24 стр. / 1.5 п.л
978-5-7038-5043-5
Приведены основные теоретические сведения, используемые при проведении сертификационных испытаний по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей в программном обеспечении. Рассмотрен статический анализ исходных текстов программ. Даны пояснения к использованию инструментария для автоматизации данного вида анализа программного обеспечения. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 10.05.01 Компьютерная безопасность, 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем, 10.05.07 Противодействие техническим разведкам и изучающих дисциплину «Сертификационные испытания программного обеспечения» в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Проведение сертификационных испытаний межсетевых экранов
А.В. Астрахов, В.М. Антонова, И.В. Белков,
Д.С. Колтунов, С.Е. Кондаков, Л.С. Куликов
Учебно-методическое пособие
32 стр. / 2 п.л
978-5-7038-5063-3
Представлены основные теоретические сведения и практические рекомендации для выполнения лабораторной работы № 1 по сертификационным испытаниям межсетевых экранов дисциплины «Сертификационные испытания программного обеспечения». Приведены основные характеристики такого типа средств защиты информации, как межсетевые экраны. Изложены требования безопасности обращения с ними. Указаны особенности подготовки к сертификационным испытаниям межсетевых экранов, их проведения и оформления полученных результатов. Для студентов, обучающихся по специальностям: 10.05.01 «Компьютерная безопасность», 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 10.05.07 «Противодействие техническим разведкам» в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Радиосигналы и радиоустройства в информационных системах. Часть 1. Радиосистемы и радиосигналы А.И. Куприянов
120 стр. / 9.75 п.л
978-5-7038-4968-2
Приведены начальные сведения об основах теории и техники радиотехнических устройств, радиосигналов и радиопомех. Для студентов технических вузов, изучающих дисциплину «Основы радиотехники», входящую в образовательную программу специалитета по направлению подготовки 10.00.00 «Информационная безопасность», также может представлять интерес для специалистов в области защиты информации.
Радиосигналы и радиоустройства в информационных системах. Часть 2. Основные радиотехнические процессы, устройства и системы А.И. Куприянов
Учебное пособие
122 стр. / 9.9 п.л
978-5-7038-4969-9
Приведены начальные сведения об основах теории и техники радиотехнических устройств как о материальной базе современных систем и методов и средств защиты информации. Для студентов технических вузов, изучающих методы и средства обеспечения информационной безопасности, также может представлять интерес для специалистов в области защиты информации.
Базовые средства ассемблера в языках высокого уровня А.А. Ковгар, В.П. Осипов
Учебное пособие
72 стр. / 5.85 п.л
978-5-7038-4922-4
Предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Языки программирования». Приведено описание общей последовательности функционирования программных фрагментов на языке ассемблера в приложениях языка С++. Рассмотрены принципы адресации памяти ЭВМ с архитектурой фон Неймана, структура и назначение регистров процессора, основные команды процессора. Акцентировано внимание на взаимосвязи между командами процессора и операторами языка С++ и вопросах программирования на языках высокого уровня, понимание которых достижимо только при изучении соответствующих положений ассемблера. В каждом разделе пособия приведены вопросы и задания для самоконтроля. Для студентов, обучающихся по специальности 10.05.07 «Противодействие техническим разведкам».
Динамический анализ программного обеспечения методами фаззинга и символьного исполнения В.М. Антонова, А.В. Астрахов, Д.О. Куц, М.В. Мишечкин, А.А. Новиков
24 стр. / 1.5 п.л
978-5-7038-4958-3
Представлены материалы для исследования процесса сертификации программного обеспечения. Приведены основные теоретические сведения, необходимые для проведения динамического анализа кода, а также описание процесса использования программного обеспечения, предназначенного для выполнения данного вида анализа. Для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающихся по специальностям «Компьютерная безопасность», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационная безопасность автоматизированных систем», «Противодействие техническим разведкам».
Цифровая коммутация и принципы построения сетей коммутации каналов Антонова В.М., Богомолова Н.Е.
Методические указания
32 стр. / 2 п.л
978-5-7038-4838-8
Издание содержит материалы, необходимые для изучения процессов, происходящих при коммутации каналов в информационнотелекоммуникационных системах, и выполнения соответствующего домашнего задания. Приведены наиболее важные теоретические сведения, используемые при расчете временных задержек в системах коммутации каналов. Рассмотрены задачи, позволяющие усвоить основные этапы метода коммутации каналов: поиск и бронирование ресурсов, их полное занятие на все время соединения, освобождение ресурсов, а также задачи коммутации каналов в проводных сетях доступа, на крупных транзитных и оконечных узлах.
Коммутация пакетов В.М. Антонова, Н.Е. Богомолова
Методические указания
32 стр. / 2 п.л
978-5-7038-4869-2
Издание содержит материалы, необходимые для изучения различных режимов процесса обслуживания при коммутации пакетов и выполнения соответствующего домашнего задания. Приведены наиболее важные теоретические сведения, используемые для вычисления времени передачи сообщений. Рассмотрены задачи, позволяющие усвоить основные этапы метода коммутации пакетов в датаграммном режиме, в датаграммном режиме с виртуальным вызовом и в режиме виртуального канала, а также задачи для изучения механизма «окна» в протоколах канального уровня с A-возвращениями и задачи разделения ресурсов для асинхронного режима передачи.
Кафедра ИУ8 широко известна не только в стенах МГТУ им. Баумана, но и среди IT-общества в целом. Основана кафедра 2 декабря 1997г. Спектр основных направлений подготовки специалистов довольно размашист: тут есть криптография и стеганография, организационно-правовые вопросы информационной безопасности, ассемблерное программирование новейших аппаратных платформ и многое-многое другое.
Когда это все читает абитуриент или человек далекий от технических специальностей в целом, у него складывается ощущение «Что вот эту кафедру точно заканчивают Джеймсы Бонды и Биллы Гейтсы».
Среди поступающих, да и среди большинства учащихся, на мой взгляд, бытует практически мистическое мнение о кафедре ИУ8. «Чем они занимаются? Что изучают? Кем они будут работать? А правда ли что их вербуют секретные службы?» - вот эти вопросы, слышатся каждый год на день открытых дверей около стола с табличкой «ИУ8».
Абитуриенты имеют очень скудное преставление о криптографии, программировании и об информации в целом. Но как завороженные они смотрят на название «Информационная безопасность» и их воображение рисуют удивительные картины будущего…
В своей статье я хочу развеять некоторые недопонимания:
Во-первых, никто не предупреждает поступающих, что их ждет огромное количество всевозможных разделов математики и стремительная потеря зрения, потому многие ночи придется провести за монитором.
Есть так же еще одно заблуждение: многие думают, что они будут программистами, но это не так. Если будущий студент хочет писать софт, то ему будет лучше пойти на ИУ7. А выпускники кафедры ИУ8 больше математики, чем «прогеры», потому что на программирование отводиться буквально 3-4 семестра.
Также нужно сказать пару слов о профессиональной болезни. Каждый знает, что та или иная профессия оставляет неизгладимый отпечаток на человеке. В данном случае некоторых будущих information security ждет «легкая шизофрения» или мнительность. Как только студент во время обучения понимает, насколько легко можно получить нужную информацию (стоит только захотеть), насколько много лазеек для этого существует, когда он увидит, что его одногруппники «ради смеха» получают доступ к чужим аккаунтам соц.сетей, как минимум легкий мандраж ему обеспечен.
Хотелось бы еще заметить, что для того чтобы стать в будущем криптографом, нужно быть гением и гуру в математике. Просто отличное знание материала никак вас не спасет, для криптографии нужен талант. Если вы победитель всевозможных олимпиад по математике, тогда ИУ8 - идеальное место для вас. Криптография очень дорогая вещь, поэтому основными заказчиками в этой сфере являются государственные структуры и банки. Несложно догадаться, что и вознаграждения с такими заказчиками соответствующее. Но становясь сотрудником гос. службы, вполне логично, что поболтать с друзьями в баре о вашей работе вы не сможете, да и загорать летом будете в Сочи. Поэтому более «свободолюбивые» выпускники, редко соблазняются работать на государство.
Но для того, чтобы не сильно сгущать краски, хочу сказать, что я знаю очень много людей, которые не были богами математики в школе, но спокойно учатся на ИУ8. Во-первых, потому что у многих любовь и способность к этому не легкому предмету появилась во время обучения. Во-вторых, как я уже говорила в начале своей статьи, уж очень большое количество направлений у этой профессии. Программа на кафедре направлена на то, чтобы хоть немножко затронуть каждую из них. Поэтому каждый трудящийся выпускник найдет свою более интересующую его нишу.
Если вы все-таки готовы мириться с этими неудобствами и не боитесь решать нестандартные задачи, вас ждет удивительная реальность. В настоящем мире, в эпоху начала кибервойн, информация становится еще более ценной, а значит, возрастает и необходимость в ее защитниках. Кафедра ИУ8 как раз и обучает этих будущих защитников.
Интервью с выпускником 2012 года МГТУ им Баумана кафедры ИУ8:
Что бы ты мог рассказать о кафедре?
Одна из самых понтовых кафедр универа:) Народ собирается уникальный, разносторонний, прокаченный. Первые четыре курса были фантастические, остальные - пустая трата времени, но уже все пошли работать к тому времени.
Была учеба легкой или сложной?
Было очень весело, куча историй. Ну, иногда было тяжело, зато сейчас выработался навык все что угодно изучить.
Много ли людей работает из вашего выпуска по профессии?
Думаю, половина потока работает по специальности, другая - на смежных направлениях. Ребята из моей компании (мы до сих пор очень плотно общаемся) работают в Яндексе, Мейл.ру, банках и других известных конторах.
О чем мечтали, когда учились и чего боялись?
Мечтали ловить хакеров или самими хакерами стать. Спасибо, что я не попал ни в одну из этих категорий:)
Оправдались ли ожидания?
Самый сложный вопрос. Я думаю, итоги подведем лет в 40, а пока ловим кайф от жизни, работаем и развиваемся!
Предлагаю вашему вниманию заметку про кафедру «Компьютерные системы и сети» (ИУ6) МГТУ им. Баумана, которую я закончил три года назад. Прокомментировал основные предметы и учебный процесс в целом. Рассказал то, о чем не говорят в приемной комиссии. Бесспорно, что в Бауманке есть очень сильные преподаватели, идущие в ногу со временем, на лекциях которых по-настоящему интересно. Но, к сожалению, для кафедры ИУ6 это редкость…
Учился до введения ЕГЭ и бакалавров, поэтому про текущую ситуацию точно сказать не могу, однако:
Плюсы ВУЗА
1. Имя. Бауманка, епт. Когда говорил всем где я учусь/ что закончил - рты у всех открывались. Только один мой знакомый парень оказался круче - он учился на пилота))
2. База на технических факультетах (за редкими исключениями, о чем ниже). Многие преподаватели дают хорошие знания. По крайней мере качественное мышление могут сформировать.
3. ИУ7 довольно прибыльная специальность. Но я был не на ИУ7)((
Минусов для меня оказалось куда больше:
1. Слишком большая нагрузка. Жил в области - ездил на учебу по 2,5 часа от двери до двери. Итого 5 часов уходило на дорогу. Учиться я хотел, поэтому разбирался и делал все сам. Задавали столько, что спал по 3 часа в день. И так первые 3 курса. На 4 нервы не выдержали и я послал все нахер - оказывается это физиологически обусловлено. Итог - трояки по курсовым в дипломе. Блин там даже по учебному плану посчитать часы - получается что у вас в день вообще не будет свободного времени. И это в ваши лучшие молодые годы. Бред собачий. Мож москвичам и проще, но я не москвич, и сказать по этому поводу ничего не могу.
2. Дибильное расписание. Главных здания всего 2, факультетов дофига, преподов, видимо, мало, поэтому расписание занятий дичайшее. Обеденного перерыва нет - здравствуй гастрит (повезет, если препод отпустит с пары). Занятия могут быть поставлены в любое время без оглядки на удобство. У нас на втором курсе было просто отлично - Понедельник - до 19.00, Вторник - к 8.30, среда - до 21.30, четверг - к 8.30, Пятница - до 19.00, Суббота - к 8.30. И прикиньте, что мне 2 часа ехать в одну сторону. Приехал - спать 5 часов и ехать обратно. А еще заниматься надо! Бред. Эти люди, видимо, считают что студенты железные и за их здоровьем следить не надо. Такого тупого ритма жизни не было никогда.
3. Устаревшая материальная база и отстутствие нормальной практики. На МТ - точно. Вы закончите этот факультет и ничего уметь не будите. Потому что станков новых нет, ЧПУ нет, практики нигде нет, потому что заводов новых нет. Итог - вас научат технологиям 70-го года. Придете на работу, а вас пошлют, или устроят стажером на 10 тыщ зарплату, пока не научитесь чему-то нормальному. Стоят ваши 6 лет мозготраха потом такого же мозготраха с работой и не шибко-то и большой зарплаты? Я думаю нет.
Итог учебы:
На последнем курсе увлекся вокалом - у меня оказался оперный голос. И блин, я до сих пор не могу доучиться на академического певца. Потому что когда вышел из бауманки у меня был хронический гастрит и тонзиллит (постоянная непрекращающаяся ангина) - за это спасибо болванам, составляющим расписание и прописывающим учебный план. Пока я это лечил/разбирался в чем дело ушло много времени и денег на лечение (100 тысяч на санаторий в Эстонии, потом еще 100 тысяч в год на ЛоРа). Первые два года вообще еле пел, еле добирался до работы, еле ходил - так было плохо. Спасибо Бауманка. Физическая форма стала намного хуже - занимался волейболом до университета - как начал там учиться - сразу заметил как падает прыжок. Ну и закончилось все хроническими болезнями, как написал выше. А я виноват лишь в том, что сильно хотел учиться! Ну огонь. Дальше - нормальную работу, которую можно совместить с дальнейшей учебой, я найти так и не смог. После выпуска вам дорога на завод за 20 тысяч зарплаты 5 дней в неделю с 8 до 17.00. Учиться трудно, денег нету. Любая серьезная фирма потребует от вас английский, который там преподают посредственно, знание 3D программ, ЧПУ и т.д. Чего вы не знаете, так как не учат. Придется как-то учиться на заводе (если будет где), а время не резиновое. Работы со свободным графиком нету вообще (разве что чертежи студентам рисовать, что несерьезно). Короче - о том, чтобы обеспечить себе другое второе образование (платно, конса сейчас 400 к стоит) можете забыть - вам придется серьезно дополучать свою специальность после окончания ВУЗА не один год. Мож к 27-30 годам и станете специалистом. А это что? Правильно - фуфло это. Не спроста лучший студент нашей группы (чуть ли не легенда потока)) работает не по специальности и из группы по специальности работает всего один человек - у него папа главный конструктор на заводе.
Итог - жалею что учился в этом ВУЗЕ. Получил кучу проблем со здоровьем, достойной специальности не получил. Разве что военная кафедра от армии откосила.
|
|