Главная » Условно-съедобные грибы » Высказывания на тему красноречия. Три лайфхака как быть успешным оратором

Высказывания на тему красноречия. Три лайфхака как быть успешным оратором

Бразилия – это страна, где футбол является не просто игрой, а всем: религией, образом жизни, предметом обожания. Впрочем, думаю, нам не дано понять тех ощущений, что испытывают бразильцы, наблюдая за великой игрой.

Но вот, то, что сборная Бразилии испытывает невероятное давление на каждом турнире, в котором принимает участие – факт совершенно очевидный.

История сборной Бразилии по футболу

  • Участие в финальной стадии чемпионатов мира: 20 раз.
  • Участие в финальной стадии Кубка Америки: 35 раз.

Достижения сборной Бразилии

  • 5-кратный чемпион мира.
  • Серебряный призер – 2 раза.
  • Бронзовый призер – 2 раза.
  • 8-кратный чемпион Южной Америки.
  • Серебряный призер – 11 раз.
  • Бронзовый призер – 7 раз.

Сборная Бразилии на чемпионатах мира

На первых двух мундиалях Бразилия особой славы не снискала. В 1930 году было поражение от югославов, что позволило занять только второе место в группе, а четыре года спустя в матче первого раунда (турнир проходил по олимпийской системе) сборная Бразилии уступила команде Испании 1:3.

Первый успех пришел к команде в 1938 году. Сначала бразильцы с редким для футбола счетом 6:5 переиграли поляков, а в ¼ финала одолели вице-чемпионов мира команду Чехословакии в переигровке (первый матч завершился вничью 2:2, второй выиграли бразильцы 2:1).

В полуфинале бразильцев ждали действующие чемпионы мира – итальянцы. В упорной борьбе «селесао» уступила 1:2, причем в той игре не принял участия лучший бомбардир того турнира Леонидас (8 мячей).

Мне доводилось читать о том, что бразильский тренер был настолько уверен в победе свой сборной, что оставил Леонидаса в запасе. Лично я в эту байку верю не очень по простому соображению – как можно быть уверенным в победе над действующими чемпионами мира в полуфинале турнира?

Скорее дело в какой-то травме или в чрезмерной усталости футболиста, ведь первый четвертьфинал со сборной Чехословакии состоялся 12 июня, второй 14-го, а полуфинал игрался 16-го.

Как бы то ни было, а обыграв в матче за третье место команду Швеции 4:2, бразильцы впервые поднялись на пьедестал почета мировых первенств.

"Мараканасо" или позор Бразилии

Первый послевоенный чемпионат мира проходил в Бразилии. Излишне говорить о том, что вся страна была просто уверена в победе своих любимцев. И надо сказать футболисты оправдывали надежды нации.

Если на первом групповом этапе они еще допустили осечку в виде ничьей со сборной Швейцарии, то в финальной группе Бразилия была неудержима – 13:2 такой общий исход их противостояния с командами Швеции и Испании.

В матче последнего тура во встрече с Уругваем Бразилию устраивала ничья. Но кто думал о ничьей, если уругвайцы с трудом одолели сборную Швеции, а с испанцами и вовсе разошлись миром? Да еще и матч проходил на переполненной «Маракане».

В общем, бразильцы заранее стали отмечать успех своей сборной, а игроков ожидали 22 золотые медали, которые были заготовлены местной футбольной федерацией, так как ФИФА в то время медалей не вручала.

В итоге такая самоуверенность вышла бразильца боком – открыв счет, они в итоге уступили 1:2. Казалось, наступил крах. Президент ФИФА Жюль Римэ, заранее подготовивший поздравительную речь на португальском языке, как-то стыдливо вручил «Золотую богиню» Нику уругвайцам и ретировался со стадиона.

Самоубийства, смерти от сердечного приступа покатились по Бразилии. Нам действительно их не понять, но вот многие из игроков той сборной Бразилии так и ни разу больше не одели футболку национальной сборной. Кстати, цвета этих самых футболок с того времени были изменены с белого на желтый.

«Мараконасо» - под таким названием этот матч вошел в историю и даже сейчас, 60 с лишним лет спустя он вспоминается как национальный позор Бразилии.

Два удаления и драка с венграми после матча – именно этим запомнилось выступление сборной Бразилии на чемпионате мира 1954 года. Известный как «Битва при Берне» матч закончился поражением сборной Бразилии 2:4. Справедливости ради, нужно отметить, что напряжение в матче стало зашкаливать после того, как при счета 2:1 в пользу Венгрии в ворота бразильцев был назначен довольно спорный пенальти.

"Золотая сборная" - чемпионы мира 1958, 1962, 1970 годов

Праздник на бразильскую улицу пришел в 1958 году. Тогда сборная Бразилии под руководством главного тренера Висенте Феолы впервые стала победителем чемпионата мира. В ходе турнира бразильцы лишь раз, да и то на групповой стадии сыграли вничью, в матчах плэй-офф последовательно победили сборные Уэльса, Франции и Швеции.

Тогда же мир узнал футболиста по прозвищу Пеле. Никому не известный 17-летний парень впервые появился в составе в матче третьего тура против сборной СССР, а затем, во встречах плэй-офф, ни разу не ушел с поля без гола, шесть раз поразив ворота соперников.

Четыре года спустя Пеле, несмотря на все еще юный возраст, был уже бесспорным лидером сборной Бразилии. Однако уже во втором матче против сборной Чехословакии он получил травму и не смог сыграть до конца турнира.

Оставшиеся без своего лидера бразильцы «горели» 0:1 в матче третьего тура с Испанией, но в концовке матча два мяча забил Амарилдо – тот самый, кто вышел на поле вместо Пеле. А в стадии плэй-офф на авансцену вышли и Вава – они забили восемь из десяти мячей сборной Бразилии на этой стадии.

В финальном матче бразильцы вновь, как и на групповом этапе, встретились с командой Чехословакии, победив со счетом 3:1. Кстати, это финал – единственный в истории, который обслуживал советский арбитр.

Затем для бразильцев наступили смутные времена – раз за разом «трикампеоны» отправлялись на чемпионаты мира и пять турниров подряд возвращались ни с чем.

Каждый раз болельщики ждали от своей команды четвертой победы, и к этому были все основания, ведь каждый раз состав сборной Бразилии позволял ей бороться за титул. Причины относительных неудач были разные, в том числе и невезение, как на , когда бразильцы уступили французов в серии пенальти.

Но лично мне кажется, что основная причина относительных неудач кроется в излишней европеизации бразильской сборной. Раз за разом тренеры «селесао» заставляли играть своих подопечных в европейский футбол, загоняя их в строгие тактические рамки, чем зачастую нивелировали их превосходство в технике.

Между тем, у всех было довольно четкое понимание того, что в становящемся все более скоростным, жестким и контактным футболе следование схемам просто необходимо.

Сборная Бразилии на чемпионате мира 1994 года

Рецепт нашел Карлос Альберто Перейра, возглавивший национальную команду в 1991 году. Как и все гениальное, решение оказалось простым – Перейра построил игру сборной в обороне по европейским канонам, а атаке предоставил полную свободу действий паре форвардов – Бебето.

В итоге на чемпионате мира 1994 года бразильцы одержали пять побед, и дважды сыграли вничью, в том числе в финале против Италии, а победитель мирового первенства в первый раз определился в серии послематчевых пенальти.

При этом отмечу, что все же игра бразильцев была ближе к европейских футбольным канонам – из пяти побед только две были с разницей более чем в один мяч. Тогда казалось, что даже если бразильцы выигрывают мировые первенства таким рациональным образом, то времена романтического футбола остались далеко позади. Однако, к счастью, это только казалось…

В 1998 году бразильцы вновь дошли до финала мирового первенства, и по мне состав той команды был, по крайней мере, не слабее сборной образца 1994 года – команде вовсю блистал 21-летний Роналдо, который прошлый мундиаль провел на скамейке запасных.

Накануне финального матча он почувствовал себя плохо, и хотя врачи разрешили ему выйти на поле, «Феномен» был бледной тенью себя самого, а Бразилия было разгромлена Францией 3:0.

Сборная Бразилии на чемпионате мира 2002 года

Но четыре годы спустя болельщики сборной Бразилии, да и не только, были вознаграждены сполна. На полях Японии и Южной Кореи , выиграв все семь матчей и отправив в ворота соперников 18 мячей.

Седьмого октября в коворкинге «InLermontov» прошёл обучающий мастер-класс по публичному выступлению в рамках проекта «Лига дебатов ИГУ 2018».

Приглашенным экспертом стал Михаил Галошин - ведущий тренер академии ораторского искусства «Мастер Слова», экс-спикер Городского Школьного Парламента, педагог-организатор в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».

Отвечая на вопросы слушателей, специалист рассказал:

  • как побороть страх выступления перед публикой;
  • что делать, если забываешь текст речи во время своего выступления;
  • как сделать свою речь более эффектной и запоминающейся;
  • как расширить словарный запас.

Михаил поделился личным опытом, рассказав о трудностях, с которыми столкнулся на пути к своей цели. В его жизни, как и в жизни каждого из нас, были взлёты и падения.

«Без ночи - не будет дня, без черного - мы не поймем белое, а без горечи неудачи - не почувствуем вкуса ликования от победы. Да, вы слышали это тысячу раз. А приняли ли?»

Михаил Галошин

Учась в школе, он часто играл роль ведущего различных конкурсов и мероприятий. Одно из его самых ярких воспоминаний в этот период связано с первым неудачным выступлением на публике. Именно после этого Михаил понял, что нужно измениться, стать лучше в области ораторского искусства.

«Страх – это иллюзия, которую мы придумываем себе сами».

Упорство, трудолюбие, нескончаемая тяга к новым знаниям и, самое главное, постоянная практика позволили ему достичь высот и успеха. Именно практикой и занялись слушатели. У каждого была возможность выступить на публике, узнать и оценить свои способности в красноречии.

Как справиться с волнением на сцене

Независимо от уровня профессионализма страх присутствует всегда и у каждого во время выступлений - это нормально. Всё зависит от его размеров и от того, как успешно вы контролируете это чувство. Над укрощением страха можно и нужно работать.

«Как скоро вы сможете изменить себя зависит только от вас самих».

Каждый человек индивидуален и, в связи с этим, затрачивает разное время на то, чтобы привыкнуть к выступлениям на публике. У кого-то это получается сразу, кому-то приходится долго работать над собой. Бывают такие случаи, когда людям так и не удается справиться с волнением даже после многих практик.

Помните, абсолютно все могут овладеть искусством красноречия. Вам нужно только по-настоящему захотеть и приложить усилия к осуществлению своей цели. Залогом эффектной и запоминающейся речи является хорошая подготовка и понимание темы.

Чтобы четко и ясно донести материал до публики и запомниться ей, необходимо хорошо разбираться в заявленной теме. Очень важно относиться к подготовке своего выступления максимально ответственно. Если собираетесь выступать с пятиминутной речью, вы можете начать готовиться, например, за два дня до мероприятия. Этого времени хватит при условии периодического повторения материала.

Что делать, если забыл текст

Михаил посоветовал импровизировать. Но даже импровизация должна быть подготовленной. Существует несколько методов ее осуществления:

1. Метод ассоциаций

Суть приема заключается в том, что вы немного отступаете от непосредственной темы разговора, переключаетесь на близкую к ней тему, и некоторое время её развиваете.

2. «Паровозик»

Вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.

3. Вопросы к залу

Пока вы задаете закрытый (не вызывающий дискуссий) вопрос, пока держите паузу после вопроса, пока слышите односложные, короткие ответы от слушателей – у вас достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Энергетика речи – это то, как мы преподносим информацию

Регулируя все эти параметры, мы создаем характер выступления, который можно определить по следующей шкале:

Расширяем словарный запас

Для увеличения словарного запаса эксперт советует не только много читать, учить стихи и прозу наизусть, но и разгадывать сканворды, пересказывать то, что уже было однажды прочитано и как можно больше общаться.

1. Используйте словарь синонимов⠀

Вы можете взять небольшой рассказ и с помощью словаря попробовать изменить слова на соответствующие синонимы, не меняя смысл текста. ⠀

2. Записывайте незнакомые слова⠀

Каждый раз, встречая новое слово, записывайте его в блокнот. И обязательно найдите его значение в толковом словаре. Затем попробуйте составить с этим словом несколько предложений и, в дальнейшем, старайтесь использовать его в своей речи.

  • «Харизматичный оратор» — Сергей Шипунов;
  • «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» — Дейл Карнеги; ⠀
  • «50 упражнений, чтобы успешно выступать на публике» — Лоранс Левассер;
  • «Гений общения» — Д.В.Аксенов, В.А. Борисова;
  • «Новый язык телодвижений» — Аллан и Барбара Пиз;
  • «Речевая самооборона» — Александра Пожарская, Руслан Хоменко.

Красноречие есть искусство выражать мысли других.
Эдуар Эррио

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль Блез

Красноречие - это искусство льстить с достоинством.
Шарль Ремюза

Красноречие есть искусство покорять умы.
Платон

Красноречие начинается с умения слушать.
Скилеф

Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию.
Скилеф

Главная цель красноречия - не дать говорить другим.
Луи Вермейль

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Лев Толстой

Красноречие — это живопись мысли.
Блез Паскаль

Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать.
Мария Эбнер-Эшенбах

В красноречии важна манера речи, а не слова.
Элберт Грин Хаббард

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью.
Цицерон

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель

Источник красноречия – в сердце.
Джон Милль

Уровень проповеди имеет мало общего с высотой амвона.
Веслав Брудзиньский

Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна.
Лев Толстой

Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ

В искусстве укладывать максимум слов в самую крохотную мысль ему не было равных.
Авраам Линкольн

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Франсуа Де Ларошфуко

Он всегда может двумя абзацами выразить любую фразу.
Служебная аттестация некоего американского офицера

Когда умный человек начинает фразу, мы не догадываемся, как он ее кончит. Когда фразу начинает дурак - конец мы знаем наверняка.
Александр Свентоховский

Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их.
Василий Ключевский

Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет.
Уилл Роджерс

Аудитория — лучший учитель красноречия.
Скилеф

В стране царила такая бедность, что жители говорили обрывками фраз.
Мечислав Шарган

Цель красноречия — не истина, а убеждение.
Томас Маколей

Маленькая печаль красноречива, великая - безмолвна.
Сенека

Слово — самое сильное оружие человека.
Аристотель

Первый признак ума есть просторечие.
Александр Пушкин

Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать.
Саша Гитри

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Наполеон I

Осторожность в словах выше красноречия.
Фрэнсис Бэкон

Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.
Скилеф

Ясность - главное достоинство речи.
Аристотель

Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают большим даром убеждения.
Томас Рандолф

Изящество языка сродни изяществу тела.
Оноре де Бальзак

Говорить не думая - все равно, что стрелять не целясь.
Мигель де Сервантес

С возрастом красноречие женщин перемещается от ног к языку.
Лешек Кумор

Красноречие есть искусство покорять умы.”

Платон

Введение

Как известно, компетенции бывают трансцендентные (ТК), личностные (ЛК) и профессиональные (ПК). И хотя слово “оратор” ассоциируется у нас с профессией, но само по себе искусство устного донесения информации, называемое ораторским, относится к числу личностных компетенций.
ЛК ораторское искусство базируется на ТК и ЛК. Из ТК, ораторское искусство базируется на осознанной чувствительности и самосознании. Из семи известных групп личностных компетенций:
1) Чувство Меры (основа всех прочих личностных компетенций),
2) Здоровье,
3) Качества характера,
4) Семейные отношения,
5) Общественные отношения,
6) Научное познание,
7) Коммуникация, организация и управление,

ЛК ораторское искусство относится к седьмой последней группе.

Ораторское искусство (по гречески “риторика”, по-русски
“красноречие”) - способность выражающаяся в том, что личность, доносящая информацию в устной форме посредством своего голоса, интонации, мимики, телодвижений, определённого порядка подачи информации (в том числе с помощью вспомогательных средств, например, таких как презентация и пр.) и т.д., является способной донести до слушателей чувственную и эмоциональную составляющую той информации и алгоритмики, которую она передаёт .

Другими словами, из самого определения следует, что ораторское искусство - это способность передать информацию и алгоритмику в ощущениях . Т.е. слушатели должны не просто получить информацию о чём-то или о последовательности действий чего-то, а они должны почувствовать, ощутить то, о чём идёт речь.

Именно этим отличается личность, владеющая ЛК “ораторское искусство”, от не владеющего этой ЛК, доносящего туже самую информацию. Именно это объясняет “эффект погружения” слушателя в речь оратора, “растворение в этой речи”. Хотя в тоже самое время другой человек не владеющий ЛК ораторское исскуство но доносящий туже саму информацию не создаёт такого “эффекта погружения и растворения” у слушателя. Это потому происходит, что последний не может передать слушателю эмоций и ощущений которые должны сопутствовать данной информации.

Если кто-то изучал ЛК скорочтение (см. например “Учитесь быстро читать”, Андреев О.А., Хромов Л.Н. ) , то должен знать, что практически в любом лексически выраженном послании есть определённая избыточность текста, связанная с вспомогательными словами, дополнениями и пр. В этом тексте, убрав избыточную часть, можно выделить ключевые слова, несущие смысл. Эти ключевые слова образуют смысловые ряды и из этих смысловых рядов можно выделить доминанту текста - т.е. суть текста. Так вот, у владеющего ЛК ораторское искусство и не владеющего им, доминанта текста по передаче одной и той же информации будет одна и та же. Но уровень усвоения информации у слушателей первого будет намного выше, чем у второго.

Есть общая ошибка восприятия ораторского искусства, как искусства складно и без запинок говорить. Но на самом деле способность складно и без запинок говорить, доносить до людей определённые образы и слова подчинена главному - донесение эмоций и ощущений до слушателя. Другими словами, оратор может говорить складно, а может говорить не складно, но в любом случае его будут воспринимать как оратора и слушать, если он способен индуцировать у людей определённое настроение в виде эмоций и ощущений .

Цели оратора

Хоть есть люди которые любят говорить ради самого процесса говорения, но даже они если желают овладеть серьёзно ЛК ораторское искусство, должны чётко понимать реальные цели которые ставит перед собой оратор перед выступлением.

Главная цель оратора - повысить меру понимания аудитории в целом и каждого отдельного человека в ней в частности . Именно на то, чтобы люди глубоко поняли сказанное им и направлена должна быть речь оратора.

Здесь можно вспомнить анекдот, в котором у оратора спрашивают, как ему удаётся так доходчиво объяснить столь сложные вещи. На что он отвечает, что он просто выбирает самое глупое лицо в аудитории и всё время рассказывает только ему следя за выражением этого лица. В этот момент из зала выбегает не слышавший этого декан факультета и пожимая руку оратору спрашивает “А почему вы всё время смотрели только на меня?” Хотя в нашем понимании не стоит ориентировать свою речь на “самое глупое лицо”, иначе остальные могут просто заснуть на вашей лекции, но всё же в этом анекдоте есть смысл.

Некоторые люди, по умолчанию могут спутать риторику с диалектикой. Цель диалектики это нахождение истины путём постановки правильных вопросов. А цель риторики - это не нахождение истины, а донесение до людей в наиболее полном и понятном виде то что принято за истину у оратора.

Так же у оратора должны быть такие тактические цели, как удержание внимания аудитории , желание быть услышанным , непрерывной контроль за обратной связью от аудитории и т.д.

Кроме всего сказанного, желательно чтобы у оратора по умолчанию стояла так же и цель повысить нравственный уровень аудитории . Хотя эта цель не всегда может быть осуществима в условиях современного спектра всевозможных докладов. Но всё же по возможности нужно стараться её достигать.

Знания

Какими же знаниями должен обладать человек для того, чтобы владеть ЛК ораторское искусство? В первую очередь человек должен как можно глубже знать и понимать саму тему, которую он доносит до людей. Желательно чтобы он был компетентен в этой теме , а не просто обладал какими-то теоретическими знаниями или практическими умениями. Компетентность это и знания и умения в одном флаконе.

Одно из важнейших правил оратора: всегда говорить меньше чем знаешь .

Его надо понимать не в том смысле, что оратор недоговаривает и дозирует информацию для слушателей, чтобы в каких-то аспектах вопроса держать их в неведении. Его надо понимать в том смысле, что глубина понимания и объём материала у оратора достаточно велики, чтобы не успеть всё это рассказать в своих выступлениях. Бессознательно слушатель ощущает, что за плечами оратора намного больше информации, чем тот рассказал и это даёт очень мощный положительный психологический эффект в выступлении оратора. Т.к. человек бессознательно воспринимает в речи оратора не только произносимое им, но и то что остаётся в умолчаниях, что создаёт в свою очередь у этого слушающего ощущение серьёзности и авторитетности говорящего, т.к. оратор говорит не просто “языком”, он, в случае компетентности в вопросе “говорит телом” - если выражаться терминологией, которую можно встретить на тренингах по искусству донесения информации.

Кроме сказанного, у оратора должен быть большой словарный запас . Например для того, чтобы людям разного психологического склада (например, по одной из классификаций - флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики) одно и тоже преподносить под разными углами зрения, используя разные слова. Тогда в аудитории, которой вещает оратор, и в которой объединено множество различных людей с различными психологическими типами не останется никого, кто не понял доминанту повествования и скорее всего почти не останется тех, в ком не синдуцировались необходимые ощущения и эмоции (см. пример на видео ниже). Но разумеется большой словарный запас нужен не только для этого.

Ефимов В.А. - О распространении информации

На видео: Смысловая доминанта, которую доносит оратор - необходимость разделить обязанности между людьми: на тех кто создаёт знание и на тех, кто его распространяет. Эта одна и та же мысль в течении 6 минут повторяется разными словами, для того чтобы её адекватно поняли все присутствующие, различного психического склада. И что важно, при этом не возникает ощущения заезженной пластинки.


Так же, как следствие из сказанного выше, оратор должен знать психологию людей , их распределение по психотипам, ориентироваться в психологических состояниях каждого человека, понимать язык телодвижений. Кроме индивидуальной психологии, полезно оратору разбираться и понимать механизмы функционирования коллективной психики , всегда порождаемой в любых аудиториях. Сюда же относится знание некоторых психологических особенностей восприятия информации аудитории. Например самым ярко освещённым объектом в аудитории должно быть лицо оратора. Лицо говорящего находящееся в тени, уменьшает восприимчивость информации у аудитории. Ну и пр. психологические тонкости о которых можно узнать из специальной литературы.

Умения

Если говорить об умениях оратора, то в первую очередь оратор должен уметь слушать . Это утверждение может показаться многим очень странным, ведь казалось бы ораторское искусство подразумевает в первую очередь умение говорить. А слушание в нём занимает чуть ли не последнее место. Но на самом деле, это общепринятое заблуждение. Связано оно с не пониманием глубинных психологических механизмов происходящих во время говорения и во время слушания. Конечно, есть люди, являющиеся прирождёнными ораторами. Т.е. у них в психике уже наработан пласт связанный с ораторским искусством. Для них возможно умение слушать может быть необязательным. Но для людей, у которых в психике этот пласт ораторского искусства не наработан слушание других является обязательным условием. В данной записке мы не будем раскрывать всех психологических подоплёк связанных с этим, т.к. для этого потребуется отдельная большая статья. Но кратко заметим лишь один из небольших аспектов - умение слушать настроение и состояние аудитории, не зависимо от того сколько в ней человек. Без этого умения слушать, оратор будет доносить информацию без связи с “молчаливыми” запросами аудитории. Другими словами, его речь не будет соответствовать состоянию аудитории, направленности её текущего внимания и её запросам.

Естественно, что красноречивость оратора подразумевает под собой его умения выражать мысли , грамотно и складно говорить , правильно управлять интонацией , тоном , скоростью речи , паузами , громкостью , грамотно совершать телодвижения и т.д.

Оратор должен уметь определять текущий уровень понимания аудитории . И одну и ту же информацию для аудиторий разного уровня понимания преподносить по разному. Кому то разжёвывать более детально какие-то вещи, а кому-то упоминать лишь вскользь эти же самые вещи. И не менее важным для оратора является умение определять нравственную приемлемость информации для слушающих. Ведь если то, что говорит оратор, нравственно не приемлемо для аудитории, то всё его красноречие может быть бесполезным. И даже более того, оно может пойти во вред, ведь всё что он скажет только лишь будет разжигать неприязнь к себе и к той информации которую он доносит. Особенно это важно для небольших аудиторий. Чем меньше аудитория, тем внимательнее нужно следить за уровнем нравственной приемлемости информации. А при минимальном количестве слушателей равном одному, комплементарность информации с нравственной приемлемостью слушающего должна быть максимальной. Это не означает, что не нужно давать информацию, меняющую нравственность слушающего. Это означает, что оратор должен чётко оценивать грань, за которой информация, не согласующаяся с нравственностью слушающего, перестаёт влиять на изменение его нравственности и начинает вырабатывать в нём неприязнь. Другими словами человеку надо дать столько, сколько он может в данным момент психически “поднять и переварить”.

Так же если говорить, о современном мире, то на сегодняшний день оратору важно уметь пользоваться вспомогательными средствами предоставляемыми технически развитой культурой. Это и усилители звука, и проекторы для показа презентаций и регулируемое освещение и т.д.

Неопределённости

Компетенция от знаний и умений отличается в том числе тем, что компетентность подразумевает под собой способность разрешать неопределённости, в то время, как знания и умения, если говорить о них в строгом значении этих понятий, никаких неопределённостей не подразумевают и чётко ограничивают область знания от области незнания и область умения от области неумения.

Одной из первых неопределённостей, с которыми придётся сталкиваться любому оратору - неудобные вопросы . Неудобные вопросы включают в себя, как те вопросы на которые оратор пока ещё не знает ответа (вопросы первого типа), так и те вопросы ответы на которые разрушают базовую аксиоматику оратора, т.е. разрушают те аксиомы на которых строит своё выступление оратор (вопросы второго типа).

Разрешить неопределённость ответа на неудобные вопросы первого типа можно, накопив достаточный опыт “И” (здесь “И” - это “логическая И” в математическом смысле этого термина) сформировав в себе определённую ЛК порождения (“индуцирования”) нового знания в процессе ответа. Т.е. то чего не знал ни оратор ни слушатели до вопроса, становится осознаваемым знанием и оратора и слушателя в процессе ответа на вопрос. И в том числе таким образом оратор расширяет свою базу знаний.

Так же на вопросы первого типа, оратор может сохранив уверенность в себе отвечать, что он не знает ответа на этот вопрос. Такая ситуация тоже является нормальной и адекватной, т.к. ограниченность человека не позволяет ему знать всё обо всём.

Разрешение неопределённости при ответе на неудобные вопросы второго типа, заключается в том, что оратору следует огласить аксиомы, на которых он базирует своё знание материала и объяснив, что у задающего вопрос совершенно иные мировоззренческие исходные посылы, уклониться от ответа на вопрос.

Ещё одна разновидность неопределённостей - неадекватные слушатели . Разрешение этой неопределённости требует разбора конкретных ситуаций, но всегда должно подчиняться основному правилу - создание максимально благоприятных условий для аудитории. Т.е. все действия по работе с неадекватными слушателями должны находить одобрение аудитории, иначе лекция будет сорвана. Человеку неадекватному нужно сделать замечание, или пересадить его на другое место, или даже выгнать его. Всё это нужно делать оглашая полезность этого для всей аудитории. И если это действительно так, то оратор только поднимется в её глазах. Это хорошо продемонстрировано в эпизоде с политиком Байерли, который не побоялся выступить перед враждебно настроенной толпой (рассказ А. Азимова “Улики” из цикла “Я-робот”).

Так же встречаются не редко такие неопределённости, как сбой в технических вспомогательных средствах при выступлении. Например, поломка проектора, или сбой приложения для просмотра презентаций. Для разрешения таких непредвиденных ситуаций необходимо руководствоваться правилом “двойного запаса устойчивости”. Т.е. например, скидывать на флешку две копии презентации. Приходить перед выступлением не за пол часа, а за час, чтобы отладить оборудование, осмотреть место и т.д. Возможно будет полезно иметь при себе распечатку презентации, на случай если будут сбои в электричестве, а подсказки в виде слайдов при этом естественно не будет. Естественно, необходимо обладать достаточным багажом знаний, чтобы уметь вариативно адаптировать тему, переведя её на выступление без презентации. Возможно надо иметь в запасе какие-то массовые игры и пр. для отвлечения людей на период устранения возникших технических проблем. И главное, чего нельзя забывать, это сохранять чувство собственного достоинства . Т.к. если оратор начинает чувствовать себя униженным, то восприимчивость информации у аудитории падает в разы.

Ещё одна разновидность неопределённостей, это сбои в своей памяти . Когда оратор забывает слово, или дату и не может их вспомнить. Помочь в разрешении этой неопределённости, оратору помогут ассоциативное мышление (замена слова аналога или события), уход от темы в другую область или техники оттягивания времени до момента вспоминания необходимой информации. Так например одна из техник - продолжать говорить опираясь на последние слова предыдущих предложений до тех пор, пока не вспомните о чём хотели сказать. “Если, несмотря на все меры предосторожности, вы внезапно забыли, что собирались сказать, вы можете избежать полного провала, используя последние слова последней фразы как первые слова новой фразы. Можно продолжать таким образом, пока вы не вспомните следующий пункт своей речи. ” (Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”) Всё как в шуточном высказывании Гитри “Есть люди, которые говорят, говорят, говорят… пока наконец не найдут что сказать ”. Разумеется, для того чтобы было меньше проблем с памятью, её надо развиваться используя различные методики.

Ещё одна неопределённость, которая может возникнуть, это непредвиденные проблемы со здоровьем . Если есть возможность, надо волевым порядком взять себя в руки и усилием мысли сдерживать болезнь до конца выступления. Отмена назначенного выступления в последний момент это самый крайний и нежелательный вариант. В ход могут пойти в том числе какие-то фармакологические препараты, лечебные отвары трав и т.д. В каких-то случаях, допускается лишь тезисное выступление с передачей основного объёма материала на самостоятельное изучение.

Последняя неопределённость, которую мы рассмотрим - вынужденная необходимость выступать по теме, в которой оратор некомпетентен . От таких тем надо стараться отказываться. Но если уж это стало неизбежным, то нужно стараться, как можно лучше подготовиться. Сделать жёстко структурированный доклад. И в процессе лекции не отклоняться от структуры доклада. Ни в коем случае и никогда нельзя начинать доклад со слов “знаете я не разбираюсь в этой теме” или подобных. После таких слов, уровень восприятия вашего доклада снизится многократно. Если не знаете с какого вводного слова начать, то просто прямо начните с самого доклада, как будто все вводные слова уже сказаны.

Методика формирования

Конечно, первое что следует сказать, что есть определённое множество людей с врождённой предрасположенностью к риторике . Таким людям будет проще всего вникнуть и прочувствовать суть ЛК ораторское искусство. Но и тем, кому с рождения не дана такая социальная роль как оратор, могут и в общем-то должны в некой мере выработать у себя основы это ЛК.

Очень важно оратору понимать, что говорить он должен стараться на публику только о тех вещах, в которых он компетентен . Т.е. не просто он обладает определёнными знаниями и умениями в той области которую он освещает, но он ещё и способен разрешать неопределённости в этой области, а также в какой-то мере помнит набор ощущений и эмоций связанных с данной компетенцией, который и необходимо съиндуцировать у слушателей.

Естественно, если вы хотите глубоко понять суть ораторского искусства, необходимо так же изучить специальную литературу по ораторскому искусству . Например на одну из таких книг мы уже ссылались выше: Дейл Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично”. Хотя стоит отметить, что данный источник информации ориентирует только на материальные ценности и пропитан духом американского доминирования в политике.

Важно наблюдать за выступлениями других ораторов и поначалу даже немного копировать их на пробных выступлениях (репродуктивный уровень освоения компетенций). Со временем у каждого выработается свой неповторимый стиль. Чтобы ускорить этот процесс, полезно прослушивать записи своих выступлений, стараясь их анализировать с разных сторон.

Обязательно чтение книг (не по ораторскому искусству) для увеличения своего словарного запаса, общей грамотности и необходимого кругозора, повышения уровня словоупотребления и уровня создания грамматических конструкций, получения уникальных образов и примеров и т.д.

Параллельно развивайте свою дикцию , учитесь правильно выговаривать слова и т.д. Если же у вас есть какой-то дефект в речи, вроде шепелявства или заикания который не удаётся устранить. То ничего страшного. Сделайте этот дефект своей “визитной карточкой ”. Используйте его себе в плюс.

Мы уже говорили, что основное качество оратора - умение слушать, и повторим это ещё раз. Учитесь внимательно слушать других . Если хотите, чтобы вас слушали, научитесь слушать сами. Есть время говорить, есть время слушать. Научитесь отличать эти времена.

Связь с другими компетенциями

Кратко перечислим некоторые из тех ЛК которыми необходимо владеть для освоения ораторского искусства. Это такие ТК и ЛК, как:

  1. Самоконтроль - для адекватного поведения и осознанности во время выступления;
  2. Осознанная чувствительность - для отслеживания обратных связей от аудитории, даже если аудитория не выражает их поведением или словами, а только мыслями и эмоциональным состоянием;

    Чувство меры - позволяет упреждающе определять будущие возможные изменения в аудитории от подачи той или иной информации (частный случай - чувство времени);

    Развитие памяти - очень важно, как для того чтобы не терять логическую нить повествования, так и для того чтобы адекватно дополнять выступление фактами, а кроме того уходить от шпаргалок в виде печатных докладов: развитие памяти может быть необязательным для людей с врождённой склонностью к ораторскому искусству;

    Теория управления в её неком более или менее общем варианте (например ДОТУ) - связано с тем, что всё, что мы можем познать мы можем представить как процесс управления или самоуправления, она очень важна, в том числе для развития таких ЛК как диалектика, коллективная психология и пр.

    Самоосознание - позволяет выявить области в которых необходимо развивать свои компетенции, т.к. оратор должен в идеале говорить только о том, в чём он компетентен;

  3. Бесстрашие - пересекается с самоконтролем, но отличительной особенностью является конкретно отсутствие страха за результат: позволяет быть не скованным при выступлении;
  4. Чистота сознания - необходима для глубокого понимания материала;

    Простота - крайне важна для расположения аудитории к себе и овладения её вниманием;

    Ненасилие - отсутствия желания навязывать людям своё мнение, т.к. психика человека так устроена, что она уклоняется от насилия и навязывания: это ЛК способствует более глубокому пониманию материала слушателями;

    Правдивость - активизирует в слушателях веру в слова оратора, в том случае если правдивость стала сутью оратора в любое время и в любом месте;

    Отсутствие гнева - способствует развитию ЛК самоконтроль и ненасилие;

    Скромность - позволяет развить ЛК простота и диалектика;

    Отсутствие алчности - позволяет развить ЛК простота, скромность и диалектика;

    Отсутствие стремления к почестям - позволяет развить ЛК отсутствие алчности и скромность;



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта