Главная » 3 Как собирать » Командование каспийской флотилии 1945 1990. История вмф ссср

Командование каспийской флотилии 1945 1990. История вмф ссср

Каспийская флотилия - одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман - сторожевой ракетный корабль «Татарстан» (проект 11661К, тип «Гепард»).

В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

— 2 сторожевых корабля проекта 11661К («Татарстан» и «Дагестан»),
— 3 малых ракетных корабля проекта 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»),
— 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 12411 (МАК-160),
— 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
— 5 артиллерийских катеров,
— 2 базовых тральщика,
— 5 рейдовых тральщиков,
— 6 десантных катеров,
— малое гидрографическое судно «Анатолий Гужвин»,
— спасательно-буксирное судно СБ-45 и др.

Сторожевой корабль «Татарстан» во время военных учений «Кавказ-2012» в Каспийском море

В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

17 августа в состав флотилии принят новый спасательный буксир СБ-738 проекта 22870. До конца 2016 г. должны поступить два рейдовых буксира: РБ-410 строится по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода «Звездочка», строительство РБ-937 (проект 90600) завершается на стапелях завода «Пелла» в Санкт-Петербурге.

Ожидается, что в 2017 г. флотилию пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», а до 2020 г. ее состав пополнится еще 6 боевыми кораблями и катерами и будет почти на 90% состоять из новых образцов военной техники.

Учебно-боевые задачи флотилии

В 2016 г. Минобороны РФ публикует только общую статистику по выполнению учебно-боевых задач для Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии.

С января по октябрь корабли ЧФ и флотилии прошли свыше 400 тыс. морских миль (более 750 тыс. км). Наплаванность (проведенное в море время) составила свыше 4,6 тыс. суток, что почти на 40% превысило показатель предыдущего года.

Выполнено более 600 боевых упражнений, в т. ч. свыше 40 ракетных стрельб, более 250 минно-тральных боевых упражнений, около 290 глубинных бомбометаний. В августе экипаж малого ракетного корабля «Углич» победил в конкурсе «Кубок моря — 2016», проходившем в рамках «Армейских международных игр - 2016».

В сентябре корабли флотилии провели артиллерийские стрельбы в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».

В октябре ракетный корабль «Татарстан» и малый ракетный корабль «Град Свияжск» совершили 20-дневный сбор-поход, за время которого они прошли около 2 тыс. морских миль (3,6 тыс. км), посетили порты Актау (Казахстан) и Бендер-Энзели (Иран).

Из истории флотилии

Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.

Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.

В 1867 г. главной базой флотилии стал порт Баку (ныне столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 г. флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена Георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

После Октябрьской революции, в апреле 1918 г., был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931 г. реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. моряки сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами и т. д. За заслуги в разгроме нацистских захватчиков сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

27 апреля 1945 г. за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В 1950–1980-х гг. флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства, 16 апреля 1992 г. произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.

В ночь с 6 на 7 октября 2015 г. корабли флотилии из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр НК» по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии.

Сторожевой корабль «Дагестан» в пункте базирования Каспийской флотилии

Артиллерийский корабль класса «река - море» «Астрахань» спущен на воду на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»

Малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич»

Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» корабля «Дагестан» по береговой цели

Головной корабль серии «Буян-М» «Град Свияжск»

Торпедный катер отрабатывает тактические элементы в дельте Волги

КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море; фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года.

1) Фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море и в дель-те реки Вол-га.

Соз-да-нию фло-ти-лии пред-ше-ст-во-ва-ла дли-тель-ная борь-ба за ов-ла-де-ние Кас-пий-ским по-бе-режь-ем, окон-ча-тель-но за-вер-шив-шая-ся в 1556 году, по-сле при-сое-ди-не-ния Ас-т-ра-хан-ско-го хан-ст-ва к Русскому государству. Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния по-сто-ян-но-го фор-ми-ро-ва-ния сил во-енного фло-та на Кас-пий-ском море бы-ла пред-при-ня-та в 1669 году, ко-гда по-стро-ен-ные по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча ко-рабль «Орёл», ях-та, бот и 2 шня-вы при-бы-ли в Ас-т-ра-хань. Од-на-ко в 1670 году они бы-ли за-хва-че-ны от-ря-да-ми С.Т. Ра-зи-на. По окон-ча-нии Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов зи-мой 1721/22 года, в го-ро-дах Ниж-ний Нов-го-род, Тверь, Уг-лич, Яро-славль ве-лась по-строй-ка су-дов для Каспийской военной флотилии. В ию-ле 1722 года фло-ти-лия (274 суд-на) с де-сан-том вы-шла в Пер-сид-ский по-ход 1722-1723 годов, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го ста-ло за-вое-ва-ние го-ро-дов Дер-бент, Ба-ку с при-ле-гаю-щи-ми к ним об-лас-тя-ми. По-сле смер-ти Пет-ра I российские за-вое-ва-ния на Кас-пии бы-ли ут-ра-че-ны. В Ас-т-ра-ха-ни бы-ли ос-тав-ле-ны ог-ра-ниченные си-лы, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ли безо-пас-ность ком-мерческого су-до-ход-ст-ва на Кас-пий-ском мо-ре. Воз-ро-ж-де-ние Каспийской военной флотилии про-изош-ло в 1781 году, ко-гда по пред-пи-са-нию императрийцы Ека-те-ри-ны II в Ас-т-ра-хань при-был от-ряд во-енных ко-раб-лей. В конце XVIII - начале XIX веков фло-ти-лия при-ни-ма-ла ак-тив-ное уча-стие в вой-нах и по-хо-дах российских войск в при-кас-пий-ском ре-гио-не, вы-са-жи-ва-ла морские де-сан-ты, ог-нём ко-ра-бель-ной ар-тил-ле-рии ока-зы-ва-ла со-дей-ст-вие вой-скам в ов-ла-де-нии при-мор-ски-ми кре-по-стя-ми. В 1796 году дей-ст-вия ко-раб-лей Каспийской военной флотилии спо-соб-ст-во-ва-ли ов-ла-де-нию российской ар-ми-ей го-ро-да-ми Дер-бент и Ба-ку. По-сле русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов (смотрите Рус-ско-пер-сид-ские вой-ны) Российская им-пе-рия при-об-ре-ла мо-но-поль-ное пра-во на со-дер-жа-ние в Кас-пий-ском море во-енного фло-та. С 1867 года главной ба-зой Каспийского военного флота стал Ба-ку. По ме-ре ста-би-ли-за-ции об-ста-нов-ки в ре-гио-не со-став фло-ти-лии по-сте-пен-но со-кра-щал-ся, и к началу XX века она со-стоя-ла из 2 ка-но-нер-ских ло-док и не-сколь-ких воо-руженных па-ро-хо-дов. В но-ябре 1917 года лич-ный со-став Каспийской военной флотилии пе-ре-шёл на сто-ро-ну советской вла-сти, уча-ст-во-вал в бое-вых дей-ст-ви-ях про-тив турецких войск и от-ря-дов му-са-ва-ти-стов (азербайджанских на-цио-на-ли-стов), в бо-ях по ов-ла-де-нию го-ро-да-ми Пет-ровск-Порт (ны-не Ма-хач-ка-ла), Лен-ко-рань и Дер-бент. В ию-ле 1918 года часть ко-раб-лей Каспийской военной флотилии уш-ла в Ас-т-ра-хань, ос-таль-ные ос-та-лись в Ба-ку и бы-ли вклю-че-ны в со-став фло-та Азербайджанской Де-мо-кра-тической Рес-пуб-ли-ки. Для со-дей-ст-вия вой-скам РККА в апреле - ию-не 1918 года в Ас-т-ра-ха-ни сфор-ми-ро-ван Во-енный флот Ас-т-ра-хан-ско-го края, уси-лен-ный дос-тав-лен-ны-ми с Бал-ти-ки ми-но-нос-ца-ми и подводными лодками, ко-то-рый в ок-тябре был пе-ре-име-но-ван в Ас-т-ра-хан-ско-Кас-пий-скую во-енную фло-ти-лию. В ию-ле 1919 года, по-сле объ-еди-не-ния с Волж-ской во-ен-ной фло-ти-ли-ей, она по-лу-чи-ла название Волж-ско-Кас-пий-ской во-енная фло-ти-лии. В апреле 1919 года с по-мо-щью анг-ли-чан бы-ла соз-да-на Кас-пий-ская фло-ти-лия ВСЮР (смотрите Бе-лый флот), главная ба-за - в городе Пет-ровск-Порт. На-сту-п-ле-ние войск РККА на Северном Кав-ка-зе в апреле 1920 года вы-ну-ди-ло ко-раб-ли Кас-пий-ской фло-ти-лии ВСЮР пе-рей-ти в Ба-ку, а за-тем уй-ти в иранский порт Эн-зе-ли, ко-то-рый на-хо-дил-ся под кон-тро-лем английских войск. В мае 1920 года на ба-зе Волж-ско-Кас-пий-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-рован Кас-пий-ский во-енный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на, си-лы ко-то-рых уча-ст-во-ва-ли в Эн-зе-лий-ской опе-ра-ции 1920 года, в ре-зуль-та-те ко-то-рой ко-раб-ли и во-енное иму-ще-ст-во Каспийской военной флотилии бы-ли воз-вра-ще-ны РСФСР и Советскому Азер-бай-джа-ну. В ию-ле 1920 года Кас-пий-ский военный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на пре-об-ра-зо-ва-ны в Морские си-лы Кас-пий-ско-го мо-ря.

2) Фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года из Морских сил Кас-пий-ско-го мо-ря.

К ию-ню 1941 года в её со-ста-ве на-хо-ди-лись 5 ка-но-нер-ских ло-док, 4 ка-те-ра, отдельная бе-ре-го-вая артиллерийская ба-та-рея, 12 са-мо-лё-тов, ра-дио-ро-та Войск на-блю-де-ния, опо-ве-ще-ния и свя-зи и ряд бе-ре-го-вых час-тей. С на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны Каспийская военная флотилия обес-пе-чи-ва-ла эко-но-мические и во-ин-ские морские пе-ре-воз-ки. В августе 1941 года на её ко-раб-лях бы-ли пе-ре-бро-ше-ны в Иран советские вой-ска. В Мо-с-ков-ской бит-ве 1941-1942 годов уча-ст-во-ва-ла сфор-ми-ро-ван-ная из лич-но-го со-ста-ва фло-ти-лии 75-я отдельная морская стрелковая бри-га-да, став-шая впо-след-ст-вии 3-й гвардейской морской стрелковой бри-га-дой. В августе 1942 года Каспийская военная флотилия вклю-че-на в со-став дей-ст-вую-щих сил ВМФ. К это-му вре-ме-ни её бое-вой со-став был уве-ли-чен до 40 бое-вых ко-раб-лей и ка-те-ров, ко-то-рые со-про-во-ж-да-ли транс-пор-ты, осу-ще-ст-в-ля-ли бое-вое тра-ле-ние, вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО в зо-не сво-ей от-вет-ст-вен-но-сти и другое. Все-го за 1942-1943 годы бы-ло пе-ре-ве-зе-но 21 миллион тонн неф-те-про-дук-тов и около 3 миллионов тонн других гру-зов. К 1943 году в Каспийской военной флотилии на-счи-ты-ва-лось 175 ко-раб-лей. Осо-бен-но боль-шое зна-че-ние дея-тель-ность фло-ти-лии име-ла в пе-ри-од Ста-лин-град-ской бит-вы 1942-1943 годов и Бит-вы за Кав-каз 1942-1943 годов. За бое-вые за-слу-ги Каспийская военная флотилия в 1945 году бы-ла на-гра-ж-де-на ор-де-ном Крас-но-го Зна-ме-ни. По-сле рас-па-да СССР был про-из-ве-дён раз-дел ко-раб-лей, другой бое-вой тех-ни-ки, во-енного иму-ще-ст-ва и бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ры ме-ж-ду РФ и Азер-бай-джа-ном, а в мае 1992 года Каспийская военная флотилия бы-ла об-ра-зо-ва-на уже в со-ста-ве ВМФ РФ (главная ба-за - в городе Ас-т-ра-хань).

Ко-ман-дую-щие Каспийской военной флотилией (с 1931 года): Ф.С. Аве-рич-кин (1931-1932 годы), Г.И. Лев-чен-ко (1932-1933 годы), Г.П. Ки-ре-ев (1933 год), Д.П. Иса-ков (1933-1938 годы), А.Г. Го-лов-ко (1938-1939 годы), контр-адмирал Ф.С. Се-дель-ни-ков (1939-1944 годы), контр-адмирал Ф.В. Зо-зу-ля (1944-1946 годы), адмирал С.Г. Ку-че-ров (1946-1951 годы), контр-адмирал А.В. Кузь-мин (1951-1955 и 1956-1960 годы), контр-адмирал С.Е. Чур-син (1955 год), контр-адмирал Г.Г. Олей-ник (1955-1956 и 1960-1967 годы), контр-адмирал Г.К. Чер-но-бай (1967-1971 годы), контр-адмирал Я.М. Ку-дель-кин (1971-1973 годы), контр-адмирал Л.Д. Ряб-цев (1973-1977 годы), ви-це-адмирал Г.Г. Ка-сум-бе-ков (1977-1984 годы), контр-адмирал В.В. Тол-ка-чёв (1984-1987 годы), ви-це-адмирал В.Е. Ля-шен-ко (1987-1991 годы), контр-адмирал Б.М. Зи-мин (1991-1996 годы), ви-це-адмирал В.В. Ма-со-рин (1996-2001 годы), контр-адмирал Ю.В. Стар-цев (2002-2004 годы), контр-адмирал В.П. Крав-чук (с 2005 года).

Каспийская военная флотилия: оборона Нижней Волги и Кавказа

К началу Великой Отечественной войны Каспийская военная флотилия, созданная в июне 1920 года, располагала тремя эскадрами миноносцев, четырьмя канонерскими лодками, десятью сторожевыми кораблями, тремя плавучими зенитными батареями и несколькими вспомогательными судами. Командовал флотилией контр-адмирал Ф.С. Сидельников

Еще в предвоенные годы в Иран проникли (с согласия его правительства) более пяти тысяч немецких кадровых офицеров, чтобы совершать диверсии. По решению советского правительства в августе 1941 года на территорию Ирана на кораблях флотилии высадился десант в составе 105-го полка. Одновременно вдоль побережья вступили части 77-й горно-стрелковой дивизии, а в портах Пехлевы, Наушехер и Бендер-Шах ставятся на патрульную службу корабли флотилии. В результате предпринятых мер фашистская угроза с юга была ликвидирована. Осталась, правда, опасность со стороны Турции, которая держала у наших границ свыше 25 дивизий.

Кавказ по своему географическому положению - узел экономических путей, соединяющих Запад и Восток, Черное и Каспийское моря, а по природно-климатическим условиям - богатейшая кладовая продовольствия.

Для ведения затяжной войны Гитлеру необходима была новая база стратегического сырья. Он видел ее на юге Советского Союза и странах Ближнего Востока, с за-хватом, в первую очередь, Кавказа. Сражение за него нельзя рассматривать изолированно от Сталинградской битвы. В свою очередь, события на Кавказе весьма благотворно влияли на действия наших войск под Сталинградом.

В середине августа 1942 года начались ожесточенные бои 46-й армии Закавказского фронта на перевале Главного Кавказского хребта, который пытался взять 49-й немецкий горно-стрелковый корпус. Наши войска отстояли хребет.

Немецкое командование пыталось прорваться в Закавказье обходным маневром - через черноморское и каспийское побережья. Здесь важную роль сыграли Черноморский флот и Каспийская военная флотилия.

В тяжелых оборонительных боях войска кавказских фронтов во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской и Каспийской флотилиями, преодолев все трудности, остановили наступление противника, которому не удалось прорваться к Баку, в Закавказье и на черноморское побережье.

В связи с выходом немецких войск к предгорьям Главного Кавказского хребта и берегам реки Терек все наши железные и шоссейные дороги, связывающие Закавказье со страной, оказались перекрыты. В этих условиях морские пути Каспия превратились в главную нефтяную магистраль и важнейшую коммуникацию Закавказского фронта и всей страны.

В августе транспортными судами Каспийского торгового флота и кораблями флотилии из Астрахани в Махачкалу без потерь были перевезены 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре - из Красноводска в Махачкалу - 4-й кавалерийский корпус. Эти силы сыграли значительную роль в отражении натиска противника и в контрнаступлении Северной группы войск. Кроме того, в период обороны Кавказа транспортными судами (под прикрытием кораблями флотилии) было перевезено одиннадцать стрелковых бригад, пять стрелковых полков, свыше тысячи танков. Всего за 1942-1943 годы по Каспийскому морю перевезено 24 млн. тонн нефтяных и других грузов. Флотилия сформировала несколько батальонов морской пехоты, которые мужественно сражались под Москвой и на Северном Кавказе.

Немецкая авиация минировала астраханский рейд, враг стремился вывести из строя морской канал, перегородив его потопленными судами. За Астраханской военно-морской базой Каспийской флотилии, которая имела бригаду тральщиков и 18 тралбарж, были закреплены участки от морского рейда до села Замьяны. Минированием Волги и налетами на караваны судов в районе Астрахани занималась специально выделенная для этого фашистская воздушная эскадра. Командовал ею майор Кляс, который сам часто участвовал в воздушных операциях. Только с августа по ноябрь рейды 200 раз подвергались групповым ударам немецкой авиации. Десятки судов и барж были потоплены, но остановить доставку нефтегрузов фашисты не смогли. Корабли флотилии многократно отражали атаки немецких самолетов.

В связи с тем, что авиация противника заминировала морской канал, связывающий морской рейд с Астраханью, и постоянно бомбила караваны судов с нефтегрузами, Государственный Комитет Обороны поставил перед Каспийской флотилией задачу: срочно создать магистрально-подводный нефтепровод с выходом на север Каспия и на железную дорогу. Возглавил эту работу начальник аварийно-спасательной службы капитан II ранга Б.В. Земсков.

Эта сложнейшая работа выполнялась на разных грунтах при острой нехватке технических средств, под обстрелами на холодных ветрах и при сильных штормах. Водолазы работали во льдах, но за 6 месяцев - в декабре 1942 года, на 18 суток раньше плана - задание было выполнено. Горючее для военной техники и промышленности поступало через Каспийское море в необходимом количестве. Войска фронтов, имея грозную боевую технику и горючее, шли на Запад.

Готовясь к наступательным действиям, войска Закавказского фронта должны были провести большую перегруппировку сил, в том числе боевой техники.

В этот период основная нагрузка по снабжению войск Закавказского фронта легла на Каспийскую флотилию и Черноморский флот. На фронт шло новое пополнение, оружие, топливо, продовольствие, многочисленная и разнообразная боевая техника, в том числе новые типы самолетов и орудий, танков и средств борьбы с ними, а также реактивные установки.

Наряду с оперативными перевозками войск по Каспийскому морю наращивались темпы перевозок нефтепродуктов, крайне необходимых сражающимся армиям, изгоняющим фашистских оккупантов с нашей земли.

Каспийская коммуникация (т.е. путь, охраняемый Каспийской военной флотилией) до изгнания фашистов с Кавказа продолжала оставаться важнейшей. Именно по ней на Кавказ силами Каспийской флотилии и Каспийского пароходства были доставлены те силы, которые в значительной мере помогли очистить от врага предгорья Главного Кавказского хребта и освободить весь советский Кавказ.

27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом и стала Краснознаменной.

Геннадий КУЛАКОВ, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант в отставке

1941 - 1945

Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.

1941

К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.

" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:

Каспийская флотилия:

  • 1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
  • 2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
  • 3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
  • 4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
  • 5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.

После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта

“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею. 8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками. Седельников, Панченко “

С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.

В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.

Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.

  • В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163;
  • 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.
  • 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.

22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.

1942 - 1945

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:

"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.

11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:

  • Седельников Федор Семенович, контр-адмирал - 22.06 1941 - 10.09 1944;
  • Зозуля Федор Владимирович, контр-адмирал - 15.09 1944 - 09.05 1945.

Члены Военного совета :

  • полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. - июль 1942 г.);
  • ‎корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. - до конца войны).

НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:

  • Алексеев Игорь Иванович, капитан 1 ранга - 22.06 1941 - 29.04 1942;
  • Фокин Виталий Алексеевич , капитан 1 ранга - 29.04 1942 - 20.03 1944;
  • Чирков Николай Иванович, капитан 2 ранга - 20.03 - 20.05 1944;
  • Брахтман Григорий Иванович, капитан 1 ранга - 20.05 1944 - 09.05 1945.

    Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.

    Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
    Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
    Фото С.Кулишова.

    Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.

    Матросы КВФ.

    Бакинский порт в годы ВОВ.

    Матросы КВФ.

    Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
    Июнь, 1943 год.
    Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    На корабле КВФ.

    Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
    1943 год.
    Фото С. Кулишова.

Каспийское море почти всегда находилось в глубоком тылу от основных театров военных действий России, но во время Гражданской и Великой Отечественной войны оно оказалось в гуще боевых действий.

Деятельность Морской Авиации на Каспии берёт своё начало с 1915 г., когда в г. Баку было открыто отделение Петроградской офицерской школы Морской Авиации . В ноябре того же года оно приступило к обучению лётчиков.

23 февраля (8 марта) 1917 г. приказом по управлению Беломорско-Мурманским районом №54 от 17.02.1917 г., было объявлено «Временное положение о Воздушной бригаде особого назначения» (на правах Воздушной дивизии). На бригаду возлагалась задача обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана и других частей центрального подчинения, не входящих в состав БФ и ЧФ, а также подготовка авиационных резервов. В её состав должны были войти шесть воздушных дивизионов, по 10 самолётов каждый. Фактически, воздушные дивизионы бригады, за исключением первого, являлись школами Морской Авиации, в том числе, 5-й авиадивизион создавался на базе Бакинской школы Морской Авиации. Позднее был сформирован 6-й авиадивизион в Баку.

Но уже 17 июня 1917 г. Воздушная бригада особого назначения была расформирована. Входившие в её состав 5-й (летающих лодок) и 6-й (колёсных самолётов) авиадивизионы были вновь переименованы в Бакинскую школу Морской Авиации. Они стали основоположниками будущей Авиации Каспийской флотилии.

В апреле 1918 г. так называемый «Совнарком Закавказья», под председательством С.Г.Шаумяна, при поддержке советских войск из Дагестана и армянских партизан, захватил власть в Баку. Тогда же был создан Красный военный флот Астраханского края, переформированный 3 октября того же года в Астрахано-Каспийскую военную флотилию.

На защиту «Бакинской Коммуны» выступили пилоты Бакинской школы Морской Авиации. В ходе уличных боёв с мусульманским ополчением, её гидросамолёты бомбили городские кварталы. Вскоре ополченцы были выбиты из города и отступили к Гяндже.

23 июня из Москвы в Баку прибыл Кубанский авиадивизион, под командованием военлёта С.П.Девеля , с 13-ю новенькими «Ньюпорами». Дивизион состоял из трёх отрядов, которыми командовали лётчики Луканидин, Громов и .

25 июня самолёты собрали на переоборудованном в аэродром Бакинском ипподроме Арменикенд. Прибывшие аэропланы сразу отправили на фронт, под Кюрдамюр. Здесь они приступили к разведке и бомбардировке вражеских позиций.

27 июня командир дивизиона С.П. Девель, во время очередного боевого вылета, приземлился в расположении турецкой армии и попал в плен. Командование дивизионом принял лётчик Т.Торосов.

8 июля 1918 г., в связи с нестабильной политической обстановкой в Закавказье, Бакинская школа Морской Авиации была расформирована. Из самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 под командованием А.А.Степанова (пилоты Н.Сахаров, Г.Ервандян, Ф.Очеретян, А.Юзбашьян и другие). В состав дивизиона входило два авиационных отряда летающих лодок: первым командовал военлёт Кропотов, вторым - .

К 1 августа 1918 г. «Бакинская Коммуна» пала, но гидроавиадивизион остался в городе и продолжил боевые действия на стороне буржуазно-националистических властей против турецких войск. Летающим лодкам приходилось летать, преимущественно, над сушей, делая по 2-4 вылета. В случае отказа авиатехники, экипажи были обречены на гибель. Так, за неполный месяц боев было потеряно два самолёта с экипажами:

  • 8 августа, при бомбардировке турецких эшелонов на ст. Аляты, был сбит зенитным огнём гидросамолёт М-9, с экипажем в составе лётчика Н.С.Сахарова и авиамеханика Э.П.Тидриха. При падении аэроплана авиаторы погибли;
  • 1 сентября не вернулась из полёта летающая лодка М-5, под управлением пилота И.Тараканова, с летнабом В.Клетным. Экипаж получил задание бомбить турецкую батарею у горы Шабан-Даг, но был подбит огнём с земли. Гидросамолёт с остановившимся двигателем не дотянул до кромки берега и рухнул на крыши города. Оба лётчика погибли.

В то же время остатки Кубанского авиадивизиона попали в подчинение к командиру «партизанского отряда» полковнику Л.Ф.Бичерахову, воевавшему против турок и советских войск на территории Азербайджана и Дагестана.

В начале 1919 г. несколько лётчиков и два уцелевших к тому времени аэроплана ( и «Ньюпор-21») Кубанского авиадивизиона отряда Бичерахова вошли в состав деникинской армии и воевали уже против большевиков. Там они именовались Закаспийским отрядом Добровольческой армии. Самолёты отряда выполняли воздушную разведку на восточном побережье Каспийского моря.

После захвата турками 15 сентября 1918 г. Баку, гидроавиадивизион Красного флота прекратил своё существование. Уцелевшие самолёты перелетели в Астрахань. В Баку и его окрестностях установилась власть протурецкой, так называемой «Азербайджанской республики». Она продержалась до середины ноября 1918 г., после чего в город вновь вошли английские и белогвардейские войска . Фактически, с этого времени началось открытое вооружённое противостояние между белыми и красными на Каспии.

Осенью 1918 г. из Петрограда в Астрахань прибыло несколько подразделений Морской Авиации . Они послужили основой для сформированного весной 1919г. Каспийского гидроавиадивизиона, состоящего из двух морских и сухопутного (истребительного) авиаотрядов. Кроме них, в состав дивизиона вошли также уцелевшие самолёты и лётчики Бакинского гидроавиадивизиона, которые перелетели из Баку накануне занятия города турками, 15 сентября. В морских отрядах имелось 12 летающих лодок М-5 и М-9. Начальником дивизиона был назначен А.С.Демченко, которого в июле 1919 г. сменил С.С.Негеревич.

1-й гидроавиаотряд (начальник - В.К.Лавров) базировался в устье Волги, в с. Оранжерейном, в 60 км юго-западнее Астрахани. Он воевал над её нижним течением, а 2-й гидроавиаотряд (основу которого положили уцелевшие пилоты и самолёты Бакинской школы) вёл боевые действия над северной частью Каспия. Истребительный отряд, состоящий из 7 «Ньюпоров» различных модификаций и 2-х «Спадов», возглавлял военлёт П.П.Величковский. Этот отряд базировался на аэр. Красный Яр.

14 мая 1919г. база Астраханского отряда подверглась налёту английских самолётов «Шорт-184» из состава 221-й эскадрильи RAF. В результате, бомбами была разрушена баржа авиаотряда. К этому времени во всём гидроавиадивизионе осталось всего 5 летающих лодок М-9 и 5 истребителей «Ньюпор».

В начале августа 1919 г. на Волгу с колчаковского фронта прибыли корабли советской Волжско-Камской флотилии. Флотилия, переименованная в Волжско-Каспийскую, представляла собой внушительную силу. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион, под командованием Б.Г.Чухновского, а также баржа-авиатранспорт «Коммуна», для гидросамолётов, и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.

В Саратове авиадивизион пополнился 8-ю летающими лодками, и к моменту вступления в бой насчитывал 12 гидросамолётов (М-5, М-9 и М-20) и 3 «Ньюпора». На базе Волжского (начальник Е.И.Куртов) и Каспийского авиадивизионов (начальник А.С.Демченко) была создана Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии. В её составе имелось два гидроавиадивизиона. Один из них воевал в среднем течении Волги, а другой - на севере Каспия. Начальником бригады назначается С.Э.Столярский. Позже его сменил на этом посту военморлёт С.С.Негеревич.

В начале сентября Волжско-Каспийская флотилия, под командованием Ф.Ф.Раскольникова, начала активные боевые действия на подступах к Царицыну.

В разгоревшихся ожесточённых боях приняла участие и Морская Авиация. Так, 4 сентября лётчик Кондаков из Волжско-Каспийского авиадивизиона сбросил на город 16 мелких бомб и листовки, а 6-го и 7 сентября две летающие лодки дважды бомбили городской вокзал и прилегающие кварталы, сбросив 20 авиабомб. В последующие дни морлёты Кондаков, Волков и Якимычев многократно совершали налёты на город, причём ряд боевых вылетов был выполнен в темное время суток. Утром 15 сентября 4 гидроплана М-9 бомбили в Сарепте эшелоны и станционные здания.

17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» D.H.9 из состава 47-й эскадрильи RAF, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на Дубовку, где дислоцировался советский гидродивизион. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Не встретив противодействия, английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были уничтожены. Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. (По другим данным, самолётов на барже было всего 5, а разбито из них - 4). Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. В результате этого налёта, Волжско-Каспийский гидродивизион понёс серьёзные потери и надолго утратил свою боеспособность.

Ввиду рано начавшегося ледостава на Волге, 18 октября 1919 г. корабли Волжско-Каспийской флотилии и воздушного дивизиона ушли на зимовку в Нижний Новгород.

В то же время лётчики Каспийского авиадивизиона, которым командовал военморлёт А.С.Демченко, в ноябре 1919 г. участвовали в боевых действиях по освобождению устья Волги от белоказаков. Всего за 1918-1919 гг. лётчиками дивизиона было налётано 345 часов и сброшено 4 т бомб.

17-18 мая 1920 г., в ходе операции в иранском порту Энзели, Волжско-Каспийская флотилия захватила, кроме других трофеев, гидроавиатранспорт с 4 самолётами, которые были включены в её состав.

В связи с ликвидацией фронтов (январь-март) на Волге и Каспии, в июле 1920 г. бригада, за исключением одного гидроавиаотряда (6 самолётов), была перебазирована на Чёрное море, где, вместе с другими авиационными соединениями и частями, вошла в состав вновь образованной Воздушной дивизии Чёрного и Азовского морей.

В декабре 1918 г. гидроавиация появилась на Каспии и на стороне белых. Начальником Бакинской авиашколы и начальником отдела гидроавиации был назначен поручик Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный Бакинский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5). Таким образом, Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом.

Весной 1919 г. силы гидроавиации белых на Каспийском море пополнились за счёт союзников - англичан. Расширяя зону боевых действий против красных на всю акваторию Каспийского моря, они предприняли ряд мер по созданию авиационной группировки в этом районе, в том числе и морской авиации. С 1 по 12 марта 1919 г. в порт Петровск (ныне - Махачкала) прибыли авиазвенья 221-й и 266-й эскадрилий RAF из Батуми. Ранее эти подразделения воевали против австрийцев, немцев и болгар на Македонском фронте. 266-й эскадрильей RAF командовал капитан Дж.А.Садлер. На её вооружении состояли 10 новых поплавковых самолётов «Шорт-184». 221-я эскадрилья RAF была вооружена сухопутными самолётами D.H.9. Ими командовал полковник Боухилл. Решение о формировании на Каспии базы гидроавиации англичанами было принято ещё в сентябре 1918 г. Каспийские танкеры «Альдар Усейн» и «Орлёнок» были переоборудованы в гидроавиатранспорты. Каждый из этих кораблей мог нести по 2-3 гидросамолёта. В Петровске самолёты «Шорт-184» погрузили на корабли.

12 мая 1919 г. английская флотилия, с самолётами на борту гидроавиатранспорта, участвовала в набеге на форт Александровск. А 22 мая, от прямого попадания авиабомбы гидросамолётов затонул советский эскадренный миноносец «Москвитянин» - самый крупный боевой корабль, потопленный авиацией в Гражданскую войну .

24 мая «Алдар Усейн» вернулся в Петровск, а через три дня «Шорты» вновь появились над Александровским. Теперь они осуществляли воздушное прикрытие морского десанта. После этой операции в руках деникинских войск оказалось всё побережье Каспийского моря, за исключением дельты р. Волга.

В середине июня 1919 г. белый Бакинский гидроавиационный отряд был направлен в Гурьев. Там его возглавил штабс-капитан Егоров. Гидросамолёты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия. Они осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. С августа 1919 г. отрядом командовал Блюменфельд, сменивший погибшего Егорова.

8 августа 1919 г. авиатранспорт белых «Орлёнок» участвовал в операции по изгнанию большевиков из Ашурада на юго-востоке Каспия. В ходе её были захвачены 4 корабля и 6 барж, а также около 200 пленных.

По состоянию на 15 августа 1919г., в составе Морской Авиации белых на Каспийском море числилось 3 гидроаэроплана и 2 колёсных аэроплана.

26 августа 1919 г. англичане передали авиатранспорт «Орлёнок» русскому Добровольческому флоту.

27 августа 1919 г. весь персонал 266-й эскадрильи RAF покинул п. Петровск и эвакуировался в Иран. Авиатранспорт «Алдар Усейн», вместе с гидросамолётами, был передан белым, которые в октябре 1919 г. переименовали его в «Волгу». Всего в боевых операциях англичанами применялось лишь пять гидропланов из доставленного десятка. Из этих пяти четыре было потеряно вследствие аварий и несчастных случаев. Из оставшихся английских гидросамолётов (по разным данным, их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере, два позже попали к красным. Так, самолёт «Шорт-184» №9085 был захвачен в с. Ганюшкино в январе 1920 г. Захваченный летом того же года «Шорт-184» №9078 был передан в Астрахань, на баржу «Коммуна».

Остаток августа корабль провёл, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск.

После принятия решения британского парламента о выводе войск из России, «Орлёнок» прикрывал эвакуацию британских войск из Баку, совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.

С октября 1919 г. отряд дислоцировался в с. Ганюшкино и осуществлял поддержку действий Астраханского отряда Уральской армии и воздушную разведку акватории Каспийского моря.

В сентябре 1919 г. 1-й отряд Гидроавиации ВСЮР (8 самолётов) с Чёрного моря был послан в Каспийскую флотилию и действовал там до октября. Его начальником был лейтенант С.Я.Ярыгин. (В литературе он упоминается как Каспийский гидроавиационный отряд Вооружённых Сил Юга России).

В конце октября 1919 г. белая авиация на Каспии пополнилась самолётами «Шорт-184», переданными из английской 266-й авиаэскадрильи RAF при её эвакуации из России.

Поздней осенью 1919 г. гидроавиационный отряд Уральской армии белых продолжал активно действовать, хотя на его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта: 1 М-5, 1 М-9, 1 «Шорт-184» и 1 самолёт неизвестной модели (по другим данным, 3 гидросамолёта и 2 колесных самолёта) .

В середине ноября, из-за наступления зимних холодов, отряд прекратил боевую деятельность, а 29 ноября он в полном составе был захвачен наступающими частями Красной Армии. Так завершилась короткая и драматическая история белой Каспийской Морской Авиации.

С июня 1931 г. объединение РККВМФ на Каспии стало называться Каспийской военной флотилией. Собственных ВВС флотилия не имела (хотя в некоторых источниках используется именно эта аббревиатура), но в её составе перед войной было сформировано несколько авиационных частей и подразделений, которые подчинялись непосредственно командованию флотилии.

До ноября 1939 г. в составе флотилии был сформирован 79-й отдельный морской разведывательный авиационный отряд, базирующийся в Баку, который в мае 1940 г. был переформирован в 79-ю отдельную авиационную эскадрилью. В составе эскадрильи насчитывалось 12 , главной задачей которых было патрулирование над Каспийским морем, особенно в районе границы с Ираном.

В феврале 1940 г. в составе воздушных сил флотилии имелось отдельное авиационное звено ПВО, вооружённое .

В конце ноября 1942 г. из состава Ейского ВМАУ была выделена 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, и с 15 декабря 1942 г. она была включена в состав КаВФ, с перебазированием в Форт-Шевченко на восточном побережье Каспийского моря. Её задачей стала ПВО коммуникаций на Каспийском море и объектов флотилии. В январе 1943 г. 9-я ОИАЭ была выведена в тыл, в с. Борское, для переформирования на базе «родного» ВМАУ им. И.В.Сталина.

Кроме того, в 1940-1944 гг. в составе КаВФ был химический полигон, при котором имелось отдельное испытательное авиационное звено.

С мая 1941 г. 79-я ОАЭ стала именоваться 79-й отдельной морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильей.

По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе ВВС флотилии имелось 18 (по другим данным, 13) самолётов различных типов.

В ходе войны боевой состав авиации флотилии на короткое время значительно увеличился, когда к августу 1942 г. в неё включили 22-й отдельный морской разведывательный авиационный полк. Этот полк, вооружённый самолётами МБР-2, был сформирован в с. Али-Байрамли (Азербайджан), на базе ВМАУ морских пилотов. Однако уже в сентябре этого же года полк был перебазирован на Север, где вошёл в состав .

Авиация КаВФ непосредственного участия в боевых действиях в ходе Великой Отечественной войны не принимала, и, так же, как ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, была кузницей лётных кадров для ВВС воюющих флотов. Однако в период с августа 1942 г. по февраль 1943 г., когда существовала реальная угроза прорыва немецких войск к Каспию, её силы были включены в состав действующей армии.

На основании приказа НК ВМФ №0216 от 05.04.1943 г., 79-я ОМБРАЭ была переформирована в 79-й отдельный морской авиационный отряд. Этот отряд числился в боевом составе КаВФ до июня 1947 г. и в этом же году был расформирован.

Имеется информация о наличии в составе КаВФ в 1944-1945 гг. 19-го отдельного авиационного отряда связи. Другие данные по нему отсутствуют.

В 1948 г., в связи с реорганизацией ВВС ВМФ, авиационные части КаВФ были расформированы.

Второе пришествие авиации на Каспий произошло в 1960-е гг., хотя и в несколько специфическом виде. Тогда в г. Каспийск Дагестанской АССР была создана опытная база, на которой проходили испытания опытного экраноплана КМ (корабль-макет).

В 1970-1980-е гг. были построены серийные десантные экранопланы типа «Орлёнок» и боевой типа «Лунь». В 1979 г. из них был сформирован 236-й дивизион кораблей-экранопланов 106-й бригады десантных кораблей КаВФ.

В 1987 г. дивизион был переформирован в 11 -ю отдельную авиационную группу (экранопланов) и передан в состав ЧФ. При этом авиагруппа своего места дислокации не меняла и в процессе раздела имущества ЧФ СССР не фигурировала.

В мае 1998 г. 11-я ОАГ была переформирована в 4595-ю базу хранения экранопланов КаВФ (г. Каспийск), а сами они были поставлены на прикол и частично утилизированы.

По состоянию на начало 2000-х флотилия собственной авиации не имеет. Для решения возникающих задач по доставке в её интересах личного состава и грузов, используются транспортные самолёты 46-го ОТАП ВВС и ПВО ВМФ, а также вертолёты, выделяемые из состава ВВС ЧФ.

В разные годы ВВС Каспийской военной флотилии носили также наименования:

  • Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии
  • Каспийский воздушный дивизион


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта