Главная » 2 Распространение » Становление характера васютки по рассказу васюткино озеро. Как написать сочинение "Становление характера Васютки (Васюткино озеро)? Сочинение Образ Васютки

Становление характера васютки по рассказу васюткино озеро. Как написать сочинение "Становление характера Васютки (Васюткино озеро)? Сочинение Образ Васютки

I. В. П. Астафьев: детство писателя

дальше...

Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «...Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«...думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне... Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев) .
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

Комментированное чтение

Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание выполнить письменно.

Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Урок II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

I. Проверка домашнего задания. Словарная работа

Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара .
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

II. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

Беседа
Беседуем по вопросам учебника.
— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)
Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
— Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
— Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
— Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

Выразительное чтение
На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— ...Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».
— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)
Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

III. Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос) .
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

IV. Подготовка к сочинению
Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

Домашнее задание
Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

Урок III Сочинение «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)»

Урок развития речи

I. Подготовка к сочинению

Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением
Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок IV В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
— Какой темой объединены эти рассказы?
— Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
— Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

Главного героя рассказа «Васюткино озеро» зовут Васютка. Его возраст - от десяти до двенадцати лет. О его внешности автор не говорит практически ничего, однако о ней мы можем судить по другим местам текста, а также по нашим собственным суждениям.
Васютка был красивый стройный мальчик лет одиннадцати. Одевался он просто, безо всяких излишеств, что подобало местности, где он жил и родился - а ведь он жил и родился в тайге, близ Енисея. Да и жил он в простой рыбацкой семье, и именно это спасло его, так как от взрослых узнал он, что делать, когда заблудился в тайге. А ведь он заблудился в тайге…
А произошло это так. Его любимым занятием было собирать кедровые орехи для рыбаков, что плавали по Енисею, а больше в тех краях ничего и не было. И, в поисках орехов, Васютка зашёл очень глубоко в тайгу. Но там он поступил так, как говорили ему взрослые: он взял ружьё - и поймал глухаря, развёл костёр и поджарил его. Из того, что Васютка не растерялся, можно выявить, что он был смел. А...

2 0

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся...

0 0

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Васюткино озеро / Становление характера Васютки

Становление характера Васютки


В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не...

0 0

«Становление характера Васютки»

Сочинение

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что...

0 0

Виктор Астафьев
«Васюткино озеро»

«Васюткино озеро» "> Васюткино озеро - детский рассказ Виктора Петровича Астафьева. Автобиографические воспоминания о детстве сибирского мальчика.

«Васюткино озеро» ">Краткое содержание

Другие сочинения по произведению Васюткино озеро Астафьева

Cочинение «Становление характера Васютки»

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать...

0 0

Сочинение

"Как Васютка выжил в тайге "

(по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка - как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда - он...

0 0

Мальчик Васютка является главным героем рассказа "Васюткино озеро" Астафьева.

В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе "Васюткино озеро", описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере.

Васютка в рассказе "Васюткино озеро" Астафьева

Полное имя Васютки - Василий Шадрин:
"...Да это я, Васька! Заблудился я!.."
"...Подплывая к стоянке бригадира Шадрина..." Возраст Васютки - 13 лет:
"...Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал..." Внешность Васютки в рассказе описана так: "...Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка..." "...Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево..." "...Васютка сдвинул свои густые...

0 0

Главный герой рассказа Виктора Петровича Афанасьева «Васюткино озеро» Васютка. Васютка - мальчик лет тринадцати. Автор не даёт внешних характеристик своего героя. Я думаю, он худой, мускулистый, так как очень подвижный и ловкий.

Жил он в простой рыбацкой семье у реки Енисей. Отец был бригадиром рыбаков. Мать любила ворчать, «потому что ей не на кого больше ворчать». С матерью Васютка не спорил, воспитан был не перечить.

Его любимым занятием было собирать кедровые орехи для рыбаков. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит Васютку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился. Много рассказов слышал Васютка от рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации: как ориентироваться среди деревьев, как отличать птиц по голосам, как самому добыть, ощипать и приготовить птицу. "Тайга хлипких не любит,"- вспомнились слова отца и деда...

0 0

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда

Научный руководитель:

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

П. Усть-Уда,2016

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Заключение

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

0 0

10

Тема: « Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций».

Цель: проследить поведение героя в тайге, отметить самые напряжённые моменты робинзонады маленького героя.

Задачи: 1) обучающая: обучать составлению устного сочинения, работе с эпиграфом, с эпизодом, лексическим значением слова, сжатому пересказу;

2) развивающая: развивать навык самостоятельного суждения;

3) воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, участия, ответственности за свои поступки, умение находить выход из любой ситуации, силу воли.

Методические приёмы: Чтение наизусть, цитирование, устное сочинение, выборочный пересказ, сжатый пересказ, работа с эпиграфом, словарная работа.

Оборудование урока: выставка книг Виктора Астафьева; портреты писателя; изображение сибирской природы, тайги; рисунки детей к рассказу; приблизительная карта расположения озера, открытого Васюткой; глиняная фигурка глухаря, выполненная учеником;...

0 0

11

Если в сочинении заявлена тема становление характера, то и писать надо об этом. Во вступлении сделать главной мысль как ребенок в трудных жизненных ситуациях становится в взрослым, и проявляет черты характера, которые ему позволяют выжить одному, без помощи взрослых. Потом на примере главного героя раскрыть эту мысль, приведя 3-5 главных событий в тексте. Итак, сначала, в основной части расскажем, как Васютка оказался один в тайге. Потом, что он предпринял, когда понял, что заблудился. Как выживал в тайге,что ел, как грелся.Обязательно написать какие мысли и чувства испытывал мальчик, ведь именно внутреннее состояние героя помогло ему выстоять, мог ведь и погибнуть. Закончить надо выводом: на какие мысли наводит этот рассказ. Лично я сейчас подумала о том, что взрослые считают детей совсем беспомощными. А инстинкт самосохранения толкает их сделать все, чтобы выжить и сохранить себя. Но эти мысли не для детского сочинения, конечно. Но что-то в этом...

0 0

12

Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие - добрее, угрюмые - улыбчивее. Не зря говорят, что человек - дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой.

Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков, погнался...

0 0

13

любит.”
По плану:
1. Васютка главный герой рассказа.
2. Становление Характера Васютки.
1)Забота о рыбаках;
2)Поведение Васютки в лесу;
3)Знание законов Тайги. Внимание к
Природе;
4)Забота Васютки об общем деле;
3. Почему рыбаки назвали озеро именем
Мальчика? Напишите сами не списывая с интернета пожалуйста

(Ответ 1):
Рассказ «Васюткино озеро»- это произведение, написанное В.П.Астафьевым о событиях,которые с ним произошли в детстве. Летом,во время школьных каникул он заблудился в тайге и несколько дней провел один. Много лет спустя он описал их в своем рассказе. «Страшное в жизни часто начинается очень просто». Васютка об этом не знал и поэтому заблудился в лесу,просто погнавшись за раненым им глухарем. Ему стало очень страшно, когда он это понял. Васютка много раз пытался заплакать,но всегда вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.» Мальчик знал из рассказов рыбаков,что она...

0 0

14

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда...

0 0

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.


  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -

Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта