Постепенно уходит то время, когда обновление потолка требовало краску или побелку. Новые технологии потихоньку вытесняют устаревшие, а установка подвесного или натяжного потолка приобретает все большую популярность. И это неспроста, ведь такие виды современных потолочных покрытий способны украсить любой интерьер. Однако многие понятия не имеют, в чем разница между навесными и натяжными потолками.
И натяжные и подвесные потолки можно подвергать влажной уборке, благодаря чему их можно монтировать даже в комнатах с повышенной влажностью.
Натяжные и навесные потолки, разница между которыми все же значительна, тем не менее имеют массу одинаковых качеств. Так, оба покрытия являются негорючими и гигиеничными за счет того, что их можно подвергать влажной уборке. Более того, материалы для их изготовления абсолютно безопасны с точки зрения экологии.
Оба варианта оформления поверхности идеально скрывают неровности и дефекты бетонных плит основания.
Кроме того, и навесной, и натяжной потолок может иметь несколько уровней, что позволяет дать полную свободу дизайнерской мысли. Вдобавок ко всему, такие покрытия дают возможность выбрать способ освещения комнаты: можно отказаться от традиционного центрального света и разместить точечные светильники в отдельных зонах помещения. При этом можно легко спрятать портящую интерьер проводку в пространстве между старым и новым покрытием. Немаловажно и то, что такие потолки обладают довольно высокой шумоизоляцией.
На этом сходства натяжных и навесных потолков заканчивается. Самое главное различие между ними — материал, из которого они изготовлены. Если первые представляют собой каркас, который обтянут специальной пленкой ПВХ, то подвесное покрытие — это панели, сделанные чаще всего из гипсокартона, минерального волокна, реже из металла. Навесной потолок достаточно трудно монтируется, и работа требует особых знаний и умений, однако при соблюдении всех технологий можно легко справиться с этой задачей самостоятельно.
Начинать монтаж необходимо с нанесения разметки на потолок, по которой уже нужно будет закрепить профиль.
Сборку навесных потолков начинают с нанесения разметки по всему периметру помещения. Это лучше делать, используя гидравлический уровень. Далее строго по отметкам следует прикрепить направляющие профиля UD, после этого можно приступить к монтажу профилей CD. Они устанавливаются в основной каркас, закрепленный по периметру комнаты. Для этого нужно вставить профиля в подвесы и закрепить их там саморезами по металлу. Гипсокартонные листы будут закреплены в шахматном порядке, поэтому между несущими профилями необходимо установить перемычки из отрезков профилей CD на расстоянии около 50 см. Для крепежа перемычек к несущему профилю следует выбрать одноуровневые соединители.
Следующим этапом является обшивка гипсокартоном готового каркаса. Важно монтировать листы в шахматном порядке, т. е. располагаться они должны вдоль несущих профилей и поперек продольных. Закрепляя гипсокартон, нужно обязательно следить за тем, чтобы между стыками оставался зазор в несколько мм. В завершение швы заделываются бумагой для армирования, а готовое покрытие полностью шпатлюется. После этого можно преобразить интерьер комнаты, оклеив потолок обоями или же просто покрасив.
Вернуться к оглавлению
В корне отличается от установки навесного покрытия. В первую очередь нужно отметить, что такие работы требуют особых профессиональных навыков, поэтому качественно установить потолок самостоятельно довольно трудно. Следовательно, лучше выбрать опытных специалистов и доверить им это дело.
Необходимые материалы и инструменты:
Натяжные потолки монтируются достаточно быстро. Начинать следует с разметки: наносится горизонтальная линия, вдоль которой в будущем будут крепиться багеты. Следует отметить, что идеальная ровность линии важна, поэтому нужно выбрать для использования именно лазерный уровень. Следующим этапом является крепление алюминиевого багета на саморезы.
Окончательный этап монтажа потолка включает крепление пленки ПВХ по углам помещения. Полотно должно стать достаточно мягким и эластичным. Чтобы оно хорошо тянулось, его разогревают тепловой пушкой до 60°С, после чего пленку натягивают на профили. Щели, образующиеся между стеной и багетом, закрываются нащельником, который к тому же играет роль декоративного плинтуса. Когда воздух в помещении остывает до комнатной температуры, полотно полностью выпрямляется, а интерьер преображается за счет идеально ровного и гладкого потолка.
Потолочный дизайн на сегодняшний день позволяет реализовать самые разнообразные варианты оформления потолков, начиная с самых простых и бюджетных способов, заканчивая сооружением стильных подвесных конструкций. Благодаря появлению на рынке новых материалов, для отделки потолочной поверхности стали использоваться совершенно новые технологии. Постепенно уходят в прошлое окрашиваемые потолки, практически канули в лету побеленные потолочные поверхности. Сегодня на первый план вышли подвесные и натяжные потолки, модели, которые отличаются высокими технологическими и эстетическими свойствами.
Оба варианта оформления пользуются спросом. Причины такой популярности имеют больше психологический характер. Всегда мокрые отделочные работы считались самым трудоемким и грязным рабочим процессом. Оштукатуренный или побеленный потолок, хоть и обходился не так дорого, однако был связан с выполнением немалого объема работ. Отделочные работы с потолками включали подготовку потолочной поверхности и обязательную уборку помещения, вызванную большим объемом грязи и мусора. Сегодня от навесных конструкций после монтажа практически ничего не остается. Вся работа по монтажу подвесных потолков и натяжных систем выполняется быстро и самое главное, насухо.
Выбор в пользу новых технологий очевиден, несмотря на то, что между подвесными потолочными системами и натягиваемым полотном имеются существенные отличия. Рассмотрим, чем же отличаются оба варианта отделки, и какой способ оформления потолков на сегодняшний день предпочтительнее.
Оба вида потолочного дизайна, и натяжные и подвесные конструкции считаются элитными вариантами оформления потолков. В сравнении с покраской или побелкой потолков такие системы отличатся высокой стоимостью. В отличии заключается и конструкция новых видов потолочного дизайна.
Существенная и едва ли не основная разница заключается в том, что натяжные и навесные потолки можно устанавливать без предварительной подготовки. Другими словами, вместо того, что бы заниматься шпаклевкой и шлифовкой черновой потолочной поверхности, устраняя дефекты и перепады высот, новые технологии позволяют обойти этот процесс. Подвесная конструкция полностью закроет, имеющиеся недостатки на перекрытиях. Аналогичную функцию выполняет и натяжной потолок, искусно маскируя перепад высот и дефекты базовой поверхности.
Вторым и не менее важным фактором, который играет в пользу новых технологий, является их многофункциональность.
Для обычных потолков характерным является простой дизайн. Главное получить ровную и чистую поверхность. Подвесные или натяжные потолки позволяют создавать в верхней части самые разнообразные формы. Поверхность в данном случае получается не только ровной и гладкой, но и оригинальной формы, одно, двух и многоярусной. Это техническое решение обеспечивает отличные возможности для создания стильного и оригинального интерьера. К тому же за счет новых технологий стало возможным скрыть коммуникации в верхней части помещения, организовать соответствующим образом систему освещения.
Последним аргументом в пользу новых технологий является эстетическое содержание. Подвесные системы, потолки из ПВХ пленки или из ткани обладают прекрасными эстетическими свойствами и характеристиками. Такая потолочная поверхность кардинальным образом меняет облик помещения, повышая внутри уровень комфорта.
В обоих случаях новые варианты оформления значительно повышают качество отделочных работ с потолками. Для отделки потолочной поверхность прекрасно подойдет любой из вариантов, однако есть небольшие технические тонкости и нюансы, которые оказывают влияние на выбор потребителя.
И первый и второй варианты отделки имеют свои отличительные особенности. Главная отличительная черта — конструкция систем и технология монтажа.
Начнем с натяжных потолков. В данном случае мы имеем с довольно нежным изделием, которое натягивается в верхней части помещения. Крепеж и фиксация полотна осуществляется на специальные профили — багеты, установленные по периметру помещения. Используются следующие способы фиксации полотна в багете:
В зависимости от конструкции потолочной части и технологического назначение потолка, используется тот или иной способ фиксации. В качестве основной поверхности используется полотно, имеющее тканевую основу или ПВХ пленка. В первом случае речь идет о матовых, фактурных покрытиях, тогда как пленочные покрытия в основном имеют гладкую глянцевую поверхность.
Даже при поверхностном осмотре видно насколько конструктивно отличается натяжной потолок от подвесных конструкций. Здесь не сооружается громоздкий каркас, занимающий значительное внутреннее пространство. Полотно обычно стелется в верхней части помещения на минимальной высоте 4-5см, чего вполне достаточно для скрытия перепадов высот и установки светильников.
На заметку: несмотря на относительную простоту конструкции, натяжные потолки так же могут быть в один, в два и в несколько ярусов. Благодаря возможности использовать металлические профили различной длины, можно натянутым полотном создавать разнообразные формы и композиции.
Натяжение ткани или пленки осуществляется за счет действия тепловой пушки. Агрегат нагревает полотно до температуры 60-65 0 , после чего оно растягивается. В процессе остывания пленка или ткань возвращаются в свое привычное состояние. Происходит естественное натягивание материала, в результате чего образуется гладкая и ровная поверхность. Такие покрытия не боятся влаги и грязи. Однако натяжные потолки очень чувствительны к резкой смене температурного режима внутри помещения.
Теперь перейдем к подвесным системам. Одно слово — подвесные, говорит о том, что мы имеем дело с конструкцией, которая подвешивается в верхней части помещения. Основным конструктивом в данном случае является каркас, изготовленный из металлических профилей. На собранный каркас уже потом устанавливаются кассеты, планки или гипсокартонные листы.
Для справки: в некоторых случаях, на бытовом уровне можно использовать для сооружения каркаса деревянные бруски и рейки. Это значительно удешевляет монтаж, однако ставить подобные потолки надо только в сухих помещениях.
Каркас в обоих случаях, с металлическими или с деревянными элементами имеет продольные и поперечные направляющие, которые крепятся к перекрытиям с помощью подвесов. Последние напоминают по форме кронштейны. Именно за счет их конструкции регулируется высота подвесной системы. В углах помещения для сборки каркаса используются молдинги.
На завершающем этапе каркас обшивается гипсокартоном или пластиковыми панелями. Благодаря профилям можно создавать подвесные системы не только в один ярус и прямоугольной формы. Алюминиевым профилям, как и гипсокартонным листам можно придать любую кривизну, создавая в итоге криволинейные поверхности и радиусы.
Важно отметить, что гипсокартонный потолок значительно сложнее в конструктивном плане, так как состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих. Подвесная система требует тщательности во время разметки. Все профили должны быть расположены в одной горизонтальной плоскости. В противном случае при обшивке каркаса ГКЛ, высокая вероятность изгиба листа в местах напряжения и как следствие, появление трещин.
Новая поверхность подлежит шпаклевке и шлифовке, после чего уже можно приступать к отделке потолка обоями или готовить его под покраску.
Исходя из оценки конструктивной части и способах монтажа, можно уже сделать предварительный вывод, какая система подходит вам, что будет лучше в вашем случае, подвесной потолок или натяжной.
Имея представление о том, как конструктивно выглядит дизайн натяжных и потолочных подвесных систем, можно попытаться сравнить их по основным параметрам. Возьмем для сравнения самые распространенные вид потолочного дизайна, натяжные потолки из ПВХ пленки и гипсокартонные конструкции. Критерии сравнения следующие:
Простота и скорость монтажа являются одним из основных критериев, который используется для сравнения. Если говорить о натяжных системах, то здесь для монтажа потребуется сноровка и опыт. Редко, когда самостоятельно можно нормально сделать такой потолок без привлечения специалистов. Однако в технологическом плане установить натянутое полотно на потолок значительно проще и быстрее. Нет необходимости убирать из комнаты всю мебель, да и время на монтаж потребуется в два, в три раза меньше, чем для работы с подвесной системой.
Гипсокартонные потолки установить можно и самостоятельно, однако в данном случае предстоит проделать большой объем работы, как подготовительной, так и основной. По скорости монтажа каркасные конструкции значительно уступают работе с натягиваемым полотном. Если в первом случае можно говорить об однодневной работе, то с установкой каркаса и монтажом гипсокартонных фрагментов весь процессе может растянуться на 2-3 дня.
Чем сложнее конструкция (двухуровневая или многоуровневая) тем дольше времени потребуется на монтаж гипсокартонного потолка.
В любом случае подвесной или натяжной потолок украдут у вас драгоценные сантиметры высоты помещений. Все дело в том, что и первый и второй варианты предполагают создание межпотолочного пространства, используемого в технологическом плане. Оба потолка скрывают дефекты панельных перекрытий и обеспечивают необходимое пространство для прокладки коммуникаций и установки светильников.
Однако параметры высоты у каждого из потолков отличны. Натянутое полотно украдет всего 4-5 см, тогда как гипсокартонный потолок съест 12-15 см полезного внутреннего пространства. Отсюда и вытекает область применения потолочных конструкций. Натяжные потолки можно ставить в любом помещении, тогда как подвесные конструкции лучше всего ставить в больших, высоких и пространных помещениях.
Сюда же можно отнести и параметры, относительно технологических возможностей для установки осветительных приборов. Оба вида потолочного дизайна одинаково удобны для установки точечных светильников и люстр центрального освещения.
Единственный минус при работе с полотном заключается в том, что при коротком замыкании труднее добраться до поврежденного участка электропроводки.
Потолки из натянутой ПВХ пленки отличаются длительными сроками эксплуатации. По паспортным данным такие конструкции служат 10-15 лет без потери своих основных качеств. Гипсокартонные системы требуют периодически, раз в 5-7 лет обновления поверхности.
Ухаживать за натянутым полотном и сборной конструкцией достаточно просто. Достаточно периодически, два раза в год делать влажную уборку потолочной поверхности, однако пятна на отмываются лучше. Гипсокартон необходимо подкрашивать, что бы устранить сильные загрязнения.
В итоге следует подметить одну важную деталь, которая кардинально отличает натяжные потолки от подвесных систем. Речь идет о влагостойкости. Подвесная конструкция, сделанная из гипсокартона, боится воды, тогда как натянутая ПВХ пленка не только не боится воды, но способна обеспечить необходимую защиту помещению от затопления.
Выбирая для себя вид потолочного дизайна, принимайте решение самостоятельно. Оцените собственные возможности и подготовку, технологические параметры помещения. Оба варианта одинаково привлекательны, как в конструктивном, так и в эстетическом плане. Отметьте для себя следующие параметры, которыми отличаются натяжные и подвесные системы:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Ф. И. Тютчев (1803-1873), русский поэт
Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на его эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других - слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание (подумайте, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано?).
Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Мир наших чувств богат и разнообразен. Одно явление нас радует, другое пробуждает отвращение; одних людей мы любим, других ненавидим, к третьим проявляем безразличие. Что-то нас может испугать, а что-то огорчить; некоторыми поступками мы гордимся, а о некоторых хочется поскорее забыть, поскольку мы их стыдимся. Профессиональная деятельность человека также невозможна без переживаний и имеет определенную эмоциональную окраску. Работая, человек выражает свое отношение к работе и ее условиям в форме чувств и эмоций.
Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но в сущности эти понятия отличаются друг от друга. Важное отличие чувств от эмоций состоит в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства, например чувство любви к спорту. Положительные эмоции будут в этом случае представлены состоянием восхищения, наслаждения, которое переживают болельщики, наблюдая за высококлассной, интересной игрой спортсменов. То же чувство (чувство любви к спорту) может переживаться в форме отрицательных эмоций - возмущения, негодования при плохой игре или несправедливом судействе.
В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоции - это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность. В науке существуют различные классификации эмоций. Наиболее распространенная - по силе влияния на деятельность человека.
Стенические - сильные, тонизирующие; активизируют деятельность, побуждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев)
Астенические - Пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска)
Эмоции в зависимости от устойчивости, длительности и силы различают по видам.
1. Настроение - это длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека. Настроение накладывает отпечаток на поведение человека, влияет на деятельность и ее результат. Известно, что хорошо и плодотворно работает тот, у кого преобладает бодрое и спокойное настроение. Плохое настроение, напротив, мешает человеку общаться, он смотрит на мир мрачно, его все сердит и раздражает: и погода, и сосед, неосторожно его толкнувший, и жизнерадостный смех (вспомните, что помогает человеку преодолеть плохое настроение?). Поэтому очень важно, особенно в межличностном общении, чтобы человек научился управлять своим настроением. Иногда для улучшения настроения достаточно переключиться на деятельность, которая вызывает воодушевление, которая приятна и интересна. Сильное влияние на настроение оказывает также просмотр любимой телепередачи, прослушивание музыки или чтение интересной книги. Не забывайте об улыбке, ведь фон жизнерадостного, положительного настроения помогает легче переживать временные трудности и огорчения.
2. Аффект - это сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал. Аффект возникает внезапно, резко, и в этот момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию. М.Ю.Лермонтов (1814-1841) в поэме «Мцыри» писал:
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал;
И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой...
В аффекте человек «теряет голову» и совершает поступки без анализа и учета обстановки, например, он может отшвырнуть попавшую под руку вещь, сломать ее, хлопнуть по столу. Аффекты снижают организованность человека и тем самым отрицательно сказываются на его деятельности. Однако было бы ошибкой думать, что аффекты полностью неуправляемы, ведь при желании можно научиться «гасить» аффективную вспышку и не терять власть над собой. Для этого достаточно «с головой» уйти в работу, учебу, хобби или переключиться на какую-нибудь другую деятельность. В самом простом варианте, чтобы избежать эмоционального срыва, прежде чем прореагировать, сосчитайте до десяти.
3. Страсть - это яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго. В той же поэме «Мцыри» об этом говорится так:
Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: Она, как черви, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.
Страсть поглощает человека, захватывает его мысли, и все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, упускается из виду и забывается. Например, ученые, страстно увлеченные своей работой, не придавали значение своему внешнему виду, забывали про сон и еду.
Важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой, поскольку, обладая большой силой и энергией, она побуждает человека к деятельности. При этом очень важно, на что направлена страсть. По направленности она может быть отрицательной и положительной. Страсть к музыке, спорту, науке является положительной. Если же страсть заслуживает морального осуждения (страсть к азартным играм, наркотикам, употреблению алкогольных напитков), то это отрицательная страсть. Под влиянием отрицательной страсти человек нравственно перерождается.
Как известно, человеку свойственно переживание эмоционального состояния от удовлетворения своих потребностей. В основе чувств человека лежат как материальные, так и более сложные потребности - духовные, которые вызывают особую форму переживаний - высшие чувства. Выделяются следующие виды чувств:
1.Нравственные (моральные) чувства основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, справедливость, долг).
2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление и любопытство, любознательность и радость открытия, сомнения - все это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Яркий хрестоматийный пример из жизни Архимеда, выскочившего из ванной на улицу с криком «эврика!», иллюстрирует эмоциональную «окраску» творческих и исследовательских видов деятельности.
3. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жизни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении.
О том, что человек испытывает то или иное эмоциональное состояние мы узнаем по выражению его мимики (движение мышц лица) и пантомимики (движение мышц тела). Наиболее ярко эмоциональное состояние человека отражается на его лице (см. разд. 2.6), так как мышцы лица очень подвижны и могут передавать самые разнообразные чувства в зависимости от внутреннего состояния человека. Например, страх выражается в расширение зрачков, в дрожи, бледности; для ужаса характерны широко раскрытые глаза, бледность кожи, дрожащий голос. В состоянии скуки человек кажется усталым, ему нечем заняться, при этом его глаза не блестят, он часто зевает. Радость проявляется в блеске глаз, в покраснении лица. Ведь именно радость мы чаще всего связываем с успехами, с сбывшимися надеждами. С нашими чувствами также тесно связано выражение рта; если уголки губ опущены вниз, губы сжаты - это верный признак обиды.
Выразительность движений также играет важную коммуникативную роль, помогает общению между людьми и обеспечивает эмоциональный контакт между ними. Как правило, эмоциональные реакции человека, его состояние сопровождаются определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, частота пульса и дыхания, а также изменяется деятельность сердца; усиливается работа слезных и потовых желез и т. д.
С древних времен человечество установило связь между страхом перед раскрытием лжи и некоторыми физиологическими процессами в организме. Например, в Древнем Китае подозреваемого в преступлении заставляли в течение допроса жевать сухую рисовую муку; если человек не мог ее проглотить, то его признавали виновным. Такая реакция связана с тем, что при ложных показаниях у человека уменьшается слюноотделение, что затрудняет процесс глотания.
Характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольного движения. При этом у человека возникает чувство усталости, наблюдаются замедленные движения. Глаза кажутся большими. Человек постоянно ощущает чувство озноба и холода за счет того, что мышцы расслабляются, сосуды сжимаются и ткани обескровливаются. Печального человека можно узнать по его внешнему виду: ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый и беззвучный. Вообще, огорчения старят человека и ухудшают его внешний вид.
Радость человека сопровождается усилением притока крови к коже, он краснеет, становится «теплее». Радующийся человек жестикулирует, смеется, поет, находится в хорошем настроении. Радость молодит, делает человека красивее и жизнерадостнее.
Ученые считают, что эмоции являются специальным механизмом компенсации недостатка информации, сведений, необходимых человеку для организации своего поведения и достижения цели. Отрицательные эмоции возникают в условиях дефицита информации, например эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Положительные эмоции возникают, когда имеющейся информации оказывается достаточно.
Однако жизнь, полностью лишенная отрицательных эмоций, невозможна. Существует мнение, что отрицательные эмоции в определенном сочетании с положительными должны быть не вредны, а полезны организму. Эксперименты на животных это мнение подтвердили.
Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято громко хохотать в общественных местах и привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. В некоторых частях Африки смех - не признак веселья, а показатель изумления и замешательства.
Проявление эмоций также связано с темпераментом, воспитанием и привычками человека. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, удивленных, веселых.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «эмоции»? В чем состоит важное отличие эмоций от чувств?
2. Какие вы знаете виды эмоций?
3. Какие вы знаете виды чувств?
4. Всегда ли эмоциональная реакция человека соответствует воздействию? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия, свой ответ проиллюстрируйте примерами.
5. Как эмоции проявляются внешне?
6. Какое значение в жизни человека играют эмоции?
7. Покажите на примерах связь эмоциональных реакций с их физиологическим проявлением.
Эмоции и чувства присущи каждому человеку. Но задумывались ли вы, что это вообще такое и в чем различия между этими понятиями? Часто они используются как синонимы, хотя с такой точкой зрения согласны далеко не все психологи, психиатры и прочие представители науки. Конечно, вопрос эмоций и чувств в психологии очень многогранен и охватить его в рамках одной статьи просто невозможно (тем более что и специалисты далеко не всегда едины во всем, что касается этой сферы). В данной статье мы разберем, что такое эмоции человека и что такое чувства , чем они отличаются и какие бывают эмоции .
С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения :
Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления . Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д. Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.
Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.
Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию. Например, найденная на дороге банкнота
в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь. Потом отвлекаетесь – и радость уходит.
Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события . Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).
Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту , а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.
Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний. И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний. Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.
По отношении к одному и тому же объекту/субъекту мы можем испытывать одновременно разнонаправленные чувства и эмоции . Например, можно очень любить супруга, но быть раздосадованным на него за то, что он не выполнил свое обещание. А в следующий миг – радоваться тому подарку, который он сделал в качестве извинения. Мы часто не знаем об истинных чувствах к нам другого человека и порой делаем вывод о них на основе тех эмоций, которые он к нам проявляет (которые могут и не совпадать с чувствами). Об этом полезно помнить: и когда вы хотите понять, что к вам чувствует другой человек, и когда вы пытаетесь представить, как он воспринимает ваши чувства к нему.
Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик. Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному. Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:
Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные . Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).
Эмоции и чувства не только по-разному выражаются (как внешне, так и внутреннее), но и оказывают разный эффект
на наш организм, влияя на метаболизм, кровообращение, выброс гормонов и другие физиологические процессы. Эмоции способны замедлять или ускорять реакции, повышать/понижать уровень энергии и положительно/отрицательно влиять на восприятие, внимательность и многое другое. По характеру такого влияния эмоции делятся на стенические
(они же активные
) и астенические
(они же пассивные
).
Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.
Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные ). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.
Напомним, что это только одна из версий такой классификации. Так, некоторые специалисты, например, разделяют понятия базовых эмоций и элементарных. Для них элементарные – это те, которые нельзя разделить на более мелкие, а базовые – те, что свойственны каждому человеку, вне зависимости от его возраста, культуры, который он принадлежит, и т.д.
Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление. А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.
Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.
Еще один тип эмоций – низшие и высшие . Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха). Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде). При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.
В чем разница между эмоцией и чувством , дискуссия, которая рождается из двух терминов, которые часто путают друг с другом, как в повседневной речи людей, так и в научном языке, так как их определения, вызывают довольно путаницы, при различении между одним или другим.
Уже в 1991 году психолог Ри́чард Ла́зарус , предложил теорию, в которую включено понятие чувства в рамках эмоции.
В этой теории Лазарус считал двумя взаимосвязанными понятиями, чтобы эмоции охватывали в своем определении чувство. Таким образом, чувство является когнитивной или субъективной составляющей эмоций, субъективного опыта.
В этой статье я сначала объясню вам, что такое эмоция и, вкратце, различные первичные эмоции, которые существуют, а затем я продолжу объяснять концепцию чувства и различия существующие между ними.
Эмоции — это эффекты, создаваемые многомерным процессом, который происходит на уровне:
Эмоциональные состояния являются результатом высвобождения гормонов и нейротрансмиттеров, которые затем превращают эти эмоции в чувства. Ответы на стимулы исходят как от врожденных механизмов мозга (это первичные эмоции), так и от поведенческих репертуаров, изучаемых во всей жизни человека (вторичные эмоции).
Наиболее важными нейротрансмиттерами, участвующими в формировании эмоций, являются: допамин, норадреналин, кортизол и окситоцин. Мозг отвечает за превращение гормонов и нейротрансмиттеров в чувства.
Важно быть предельно ясным, что эмоция никогда не бывает хороша или плоха как таковая. Все имеют эволюционное происхождение, поэтому это реакция организма на различные стимулы для выживания индивидуума.
Эмоция также проявляется повсеместно в невербальной коммуникации. Выражения лица универсальны и подтверждают эмоции, которые вы чувствуете в этот момент.
Основные характеристики эмоций — это те, которые каждый человек когда-либо испытывал в жизни. Это:
Это также помогает нам обращаться за помощью к другим людям. Это стимулирует появление эмпатии и альтруизма, как у человека, который чувствует эмоцию, так и у тех, кто получает спрос на помощь.
Чувство — это субъективный опыт эмоций. Как упоминал Карлсон и Хэтфилд в 1992 году, чувство — оценка, момент за моментом, что субъект выполняет каждый раз, когда он или она сталкивается с ситуацией. То есть, это чувство было бы суммой инстинктивной и кратковременной эмоции вместе с мыслью о том, что мы получаем рациональную форму этой эмоции.
Прохождение рассуждений, сознания и его фильтров создает таким образом чувство. Кроме того, эта мысль может кормить или поддерживать чувство, делая его более долговечным.
Мысль, так же, как она обладает способностью питать каждое чувство, может приложить силу для управления этими чувствами и избежать накопления эмоций в случае, если она отрицательна.
Это процесс, который требует обучения, потому что управление чувствами, особенно для их прекращения, не является чем-то, что легко узнать, это то, что влечет за собой длительный процесс обучения.
Детство — это этап, который имеет большое значение для развития чувств.
В отношениях с родителями человек учит основам желания и знания, как вести себя социально. Если эмоциональные связи между родителями и детьми продвигаются положительно, на взрослой стадии эти дети прибудут с чувством безопасности сами по себе.
Семейные связи, созданные с самого раннего возраста, будут культивировать и генерировать личность, способную любить, уважать и гармонично сосуществовать на подростковом и взрослом этапах.
Когда мы не выражаем своих чувств или делаем это неадекватно, наши проблемы увеличиваются, они могут быть затронуты важным способом даже нашего здоровья.
Продолжительность чувств
Продолжительность чувств зависит от различных факторов, таких как когнитивные и физиологические. Он имеет свое физиологическое происхождение в неокортексе (рациональном мозге), расположенном в лобной части мозга.
Хотя чувства улучшают готовность действовать, они не являются поведением как таковым. То есть, человек может чувствовать себя сердитым или расстроенным и не иметь агрессивного поведения.
Некоторые примеры чувств — это любовь, ревность, страдание или боль. Как мы уже говорили, и вы можете представить эти примеры, действительно, чувства имеют довольно длительный период.
Развитие эмпатии позволяет людям понять чувства других людей.
В связи с разницей между чувствами и эмоциями португальский невролог Антонио Дамасио сделал определение о том, как человек переходит от эмоций к чувствам, в которых наиболее характерное различие обоих отражается достаточно четко:
Когда вы испытываете эмоции, например эмоции страха, есть стимул, который способен вызвать автоматическую реакцию. И эта реакция, конечно, начинается в мозге, но затем продолжает отражать себя в теле, либо в реальном теле, либо в нашей внутренней симуляции тела. И тогда у нас есть возможность проецировать эту конкретную реакцию с несколькими идеями, которые связаны с этими реакциями и с объектом, вызвавшим реакцию. Когда мы воспринимаем все, что есть, когда у нас есть чувство.
Эмоции действуют с самого начала жизни человека при рождении в качестве системы предупреждения. Таким образом, ребенок проявляет плач когда он голоден, хочет привязанности или требует другой заботы.
Уже во взрослой жизни эмоции начинают формироваться и улучшать мышление, обращая наше внимание на важные изменения.
Благодаря этой мысли, когда мы спрашиваем себя, как этот человек чувствует? Это позволяет нам иметь подход в реальном времени к ощущениям и характеристикам человека.
Кроме того, это может помочь нам продвинуть чувства к будущей ситуации, создав эмоциональную стадию разума и, таким образом, сможет более правильно определить наше поведение, предвосхищая чувства, возникающие в результате этих ситуаций.
Вот некоторые из различий между эмоциями и чувствами:
Чтобы попытаться понять наши эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные, очень полезно использовать наши мысли. Для этого эффективно выразить наши чувства, чтобы объяснить другому человеку, и который может быть поставлен на наше место наиболее устрашающе и объективно.
Если вы пытаетесь поговорить с кем-то о своих чувствах, желательно быть как можно более конкретным, как мы чувствуем себя в дополнение к степени этого чувства.
Кроме того, мы должны быть настолько конкретными, насколько это возможно при определении действия или события, которые заставляют нас чувствовать, что способ показать максимально возможную объективность, а не заставлять другого человека чувствовать, что его обвиняют напрямую.
В заключение я приведу пример процесса, посредством которого инстинктивная и кратковременная эмоция становится, через рассуждение, ощущением.
Это случай любви. Это может начаться с эмоций удивления и радости, что кто-то на какое-то время обращает на нас внимание.
Когда этот стимул гаснет, именно тогда наша лимбическая система сообщит об отсутствии стимула, и сознание поймет, что это уже не так. Это когда вы переходите на романтическую любовь, ощущение, которое длится дольше в долгосрочной перспективе.