Главная » Условно-съедобные грибы » Вы просматриваете раздел: Оскорбление. Письменное и устное унижение чести потерпевшей стороны

Вы просматриваете раздел: Оскорбление. Письменное и устное унижение чести потерпевшей стороны

Наше общение с другими людьми не всегда происходит на высоком культурном уровне. Порой собеседники позволяют себе грубость, непристойности и тому подобные выпады в наш адрес. Во многих случаях такие действия могут быть истолкованы с точки зрения законодательных норм как оскорбительные.

Итак, давайте узнаем, какие статьи за оскорбление личности и есть в УК РФ и КоАП.

Что такое оскорбление личности?

Как понять, оскорбил человек собеседника или нет? Каждому из нас то и дело случается обижаться на чьи-то слова или поступки. Но всегда ли речь идёт именно об оскорблении?

За толкованием с точки зрения закона нужно заглянуть в КоАП. Там в статье 5.61 даётся объяснение понятия «оскорбление». Оно складывается из двух факторов: унижение чести и достоинства человека (лица) плюс неприличная форма выражения. Что касается понятия оскорбления личности, то такая формулировка сейчас отсутствует в законодательстве.

Правовое регулирование вопроса

Теперь рассмотрим законодательные нормы.

КоАП

Статью 5.61 можно условно назвать нормой для потерпевших граждан. Её положения распространяются на любого оскорблённого человека. В статье три части.

  • Первая посвящается неквалифицированному правонарушению, то есть фактически любому оскорблению.
  • Во второй речь идёт о публичном оскорблении. Это значит, что у деяния было много зрителей, слушателей или читателей. Оскорбление такого рода возможно в СМИ, в Интернете, в присутствии хотя бы нескольких человек.
  • Третья часть статьи стала для законодательства России принципиально новой нормой.

Для третьей части статьи 5.61 характерны специальные субъекты. Это люди, которые должны были не допускать публичного оскорбления, но пренебрегли этими обязанностями.

А есть ли статья за публичное оскорбление личности человека в статьях УК РФ?

УК РФ

До 2012 года в УК РФ была актуальна 130-я статья (ст.) за оскорбления человека. По своему смыслу она практически точно соответствовала действующей сейчас статье 5.61 КоАП (за исключением третьей части).

  • Но если оскорбление допущено в отношении представителя власти, речь пойдёт всё же о преступлении. Ему посвящена 319-я статья.
  • Также необходимо обратить внимание на 148-ю статью УК. В ней содержится формулировка об оскорблении чувств верующих. Однако это определение называет не само преступление, а цель определённых противозаконных действий.

Другие

Конституция РФ в 21-й статье утверждает ценность человеческого достоинства и чести. В равной степени это провозглашается Всеобщей деклараций прав человека, которая утверждена без малого семьдесят лет назад.

Виды оскорблений

Деление оскорбление на виды весьма условно. Подчас оно подчиняется не законодательным актам, а случаям из практики. Особенно это касается тех случаев оскорбления, которые подпадают под статью 5.61 КоАП.

Ориентировочно можно говорить об оскорблении:

  1. . Наказанием может стать штраф, обязательные или исправительные работы. К представителям власти относят тех служащих, кто обладает распорядительными полномочиями (причём речь в данном случае не идёт о подчинённых людях).
  2. . Это не специальная норма, а сопутствующий признак преступления. Сама статья говорит о нарушении свободы вероисповедания и совести. Другие ключевые понятия – это неуважение к обществу и публичность. Диапазон наказаний варьируется от штрафа до лишения свободы.
  3. . Печальная, но весьма распространённая практика в России. Причём речь не всегда идёт о паре «руководитель – подчинённый», здесь возможны варианты, которые рассмотрены отдельно. Само деяние наказывается по статье 5.61. Разумеется, если не может быть квалифицировано по уголовным нормам.
  4. . Дети и подростки в России часто становятся объектами оскорблений. Есть родители/педагоги для которых это традиционная методика воспитания. Если нет сопутствующих правонарушений или преступлений, то виновные должны быть наказаны по статье 5.61.
  5. . Здесь имеются в виду всевозможные форумы, чаты, электронная почта и социальные сети со всеми их подразделами. Деяние квалифицируется по КоАПу, если нет признаков преступления.

Можно говорить также об оскорблениях при беседе (личной или по телефону), путём написания записок или писем, посредством демонстрации непристойных жестов и тому подобных видах. Понять, идёт речь о правонарушении или о преступлении, можно по конкретным признакам, в первую очередь – по объекту и характеру оскорбления.

В целом каждый случай может иметь массу нюансов. Стремление привлечь обидчика к ответственности предполагает чёткую стратегию и максимально полную доказательную базу.

Как затребовать моральную компенсацию?

Обычно люди идут в суд не просто для того, чтобы признать оскорбителя виновным в административном правонарушении. Их цель – возмещение морального вреда.

Поскольку речь идёт о неимущественных правах, подобные иски имеют все шансы на успех. Однако и здесь потребуются доказательства, подтверждение физических и нравственных страданий.

Как правило, если суд признаёт ответчика виновным в нанесении оскорбления, то и моральный ущерб сомнений не вызывает. Вот только присуждаемая сумма часто оказывается поистине символической.

Юристы-практики порой советуют действовать поэтапно:

  • сначала (полиция, прокуратура);
  • дождаться привлечения оскорбителя к административной ответственности;
  • получить подтверждающие документы;
  • отсудить компенсацию морального вреда.

Как именно поступать, необходимо решать самому пострадавшему. Здесь важны конкретные обстоятельства и собственные возможности.

Социологи отмечают: пока что оскорбления признаются многими людьми не проступком, а методом общения. В этом отношении Россию опережают многие страны, где неосторожное высказывание или жест могут обойтись нарушителю весьма дорого. Люди порой расплачиваются не только деньгами, но и репутацией, и дальнейшей карьерой.

Пока трудно предсказать, как именно будет развиваться практическая ситуация. Не исключено, что со временем оскорбителей всё же станет меньше. Что послужит причиной – повышение культуры общения или боязнь ответственности – также покажет время.

Комментариев нет

С грубостью, унижающими человеческое достоинство «выбросами», по-хамски высказанными в свой адрес замечаниями сталкиваться приходилось каждому. И вопрос как реагировать на агрессию и оскорбления – тема наболевшая, не раз обсуждавшаяся, но не утратившая актуальности.

Пока общество наше не созрело для лишенных эмоционального негатива, между его членами.

Оскорбительные выпады: суть и причины явления

Регулярно упражняющиеся в приемах унижения окружающих особи к аргументированным, основанным на фактах высказываниям способны редко. Не понимая этого, мы обижаемся и отвечаем на неадекватные вспышки грубиянов не так, как следовало бы, . Хотя комплекс рекомендаций как правильно реагировать на оскорбления и ответить обидчику разработан давно – и он действенен.

Любители оскорблять других – кто они?

  1. 1. Слабые, несчастливые люди, выливающие избыток злости и неуверенность в себе на тех, кто рядом.
  2. 2. Энергетические вампиры, стремящиеся вызвать ответную эмоцию – ради подпитки чужой энергией.
  3. 3. Хамы и наглецы, плохо воспитанные и не озадачивающиеся целью этот пробел восполнить.
  4. 4. Агрессоры и врожденные забияки, которым жить без разборок и демонстрации «дурной силы» скучно.
  5. 5. Исполненные пустого тщеславия индивиды, тешащие свое «эго» унижением попавших в поле зрения.
  6. 6. Несдержанные, склонные к эмоциональным взрывам личности, не умеющие обуздать свою натуру.
  7. 7. Пьяницы, наркоманы и идиоты, утратившие способность мыслить.

Реагировать или промолчать – что лучше?

Научиться умело реагировать на хамство полезно – неважно, какова генетика и мотивация такого рода проявлений, в какой социальной среде и при каких обстоятельствах вы с подобной неприятностью столкнулись. Так как официальных способов справиться с баламутом-провокатором в наших условиях недостаточно (хотя законодательно наказание за нарушения такого рода предусмотрено), остается осилить «курс бойца» самим.

Но прежде чем определиться со стратегической линией, задумайтесь, стоит ли вообще травмировать психику из-за какой-то ерунды. Согласитесь, по каждому поводу тратить нервы и ломать голову над тем, как разумнее «разрулить» ситуацию – занятие не всегда оправданное. Нередко игнорирование тирады шута-одиночки, вряд ли готового оценить ваше остроумие и мастерство полемиста – наиболее рациональный выбор.

Характер унижения – тип критики – достойный ответ

Взаимосвязанные понятия мы недаром объединили в цепочку – от их анализа и грамотного применения зависит успех отражения атаки, которая может выглядеть и трактоваться по-разному. Успеть сообразить, не кроется ли под резко-неприятными фразами обоснованные претензии, и парировать удар своевременно – основополагающее правило объекта нападения. Если уверенности в реальной базе для нападок нет, задайте вопрос: «У вас конкретное предложение имеется?»

Из подсказок как реагировать на оскорбления на работе такой ход – наиболее выигрышный метод разобраться, с чем связана грубая форма фразы-провокатора. Адекватный автор оскорбительного словесного пучка вынужден будет обосновать резкость мнения или сменить тональность беседы. В ситуации, когда обвинение прозвучало публично, но справедливо лишь в какой-то его части, удачнее прозвучит «Да, сегодня я промедлил/опоздал/ошибся, но так не было всегда».

Если фраза-упрек абсолютно несправедлива и звучит откровенно грубо, имеет смысл применить тактику контрвопросов. Видов их несколько.

  • — Уточняющие. «О чем разговор?», «Вас что именно интересует?», «Что конкретно вы хотели сказать?». Попытка уточнить мысль загоняет инициатора в тупик. А вот ответное «А сами не догадываетесь?» или очередной выпад-обвинение оттолкнет коллег, что грубияна не порадует.
  • — Фактические. Это требование представить факты-примеры-доказательства. Формулируется примерно так: «Попрошу подтвердить», «Хотелось бы услышать примеры». Поскольку примеров дождаться не суждено, останется резюмировать: «Вам и сказать-то по делу нечего».
  • — Альтернативные. Их функция – подтолкнуть собеседника к формулировке контрпретензий либо, наоборот, признать, что предъявить вам нечего. Звучит вопрос-альтернатива так: «Может, вам не по нраву как я одеваюсь или как общаюсь с клиентами?» Это прямое попадание в цель.
  • — Опустошающие. Типичный образец: «Вас не устраивает, как я составляю планы, моя внешность, манера говорить. Что еще вам не по нраву?» Такой вопрос-вывод годится и для рекомендаций как реагировать на оскорбление начальника – если ваш босс-тиран того заслуживает.

С руководителями, конечно, нужна осторожность. Оптимальный метод борьбы с хамоватым шефом – уйти, дав понять, что разговор в таком духе вы поддерживать не станете. Либо притвориться, что унизительных слов не расслышали, переспросив: «Как-как? Повторите – отвлекся, не уловил сути». Повтор прозвучит наверняка мягче. В любом случае позволять зарвавшемуся начальнику вытирать об себя ноги нельзя.

Если не считает нужным сдерживаться дорогой вам человек, поговорите с ним начистоту. Не в момент конфликта, а в спокойной, располагающей к обмену обстановке. Умение расставлять над «и» точки крайне необходимо тем, кто отношениями дорожит и намерен их продолжать. К вопросу как реагировать на оскорбления от женщины парню стоит подойти с пониманием: и подвержен смене настроений биологически.

Большинство мужчин с этой проблемой справляется неплохо и в ликбезе не нуждается. Число же жен, над которыми , было и остается критическим. Помогая женской аудитории справиться с такой бедой, напомним: начинать разговор как реагировать на оскорбления мужа надо с анализа отношений свекра и свекрови. Отсутствие уважения к женщине-матери в семье родителей к насилию над будущей супругой.

Если вам хватит мягкости, такта, терпения «перестроить» взгляды вашей «сильной половины» на брак и истинную роль главы семьи в нем – хвала и честь вашим стараниям. Такое наблюдается, и довольно часто. В противном случае нормальной атмосферы в семье не достичь – не только вам, но и вашим потомкам. Подумайте об этом, оцените свои силы – и принимайте решение.

под оскорблениями подразумеваются действия, унижающие честь и достоинство гражданина, выраженные в неприличной форме.

Важно понимать, чем отличается оскорбление от высказанного в грубой форме порицания.

В этой статье мы рассмотрим, что считается оскорблениями, какая статься за оскорбление личности предусмотрена законодательством РФ и как привлечь обидчика к ответственности.

Навигация по статье

Что такое оскорбление: признаки и виды оскорблений

Многие воспринимают как оскорбление обычную критику, несогласие или недовольство собеседника его поведением. Однако если оппонент не использует при этом бранных слов, не прибегает к издевательствам и унижениям, причиняя тем самым человеку моральные страдания, то оскорблением это считаться не будет.

Оскорбление имеет следующие признаки:

  • действия обидчика направлены на то, чтобы унизить честь и достоинство гражданина
  • оскорбление выражается в неприличной форме

Оскорбление может наноситься несколькими , например: в словесной или письменной форме, посредством телодвижения при отсутствии прикосновений, телодвижениями при наличии прикосновений, в заочной форме и в социальных сетях. Рассмотрим перечисленные виды оскорблений подробнее:

  • к словесным оскорблениям относятся брань, мат и нецензурные высказывания в адрес гражданина, а также распространение среди третьих лиц порочащих сведений при условии, что обидчик предполагает передачу ими оскорблений пострадавшему
  • оскорбление в письменной форме может быть нанесено посредством писем, телеграмм, рисунков или символов и предназначено как для оскорбленного гражданина, так и для прочтения другими людьми
  • непристойные жесты или плевок в сторону гражданина считаются оскорблением с без прикосновений
  • если имеют место прикосновения, не причиняющие физических страданий, например обливание жидкостью, порча одежды и ее срывание, толчки и прочее, то это квалифицируют как оскорбление при наличии прикосновений
  • заочным считают оскорбление только в тех случаях, когда обидчик предвидит, что оскорбления будут передано пострадавшему

Особняком в этом списке стоит об оскорблении в социальных сетях. К сведениям, размещенным во Всемирной паутине, имеет доступ неограниченное число пользователей и раньше оскорбления в сети приравнивались к публичным.

Но в законах РФ не указано, что оскорбления в сети могут считаться публичными за исключением размещения порочащей или оскорбительной информации на сайтах новостей.

Важно знать, что оскорбление должно содержать негативную оценку гражданина, и неважно, правдивой или ложной является распространяемая информация.

Рассмотрим, какая ответственность и какая статья за оскорбление личности в России предусматривается законодательной базой.

Ответственность за оскорбление личности

Ранее УК РФ содержал статью 130, которая предусматривала уголовную за нанесение оскорблений гражданам, однако в 2012 году она была упразднена.

В данное время нарушители привлекаются к ответственности в порядке административных нарушений по 5.61 КОАП РФ.

Уголовная ответственность наступает лишь тогда, когда оскорбления были нанесены представителям власти, например, сотрудникам полиции, прокурорским работникам, сотрудникам следственных органов и прочих (статься 319 УК РФ), или же когда имели место оскорбления военнослужащего (статья 336 УК РФ).

Однако ответственность наступает только тогда, когда оскорбления были нанесены во время исполнения оскорбленной стороной служебных обязанностей, при этом обязательно присутствие очевидцев. В этой ситуации в качестве наказания предусмотрен и обязательные или исправительные работы.

Что касается статьи 336 УК РФ, то ответственность для военнослужащих, нанесших оскорбление сослуживцу, при этом неважно, старше или младше по званию оскорбленная сторона. В качестве наказания предусматривается содержание нарушителя в дисциплинарном батальоне от 6 месяцев до 1 года.

Во всех прочих случаях оскорбление квалифицируется не как преступление, а как правонарушение. В статье 5.61 КОАП РФ предусмотрены в качестве наказания штрафы в сумме от 1 000 до 50 000 рублей.

Сумма штрафа зависит от обстоятельств, при которых пострадавший был оскорблен и личности нарушителей.

Оскорбления с угрозами жизни и здоровью

Помимо оскорбления военнослужащего и должностного лица, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за оскорбления, сопряженные с клеветой или угрозами жизни и здоровью . Эти понятия считаются смежными с понятием «оскорбление».

Несмотря на то, что клевета является информацией, которая может не иметь оскорбительного характера, но является порочащей и заведомо ложной информации, законодательство предусматривает привлечение к уголовной ответственности.


В ситуациях, когда помимо оскорбления правонарушитель высказывал угрозы в адрес пострадавшего , также предусмотрена уголовная ответственность.

Какая статься за оскорбление личности и угрозы жизни и здоровью предусмотрена законодательством РФ, и какой будет ответственность?

Статья 119 УК РФ » Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» предусматривает наказание по ч.1 ст. 119 УК РФ до 2 лет заключения, а по ч.2 ст. 119 УК РФ - до 5 лет.

Однако следует учитывать, что привлечь к ответственности в соответствии с этой статьей можно лишь тогда, когда угрозы причинения вреда реальны и доказан факт подготовки обвиняемым к осуществлению нападения.

Как заставить отвечать обидчика

Если гражданин стал жертвой оскорблений, нанесенных в той или иной форме, он может обратиться в соответствующие инстанции с заявлением о привлечении обидчика к ответственности.

Оскорбленной стороне следует составить участковому уполномоченному, в органы прокуратуры или же обратиться в суд. Помимо этого, потребуются доказательства нанесенного гражданину оскорбления, например:

  • аудио или видеозаписи
  • свидетельские показания
  • если оскорбления были нанесены письменно, то следует предъявить суду записки и письма
  • в случае, когда оскорбления были нанесены посредством обливания и порчи одежды, она потребуется как вещественное доказательство

Но что делать, если оскорбление было словесным, и вы находились с обидчиком наедине?

В этом случае можно привлечь косвенных свидетелей. Это люди, с которыми вы общались после неприятного разговора, и которые смогут рассказать о вашем подавленном состоянии.

Когда речь идет об оскорблении как об административном нарушении, дело рассматривается в мировом суде. В случае если вина обидчика будет доказана, есть возможность взыскания с него не только , но и судебных издержек.

В некоторых случаях можно также взыскать с нарушителя и компенсацию морального вреда. Это возможно только в том случае, если оскорбленной стороне удастся доказать, что произошедшая неприятность нанесла существенный урон его репутации, моральному состоянию и даже здоровью.

Помните, что если вы стали жертвой оскорбления, не стоит заниматься самоуправством, обидчика можно наказать и по закону. Для этого необходимо знать свои права и уметь их защищать.

Экспертное мнение юриста

Взыскать компенсацию за причиненный моральный вред с обидчика вполне реально. Несмотря на то, что закон не дает четких разъяснений о процедуре доказывания данного вида вреда, существует судебная практика по таким вопросам, из которой можно сделать выводы, как правильно действовать.

Если действия обидчика привели к ухудшению вашего самочувствия, бессонице или тревоге, нужно обратиться к участковому терапевту и рассказать, какие проблемы со здоровьем вас беспокоят. Помимо того, что вам назначат лечение, факт обращения к врачу будет зафиксирован в амбулаторной карте. Кроме того, по назначению лечащего врача приобретаются медикаменты, а чеки сохраняются для суда.

Еще одним способом доказывания являются свидетельские показания. Вопреки бытующему мнению, свидетелями могут быть и родственники. Суд обязан принимать во внимание все доказательства, в том числе, показания близких пострадавшего.

Кроме того, если обидчик выразил свое негативное мнение в ущерб вашей личной или деловой репутации, и у вас возникли неприятности, — не стоит стесняться этого. Попросите друзей и родных собрать максимум информации о том, что о вас стали говорить люди. Фиксировать такие сведения можно посредством диктофонных записей, скриншотов переписки и пр. Все собранные сведения предоставляются в суд для взыскания компенсации с обидчика, в соответствии со ст.ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса РФ.

О том, какое наказание предусмотрено за нецензурную брань, рассказывает прокурор:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Оскорбления - это доводы неправых.

Жан-Жак Руссо

Вероятность быть оскорблённым в современном мире лишь увеличивается. Наша ответная реакция на эти оскорбления, чаще всего, нас не устраивает. И мы думаем, почему не поступили иначе. Предлагаем разобраться в «природе» оскорблений и, на всякий случай, вооружиться верными установками против них.

Оскорбления относят к речевой агрессии, хотя они могут проявляться не только в выражениях или утверждениях, но и в поведении. Оскорбление предполагает наличие виновника, цели и, часто, аудитории. Оно может быть намеренным или случайным (от недопонимания или несчастного случая). Тяжелые оскорбления разрушают идеализированные объекты, личности, идеи. Оскорбления могут существовать как в глобальном масштабе (политические, социальные, культурные), так и быть направленными на отдельную личность. Оскорбления несут в себе разрушительную силу. Реакцией на оскорбления часто становится подорванное доверие, тревога, депрессия, ответный акт насилия, суицид, самоустранение и т.д. Социологи также выделяют те оскорбления, которые в действительности являются нейтральными терминами описания фактического состояния. Но личности с повышенной эмоциональной чувствительностью, с преобладанием роли «жертвы» непременно и в этом случае почувствуют себя оскорбленными.

Психологический процесс оскорбления очень прост. Если кто-то обидел вас, возникает злость и желание обидеть в ответ. Если это невозможно сделать, может возникнуть фрустрация с заменой объекта вашего оскорбления. Хотя злость и является природной реакцией, но естественность здесь не означает «пользу». Злость, скорее, ближе к «натуральному» яду.

Социологи констатируют, что в культуре разных народов существуют противоположные социальные установки в отношении реакции на оскорбления. Западная психология ближе к возможности выражения своих эмоций. Многие же другие культуры воспитывают с детства подавление гнева, эмоции. В последнем случае, это может стать причиной зарождения культурных предрассудков, паранойи, ненависти, жестокого обращения с детьми, домашнего насилия, наркомании, депрессии и т.п. Парадокс в том, что адекватный ответ на оскорбление создаёт больше сострадания, а подавление ведёт к жестокости. Реагировать необходимо, главное, знать, как это делать.


Реагируем на оскорбления правильно

Психологи предлагают внутренне «пройти» следующие ступени реагирования на оскорбления:

  • постараться отстраниться и успокоиться (глубокое дыхание; счёт до 10; внимательно рассмотреть какую- то вещь; кричащего можно представить «в аквариуме» как «немую» рыбу или маленьким капризным ребёнком; взять тайм-аут, сказав, что вы ощущаете ситуацию слишком грубой и оскорбительной, и удалиться, пока обидчик не придёт к другому виду общения);
  • признать, что тебе больно и обидно (в противоположность этому осознанию ответная враждебная реакция - это эмоциональное мошенничество, которое лишь скрывает внутреннюю уязвимость, ожесточает отношение к другим, изолирует собственную боль, внутренние переживания и переносит негатив в бессознательное, провоцирует депрессию, а после может появиться чувство вины и презрения по отношению к себе, желание обидеть кого-то);
  • разобраться в «корнях» обиды (часто мы обижаемся сильнее, чем следовало бы, только по причине того, что нас уже точно так же оскорбляли) и в причинах оскорбления;
  • посмотреть на ситуацию со стороны обидчика и задать ему вопросы , выясняя, в чём суть проблемы (это возможно, если вы знакомы с обидчиком);
  • избежать распространенной реакции на оскорбление (месть или подавление демонстрирует неуверенность в себе, беспомощность; раздражение при оскорблении - это нормальная реакция, но она не должно перерасти в гнев; злость и ответное оскорбление - это желание увидеть обидчика таким даже обиженным; неверная реакция детей на оскорбление родителями может вызвать два вида ненависти: к власти (асоциальное поведение, аборты, превышение скорости, опоздания на встречи, беспорядок и т.д.) и к себе («хронические» оскорбления, чрезмерная зависимость от других, ожирение, зависимости от пагубных привычек, пассивность и т.д.));
  • прощение (отказаться от желания, чтобы кто-то пострадал так же, вместо этого стоит стремиться, чтобы обидчик понял своё оскорбительное поведение, почувствовал сожаление и был более внимательным в следующей ситуации);
  • сказать о своих чувствах (не стоит начинать с обвинения обидчика, иначе вместо понимания своей ошибки человек станет защищаться новыми оскорблениями в ответ);
  • понять, что ваше прощение не гарантирует примирение с человеком (реальное примирение возможно лишь в случае его понимания нанесенной вам обиды, предоставлении вам определенной «компенсации»).

Если это слишком сложная схема, обратитесь к следующей:

  1. Понять, что первая ответная реакция стимулируется адреналином - успокоиться.
  2. Определить, что происходит на самом деле, почему это происходит и насколько это несёт угрозу для вас.
  3. Выбрать «справедливую» реакцию, не поддаваясь желанию мести.

Не всегда можно выразить свои ощущения обидчику. Тогда подойдут «битьё» подушек, физические упражнения, письменное выражение своих чувств, выкрикивание своего гнева в струю воды. Существуют и специальные психологические техники, освобождающие от тяжелых и давних обид, с которыми нужно знакомиться детально и лучше со специалистом.

Детей важно учить правильно реагировать на оскорбления с раннего детства:

  • своим верным примером (если ребёнок обижает вас, можно останавливать его фразами: «со мной так поступать нельзя», «я не разрешаю так со мной обращаться», «мне неприятно от этого»);
  • стимулируйте ребёнка всегда выражать свои чувства (по любому поводу) и быть откровенным с вами (поддерживайте его доверие к вам);
  • учить не реагировать ребёнка ответной злобой;
  • оскорбления хулиганов лучше научить ребёнка игнорировать;
  • научить ребёнка физическому сопротивлению при поведенческих оскорблениях (ответ должен быть пропорциональным по силе; хорошо отдать ребёнка в спортивную секцию);
  • помогать ребёнку разбирать ситуацию оскорбления (иногда не просто анализируя с ним, но и поговорив с обидчиком, его родителями);
  • научить ребёнка мириться правильно с обидчиком (исходя из вышеизложенных позиций).

К пониманию, что оскорбления недопустимы мир придёт ещё нескоро. Хотя во Франции создан законопроект, запрещающий супругам оскорблять друг друга. Им запрещаются негативные комментарии о внешности, угрозы физического насилия, мнимые подозрения в измене, грубость и другие оскорбления. Это заноситься под гриф «психического насилия», и «насильники» будут вынуждены носить электронные бирки. А пока мы ждём подобных законов, просто следуйте законам психического здоровья.

Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

К сожалению, оскорбительная речь становится нормой для многих семейных пар. С ее помощью супруги пытаются решать конфликты, недоразумения и проблемы. Со временем это обязательно отдаляет партнеров друг от друга. Они только могут с завистью смотреть на другие пары, где царит мир и любовь, и даже не понимать, что имеют все шансы построить такие же взаимоотношения. Во многих случаях дело доходит до развода и подрыву драгоценного здоровья.

Многие мужья и жены не понимают, какую боль и какие глубокие душевные раны и увечья они могут наносить друг другу критикой, унизительными словами и оскорблениями. Одна женщина поделилась, что унизительные замечания своего супруга были для нее настолько невыносимы, что ей было бы легче перенести от него побои. Хотя вряд ли во втором случае ей было бы легче, но откровение этой несчастной показывает всю глубину ее боли. Действительно, в некоторых случаях словесное унижение может иметь более негативные последствия, чем даже рукоприкладство.

НЕКОТОРЫЕ Причины

Причинами критического общения в семье можно считать раздражители - факторы, которые вызывают негативные реакции у супругов. Это то, что с легкостью задевает их себялюбие. Например, упреки, обвинения, непонимание, ложь, насмешки… Но кроме этих раздражителей причиной критического общения в семье является еще неправильная реакция на эти раздражители. Так, вместо того чтобы промолчать или отреагировать на упрек спокойно и спустя время это обсудить со своей половинкой, в ход идут взаимные упреки, потом взаимные оскорбления и унижения. Затем уже оба весьма ловко подливают масла в разгоревшийся огонь.
Таким образом, чтобы решить в семье проблему деструктивного общения, нужно избавиться от таких причин, как раздражители и неправильная реакция на них, которая еще более усугубляет ситуацию.

Сложнее всего понять причины, по которым партнеры с легкостью позволяют себе задевать и раздражать друг друга, а также корень происхождения своих неправильных реакций на эти раздражающие выпады. Таких причин может быть много.

Негативный аспект воспитания

Многие супруги могут страдать от негативного примера своих родителей. Воспитываясь в среде, где крик и ругань между родителями в порядке вещей, ребенок порой даже и не догадывается, что существуют семьи, которые решают проблемы мирным путем и при этом не прибегают к язвительным замечаниям. В тех семьях, где такая модель решения вопросов была в порядке вещей, ребенок не мог ее не впитать.

Влияние сферы развлечений

Влияние сферы развлечений также оказывает свой мощный эффект. Что человек созерцает, в то он и превращается. Это закономерность. К примеру, далеко не во многих фильмах и сериалах отображаются гармоничные взаимоотношения между супругами. В них присутствуют и критика, и скандалы, и месть, и измены как способы решения личных проблем киногероев. Любители телеэкранов даже не догадываются и не замечают, как на уровне подсознания перенимают образ поведения киногероев и начинают невольно им подражать, особенно если эти персонажи кажутся им симпатичными. В большинстве случаев киноиндустрия не равняется на воспитание нравственности у кинозрителей, а нацеливается на такое развитие сценария в фильмах, которое будет вызывать интерес и сильное впечатление.

Культура

Культура определенной местности также играет немалую роль в построении модели взаимоотношений в семьях. К примеру, в некоторых местах представления о настоящем мужчине связаны с такими качествами, как справедливость, непреклонность и суровость. В тех местах мужчине может быть не к лицу выслушивать доводы своей жены и все вопросы он может решать с помощью высокого тона. Как правило, если супруги в полной мере придерживаются таких взглядов, тогда нежные чувства между ними подавляются, и они по сути смотрят друг на друга как на соперников, а не как на партнеров.


Как исправить ситуацию?

Сочувствуйте

Даже если брачные партнеры очень любят друг друга, они остаются заложниками своего характера и своих привычек, на формирование которых повлияли факторы подобные тем, что упоминались выше. Поэтому первый практический совет, который дают специалисты в области семьи в таких ситуациях - это стараться проявлять сочувствие. Отсутствие этого качества приводит к тому, что супруги, не задумываясь, наносят друг другу словесные удары. Чтобы развить это качество, научитесь ставить себя на место вашего супруга или супруги. Очень часто грубые люди сами весьма ранимы. Вспомните ситуации, когда вы серьезно задели любимого вами человека. Что бы вы почувствовали в таком случае? Как вы могли бы сказать то же, но в гораздо более мягкой и приемлемой форме? Сначала вам, скорее всего, будет нелегко менять тон голоса, так как вы привыкли к другому способу общения, но со временем все должно получиться. Вы заметите, что такой способ общения по-настоящему эффективен и не доводит до обид и ссор.

Берите добрый пример

Берите положительные примеры других семей, где супруги счастливы вместе и деструктивное общение ими не допускается. Понаблюдайте за ними и не стесняйтесь спрашивать, как у них получается решать сложные вопросы без злобных упреков, повышенных тонов и унижений. Такие положительные примеры помогут мотивировать вас на перемены.

Чтобы свести на нет негативное влияние со стороны, прекратите смотреть кинофильмы и сериалы, в которых часто без всякой негативной оценки и анализа показываются нездоровые взаимоотношения между супругами. Такие просмотры будут культивировать критическую реакцию к вашему партнеру. Помните, что негативное влияние, как правило, совершенно не будет заметным для вас. Оно проникает в сознание, как отравляющий газ без цвета и запаха проникает в легкие.

Восстановите утраченную любовь

Важно также понять, что неправильные взаимоотношения в браке закономерно приводят к потере взаимного уважения, ослаблению чувств и в конце концов к утрате любви. Так и распадаются семьи. Ведь в браке любовь нуждаются в постоянной подпитке. Утраченное уважение, чувства и любовь можно и нужно возродить. Для этого полезно будет вспомнить, почему вы полюбили вашего спутника или спутницу жизни. Перечислите, а лучше запишите все достоинства вашей половинки. В критических ситуациях старайтесь думать о ней только положительно и не позволяйте себе обсуждать ее недостатки с другими. Старайтесь развить к вашему супругу или супруге добрые и нежные чувства путем их проявления. Учитесь и упражняйтесь, и вы вновь почувствуете, насколько это приятно. Помните, что разрушить такие чувства очень легко. Для этого достаточно нескольких крупных ссор, а вот восстановить их крайне трудно. Тем не менее, если вы постараетесь их возродить и поймете, какие громадные усилия для этого нужны, вы будете их беречь с большим энтузиазмом и не позволите, чтобы очередная семейная размолвка нарушила гармонию в вашей семье.

Делитесь своими переживаниями

В любом случае, каждый со своей стороны защищайте ваши семейные отношения - прежде всего от самих себя - от своих раздражающих слов и своих негативных реакций на то, что, возможно, вам не нравится. Формируйте в себе правильные навыки и привычки поведения в непростых семейных ситуациях.

Будьте счастливы!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта