magazine
4.3
Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.
"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.
Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.
Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.
Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!
1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.
5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.
9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.
10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.
11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
Скороговорки для развития дикции
12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.
13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.
21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.
22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.
23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.
26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.
27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.
28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.
31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.
32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.
33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.
36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.
38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.
41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.
43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Скороговорки для дикции
44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Русские народные скороговорки
49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.
50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.
54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.
57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.
59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.
60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.
61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.
62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.
63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!
64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"
67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.
68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.
72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Народные скороговорки
74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.
80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.
84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".
Скороговорки для развития речи
87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!
89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.
92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.
100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.
101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.
102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.
107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.
111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.
114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.
126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.
132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.
133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.
136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.
138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.
139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.
141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.
146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.
156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.
157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.
158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.
159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.
161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.
163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.
Пожалуй, каждому известна история о древнегреческом философе Демосфене, который будучи еще ребенком, был восхищен по воле случая услышанной им речью некоего оратора, сам спустя время решил использовать в качестве своего основного орудия именно слово.
Набивая свой рот камушками, Демосфен в движении старался достигать внятной артикуляции читаемых им на память отрывков из стихотворений, избавляясь тем самым от изъянов своей речи. Ежедневные тренировки принесли ему пользу, дав возможность прославиться лучшим оратором своей эпохи.
Хорошая дикция – это показатель просвещенного человека, его весомое достоинство, которое можно применять во многих жизненных случаях. Написать грамотный и наглядный текст может быть и просто, но произнести его будет уже не так легко. Нечеткая дикция речи может стать на пути, помешать отлично разученному исполнению.
Фактически все дефекты дикции при желании можно откорректировать. Как улучшить дикцию речи быстро? Для этого нужны регулярные тренировки.
Нехватка дыхания – это без всякого сомнения проблема, с которой мы встречаемся даже в обыденной жизни. Исправить это сможет тренировка диафрагмы. Отменной работой по усовершенствованию дикции является пение гласных звуков на выдохе. Поначалу дыхания будет хватать на малое время, но при постоянных упражнениях можно достичь 20 секунд.
Следующий этап тренировки – это коррекция высоты голоса. Можно тренировать, отрабатывать дыхание, как бы задувая пламя свечи.
Существует много полезных упражнений, которые могут улучшить дикцию и четкость речи за короткие сроки. Вот некоторые из них:
Как улучшить дикцию быстро? Для этого прекрасно подойдут скороговорки. В них сочетаются разные звуки. Припомните дроворубов, которые рубили дубы, или четырех черепашек с четырьмя черепашками. Для улучшения дикции можно произносить скороговорки, положив в рот орехи (из фильма " Карнавал"). Достаточно 5 скороговорок с различными созвучиями, чтобы избавиться от дефектов речи.
Звучание нашего голоса совсем не такое, как мы думаем. Нужно прочитать любое стихотворение, записывая его на диктофон. Полученную запись нужно прослушать. Услышанные изъяны постарайтесь исправить в следующий раз. Записывать нужно, пока не получите идеальный эффект.
Для упражнений по отработке хорошей дикции уделяйте по 10-15 минут в день.
Преступать к следующему заданию необходимо только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее. Регулярные упражнения избавят вас от вопроса как улучшить дикцию и сделают речь отчетливой и внятной.
Для людей, которые занимают руководящие должности или по профессии много выступающие на публику, важно иметь правильную дикцию. Скорректировать четкость произношения можно, выполняя специальные упражнения.
Прежде всего, следует выявить круг проблем, с которыми вам предстоит бороться.
Если это конкретный дефект речи (картавость, шепелявость, заикание), то необходима помощь специалиста.
Картавое или шепелявое произношение исправляется следующими методами:
Такие тренировки помогут научиться правильно произносить звуки и выговаривать слова. Но стоит быть готовым, что такой труд потребует очень больших усилий.
Что касается заиканий, то тут работа будет сложнее. Основная проблема кроется в психике.
Очень часто получается так, что в повседневной жизни человек имеет хорошую постановку речи, а когда дойдет дело до публичных выступлений, оратор начинает заикаться.
Если проблема в глотании окончаний или же в нечетком произношении звуков при быстром говоре, с ней можно справиться самостоятельно.
Коррекцию речи производят следующим образом:
Что касается четкой артикуляции, ее можно развить при помощи других упражнений:
Все эти упражнения помогут развить дикцию, внятность речи и правильную артикуляцию. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, всегда можно обратиться за помощью к логопеду.
Способность правильно артикулировать слова и фразы, проговаривать текст понятно, четко, с расстановкой и называется дикцией. Некоторые постоянно задаются вопросом, как улучшить дикцию и речь. Особенно это касается представителей творческих профессий (актеры, вокалисты, ведущие).
Особенно важна правильная артикуляция для певцов: они не только проговаривают текст, но и пропевают его, что гораздо сложнее. Упражнения на дикцию в пении делаются постоянно: и в виде отдельного занятия, и в качестве распевки.
Если люди вас понимают, это еще не значит, что вам не нужны речевые упражнения. Услышать себя со стороны непросто. Для этого может понадобиться авторитетное мнение эксперта или педагога. Если его нет, можно записать свою речь на аудионоситель и прослушать. Также хороший способ – сравнить себя с дикторами центральных каналов: артикуляция звуков русской речи у них чаще всего грамотная.
Задуматься о том, как развить дикцию и технику речи, нужно особенно в тех случаях, если присутствует явная картавость, нарушения в произношении отдельных звуков.
Есть качества хорошей речи, их тоже можно развивать: это краткость, четкость формулировок, грамотность, соблюдение литературных норм, логичность и другие.
Легкие упражнения на улучшение дикции призваны выработать правильное произнесение отдельных звуков и их сочетаний, а более сложные – связать элементы в одно целое.
Родители знают, как улучшать произношение у детей: это миогимнастика для языка, губ. Но сложно себе представить взрослого, который раскладывает язык лопаткой. Да и костно-мышечный аппарат у людей старшего возраста сформировался и не такой податливый, как у детей.
Упражнения для четкой дикции для взрослых совсем другие. Педагоги используют:
Важно наладить регулярность занятий и ставить себе реальные цели.
Упражнения:
Развивающие упражнения начинать выполнять с нескольких секунд, постепенно доводя до 1-3 минут. Ко всем занятиям относится принцип постепенного усложнения и наращивания темпа.
Если при прослушивании диктофонной записи вы заметили несколько незначительных ошибок, то работа над дикцией и произношением может занять всего день-два. Если же вам нужно обратить внимание на более обширные моменты, то можно оставить на упорные занятия и пару месяцев. Важно понимать, что певцам такие занятия могут быть нужны постоянно, в виде распевки перед выступлением, для приведения в боевую готовность артикуляционного аппарата.
Как исправить дикцию взрослому? Ответ прост: регулярно и упорно заниматься.
Что поможет, кроме упражнений?
Упражнения для выработки дикции – важный этап работы, но можно прийти к необходимому результату проще: читать книги, газеты, журналы вслух, четко проговаривая слова и не проглатывая окончания. Работа над четкой речью в этом случае станет и приятным времяпрепровождением.
Для постановки выразительного голоса педагоги часто используют похожие дыхательные упражнения, как и для развития правильной артикуляции. Важно правильно выполнять рекомендации педагога, так как неверно выполненные движения запомнят мышцы. Переучивать их будет сложно. Педагог подскажет также интересные упражнения для развития техники речи и дикции.
Педагоги центра «Артвокал» знают, как поставить правильную речь и дикцию, будь то для выступлений в речевом жанре (доклады, публичные выступления) или вокал.
Перед тем, как тренировать дикцию дома, лучше получить консультацию грамотного педагога, специалиста по постановке голоса или записаться на наши курсы дикции в Москве .
В этом видеоролике вы увидите, как самостоятельно выработать правильную дикцию во время занятий с педагогом-специалистом. Видеоуроки могут лишь помочь вам, но не заменят слуха учителя.
Речевые способности даются природой, но они далеко не всегда идеальны. Иногда речь звучит невнятно, что может отрицательно сказываться на всей жизни человека. Едва ли можно построить хорошую карьеру, если слова вынуждены пробиваться сквозь «кашу во рту». Как улучшить дикцию? Существуют ли специальные упражнения? Об этом и поговорим.
Чтобы улучшить дикцию и четкость речи, необходимо научиться правильно дышать. В этом помогут следующие упражнения:
Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.
Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.
Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.
Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.
Комплекс включает следующие упражнения:
Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.
Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.
Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.
Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.
Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.
Как улучшить дикцию речи быстро? Чтобы добиться результатов, потребуется поработать над разговорной речью.
Советы очень простые, но значительно улучшают разговорную речь.
Для улучшения дикции и самой речи нужно работать над произношением чистоговорок. Это поможет отработать конкретные звуки при помощи специально зарифмованных фраз.
Они отличаются от скороговорок тем, что в них многократно встречается один согласный звук. Это поможет научиться произносить сложные звуки и сделать лучше свою дикцию. Заниматься необходимо каждый день. Улучшение речи после работы с чистоговорками происходит достаточно быстро.
Произносить чистоговорки нужно в медленном темпе. Очень важно тщательно проговаривать каждый звук, обращая внимание на сложные для вас звуковые сочетания.
Надо обязательно контролировать свое произношение. Для этого занятия необходимо записывать на диктофон. В ходе прослушивания записи можно выявить совершенные ошибки произношения и устранить их в ходе следующего.
Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:
Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.