Главная » Съедобные грибы » Где находится гоголевский бульвар. История названия бульвара

Где находится гоголевский бульвар. История названия бульвара

Следующий от площади Пречистенские Ворота к Арбатской площади. Длина Гоголевского бульвара составляет 750 метров, он предшествует Никитскому бульвару.

Бульвар может похвастаться неплохим благоустройством и отличным архитектурным окружением: его центральную часть занимает шикарная прогулочная аллея, озеленённая старыми липами, а по обе стороны от неё сохранилась качественная историческая застройка. На аллее установлено большое количество лавочек для отдыха прохожих, а также разбиты клумбы и высажены декоративные кустарники. Для детей предусмотрена игровая площадка. Бульвар имеет любопытное скульптурное оформление: в его начале (у станции метро "Кропоткинская") установлены скульптуры, изображающие героев русских сказок (курочка Ряба, дед и баба, различные животные), а в середине и конце - памятники писателям Михаилу Шолохову и Николаю Гоголю.

Вдоль бульвара размечены велополосы и оборудованы станции велопроката.

Ещё одной любопытной особенностью, отличающей Гоголевский бульвар от других, стала его трёхступенчатость: проезды и непосредственно сам бульвар располагаются террасами и находятся на разных высотных уровнях. Внутренний (относительно кольца) проезд занимает верхний уровень, прогулочная аллея - средний, внешний проезд - нижний. Такой необычный рельеф сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой, ныне убран в трубу), который протекал вдоль наружной части стены Белого города (фактически по внешнему проезду бульвара), имел довольно большой перепад высот между берегами.

Гоголь и Шолохов

Двумя самыми крупными и известными достопримечательностями Гоголевского бульвара стали памятники писателям Николаю Гоголю и Михаилу Шолохову, установленные на нём в разные годы.

Расположен в конце бульвара, у Арбатской площади. Он имеет долгую и довольно любопытную историю: впервые памятник писателю был установлен в 1909 году, к 100-летию со дня его рождения. Это был совсем не тот бодрый Гоголь, к которому мы привыкли: скульптура Николая Андреева изображала писателя сидящим в весьма скорбном виде - поначалу такое решение вызвало споры, но впоследствии горожане оценили его достоинства. Однако, в советские годы памятник решили заменить новым: прежнего Гоголя демонтировали и перенесли сначала в Донской монастырь, а затем в усадьбу Алексея Толстого на Никитском бульваре, а на его место в 1952 году поставили другого, работы скульптора Николая Томского.

Новый Гоголь бодро стоял во весь рост и слегка прищуривался. Согласно расхожей городской легенде, памятник заменили по личному распоряжению Иосифа Сталина, который недолюбливал прежнюю "грустную" скульптуру.

Памятник Михаилу Шолохову работы Иулиана и Александра Рукавишниковых - один из относительно недавних московских памятников, его установили в 2007 году.

Он ещё не успел заслужить всенародной любви, как бронзовый Гоголь, но уже попал в списки известных московских достопримечательностей ввиду довольно необычного исполнения: писатель сидит в лодке, установленной на наклонной плоскости, которая совмещена с фонтаном. Вокруг него размещены лошадиные головы, и в тёплое время года, когда фонтан включают, это выглядит так, словно бронзовый писатель переправляется на лодке среди плывущих лошадей.

История Гоголевского бульвара

Как и другие бульвары Бульварного кольца, Гоголевский сформировался вдоль участка снесённой Белгородской стены. Крепостная стена защищала Белый город в 16-18 веках, но с ростом Москвы утратила оборонное значение, и в 1770-1780-х годах была разобрана, а на её месте впоследствии заложили бульвары.

Своё название Гоголевский бульвар получил в 1924 году, когда отмечалось 115-летие со дня рождения Николая Гоголя. До этого его называли Пречистенским - по близости к и площади Пречистенских ворот, которые получили свои названия по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в Новодевичьем монастыре.

После сноса стены на бульваре обустроили прогулочную аллею с мостиками через Черторый. Однако, несмотря на расположение в респектабельном аристократическом районе, Гоголевский бульвар не стал излюбленным местом прогулок московской знати: возможно, дело было в сырости и тумане, которые давал ручей. Впрочем, появлению здесь богатых дворов и городских усадеб дворян и купцов это не мешало. В пожаре 1812 года застройка сильно пострадала от огня, но довольно быстро была восстановлена. Гоголевский бульвар помнит большое количество известных людей, которые здесь жили, либо останавливались в разные годы: Сергея Третьякова, Фёдора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Александра Пушкина, Петра Чайковского и других; в советские годы в одном из домов жил Василий Сталин с семьёй.

В конце 19 века бульвар ждали перемены: в 1870-х годах Черторый убрали в подземный коллектор, а чуть позже, в 1887 году, по нему проложили линию конки. В 1911 году конку заменили электрическим трамваем, и Гоголевский бульвар стал частью кольцевого маршрута "А" (он проходил по всему Бульварному кольцу и замыкался на Кремлёвской набережной), но впоследствии рельсы с бульвара сняли, а в 1935 году в его начале была открыта станция метро "Кропоткинская" ("Дворец Советов").

Современный вид Гоголевский бульвар приобрёл в советские годы: в 1947 году, когда Москва отмечала 800-летие, Бульварное кольцо было реконструировано и благоустроено. С тех пор вид его бульваров не подвергался особенным изменениям.

Бульвар в культуре

Гоголевский бульвар довольно часто упоминается в литературных произведениях, искусстве и кино.

Так, на бульваре происходит действие двух сцен известного драматического фильма "Москва слезам не верит" (1979, Владимир Меньшов): здесь Катерина Тихомирова встречается с Родионом Рачковым, а через 20 лет на том же месте их встреча происходит вновь. Здесь же происходили события другой культовой картины - "Покровские ворота" (1982, Михаил Козаков): на бульвар, располагаясь чуть вглуби, выходит фасад дома, где и разворачивалось действие. Осенний Гоголевский бульвар можно увидеть в конце фильма "Холодное лето пятьдесят третьего..." (1987, Александр Прошкин).

Любопытное описание Гоголевского бульвара будущего дано в произведениях Кира Булычёва: здесь обустроены подогреваемые дороги и произрастают гигантские растения, которые выращивают юные биологи, а в местных "пущах" можно даже собирать грибы.

Как добраться

В наши дни Гоголевский бульвар превратился в одно из излюбленных прогулочных мест москвичей и гостей столицы, и неудивительно: это парадное лицо нашего города, а его культурный багаж даст фору практически любому другому общественному пространству.

А ещё здесь классная ночная подсветка, расцвечивающая деревья в разные цвета.

Гоголевский бульвар находится в районах Хамовники и Арбат. Добраться до него можно пешком от станции метро "Кропоткинская" Сокольнической линии.

Мы начнем нашу Большую прогулку по Бульварному кольцу с прогулки по Гоголевскому бульвару. В ходе нее мы пройдем весь бульвар от площади Пречистенских ворот до площади Арбатских ворот, ознакомимся с историей бульвара, интересными фактами, связанными с ним, и, конечно же, с его достопримечательностями.

Выходим из метро "Кропоткинская". Выход - последний вагон из центра, по указателю "К улице Волхонка". Выход из метро осуществляется по подземному переходу, наземного вестибюля западный выход станции "Кропоткинская" не имеет.

Главная достопримечательность этого района, несомненно, Храм Христа Спасителя , один из главных соборов столицы. И, хотя сам Храм и не расположен на Бульварном кольце, обойти его вниманием мы не можем. Подойдем поближе.

Справа - сквер Храма Христа Спасителя, в котором установлен памятник Александру II - Освободителю . Чтобы лучше рассмотреть его, спустимся в сквер, так как к Всехсвятскому проезду памятник расположен спиной.

Из сквера открывается великолепный вид, как на Храм Христа Спасителя, так и на памятник Александру II, у подножия которого разбит фонтан.

Скульптура императора расположена на мощном гранитном постаменте, окруженному львами (символ царской власти, а кроме того, символ достоинства и силы духа). На постаменте размещена бронзовая табличка, на которой перечисляются заслуги Александра II: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны.


Но сегодня наш путь лежит совсем в другую сторону. Пройдя по набережной, поднимаемся вверх по Саймоновскому проезду .


В небольшом сквере расположена деревянная часовня - Церковь иконы Божьей Матери "Державная" .

Икона, именем которой названа церковь, занимает особое место в ряду православных святынь. Считается, что на была явлена православному народу 2(15) марта 1917 года, в день отречения от престола Николая II.

В 1990 году на этом месте был установлен камень с надписью: "«Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте».

А в 1995 году была построена и сама часовня. Здесь совершались богослужения о скорейшем возрождении Храма Христа Спасителя, за строителей и благотворителей.

Напротив часовни расположен Доходный дом З.А. Перцовой - памятник архитектуры начала ХХ века в стиле модерн.


Мы находимся на площади Пречистенских ворот. В левой ее части мы видим памятник Фридриху Энгельсу .

Перейдя по пешеходным переходам на другую сторону площади, мы оказываемся в начале Гоголевского бульвара. Своеобразным входом на бульвар служит арка восточного вестибюля станции "Кропоткинская". Напомним, что мы выходили из западного вестибюля.

На левой стене арки мы видим сразу две памятные доски.

Одна из них повествует прохожим, что до 1933 года на этом месте стояла Церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1493 году. Вторая - касается уже самой станции метро. На ней написано, что вестибюль "Кропоткинской" станции является памятником архитектуры ХХ века.

Продолжением арки являются два ряда одноэтажных павильонов с небольшими магазинами, кафе и салонами сотовой связи.

Миновав их, мы оказываемся на самом бульваре. Прежде чем двинуться в путь, стоит сказать пару слов о его истории.

В XVI веке, когда на месте сегодняшнего Бульварного кольца возвышались стены Белого города, его юго-восточный склон омывал ручей Черторый. Фактически на его месте впоследствии и расположился Гоголевский бульвар. А поскольку берега ручья были разной высоты (внутренний, со стороны крепости, более крутой, а внешний более пологий), то и бульвар имеет трехступенчатый рельеф. Внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней.

Свое современное название бывший Пречистенский бульвар получил в 1924-м году, в год 115-летия великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Интересный факт: на Гоголевском бульваре происходят события оскароносного фильма "Москва слезам не верит". На скамейках этого бульвара встречаются главная героиня фильма Катя Тихомирова и Рудольф Рачков. Происходит это дважды. В самом начале фильма, и потом, на этом же самом месте, спустя двадцать лет.

Архитектурный облик Гоголевского бульвара сложился после Отечественной войны 1812 года. Большинство построек здесь двух или трехэтажные и относятся к XIX веку. Лишь редкие из них построены в XVIII или, наоборот, в ХХ веке.

Один из таких домов расположен в самом начале бульвара, дом №4 - Городская усадьба князей Оболенских-Некрасовых, построена архитектором Р.И. Клейном во второй половине XVIII века.

Следующее за ним здание, дом№6 - Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых . Известна не столько своей архитектурой, сколько с точки зрения истории. Дело в том, что в 1873-92 гг. в здании находилась художественная коллекция мецената С. М. Третьякова.

А вот здание дома №8 стр.1, хотя и не выбивается из единого архитектурного облика бульвара, построено уже после Октябрьской революции, в 1930 году. Это, так называемый "дом-комунна", построенный для советских рабочих. Ранее на его месте стояла Церковь Ржевской Божьей Матери, уничтоженная годом ранее.

Перейдем на нечетную сторону бульвара. Здесь, кстати, стоит оговориться, что пешеходных переходов на Гоголевском бульваре (как и на всем Бульварном кольце) достаточно много, и проблем с переходом с одной стороны улицы на другую у нас не возникнет.

Минуя дом №5, заглянем в Гагаринский переулок. Здесь мы увидим небольшое двухэтажное здание. Это Усадьба П.В. Нащокина . На его стене мы обнаружим памятную доску, повествующую нам о том, что в 1831-1832 годах А.С. Пушкин жил здесь у своего друга П.В. Нащокина.

Вернемся на бульвар. Напротив дома №10 на бульваре установлен памятник Михаилу Шолохову , известному советскому писателю, лауреату Нобелевской премии.

Памятник представляет собой целую скульптурную композицию. На ней Шолохов в лодке переплывает Дон. А сзади за ним - две группы лошадей, плывущие в разные стороны.

По замыслу автора работы, скульптора А. Руковишникова, лошади символизируют Красную и Белую Армии, которым не по пути. А посередине - скульптура маленького жеребенка, который не знает, за кем же ему плыть. Частью композиции является также каменная скамья (остальные скамьи вокруг памятника обычные деревянные). На ней с двух сторон изображены сюжеты Гражданской войны.

Памятник расположен на фоне Усадьбы Цурикова . Она известна тем, что в XIX веке ее владельцем был Михаил Нарышкин, и здесь проходили тайные заседания декабристов. Здесь же хозяин домв и другой декабрист - Иван Пущин были арестованы. Об этом прохожим напоминает памятная доска, на которой изображены руки, закованные в кандалы.

Сейчас в этом здании располагается Союз художников России.

Движемся по бульвару дальше. В теплое время года здесь регулярно проводятся различные выставки картин и фоторабот. Разумеется, бесплатные. Вдали мы уже видим окончание бульвара и памятник тому, в честь кого он назван - Николаю Васильевичу Гоголю . Однако памятник расположен спиной к бульвару, поэтому подойдем поближе и обойдем его с фронтальной стороны, с площади Арбатских ворот.

Об истории создания этого памятника стоит рассказать отдельно. Скульптура работы Н. Томского была установлена в 1951 году. Однако памятник Гоголю на Бульварном кольце (причем ровно на этом же месте) уже был. В 1909 году, в год 100-летия писателя здесь был установлен памятник Гоголю скульптора Н. Андреева.

Однако он никогда не нравился Сталину. На той, более старой скульптуре, Гоголь изображен в минуту тяжелых раздумий, мрачный и обессиленный. Так, по мнению "вождя народов", не должен выглядеть национальный герой. Поэтому в 1951 году скульптуру заменили. Теперь великий писатель предстает перед прохожими статным, красивым и полным жизни.

Забегая вперед, скажем, что с упомянутой работой Н. Андреева мы еще увидимся. Она расположена на нашем маршруте дальше, на Никитском бульваре . Но об этом позже, будем соблюдать последовательность.

Выйдя на площадь Арбатских ворот, мы предлагаем Вам немного отклониться от маршрута и свернуть влево в Малый Афанасьевский переулок. Пройдя по нему, мы окажемся в Филипповском переулке (они идет параллельно Гоголевскому бульвару).

На этом можно было бы, и закончить первую часть нашей прогулки, но мы предлагаем осмотреть еще пару достопримечательностей, расположенных в непосредственной близости от метро. Обогнув здание метро, мы оказываемся перед кинотеатром "Художественный" .

Памятная доска на его фасаде гласит, что этот кинотеатр является одним из старейших кинотеатров Москвы (открыт в 1909 году), а само здание кинотеатра - памятник архитектуры, охраняемый государством.

Рядом с входом в кинотеатр расположен небольшой памятный знак, похожий на православный Храм, но гораздо меньшего размера.

Надпись на нем сообщает нам, здесь располагалась древняя церковь, построенная в XV веке, и разрушенная в 1930 году. И называлась она Церковь Бориса и Глеба. Точно также как Храм, который мы прошли минуту назад.

Таким образом, нетрудно догадаться, что в годы воинствующего атеизма Церковь Бориса и Глеба была уничтожена, а по прошествии, без малого 70 лет, воссоздана заново. Но, поскольку за эти годы на площади появились новые здания, значительно расширилась магистраль Бульварного кольца, то построить церковь на первоначальном месте не представлялось возможным. Поэтому место для строительства выбрали чуть в стороне.

Бросив взгляд на противоположную сторону площади, мы можем увидеть две, расходящиеся от нее, улицы.

А наша прогулка на этом закончена. Мы можем спуститься в метро "Арбатская" либо же перейти ко второй части Большой прогулки по Бульварному кольцу - Прогулке по Никитскому бульвару.


К середине XVI века от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал. Там, где его разрезают улицы дороги, лучами расходящиеся из Кремля, сооружают бревенчатые, укрепленные землей и дерном ворота. Однако для отражения многочисленных полчищ земляной вал с деревянными воротами был плохо приспособлен, поэтому решили воздвигнуть каменную стену вокруг Москвы. Новая стена воздвигалась по кромке уже существующего земляного вала, т.е. тоже проходила по линии современного Бульварного кольца. Руководил строительством крупнейший зодчий той эпохи – Федор Савельевич Конь. Стену назвали Белым городом (в то время это слово имело два значение – и поселение, и ограда, защищающая это поселение). Полностью завершенный к 1593 году, Белый город представлял собой надежную оборонительную твердыню и прекрасное архитектурное сооружение. Даже недостроенный, Белый город сыграл свою роль в обороне столицы. Орды крымского хана Казы-Гирея, подошедшие в 1591 году к Москве, увидев грозную стену, не решились ее штурмовать и отошли без боя.
В середине XVIII века стена Белого города потеряла свое фортификационное значение: она отстала от уровня развития военной техники, да и неприятель перестал беспокоить столицу окрепшего и расширившегося государства. И в 1774 году вышло предписание место под бывшей стеной Белого города разровнять и обсадить деревьями, те есть завести бульвар по западному образцу. Однако по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812 года, когда почти полностью выгоревшие кварталы стали быстро отстраиваться заново.
В юго-западной части современного бульварного кольца расположена Пречистенская площадь. Некогда здесь стояли ворота Белого города и назывались они Чертольскими, по протекавшему здесь ручью Черторою, а с 1658 года - Пречистенскими – по улице Пречистенке , которая вела к Новодевичьему монастырю, где находилась икона Пречистой Божьей Матери. После революции в 1924 году площадь переименовали в Кропоткинскую, в память революционера и ученного-географа Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921). В 1993 году площадь переименовали в площадь Перчистенских ворот.
Начинающийся здесь бульвар тоже до 1924 года назывался Пречистенским – по воротам. Затем был переименован в Гоголевский – по памятнику Гоголю, стоявшему другом конце бульвара.
Гоголевский бульвар был устроен вскоре после 1812 года. Весьма своеобразен его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, внешний проезд – на нижней. Такой перепад высот обусловлен тем, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу Черторыя. Ручей, в 1870-х годах заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Пречистенской площади ходит троллейбус.
До 1860 годов бульвар был одним из самых заброшенных, а началу своей популярности обязан, в первую очередь, императору Александру II. В моду у дворян этот бульвар вошел с прогулок по нему государя императора, во время одного из высочайших пребываний в Москве.
В 1909 году, к 100-летию со дня рождения Гоголя, недалеко от дома № 7а по Никитскому бульвару, где прошли последние четыре года жизни писателя, и где за десять дней до его смерти в камине сгорел второй том «Мертвых душ», на Перичтенском бульваре писателю поставили памятник работы Николая Андреева. Гоголь на нем изображен сидящим в расслабленной позе и печально смотрящим вниз. А внизу на постаменте барельефные изображения его персонажей. Готовили памятник почти тридцать лет: в 1880 году было принято решение о его установке в Москве, а потом долго собирали деньги, разрабатывали проект, потом Николай Андреев работал над образом Гоголя – в общем понадобилось на это 29 лет. А в 1952-м году, к 100-летию смерти, Андреевского Гоголя оттуда убрали, потому что советское руководство посчитало, что памятник недостаточно оптимистичен и отправили его в Донской монастырь, где в то время был музей скульптуры. А на Гоголевском бульваре поставили памятник работы Томского, на котором писатель бодрый и довольно ординарный.
В 1959 году памятник Андреева все-таки извлекли из Донского монастыря и поставили во двор того же дома №7а, где писатель прожил последние дни. Таким образом получилось, что в Москве два Гоголя - один оптимист, другой – пессимист.
Еще один памятник появился на Гоголевском бульваре совсем недавно, в 2007 году, писателю Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Писатель изображен в бронзе, сидящий в лодке на веслах, мимо которой проплывают лошади. По замыслу скульптора они символизируют белых и красных. Идея установки этого памятника неоднозначно была воспринята общественностью, многие считали не уместно его расположение, так как Шолохов мало жил в Москве и Гоголевский бульвар традиционно связывают с литературой XIX столетия, а не XX, в котором писал Шолохов.
Из примечательных зданий на бульваре хотелось отметить здание №3, которое стояло еще в 1806 году и принадлежало княжне Софье Волконской. Вверху были жилые помещения, низ сдавался под лавки. В 1899 году здание, купленное булочником Филипповым, было надстроено третьим этажом.
Дом № 5 построен в 1852 году архитектором Н.И. Козловским, долгие годы здесь жил архитектор К.А. Тон, наблюдавший за строительством сооружаемого по его проекту храма Христа Спасителя. В 1920-х годах в квартирах этого здания жили выдающийся кинорежиссер В.И. Пудовкин и педагог С.Т. Шацкий.
Дом № 6 с 1870 года принадлежал С.М.Третьякову, брату основателя знаменитой картинной галереи. Сам также страстный собиратель живописи, поручает своему зятю архитектору А.С. Каминскому, перестроить дом в модном тогда русско-византийском стиле. После смерти Третьякова в 1892 году дом покупает крупный банкир и промышленник Павел Рябушинский – тот самый, что призывал «задушить революцию костлявой рукой голода». У Рябушинского в 1916-1917 годах собирались, обсуждая планы предотвращения революции, наиболее реакционные представители московской буржуазии. В 1918 году здесь обосновался Революционный трибунал, затем Военная прокуратура, после войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР, а с 1987 – правление Российского фонда культуры.
Дом №10 являет собой образец русской классической архитектуры конца XVIII века. Дом принадлежал родителям декабриста полковника М.М. Нарышкина, у которого постоянно собирались его единомышленники, в том числе Рылеев, читавший здесь свои «Думы». В январе 1826 года в этом доме Н.Н.Нарышкин был арестован. В 1830 году дом переходит во владение Удельной конторы, ведавшей всеми землями и другим недвижимым имуществом императорской фамилии. В 1860-1870 –х годах этой конторой управлял И.И. Маслов, весьма культурный и уважаемый человек. У него часто останавливался И.С. Тургенев, приезжая в Москву. Известный портрет писателя, выставленный в Третьяковской галерее, Репин писал именно в этом доме. В 1969 году, после реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР.
Дом № 14 перестроенный в 1863 году из двух зданий, до революции принадлежал сестре фабриканта С.И. Зимина, более известного в качестве театрального деятеля, основателя оперного театра, друга Ф.И. Шаляпина. В 1920-х годах здесь помещался Верховный суд. В 1956 году дом был переоборудован, и в нем открылся Центральный шахматный клуб СССР.
Старенький трехэтажный дом № 31 с балконом, перестроенный в середине XX века из особняка 1820-х годов. В 1872 году здесь открылась частная женская гимназия прогрессивного русского педагога С.Н. Фишер, добивавшейся права вести обучение по полному курсу мужской классической гимназии. Это было невиданным в те времена «экспериментом», и гимназия сразу оказалась в центре внимания как общественной, так и властей. Двухэтажный корпус во дворе интересен своим литературным прошлым. Здесь в 1910 году открылось издательство символистов «Мусагет», которое возглавлял поэт Андрей Белый и где бывали В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, И. Северянин.

Дополнительная информация:
Район:

Одно из красивейших мест столицы России, которое имеет историческую ценность - Гоголевский бульвар. Он является одной из составляющих знаменитого Бульварного состоящего из 10 бульваров, и хранит дорогие нам всем имена, судьбы и названия. Когда люди здесь строили дома, которые мы сейчас видим, жили в них, страдали, сражались и любили, они не думали, что создают историю и творят культуру. Пройти бульвар можно за 15 минут, но для того чтобы рассмотреть его, оценить красоту, потребуется намного больше времени.

Общее описание

Началом Гоголевского бульвара считается площадь Пречистенские ворота, вход на которую открывает оригинальная арка. Следует отметить, что именно эта площадь является и началом Бульварного кольца. Попасть сюда можно с помощью метро, выйдя на станции «Кропоткинская». Оканчивается бульвар у ворота. Он спускается тремя террасами, начиная от внутреннего, высокого проезда и заканчивая внешним, более низким.

Гоголевский считается одним из наиболее живописнейших участков Бульварного кольца, богатым зелеными насаждениями. Здесь можно увидеть и зеленый клен, и высокий тополь, и тихий ясень. В период аромат этого дерева наполняет весь бульвар.

От истории до современности

Гоголевский бульвар имеет весьма интересную историю. Свое название он получил в 1924 году, а до этого именовался Пречистенским. Прежнее название он носил благодаря тщательно оштукатуренной стене, которая окружала Белый город и находилась как раз на том месте, где сейчас расположен бульвар. Сам Белый город возвышался на крутом берегу ручья Черторой, который в 1870 году заключен в подземную трубу. В него впадал еще ручей Сивец, со временем высохший, а современная улица, расположенная на этом месте, носит название Сивцев Вражек. Знаменитый пожар в 1812 году не прошел мимо Пречистенского бульвара. Во время этого события большинство строений было разрушено. По истечении некоторого времени ему почти полностью вернули привычный всем облик, а в 1880 году здесь проложили конную железную дорогу. В 1911 году гужевой транспорт сменили на трамвай, а в 1935 году была открыта первая станция метро на бульваре «Дворец Советов», а ныне - «Кропоткинская». Название, которое бульвар имеет сегодня, он получил в 1924 году, в день празднования 125-летия Н. В. Гоголя - известного русского писателя.

Архитектурные секреты Гоголевского бульвара: нечетная сторона

Гоголевский бульвар таит в себе множество тайн, в частности архитектурных. Обе его стороны по-своему эстетичны, причем каждая из них имеет свою индивидуальность и характер. Нельзя не обратить внимания на особняк №5, построенный для светского советника Секретарева. Позже здесь проживал известный архитектор Тон. А в начале 20 века в этом доме проживала семья Василия Сталина. Привлекает туристов и дом №23 своими витражными лопатками, находящимися между окнами на пятом этаже. В летнее время в солнечный день можно отчетливо рассмотреть цвет керамических вставок, которые сливаются с небом. Пройдя немного по бульвару, можно увидеть небольшую церквушку (№29), строительство которой относится к 17 веку. Она украшена полукруглыми витражами и расположена в одном из дворов. Дом №3 также вошел в историю благодаря проживавшей здесь в начале 19 века княжне С. Волконской. Дом №49 известен тем, что в нем проживал генерал А. П. Ермолов.

Постройки четной стороны бульвара

Не менее знаменита и четная сторона. Вообще, Гоголевский бульвар известен тем, что здесь практически в каждом доме в тот или иной период проживали известные люди. Так, известнейший русский писатель А. С. Пушкин любил проводить время в доме №2, а в доме под номером 6 проживал брат знаменитого мецената П. М. Третьякова, городской голова С. М. Третьяков. В 1930 году здесь был построен Дом Художников, проект которого разрабатывала целая группа архитекторов, среди которых - такие как Борш, Владимиров и Леонидов.

Продолжаем рассматривать Гоголевский бульвар. 10 дом заслуживает особого внимания. Он является ярким образцом московского классицизма и представляет собой двухэтажное сооружение, построенное по проекту М.Ф. Казакова. Помимо этого, дом известен и тем, что здесь проживал известный декабрист М. Нарышкин. Сейчас на здании можно увидеть мраморную доску, на которой изображены кандалы, переплетенные веткой лавра. Центральный шахматный клуб разместился в доме под номером 14. Еще в 19 веке это здание представляло собой своеобразный центр музыкальной жизни Москвы. Здесь бывали такие известные личности, как Рахманинов, Шаляпин, Глазунов. Дом №16 представляет собой превосходный особняк, строительство которого относится к 1884 году. Целый квартал, начиная от Колымажной улицы и заканчивая Арбатской площадью, занимает ограда Министерства обороны и корпус Александровского военного училища.

Музей Современного искусства

Но это еще не все о доме, которым так гордится Гоголевский бульвар. Музей Современного искусства, который пользуется огромной популярностью у туристов, расположен в доме №10, о котором уже упоминалось выше. Это первый российский музей, который специализируется на искусстве 20-21 веков. Его открытие произошло в 1999 году под руководством Зураба Церетели. Он отдал музею свою личную коллекцию, которая состояла более чем из 2000 работ известнейших художников 20 века. В настоящее время фонды значительно увеличились. С целью поддержки молодых художников при музее открыта школа современного искусства, предлагающая двухгодичную программу обучения.

Символ Гоголевского бульвара

Продолжаем рассматривать интереснейшие постройки и сооружения, которыми так славится Гоголевский бульвар. Музей является не единственным местом, которое стремятся посетить многочисленные туристы. Символом бульвара считается который имеет довольно долгую историю. Первоначально на этом месте стоял памятник, изготовленный скульптором Андреевым. Он вызывал очень много споров в московской аристократической среде. Это была Гоголя, который задумчиво сидел на скамейке с низко опущенной головой. В 1951 году его убрали, а вскоре был установлен новый памятник, представляющий собой скульптуру Гоголя в полный рост с мягкой улыбкой на лице. Через 8 лет было решено вернуть и прежнего Гоголя.

Памятник Шолохову

Но здесь это не единственная скульптура. Среди многочисленных творений есть одно, которым так гордится Гоголевский бульвар - памятник Шолохову, который расположен практически в самом конце. Он был установлен в 2007 г. Это бронзовая скульптурная композиция, где писатель сидит в лодке, а позади него плывут в разные стороны лошади.

Гоголевский бульвар фигурирует в кадрах многих фильмов. Так, в кинокартине «Москва слезам не верит» здесь происходили действия двух сцен. Именно здесь Катя Тихомирова впервые встречается с Рудольфом Рачковым, и здесь же происходит их встреча через 20 лет. Гоголевский бульвар, 10 дом в частности, можно увидеть в фильме «Покровские ворота», где сцены разворачиваются возле дома и по Нащокинскому переулку бульвара. Увидеть кадры с Гоголевским бульваром можно и в конце фильма «Холодное лето 53-го», когда главный герой фильма Басаргин после тяжелого разговора с родственниками погибшего товара идет вдаль.

Садитесь по удобнее я расскажу вам сказку:))) В этом особняке я провела два дня культурного наследия. Так что историю его копала основательно.

Усадьба, которая теперь украшает бровку высокого "берега" Гоголевского бульвара, сформировалась тут еще в 18 веке. Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине XVIII столетия при князе Петре Александровиче Меншикове и представлял собой каменные палаты.
К стене Белого Города он стоял как и положено задом, а красивым фасадом и въездом с пилонами ворот он выходил к Большому Знаменскому переулку. По сторонам пилон стояли службы образуя парадный двор.

картинки кстати большей частью не мои. Я снимала на телефон. не умею делать два этих дела одновременно - снимать и вести экскурсию):


В 1806-м году у усадьбы новый владелец полковник Андрей Егорович Замятин. Он расширил палаты двумя симметричными пристройками. Усадьба пострадала в пожаре 1812-го года. Замятнин перестроил дом, развернув его на 180 градусов.


Парадная анфилада с красивым шестиколонным портиком под треугольным фронтоном смотрела теперь свысока на новый Пречистенский бульвар, появившийся на месте снесённой стены Белого города.
Усадьба видна на этом снимке 1867 года она крайняя справа на фотографии.
Дом в плане имеет букву П.
Далее усадьбой владели статский советники камергер Дмитрий Михайлович Львов и почётная гражданка купчиха Ольга Андреевна Мазурина. Фамилия Мазуриных до 1917 года была накрепко связана с этим особняком. И возникает при всех последующих владельцах.
В 1854 году Ольга Андреевна на части своей территории слева от дома, которая граничила с территорией церкви Ржевской Божьей Матери строит здание Богадельни при церкви, которую содержит до своей смерти.
В 1871 году Мазурина умерла. Усадьба согласно её завещанию отошла во владение церкви и в том же году была проданы также купцу Сергею Михайловичу Третьякову (31 января 1834-6 августа 1892)(мы с ним кстати в один день родились).

Сергей Михайлович младший любимый брат Павла Михайловича Третьякова. Братья продолжали дело своего отца Михаила Захарьевича Третьякова сначала торговое, потом промышленное. Они были «льнянщики». А лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем В.Д. Коншиным учредили в 1866 году большую льняную мануфактуру(льнопрядильную и льняноткацкую фабрику на Волге) - Большую Костромскую Мануфактуру.

Сергей Михайлович женился рано, 24 октября 1856 г., на дочери купца Сергея Алексеевича Мазурина Елизавете Сергеевне(1837-1860). Так Третьяковы породнились не только с Мазуриными, но и Боткиными. Софья Сергеевна Мазурина (сестра Лизы) была женой Дмитрия Петровича Боткина.
"Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П. Зилоти. "Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты."
6 декабря 1857 года у них родился сын Николай (1857-1896). Но счастье длилось недолго.
В 1860 году родами дочери Марии Елизавета Сергеевна умерла. На Даниловском кладбище в семейной усыпальнице появились две дорогие сердцу Сергея Михайловича могилы.

Оставшись рано вдовцом, Сергей Михайлович возглавил парижское отделение фирмы и много времени проводил в Париже. Сын Николай воспитывался у бабушки Александра Даниловны и младшей сестры Надежды Михайловны Гартунг в Обыденском пер.

В отличие от старшего брата, Сергей Михайлович был человеком светским, и некоторым мог показаться даже несколько легкомысленным, о чем имеются свидетельства его современников. Но это при не слишком близком с ним знакомстве. Ценитель музыки и французской живописи XIX века, он был всегда на виду.

В 1868 году он вновь женится. Избранницей его становится Елена Андреевна Матвеева. Дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Своим дворянством Елена Андреевна очень гордилась и все время его подчеркивала. Характер имела вздорный и тяжелый. Семьи братьев не дружили. Вера Николаевна с трудом переносила новую невестку.

Вот для блестящей светской жизни, к которой стремилась жена и был куплен новый дом.
Для коренной перестройки особняка приглашен был конечно зять архитектор Александр Степанович Каминский.


Ансамбль со стороны бульвара представляет собой двухэтажный главный дом на подвалах. Его оштукатуренный фасад имеет симметричную композицию с равномерно расчленённой окнами поверхностью стены в протяжённой центральной части, и с двумя массивными башнеподобными ризалитами, завершёнными палатками, по краям. Дом выстроен в неорусском стиле. Декор арочек, консолей придают зданию сходный с постройками древнерусского зодчества облик.

В боковых частях зодчий широко использует характерные формы древнерусской архитектуры: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники и другие элементы.Крыша в виде палатки усложнена с каждой из четырёх сторон окнами-люкарнами.

Главный вход в здание смещен в право и выделен красивого узора металлическим козырьком на тонких чугунных колоннах - любимой и часто используемой Каминским в своих проектах деталью.

Нижний этаж, где размещались людские комнаты, кладовые, кухня и прислуга, был оформлен весьма просто.
Первоначальные каменные своды в ходе перестройки Каминским были заменены железобетонными сводами «монье». Это одно из первых применений этой конструкции в Москве. да еще в таком масштабе. Во втором этаже во всю длину особняка была оформлена парадная анфилада залов.
Ососбняк сразу был расчитан на парадную, шумную толпу гостей, многочисленные приемы, банкеты и так далее.

Вестибюль бал оформлен весьма скромно. Из него посетители попадают на парадную лестницу оформленную в классическом стиле с греческими меандрами и пальметами

над зеркалом в классическом портике гостей встречал портрет хозяйки кисти художника А.А. Харламова

Особенно богато отделаны парадные залы, до сих пор сохранившие разнообразную отделку. Все они отделаны в разных стилях. В 1871 году это еще было в диковинку - стиль историзма. Но потом это вошло в моду и каждый дом имел готические, романские, рокайльные, барочные комнаты.

с верхней площадки лестницы гости попадали в бальный амурный зал.
(хорошие фотографии мне любезно представлены для поста уважаемой mirandalina )
Он отделан очень пышно лепниной с большим количеством амуров, поэтому его теперь называют амурным.

Сергей Михайлович с детства дружил с Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Его очень любила даже Елена Андреевна. Именно на ее руках он скончался в Париже в 1881 году.

И в этом зале великий пианист и композитор играл очень часто.
Третьяков с зятем Николаем Александровичем Алексеевым (он был женат на родной племяннице Сергея и Павла) и Рубинштейном были Директорами Московского отделения Императорского Музыкального Общества и в этом зале можно сказать создавалась московская консерватория.
Здесь выступали самые выдающиеся музыканты того времени.
Жена и дочери Павла Михайловича только ради них терпели общение с высокомерной и вздорной родственницей:)))

Двери в зале отделаны шпоном карельской березы и обильной позолотой (вот не думаю чтот позолоты столько было при Сергее Михайловиче)

С 1877 по 1881 года Сергей Михайлович был Московским Городским Головой. Именно на его срок выпало создание и установка в Москве памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре.
В это время его жена пишет: «Общее настроение – жизнь только с Пушкиным». «Приняв памятник этот в свое владение, – сказал С.М. Третьяков, – Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние."
Многочисленные торжества в июне 1880 года, которые были связаны с этим событием во многом проходили именно в этом зале. А тожественный обед в соседней столовой

Этот одна из первых столовых, выполненных в готическом стиле. Каминский мастерски использовал детали старых готических построек в декоре и убранстве.

Главным в зале становится огромный средневековый камин.

В стенах спрятались шкафы и двери в буфетную. Куда вела чугунная лестница для прислуги, которая по ней снизу из кухни подавала кушанья наверх господам...

В 1873 году к основному зданию справа Каминский пристраивает здание галереи в два больших этажа.

Сергей Михайлович собирать картины начал чуть позже брата.
Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценностью, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он, создал уникальную коллекцию западноевропейской живописи. Собирал он в основном художников французской школы сначала это были барбизонцы, которых ы то время в России почти никто не собирал. Кстати учителем его в этом деле был Дмитрий Петрович Боткин и Иван Иванович Щукин.
В общей сложности, в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских живописцев.
Шедеврами коллекции были «Деревенская любовь» Ж. Бастьена-Лепажа


«Купание Дианы» Коро,

Составление букета Михая Мункачи
и мн. другие, что етперь составляют коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но нельзя сказать, что С.М. Третьяков собирал только заграничных художников. У него была собрана неплохая галерея русских художников. Но они чаще всего висели в галерее брата.
А вот в этом особняке всегда были

«Птицелов» Перова,

«Бабушкин сад» Поленова,

«Лунная ночь» Крамского.
это портрет хозяйки особняка.

А также тут находились сульптуры

Мраморный "Иван Грозный" М. Антокольского.

В 1880-е годы сбылась мечта Елены Андреевны - мж получил дворянство и звание статского советника. В 1889 году она все таки уговорила мужа больше жить в Петербурге, поближе к высшему обществу и царю.
Там в на даче в Петергофе в августе 1892 года он скончался неожиданно от разрыва аорты. Был перевезен в Москву и похоронен на Даниловском кладбище.

Смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Завещание бывшего московского головы читается как признание в любви к старшему брату и родному городу: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и ввиду сего представить в собственность московской городской думе свою часть дома, обще нам принадлежащего, состоящего Якиманской части, в приходе Св. Николая, что в Толмачах, где помещена его художественная коллекция, то и я часть этого дома, мне принадлежащего, предоставляю в собственность московской городской думе, но с тем, чтобы дума приняла те условия, на которых брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование. Из художественных произведений, находившихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, что найдет нужным, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников». (вот откуда байка что С.М. собирал только западную живопись. Просто русская его коллекция давно уже висела в Толмачах.)

Кстати ее мечта быть представленной ко двору и лично государю свершилась. С 1893 году она проживала в Петербурге на Английской набережной.
В 1911 году вдова Сергея Михайловича Третьякова, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев.
Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата».
Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой в размере 300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.
В 1914 году Ратная палата превратилась в музей Великой войны. Потом была закрыта и почти разрушена. В 2008 году здание Ратной палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.
Вот так вот.
Ну это лирическое отступление...

В 1893 году Елена Андреевна продает особняк Павлу Павловичу Рябушинскому(1871-1924).

Старший из девяти сыновей Павла Михайловича Рябушинского и Александры Степановны Овсянниковой Павел Павлович в это время стал заместителем отца во всех делах.

На переломе веков Рябушинские считались одной из самых известных купеческих фамилий. Они владели текстильными фабриками, создали банкирский дом, на основе которого появился Московский коммерческий банк. Перед революцией Рябушинские начинают строительство автомобильного завода (знаменитого АМО). Очень интересную характеристику Рябушинским в книге «Купеческая Москва» дает Павел Афанасьевич Бурышкин: “Меня всегда поражала одна особенность, пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских, – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат.”

В 1893 году П. П. Рябушинский женился на Александре Ивановне Бутиковой, дочери суконного фабриканта Ивана Ивановича Бутикова, в 1896 году у супругов родился сын Павел. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата.
Она тут же развелась с нелюбимым мужем и вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. А в 1910 году ушла от него к Ивану Ивановичу Зимину...

А Павел Павлович в 1901 году женился на Елизавете Григорьевне Мазуриной (из купеческой семьи Голиковых), имевшей троих детей (две дочери и сына Константина) от первого брака с Константином Митрофановичем Мазуриным (опять Мазурины уже в третьем владельце!))).
Во втором браке у П. П. Рябушинского было двое детей, Анна и Сергей (умер в детстве).

В 1902-м году пространство северного зала парадной анфилады было усложнено эркером,

тогда же появился этот камин и зеркало в эркере

а гостиные получили новую отделку в духе неоклассики.


Павел Павлович на свои средства издавал журнал «Слово церкви» и еженедельник «Голос старообрядчества». Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку «Совету съездов представителей промышленности и торговли», издавал газету «Утро России». В его доме на Пречистенском бульваре проходили экономические чтения, собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция.
Именно в этих стенах в период с 1905 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.
Революцию он встретил в Крыму. У него к тому времени развилась астма.
В 1918 году все братья уехали в эмиграцию.
Умер он в совершенной нищете в 1924 году в Париже.

После прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал.
Позднее особняк находился в ведении Народного комиссариата по военным и морским делам, продолжительное время его занимали службы Министерства обороны СССР.

В 1986-87 году усадьба была передана Российскому (в ту пору Советскому) Фонду Культуры, во главе которого были Раиса Максимовна Горбачева и Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В 1993 году Российский Фонд Культуры возглавил Никита Сергеевич Михалков. В феврале 1994 года в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Только благодаря авторитету и настойчивости Михалкова средства на реконструкцию и реставрацию здания были выделены Правительством Российской Федерации. Российский Фонд Культуры удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.

Уже много лет в особняке идет еще одна реставрация, которая убрала все перестройки Минобороны. Например залы галереи были разбиты на этажи и теперь они воссозданы.
Внутренний дворик между зданиями перекрыт и создано еще одно пространство, в которое просится зимний сад, который будет украшен вот таким сохранившимся чугунным балкончиком

Люстра украшает лестницу

Ух я устала. Всем спасибо, кто дочитал до конца)))



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта