Главная » 2 Распространение » Правописание окончаний во всех частях речи. Материал по русскому языку "Модуль «Правописание окончаний различных частей речи»"

Правописание окончаний во всех частях речи. Материал по русскому языку "Модуль «Правописание окончаний различных частей речи»"

Зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся; воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности , воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»,

«Безударные личные окончания глаголов»;

карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы

проверки безударных окончаний имён существительных

и имён прилагательных, безударных личных окончаний

глаголов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности, запись даты.

II. Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.

Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

Какая орфограмма объединяет слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)

О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

(«Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)

Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.


Какие слова – подсказки вы можете назвать

Для 1-го склонения? (Земля, рука.)

Для 2-го? (Конь, двор)

Для 3-го? (Степь)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка - задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)



Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в области, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в .)

Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в после шипящих и ц. (Приложение 3)

В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

О какой особенности правописания окончаний имён существительных в после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

Например: мячо"м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).

А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных. (Приложение 4)

Как определить род, число и падеж ?

Найти существительное, к которому относится прилагательное. Определить число, род и падеж существительного. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.


2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 4).

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_, ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м,

Требуется:(слайд)

Имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

Имя прилагательное в (у соседней опушки);

Имя прилагательное в (по хорошей дороге);

Имя прилагательное в (около упавшего дуба);

Имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

Имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

Имя прилагательное в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний глаголов. (Приложение 5)

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

1.Определить время глагола.

Выполните задание №5 в карточке «Узнай меня»

1.Напишите глаголы в . Укажите спряжение.

IX. Самостоятельная работа по карточкам (задание 6).

Выполните самостоятельно задание 6. Вставьте пропущенные окончания. Над именами существительными и прилагательными укажите склонение и падеж, над глаголами – спряжение.

(После карточка сдаётся для проверки)

Х. Итог урока.

Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

Какие слова – подсказки запомнили?

Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Как проверить безударное окончание глаголов?

Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?

Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных, имен прилагательных и глаголов».

Фамилия, имя ______________________

Словарная работа.

Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

Заполните таблицу:

Найди ошибки:

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.

Игра «Заказ».

В син__м мор__ , у соседн__й опушк__, по хорош__й дорог__, ранн__й зимой, около упавш___ дуба, на письмен__м столе, ранн__м утр__м.

Узнай меня.

Перенос…т, бре…т, прокладыва…шь, слыш…шь, прос…шься, сяд…шь, терп…шь, хлюпа…т, свет…т, купа…шься.

Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж, над глаголами спряжение.

В глубок…й канав…, в дремуч…м лесу, в арми… служ…шь, реша…те задачи, к стар…й беседк…, на мокр…м песк…, от весен….. дождя, дела…шь уроки, перед зимн…й стуж..й, из сладк…й клюквы, для лучш….. друга, в зимн…й вечер, по зелён…му полю, гре…т землю.

Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение. Определить падеж слова с безударным окончанием. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием. Записать то же окончание в безударную позицию.

    Нач. ф. → род →  → скл. Падеж. □ Проверочное слово. Пров. слово → падеж □

Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

В именах существительных твори­тельного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.

Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Найти существительное, к которому относится прилагательное. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Приложение 5

Алгоритм проверки безударных окончаний глаголов.

1.Определить время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:

1.Поставить глагол в неопределённую форму.

2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.

3.Вспомнив правило, определить спряжение.

а) если глагол относится к I спр., в окончании пишем Е.

б) если глагол относится ко II спр., в окончании пишем И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя

Дисциплина: Русский язык

Раздел 2.

Тема

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело(базовый уровень обучения)

Курс I

Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.

Мотивация изучения темы 4

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык» 5

ПРИМЕРНАЯХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ 6

Блок информации 7

План самостоятельной работы студентов 8

Приложение 1 9

Приложение 2 9

Приложение 3 10

Приложение 4 11

Эталоны ответов 12

Список использованных источников 14

Методический лист

Вид занятия : комбинированный.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй(воспроизведение).

Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели : способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Методы обучения – репродуктивный.

Время занятия : 90 минут.

Мотивация изучения темы

Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 2.

Нормы современного русского литературного языка

84

Тема 2.8. Правописание окончаний разных частей речи

2

Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с конспектом лекции.

ПРИМЕРНАЯХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

Организационный этап

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Цели занятия

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Контроль исходных знаний студентов, проверка дом.задания

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя

Приложение 1, 2.

Изложение исходной информации

Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия

Выполнение заданий для закрепления знаний

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; развивать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 3 (задание 1, 2)

Конечный контроль новых знаний

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 4

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Работа с учебником, выполнение упражнений ;

Работа с конспектом лекции.

Подведение итогов

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Блок информации

Употребление ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:

1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;

2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик).

Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)

2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);

2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься).Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).

3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

Употребление ъ

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).

Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).

Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.

План самостоятельной работы студентов

Название этапа

Описание этапа

Выявление уровня подготовки

Контроль исходного уровня знаний

Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 2

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

1. Выполнение заданий с различными случаями написания ь и ъ. Приложение № 3

Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять написание ь и ъ, а также использовать знания норм в своей письменной речи

Конечный контроль

Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 4

Выяснение степени достижения цели занятия


Приложение 1

Проверка домашнего задания

Приложение 2

Задание для контроля исходного уровня знаний студентов

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. А Шурка и плакать не мог. Он все см…трел на печь, на груду огненных ч…р…пков и почему-то думал о том, что все в ж…зни бьется к сч…стью,- так ск…зала тетя Настя, и ее сл…ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горш…к вдреб…зги. Где же сч…стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зв…нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лиц… рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ш…н…ленку на одно плеч…, как-то удало-приятно тряхнул русым ч…бом, негромко х…х…тнул и стал прежним трепач…м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девч…нки принялись тихонько отодвигаться, т…сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно с.лдату незаметно переброситься тайным словц…м с другим служ…вым о сух…рях, холщ…вых к…томках и дальней д…роге. (Смирн.) 5. Когда-то ч…рную, может быть, даже ч…рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюж…ло с…диной, а вот брови какими были в молодости см…листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный г…рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль ш…ссе. (Кож.) 7. Строитель насл…ждается видом р…стущих заводских корпусов, новых ж…лых зданий, в…кзалов, т…атров, воздвигаемых поего про…ктам. (Ов.)

Приложение 3

Задания для закрепления знаний

Задание 1. Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.

1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.

Задание 2 . Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)


Приложение 4

Задания для конечного контроля

Задание 1.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание 2.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

Эталоны ответов

Приложение 2

1. А Шурка и плакать не мог. Он все смо трел на печь, на груду огненных че ре пков и почему-то думал о том, что все в жи зни бьется к сча стью,- так ска зала тетя Настя, и ее сло ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горшо к вдребе зги. Где же сча стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зве нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лицо рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ши неленку на одно плечо как-то удало-приятно тряхнул русым чу бом, негромко хо хо тнул и стал прежним трепачо м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девчо нки принялись тихонько отодвигаться, те сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно со лдату незаметно переброситься тайным словцо м с другим служи вым о суха рях, холщо вых ко томках и дальней до роге. (Смирн.) 5. Когда-то че рную, может быть, даже че рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюжи ло се диной, а вот брови какими были в молодости смо листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный го рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль шо ссе. (Кож.) 7. Строитель насла ждается видом ра стущих заводских корпусов, новых жи лых зданий, во кзалов, те атров, воздвигаемых по его прое ктам. (Ов.)

Приложение 3

Задание 1.

Взъ яренный, Пь ер, компань онки, обыденщина, ночь объ емлет, пь едестал, въ явь, съ ела, опь янела, подъ ем, дь явольски, ручь я, съ емка, подъ емлется, объ ехать, матерь ю, предыдущего, сентябрь, подъ езжал, субъ ект.

Задание 2 .

Ь в конце слова для смягчения: Лагерь, занималась, брать, расступилась, ходить, дышать, дань, яблонь.

Ь в середине слова: только, зорька, невольную, Поверьте, фельдфебелем, Больному, декабрьский, шестьдесят.

Разделительный Ь: Васильевне, дочерью, деревьях, бульон.

Ь после шипящих: ложь, лишь.

Ться: стучаться, спускаться.

Разделительный Ъ: въезжать,к подъезду.

Приложение 4

Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в неволе (1, п.п), играть на рояле (2, п.п), слух о поражении (на -ие, п.п), стоять на площади (3, п.п), думать об осуществлении (на -ие, п.п) идеи (1, р.п), путешествовать по Средней Азии (1, р.п), в тихом уединении (2, п.п), приезд парламентария (2, р.п), идти по тропинке (1, д.п), играть роль в развитии (на -ие, п.п) сюжета, успокоиться при мысли (3, п.п), стреляться на дуэли (3, п.п), приехать к матери (3, д.п), побывать на строительстве (2, п.п), подготовиться к ревизии (на -ия, д.п), участвовать в экскурсии (на -ия, п.п).

Задание 2. Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

На рябине (п.п), стаей (т.п), иней (в.п), о пожаре (п.п), об истине (п.п), бедствия (р.п), по лестнице (д.п), при выпадении (п.п), при испарении (п.п), при забрызгивании (п.п), в середине (п.п), первого тысячелетия (р.п), славяне (и.п) на озими (п.п), края лужи (р.п), ветра (и.п), в ельнике (п.п), вдоль дороги (р.п), с Гришей (т.п) Копейкиным, туши (р.п), на лбу (п.п), без смеха (р.п), на солнце (п.п), в цистерне (п.п), до верху (р.п), в ненастье (п.п), песка (р.п), почтением (т.п), ощущения (р.п), с свидетелем (т.п), ко времени (д.п), в памяти (п.п).

Список использованных источников

    Греков, В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

    Розенталь Д.Э. / Справочник [Электронный ресурс] / Режим доступа http://evartist.narod.ru/ .

    Диктанты / Сборник диктантов по орфографии и пунктуации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://dictations.ru/

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие УМК «Планета знаний»

Цели урока:

v совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;

v закрепить умение действовать по установленному правилу.

v формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

v воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

Планируемые результаты:

познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД : способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы :

основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных», «Безударные окончания имён прилагательных», «Безударные личные окончания глаголов»; карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы, проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие

МБОУ СОШ № 42 учитель начальных классов Меметова Ольга Александровна

УМК «Планета знаний»

Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»

Цели урока:

  • совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
  • закрепить умение действовать по установленному правилу.
  • формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

Планируемые результаты:

познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД : способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы :

основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,

«Безударные окончания имён прилагательных»,

«Безударные личные окончания глаголов»;

Карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы

Проверки безударных окончаний имён существительных

И имён прилагательных, безударных личных окончаний

Глаголов.

Ход урока.

I.Организационный момент .

Приветствие, проверка готовности, запись даты.

II.Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.

Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III.Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

Какая орфограмма объединяет слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)

О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)

Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)

И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. определить склонение.
  2. Определить падеж
  3. Вспомнить окончание
  4. Для проверки : подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

- Какие слова – подсказки вы можете назвать

Для 1-го склонения? (Земля, рука.)

Для 2-го? (Конь, двор)

Для 3-го? (Степь)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1 . Комментированное письмо (Карточка - задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк…

к кроват…

по кроватк…

в област…

над облак…м

Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в области , стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке , стоящие в дательном падеже.)

Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)

В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мяч о "м, дуʹш е м.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).

А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных. (Приложение 4)

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Определить число, род и падеж существительного.
  2. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное , к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

(Работа по карточкам – задание 4).

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_, ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м,

Требуется:(слайд)

Имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

Имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

Имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по хорошей дороге);

Имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

Имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

Имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

Имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний глаголов. (Приложение 5)

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

1.Определить время глагола.

Выполните задание №5 в карточке «Узнай меня»

1.Напишите глаголы в единственном числе. Укажите спряжение.

IX. Самостоятельная работа по карточкам (задание 6).

Выполните самостоятельно задание 6. Вставьте пропущенные окончания. Над именами существительными и прилагательными укажите склонение и падеж, над глаголами – спряжение.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

Х. Итог урока.

Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

Какие слова – подсказки запомнили?

Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Как проверить безударное окончание глаголов?

Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?

Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных, имен прилагательных и глаголов».

Фамилия, имя ______________________

  1. Словарная работа.

Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк…

к кроват...

по кроватк…

в огород…

Над облак…м

  1. Найди ошибки:

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.

  1. Игра «Заказ».

В син__м мор__ , у соседн__й опушк__, по хорош__й дорог__, ранн__й зимой, около упавш___ дуба, на письмен__м столе, ранн__м утр__м.

  1. Узнай меня.

Перенос…т, бре…т, прокладыва…шь, слыш…шь, прос…шься, сяд…шь, терп…шь, хлюпа…т, свет…т, купа…шься.

  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж, над глаголами спряжение.

В глубок…й канав…, в дремуч…м лесу, в арми… служ…шь, реша…те задачи, к стар…й беседк…, на мокр…м песк…, от весен….. дождя, дела…шь уроки, перед зимн…й стуж..й, из сладк…й клюквы, для лучш….. друга, в зимн…й вечер, по зелён…му полю, гре…т землю.

Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки : подобрать слово того же скло нения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.
  1. Нач. ф. → род → → скл.
  2. Падеж.
  3. Проверочное слово.
  4. Пров. слово → падеж

Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.

Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Приложение 5

Алгоритм проверки безударных окончаний глаголов.

1.Определить время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:

1.Поставить глагол в неопределённую форму.

2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.

3.Вспомнив правило, определить спряжение.

а) если глагол относится к I спр., в окончании пишем Е.

б) если глагол относится ко II спр., в окончании пишем И.


Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Таблица №1

Таблица №2

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д. и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог.., уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл.., что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок.., чист.. лба; густ.., четырёхугольн.. формы, рыж.., небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован.., и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн.., чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив.., правильн.. лица поражал сво.. ровн.., нежн.., розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-е шь или -и шь?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать ? ) (например, писать ).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать ).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II- му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить , кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть : смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать : слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I -му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать . Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II- го спряжения. Следовательно, он относится к I -му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I -м спряжении надо писать окончание -ешь .
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь , строят .

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец . Видеть (II) – видел , видит .

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот.., юност.., беспечност.., лёгкост.. походк.., стройност.. тела... Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност.., лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст)) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн.., то в кабинет.. мужа... (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн.., безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск... топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн.., а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Пособие «Правописание окончаний различных частей речи» предназначено для повышения орфографической грамотности и культуры речи.
Книга состоит из 5 разделов: теоретический блок, в котором представлены основные орфографические правила; практические упражнения - тренировка на уровне слов, предложений, текстов; «Обратная связь» - задания в форме тестов, ключи и небольшой словарь, в котором можно найти «трудные» слова по рассматриваемой орфографической теме.
Издание может быть использовано как учащимися, желающими повысить свою грамотность, так и учителями дтя углубленной работы по орфографии с учениками.

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?
В двух случаях мы можем задать себе этот вопрос, анализируя слова русского языка с точки зрения их состава.

Вопрос 1. Чем является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола: суффиксом или окончанием? Одни учёные настаивают на том, что это окончание, другие считают -ть суффиксом.

Те языковеды, которые выделяют эту морфему как флексию (окончание), считают, что при образовании некоторых глагольных форм (прошедшего времени, действительного и страдательного причастий прошедшего времени) при помощи суффиксов эта часть слова отбрасывается, т.е. ведёт себя как стандартное окончание (смотреть - смотрю, смотришь, смотрел, смотрящий, смотря).

Иначе рассуждает другая часть лингвистов. Они считают, что инфинитив - неспрягаемая глагольная форма, следовательно, в ней не может быть окончания. Такой же неспрягаемой глагольной формой является, в частности, деепричастие, в котором окончание никто не пытается выделять. В современной лингвистике в большей степени распространена вторая из приведённых точек зрения: -ть (вариант -ти) - это суффикс.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Теоретические сведения. Основные блоки правил: правописание окончаний различных частей речи
Блок I. Правописание окончаний имён существительных (не после шипящих)
Блок II. Правописание окончаний имён прилагательных, причастий, порядковых числительных
Блок III. Правописание окончаний имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц
Блок IV. Правописание окончаний глаголов
Тренировочные упражнения
Упражнения на основе слов и словосочетаний
Тренировочные упражнения на основе предложений и текстов
Обратная связь: проверь себя
Тест 1. Правописание окончаний имён существительных
Тест 2. Правописание окончаний имён прилагательных, причастий, порядковых числительных
Тест 3. Правописание окончаний существительных и прилагательных после шипящей
Тест 4. Правописание окончаний глаголов
Ключи
Ключи к тренировочным упражнениям на основе слов и словосочетаний
Ключи к тренировочным упражнениям на основе
предложений и текстов
Ключи к тестам
Словарь.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правописание окончаний различных частей речи, 5-9 класс, Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта