Главная » 3 Как собирать » Термин воображение. Воображение

Термин воображение. Воображение

Мы часто слышим о логическом мышлении, смеемся над шутками про «женскую логику» и даже считаем, что это врожденное качество человека, просто у одних оно развито сильнее, а у других слабее.

На самом деле это не так. Человек не рождается с логикой в багаже, а развивает ее в течение жизни. Многие стараются не задумываться о последствиях своих действий, и тогда нам кажется, что у этих людей с логикой проблемы. Другие же люди старательно продумывают свои шаги, и могут предсказать их результат, и тогда нам кажется, что это более логично. Так нужна или нет эта опция в человеческом мышлении?

Сопровождать наши рассуждения о логике будут великие женщины, которые доказали, что “женская логика” способна на многое.

Во-первых, с помощью логики человек с начала своего существования познавал мир. Связь между событием и его последствием, наблюдения и выводы помогали людям выжить.

Например, наблюдая, как молния попадает в деревья, воспламеняя их, человек мог сделать вывод, что это может быть опасно, что лучше во время грозы спрятаться в укрытие.



Законы логики появились в результате множества экспериментов. Разумеется, чем больше развивалось человечество, тем сложнее становились наблюдения за жизнью, тем интереснее делались выводы. Современным людям не нужно долго наблюдать за грозой, чтобы понять, что она может быть опасна, для нас это аксиома. То есть логика развивалась вместе с нами, от века к веку. Если мы будем следовать и дальше ее законам, это поможет человечеству двигаться вперед.




Во-вторых, логика необходима нам в повседневной жизни, хотя часто мы не думаем, что постоянно используем ее. Причинно-следственные связи – это логика. Человек, например, прекрасно понимает, что если не поест, то скоро почувствует довольно сильный голод. Это дети понимают быстро. Но если отвлечься от очевидных вещей, окажется, что умение понимать последствия своих поступков говорит о том, что перед нами взрослый человек.

Первоклассник, например, может не сделать домашнее задание, еще не понимая, что получит «двойку». В средней школе ученики уже прекрасно связывают свои действия и их последствия, а старшеклассники самостоятельно готовятся к экзаменам, так как знают, какие результаты будут, если этого не сделать.



Логика помогает нам во взрослой жизни заниматься делами, действовать осторожно и расчетливо в сложных обстоятельствах, выращивать детей с заботой и вниманием. Чем лучше развита наша способность быстро делать выводы и принимать соответствующее решение, тем проще мы адаптируемся и успешнее справляемся со стрессами и испытаниями.

Итак. Логика нам нужна. Но как же ее развить? С помощью тренировок, конечно.



Развиваем логическое мышление

1. Отгадываем загадки.


Отлично развивают логику. Начните с простых, хотя бы «семь одежек и все без застежек». Разгадывайте почаще, и ваши мозги настроятся на распутывание сложных данных. Не зря у любого народа в фольклоре найдутся сотни самых разных загадок. Тренировка для ума требовалась всегда!


2. Играем в логические игры.


Это огромный пласт полезнейших материалов для развития мышления. Решайте судоку, ребусы, головоломки. Играйте в шашки, нарды и шахматы, эти игры заставляют работать мозг во всю мощь. Сейчас появилось множество настольных стратегий, в которые можно играть всей семьей вечерами, а если соратников не нашлось, подберите подходящую компьютерную игру.


3. Решаем математические задачи.


Не зря школьников упорно мучают математикой. Именно решение математических задач отлично развивает логическое мышление. Возможно, вы уже забыли, как найти скорость автомобиля, движущегося из пункта А в пункт Б, самое время вспомнить! Напрягайте свой мозг математикой, это очень полезно людям в любом возрасте. Кроме задач, можно вспомнить решение теорем из геометрии, систем квадратных уравнений из алгебры, подтянуть физику или химию. Чем сложнее уровень заданий, тем активнее работает ваша голова.


4. Проходим тесты IQ.


Знаете ли вы, что IQ человека не застывает в одном виде на всю жизнь? Сегодня ваш результат один, а через полгода может быть совсем другим. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше становятся ваши показатели. Тесты IQ сами по себе составлены таким образом, что приходится напрячь мозги и подключить всю возможную логику. Так что, решая такие тесты, вы заодно сможете прокачать ваше мышление. Или найдите еще какие-нибудь тесты на логику вместо того, чтобы терять время, выясняя «Какой ты супергерой?».


5. Читаем детективы.


Знаменитый Шерлок Холмс основывал свои расследования на методе дедукции, Пуаро говорил о «серых клеточках», без которых не смог бы раскрыть дело, Коломбо спокойно вычислял преступника по ошибкам в его действиях… Детективы – один из самых популярных жанров литературы и кино, и они очень помогают развивать логику. Попробуйте не просто бездумно прочитать книгу, а сопоставить детали и самостоятельно найти убийцу. Если вы смотрите фильм, понаблюдайте за эмоциями героев, «подловите» их на вранье, подумайте о мотивах преступления. Возможно, у вас получится быстрее раскрыть дело, чем у киношного сыщика.




Тренировать логику не так сложно. Главное – понять, что это необходимо, не лениться и хотя бы 15 минут в день посвящать таким заданиям для ума. И все получится!

Если вы когда-нибудь задумывались о том, как развить свой ум, как улучшить логическое и критическое мышление, тогда эта статья для вас.

Научный публицист, стипендиат Родса и дважды писатель Джона Лерер предложил несколько неожиданных способов сохранить острый и здоровый ум. Как любой другой орган тела, его нужно тренировать.

Согласно Лереру существует 10 правил хорошего мышления, соблюдая которые, можно улучшить свой ум.

10 способов улучшить мышление

    Прислушивайтесь к своим эмоциям - не избегайте того, что они говорят вам, а слушайте и поступайте соответственно по возможности. Эти чувства вызваны фактами за пределами сознательного понимания.

    Доверяйте своим инстинктам - когда вы выработали навык, взамен потраченного времени вы получаете надёжные инстинкты, и часто инстинктам можно доверять.

    Рассматривайте альтернативы - для мозга естественно обращать внимание только на то, во что он верит, остановитесь и рассмотрите противоположный вариант.

    Знайте, что вам нравится - не дайте одурачить себя ценниками или популярностью, решите сами, что для вас хорошо, а что нет.

    Принимайте душ подолгу - исследования показывают, что решения всегда приходят в тот момент, когда вы не думаете о проблеме, вероятно потому что в отсутствие стресса ум легче настраивается на нужный лад.

    Не доверяйте своей памяти - вызов в памяти какого-либо события изменяет структуру воспоминания об этом событии, поэтому чем больше вы думаете о нём, тем менее точны ваши воспоминания.

    Не переутомляйтесь - префронтальная кора, отвечающая за силу воли и мышление, согласно исследованиям быстро истощается. Можно делать множество вещей, но не все одновременно. Многозадачность неэффективна.

    Учитесь на ошибках - успешные люди обращают внимание на свои промахи, а также постоянно ищут, что можно улучшить could improve upon - это очень важно для обучения.

    Мечтайте - это невероятно важный инструмент для творчества, который вызывает бурную активность в области называемой сетью пассивного режима работы мозга, которая отвечает за способность ума создавать новые ассоциации. Таким образом, мечты резко активизируют мозг.

  1. Думайте о том, что думаете - самоанализ может быть ключом к трезвому мышлению, наравне с умственными способностями и опытом.

Это несомненно очень своеобразный список (например, я уже писал, ), но достойный внимания.

У Лерера острый интерес к мозговой деятельности и нейробиологии мышления и принятия решений. Он представляет мозг как некий швейцарский армейский нож с множеством инструментов различного назначения. И всё, что нужно - это в подходящее время выбрать правильный инструмент.

Кроме упражнений для развития ума есть и другие способы сохранить здоровый ум.

Что ещё полезно для мозга

Приносит пользу потребление продуктов богатых антиоксидантами , таких как клюква, миндаль, фисташки, зеленолистные овощи(капуста, шпинат, брокколи и т.п.) и черника.
Также множество исследований показали, что витамин D способствует работе памяти и обработке информации. Витамин D встречается в рыбьем жире, яичном желтке, икре, молочных продуктах, сыре, сливочном масле, грибах, крапиве, петрушке. Кроме того, витамин D синтезируется в организме под воздействием ультрафиолета, когда человек достаточное время находится на солнце.

Также недавно была доказана польза умеренного потребления кафеина .

В то время как население стареет, больше внимания уделяется методам сохранения острого ума с возрастом.

Доказано, что занятия задействующие и левое и правое полушарие мозга развивают мыслительные способности. Поставьте себе цель - всего 10 минут напряжённой умственной активности в день может быть достаточно, чтобы сократить риск умственного расстройства.

, ребусы, чтение , кроссворды, шахматы и другие интересные для вас занятия будут хорошим способом сохранить остроту ума, и возможно, улучшить логическое и критическое мышление и мыслительные способности.

Основано на англоязычных материалах с сайта ezinearticles.com

Термин «Логика» возник еще в Древней Греции и означает буквально – «искусство рассуждения». Именно тогда впервые человека стали привлекать логические игры, он стал изощряться в доказательстве философских теорий на основе логических выводов. Логическое мышление не дается человеку при рождении, а развивается в качестве свойства личности. Человек – социальное существо, и наше общество создало все условия для уменьшения влияния логики на происходящие процессы. Если бы логика имела больше веса, а человечество ставило бы перед собой амбициозные цели, в мире бы прекратились все войны, уменьшилось бы количество страждущих и бедных людей. Парадокс логики заключается в том, что она многогранна, несмотря на наличие формализованных законов, практически каждый человек может для себя найти лазейки и обосновать свое поведение.

Развитие логики у взрослых – зачем оно нужно?

На страницах нашего блога или проекта BrainApps вы часто могли видеть призывы к развитию логики , но как это делать правильно и эффективно? Начать стоит с понимания того, что логика – это не только наука, но и система мышления. Если вы научитесь делать правильные умозаключения, понимать суть вещей, можно достичь значительно большего.

Логика развивалась эмпирически, что означает «опытным путем». Именно из-за этого, человек, никогда не читавший труды Аристотеля и Геродота может оперировать общепризнанными законами логики. Мы каждый день становимся свидетелями каких-либо событий, делаем свои умозаключения, узнаем мнения других людей. В результате частого повторения цикла «причина и следствие».

Есть определенные логические аксиомы, которые являются основой мышления любого развитого человека:

  • Время – это направленный, линейны и необратимый вектор. Еще с малолетства детей обучают понятиям «вчера», «сегодня» и «завтра». Исходя из понимания этих элементарных логических аксиом, формируется понятие о прошлом, будущем и настоящем.
  • Причина-следствие – это еще одна логическая аксиома, которую усваивают дети в возрасте еще до года.
  • Понятие меньшего и большего усваивается детьми в дошкольном возрасте.
  • Смежность понятий и их взаимная заменяемость. Например, человек не может одновременно и спать, и бодрствовать, быть больным и здоровым и так далее.
  • Индуктивный метод логики – это умозаключения от частного к общего, а дедуктивный – от общего к частному с обязательной оговоркой на логические законы. Пример дедукции – наступила осень – листва пожелтела и опала. Пример индукции – пожелтела и опала листва, лето прошло, следовательно – наступила осень.
  • Последовательность действий для получения определенного ожидаемого результата (другими словами алгоритм).

Только усвоив эти логические аксиомы, человек может обладать развитым логическим мышлением.

Зачем нелогичным людям логика?

Людей, которые живут только логикой, никто не любит. Это обычно равнодушные эгоисты, которые не приемлют таких эмоций и чувств, как любовь, милосердие. Холодный расчет и шахматный анализ всех ходов наперед не дает никаких гарантий, ведь в логических законах есть свои погрешности. Часто можно услышать: «Логика тут бессильна», например, когда обретает новую жизнь человек, болевший неизлечимым заболеванием, или, несмотря на страшные диагнозы, у пары появляется младенец.

Если рассуждать философски и на минутку представить себе логический мир, то, скорее всего, в нем не было бы места раковым больным, нищим и тем, кто не работает. Если человек не несет пользу обществу, его бы просто уничтожали. Именно поэтому все необходимо в меру. Логика – это не единственная опора для человека. Помимо нее есть еще эмоции и чувства, однако развитие логики никогда не помешает, особенно, если вы хотите научиться мыслить эффективно.

Как развить логику у взрослого?

Если в детстве развитию логического мышления не было уделено достаточно внимания, то в зрелом возрасте у человека могут возникнуть сложности в принятии решений, рассуждениях, а также проблемы с определением причины и следствия. Люди с развитым логическим мышлением являются более успешными в жизни, они совершают меньше ошибок, чувствуют себя более уверено.

  1. Попробуйте решить логические задачи на сравнение. На сайте можно отыскать игры на развитие внимания, упражнения типа «Сравни фигуры».
  2. Обязательно соревнуйтесь с друзьями и играйте в коллективные игры на развитие логики и внимания. Вместо привычных разговоров или прогулок, попробуйте устроить дружескую вечеринку, где будете состязаться друг с другом в интеллектуальных играх. Такое оригинальное времяпровождение подойдет как для шумной компании, так и для двоих влюбленных людей.
  3. Время от времени проверяйте свой уровень IQ , чтобы наглядно видеть результаты своих тренировок.
  4. Каждую житейскую проблему переводите в логическую задачу и пробуйте решить ее дедуктивным и индуктивным методами.
  5. В спорах с людьми старайтесь доказывать свою точку зрения логическими аргументами. Тренируйтесь в формулировке косвенных вопросов, адресованных собеседнику для подведения к умозаключениям.
  6. Перечитайте старые добрые детективы. Артур Конан Дойль, Агата Кристи – это прекрасные авторы, которым удалось обучить читателей логическим приемам в интересной форме.
  7. Игры, которые развивают логическую составляющую мышления – это шахматы, преферанс и нарды. Разнообразьте досуг этими настольными играми.

Наша команда состоит из психологов и лучших специалистов в гейм дизайне. Мы настоятельно рекомендуем развивать на регулярной основе не только логику, но и другие составляющие интеллектуальных способностей. Кстати, многие вопросы теста IQ содержат в себе именно логические задачи. Так что, если хотите быть умнее, необходимо тренироваться. Главное правило развития логики – это регулярные занятия. Наш сервис помогает провести их с пользой, а также получить наглядные результаты в личном кабинете и рекомендованную программу.

Принято разделять людей на логиков и эмоционалов. Насколько верно данное утверждение? Отчего зависит склонность к тому или иному типу мышления? Можно ли его изменить? Как развить логику? Зачем это вообще нужно? Какова роль логики в жизни человека? Сколько времени может занять развитие логики? В каком возрасте лучше начинать? Как развивать логику в домашних условиях? Что для этого нужно? Какие методики помогают в развитии логики? Рассмотрим эти вопросы по порядку.

Что такое логика.

Логика - это особенность мышления, основанная на причинно-следственном анализе и рациональном познании мира . В отличие от эмоций, логическое мышление опирается только на аргументы и доводы. Его еще называют аналитическим мышлением. За развитие данного умения отвечает левое полушарие головного мозга. В противоположность ему, правое полушарие способствует раскрытию творческого потенциала и эмоциональности.

Можно ли развить логическое мышление?

Соответственно, у людей с аналитическим складом ума лучше развито левое полушарие, а у эмоционалов – правое. Но мозг, подобно любому другому органу, можно развивать и тренировать. Например, если у кого-то сильнее накачана правая рука, это же не означает, что так будет всю жизнь. Он может больше внимания уделить тренировкам левой руки и постепенно уровнять их возможности. Подобным образом осуществляется и развитие логики. Стоит начать ее тренировку, и со временем аналитическое мышление усилится.

Развитие полушарий мозга , хоть и определяется генетически, все равно может корректироваться в процессе жизни. Безусловно, в детстве это сделать намного проще, но и взрослые люди, проявив самообладание, могут изменять тип своего мышления. Просто у них это займет намного больше времени.

Элементарный пример корректировки деятельности мозга – переучивание левшей. Дело в том, что одним из внешних проявлений активности полушарий мозга служит «рабочая» рука. Левое полушарие мозга отвечает за правую часть тела, а правое – наоборот. Считается, что правши более склонны к аналитическому мышлению, а левши к творческому. Некоторые мыслители даже видят тотальное угнетение креативности в практике переучивания левшей. Это довольно умозрительные взгляды, но суть остается неизменной – с помощью практики можно влиять на активность того или иного полушария мозга.

Как развить логику в домашних условиях?

Существует много учебных центров, предлагающих взять на себя развитие логики ребенка или взрослого человека. Но далеко не всегда их посещение возможно, в связи с дефицитом времени, транспортным сообщением либо стоимостью обучения. Поэтому возникает резонный вопрос, как развить логику в домашних условиях без помощи наставников и тренеров? Благо дело, придумано большое количество методик. Главное, чтобы они были не только полезными, но и интересными, иначе развитие логики быстро превратится в рутину. Итак, самые простые и увлекательные приемы:

  • Логические игры;
  • Головоломки;
  • Мобильные приложения.

Решив развивать логику, желательно уделять этому внимание ежедневно. В таком случае результаты появятся намного быстрее. И даже получив удовлетворительный уровень развития логики, не стоит забрасывать тренировки, ведь без практики это умение постепенно ослабнет.

Логические игры

Человечество изобрело целый набор игр, улучшающих аналитическое мышление. Соответственно, люди всегда задумывались над вопросом, как развивать логику. Все мы хорошо знаем шашки и шахматы, которые ставят соперников в равные условия. Победа в партии достигается сугубо умением логически мыслить, просчитывая ходы наперед. В отличие от карт или нард, в них нет случайного фактора, связанного с выпавшей комбинацией карт или цифр на костях. Успех кампании зависит исключительно от умения анализировать и стратегически мыслить.

Не менее интересно играть в «Рэндзю» – усложненную версию крестиков-ноликов, которая зародилась еще в Древнем Китае, но «второе дыхание» обрела в Японии. Также, заслуживают внимания такие ее вариации, как «Гомоку» и «Шашки Го». К слову, последний вариант оказался самым сложным для искусственного интеллекта. Компьютер смог обыграть человека в «Шашки Го» только в 2015 году. Для сравнения, в шахматы ИИ побеждал с конца 1990-х годов.

Хотя шашки, шахматы или Рэндзю подразумевают наличие партнера, это условие уже не так обязательно, в связи с наличием компьютерных версий этих игр, позволяющих играть самостоятельно.

Головоломки

В отличие от обычных задач, головоломки не требуют специальных знаний, а именно умения логически мыслить и анализировать. Среди всего их многообразия наиболее известными являются:

  • Механические головоломки – например Кубик Рубика, Змейка Рубика, Пятнашки;
  • Головоломки с предметами – в первую очередь со спичками или монетами;
  • Печатные головоломки – ребусы, шарады, японские кроссворды, судоку, какуро и т.д.

Поскольку изобретения Рубика и пятнашки , помогающие в развитии логики, известны с самого детства, нет смысла особо детализировать их. Головоломки с монетами или спичками в изобилии представлены в Интернете, как и большинство других игр.

Печатные головоломки часто публикуются на страницах бульварных изданий. Можно встретить такие типы головоломок:

  • Ребусы – слова зашифрованы в виде картинок и отдельных букв или чисел;
  • Шарады – слова разбиваются на отдельные слоги, которые являются самостоятельными словами;
  • Японские кроссворды – в отличие от обычного кроссворда, в них закодированы не слова, а изображения;
  • Судоку – числовые головоломки, в которых надо определить расположение цифр;
  • Какуро – еще одна разновидность числовых головоломок, в которой игрок опирается на известные суммы цифр.

Если несколько недель посвятить ознакомлению с этими головоломками, то вопрос, «как развить логику?» больше уже не возникнет.

Мобильные приложения

Смартфоны уже давно вошли в жизнь человека. Вместо того, чтобы тратить свое время на тысячи бессмысленных игр, лучше установить несколько приложений, помогающих в развитии интеллекта и логики. Многие из них предлагают обучающие программы, с ежедневными тренировками и экзаменами, позволяющими отслеживать прогресс. Эта функция особенно интересна, поскольку ее не дают ни шахматы, ни головоломки, ни любые другие привычные способы развить логику. Поскольку телефон всегда под рукой, не составит большого труда пройти дневную серию заданий в любой удобный для этого момент.

Каждая из перечисленных методик дает свою подсказку в том, как развить логику. Лучше всего их комбинировать между собой, не давая своему разуму и малейшего шанса приспособиться. Это, как в тренажерном зале. Чем более однотипные упражнения, тем быстрее мышцы к ним привыкают и перестают развиваться. Также и с развитием логики – только в случае разнообразия задач, уровень ее будет улучшаться.

Фев 24 2016

Умение решать задачи в уме и делать выводы о явлениях опосредовано позволяет логическое мышление. Человек и не задумывается, на сколько логика является ценным приобретением в ходе развития интеллекта. Что же такое логика? Логика – это наука о правильности суждений, включающая в себя правила соблюдения последовательности реальных фактов, доказательства, проверку наличия или поиск аргументов.

Логика дает способность подтверждать и доказывать свои теории, грамотно отвечать оппонентам в споре. На начальной стадии развития в школе, способность логиески мыслить приравнивается к умению решать задачи по математике. Именно с математических операций ребенок учится абстрагироваться от конкретного материала и связывать абстракции между собой. Логика, образно выражаясь, счищает с информации конкретный смысл и доводит мысль до элементарной формулы.

Что такое логика?

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний , любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития памяти и логического мышления по индивидуальной программе

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез » может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия .

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами . Такие предложения называются истинными суждениями.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления . На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная , развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня , появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игралимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста . Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры , в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта . Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике . Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта