Многие люди любят петь и хотели бы разработать свой голос. Существует бесконечное количество разнообразных методов тренировки вокала, здесь представлены самые эффективные и безопасные из них. Учтите, что это займет какое-то время, и при этом вы столкнетесь с трудностями. Будьте настроены с энтузиазмом. Вы можете практиковаться в свое свободное время для творческого саморазвития или в качестве подготовки к будущим профессиональным занятиям. Используйте данные методики как инструмент для нахождения своего индивидуального подхода. Все наши голоса уникальны и прекрасны по-своему, поэтому цените этот дар. Получайте удовольствие, тренируя свой голос!
Ознакомьтесь с «Советами», представленными ниже, прежде чем приступать к следующим шагам. «Советы» содержат определенные указания к правильному пению, затрагивая такие аспекты, как поднятие мягкого неба, правильное дыхание и осанка, положение челюсти и др. «Шаги» содержат распевки, которыми можно дополнить вокальные занятия.
Начните с основной распевки "до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до", одновременно проигрывая и повторяя голосом соответствующие ноты на клавиатуре пианино. Вернитесь к исходной ноте «до», пропев все в обратном порядке: "до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до."
Распевка нот "до ре ми фа соль фа ми ре до". Начните со звука «а» на ноты "до ре ми фа". Продолжите звуком "я" на ноты "соль фа ми ре до". Нота "соль" выше "фа" на одну ступень. Следовательно, нужно пропеть "я" на ступень выше, прежде чем спуститься обратно по гамме. Старайтесь применять плавный переход между нотами. Это называется легато.
Пропойте гласную «а» нотами "до ми соль ми до". Разделите их на два слога: «до ми соль» и «ми до». Попробуйте выполнить эту распевку в стаккато, то есть отрывисто, отделяя каждую ноту. Желательно положить руку на живот, чтобы убедиться в правильности выполнения упражнения. Каждый слог должен вызывать слабую вибрацию в животе, так как воздух отталкивается от диафрагмы.
Распевка "и-я" на ноты "до ре ми фа соль ми до". "И" вы должны пропевать нотами "до ре ми фа" в легато, то есть плавно соединяя ноты. "Я" нужно петь в стаккато нотами "соль ми до". Для выполнения этого упражнения требуется практика, так как при этом происходит переключение между двумя манерами исполнения. Пропевая «и», старайтесь сохранять челюсть расслабленной и не открывайте рот слишком широко, оставив небольшое округлое отверстие. Так вы добьетесь теплого, объемного звука. Пропевая «я», также не расширяйте ротовую полость. Чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, лучше держать руку на животе в районе диафрагмы.
Если вы замечали, нота «до» встречается несколько раз на клавиатуре пианино. Весь интервал от одной «до» до следующей называется октавой. Когда диапазон вашего голоса расширится, вы сможете петь несколько октав. Пианино будет очень полезно для практики. Нажмите клавишу «до». В зависимости от типа вашего голоса, она может находиться в любой части клавиатуры. При выборе исходной точки учитывайте, что в этом упражнении ваш голос будет подниматься вверх. Начните с октавы, которую вам удобно петь. Если вы не знаете свой тип вокала, испробуйте различные варианты и определите, что вам подходит больше. Нажмите клавишу «до» и повторите звучащую ноту своим голосом. Протяните ее подольше. Потом нажмите клавишу «до» на октаву выше и также постарайтесь попасть в нее и протянуть. Если она окажется слишком высокой для вас, попробуйте начать с более низкой октавы или вместо этого поднимайтесь на пол-октавы: от «до» до «соль». После верхней «до» вернитесь к нижней и протяните ее как можно дольше. Для начинающих этого может быть достаточно для первого дня упражнений с октавами. Если вы захотите продолжить, попробуйте то же самое с нотой «ре» и с другими нотами в зависимости от диапазона. Это упражнение поможет развить ваши вокальные возможности. Старайтесь не перенапрягать свой голос.
В сольфеджио используются ручные знаки для каждой ноты. Они легко запоминаются, помогая соединить зрительный образ с мышечно-моторным чувством. Нота "до" обозначается кулаком, нота "ре" - ладонью, смотрящей немного налево и вниз, при этом большой палец указывает в вашу сторону. Обозначение ноты "ми" – ладонь внутренней стороной вниз, кончики пальцев указывают налево, а большой палец в вашу сторону. Нота "фа" – наполовину сжатая ладонь, кончики пальцев указывают вниз. Нота "соль" – прямая раскрытая ладонь внутренней стороной, направленная к вам, кончики пальцев устремлены налево. Обозначение ноты "ля" – ладонь в форме чашки, смотрящей вниз. Нота "си" – кулак с указательным пальцем, направленным вверх и немного влево. После прохождения всех ступеней звукоряда сожмите кулак снова, обозначив этим возврат к исходной ноте "до". Вы освоите систему ручных знаков, повторяя эти обозначения снова и снова. Это может оказаться очень интересным и полезным занятием, и вы сможете обозначать ноты во время их исполнения.
Начните с ноты "до", используя при ее исполнении ручное обозначение. Протяните ее подольше, потом спойте ноту "ре", также обозначив ее при этом рукой. Затем вернитесь к ноте "до". Ваша задача – продвигаться с каждым разом все дальше и петь сначала "до" и "ми", потом "до" и "фа", "до" и "соль", "до" и "ля", "до" и "си", "до" и "до" октавой выше и так далее, насколько пожелаете.
Если ничего из этого не сработало, попробуйте походить на занятия. Вы можете найти преподавателя по вокалу в интернете или в газете. (Скорее всего, это будет не бесплатно!)
ФОТО Getty Images
Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.
1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.
2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.
3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.
Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.
Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.
Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.
Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.
Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.
Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.
К примеру:
Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса
Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе
Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены
Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены
Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.
Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.
Вот, например:
а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове
э-э-э — в железах и в мозг
у-у-у — в глотке, гортани
м-м-м — в легких
о-о-о — в средней части груди
су-су-су — в нижней части легких
о-о-о — в диафрагме
Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:
Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали
У вас есть страх публичных выступлений
У вас заметный акцент
Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора
Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют
Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:
Монотонный
Скрипучий
Гнусавый
Картавый
Писклявый
Дрожащий
Плаксивый
Неуверенный
Саркастический
Слишком громкий
С одышкой
Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:
Уверенный
Приятный
Красивый
Спокойный
Доверительный
Дружеский
Выразительный
Мелодичный
Властный
Естественный
Заботливый
Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).
После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.
1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).
2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.
3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).
4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:
аaaaaуууууу
аaaaaыыыыы
5. Гудение
Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:
Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.
7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Правой рукой строят – левой ломают.
Живи не как хочется, а как Бог велит.
Есть время плакать, есть и веселиться
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.
1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
уууууууууу
Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.
При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.
Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.
Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.
А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.
Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».
2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.
Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:
Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.
3. Произнесите протяжно и плавно слоги:
ми, мэ, ма, мо, му, мы.
4. Упражнение «Тарзан»
Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.
Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
эээээээээээ
По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.
4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.
Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».
Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.
Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.
После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.
2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
ооооооооооооо
ууууууууууууу
иииииииииииии (рот приоткрыт)
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ууууууууууууу
иииииииииииии
ёёёёёёёёёёёёё
яяяяяяяяяяяяяя
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааооооо
ааааауууууу
аааааиииии
оооооааааа
оооооууууу
ааааауууууооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээооооооуууууу
При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.
5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.
Например:
Щипцы да клещи, вот наши вещи.
У ужа ужата, у ежа ежата.
Два сапога — пара.
Мал, да удал.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
А.С. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.
При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.
Используйте следующие упражнения для развития губ:
1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):
оооооо (губы овалом)
уууууу (губы трубочкой)
ииииии (губы растянуты в улыбке)
8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)
9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)
оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)
ааааииииууууыыыы
ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)
ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)
10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).
11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:
Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.
Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.
12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У ёлки иголки колки.
Радость не вечна, печаль не бесконечна.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
От умного научишься, от глупого разучишься.
13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;
Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.
Толстой Алексей Николаевич
Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.
1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.
1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!
Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?
1. «Этажи»
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.
«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»
3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:
Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.
1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).
1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:
«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».
2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)
Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!
5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:
Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!
6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.
1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:
2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:
Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)
Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)
Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)
Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)
«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»
«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»
«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»
«Я ни в чем не виновата!»
«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»
Сказала она тихо, но решительно.
С сожалением протянула она.
Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.
4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.
5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.
6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?
Прочтите следующие слоги:
1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,
та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,
са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,
жа, жо, жу, жи, же;
2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,
ас, ос, ус, ыс, эс,
аш, ош, уш, ыш, эш
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:
Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Купи кипу пик.
Водовоз вез воду из водопровода.
Галка села на палку, палка ударила галку.
У быка бела губа была тупа.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.
Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.
Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.
Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Всякий человеческий голос имеет свой тембр. Он может быть приятным (мелодичным, благозвучным, бархатным) и противным (скрипучим, писклявым, крикливым). Своим голосом человек способен создать ту или иную атмосферу. Удивительно, но смысл и суть произнесенных слов носят второстепенный характер. В первую очередь обращает на себя внимание музыка вашего голоса. Непроизвольно прислушиваешься к его тону, интонации и тембру. Обладатели сочных и насыщенных голосов привлекают, притягивают и имеют особый магнетизм. Неприятные же, напротив, отталкивают и раздражают окружающих. С такими людьми мало кто жаждет общаться. Поэтому многих интересует ответ на вопрос о том, как сделать голос красивее.
Естественный и свободный голос называют природным. Он максимально отображает внутренний мир человека. С самого рождения мы имеем сильный голос (в подтверждение тому достаточно вспомнить любого здорового младенца). Однако природные возможности голосового аппарата основная масса людей использует всего на 5-10 процентов.
Приятный голос охватывает все частоты: низкие, средние и высокие. Он является своеобразным отображением личности человека. Если глаза - это зеркало души, то по голосу можно распознать различные черты характера. У лживого и подлого человека он звучит не особо приятно. Если придавать этому значение и обращать внимание на человеческий голос, то достаточно легко определить уровень развития собеседника, его настроение и состояние здоровья, а также истинные намерения. Еще одна распространенная причина - зажимы (внутренние напряжения), которые лишают его свободы. В связи с этим тембр становится беднее, пропадают как сочные, теплые, низкие краски, так и звонкие, высокие. Поэтому обладатели таких голосов задумываются, как сделать голос красивее.
Человек может извлекать звук, вовлекая в этот процесс все тело. Оно резонирует в силу своей природы от макушки до пяток. Однако из-за наличия зажимов (внутренних напряжений) вибрации не проходят через все тело, а сохраняются на уровне горла. Поэтому распространено такое словосочетание, как "говорить горлом". Это, безусловно, обедняет окраску звука. Специалисты утверждают, что звук можно извлекать разными способами:
Для укрепления поддерживающих осанку мышц следует как можно чаще посещать бассейн или плавать в водоемах. Совместно со специальными голосовыми упражнениями это дает ошеломляющий результат. Об отдыхе и продолжительности сна также не нужно забывать. Многие вокалисты справедливо замечают, что звучание голоса напрямую зависит от того, во сколько лечь спать и в какое время проснуться. Скорость речи также поддается контролю. Для этого необходимо быть в определенной степени расслабленным и внутренне спокойным. Благодаря этому голос будет звучать гораздо богаче, сочнее и приятней. Однако невозможно добиться результата искусственным замедлением речи. Если вы неоднократно задумываетесь, как сделать голос красивее, то знайте, что это более чем реально. Если с ним поработать, то можно добиться благозвучных обертонов, легкого и правильного интонирования. Следует помнить, что голос тесным образом связан с вашей личностью и неповторимой индивидуальностью. Поэтому, возможно, вам в некоторой степени придется изменить себя. Приятный голос необходимо иметь не только для того, чтобы петь. Во время собеседования, переговоров или презентаций он также играет главную роль.
Существует ряд упражнений, которые помогут вам достичь желаемого результата.
1. Постановка дыхания.
2. Работа над артикуляцией.
Говорить отчетливо и ясно для окружающих требуется повсюду. Как на важных переговорах, так и в любой другой ситуации. Такие упражнения рекомендуется выполнять глядя на себя в зеркало, так как это помогает следить за мышцами лица.
О великолепном и сильном вокале мечтают исполнители-новички. Безусловно, многое зависит от природных данных. Однако для достижения поставленной цели нужно регулярно заниматься с профессиональными педагогами, вести здоровый образ жизни, постоянно уделять время определенным тренировкам. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, они становятся примером для подражания.
Каждый голос имеет свой тембр. Он может быть приятным и завораживать своим звучанием, а может раздражать и "резать" слух. На его красоту немало воздействуют внешние факторы. Это и осанка, и скорость речи, и степень "выспанности". Для того чтобы иметь самый красивый голос, нужно придерживаться ряда правил. Следить за здоровьем своего организма, не курить и правильно питаться. Также следует выполнять определенные упражнения для голоса, которые помогут достичь желаемого результата. Существуют такие голоса, которые восхищают своей силой и звучанием, именно они становятся примером для подражания.
Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.
Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.
Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.
Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.
Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.
Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.
Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.
Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!
Отрабатываем дыхание:
По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.
Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.
Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.
Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.
Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.
Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.
Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.
Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.
Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.