Главная » 3 Как собирать » Автор некрасов. Литературно-исторические заметки юного техника

Автор некрасов. Литературно-исторические заметки юного техника

Великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии.

Детские годы

Детство Коли проходило в имении Некрасовых - деревне Грешневе в Ярославской губернии. Содержать 13 (в живых осталось трое) детей было не просто, и отец будущего поэта взял ещё место исправника. Работа была не весёлая, Алексею Сергеевичу часто приходилось брать с собой и сына. Поэтому с ранних лет Николай видел все проблемы простых людей и сочувствовал им.

В 10 лет Некрасова отдали на обучение в гимназию в Ярославле, где он доучился только до 5 класса. Одни биографы поэта говорят о том, что мальчик учился плохо, и его выгнали, другие - что отец просто перестал вносить плату за его обучение. Скорее всего, в действительности было что-то среднее - возможно отец счёл бесполезным учить дальше сына, который особым прилежанием не отличался. Он решил, что сын должен сделать военную карьеру. Для этого Некрасова в возрасте 16-ти лет отправили в Петербург для поступления в дворянский полк (военное училище).

Время лишений

Поэт мог стать честным служакой, но судьба распорядилась по-иному. В Петербурге он познакомился со студентами, которые настолько пробудили в Некрасове желание учиться, что он осмелился пойти против воли отца. Поэт стал готовиться к поступлению в университет. Сдать экзамены не удалось, но Некрасов пошёл на факультет филологии вольнослушателем (пробыл с 1839 по 1841 годы). Отец не дал Николаю ни копейки и три года он жил в ужасающей нищете. Он постоянно чувствовал себя голодным и доходил до того, что ночевал в приютах для бездомных. В одном из таких «заведений» Некрасов нашёл себе первый заработок - написал кому-то за 15 копеек прошение.

Тяжёлое материальное положение не сломило поэта. Он поклялся себе преодолеть все невзгоды и добиться признания.

Литературная жизнь


Портрет Н.А.Некрасова. 1872 год, работа художника Н.Н.Ге.

Постепенно жизнь стала налаживаться. Некрасов нашёл место гувернёра, стал сочинять азбуки и сказки для лубочных издателей, сдавал статейки в «Литературную газету» и «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». На Александрийской сцене поставили несколько сочинённых им водевилей (под псевдонимом - «Перепельский»). На скопленные средства в 1840 году Некрасов издал свой первый сборник стихов - «Мечты и звуки».

Критики отнеслись к нему по-разному, но отрицательное мнение Белинского настолько расстроило Некрасова, что он скупил большинство тиража и уничтожил. Сборник остался интересен тем, что представлял поэта в совершенно не свойственном ему творчестве - сочинителя баллад, чего никогда не было в дальнейшем.

В 40-х годах Некрасов впервые приходит в журнал «Отечественные записки» библиографом. Здесь завязывается его дружба с Белинским. Вскоре Николая Алексеевича начинают активно печатать. Он выпускает альманахи «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский сборник» и другие, где кроме него публикуются лучшие авторы того времени: Ф.Достоевский, Д.Григорович, А.Герцен, И.Тургенев.

Издательские дела идут хорошо и в конце 1846 года Некрасов вместе с несколькими друзьями приобретают журнал «Современник». В этот журнал вместе с Николаем Алексеевичем уходит целая «команда» лучших литераторов. Огромный «подарок» Некрасову делает Белинский, передав для журнала большое количество материала, который ранее он «копил» для собственного издания.

После наступления реакции «Современник» становится более «послушным» властям, в нём начинает печататься больше приключенческой литературы, но это не мешает журналу оставаться самым популярным в России.

В 50-е годы Некрасов едет лечиться в Италию от горловой болезни. По возвращении и здоровье, и дела его налаживаются. Он попадает в передовой поток литературы, к людям высоких нравственных принципов. С ним в журнале работают Чернышевский и Добролюбов. Раскрываются и лучшие стороны таланта Некрасова.

Когда в 1866 году «Современник» закрывают, Некрасов не опускает руки, а арендует у своего старого «конкурента» «Отечественные записки», которые возводит на такую же литературную высоту, как «Современник».

За время работы с двумя лучшими журналами современности Некрасовым было написано и опубликовано множество своих произведений: поэмы «Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (закончена в 1876), «Русские женщины», стихотворения «Рыцарь на час», «Железная дорога», «Пророк» и многие другие. Некрасов был в зените своей славы.

У последней черты

В начале 1875 года поэту поставили диагноз «рак кишечника». Жизнь его превратилась в череду страданий, и только всеобщая поддержка читателей придавала какие-то силы. Со всей России поэту шли телеграммы и письма поддержки. Окрылённый поддержкой людей Некрасов, превозмогая боль, продолжает писать. В последние годы написаны: сатирическая поэма «Современники», стихотворение «Сеятели» и непревзойдённый по искренности чувств цикл стихов «Последние песни». Поэт вспоминает свою жизнь и совершённые в ней ошибки и в то же время видит себя как писателя, достойно прожившего свои годы. 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) в Санкт-Петербурге Николай Алексеевич Некрасов окончил свой земной путь. Было ему в то время всего 56 лет.

Несмотря на сильную стужу, многотысячная толпа проводила поэта к месту последнего упокоения на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Интересно о Некрасове:

В жизни Некрасова было три женщины:

Авдотья Яковлевна Панаева, с которой он прожил без брака 15 лет.

Француженка Селина Лефрен, которая бросила поэта, промотав изрядную часть его денег.

Фёкла Анисимовна Викторова, с которой Некрасов обвенчался за 6 месяцев до смерти.

Некрасов, говоря современным языком, был настоящий менеджер и предприниматель - он сумел сделать лучшими два журнала, которые до него были в достаточно сложном материальном положении.

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(28 ноября(10 декабря) 1821, местечко Немирове(по другой версии с. Синьки) Подольской губ. — 27 декабря 1877(8 января 1878), С.-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище) — поэт, писатель, редактор-издатель журналов« Современник»(1847−1866) и «Отечественные записки»(с 1868).

11 апреля — цензурное разрешение на второй выпуск« красных книжек» со стихотворениями Некрасова.

Около 10 мая — Некрасов уехал в Карабиху; в приведённой в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны« Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана поэма« Кому на Руси жить хорошо».

Конец сентября — возвращение в Петербург.

8 октября — Некрасов присутствовал на похоронах Н. Г. Помяловского, молодого писателя, умершего 5 октября.

19 января — умер А. В. Дружинин; в «Современнике» Некрасов почтил память приятеля и коллеги задушевным некрологом, присутствовал на его похоронах.

20 февраля — восторженный отзыв на поэму« Мороз Красный нос» в письме к Некрасову М. С. Волконского, сына декабриста.

4 мая — Н. Г. Чернышевскому объявлен приговор Сената — ссылка в каторжные работы на семь лет.

20-е числа мая — август — Некрасов на лечении за границей.

Начало сентября — конец октября — Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Осень — написана поэма« Железная дорога».

Зима — работа над второй частью сатирического цикла« О погоде».

20 февраля — А. Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Некрасову свои права на издание журнала« Современник».

7 апреля — Некрасов отказался стать компаньоном Ф. М. Достоевского по изданию его журнала почвеннической ориентации« Эпоха».

Середина мая — 30 августа — Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — в «Современнике» помещена поэма Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Середина декабря — Некрасов обратился в Главное управление по делам печати с прошением о возвращении« Современника» к условиям предварительной цензуры.

Декабрь — Некрасов известил Главное управление по делам печати о своем желании прекратить издание журнала с 1867 года и просил гарантировать ему возможность продолжения издания« Современника» в течение ближайшего года« единственно с хозяйственной» целью — дать ему срок для погашения долгов журнала, вызванных смертью И. И. Панаева, Н. А. Добролюбова, арестом Н. Г. Чернышевского и неисполненными обязательствами ряда авторов, взявших плату за работу вперед.

Февраль — в «Современнике» напечатана сатира Некрасова« Балет»; Некрасов возобновил знакомство с В. П. Боткиным, рассчитывая на его материальную помощь в случае закрытия правительством журнала.

4 марта — Некрасов получает по почте анонимное стихотворение« Не может быть!»(автор — знакомая Некрасову начинающая поэтесса О.П. Мартынова); вопреки ходившим в обществе слухам об идейном отступничестве поэта стихотворение выражает веру в его нравственное достоинство.

Март — в «Современнике» публикуется единый сатирический цикл« Песни о свободном слове».

4 апреля — радикально настроенный студент Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II; государя« спас», якобы толкнув злоумышленника под руку, костромской мещанин О. И. Комиссаров.

5 апреля — Некрасов нанёс визиты ряду своих великосветских знакомых, чтобы посоветоваться о способах спасения журнала в обстановке предстоящих репрессий.

6 апреля — на заседании Литературного фонда Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II.

9 апреля — в Петербурге на обеде в Английском клубе в честь О. И. Комиссарова Некрасов произнес« приветственные» стихи спасителю государя.

16 апреля — после обеда в Английском клубе в честь графа М. Н. Муравьева, назначенного главой Следственной комиссии по делу о покушении на жизнь государя императора, Некрасов по рекомендации старшины Английского клуба Г. А. Строганова прочёл« душителю польского восстания» 12 двусмысленно-панегирических строк. К перемене решения о судьбе журнала это не приводит, по возвращении поэт пишет стихотворение« Ликует враг…»

27 апреля — арестован Г. 3. Елисеев, публицист журнала« Современник». На следующий день Некрасов навестил семью Елисеева, чтобы узнать о судьбе сотрудника, и попал на жандармский обыск; лишь случайно не был арестован сам.

13 июня — Некрасов договорился с издателем Н. В. Гербелем об удовлетворении подписчиков« Современника» четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира.

15 — 20 июня — Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии« Медвежья охота», обращающейся к характерам и нравственному наследию« людей сороковых годов».

30 октября — вдова П. А. Плетнева подала прошение об оставлении за её семьёй прав собственности на журнал« Современник»; в просьбе отказано.

Начало ноября — возвращение в Петербург и обещание ведущим сотрудникам посильной компенсации в связи с потерей ими работы.

28 ноября — Некрасов поддержал в Литературном фонде просьбу матери И. И. Панаева о назначении ей пенсии.

20 декабря — присутствие на суде над книгой А. С. Суворина «Всякие. Очерки современной жизни», приговоренной к сожжению.

Зима — Некрасов сблизился с членом Главного управления по делам печати В. М. Лазаревским, вместе с ним арендовал охотничью дачу в Чудовской Луке.

Март — работа над циклом« Стихи, посвященные русским детям»; отъезд за границу.

Апрель — май — Некрасов в Париже и во Флоренции: переработаны сцены лирической комедии« Медвежья охота».

Июнь — возвращение в Россию.

Июль — переговоры с Д. И. Писаревым о сотрудничестве.

Июль — сентябрь — Некрасов отклонил предложение А. А. Краевского возглавить в его журнале« Отечественные записки» отдел беллетристики, переговоры с А. А. Краевским об аренде журнала.

8 декабря — подписание договора об аренде журнала« Отечественные записки» с признанием Некрасова« гласно ответственным редактором» издания.

Январь — секретарём в новую редакцию« Отечественных записок» приглашён писатель В. А. Слепцов.

7 апреля — И. А. Арсеньев печатно заявил, что в новых« Отечественных записках» возродился запрещенный« Современник».

9 апреля — А. А. Краевский обратился в Главное управление по делам печати с просьбой о передаче ответственного редакторства по журналу« Отечественные записки» Н. А. Некрасову, прошение отклонено.

Июнь — М. Е. Салтыков вышел в отставку, приехал в Петербург и возглавил отдел беллетристики в «Отечественных записках».

Ноябрь — декабрь — выходит в свет 5-е издание стихотворений Н. А. Некрасова.

Вторая половина года — привлечение к сотрудничеству в «Отечественных записках» молодого критика Н. К. Михайловского.

Январь — февраль — публикация в «Отечественных записках» первых глав поэмы Некрасова« Кому на Руси жить хорошо».

Март — появление в печати брошюры М. А. Антоновича и Ю. Г. Жуковского «Материалы для характеристики современной русской литературы», представляющей политический донос на Некрасова и нравственное шельмование его как человека, журналиста и поэта.

Середина апреля — отъезд Некрасова в Париж.

Начало мая — заказ статей политэмигранту В. А. Зайцеву для« Отечественных записок».

Май — август — Некрасов переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн.

1 октября — Некрасов отклонил предложение В. С. Курочкина войти компаньоном в затеваемый им новый журнал.

Зима — сближение Некрасова с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)

Февраль — арест второго номера« Отечественных записок» за помещение статьи В. А. Зайцева о Ф. Лассале.

12 марта — конфликт с В. М. Лазаревским из-за присылки на его адрес нелегальной почты из Брюсселя.

Около 10 августа — Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю.

Октябрь — ряд статей и сатира Некрасова« Недавнее время», опубликованные в «Отечественных записках», вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве.

Апрель — Некрасов долго« готовил» поэму« Княгиня Трубецкая» к прохождению через цензуру.

Весна — чтение М. С. Волконским Некрасову« Записок» своей матери М. Н. Волконской.

Начало сентября — Некрасов на охоте в Чудове.

24 октября — Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы.

Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов

Январь — Некрасов обдумывает план большой поэмы из 10 глав о декабристах, весной встречался с декабристом М. А. Назимовым.

30 марта — между Некрасовым и А. А. Краевским заключен нотариальный акт на издание« Отечественных записок» в течение 10 лет с 1 января1874 года.

Июль — написаны главы поэмы« Кому на Руси жить хорошо» — «Дёмушка»(в Висбадене), «Бабья притча»(в Дьеппе).

Середина августа — возвращение из-за границы в Петербург, на несколько дней уезжал на охоту в Чудово.

19 декабря — собрание литераторов по поводу выпуска литературного сборника« Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии.

1 января — соглашение с А. А. Краевским о тройственном редакторстве« Отечественных записок»: Н. А. Некрасов — отдел поэзии, М. Е. Салтыков — отдел беллетристики, Г. 3. Елисеев — отдел публицистики и наук.

Февраль — вышли в свет« Стихотворения Н. Некрасова. Часть седьмая».

15 марта — заключение договора между редакторами« Отечественных записок» о распределении обязанностей и о размерах вознаграждения.

Апрель — Некрасов просил у Ф. М. Достоевского его роман« Подросток» для« Отечественных записок»; едва не арестован четвертый номер журнала.

21 мая — решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда — частью на авансированные Некрасовым средства.

Июнь — август — Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой« Уныние»; написан цикл« Ночлеги», поэма« Горе старого Наума».

14 сентября — В. М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н. А. Некрасову, их отношения прервались.

Зима — заметно ухудшилось физическое состояние Некрасова, усилились его душевные переживания.

Апрель — Некрасов пожертвовал в Литературный фонд 800 рублей.

Начало мая — Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы« Современники».

20 мая — Некрасов предлагает включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда.

Конец мая — начало июня — Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Фёдору Алексеевичу в Карабиху.

Осень — знакомство с молодым публицистом С. Н. Кривенко (впоследствии написал воспоминания о Некрасове).

Январь — февраль — выход из печати благотворительного литературного сборника« Братская помощь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», куда Некрасов отдал свое стихотворение« Страшный год…»

11−15 марта — отказ от личного участия в обсуждении вопроса о пособии А. Я. Панаевой в Литературном фонде.

15 марта — сообщение Некрасова А. Н. Пыпину о распоряжении, сделанном им сестре по поводу выдачи части денег от издания сочинений поэта для Н. Г. Чернышевского.

Март, апрель, июнь — публикация в «Новом времени» А. С. Суворина «неудобных» в личном или цензурном смысле стихов Некрасова.

20 апреля — Некрасов безуспешно пытался отстоять в Главном управлении по делам печати роман А. М. Скабичевского «Было — отжило», назначенный в № 4 «Отечественных записок».

Лето — ухудшение здоровья Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С. П. Боткину, отъезд вслед за С. П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту.

Сентябрь — октябрь — Некрасов в Ялте; работает над главой« Пир на весь мир» поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — цензурное запрещение« Пира на весь мир», попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Некрасову петербургских и харьковских студентов.

Декабрь — лечащими врачами Некрасова созван консилиум.

Н.А. Некрасов. Худ. И.Н. Крамской

10 января — председатель петербургского цензурного комитета А. Г. Петров уговаривает Некрасова не печатать« Пир на весь мир».

Начало февраля — Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова.

Середина февраля — в петербургском клубе художников сыщиком украден Адрес Н. А. Некрасову; клуб закрыт.

Февраль — усиленная работа над поэмой« Мать»; диктовка сестре и брату воспоминаний.

Конец февраля — Некрасов послал стихотворение« Смолкли честные, доблестно павшие…» для передачи П. А. Алексееву, лидеру подпольной группы, осуждённой в «процессе пятидесяти».

3 марта — в присутствии А. Н. Пыпина и докторов Белоголового и Богдановского Некрасов прочитал стихотворение« Баюшки-баю»; отказ от дальнейших попыток творчества.

12 апреля — Некрасов прооперирован венским хирургом Билльротом, улучшение самочувствия, возможность вставать и ходить.

Конец мая — Некрасова посетил Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом.

15 ноября — поэта вновь посетил Ф. М. Достоевский, заставший Некрасова и М. Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере« Отечественных записок».

Ноябрь — написано стихотворение« Осень» о поездах, идущих с балканского фронта.

Конец ноября — начало декабря — написано несколько последних стихотворений.

(1821 — 77/78), русский поэт.

В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".

В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 — 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Биография

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице" , "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса" , "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке" , "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".

Николай Алексеевич Некрасов. Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, Подольская губерния - умер 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Санкт-Петербурге. Русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год - руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник» , с 1868 года - редактор журнала «Отечественные записки».

Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.


Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров. Там в то время квартировал полк, в котором служил его отец - поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862). Его не миновала семейная слабость Некрасовых - любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746-1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние ).

Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская (1801-1841), красивая и образованная дочь богатого посессионера Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей. Однако брак этот не был счастливым.

Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений - «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях - глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери - главный положительный герой некрасовского поэтического мира. Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей - отца и сестры. Отец выступит в роли деспота семьи, необузданного дикаря-помещика. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.

Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года.

Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице»-жене, матери будущего поэта. Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.

В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством (частично из-за сатирических стишков). В ярославской гимназии 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет, которые в той или иной мере окрасили первый период его творчества.

Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк .

Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал ему оказывать материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но как-то от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда только закалила его характер.

После нескольких лет лишений, жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Некрасов увлёкся литературой. Несколько лет он усердно работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой («Господи, сколько я работал!..») - вплоть до середины 1840-х годов. Его ранние стихи и проза отмечались романтической подражательностью и во многом подготовили дальнейшее развитие некрасовского реалистического метода.

У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки». В стихах можно было заметить подражание Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим. Сборник состоял из псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п.

Готовящуюся книгу Некрасов отнёс В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Тот выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.».

Литературный критик Николай Полевой похвалил дебютанта, в то время как критик В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался пренебрежительно о книжке. Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно (который в своё время скупил и уничтожил «Ганца Кюхельгартена»), стал также скупать и уничтожать «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Тем не менее, при всей суровости своего мнения, упомянул в рецензии на сборник «Мечты и звуки» о стихах, как о «вышедших из души». Однако неудача поэтического дебюта была очевидна, и Некрасов пробует себя в прозе. В его ранних повестях и рассказах отразились собственный жизненный опыт и его первые петербургские впечатления. В этих произведениях действуют молодые разночинцы, голодные поэты, проживающие в нужде чиновники, бедные девушки, обманутые столичными хлыщами, ростовщики, наживающиеся на нуждах бедняков. Несмотря на то, что его художественное мастерство ещё было несовершенно, раннюю некрасовскую прозу можно смело причислить к реалистической школе 1840-х годов, во главе которой стояли Белинский и Гоголь.

Вскоре он обратился и к юмористическим жанрам: таковы были балагурная поэма «Провинциальный подьячий в Петербурге», водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», мелодрама «Материнское благословенье, или бедность и честь», повесть о мелких петербургских чиновниках «Макар Осипович Случайный» и др.

В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума. Белинский полагал, что в области прозы из Некрасова ничего более, чем заурядный журнальный сотрудник, не выйдет, но его стихотворение «В дороге» восторженно одобрил. Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние.

Вскоре Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846), в которых дебютировали Д. В. Григорович, выступали И. С. Тургенев, А. Н. Майков. Большой успех имел «Петербургский Сборник», в котором были напечатаны «Бедные люди» Достоевского.

Особое место в раннем творчестве Некрасова занимает роман из современной жизни того периода, известный под названием «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Роман был начат в 1843 году и создавался на пороге творческой зрелости писателя, что проявилось как в стиле романа, так и в самом содержании. Наиболее это заметно в главе «Петербургские углы», которую можно рассматривать как самостоятельную повесть очеркового характера и одно из лучших произведений «натуральной школы». Именно эту повесть Некрасов опубликовал отдельно (в альманахе «Физиология Петербурга», 1845). Она была очень высоко оценена Белинским в его рецензии на этот альманах.

Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года - январе 1847 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник» , основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову.

В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан». Тем не менее, Белинский был в «Современнике» на уровне такого же обычного журналиста, каким был ранее у Краевского. И это впоследствии Некрасову ставили в упрёк, так как именно Белинский больше всех содействовал тому, что основные представители литературного движения 1840-х годов из «Отечественных записок» перешли в «Современник».

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. В период «мрачного семилетия» 1848-1855 годов правительство Николая I, напуганное французской революцией, стало преследовать передовую журналистику и литературу. Некрасов как редактор «Современника» в это нелёгкое для свободомыслия в литературе время сумел ценой огромных усилий, несмотря на постоянную борьбу с цензурой, сохранить репутацию журнала. Хотя нельзя было не отметить, что содержание журнала заметно потускнело.

Начинается печатание длинных приключенческих романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Николаем Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним Головачёвой-Панаевой). Главами этих долгих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за цензурных запретов.

Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии облегчило его состояние. Выздоровление Некрасова совпало с началом нового периода русской жизни. В его творчестве также наступила счастливая пора - его выдвигают в первые ряды русской литературы.

Однако этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов «крестьянской демократии». В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Выход в свет «Современника» приостанавливается, а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора , журнал закрылся навсегда. Некрасову, за годы своего руководства журналом, удалось преобразовать его в главный литературный журнал и прибыльное предприятие, несмотря на постоянное преследование цензорами.

После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с в орган передовой демократической мысли.

В 1858 году Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» - «Свисток». Автором идеи был сам Некрасов, а основным сотрудником «Свистка» стал Добролюбов. Первые два номера журнала (вышедшие в январе и апреле 1859 года) были составлены Добролюбовым, Некрасов же принял активное сотрудничество с третьего номера (октябрь 1859 г.). К этому времени он уже был не просто сотрудником, а занимался организацией и редактированием номера. Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки.

На всех этапах развития творчества Некрасова одно из важнейших мест в нём занимала сатира, тяготение к которой наметилось ещё в 1840-х годах. Эта тяга к острокритическому изображению действительности привела в 1860-1870-х годах к появлению целой серии сатирических произведений. Поэтом создавались новые жанры, он писал стихотворные памфлеты, поэмы-обозрения, обдумывал цикл «клубных» сатир.

Ему удавалось искусство социальных разоблачений, умелое и тонкое описание самых злободневных вопросов. В то же время он не забывал про лирическое начало, умел легко переходить от задушевных интонаций к приёмам колючего стихотворного фельетона, нередко близкого даже к водевильной манере. Все эти тонкости его творчества предопределили появление нового типа сатиры, какого до него ещё не было в русской литературе. Так, в своей большой сатирической поэме «Современники» (1875) Некрасов умело чередует приёмы фарса и гротеска, иронию и сарказм. В ней поэт со всем своим талантом обрушил силу своего негодования против набиравшей силы российской буржуазии. По мнению литературного критика В. В. Жданова, сатирическая поэма-обозрение Некрасова «Современники» в истории русской литературы стоит рядом с обличительной щедринской прозой. Салтыков-Щедрин и сам положительно отзывался о поэме, которая поразила его своей силой и правдой.

Однако главной работой Некрасова стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в пореформенные годы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, разорённого этой реформой.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника - неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время его жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.

В это нелёгкое для себя время он пишет «Последние песни», которые по искренности чувства относят к его лучшим творениям. В последние годы в его душе ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. Так, в колыбельной песне «Баю-баю» смерть говорит ему: «не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой, баю-баю-баю-баю!..».

В «Дневнике писателя» Достоевский писал: «Я видел его в последний раз за месяц до его смерти. Он казался тогда почти уже трупом, так что странно было даже видеть, что такой труп говорит, шевелит губами. Но он не только говорил, но и сохранял всю ясность ума. Кажется, он всё ещё не верил в возможность близкой смерти. За неделю до смерти с ним был паралич правой стороны тела».

Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество народа. Его похороны стали первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Прощание с поэтом началось в 9 часов утра и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Молодёжь даже не дала говорить выступавшему на самих похоронах Достоевскому, который отвёл Некрасову (с некоторыми оговорками) третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервав его криками «Да выше, выше Пушкина!». Этот спор затем перешёл в печать: часть поддерживала мнение молодых энтузиастов, другая часть указывала на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только «кружка». Были и третьи, которые с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русский стих до вершины художественного совершенства, и «неуклюжим» стихом Некрасова, по их мнению лишённым всякого художественного значения.

В погребении Некрасова принимали участие представители «Земли и воли», а также другие революционные организации, которые возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов».

Личная жизнь Николая Некрасова:

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева. Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева. Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку. Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.

Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым. Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева.

Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу. В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый «Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе). Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник».

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и сам Некрасов. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами - родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.

Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе, а весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений - в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе, хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой - и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей. Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений - «Три элегии» - он посвятил только Панаевой.

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты , которую можно назвать наследственной страстью его семьи, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его. Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю». И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, - он один отыгрывал и отыграл очень много. Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II. А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича. Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души. В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»). Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо». Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи.

Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались. Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест. И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась. Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым.

Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями - Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского - Добролюбова. Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг. Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь.

Библиография Николая Некрасова:

Поэмы Николая Некрасова:

Горе старого Наума
Дедушка
Кабинет восковых фигур
Кому на Руси жить хорошо
Коробейники
Крестьянские дети
Мороз, Красный Нос (поэма посвящённая поэтом своей сестре Анне)
На Волге
Недавнее время
O погоде (Уличные впечатления)
Русские женщины
Рыцарь на час
Современники
Саша
Суд
Тишина

Пьесы Николая Некрасова:

Актёр
Забракованные
Медвежья охота
Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке
Юность Ломоносова

Сказки Николая Некрасова:

Баба-Яга, Костяная Нога

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Подольской губернии (Украина), где в это время его отец находился на постое. Мать поэта была полька Елена Закревская. Впоследствии он создал чуть ли не религиозный культ ее памяти, но та поэтическая и романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом воображения, а его сыновние чувства при ее жизни не выходили за пределы обычного. Вскоре после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем маленьком имении в Ярославской губернии. Он был неотесанный и невежественный помещик – охотник, мелкий тиран, грубиян и самодур. С ранних лет Некрасов терпеть не мог отчий дом. Это сделало его деклассированным, хотя он и сохранил до самой смерти многие черты помещика средней руки, в частности, любовь к охоте и крупной карточной игре.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В семнадцать лет он против воли отца покинул родной дом и уехал в Петербург, где записался экстерном в университет, но из-за отсутствия денег вскоре вынужден был прекратить занятия. Не получая поддержки из дома, он превратился в пролетария и несколько лет прожил впроголодь. В 1840 г. он опубликовал первый сборник стихов, в котором ничто не предвещало его будущего величья. Белинский подверг эти стихи суровой критике. Тогда Некрасов взялся за поденную – литературную и театральную – работу, брался и за издательские предприятия и проявил себя смышленым дельцом.

К 1845 году он встал на ноги и фактически был главным издателем молодой литературной школы. Несколько литературных альманахов, им изданных, имели значительный коммерческий успех. В числе их был знаменитый Петербургский сборник , впервые напечатавший Бедных людей Достоевского , а также несколько зрелых стихотворений самого Некрасова. Он стал близким другом Белинского, который восхищался его новыми стихами не меньше, чем возмущался сборником 1840 г. После смерти Белинского Некрасов создал настоящий культ его, подобный тому, который он создал своей матери.

В 1846 г. Некрасов приобрел у Плетнева бывший пушкинский Современник , и из захиревшей реликвии, которой сделалось это издание в руках остатков прежних литераторов-«аристократов», оно превратилось в замечательно выгодное дело и самый живой литературный журнал в России. Современник выдержал трудные времена николаевской реакции и в 1856 г. стал главным органом крайне левых. Он был запрещен в 1866 г. после первого покушения на Александра II . Но через два года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным перекупил Отечественные Записки и таким образом оставался редактором и издателем главного радикального журнала до самой своей смерти. Некрасов был гениальным редактором: способность его заполучить самую лучшую литературу и самых лучших людей, писавших на злобу дня, граничила с чудом. Но как издатель это был предприниматель – неразборчивый в средствах, жесткий и жадный. Как все тогдашние предприниматели, он не доплачивал своим сотрудникам, пользуясь их бескорыстием. Его личная жизнь тоже не отвечала требованиям радикального пуританства. Он постоянно крупно играл в карты. Тратил много денег на свой стол и своих любовниц. Был не чужд снобизма и любил общество людей вышестоящих. Все это, по мнению многих современников, не гармонировало с «гуманным» и демократическим характером его поэзии. Но особенно восстановило всех против него его трусливое поведение накануне закрытия Современника , когда для спасения себя и своего журнала он сочинил и прочел публично стихотворение, прославлявшее графа Муравьева , самого твёрдого и решительного «реакционера».

Лирика Некрасова. Видеоурок



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта