Главная » Съедобные грибы » Какая еда делает нас умнее: список продуктов для детей и взрослых. Мамин интеллекткак рождение детей делает нас умнее

Какая еда делает нас умнее: список продуктов для детей и взрослых. Мамин интеллекткак рождение детей делает нас умнее

Многим зрелым людям кажется, что «творчество» — это инфантильное и бесполезное занятие. В то же время креативные практики полезны для всех, независимо от возраста, рода деятельности и склада ума. Существует миф о правополушарном происхождении творческих способностей, и некоторые оправдываются тем, что они к этому типу не относятся. Однако недавние исследования свидетельствуют, что творчество фактически активирует обширную сеть мозга, а не одно полушарие. В силу этого творческие занятияэффективный инструмент для развития мозга, поиска новых решений для бизнеса, бескрайний источник энергии и возможность снять стресс.

Приводим шесть книг, которые помогут сделать творчество частью вашей жизни.

Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Мы привыкли думать, что способности мозга ухудшаются с возрастом, но это не так. Мозг способен к регенерации и обучению до последних дней жизни. Каждый может стать креативнее, если будет расширять кругозор и использовать техники стимулирования мозга.

Эта книга объясняет, как работает наш мозг и сколько в нем потенциала для развития творческих способностей. Одна из самых ценных наших способностей — воображать несуществующее и генерировать новые идеи, касается ли это бизнеса, науки или бытовых решений. «Гибкий ум» объясняет, как проходят скрытые творческие процессы, а главное, как настроить их для собственной пользы.

Дэнни Грегори «Заставь его замолчать»


Каждый человек сталкивается с проблемой внутреннего критика, когда на любой творческий порыв внутри отзывается голос с опасениями и негативом. В той или иной мере от этого страдают все разумные люди. Важно не позволять этому голосу останавливать вас на пути к великим достижениям.

Автор на личном примере и десятках историй разных людей рассказывает, как работает внутренний критик, как его распознать и как с ним справиться. Грегори описывает работающие техники преодоления барьеров, мешающих реализовать себя.

Дэнни Грегори «Творческие права»


Еще одна воодушевляющая книга Грегори. Многие хотят писать, рисовать, танцевать или играть в театре, но боятся даже попробовать. Некоторые мечтают о творческой работе, но их профессия вроде как несовместима с творчеством. Эта книга дает то, что у вас уже и так есть: разрешение творить — много, ярко, успешно. Наследственность, общественное мнение и талант здесь ни при чем — нужно лишь принять решение хотя бы по чуть-чуть заниматься тем, чего по-настоящему хочется.

Стать творческим человеком и по-новому взглянуть на собственную жизнь может каждый. Неважно, что говорил ваш учитель рисования, требовательные родители или вечно недовольный начальник. Не бойтесь того, что могут сказать о ваших произведениях. Выражать свою творческую натуру не просто можно, а нужно.

Остин Клеон «Кради как художник»


Эта книга родилась из лекции, с которой знаменитый арт-деятель Остин Клеон выступил в Нью-Йоркском университете. Он дал студентам 10 советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником. Текст лекции попал в Сеть и стал распространяться с невероятной скоростью. И тогда Клеон решил выпустить целую книгу.

Главная идея проста: в мире нет ничего «оригинального», поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели. Не ограничивайте себя никакими рамками — предоставьте свободу своему творческому «я».

Это манифест цифровой эры. Конструктивный, эффектно оформленный путеводитель с иллюстрациями и упражнениями, которые помогут вам выйти на диалог с творческой стороной своей натуры.

Эль Луна «Между надо и хочу»


Многие из нас, даже будучи зрелыми людьми, продолжают задаваться вопросом: «Чем же мне заниматься в своей жизни?» Эль Луна характеризует этот вопрос как перекресток между надо и хочу. Надо — это то, что мы должны делать, как нам кажется, или что от нас ожидают другие. Хочу — то, о чем мы мечтаем в глубине души.

«Найди свой путь и следуй ему» — подзаголовок книги, написанной в поддержку вашего внутреннего голоса, робко полагающего, что вы можете дать этому миру нечто особенное. Она призвана напомнить: пусть вы и не знаете, куда приведет дорога творческих решений, но по ней прошли уже очень многие. Она разрешает забыть все, что надо делать, чтобы вспомнить, чем вы в действительности хотите заняться.

Твайла Тарп «Привычка к творчеству»


Не стоит ждать вдохновения «свыше». Все гораздо более прозаично. Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно превратить его в привычку. Для этого потребуется немного подготовки и усилий, но справиться с этим нам под силу.

«Привычка к творчеству» — практическое пособие по качественному улучшению своей жизни. Оно учит, как сделать творческим каждый свой день. В книге собраны 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе своего 35-летнего опыта.

Вместе с Твайлой вы перенесетесь на сцену к ее танцорам, окажетесь в мастерской да Винчи, в кабинете Моцарта или Достоевского, чтобы учиться у них создавать что-то стоящее. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

Мы часто недооцениваем силу и влияние на организм того, что мы едим. Кажется, что пища придумана только для того, чтобы поддерживать нормальное физическое состояние. Но на самом деле еда обладает удивительными целительными свойствами и может помочь улучшить не только физические данные, но и умственные способности. Да-да, вы не ослышались: потребляя правильную пищу, можно стать умнее.

Сегодня на западе появилась новая тенденция в питании под названием Clean Eating (дословный перевод с англ. яз. - чистое питание). Приверженцы этого направления условно делят всю еду на две группы. В первую входят продукты, которые приносят организму пользу, а во вторую - те, что дают только пустые калории . Соответственно, первые нужно есть обязательно, а вторые следует исключить из рациона.

«Чистое питание» предполагает потребление продуктов в целом, сыром и натуральном виде, без добавок и обработки, которые искажают их вкус. Этот подход также гарантирует, что питательные вещества, которые повышают мозговую активность и когнитивные функции, попадают в ваш организм и позволяют сохранять остроту ума и сосредоточенность. Мозг представляет собой сложную сеть из 100 миллиардов нервных клеток, которая требует правильного питания и благоприятной экологической обстановки для эффективного функционирования.

Существует много питательных веществ, необходимых для того, чтобы стать умнее, и в зависимости от возраста тех или иных веществ требуется больше. Итак, рассмотрим все возрастные отрезки и то, какие продукты полезно есть для ума именно в это время.

Детство и юность

К 5-6 годам мозг ребенка уже сформирован, хотя процесс развития продолжается и требует оптимального снабжения необходимыми витаминами и минералами. Исследования показывают, что школьники , в рационе которых достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 , показывают лучшие результаты в чтении. А их дефицит связан с такими состояниями, как синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), дислексия и расстройства аутистического спектра.

iconmonstr-quote-5 (1)

В подростковом возрасте мозг продолжает накапливать Омега-3 кислоты.

Помимо повышения уровня потребления Омега-3 полиненасыщенных кислот, эксперты советуют в этом возрасте спокойно употреблять насыщенные жиры и сахар , отсутствие которых может привести к нарушению нервных связей в гиппокампе (парная структура в головном мозге, которая отвечает за переход кратковременной памяти в долговременную и за способность удерживать внимание).

Что нужно есть

Рыба - лосось, скумбрия, тунец.

Растительное масло - особенно льняное и кунжутное.

Овощи - цветная капуста, брокколи, шпинат, фасоль.

Возраст от 20 до 30 лет

Развитие головного мозга продолжается примерно до 25 лет. При этом ученые предполагают, что мудрость действительно приходит с возрастом, но намного раньше, чем ожидалось. А мудрость, увы, часто достается непростым путем и сильно изнашивает системы организма. Учитывая это, витамин Е, содержащийся в орехах и авокадо , помогает снизить депрессивное состояние. В то же время фрукты и овощи поддерживают здоровье сосудов. Такой избирательный подход к питанию поможет справляться со стрессом, полноценно учиться и работать без серьезного ущерба для здоровья.

iconmonstr-quote-5 (1)

Безусловно, необходимо делать физические упражнения и вести здоровый образ жизни, чтобы поддерживать максимальную эффективность работы мозга.

Что нужно есть

Орехи - миндаль, фундук, кешью.

Ягоды - облепиха, шиповник, калина.

Сухофрукты - курага, чернослив.

Овощи - шпинат, щавель, авокадо, кукуруза, фасоль, горох.

Фрукты - гранат, яблоки, бананы, киви.

Средний возраст

Ученые и врачи отмечают, что деменция, которую в народе называют «старческим слабоумием», сегодня все чаще настигает людей в более молодом возрасте, по сравнению с тем, как это было раньше. Потеря памяти и неспособность узнавать являются настоящим бедствием, и эти симптомы могут проявиться уже в среднем возрасте. Таким образом, в этот период рекомендуется увеличить потребление Омега-3 , а также задуматься о том, какие продукты помогут поддерживать и даже улучшать память.

Что нужно есть

Зерновые - гречка, овсянка, пшено.

Орехи - кешью, кедровые, фисташки.

Бобовые - горох и фасоль.

Преклонный возраст

По мере того как человек становится старше, мозг его становится меньше, сильно теряет в весе, а еще в этом органе происходят всевозможные изменения, например, сокращается количество нейронов. В этот период крайне важно запастись витаминами A, C и E, а также селеном, чтобы уменьшить дегенеративные процессы, происходящие в головном мозге, и снижение познавательной способности . Было обнаружено, что докозагексаеновая кислота (ДГК) и эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) значительно улучшают эпизодическую память, снижение которой как раз распространено среди пожилых людей.

Что нужно есть

Рыба - сельдь, лосось, треска, печень трески.

Растительное масло - подсолнечное, кукурузное, кунжутное.

Бобовые - фасоль, чечевица.

Крупа - ячневая, рис.

Овощи - брокколи, чеснок, шпинат, щавель.

Орехи - миндаль, арахис, фундук.

Фото: Legion-Media.ru, pixabay.com

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

1. Больше читай

Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

2. Барабань по столу

А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

3. Слушай классическую музыку

Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

4. Тренируй память

У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже? ■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться. ■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

5. Выпей кофе

Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

6. Альберт Эйнштейн

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

7. Марк Порций Катон

Старший государственный деятель, писатель:
«Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

8. Играй в шахматы, шашки и покер

Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.


9. Развивай свое численное чувство

Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

10. Корми мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook. ■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации. ■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера. ■ Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку. ■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения. ■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

12. Заведи блог

Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

13. Коити Тохэй

Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо «Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

14. Решай кроссворды

Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.


15. Константин Шереметьев

Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
«Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

К ответу!

На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

Кого можно считать умным?
Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

16. Выучи иностранный язык

Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов. ■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы. ■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

17. Установи себе умное приложение

Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ! Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

18. Не теряй времени

Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

19. Гуляй

Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

20. Давай мозгу отдых

Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

21. Подстегни свой мозг

Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах. ■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

22. Играй в «Тетрис»

Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

23. Леонардо да Винчи

Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

24. Анатолий Вассерман

Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».


25. Хорошо высыпайся

Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

26. Читай новыми способами

Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что. ■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее. ■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму. ■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

27. Заведи себе необычное хобби

(идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

28. Алан Вейс

Президент Союза здравоохранения NCH:
«Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

29. Пробуй новые способы получения информации

Тебе мешают читать книги на рок-концерте? Обрати внимание на аудио­книги и аудиоподкасты. А в Интернете запишись на бесплатные курсы на knowledgestream.ru (coursera.org для англоязычных).

30. Прекрати смотреть телевизор

Созерцание мелькающих картинок, якобы призванное дать отдых натруженному за день мозгу, загружает его точно так же, как чтение или доказательство теорем. Но при этом совершенно не развивает. Вывод? Выкидывай телевизор в окно и ставь на его место горшок с шалфеем.

Долгое время считалось, что люди уже при рождении наделены определённым уровнем интеллекта, поэтому максимум, что можно сделать в жизни - это полностью реализовать свой потенциал. Современные учёные доказали, что потенциал на самом деле может быть увеличен, и от этого процесса даже возможно получение удовольствия. Теперь мы знаем, что при освоении новых навыков мозг создаёт новые нейронные связи, которые ускоряют и улучают его работу.

Ниже представлен список из семи увлечений, которые делают нас умнее, а также объяснение причин этого.

1. Игра на музыкальных инструментах

Это занятие повышает креативность, развивает аналитические, языковые, математические навыки, улучшает мелкую моторику и многое другое. Хотя всё это очень важно, некоторые люди утверждают, что игра в командные виды спорта делает то же самое. А вот чего другие виды деятельности не умеют, в отличие от игры на музыкальных инструментах, так это укреплять мозолистое тело, соединяющее полушария мозга, создавая новые соединения.

Улучшение состояния мозолистого тела влечёт за собой повышение уровня исполнительных навыков, памяти, способности решать проблемы и функционирования мозга в целом, независимо от того, сколько вам лет.

2. Чтение

Чтение приносит одинаковую пользу, независимо от того, наслаждаетесь ли вы «Игрой престолов» с «Гарри Поттером» или вникаете в свежий номер Wall Street Journal. Чтение снижает уровень стресса, что улучшает ваше самочувствие, и усиливает все три вида интеллекта - кристаллизовавшийся, подвижный и эмоциональный. Это помогает с решением проблем, объединением различных знаний для лучшего ориентирования в повседневной жизни, обнаружением закономерностей, пониманием процессов и точной их интерпретацией, а также улучшает способность реагировать на чувства других людей.

На работе это трансформируется в улучшение понимания причин разных событий и развитие управленческих навыков.

3. Регулярные занятия спортом

Тренировки «время от времени» не дают нужного эффекта. Регулярные физические упражнения гораздо эффективнее нерегулярных тяжёлых тренировок. Тренируясь регулярно, вы насыщаете клетки BDNF-протеинами, которые полезны для памяти, обучаемости, внимания, концентрации и понимания. Всё это также часто называют остротой ума.

Некоторые учёные полагают, что нахождение в сидячем положении в течение длительного времени имеет противоположный эффект и мешает мозгу работать на полную мощность.

4. Изучение новых языков

Перестаньте решать головоломки, пытаясь улучшить вашу память, и выучите какой-нибудь иностранный язык. Исследования показали, что владеющие двумя языками люди быстрее решают головоломки, чем говорящие только на одном языке. Успешное изучение новых языков делает ваш мозг способным лучше справляться с любыми психически сложными задачами. Сюда относятся и типичные исполнительные навыки, такие как планирование и решение проблем.

Кроме того, знание хотя бы двух языков положительно влияет на ваше умение контролировать своё окружение и лучше заострять своё внимание на происходящих событиях. Многим людям рекомендуют выучить испанский или французский язык для продвижения вверх по карьерной лестнице, так как их руководители говорят на этих языках. В зависимости от того, как мозг реагирует на изучение языков, может быть и другой вариант. Изучение иностранного языка может быть последним недостающим звеном, необходимым людям для подготовки мозга к работе на более высоком уровне.

5. Проверьте свою эрудированность

Много умных студентов в средней школе и колледже полностью выкладываются перед финальными экзаменами и довольно хорошо осваивают тему ко дню испытаний. Беда в том, что мы склонны быстро забывать такие вещи, так как нам очень редко требуется повторять эти знания в том же виде. Одна из причин, почему изучение нового языка делает нас умнее, заключается именно в том, что оно задействует накопительное обучение. Когда мы занимаемся улучшением своих языковых знаний, грамматика и лексика, которую мы узнаём, повторяется бесчисленное количество раз, так как мы возвращаемся к ним снова и снова.

Примените концепцию накопительного обучения в повседневной жизни и на рабочем месте, отслеживая примечательные обрывки приобретаемых знаний. Освежите в памяти ключевые моменты из последних прочитанных книг, наблюдения во время важных переговоров или заведите небольшой журнал, куда заносите всё, что привлекает ваше внимание. Начните интегрировать накопительное обучение в свою программу самосовершенствования.

6. Тренировка для мозга

Судоку, ребусы, загадки, настольные игры, видеоигры, карточные игры и другие похожие занятия повышают нейропластичность. Это понятие включает разнообразные изменения в нервных окончаниях и синапсах, что является основой способности мозга к реорганизации. При обновлении реакций нервных клеток повышается нейропластичность, что улучшает способность видеть вещи с разных точек зрения и понимать причинно-следственные связи, а также влияние поведения и эмоций. Мы быстро усваиваем новые шаблоны и повышаем свои когнитивные способности.

Учитывая, что нейропластичность связана с такими нарушениями, как шум в ушах, улучшение её состояния может помочь предотвратить определённые осложнения. Например, люди с высокой нейропластичностью менее склонны к тревожности и депрессии, к тому же быстрее обучаются и больше запоминают.

7. Медитация

В 1992 году Далай-Лама пригласил учёного Ричарда Дэвидсона для исследования мозговых волн, образующихся во время медитации чтобы выяснить, действительно ли его мозг может по команде генерировать особое излучение. Оказалось, что, когда Далай-Лама и другие монахи начали медитировать, сосредоточившись на сострадании, то и их мозговые волны продемонстрировали сигналы, характерные для глубоко сострадательного состояния души. Результаты исследований были опубликованы в «Трудах Национальной Академии наук» в 2004 году, а затем в Wall Street Journal, где привлекли повышенное внимание.

Медитация стала интересной для амбициозных людей, поскольку исследование намекает, что мы можем контролировать собственные мозговые волны и в любое время испытывать те ощущения, которые хотим испытывать. Это означает, что мы можем чувствовать себя более сильным во время переговоров, более уверенным, требуя повышения зарплаты, и более убедительным в ходе телефонного разговора.

Общая идея заключается в том, что мозг может развиваться, и вы можете делать это целенаправленно. Различные виды деятельности стимулируют разные участки мозга, так что вы можете поработать как над совершенствованием своих сильных сторон, так и над исправлением недостатков. Сфокусироваться на совершенствовании своего мозга - хорошая идея для тех, кто чувствует, что находится на пике профессиональных возможностей (или, может быть, просто перестал улучшаться), амбициозных профессионалов и, конечно, предпринимателей, которые хотят максимизировать свой потенциал.

  • Психология: личность и бизнес


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта