Главная » Условно-съедобные грибы » Гдз русскому дидактический материал 6. Тема: «Имя числительное»

Гдз русскому дидактический материал 6. Тема: «Имя числительное»

И в жизни сей мне будет утешенье:
Мой скромный дар и счастие друзей.

А.С.Пушкин

Пушкин говорит с нами всю нашу жизнь. И постепенно входит в неё как знакомец. Вот почему важно знать, какой он был. С кем дружил, кого любил. А чего терпеть не мог.

Имя существительное

И.И. Пущин (1798-1859)

1. а) Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно назовите все имена существительные. Почему некоторые из них заключены в кавычки?

Учился А.С. лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или “Илиаду” и “Одиссею”.

Не довольствуясь тем, что ему д…вали, он часто заб…рался в к…бинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из клас…иков фр…нцузских и философов 18 века. Страсть эту ра…вили в нём … р…дители, читая ему вслух занимательные книги.

… немудрено, что 9-летнему мальчику зах…телось попробовать себя в искус…тве подр…жателя и …делаться автором. Первые его попытки были … на французском языке, хотя учили его и русской грамоте.

(Ольга Павлищева, сестра поэта)

б) Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов, пользуясь толковым словарём. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие к…меди и самому ра…ыгрывать их перед с…строю, которая в этом случае сост…вляла всю публику и пр…изн…сила свой суд. Однажды она как-то осв…стала его пьеску “Пох…титель”.

Он (не)обиделся и сам на себя нап…сал эпиграмму (по-французски).

Скажи, за что “Пох…титель”
Освистан партером?
Увы, за то, что бедняга сочинитель
Похитил его у Мольера.

2. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Подготовьте текст для письменного пересказа.

В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. До сих пор, когда произносят слово “лицей”, в воображении встают: братство, благородство, высокие помыслы, любовь к свободе.

А друзья – ах, какие были друзья!.. Спасали, верили, любили, приезжали в ссылку.

Учителям в Лицее было нелегко с ним. Такой шалун, озорник и непоседа! Но это была не энергия хулиганства. А энергия таланта. И сверстники и взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин – талант. Всегда он был счастлив в друзьях и учителях.

(Ольга Кучкина. “Пушкин”)

3. Найдите в тексте имена собственные. Выполните морфологический разбор 2-3 имён существительных мужского и женского рода.

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Это все знают. Но всё-таки стоит представить себе: признанный, крупный, приближенный к царю поэт и – толстогубый мальчик, то весёлый, то задумчивый, с выпуклыми глазами под высоким лбом, смесь русской и негритянской крови. Как Державин угадал, что из него вырастет Пушкин?

(Н.Я. Эйдельман “Пушкин и декабристы”)

4. Словарный диктант.

Стари(н, нн)ые сказки, соверше(н, нн)ое знание, обыкнове(н, нн)о, к…сается, к…снулся, искре(н, нн)ость, односторо(н, нн)ость, глубокомысле(н, нн)ый, распол…жжение, в геометрии, в поэзии, грамматика, обычай, из…снять, ничего, (не)произведёшь, душевное спокойствие, вдохновение, творческий под…ём.

<Рисунок 1>

5. Спишите, раскрывая скобки , вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Необычайной была дружба этих двух людей. “Шесть лет соед…нения” в Лице… . Затем, в 1817-1819 г.г. довольно редкие встречи в Петербург… , у общих знакомых. Наконец, единственный день, проведённый вместе, - 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском.

И всё. Больше они никогда (не)виделись. 11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен “в мрачных пропастях земли”. Но дружба (не)осл…бела:

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Назовите имена собственные и нарицательные.

Пущин и Пушкин сразу же подружились. Их комнаты оказались рядом. Александру досталась комната под № 14. Пущину-№ 13.

Два месяца, что отделяли вступительные экзамены от открытия Лицея, провели вместе, гуляя в Летнем саду и развлекаясь в доме на Мойке. Первый лицейский друг был обретён. Он оказался бесценным.

7. Прочитайте. Укажите несклоняемое существительное. Определите род, число и падеж всех имён существительных. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Учился Пущин пр…красно. Л…цейские прозвища, данные ему товарищ…ми, были Иоанн Великий, или эквивалент того же имени – Больш…й Жанно. Пушкин считал, что рус…ким языком Больш…ой Жанно вл…деет пр…восходно. Лучше всего его друг док…зал это в своих “Записках о Пушкине”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

8. Найдите в тексте имена собственные . Запишите те из них, которые показались вам особенно забавными, смешными.

Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина очень значительно. Большой Жанно не раз охлаждал горячую голову темпераментного Француза, которого в Лицее звали ведь ещё и “помесью обезьяны с тигром”. Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

9. Прочитайте. Объясните постановку запятых при обращении. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи письменно, остальные – устно. Напишите свободный диктант по этому тексту.

В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен в военную службуофицером в гвардию. Никого это не удивило. Стройный красавец, один из первых на кавалерийских занятиях, проводившихся в Лицее (здесь, между прочим, и Пушкин не отставал), Пущин обещал стать блестящим гвардейским офицером. Соученики его, правда, шутили в одной из так называемых национальных песен Лицея :

Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен…
Мы ж нули, мы нули,
Ай люли, люли, люли.

В.В. Кунин “Друзья Пушкина”

10. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите предложение, соответствующее схеме: А: “П”. Подчеркните обращения.

Но неподдельное глубокое уважение товарищей сопровождало Большого Жанно чуть ли не с детских лет. Он был для лицеистов живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. К нему невозможно было даже применить известную лицейскую прибаутку, которой чугунники охотно потчевали друг друга: “Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

Для любознательных:

К выпуску первого курса каждый лицеист получил чугунное кольцо на память. Они всю жизнь так и называли сами себя: “чугунники”.

11. а) Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены буквы:

1) в окончании,

2) в корне,

3) в приставке.

Пущин стоял чуть-чуть особняком: лицейское братство было ему близко, лицейское панибратство не всегда. Но всего ближе был ему будущий пароль дек…бристов: “ честь, польза, Россия”.

14 декабря 1825 г. на площад… Пущин принял командование теми ч…стями, командиры которых струсили и п…прятались. Вовремя п…дав нужную команд…, спас от гибели многих солдат. Он ост…вался на площад… до картечных выстрелов и п…кинул ее одним из последних. Бывший на нем плащ деда-адмирала ок…зался пр…стреленным в нескольких местах.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Письменно ответьте на вопрос: “Какие черты личности Пущина раскрываются в этом отрывке?”

12. Спишите, обозначьте условия выбора орфограмм. Определите род выделенных слов.

В 1842 году в Тобольск…, в ссылк… у Пущина р…дилась доч…Анна. Она была очень музыкальной. И Пущин нап…сал п…сьмо Матюшкину с просьб… пр…слать рояль . Ему пр…слали не рояль, а настоящее произведение иску…тва: белый, с великолепной инкрустацией . Деньги на этот рояль с…брали лицеисты по по…писк… . И гордый Пущин бе…прекословно пр…нял этот дар.

(С.В. Русина)

13. Напишите письмо одному из ваших друзей и расскажите в нём, что нового узнали вы об А.С. Пушкине и его лицейском друге И.И. Пущине. Какое обращение вы используете в начале письма? Каким обращением закончите?

14. а) Диктант. Озаглавьте текст. Подчеркните существительные и обозначьте их падеж. На какие виды орфограмм пропущены буквы? Первое предложение третьего абзаца разберите синтаксически.

Кони н…сут(?) ся среди сугробов. Вдруг крутой поворот. Сани неож…дано ост…новились у крыльца при гром… к…локольчика.

Пущин оглядывает(?)ся и вид…т на крыльц… Пушкина. Он ст…ит б…сяком, в одной рубашк…, с подн…тыми вверх руками. Друзья обнялись.

Пр…б…жала ст…руха и застала друзей в об…ятиях. Пушкин и Пущин в…шли (в)комнату, которая была возле крыльца. …кно вых…дило (во) двор, через которое он увид…л кибитку. В комнат… ц…рил поэтический бе…порядок. Кругом в…лялись листы бумаг…, обкусанные пер…я.

<Рисунок 2>

б) Узнали ли вы, кто была старуха, встретившая И. Пущина? Как её звали?

Имя прилагательное

А.А. Дельвиг (1798-1831)

<Рисунок 3>

1. Прочитайте. Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте падеж, род, число имён прилагательных. Подчеркните их как члены предложения.

“Никто на свете не был мне ближе Дельвига”, - написал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга. Антон Дельвиг носил баронский титул. Дельвиг - старший был помощником коменданта Московского Кремля. По отцу он происходил из прибалтийских немцев. Дельвиг с Пушкиным гордились тем, что родились и провели детские годы в древней столице. Однако встретиться до Лицея им не довелось.

(В.В.Кунин “Друзья Пушкина”)

2.а) Выпишите из текста имена прилагательные. Определите, к какому разряду они относятся.

В Лицее Дельвиг отличался только познаниями в российской словесности, да и те не склонен был проявлять в классе. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане: он дремал.

Тогда и родилась полулегенда – полубыль о небывалой, феноменальной, неодолимой и всепобеждающей лености барона Дельвига. Пушкин отдал дань этим общим представлениям о Дельвиге:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Обозначьте в прилагательных приставку “не”. В стихотворном тексте подчеркните обращения.

3. а) Надпишите над прилагательным сокращённо падеж, число и род. Подчеркните относительные прилагательные как члены предложения. Докажите, что они являются относительными.

Дельвиг охотно поддерживал свою репутацию безмятежного ленивца:

Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.

Он даже сочинил шутливую надпись для своей будущей могилы: “Прохожий, здесь лежит философ – человек. Он проспал целый век ”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подберите синонимы к слову безмятежный. Разберите 2-3 прилагательных письменно.

4. а) Прочитайте. Какие черты личности Дельвига раскрываются в этом отрывке?

Дельвиг не суетился, а размышлял. Он вовсе не чурался общества сверстников и пошалить был любитель. Лицеисты вспоминали, что Дельвиг был физически крепок: побороть его удавалось только лицейскому силачу Броглио. Медлительность Дельвига и впоследствии не проявлялась в тех случаях, когда нужно было вступиться за честь свою и друзей. Например, однажды он вызвал на дуэль литератора, агента 3 отделения Ф.В. Булгарина, и если бы Булгарин не струсил и не уклонился от поединка, быть бы кровавому столкновению.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Укажите разряды имён прилагательных по значению и форме.

5. Спишите. Обозначьте относительные и притяжательные прилагательные. Назовите фразеологизм в последнем предложении. Укажите условия выбора орфограммы – гласного в окончаниях прилагательных.

Пресловута… лень не помешала Дельвигу после Лицея стать душой пушкинск…го круга писателей, организатором многих литературн…х начинаний. К тому же Дельвиг сочинял стихотворн…е послания, песни, идиллии, оды. Это при том, что Дельвиг никаких наследствен…х капиталов на имел и должен бал всегда заботиться о хлебе насущном.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Над качественными именами прилагательными надпишите букву к, над относительными – букву о. Произведите на материале текста разные виды разбора.

Когда первый курс приближался к выпуску, директор Е. А. Энгельгардт попросил Дельвига (сначала- Пушкина, но он так и не собрался) написать прощальную песню, которую можно будет спеть на выпускном вечере. Дельвиг исполнил просьбу и написал гимн Лицея, который знали наизусть все, кому в разные времена довелось учиться в этом заведении:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

7. Знаешь ли ты части речи? Укажите известные вам части речи. Какие слова вызвали у вас затруднение?

Эпиграмма

Ха-ха, хи-хи, Дельвиг пишет стихи.

Полагают, что ее написал Пушкин.

Для любознательных.

Эпиграмма – короткое сатирическое произведение.

8. Прочитайте выразительно текст. Подчеркните имена прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения. Над прилагательными сокращенно надпишите, какого они разряда.

Дельвиг навестил Пушкина в Михайловском в апреле 1825 года. Эту встречу реже описывают, чем зимний приезд Пущина. Но радости было не меньше. А.С.Пушкин посвятил этому событию и своему другу трогательные строки:

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Для любознательных.

Пермесские девы – музы (от реки Пермесса, стекающей с горы Геликон).

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА

«ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1)закрепить изученный материал по темам «Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Фразеологизмы»;

2)познакомить с употреблением профессионализмов, диалектизмов, исконно русских и заимствованных, устаревших слов и неологизмов в художественных произведениях, научить находить их в текстах и предложениях;

3)развить умение работать с разными видами словарей («Словарь живого великорусского языка» В.Даля, «Словарь иностранных слов»)

4)обогатить словарный запас шестиклассников.

Лексика

Общеупотребительные слова

1.Прочитайте, выпишите общеупотребительные слова-существительные. Можно ли выделенное слово считать общеупотребительным?

Папа жалуется:

Что-то

Утомляюсь от работы…

Мама тоже:

Устаю,

На ногах едва стою…

Я беру у папы веник –

Я ведь тоже не бездельник ,

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, -

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

(О.Андреева)

2.Прочитайте. Определите тип и стиль речи текста. Являются ли выделенные слова общеупотребительными?

Благодаря миниатюризации электроники и развитию технологий прозрачных дисплеев вскоре станет возможным производство по-настоящему фантастических планшетов и смартфонов . Британский дизайнер Эндрю Солсбери предложил вместить всю электронную «начинку» коммуникатора в аппаратные клавиши, а экран сделать полностью проницаемым для света. Однако это еще не все новшества. И передняя, и задняя камеры снимают видео в 3 D , а картинка, выводящаяся на экран, тоже объемная, причем не требует просмотра специальных очков…

Коммуникатор – устройство, представляющее собой карманный компьютер со встроенными модулями беспроводной связи.

Профессионализмы

3.Разбейте слова на три тематические группы.

Живопись

С..нт..ментализм, п..нальти, форвард, эпитет, п..ртрет, б..атлон, р..продукция, п..литра, стихотворение, т..кстура, натюрморт, ба(л, лл)ада.

4.По данным толкованиям определите термины:

1)Простейшая единица строения и жизнедеятельности организма, состоящая из ядра, цитоплазмы и оболочки _____________________

2)Неразвившийся еще побег растения, зачаток цветка, листка, стебля с листьями _________________________

3)Обширное пространство суши, омываемое морями и океанами _______________

4)Род литературы, состоящий из диалогов и монологов, предназначенный для сцены __________________

5)Множество точек прямой, расположенных между двумя точками, включая сами эти точки ____________________

5.Прочитайте слова. Что в них общего. На какие группы их можно разбить?

Аллергия, рентген, верстак, бетон, астма, экскаватор, травматология, бульдозер, рецепт, миокард.

Миокард – мышечный слой сердца, составляющий главную его массу

6.Определите, люди каких профессий употребляют данные слова:

Грипп, ангина, прививка, эпидемия,

Синус, транспортир, ромб,

Пестик, тычинка, соцветие, опыление,

Фонетика, окончание, сказуемое,

Экспонат, раритет, артефакт,

Радиатор, стартёр, форсунка,

Радиатор – устройство для рассеивания тепла в воздухе.

Стартёр – электродвигатель, предназначенный для запуска мотора.

Форсунка – устройство для распыления жидкостей.

Диалектизмы

7.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите диалектные варианты слова мычит .

В языках выхо..цев из разных мест бывают отличия мало заметные с первого взгляда, такие, которые услышиш.., только прожив вместе некоторое время, другие же обр..щают на себя вн..мание с первых слов, пр..изн..сённых выхо..цем из чужой деревн.. .

К..рова мычит – так могут сказать везде среди русских. Но возле Онежского озера чаще скажут к..рова мукает а возле Белого озера – к..рова мырчит. Южнее Москвы часто говорят к..рова ревёт а севернее Москвы – к..рова рычит. В В..логодской обл..сти могут даже сказать к..рова рыкает а в Поветлужье – в`опит. В этих случаях один и тот же пр..дмет, одно и то же действие в разных местах называют по-разному.

(Л.Касаткин)

8.Выпишите все диалектные слова, объясните их значение.

1)Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, еще только с одного бока опалённую ягодку и осторожно опустил её в туесок.

2)После полувека жизни побывал я на месте нашей заимки.

3)С каждым днём толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга.

(В.Астафьев)

5)А слыхали вы, ребятки, что у нас намеднись в Варнавицах приключилось?..

(И.Тургенев)

6)С самого утра начинает будить деревенских жителей кочет.

7)Векша перепрыгивает с ветки на ветку, только и виден ее пушистый хвост.

9.Прочитайте стихотворение С.Есенина «В хате». Выпишите диалектизмы и объясните их значение.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Зачем использует их в своем стихотворении С.Есенин?

Какие еще необщеупотребительные слова вам встретились?

10.В древнерусском языке было слово бавити , что значило «задерживать, заставлять быть». В современном литературном языке оно исчезло, сохранилось лишь в диалектах. В.Даль приводит слово «бавить» с пометой южн., зап. со значением «медлить, тянуть, мешкать, откладывать, задерживать, волочить, развлекать». Запишите слова русского литературного языка, произошедших от этого глагола, и объясните их значение.

Исконно русские и заимствованные слова

11.Найдите заимствованные слова. Из какого языка они пришли?

Офицер, платок, барабан, шампиньон, ложка, календарь, бульон, баскетбол, столовая, алфавит, лингвистика, девушка, финиш.

12.Составьте слова с иноязычными корнями:

Аква (лат.) -

Декор (фр.) -

Ман (фр.) -

Вита (лат.) -

Терра (лат.) –

13.Найдите в каждой строчке лишнее слово, выпишите его. Почему оно лишнее?

1)Пиджак, город, дом

2)Берег, штраф, слово

3)Агнец, спортсмен, корова

4)Голова, молоко, злато

14.Замените иноязычное слово исконно русским:

Антракт –

Дефект –

Эгоизм –

Лингвистика –

Дискуссия –

Привилегия –

Имитация –

Идея –

Афишировать –

Карантин –

Социальный –

Фикция –

15.Прочитайте текст и объясните причины проникновения в язык заимствованных слов.

Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение. Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения).
Другая, также языковая, причина заимствования – стремление заменить длинное наименование одним словом: положение тела – поза (франц.), меткий стрелок – снайпер (англ.), движение рукой, сопровождающее или заменяющее какое-либо высказывание, – жест (франц.); насыпь для ограждения местности от затопления – дамба (голландск.).

16.Составьте небольшой текст с использованием слов банкет, вестибюль, визит, кофе, шоколад, суфле, пари, дискуссия .

Устаревшие слова

17.Выпишите из пословиц устаревшие слова. Объясните их значение. К какой группе устаревших слов они относятся?

1)Испокон века книга растит человека.

2)С книгой жить – век не тужить.

3)Хорошая одежда – украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души.

4)Не проси у богатого, проси у тороватого.

5)Всё минется, одна правда останется.

6)В пашне огрехи, а на кафтане прорехи.

7)Что людям радеешь, то и сам добудешь.

18.Найдите устаревшие слова. К какой группе устаревших слов они относятся?

1)Сощуренные глаза его быстро посматривали, - не видал ли кто эти деньги из челяди?

2)А в Москве бояре в золотых возках стали ездить.

3)На кольчуги денег не хватило, одел их в тигелеи, хотя и робел, - как бы на смотру не стали его срамить и ругать.

4)Скинув кафтан и парик, копая землю, плёл фашины, здесь же ел с солдатами.

(А.Н.Толстой)

19.Распределите устаревшие слова по группам.

Архаизмы

Брань, зодчий, барщина, ратник, лекарь, оброк, внимать, ямщик, челобитная, дщерь, выя, ополченец, казна, отрок, рында, князь.

20.Подберите и запишите соответствующие современные слова:

Чело –

Десница –

Зеницы –

Выя –

Рамена –

Ланиты –

Очи –

Шуйца –

Рыбарь –

Ресторация –

Оный –

Вирши –

Длань –

Сей –

Дабы –

Ныне –

Вотще –

Доколь –

Зело –

Зегзица –

Лепота –

Ежели –

Морфей –

Составьте предложения с этими словами.

21.Подберите современные однокоренные слова к устаревшим:

Уста, перст, очи, тщание, шелом.

22.Распределите устаревшие слова по тематическим группам:

Еда:

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат.

23.Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл и определите, являются они историзмами или архаизмами.

1)Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.

2)Заприметил его король и стал его пытать: «Что с тобой сделалось? Аль кручина какая?»

3)Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешан, на окошке стужен.

Неологизмы

24.Дайте толкование неологизмам:

Роуминг -

Спикер –

Боулинг –

Дайвинг –

Хит –

Ремейк -

Сингл –

Дилер –

Менеджер –

Маркетинг –

Ипотечный –

Импичмент –

Брифинг –

Модем –

Сайт –

Файл -

1)Красный цвет зареет издали. (С.Есенин)

3)В век сплошных скоропадских,

Роковых скоростей –

Слава стойкому братству

Пешехожих ступней!

Всеутёсно, всеурощно,

Прямиком, без дорог,

Обивающих мощно

Лишь природы – порог… (М.Цветаева)

4)Пригорок Пушкино горбил Акуловой горой… (В.Маяковский)

5)Глаза её звездились (К.Федин)

6)Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь. (С.Есенин)

7)Но странная из солнца ясь

Струилась… (В.Маяковский)

Как они образованы? Объясните их значение.

Фразеология

Фразеологизмы

1.Дайте толкование фразеологизму:

Рассеиваться как дым –

Держать язык за зубами –

Намять бока –

Как снег на голову –

Хоть глаз выколи –

Не в бровь, а в глаз –

Яблоку негде упасть –

Стреляный воробей –

Ни одной сухой нитки –

Возносить до небес –

Обводить вокруг пальца –

2.Какие фразеологизмы мы употребляем в следующих ситуациях:

1)Полная тишина –

2)Человек, на которого сваливают чужую вину –

3)Удачливый человек –

4)Состояние тревоги на душе –

5)Трудно к чему-то придраться –

6)Сам не пользуется и другим не дает –

7)В смешном положении –

8)Ничего не действует на кого-то –

9)Проливной дождь -

10)Все видно очень ясно -

3.О чем идет речь? Выпишите фразеологизмы.

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют из любопытства.

2)Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают доверчивые люди.

3)Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

4.Продолжите фразы, подчеркните фразеологизмы:

1)Глеб у доски повесил … ,

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю …

О чем же думал он вчера,

Когда … бил с утра?

2)Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3)Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …

5.Найдите фразеологизмы:

1)Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек.

Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

2)Отец не находил себе места от волнения.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

3)За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

4)Пудель продолжал стоять на задних лапках.

Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

6.Прочитайте статью об истории фразеологизмов:

БИТЬ БАКЛУШИ – бездельничать.

Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому и стала она образцом не дела, а безделья. Работа эта казалась легкой на фоне каторжного крестьянского труда.

НА СЕДЬМОМ НЕБЕ – чувствовать себя счастливым.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых якобы покоятся звезды, планеты. Седьмое небо, по его мнению, было обиталищем ангелов, раем.

Дайте подобное толкование и расскажите историю создания фразеологизмов:

Бить челом

Дело в шляпе

Как с гуся вода

В долгий ящик

Зарубить на носу

Иван родства не помнящий

Малиновый звон

Спустя рукава

Тянуть канитель

Ганнибалова клятва

Дамоклов меч

Козел отпущения

Святая простота

Сжечь корабли

Сизифов труд

Умывать руки

Ящик пандоры

Список использованной литературы :

1.Альберткова Р.И. Рабочая тетрадь «Русская словесность. От слова к словесности». – М.: «ДРОФА», 2013. – С.8-28.

2.Волина В.В. «Фразеологический словарь». – М: «АСТ-ПРЕСС», 1997. – С. 64-80.

3.Поникарова Л.А., Бабаркина О.А. «Русский язык. Лексика, фразеология, стилистика в таблицах и заданиях». – М.: «Просвещение», 2012.

4. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Скугаревская А.А. «Скорая помощь по русскому языку» - М: «Просвещение», 2014. – Ч. 1.

Списать предложения, раскрыть скобки, обозначить графически условия написания не с прилагательными. Выполнить задания под цифрами.

1.(Не)доброе слово больнее огня жжёт.

2. В (не)дружной семье добра не бывает.

3. (Не)нас…ные дни тянулись долго.

4. К полудню (не)уклюжая туча нависла над городом.

5. Осень была (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная.

6. Справа и слева поп…дались вовсе (не)большие озерки.

7. Вид у этого человека был (не)лепый.

8. Путь к источ…нику был (не)лёгкий, а трудный.

9. Настроение у меня было тогда совсем (не)весёлое.

10. Завидует (не)друг столь дивной су(д,т)ьбе.

11. Он окинул всё вокруг злым, (не)навис…ным взором.

12. (Не)подвижная вода в реке покрылась тиной.

Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки, обозначить графически условия написания не с прилагательными.

Над самой кручей ш…рокого оврага находилась (не)большая б…рёзовая роща. М…лодые д…ревья р…сли очень тесно, топор ещё не к…снулся их стройных ств…лов. (Не)густая тень ложилась от мелких листьев на мя…кую тр…ву.

Только что вставшее со…нце зат…пляло рощу (не)ярким, а тусклым светом. Везде бл…стели р…синки, кое-где внезапно заг…рались вовсе (не)мелкие капли. Всё дышало свежестью и (не)обыкновенной торжественностью раннего утра. Только слышались с дальнего поля (не)громкие голоса птиц.

От мокрой з…мли пахло крепким зап…хом. Чистый лё…кий воздух перел…вался (не)жаркими, а прохладными струями. От всего веяло славным летним утром, ничто не предвещало (не)настья.

Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, выполнить задания под цифрами.

Ягодные адреса .

З..мляника любит р…сти по л…сным опушкам, вырубкам. Пошариш.. между пнями в траве и найдёш.. . похожую на алую капельку яго…ку.

Об адресе черники 3 можно узнать у хмурых 2 елей 4 . Черника - обычная ягода сырого елового бора. Малина нуждается в самой лучшей л…сной з…мле. Она заселяет гари, заб…рает…ся 2 в овраги. 4 Адрес клюквы 3 –болото. Мох всё болото заполнил, а вот с клюквой справиться не может. Он р…стёт, и с ним подн…маются ст…бельки клюквы. З…мляника посп…вает в июне, черника и малина – в июле, брусника - в августе.

Лес уг…щает щедро. Чтобы лес не об…днел, надо брать у него одни ягоды, не вырывать с корнем кусты.

Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы, объясните графически.

Мы решили отправиться на ярмарку. Дорога шла по берегу (не)большой, но извилистой речки и была такая песча(н,нн)ая, что ехать было тяжело. Погода была тёплая, но ветре(н,нн)ая. Мы проезжали мимо старой ветря(н, нн)ой мельницы. Недалеко от фабрики жестя(н,нн)ых изделий прокладывают дли(н,нн)ую железную дорогу. Земля(н,нн)ые работы в основном уже закончились.

Мы переправились через узенькую речку и стали бродить по ярмарке. По краям большой площади разместились возы с глиня(н,нн)ыми кувшинами, кружками, деревя(н,нн)ыми ложками. В палатках продавали стекля(н,нн)ую и фаянсовую посуду. В одной палатке торговали разными товарами: ш...лковыми платками, серебря(н,нн)ыми браслетами, а также кожа(н,нн)ой обувью. Рядом шла бойкая торговля ситц...вой материей, полотня(н,нн)ыми скатертями.

Он говорил (не)правду, а ложь. Поступок моего брата был далеко (не)красивый. У ученика был (не)ряшливый вид. Этот пруд был (не)глубокий, но рыбный. Рассказ был (не)интересный. Богатства тайги (не)сметные. Судью все знали как человека (не)подкупного. У меня (не)сносный характер. Погода была (не)сырая и дождливая, а сухая и тёплая.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

Составитель

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

1.3амените заимствованные слова русскими синонимами.

Аргумент, инструкция, лозунг, комментировать, финал, конкуренция, аналогия, информация, увертюра, контролировать, резерв, эпилог, реставрация.

2.3амените устаревшие слова современными словами-синонимами.

Батюшка, лекарь, писец, обитель, башмачник, пиит, уста, ливрея, соизволить, баталия, рыбарь, чело, перст, горница, стопа.

З. Определите, к каким наукам относятся приведенные термины, и соответственно сгруппируйте их.

Валов...й сбор зерна, заводск...й двор, бомбов...й удар, бортов...й журнал, метровой ситец, цехов...й мастер, жестян...й чайник, занят...й человек.

30.Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.

Марина - самая наилучшая моя подруга. Друзья нашли более короче дорогу к дому. Киев - самый наикрасивейший город в Украине. Мы нашли более лучшее место для отдыха.

31.0т полных прилагательных образуйте, где это возможно, краткую форму, поставьте ударение.

Образные картины, умный ребенок, добрая девушка, медвежий след, сладкий виноград , жгучий мороз, теплый воздух, острый нож, краткий ответ, большой дом, яркая речь, деловое предложение.

32.Вставьте пропущенные буквы.

Перц...вый, глянц...вый, кольцевой, свинц...вый, кумач...вый, грош...вый, вещ...вой, камыш...вый, пунц...вый, холщ...вый, морж...вый, ландышевый.

33.Образуйте от данных существительных однокоренные прилагательные.

Туман, станция, нефть, чугун, солома, тополь, барабан, отечество, орел, родство, сезон, традиция, гость, курица, кухня, глина.

34.В данных словосочетаниях замените прилагательное противоположным по значению

Быстрая езда, поздняя осень, безветренная погода, здоровый ребенок, внешняя сторона, естественный смех, короткое пальто, скрытный характер.

35. Составьте словосочетания, заменив одно из существительных прилагательным.

Сок из лимона, мнение общества, здание из камня, тропа зверя, песни соловья, кольцо из серебра, шкаф для платья, банка из жести.

36.Образуйте сложные прилагательные из словосочетаний.

Ремонт вагонов, белый и розовый, строить корабль, защита полей, устойчивый от засухи, юг и восток, уборка хлопка, спасение в горах, очистка снега, строить станки, прием и сдача, оранжевый и красный.

37.Раскройте скобки.

(Средне)вековый, (северо)восточный, (садово)огородный, (зеленовато)серый, (литературно)художественный, (черно)белый, (шахматно)шашечный, (западно)украинский,

(торгово)промышленный, (изжелто)красный,

(поисково)спасательный, (зерно)очистительный.

38.Сделайте словообразовательный разбор имен прилагательных.

Пришкольный, безмятежный, доверчивый, многоопытный, безрезультатный, бледно-розовый, внеплановый, вагоноремонтный, развеселый, лесной, светло-серый, порывистый, сверхзвуковой, необычный, безголосый, железнодорожный, задиристый, малоупотребительный.

МЕСТОИМЕНИЕ

39.Запишите нужную падежную форму местоимения 3 лица ед. мн. числа с данными предлогами.

Благодаря, согласно, наперекор, подобно.

40.Впишите местоимение 3 лица в нужной падежной форме.

Старше...; смелее...; выше...; страшнее...; над... ; над всеми...; для самого...

41.Исправьте речевые ошибки.

Герасим принес Муму чашечку молока, поставил ее на кровать, но она еще не умела пить. Оля сняла туфлю с ноги и поставила ее на коврик. Ученица выписала из задачника пример и отдала его подруге. Коля вынул из ранца учебник и положил его на стол. Мать попросила дочь приготовить себе обед. Начальник нашел помощника в своем кабинете. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. Подошел к ихнему дому. Подошел к ему за советом. Нельзя забывать ихние подвиги.

42.8ставьте подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

Нам_________ было надеяться. Заблудившийся в лесу путник уже___________________

не рассчитывал. Надеялись на проводника и__________________ не беспокоились.

43.Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.

Н...кто не принес почту. Н...кому принести почту. Н...кого послать за газетой. Тренера н...кем заменить, н...кто не справится с его работой. Н...чего хвалиться, если из рук все валится. Тот не ошибается, кто н...чего не делает. Завистливый человек н...о ком хорошего слова не скажет. Н... к чему идти лесом, когда есть дорога, н... к чему идти пешком, когда есть лошадь.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

44.0бразуйте порядковые числительные от количественных.

15, 50, 200, 75, 126

45. Образуйте порядковые числительные.

53 тыс.; 135 млн.; 21 млрд.; 1375 тыс.

46.Определите, каким членом предложения являются числительные.

Десять делится на два без остатка. Семью восемь - пятьдесят шесть. В классе помещается двадцать парт. Уроки начинаются в восемь утра. Трое суток шел дождь. Три пятых книг на руках у читателей. В семье пятеро детей.

47.3апишите условия задачи, заменив цифры словами.

К 846 прибавить 94; от 448 отнять 207; с 569 сложить 11.

48.Запишите, заменив цифры словами и раскрыв скобки.3 (помидор), 16 (яблоко), 400 пар (туфли), 2 (апельсин), бО (килограмм), по 80 пар (чулки, носки).

49.В качестве первой части сложных прилагательных впишите числительную форму дву- или двух-.

Язычный словарь, ...местная каюта, ...ствольное ружье, составное предложение, ...этажный дом, ...рогое животное, ...летнее растение, ...сменная работа, ...ведерная бочка, ...актный балет.

50.Запишите прописью указанные отрезки времени, используя числительное пол-.

14ч. 30мин.;4ч.30мин.; 12 часов; б месяцев; 10ч. 30 мин.; 30 секунд; 15 дней апреля.

51.Образуйте новые словосочетания.

Цена 55 копеек, урок в 45 минут, линейка в 50 сантиметров, издание в 24 тома, население в 100 миллионов, ожидание в 1,5 часа.

52.Образуйте сложные прилагательные.

53.Просклоняйте числительные.

529, 7892, 54, 735,976,11,148, 39,1368.

Пояснительная записка

Петрачкова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

Название ресурса

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку

Вид ресурса

Дидактический материал для урока

Предмет, УМК

Русский язык, УМК Ладыженской Т.А.

Цель и задачи ресурса

Познакомить с содержанием и формами компетентностно- ориентированных заданий, побуждающих обучающихся на деятельность.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Программа, в которой создан ресурс

Помочь учителю организовать самостоятельную работу на уроке.

Источники информации

М.Сейтмухаметова «Обучать деятельности». Журнал «Директор школы» № 5, 2015 год.

МБОУ Сметанинская СШ Смоленского района Смоленской области

Материал подготовил:

учитель русского языка и литературы

Петрачкова Наталья Николаевна

Компетентностно – ориентированные задания по русскому языку

Тема: «Имя числительное»

6 класс

Задание №1

Стимул: Ученик из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки.

Задание: Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание.

Пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить, четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо

Источник информации : учебник русского языка для 6 класса под редакцией Ладыженской, стр. 52-54

Модельный ответ

ПяТЬ десят два

пЯТЬС от

Четыреста девяносто пять

Тысяча четырестА пятьдесят девЯ ть

Четыре тысячи двести десЯ ть

семЬДЕ сят

восемЬ

тристА

Задание № 2

Стимул: Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека.

Задачная формулировка : 1) Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера.

2) Заполни таблицу, выписав из текста простые количественные числительные, сложные количественные числительные, составные количественные числительные, а также все порядковые.

3) Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных - порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.

4) Запиши числительные 26 и 500 в форме родительного и творительного падежей

Источник информации : учебник русского языка для 6 класса под редакцией Ладыженской, параграфы 68- 70, отрывок из повести А. Сент- Экзюпери «Маленький принц»:

«Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. В 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500...»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта