Главная » Съедобные грибы » Гигиенические требования к классной мебели. Классная комната

Гигиенические требования к классной мебели. Классная комната

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф.Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.

С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина:

Порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку (рис. 1). Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за конторками).

Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Наличие в классе шкафа весьма помогает учителю в сохранении в чистоте и порядке детских работ, наглядных пособий и другого учебного материала. Однако шкафы должны по возможности не отнимать места в классе - не уменьшать его площади и кубатуры. Кроме того, необходимо, чтобы на них не скапливалась пыль, а края их не могли стать причиной ушибов учащихся. Поэтому всего удобнее иметь в школе внутристенные шкафы, удовлетворяющие всем этим требованиям. Если шкафы монтируются в узких проходах, то в них целесообразно устраивать раздвигающиеся створки взамен открывающихся вперёд.

Каждое учебное помещение должно иметь удобное место для учителя. Стол учителя должен быть достаточного размера и иметь свободное пространство. При нём учитель может придвигать стул до отрицательной дистанции, располагать ноги свободно под столом и переносить часть тяжести корпуса на спинку стула, т. е. соблюдать неутомительную, правильную посадку. Желательна установка стола учителя на особом возвышении или устройство специальной кафедры. Это даёт возможность учителю лучше видеть учащихся в классе. Устройство кафедры особенно желательно в старших классах.

К общему оборудованию класса относятся также рейки по стенам. На них учитель вывешивает картины, таблицы и другие материалы. Наличие реек позволяет содержать стены в порядке и чистоте.

Размещение оборудования в классе, как это было видно уже на примере классной доски, отражается на гигиенических условиях занятий. Парты и стол учителя следует размещать на основе следующих требований:

А) парты ставятся так, чтобы свет падал на них слева;

Б) впереди ставятся более низкие парты, сзади - более высокие;

В) наружный ряд парт ставится на расстоянии не менее 50-70 см от окон; иначе учащиеся подвергаются неблагоприятным воздействиям потока холодного воздуха от стен и окон и от нагрева левой половины туловища отопительными приборами;

Г) средние проходы между партами надо делать не менее 70 см, иначе затрудняются вход и выход из класса и может создаться толчея в проходах;

Д) самое удаленное от света место занятий не должно находиться далее 6 м от окон (не далее двойной величины высоты верхнего края окна);

Е) последняя парта не должна ставиться далее 8 м от доски иначе учащиеся и преподаватель будут излишне напрягать зрение, слух и голос;

Ж) стол учителя может быть поставлен против среднего ряда парт или сбоку - впереди внешнего ряда парт.

Мебель учебных лабораторий . Занятия в учебных лабораториях естествознания, физики и химии включают большое количество демонстраций и практических упражнений. Записи в тетрадях занимают небольшую часть этих уроков; таким образом, высота мест занятий и приспособленность их к письму не имеют того значения, какое они имеют для занятий в классах.

Учебные лаборатории оборудуются столами с горизонтальными крышками, на которых удобно ставить опыты и проводить другие практические занятия. В учебных лабораториях занятия проводятся с учащимися нескольких старших классов, поэтому согласовать высоту столов с ростом детей нельзя. Столы делают высотой 72-75 см, так как при более высоких столах учащимся малого роста было бы неудобно работать за ними. Наряду с этим необходимо учесть, что любую установку, аппарат или прибор удобно рассматривать, если они находятся на уровне глаз или ниже, но не выше. Учитывая то, что многие аппараты имеют относительно большую высоту, надо предостеречь от изготовления высоких столов для учебных лабораторий. Пространство под лабораторными столами должно быть достаточно высоким, иначе учащимся будет некуда деть ноги и им станет весьма неудобно проводить опыты и наблюдения, требующие естественно спокойной и удобной позы.

Размер крышки стола должен быть не ниже 60 см и не короче 65 см на одного учащегося. Надо, чтобы ученик не был стеснён при размещении приборов во время опытов; кроме того, теснота может быть причиной несчастных случаев при некоторых химических и физических опытах.

Расстояние между столами должно быть из тех же соображений не менее 70-80 см.

Столы учебных лаборатории снабжаются иногда электрическими штепселями; в связи с этим надо обращать внимание учащихся на осторожное обращение с ними во время разных опытов.

Наличие набора реактивов на столе (в зависимости от опытов) и подводки воды и газа к столам химической лаборатории не только создаёт удобства в проведении занятий, но весьма ценно в гигиеническом отношении, так как устраняет ненужные и подчас опасные переходы по классу с реактивами, облегчает немедленное удаление использованных реактивов и т. д.

Столы учебных лабораторий должны быть весьма устойчивыми. Удобнее и гигиеничнее покрывать их сверху светлым линолеумом или окрашивать кислотоустойчивыми красками (протравлять кислотоупорными протравами). Использования табуреток взамен стульев в учебных лабораториях не следует допускать, так как учащиеся при этом быстрее утомляются и, кроме того, при облокачивании на сзади стоящие столы возможны несчастные случаи.

В школах, не имеющих водопровода, учебные лаборатории необходимо оборудовать настенным баком для воды (с возможной подводкой воды к столам). Это важно как для успешной организации занятий а обеспечения безопасности учащихся, так и для соблюдения правил личной гигиены (мытье рук).

Непременным оборудованием химической лаборатории являются вытяжные шкафы. Конструкция их может быть различна, однако они должны иметь сильную вытяжную вентиляцию (с электромеханическим побудителем) и плотное прилегание подвижных и неподвижных частей. Вытяжной шкаф удобно монтировать в стене между учебной лабораторией и лаборантской, ближе к наружной стене.

Предметы гигиенического оборудования в классной комнате . К предметам гигиенического обихода в школе относятся приборы санитарного узла, умывален и уборной и следующие приспособления: а) для питьевой воды, б) для очистки ног у входа в школу и в) для уборки здания; кроме того, к ним следует отнести мусорные ящики и плевательницы.

Для собирания мелкого мусора, обрывков бумаги, очисток карандаша в каждом помещении ставится мусорный ящик.

Мусорные ящики делаются стоячие и подвесные. Стенки ящика изнутри окрашиваются масляной краской. Ящик помещают вблизи выхода из класса, но не на ходу, а несколько в стороне.

Для уборки крупного мусора служит большой ящик у выхода. Как этот ящик так и небольшие ящики в классах очищаются одновременно с уборкой школьного здания.

Наиболее гигиеническим оборудованием для раздевальных являются вешалки с индивидуальными кабинками. При общих вешалках расстояние между крючками должно быть не менее 25 см. Тесное прилегание одежды одна к другой затрудняет проветривание и (после дождя и снега) просушку её.

В начальных классах (или в коридорах при них) желательно иметь индивидуальные шкафчики для халатиков, полотенец и туалетных принадлежностей.

Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела.



С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке .

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель суще­ствуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имею­щая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учени­ков ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция . Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высо­ко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за контор­ками).

Что касается правил рассаживания уча­щихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, неже­ли меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Компьютерные классы.

Компьютерная техника является источником излучений электромагнитных полей, потенциально опасных для здоровья человека. Неправильная организация рабочих мест с ПЭВМ приводит к усилению электромагнитных полей, превышению предельно допустимых уровней и неблагоприятной электромагнитной обстановке вокруг них. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более, причем, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м., между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2,0 м.

Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности – одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по -15 0 .

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста, что мы наблюдаем практически во всех сельских школах, наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом школьников. В этом случае рабочее место целесообразно оснащать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм., глубину не менее 400 мм., которая должна иметь регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 0 .Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Современный человек с неполных 7 до 16-17 лет большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом 75 % времени он находится в стенах своего класса или предметного кабинета. Естественно, что классная комната становится для ученика важным «местом обитания», а условия в ней влияют на формирование растущего организма, определяют его дальнейшее здоровье. Анализ результатов ежегодно проводимой диспансеризации показывает, что за время обучения в школе у многих учащихся происходит ухудшение здоровья. Так, в этом году выявлено 25 учащихся с нарушениями зрения, 15 – с нарушениями осанки, 17 – с хроническими заболеваниями органов дыхания. Поэтому мы решили изучить характеристики среды нашей классной комнаты, в которой «обитают» ученики 8б класса.

Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.

Отдельные свойства или части среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимыми или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать их выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.

Абиотические факторы – температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.

Биотические факторы – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на се6бе влияние других, вступает в связь с представителями своего вида и других видов, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир составная часть среды каждого живого существа.

Антропогенные факторы это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.

Изменения факторов среды во времени могут быть: 1). регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года или ритмом приливов и отливов в океане; 2). нерегулярными, без четкой периодичности, например, изменения погодных условий в разные годы; 3). направленными на протяжении известных, иногда длительных, отрезков времени, например, при похолодании или потеплении климата.

Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

Как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

Как ограничители, обуславливающие невозможность существования в данных условиях;

Как модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов;

Как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Положительное или отрицательное влияние переменного фактора на живые организмы зависит от силы его проявления. Как недостаточное, так и избыточное действие фактора отрицательно сказывается на жизнедеятельности особей. Благоприятная сила воздействия называется зоной оптимума экологического фактора или его оптимумом для организмов данного вида. Максимально и минимально переносимые значения фактора – это критические точки, за пределами которых существование уже невозможно. Гигиенические нормы, определяемые для классных помещений СанПиНами, лежат в зоне оптимума для человека.

Факторы среды, наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют возможность существования вида в данных условиях.

Совокупность всех факторов и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, составляют экологическую нишу данного вида. Описание конкретной экологической ниши может иметь несколько измерений.

3. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнаты.

Обеспечение гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях СанПиНов и строго регламентированы количественно. Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, необходимый режим вентиляции помещения и многое другое. Все это направлено на поддержание у учащихся высокой работоспособности на протяжении всего периода занятий. Микроклиматические параметры классных помещений и кабинетов должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, нормальную оксигенацию тканей, оптимальное функционирование зрительной системы.

Наша классная комната находится на третьем этаже здания школы. Расположена она с восточной стороны здания. Внутренняя отделка стен выполнена в соответствии с гигиеническими требованиями. Верхняя часть стен и потолок окрашены побелкой, нижняя часть стен окрашена краской для внутренних работ, что позволяет мыть эту часть стены. Цвет окраски стен зелено-голубой, тон холодный. Это соответствует рекомендациям, т. к. на восточной стороне здания в первой половине дня часто бывает солнечно. Косметический ремонт стен и потолка производился летом 2004 года. Пол имеет линолеумное покрытие, цвет коричневый. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения.

3. 2. Оценка воздушного режима.

Оптимальные условия воздушной средыважный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

Важным является контроль за химическим составом воздуха в учебном помещении. Идеальным вариантом было бы, если бы химический состав воздуха в классе соответствовал химическому составу чистого атмосферного воздуха (кислород – 20,94 %, углекислый газ – 0,03-0,04 %, азот – 78,04 %, инертные газы – около 1 %). Но такой состав в закрытых помещениях возможен лишь при двух условиях: если помещение как следует проветрено и в нем никого нет. Как только человек появляется в комнате, химический состав воздуха в ней меняется.

Следить за химическим составом воздуха нужно, так как во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами (запах пота и продуктов его разложения, соединения аммиака, летучие соли жирных кислот, соединения индола – все то, что делает воздух «спертым»). Эти летучие продукты получили название «антропотоксины». Они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота, иногда даже бывают обмороки. Вот почему необходимо следить за химическим составом воздуха.

Смена воздуха, или вентиляция, может быть естественной, обусловленной разностью температур внутри и снаружи помещения (тепловой напор), и искусственной, обусловленной применением специальных устройств (вентиляторы, эжекторы). Искусственная вентиляция может быть приточной (когда в помещение подается свежий воздух), вытяжной (когда из помещения удаляется плохой воздух) и смешанной (приточно-вытяжной).

В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна и отверстия в них (фрамуги), двери, специальные вентиляционные отверстия, щели в строительных конструкциях.

Расчет площади пола и объема помещения, приходящегося на одного ученика класса.

Длина класса Ширина класса Высота класса Площадь пола Объем класса

8,66 м 6,02 м 3,07 м 52,13 м2 160,05 м3

Расчет площади открывающихся фрамуг.

Длина фрамуги Ширина фрамуги Число фрамуг Площадь фрамуги Общая площадь фрамуг

0,97 м 0,32 м 2 0,31 м2 0,62 м2

Расчет площади вытяжных вентиляционных отверстий.

Длина вытяжного отверстия Ширина вытяжного отверстия Число вытяжных отверстий Площадь вытяжного отверстия Общая площадь вытяжных отверстий

0,2 м 0,2 м 3 0,04 м2 0,12 м2

Расчет площади входной двери класса.

Длина двери Ширина двери Площадь двери

2 м 0,87 м 1,74 м2

В классе 22 ученика. На одного ученика в классе приходится площадь 2,37 м2 (52,13/22), что соответствует требованиям санитарных норм (2-3 м2 на 1 ученика). Объем, приходящийся на 1 ученика, равен 7,28 м3 (160,05/22), что превышает установленные нормами требования (5-6 м3 на 1 ученика).

а). Определение коэффициента аэрации.

КА= S1 \ S, где S1 – площадь всех вентиляционных отверстий; S – площадь пола.

1). При работе только вытяжных вентиляционных отверстий.

КА= 0,12 / 52,13 = 0,0023

Этот показатель почти в 9 раз ниже установленных нормативов (0,02). Значит, работа только вытяжных вентиляционных отверстий не обеспечивает достаточной аэрации воздуха в классе.

2). При работе вытяжных вентиляционных отверстий и фрамуг.

КА = 0,74 / 52,13 = 0,014

В данном случае коэффициент аэрации ниже нормы на 0,006. Полная замена воздуха также не обеспечивается.

3). При работе вытяжных вентиляционных отверстий, фрамуг, при открытой двери.

КА = 2,48 / 52,13 = 0,048

В этом случае обеспечивается достаточная вентиляция класса.

Вывод: 1. Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется полностью открывать фрамуги и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т. к. возникает сильный сквозняк. 2. В классе имеется 3 фрамуги, но одна из них не может быть открыта, т. к. рама окна очень ветхая. Следует заменить рамы в классе, для того, чтобы обеспечивать более эффективную и безопасную вентиляцию воздуха.

б). Определение эффективности вентиляции.

Vвент. = k \ (p – q) · 0,67, где

Vвент. – необходимый вентиляционный объем воздуха;

K – количество углекислого газа, выделяемое за 1 час в литрах одним учеником (л/час) (в среднем каждый ученик выделяет за 1 час столько литров углекислого газа, сколько ему лет);

Р – предельно допустимое содержание углекислого газа в помещении (оно не должно превышать 1 л/м3 или 1 %);

0,67 – коэффициент, продолжительности урока (урок 40 минут).

Возраст ученика k (л/час) Vвент. (м3) Число учеников данного Общий вентиляционный объем возраста (м3)

13 лет 13 12,4 16 198,4

14 лет 14 13,4 6 80,4

Вывод: 1. Так как необходимый вентиляционный объем значительно превышает имеющийся объем воздуха в классе, то при отсутствии вентиляции за время одного урока в помещении класса будет накапливаться количество углекислоты, превышающее норму, что будет негативно сказываться на работоспособности учеников. 2. Необходимо, чтобы во время урока работали вытяжные вентиляционные отверстия. 3. Необходимо проветривать помещение класса на каждой перемене для восстановления нормального содержания углекислоты.

в). Изучение наличия твердых частиц в воздухе.

Данное исследование проводилось с помощью простейших индикаторов, изготовленных из клейкой ленты. Они были размещены в разных местах в классе: №1 – у доски, №2 – на второй парте центрального ряда, №3 – на задней стене класса на уровне глаз, №4 – контрольный экземпляр. Замер производился в течение одного дня (17 декабря). На полученных экземплярах мы видим, что индикаторы №2 и №3 отличаются от контрольного экземпляра незначительным посерением фона, на №3 есть следы 3-х загрязняющих частиц. Это говорит о том, что воздух в классе в основном содержит малое количество твердых загрязняющих частиц (пыль). На индикаторе №1 хорошо заметны следы меловой пыли.

Вывод: 1. Запыленность атмосферы в классе в зимний период незначительная. Удалению пыли способствует ежедневная влажная уборка помещения. 2. Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой, производить влажную уборку в районе доски в течение дня.

3. 3. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса.

Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:

1. Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.

2. Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.

3. Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.

4. Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.

5. Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.

6. Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.

7. Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Для определения соответствия мебели мы провели следующие антропометрические замеры.

А - высота голени (от пятки до колена, без обуви);

Б – длина бедра (от места причленения до колена);

В – передне-задний диаметр грудной клетки (выше груди);

Г – длина предплечья от локтя до конца кисти;

Д – длина предплечья от локтя до начала запястья.

Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели.

а – высота стула от пола до сидения; б – длина от спинки стула до сидения; в – расстояние от спинки стула до переднего края стола (при обычной посадке); г – ширина рабочего стола (половина); д – расстояние по вертикали от крышки стола до сидения стула.

Затем, по имеющимся формулам мы рассчитали показатели мебели и сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами.

Вывод: 1. В основном имеющаяся мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса, но выявлены и некоторые отклонения. 2. Для учеников, по которым антропометрические показатели сильно отклоняются от параметров имеющейся мебели, необходимо подобрать другую мебель.

3. 4. Характеристика светового режима в классе.

Требования к освещенности класса следующие:

1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощность источников искусственного освещения.

2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования, типа арматуры светильников, их расположения.

3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

4. Отсутствие слепимости (блескости) – зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы) и арматуры светильников.

Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3, они расположены по восточной стене класса, равномерно. Площадь имеющихся окон составляет 11,7 м2. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью электроламп накаливания. Их в классе 8, они расположены в 2 ряда. Лампы снабжены матовыми плафонами, что исключает эффект слепимости. Поверхностей с высоким коэффициентом отражения в классе немного, они расположены таким образом, что не ухудшают освещенность для учеников. Недостатком является то, что у доски не оборудованы дополнительные светильники.

Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 2-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.

Вывод: 1. Освещенность в классе в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. 2. Необходимо в дальнейшем более оперативно заменять перегоревшие лампы накаливания. Необходимо установить дополнительные светильники у доски.

4. Заключение.

Совокупный анализ изученных параметров среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы: регулярно проветривать класс, делать влажную уборку. Администрации школы необходимо приобретать мебель различной маркировки для того, чтобы каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Необходимо также предусмотреть замену оконных блоков и установку светильников у доски. При этих условиях факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Данная экологическая ниша позволит «обитать» в ней безопасно.

Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах.

Наше исследование ограничилось изучением только абиотических факторов. В дальнейшем интересно проследить влияние взаимодействия учащихся между собой, с учителями на самочувствие школьника.

Кипаев Михаил

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Миллионы детей и подростков значительную часть своего времени проводят в школах, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.

Знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение развития детского организма, поэтому данная работа актуальна.

Скачать:

Предварительный просмотр:

8. Российская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/

Приложение 1

Таблица № 1

Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на 1 учащегося.

Таблица № 2

Оценка внутренней отделки помещения

Таблица № 3

Измерение и оценка параметров микроклимата



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта