Главная » 3 Как собирать » Что надо для восстановления усадьбы. Русская усадьба или замок в Италии? Ротонды и львы

Что надо для восстановления усадьбы. Русская усадьба или замок в Италии? Ротонды и львы

Усадьба была построена во второй половине XVIII века. Главным архитектором выступил Н.А.Львов, для которого этот проект стал одним из величайших творений за всю жизнь. Она была задумана и спланирована как место приема и отдыха царских особ на пути из Санкт-Петербурга в Москву.

Шли годы, десятилетия, столетия... Мы пропустим значительный период жизни усадьбы и подойдем к моменту, когда были предприняты первые попытки отреставрировать разрушенный временем памятник архитектурного искусства.

В 90-х годах прошлого века памятник архитектуры федерального значения оказался ненужной обузой на балансе предприятий, некогда имевших здесь дом отдыха, и потихоньку приходил в упадок. Экскурсанты довольствовались романтикой заброшенности и легендами. Программа по реставрации практически была заморожена и мало кто в те годы мог поверить, что когда-нибудь удастся вернуть усадьбу к жизни.

В начале 2000-х годов усадьба «Знаменское-Раек», представляла заросший травой двор, окруженный сохранившейся колоннадой, главный дом с проступавшей сквозь отвалившуюся штукатурку кирпичной кладкой, а полуразрушенные флигели стояли без дверей.

Но все изменилось, когда в 2002 году, по решению Тверской администрации усадьба «Знаменское-Раек» была передана в долгосрочную аренду компании «Конкор». Объем работы, который необходимо было выполнить с первого взгляда мог показаться необъемным. Помимо самой усадьбы требовалось восстановить и разрушенный парк, который является неотъемлемой часть всего архитектурного памятника. Но это не сильно пугало руководство компании и было решено во что бы то не стало восстановить усадьбу.

Сложность научной реставрации Знаменского-Райка состояла в том,что сохранилось крайне мало документов,описаний, фотографий, по которым можно восстановить облик усадьбы времен Глебовых-Стрешневых. Было несколько акварелей середины ХIХ века, они и стали отправной точкой при разработке проекта реставрации интерьеров.

Первый годы пришлось проводить массу исследовательской работы, так как требовалось подготовить развернутый и детализированный проект реставрации. Исследование заняло не один год. Проект реставрации осуществляется под непосредственным авторским надзором архитекторов из Центральной научно-реставрационной проектной мастерской, следящих за всеми этапами работ, ведь малейшая ошибка может привести к серьезным утратам.

В ходе работы было обнаружено ряд ценнейших находок, который потом были отреставрированы:

Под 27 слоями поздней штукатурки были обнаружены уцелевшие росписи

При раскопках были обнаружены осколки керамических ваз, в которых высаживали растения.

Были обнаружены элементы устройства воздуховода.

Главной первичной задачей было устранить следы поздних ремонтов, сделанных в период советской эпохи. И с гордостью можно заявить, что мастерам это удалось.

Основной этап восстановительных работ занял почти 10 лет. Фасады главного дома, колоннада и флигели приобрели первоначальный облик, усадьба снова засияла контрастом белого и золотого.

Такая длительность работ связана в первую очередь с тем что почти все работы проводились в ручную. При этом требовалось еще как можно более точно подобрать нужный материал, который был бы совместим со старинным кирпичом, штукатуркой краской и т.д. Мастера, работающие в усадьбе, - специалисты редких профессий: белокаменщики, штукатуры, лепщики, позолотчики, резчики по дереву, мастера по искусственному мрамору. И когда столько профессионалов собирается водном месте – результат не может быть плохим. В этом вы можете убедиться сами.

Сегодня усадьба «Знаменское-Раек» выглядит так, словно и не прошло этих двух веков. Восхитительный античный Форум, расположенный в окружении уникального парка и поражающий своего посетителя размахом, торжественностью и величием.

Отреставрирована и действующая Знаменская церковь, составляющая теперь единый ансамбль с главным домом, а на очереди постепенная реставрация интерьеров главного дома.

Надеемся, что вам понравилась эта статья и вы найдете время, чтобы своими глазами насладиться видами вновь ожившей усадьбы, цветение яблонь, ландышей, а также зрелищем цветущих роз.

Реставрационная мастерская Виктора Морозова.

Реставрация мебели. Золочение. Восставноление лакокрасочных покрытий

Если вам понравилась эта статья, то будем признательны, если вы поделитесь ей в своих соц.сетях.

» реализуется на территории Московской области с 2013 года. Ее необходимость обусловлена тем, что из 320 объектов культурного наследия региона порядка 30% находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении..

Условия программы

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Суть программы состоит в том, что объекты культурного наследия, которые находятся в плохом состоянии, выставляются на торги и по рыночной ставке достаются частному инвестору для последующего восстановления. Инвестор заключает договор аренды на 49 лет и обязуется в течение семи лет провести реставрацию объекта.

После того как усадьба будет восстановлена, ее арендная ставка составит 1 рубль за один квадратный метр в год.

Важно, что арендатор усадьбы выбирается только в ходе аукциона, и все реставрационные работы он проводит за свой счет. После того, как объект будет приведен в порядок, инвестор может на его территории не только сделать музей, но и открыть, например, ресторан или отель. Это позволит ему в будущем окупить затраты.

Участники


Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

С 2013 года, когда был дан старт программы, Подмосковью уже удалось сдать в аренду под последующее восстановление – 15 областных и 16 муниципальных. Причем девять из этих объектов культурного наследия арендованы группой компаний ASG, и один уже восстановлен.

До конца 2018 года планируют найти инвесторов для восстановления еще пять усадеб: усадьбы Соллогубов в Серпухове, усадьбы Мамонтовых в Пушкинском районе, усадьбы в Рузском городском округе, Виноградово и усадьбы Бергов. Ближайшие торги пройдут по усадьбе Любвино в середине ноября.

«Усадьбы, которым мы ищем хозяев, восстановить силами государства практически невозможно. Это многомиллионные затраты. От многих остались только остовы стен, некоторые, особенно деревянные, горели несколько раз, начиная с 1990-х годов. К сожалению, бюджетные ресурсы небезграничны. Есть и другие задачи – детские сады, школы, дороги. С помощью проекта «Усадьбы Подмосковья» мы дали таким объектам новую жизнь», – рассказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев.

Первые итоги


Источник:

С начала реализации программы отреставрировано уже два объекта: в селе Талицы Пушкинского района и в Люберцах. Следующим восстановленным объектом станет Дом управляющего Балашихинской мануфактурой – здесь планируют завершить работы в IV квартале 2018 года.

Будет работать как отель, также там планируют проводить экскурсии для гостей. Инвестор Дома Круминга разместит на своем объекте с гостиничным фондом и музеем, которые откроют уже . Примечательно, что арендатор Дома Круминга – Галина Ярыгина – первая участница программы «Усадьбы Подмосковья», которая взялась за восстановление объекта культурного наследия за счет собственных средств и довела его до завершения.

Также уже разработана проектная документация по пяти усадебным комплексам – Черкизово, Пущино на Наре, Спасское, Кузьминское, Ляхово. Этот проект перед началом реализации должен быть одобрен органом по охране культурного наследия. Эти усадьбы сданы в аренду группе компаний ASG, которая уже восстановила усадьбу Аигиных и ведет работы еще на нескольких объектах.

Виктория Кулагина

| реставрация

ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ ФОН МЕКК В ХРУСЛОВКЕ

Ерощева Наталья Юрьевна
фрагменты

Настоящий проект разработан в соответствии с заданием кафедры «Городское строительство и архитектура» на выполнение дипломного проекта по специальности «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия». Для дипломного проекта выбран главный дом усадьбы фон Мекк в селе Хрусловка Веневского района Тульской области. Здание является историко-архитектурным памятником конца XIX века. Дом дворцового типа был построен по заказу барона фон Мекка Максимилиана Карловича, одного из крупнейших в России инженеров путей сообщения, действительного статского советника. Проект дома был разработан архитектором Сергеем Александровичем Экаревым. Здание построено в псевдоготическом стиле, в четырех уровнях: цокольный, 1-й, 2-й этажи, а так же чердачные и помещение в башне. В настоящее время здание не используется.

АКТ
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТ ПО ПАМЯТНИКУ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ЕГО ТЕРРИТОРИИ
объекта культурного наследия

9.05.2011 N 7100000212

Я, нижеподписавшаяся, представитель гр.331561 ТулГУ студентка

Ерощева Наталья Юрьевна составила настоящий акт в том, что сего числа (9 мая 2011 года) мной произведен технический осмотр памятника истории и культуры Усадьба фон Мекк, Веневский р-н, с.Хрусловка.

В результате осмотра памятника Объекта установлено:

I. Техническое состояние памятника Объекта

1. Общее состояние памятника:

Здание представляет собой постройку конца XIX века. Усадебный дом дворцового типа, кирпичный, построено в четырех уровнях: цокольный, первый и второй этажи, а также чердаки. В настоящее время здание не используется.

2. Состояние внешних архитектурно - конструктивных элементов памятника:

а) общее состояние: удовлетворительное, заложены некоторые проемы

б) фундаменты: визуально не просматриваются, перекосов нет, трещины не просматриваются, предположительный процент утрат – 5%

в) цоколи и отмостки: имеется цоколь, частично заглублен в культурный слой, выполнен из кирпича, облицованного белым камнем, южный и восточный фасады имеют утраты белокаменной облицовки, присутствуют также пятна сырости и плесень, - утраты 10% отмостки нет, утраты – 100%

г) стены к ирпичные на известковом растворе, имеются выбоины, трещины, некоторые проемы заложены, утраты - 10%

д) крыша (стропила, обрешетка, кровли, водосточные желоба и трубы) крыша присутствует, стропила, обрешетка в удовлетворительном состоянии, имеются признаки гниения дерева, кровля коррозирована, утрачены водосточные трубы, остались элементы крепления водосточных труб, утраты – 40%

е) внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные
украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) штукатурный слой на фасадах сохранился частично, фронтоны, пинакли, карнизы, украшения в удовлетворительном состоянии, утраты – 20%

3. Состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника:

а) общее состояние удовлетворительное, построены дополнительные перегородки, некоторые проемы заложены, полы, перекрытия сохранены

б) перекрытия (плоские, сводчатые) плоские перекрытия по деревянным балкам, имеются признаки гниения дерева, в нескольких местах произошли обрушения балок, процент утрат – 10%

в) полы деревянные по лагам с песчаной засыпкой, покрытие полов – наборный паркет, утраты – 40%

г) стены, их состояние, связи кладка внутренних стен имеет незначительные утраты, имеются дополнительные перегородки, утраты – 10 %

д) двери и окна проемы частично заложены, остекление окон отсутствует, частично отсутствуют полотна дверей, некоторые двери заколочены, утраты – 50%

ж) лестница сохранилась, в неудовлетворительном состоянии, отсутствуют многие ступени, утраты – 60%

з) лепные, скульптурные и проч. декоративные украшения частично утрачены, утраты – 30%

4. Живопись (монументальная и станковая): роспись с растительным орнаментом сохранена в нескольких комнатах, утраты 85%

5. Предметы прикладного искусства (мебель, осветительные приборы,
резьба по дереву, металлу и пр.) не сохранились, утраты – 100%

6. Отопительные приборы сохранен камин с белоснежными глазурованными изразцами, утраты 55%

7. Сад, парк, двор, ворота и ограда: сохранился парк, в неудовлетворительном состоянии, утрата – 40%

Предварительные предложения по реставрации

1. Первоочередные работы

Работа по санации памятника

Вырубка излишних деревьев и кустарников вокруг памятника, снятие культурных наслоений, вывоз строительного и бытового мусора из здания, снос пристроек на территории усадьбы не относящихся к памятнику.

2. Основные реставрационные работы

а) Усиление фундаментов и устройство гидроизоляции

Необходимо провести работы по укреплению фундаментов и провести работы по устройству гидроизоляции. Одним из предлагаемых методов является горизонтальная гидроизоляция в основании кладки стен методом электроинъектирования.

б) Укрепление и восстановление утраченной кладки стен

В кладке стен присутствуют выбоины, трещины. Поврежденные участки необходимо заменить, восстановить перевязку. Особенно пострадали южный фасад.

Инъецирование специально подобранными растворами - современный и рациональный способ укрепления кирпичной, каменной и смешанной кладки, расчлененной трещинами на крупные и средние блоки или на щебеночные фракции.

Затвердевший инъекционный раствор должен быть близок по своим физико-техническим свойствам к материалу кладки. Компонентами растворов могут быть известь-тесто, цемент, кварцевая пыль, белокаменная мука, цемянка. Для нагнетания растворов используются ручные или механические насосы, создающие давление от 6 до 8 атмосфер.

Кирпичная кладка производится вручную на цементно-известковом растворе. Кирпич применялся размерами 220х90х60, поэтому необходимо изготовить кирпич таких же размеров на заказ.

в) Восстановление цоколя и отмостки

Реставрация белого камня цоколя, расчистка его от красочного слоя, мха и растительности.

Для защиты фундамента от поверхностных вод по всему периметру здания устраивают отмостку. Отмостка должна быть на 10-20 см шире карниза, но не менее 60 см Поперечный уклон отмосток от стен дома должен быть не менее 5°. бетонную брусчатку укладывают на подготовленный слой из песка или щебня толщиной 3-5 см, предварительно сняв растительный слой. Зазоры между отдельными элементами брусчатки заполняют песком.

г) Восстановление перекрытий

Устройство перекрытия по цельнодеревянным балкам, сечением – 225х150 мм, уложенные на кирпичные стены. Балки выполняют из бруса древесины хвойных пород с влажностью не более 20% и обрабатывают их огнебиозащитными составами.

д) Лестница

Восстановление утраченной винтовой лестницы. Устройство входных железобетонных лестниц и пандусов, замена существующей железобетонной лестницы.

е) Восстановление покрытия

По проекту покрытие будет выполнено по системе наклонных стропил. Также будет восстановлен организованный водосток.

Кровля из листовой стали.

ж) Заполнение проемов окон, дверей

Оконные и дверные блоки изготавливаются по индивидуальному заказу.

Так же требуется разобрать заложенные оконные и дверные проемы.

3.Отделочные работы

Требуется известковая окраска фасадов и обновление внутреннего штукатурного слоя. Декор фасадов восстанавливается в соответствии с чертежами. Устраиваются водосточные трубы и их крепления.

4.Работы по инженерному благоустройству

К зданию подведены инженерные коммуникации. В связи с их значительным физическим износом требуется их обновление и замена.

5. Работы по благоустройству и озеленению территории

Проектом предусмотрено благоустройство участка при реставрируемом объекте, будет проведена реконструкция ландшафтной части парка – рубка уход, санитарная рубка, вырубка подлеска. Восстановление пруда. На территории усадьбы предусмотрено устройство площадок для отдыха, благоустройство пруда. При въезде на территорию будет расположена автостоянка для гостей и персонала.

ФОТОФИКСАЦИЯ


Северный фасад, 08.05.11

Западный фасад, 08.05.11

Восточный фасад, 04.03.12

Южный фасад

Тамбур и входная дверь, 08.05.11

Ионические колонны, первый этаж

Ионическая колонна, капитель, первый этаж

База ионической колонны, первый этаж

Роспись, между ионическими колоннами, первый этаж

Оконные проемы комнаты первого этажа

Коридор, первый этаж

Коридор, первый этаж

Интерьер комнаты, первый этаж

Декоративные элементы и роспись, первый этаж

Розетка, элемент декора интерьера, первый этаж

Потолочный карниз, первый этаж

Подлинный камин, интерьер первого этажа

Клеймо на изразце камина

Подлинная дверь в комнате на первом этаже

Подлинный наборный паркет, первый этаж

Декоративные кронштейны и роспись комнаты первого этажа

Лестница на второй этаж

Фрагмент лестнечного марша

Комната второго этажа

Коридор второго этажа

Комната второго этажа

Комната второго этажа

Паркетный фундамент, второй этаж

Комната второго этажа

Окно в башне, второй этаж

Подлинный паркет, второй этаж

Междуэтажная площадка, фрагмент

Лестница на цокольный этаж

Помещение цокольного этажа

Цокольный этаж, своды монье

Коридор цокольного этажа

Заложенный проем цокольного этажа

Западный фасад, фрагмент, декоративные элемент

Западный фасад, фрагмент

Фрагмент резалита северного фасада

Фрагмент восточного фасада

Башня, фрагмент восточного фасада

Кирпичный декор, фрагмент западного фасада

Фрагмент южного фасада

Слуховое окно, фрагмент южного фасада

Пинакль, фрагмент северного фасада

Фрагмент северного фасада

Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров, 1892

Проект реставрации


...

Схема планировочной организации земельного участка

Село Хрусловка расположено в 7 км севернее Венева вблизи железной дороги Венев – Кашира, на левом берегу р. Осетр. Усадьба находится на противоположном – правом берегу. Рельеф территории холмистый. Усадьба занимает верхнюю часть и склоны холма. Восточный склон осложнен обширным глубоким оврагом. Усадьба в единстве с парком образуют ансамбль. Парк при усадьбе является памятником садово-паркового искусства XIX-XX вв. Парк смешанного стиля с регулярной и ландшафтной частями.

С юга территории усадьбы ограничена двойным рвом и валом, поросшим липами, кленами, ясенем. По западной границе парка проходит старая липовая аллея, южная ее часть является подъездной и ведет в район усадебного дома. Она с двух сторон оканавлена и обвалована, частично сохранилось гравийно-булыжное мощение. Недалеко от усадебного дома аллея отклоняется севернее и затем переходит в грунтовую дорогу, которая полукольцом охватывает территорию усадьбы с севера и северо-востока. Восточная граница усадьбы и парка не выражена. Перед северным фасадом дома расположена небольшая поляна, за ней начинается еловая аллея, идущая на север в сторону реки. Западнее аллеи, параллельно ей проходит рядовая посадка старых лип. Ряд лип проходит по невысокому искусственному уступу, отделяющему центральную часть парка от садов. Сохранилась еще одна аллея в северной части парка, идущая от центральной части на север. Она смешанного состава: наряду со старыми липами в ней растут старовозростные тополя. Пространство между аллеей и рядом липы занято фруктовым садом. В северной части парка сохранилось большое количество старовозрастных деревьев: липа, тополь, ель, сосна, туя – возраста 100-150 лет. Восточнее замка проходит глубокий овраг, перекрытый земляной плотиной, так что напротив усадебного дома сохранился пруд, вокруг которого формируется ландшафтный парк. Пруд каплевидной формы. Сейчас заболочен. По берегам сохранились старовозрастные дубы и липы. Здесь растет большое количество старых ценных деревьев: дубы, липы, сосны, березы, ели, туи, лиственницы возраста 100 и более лет.

Парку необходима реставрация и реконструкция. Реконструкция ландшафтной части парка – рубка уход, санитарная рубка, вырубка подлеска. Восстановление пруда.

На данный момент земельный участок, на котором расположен памятник, не благоустроен. Территория захламлена строительным и бытовым мусором, имеются хаотично растущие деревья и кустарники.

На территории усадьбы будут проведены работы по благоустройству, Проектом предусмотрено устройство дороги, для удобного подъезда к зданию, восстановление и благоустройство дорожек.

Работы по благоустройству включают в себя исследование геодезий участка, планировку и проектирование участка в соответствии с особенностями его рельефа, экологии, структуры почвы и многих других факторов. Второй этап включает прокладку коммуникаций, прокладка дренажа (в нужных местах), системы полива, освещения, обустройство площадок для отдыха. Третий этап это прокладка дорожек из любого подходящего материала, установка осветительных приборов, беседок. После осуществления вышеуказанных работ следует проведение необходимых мероприятий по улучшению плодородия почвы, после чего могут быть высажены растения: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, устройство газонов.

При въезде на территорию расположена автостоянка для гостей и персонала.

Сводный сметный расчет в сумме 285697052,7 руб.
Составлен в ценах по состоянию на 1 кв. 2012г.

Основные технико-экономические показатели

п/п Наименование показателей Ед.изм. Величина показателей
1 Общая площадь земельного участка м 2 156 000
2 Площадь застройки территории м 2 952
3 Общая площадь м 2 1152
4 Полезная площадь м 2 1282
5 Расчетная площадь м 2 956
6 Общий строительный объем м 2 9684
7 Сметная стоимость строительства тыс.руб.
8 Стоимость единицы измерения тыс.руб/ м 3 29502
9 Общая продолжительность реставрации месяц 8
10 Общая трудоемкость строительства чел.смен 3172
11 Выработка тыс.руб/чел.смен 63047,9

Зачем 48-летнему столичному бизнесмену развалины вдали от Москвы, как воссоздать старинный быт и не отказаться от долгоиграющей затеи? Вот его рассказ.

«Покупая разрушенную усадьбу, я думал, что ее реконструкция станет развлечением. Но сейчас понимаю, что вместе с руинами в Тверской области приобрел новые жизненные ценности.

Эта история началась в 2007 году, когда мои товарищи по МФТИ Дмитрий Зеленин, на тот момент губернатор Тверской области, и Андрей Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области, устроили мне экскурсию.

Мы пролетели над пятью усадьбами в Тверской области на вертолете. Эта область находится между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому через нее постоянно «курсировала», а следовательно, и строила свои резиденции русская знать. Показали мне и Степановское-Волосово, усадьбу князей Куракиных, входивших в ближайшее окружение императорского двора. После революции здесь устроили пионерлагерь и совхоз, сразу после войны разместили медицинское учреждение для ветеранов, которое потом преобразовали в психиатрическую клинику. В1990-х наступила жуткая разруха. Больные жили в ужасных условиях — практически без окон, дверей и крыши. В результате там случился пожар, больных переселили, а дом еще лет пять стоял совсем заброшенным и разрушался. Устоял остов, сохранилась часть окон и дверей.

Я выбрал эту усадьбу по нескольким причинам. Во-первых, сегодня не просто найти уединенную усадьбу. В советское время все как-то встраивалось в общественную жизнь. А здесь до ближайшего большого села около 2 км. Но Степановское-Волосово ценно не только этим. Это один из немногих загородных домов архитектора Джакомо Кваренги, который чаще строил царские дворцы, в том числе, Александровский дворец в Царском Селе.

Во-вторых, до этой усадьбы сравнительно легко добраться. Когда мы первый раз летели на вертолете, я не понимал, насколько это далеко от Москвы. Позже попробовал доехать до усадьбы на машине от своего дома на Рублевке, что заняло где-то полтора часа без всяких пробок. Сейчас я успеваю за полтора часа туда съездить, что-то сделать и к вечеру вернуться.

Сложная собственность

Первоначально тверской комитет по имуществу оценил стоимость развалин в 15-16 млн рублей, предложив либо выставить объект на продажу, либо сдать мне в аренду. Усадьба принадлежала области, а не федеральному центру. Из федеральной собственности выкупить исторический объект практически невозможно (по крайней мере сейчас), в то время как областная предполагает режим приватизации по решению местного Законодательного собрания.

Я решил сначала арендовать. Это было, конечно, немного странно: тебе дают развалины, и ты платишь за право их восстанавливать. Хотя деньги были не такие большие - около $100 000 в год, но все равно не копейки. Со мной заключили охранные обязательства. Например, я не имел права строить на этой территории что-либо другое, а проект восстановления могла подготовить только специализированная организация, но это как раз полностью соответствовало и моим планам.

Мне дали лет пять на восстановление дома, еще три года — на парк. Можно было в любой момент закончить договор аренды и забыть все как страшный сон, считая потраченные деньги благотворительностью. Тем, кто, следуя моему примеру, решит отреставрировать какое-нибудь имение, я бы советовал выбрать такой же путь. Нужно сначала почувствовать твое ли это: все-таки это игрушка, в которую надо влюбиться, и игрушка не дешевая. Если ты относишься к усадьбе как к бизнесу, ничего не получится.

Преодоление глупостей

Я арендовал усадьбу два-три года, вкладывая значительные средства в противоаварийные работы, укрепление фундаментов, проектирование. Счет шел на миллионы. Через три года я сказал местному комитету по имуществу, что либо я выкупаю усадьбу, либо ухожу. Далее тратить большие деньги, оставаясь в статусе арендатора, было бессмысленно. Правительство области вынесло вопрос на обсуждение в законодательное собрание. Депутаты проголосовали за приватизацию имения и продажу с торгов.

Объявили тендер. И тут начинается история преодоления глупостей. Официальный оценщик, который определял стартовую цену аукциона, оценил усадьбу уже в 32 млн, так как я сам же за предыдущие три года вложил в здание уйму денег. Я не платил взяток, даже не разговаривал с этим оценщиком. Получилось, что я сам себе увеличил цену - если бы не я, усадьба стоила бы даже дешевле, чем первоначальные 16 млн рублей, ибо все развалилось бы еще больше. Но я уже был настолько влюблен в это место и в проект, что был готов заплатить больше.

Дальше — аукцион. Как обычно бывает на подобных тендерах, откуда-то возник подставной покупатель. Неожиданно появился какой-то «питерский строитель», чей представитель приехал встретиться с моим управляющим. Потом я сам позвонил новому «заинтересованному» лицу. Из разговора понял, что ему нужно заплатить откупное, чтобы он не участвовал. Я догадался, кто слил информацию. Это была девушка, которая уволилась из комитета по имуществу за три дня до объявления аукциона. Она оставила мне однажды свой электронный адрес, на который я ей и написал, что свяжусь с ФСБ и МВД и выведу «шантажистов» на чистую воду. Больше они не появлялись. А я за 32 млн рублей стал счастливым владельцем усадьбы и 36 гектаров парка вокруг.

Ротонды и львы

Усадьба состоит из центрального дома и двух флигелей. Между ними — галереи с ротондами. Один из владельцев, князь Алексей Борисович Куракин, член Академии художеств, в середине XIX века написал пять картин с изображением усадьбы. Именно по ним мы восстанавливаем внешний вид комплекса. На территории парка был готический замок, который, по описанию, служил летним крепостным театром. К концу XIX века его уже не было, но мы нашли фундамент, на котором он стоял, и сейчас работаем над проектом восстановления. Сохранился обелиск в честь императора Александра I, его реставрацию закончим в этом году.

В нашей усадьбе был еще большой пруд с китайской беседкой и венецианским мостом. Они тоже будут восстановлены.

Позже я нашел архивные документы. В частности, письма последних владельцев усадьбы, сестер Нарышкиной и Козен (урожденных Куракиных). Был там и план имения. На его основе, например, мы делаем дорожки в парке. Родственники княгини Елизаветы Алексеевны Нарышкиной сейчас живут в Москве. Я с ними подружился, мы часто общаемся. Они всегда будут желанными гостями усадьбы.

Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стел. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на «сохранение». Усадьба эта принадлежит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу.

Недавно мы докупили новый участок земли, чтобы заниматься со временем сельским хозяйством. Правда, в сегодняшней экономической ситуации это вряд ли принесет прибыль, но кое-что можно сделать. В прошлом году для этого даже зарегистрировал фирму «Степановское подворье». Первым делом завели коров — Зорьку и Ночку.

Долгосрочные планы

Сегодня мы уже вышли на финишную прямую по восстановлению усадьбы. Чем-то остаюсь недоволен. Например, нужно было все печи восстанавливать — без печей интерьеры комнат кажутся не завершенными.

Мы пока решили, что жить постоянно в усадьбу не переедем, но часто будем отдыхать здесь на выходных. Я не собираюсь закрывать приусадебную территорию. Два боковых флигеля будут жилые, а вот центральное здание можно открыть для посещений. Открытый доступ к замкам и предместьям — распространенная практика в Англии и Франции. У нас такой модели еще нет. Пока я точно не знаю, как совместить частную жизнь в усадьбе и открытый доступ, но, думаю, со временем определимся.

До революции в доме хранилось более тысячи картин, много портретов, много ценных работ. Сейчас часть из них в запасниках Тверской картинной галереи. В помещениях усадьбы можно будет сделать выставку. Дом это позволяет. Со временем буду обсуждать такую возможность с Тверской картинной галереей и другими российскими музеями, где хранятся картины из «Степановского-Волосово».

Лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования на портале «Активный гражданин» выбрали особняк усадьбы фон Рекк, известный также как дом со львами. Дом появился на Пятницкой в 1897 году по заказу Вильгельмины Рекк - жены главы «Товарищества Никольских рядов» и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. После прихода к власти большевиков особняк национализировали: в нем разместился Замоскворецкий райком партии. Затем помещения сдавали в аренду.

За пять лет внутренней реставрации здания обновили окна, двери и паркет, а также лепной гипсовый декор с золочением и серебрением и живопись.

Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево в Щербинке, принадлежавшая князьям Вяземским, - один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII - начала XIX века. Долгое время здесь жил автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин.

Реставрация здесь началась еще в 2011 году. Над главным домом восстановили бельведер, который вернул архитектурному ансамблю дворцовый вид. Печи облицевали изразцами, а в помещениях воссоздали архитектурный декор. В овальном зале особняка обновили мрамор, правда, искусственный, и полуциркульное окно. Здание также приспособили для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, был восстановлен парк с беседкой «Храм Аполлона» и оборудован конференц-зал.

Дом в Денежном переулке

В доме в Денежном переулке, построенном в 1887 году, жили купец Николай Боль и владелец одного из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России Карл Гутхейль. После событий 1917 года в особняке расположилась организация «Новая Москва», а затем - коммунальные квартиры. В конце 80-х годов здание передали МИД. Через 20 лет особняк оказался в аварийном состоянии. Реконструкцию дома начали только в 2016 году: специалисты отремонтировали фасад, кровлю и полы, восстановили лепнину и отделку помещений, а также заменили проводку и систему вентиляции.

Флигель усадьбы купца Гусева и жилой дом купца Баулина

Усадьбу на Большой Полянке построили в 1822 году для купца Марка Гусева. В середине XIX века здесь размещались чайный магазин, винный погреб и водочный завод, а в 1880 году - аптека Карла Феррейна. К 1999 году здание оказалось изношено на 58 %.

Дом же купца Николая Баулина на Николоямской улице в 2012 году и вовсе частично признали руинами. Из истории здания известно, что в его основании располагались каменные палаты с подвалом конца XVIII века. В 1860-х годах дом перешел к Николаю Баулину, который открыл поблизости фабрику по производству платков. Во времена СССР здание разделили на жилые квартиры. Теперь дому вернули историческую планировку со сводчатыми помещениями и парадную лестницу со ступенями из доломита.

Оба здания приспособили под современное использование по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Усадьбу на Петровском бульваре построили во второй половине XVIII века по заказу статского советника Евграфа Татищева. После Октябрьской революции главный дом стал поликлиникой, потом туда переехал НИИ рефлексотерапии. В ходе реконструкции воссоздали главную лестницу, цилиндрические своды и лепной декор, а также отреставрировали мраморные колонны здания.

Усадьба в Петроверигском переулке

Городская усадьба, известная как бывший дом Петра Боткина, в 1803 году была литературным салоном, который посещали Карамзин, Жуковский и дядя Пушкина. Во время пожара 1812 года значительная часть усадьбы пострадала, а в 1832-м объект продали чаеторговцу Петру Боткину - именно при нем усадьба стала центром культурной и общественной жизни столицы. После революции дом национализировали: в то время тут преподавали курсы Коминтерна и вели подготовку личного состава Красной армии. Позднее усадьбу и вовсе превратили в детский сад. Реставрационные работы провели в главном доме и дополнительных корпусах.

Гражданская архитектура

Кокоревское подворье и Историческая библиотека

Кокоревское подворье - гостиница с магазинами и оптовыми складами - построено в начале 1860-х годов меценатом Василием Кокоревым. В ХХ веке здание передали оборонному ведомству, тогда же надстроили несколько этажей.

В ходе реставрации Государственной публичной исторической библиотеки специалисты восстановили фасад и внутренние помещения, а также обновили техническую базу библиотеки.

Культовое зодчество

В этой категории премию присудили ансамблю Донского монастыря XVI–XIX века. Власти отметили реставрацию усыпальницы Голицыных, которая расположена в церкви Михаила Архангела. Также среди победителей оказались восстановленная колокольня в Рождественском монастыре и церковь Рождества Христова в Варварине.

Садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура

Цветники ВДНХ и усадьба Нескучное

Лучшими объектами садово-паркового искусства в этом году признали работу ландшафтных архитекторов и дизайнеров над цветочными партерами ВДНХ. Специалисты возродили цветники площадью 20 тысяч квадратных метров, украшавшие выставку в 1954 году.

Внимания также удостоился ансамбль усадьбы Нескучное - здесь восстановили два кирпичных и один каменный мост, перекинутые через большой овраг в первой трети XIX века.

Монументальное искусство

Памятники Пушкину и Горькому

Памятник Пушкину создал Александр Опекушин в 1880 году. Реставрация скульптуры началась в апреле 2017 года - ее на следующий день после прошедшей на Пушкинской площади акции против коррупции. При этом власти города , что в закрытии памятника сразу после митинга нет никакой политической подоплеки. Саму скульптуру очистили от пыли, сажи и копоти, удалили поверхностную мастиковку, закрывавшую неровности и дефекты металла, а на поверхность скульптуры нанесли специальный состав для выравнивания цвета и устранения бликов. Каменному Пушкину сохранили зеленый цвет и даже искусственно состарили.

Также в этом году на свое историческое место - на площадь Тверская Застава - вернулся памятник Максиму Горькому. Монумент установили в сквере напротив Белорусского вокзала еще в 1951 году, а в 2005-м решили перевезти в «Музеон» из-за изменения схемы движения на площади. Скульптуру отчистили от продуктов коррозии, воска и лакокрасочного покрытия. Также реставраторы устранили дефекты поверхности.

Археологическое наследие

Белый город и Китайгородская стена

Фрагмент фундамента стены Белого города, которую в XVIII веке разбирали для строительства особняков, обнаружили десять лет назад и тогда же законсервировали. Кирпичная стена конца XVI века, крашенная белой известью, стала третьим крепостным сооружением после Кремля и Китай-города. В 2017 году на Хохловской площади устроили музей под открытым небом, поместив часть стены под стекло.

Еще одну древнюю стену XVI века - Китайгородскую - нашли при строительстве парка «Зарядье». Сейчас она представлена в подземном пространстве пешеходного перехода через Москворецкую набережную.

Промышленная архитектура

Окружную железную дорогу и здания станций, построенные в 1903–1908 годах в стиле московский модерн, начали реконструировать в 2012 году. К тому времени большая часть построек была утрачена. Среди оставшихся зданий восстановили двухэтажный вокзал на станции Воробьевы Горы и комплекс построек станции Канатчиково.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта