В Московской битве 1941-1942 гг. фашистам не удалось захватить:

    Ответ (максимально 1 балл): 4.

    ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

      «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

      Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

      «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

      «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

      «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

      «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

      «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

      «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

      «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

      «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

      «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

      «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)

    Сочинение-эссе оценивается на основе следующих критериев (максимально 40 баллов; каждая позиция - максимально 8 баллов):

      Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

      Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

      Грамотность использования исторических фактов и терминов.

      Четкость и доказательность основных положений работы.

      Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

      этап олимпиады по ... пор существовавших обществ была историей борьбы классов » 1 2 3 ...
    1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году 1

      Методические рекомендации

      ... , №3, 2010 , С. 48-52. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии...

    2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

      Методические рекомендации

      ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Е.В.Колесова, Е.В.Титов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009 /2010 учебном...

    3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам

      Методические рекомендации

      И муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010 /2011 ... этапе олимпиады школьников по ОБЖ В 2009 г. (в старшей возрастной группе 10-11 классы ... военные реформы в истории российского государства, ...



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта