Главная » Съедобные грибы » Имам шамиль кто он такой. Значение имени шамиль, происхождение, характер и судьба имени шамиль

Имам шамиль кто он такой. Значение имени шамиль, происхождение, характер и судьба имени шамиль

Шами́ль (1797-1871) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом, объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении - Али - было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795-1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны - газавата, - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм.

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829-1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832-1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775-1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского. В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей - нуцалов.

Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях - адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение - падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был [[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842-1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята - установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа - подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

Основные даты жизни и деятельности Шамиля

  • 1797, 26 июня — родился в аварском ауле Гимры в Дагестане
  • 1804-1828 — учёба в разных школах Дагестане.
  • 1829-1832 — ближайший сподвижник 1-го имама Гази-Магомеда.
  • 1832, 17 октября — гибель Гази-Магомед в битве под Гимрами, тяжёлые ранения Шамиля .
  • 1833-1834 — принимает активное участие в борьбе горцев под руководством имама Гамзат-бека.
  • 1834, 19 сентября — после гибели Гамзат-бека горцы избирают имамом Шамиля .
  • 1834, конец — первые бои отрядов Шамиля с регулярной царской армией.
  • 1835-1836 — распространение «мирного шариата», укрепление власти Шамиля . Первые реформы.
  • 1837, май — июль — «Аварская» экспедиция К. Фезе, подписание мирного договора. Рост влияния Шамиля .
  • 1837, сентябрь — переговоры с К. Клюки фон Клюгенау. Отказ Шамиля явиться «с повинной» к прибывшему на Кавказ императору.
  • 1838 — усиление Шамиля и расширение территории Имамата.
  • 1839, май — август — наступление царских войск в Дагестане, бои за Ахульго. Выдача в аманаты сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1839, 22 августа — взятие Ахульго. Спасение Шамиля и его переход в Чечню.
  • 1840, начало — избрание Шамиля имамом Чечни. Восстания в Чечне и Дагестане.
  • 1840, июль — победа Шамиля над отрядом Клюки фон Клюгенау под Ишкартами.
  • 1840, конец сентября — перенос столицы Имамата в Дарго.
  • 1840, 11 октября — набег Ахвердилава на Моздок, пленение Анны Улухановой, ставшей затем женой Шамиля Шуайнат.
  • 1840, конец — переход к Шамилю Хаджи-Мурада.
  • 1840-1842 — укрепление Имамата. Военные реформы.
  • 1841, май — бои на Хубарских высотах. Отражение наступления Головина.
  • 1842, май — июнь — разгром экспедиции П. Граббе.
  • 1842 — начало земельной реформы.
  • 1843 — успешные операции Шамиля , утверждение его власти на большей части Дагестана и Чечни. Занятие Хунзаха, блокада Темир-Хан-Шуры. Неудача под Казанищами.
  • 1844-1850 — укрепление и новое расширение Имамата. Государственное строительство, новые реформы, приток мигрантов в Имамат. Создание Низама (Кодекса) Шамиля .
  • 1844, июнь — переход к Шамилю генерала Даниял-бека Элисуйского.
  • 1845, май-июнь — разгром «Сухарной» экспедиции наместника М. Воронцова.
  • 1845, конец — строительство новой столицы в Ведено . Строительство крепостей и укреплений — «Шамилевской стены».
  • 1846, апрель — неудачный поход Шамиля в Кабарду.
  • 1846, октябрь — бои за Акуша-Дарго.
  • 1847, июнь — оборона Гергебиля.
  • 1847, июль — сентябрь — штурм и взятие аула-крепости Салта войсками М. Аргутинского-Долгорукого.
  • 1848, январь — съезд в Ведено , признание сына Шамиля Гази-Магомеда наследником имамской власти.
  • 1848, июнь — осада и взятие царскими войсками аула Гергебиль.
  • 1848, сентябрь — поход Шамиля на юг Дагестана, штурм укрепления Ахты и отступление.
  • 1848 — наиб Шамиля Магомед-Амин возглавляет сопротивление в Черкесии.
  • 1849, 14 апреля — набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру.
  • 1849, лето — оборона аула Чох и отступление Аргутинского.
  • 1850, осень — визит на Кавказ и «боевое крещение» будущего императора Александра II.
  • 1851, лето — неудачные походы в Кайтаг и Табасаран. Отставка Хаджи-Мурада.
  • 1853, август — вторжение отрядов Шамиля за Лезгинскую кордонную линию. Отход до прибытия войск Аргутинского.
  • 1854, июль — вторжение в Кахетию, пленение грузинских княгинь.
  • 1855, 10 марта — обмен княгинь на сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1855, март -перемирие между Шамилем и наместником Н. Муравьёвым.
  • 1856-1857 — окончание Крымской войны и нарушение перемирия новым наместником А. Барятинским.
  • 1858, май — восстание назрановских ингушей и неудачная попытка Шамиля оказать им помощь.
  • 1859, 1 апреля — взятие царскими войсками Ведено . Уход Шамиля в Дагестан.
  • 1859, весна — последний съезд в Хунзахе. Строительство укреплений на реке Андийское Койсу.
  • 1859, лето — крупномасштабное наступление Барятинского. Уход Шамиля на Гуниб.
  • 1859, август — блокада Барятинским Гуниба, попытки переговоров.
  • 1859, 25 августа — взятие Гуниба. Почётное пленение Шамиля
  • 1859, 3 сентября — Шамиль отправляется из Дагестана в Санкт-Петербург.
  • 1859, 15 сентября — встреча Шамиля с Александром II в Чугуеве.
  • 1859, 22 сентября — прибытие Шамиля в Москву и встреча с генералом А.Ермоловым .
  • 1859, 26 сентября — прибытие в Санкт-Петербург.
  • 1859, 29 сентября — встреча с императрицей в Царском Селе.
  • 1859, 10 октября — прибытие Шамиля в Калугу.
  • 1860, 5 января — приезд в |Калугу семейства Шамиля .
  • 1861, 8 апреля — поступление сына Шамиля Магомед-Шапи на службу в Собственный Его Императорского Величества конвой.
  • 1860, конец апреля — визит в Калугу Магомед-Амина.
  • 1861, 27 июля — приглашение Шамиля в Санкт-Петербург для встречи с императором. Посещение Петергофа и Кронштадта.
  • 1861, 29 июля — приём в Царском Селе. Обещание Александра II отпустить Шамиля в хадж.
  • 1862, 1 апреля — пристава А. Руновского сменяет пристав П. Пржецлавский.
  • 1866, 1 февраля — упразднение должности пристава при Шамиле.
  • 1866, 26 августа — принятие Шамилем присяги на верноподданство России.
  • 1868, ноябрь-декабрь — Шамиль переезжает на жительство в Киев.
  • 1869, 16 февраля — Александр II разрешает Шамилю отправиться в паломничество в Мекку.
  • 1869, 12 мая — отъезд Шамиля из Киева.
  • 1869, 19 мая — прибытие Шамиля в Стамбул.
  • 1869, 30 августа — возведение Александром II Шамиля в потомственное дворянство.
  • 1869, 16 ноября — участие Шамиля в открытии навигации на Суэцком канале.
  • 1869, 20 ноября — прибытие Шамиля с семьей в Мекку. Совершение хаджа.
  • 1870, конец марта — переезд Шамиля из Мекки в Медину.
  • 1870, 23 декабря — сын Шамиля Гази-Магомед отправляется из Киева в Медину для свидания с отцом.
  • 1871, 4 февраля — кончина имама Шамиля . Похороны на кладбище Джаннат аль-Бакия в Медине.

Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.

Удивительные события связанные с последними минутами жизни имама Шамиля открывает нам один исторический документ. Это отрывок из письма Абдурахмана ат-Телетль, который, будучи в Аравии, стал свидетелем смерти имама Ша­миля. Письмо было отправлено из Медины в Дагестан неизвестному адресату. В наше время оно попало в руки известному арабисту Нурмагомедову Мухаммад-Хаджи, который и перевел его.

«... В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля).

Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви».

Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо».

В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени.

Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать».

На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год».

Это письмо было зачитано на вечере памяти, посвященном 137-й годовщине смерти имама, которое состоялось в 2007 году в Махачкале.

Шамиль - вождь кавказских горцев, мюрид, в 1834 г. признанный имамом, объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическое государство и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 году князем Барятинским энергично вел борьбу. Перевезенный в Калугу, затем в Киев, получил разрешение совершить паломничество в Медину, где и умер.

Шамиль (1797, аул Гимры, Дагестан, - март 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия), глава мусульманского военно-теократического гос-ва в Дагестане, возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против царских войск (см. Кавказская война 1817-64). Род. в семье аварского крестьянина. Воспитывался в среде мусульманского духовенства. Умелый оратор, обладавший организаторскими способностями, он приобрёл популярность в народе, ему удалось объединить горцев, подчинить себе дагестанских феодалов. Как религиозный вождь (имам) Ш., поддерживаемый протурецки настроенной знатью и мусульманским духовенством, провозгласил «газават» - священную войну против гяуров («неверных»), т. е. против русских. Движение это получило название «мюридизм». Обманув надежды горцев на социальное освобождение, Ш. установил в своём теократич. гос-ве деспотический режим и сохранил господство местной феод, знати. В ходе войны ориентировался на тур. султана, а также на англ, поддержку, но это не несло освобождения народам Кавказа. В 1859 осаждённый в горах Ш. сдался в плен. Поселён с семьёй в Калуге. В 1870 Ш. получил разрешение выехать на поклонение мусульманским святыням в Мекку.

Шамиль (1797-1871) - сын аварского узденя, третий имам горцев Сев. Кавказа в 1834-1859 гг., один из идеологов мюридизма , активный организатор сопротивления продвижению русских на Кавказ, сторонник объединения народов Сев. Кавказа на основе шариата, сподвижник Гази-Магомеда и Гамзат- Бека.

При Шамиле имамат достиг своего политического и военного расцвета (см. Кавказская война 1817-1864 гг.). Потерпел поражение и был пленен в высокогорном ауле Гуниб князем А. И. Барятинским.

В 1859-1869 гг. находился вместе со всей своей семьей в почетной ссылке в Калуге. Присягнул на верность России. В начале 1870 г. ему было разрешено совершить хадж в Мекку. Скончался в Медине (февраль 1871).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 567.

Шамиль (1797-1871 гг.) - имам Дагестана и Чечни, руководитель освободительной борьбы горцев Северного Кавказа, развернувшейся под лозунгом газавата. После смерти своего учителя Гази-Мухаммеда и его наследника Гамзат-бека, которые были первыми имамами и проповедниками газавата на Северном Кавказе, в 1834 году Шамиль стал третьим имамом Дагестана и Чечни. Шамиль был образованным человеком, знал богословие и светские науки, обладал незаурядным военным талантом, умением вдохновить людей на самопожертвование. Война под его руководством длилась 25 лет, начиная с 1834 года. В 40-х гг. Шамиль одержал ряд крупных побед над царскими войсками и, опираясь на мюридов, создал в 1848 году на Северном Кавказе военно-теократическое государство - имамат. Огромное превосходство царских войск, внутренние противоречия в имамате, измена наибов (глав чеченских и дагестанских общин), стремление уставшего от войны народа к мирному труду привели к спаду движения. После ряда поражений Шамиля укрылся в ауле Гуниб с небольшим отрядом и, когда аул 26 августа 1859 был захвачен, сдался. Вместе с семьей он был сослан в Калугу, где прожил 11 лет. В 1870 году выехал на жительство в г. Мекку, но, не доехав до нее, умер в г. Медине в 1871 году.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 250.

Шамиль, (1797 - март 1871) - руководитель освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, направленного против царских колонизаторов, а также местных феодалов и проходившего под лозунгами мюридизма. Родился в ауле Гимры в семье аварского узденя (свободного крестьянина) Денго-Магомы. Воспитывался в среде мусульманского духовенства, получил хорошее образование, прекрасно знал арабскую литературу. В 20-х годах стал одним из сподвижников Гази-Магомеда, который начал проповедь тариката в форме мюридизма. Вместе с ним, а затем с Гамзат-беком Шамиль руководил борьбой горцев против царских войск. В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет возглавлял освободительную борьбу народов Дагестана и Чечни (см. Кавказские войны). Благодаря организаторским способностям и воле Шамиля удалось объединить широкие массы горцев и подавить сопротивление местных дагестанских феодалов. Личная храбрость, непримиримость в борьбе и выдающееся красноречие создали Шамилю большую популярность. В 1848 году его власть была объявлена наследственной. Опираясь на узденей и духовенство, Шамиль создал своеобразное военно-теократическое государство-имамат, в котором вся полнота светской и духовной власти принадлежала Шамилю. Обладая полководческим талантом, Шамиль вел успешную борьбу с царскими войсками и в 40-х годы одержал ряд крупных побед. Однако в 50-х годах, вследствие огромного превосходства царских войск в силах, роста внутренних социальных противоречий, разорения и усталости народа, продовольственного кризиса, разложения и измены наибов (наместников), движение пошло на спад. 25 августа 1859 года Шамиль с 400 мюридов был осажден в ауле Гуниб и 26 августа был вынужден сдаться в плен на почетных условиях. Шамиль с семьей был поселен в Калуге. В 1870 году ему было разрешено выехать в Мекку. Умер в Медине (Аравия).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении Гимрах около 1797 г., а по другим сведениям около 1799 г., от аварского узденя Денгау Мохаммеда. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (вернее, Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата - священной войны против русских, увлекли Ш., который сделался сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшего спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами. Когда народ был достаточно нафанатизирован и возбужден описаниями рая, с его гуриями, и обещанием полной независимости от каких бы то ни было властей, кроме Аллаха и его шариата (духовного закона, изложенного в коране), Кази-мулла в течение 1827 - 1829 гг. успел увлечь за собой Койсубу, Гумбет, Андию и др. мелкие общества по Аварскому и Андийскому Койсу, большую часть шамхальства Тарковского, кумыков и Аварии, кроме ее столицы Хунзаха, где побывали аварские ханы. Рассчитывая, что власть его только тогда будет прочна в Дагестане, когда он окончательно овладеет Аварией, центром Дагестана, и ее столицей Хунзахом, Кази-мулла собрал 6000 человек и 4 февраля 1830 г. пошел с ними против ханши Паху-Бике.

12 февраля 1830 г. он двинулся на штурм Хунзаха, причем одной половиной ополчения командовал Гамзат-бек, будущий его преемник-имам, а другой - Ш., будущий 3-й имам Дагестана. Штурм был неудачен; Ш. вместе с Кази-муллой возвратился в Нимры. Сопровождая своего учителя в его походах, Ш. в 1832 г. был осажден русскими, под начальством барона Розена, в Гимрах. Ш. успел, хотя и страшно израненный, пробиться и спастись, тогда как Кази-мулла погиб, весь исколотый штыками. Смерть последнего, раны, полученные Шамилем во время осады Гимр, и господство Гамзат-бека, объявившего себя преемником Кази-муллы и имамом - все это держало Ш. на втором плане до смерти Гамзат-бека (7 или 19 сентября 1834 г.), главным сотрудником которого он был, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама. Узнав о смерти последнего, Ш. собрал партию самых отчаянных мюридов, бросился с ними в Новый Гоцатль, захватил там награбленные Гамзатом богатства и велел убить уцелевшего младшего сына Пару-Бике, единственного наследника Аварского ханства. Этим убийством Ш. окончательно устранил последнее препятствие к распространению власти имама, так как ханы Аварии были заинтересованы в том, чтобы в Дагестане не было единой сильной власти и потому действовали в союзе с русскими против Кази-муллы и Гамзат-бека.

25 лет Ш. властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Менее религиозный, чем Кази-мулла, менее торопливый и опрометчивый, чем Гамзат-бек, Ш. обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти, что было для них особенно тяжело и непривычно. Превосходя своих предшественников умом, он, подобно им, не разбирал средств для достижения своих целей. Страх за будущее заставил аварцев сблизиться с русскими: аварский старшина Халил-бек явился в Темир-Хан-Шуру и просил полковника Клюки фон Клюгенау назначить в Аварию законного правителя, чтобы она не попала в руки мюридов. Клюгенау двинулся к Гоцатлю. Ш., устроив завалы на левом берегу Аварского Койсу, намеревался действовать русским во фланг и тыл, но Клюгенау удалось перейти через реку, и Ш. должен был отступить внутрь Дагестана, где в это время произошли враждебные столкновения между претендентами на власть. Положение Ш. в эти первые годы было очень затруднительно: ряд поражений, понесенных горцами, поколебал их стремление к газавату и веру в торжество ислама над гяурами; одно за другим вольные общества изъявляли покорность и выдавали заложников; боясь разорения русскими, горские аулы неохотно принимали у себя мюридов.

Весь 1835 год Ш. работал втайне, набирая приверженцев, фанатизируя толпу и оттесняя соперников или мирясь с ними. Русские дали ему усилиться, так как смотрели на него как на ничтожного искателя приключений. Ш. распускал слух, что трудится только над восстановлением чистоты мусульманского закона между непокорными обществами Дагестана и выражал готовность покориться русскому правительству со всеми койсу-булинцами, если ему будет назначено особое содержание. Усыпляя таким образом русских, которые в это время особенно занялись постройкой укреплений по берегу Черного моря, чтобы отрезать черкесам возможность сноситься с турками, Ш., при содействии Ташав-хаджи, старался поднять чеченцев и уверить их, что большая часть Нагорного Дагестана приняла уже шариат и подчинилась имаму.

В апреле 1836 г. Ш., с партией в 2 тысячи человек, увещаниями и угрозами принудил койсу-булинцев и другие соседние общества к принятию его учения и к признанию его имамом. Командующий кавказским корпусом барон Розен, желая подорвать возрастающее влияние Ш., в июле 1836 г., послал генерал-майора Реута занять Унцукуль и, если возможно, Ашильту, местожительство Ш. Заняв Ирганай, генерал-майор Реут был встречен заявлениями покорности со стороны Унцукуля, старшины которого объяснили, что приняли шариат только уступая силе Ш. Реут не пошел после этого на Унцукуль и вернулся в Темир-Хан-Шуру, а Ш. стал всюду распространять слух, что русские боятся идти в глубь гор; затем, пользуясь нашим бездействием, он продолжал подчинять своей власти аварские селения. Для приобретения большего влияния среди населения Аварии Ш. женился на вдове бывшего имама Гамзат-бека и в конце этого года достиг того, что все свободные дагестанские общества от Чечни до Аварии, а также значительная часть аварцев и обществ, лежащих к югу от Аварии, признали его власть.

В начале 1837 г. командующий корпуса поручил генерал-майору Фезе предпринять несколько экспедиций в разные части Чечни, что и было исполнено с успехом, но произвело ничтожное впечатление на горцев. Непрерывные нападения Ш. на аварские селения заставили управляющего Аварским ханством Ахмет-хана Мехтулинского предложить русским занять столицу ханства Хунзах. 28 мая 1837 г. генерал Фезе вступил в Хунзах и вслед за тем двинулся к селению Ашильте, близ которого, на неприступном утесе Ахульга, находилось семейство и все имущество имама. Сам Ш., с большой партией, находился в селении Талитле и старался отвлечь наше внимание от Ашильты, нападая на нас с разных сторон. Против него был выставлен отряд под начальством подполковника Бучкиева. Ш. пытался прорвать эту преграду и в ночь с 7 на 8 июня атаковал отряд Бучкиева, но после горячего боя принужден был отступить. 9 июня Ашильта была взята приступом и сожжена после отчаянного боя с 2 тысячами отборных фанатиков-мюридов, которые защищали каждую саклю, каждую улицу, а потом шесть раз бросались на наши войска, чтобы отбить Ашильту, но тщетно. 12 июня был взят штурмом и Ахульго. 5 июля генерал Фезе двинул войска на приступ Тилитла; повторились все ужасы ашильтипского погрома, когда одни не просили, а другие не давали пощады. Ш. увидел, что дело проиграно, и выслал парламентера с выражением покорности. Генерал Фезе дался на обман и вступил в переговоры, после чего Ш. и его товарищи выдали трех аманатов (заложников), в том числе племянника Ш., и присягнули в верности русскому императору. Упустив случай взять Ш. в плен, генерал Фезе затянул войну на 22 года, а заключив с ним мир, как с равной стороной, поднял его значение в глазах всего Дагестана и Чечни. Положение Ш. тем не менее было очень тяжело: с одной стороны, горцы были потрясены появлением русских в самом сердце самой недоступной части Дагестана, а с другой - погром, произведенный русскими, смерть многих храбрых мюридов и потеря имущества подорвали их силы и на некоторое время убили их энергию. Скоро обстоятельства переменились. Волнения в Кубанской области и в Южном Дагестане отвлекли большую часть наших войск на юг, вследствие чего Ш. мог оправиться от нанесенных ему ударов и вновь привлечь на свою сторону некоторые вольные общества, действуя на них то убеждением, то силой (конец 1838 г. и начало 1839 г.). Возле разрушенного в аварскую экспедицию Ахульго он построил Новый Ахульго, куда и перенес свою резиденцию из Чирката. В виду возможности соединения всех горцев Дагестана под властью Ш., мы в течение зимы 1838 - 39 годов подготовляли войска, обоз и припасы для экспедиции в глубь Дагестана. Необходимо было восстановить свободные сношения по всем нашим путям сообщения, которым теперь Ш. угрожал до такой степени, что для прикрытия наших транспортов между Темир-Хан-Шурой, Хунзахом и Внезапной приходилось назначать сильные колонны из всех родов оружия. Для действия против Ш. был назначен так называемый чеченский отряд генерал-адъютанта Граббе. Ш., со своей стороны, в феврале 1839 г. собрал в Чиркате вооруженную массу в 5000 человек, сильно укрепил селение Аргуани на пути из Салатавии в Ахульго, разрушил спуск с крутой горы Соук-Булах, а для отвлечения нашего внимания напал 4 мая на покорное нам селение Ирганай и увел жителей его в горы. В то же время преданный Шамилю Ташав-хаджи захватил селение Мискит на реке Аксае и возле него в урочище Ахмет-Тала построил укрепление, из которого он мог в любой момент напасть на Сунженскую линию или на Кумыкскую плоскость, а затем ударить нам в тыл, когда мы углубимся в горы при движении на Ахульго. Генерал-адъютант Граббе понял этот план и внезапным нападением взял и сжег укрепление возле Мискита, разрушил и сжег ряд аулов в Чечне, взял штурмом Саясани, опорный пункт Ташав-хаджи, и 15 мая вернулся во Внезапную. 21 мая он вновь выступил оттуда. Возле селения Буртуная Ш. занял фланговую позицию на неприступных высотах, но обходное движение русских заставило его уйти в Чиркат, ополчение же его разошлось в разные стороны. Разрабатывая дорогу по головоломным крутизнам, Граббе поднялся на перевале Соук-Булах и 30 мая подошел к Аргуани, где засел Ш. с 16 тысячами человек, чтобы задержать движение русских. После отчаянного рукопашного боя в течение 12 часов, в котором горцы и русские понесли огромные потери (у горцев до 2 тысяч человек, у нас 641 человек), он покинул аул (1 июня) и бежал в Новый Ахульго, где заперся с самыми преданными ему мюридами. Заняв Чиркат (5 июня), генерал Граббе 12 июня подступил к Ахульго. Десять недель продолжалась блокада Ахульго; Ш. свободно сносился с окрестными обществами, опять занял Чиркат и стал на наших сообщениях, беспокоя нас с двух сторон; отовсюду к нему стекались подкрепления; русские мало-помалу охватывались кольцом горских завалов. Помощь от самурского отряда генерала Головина вывела их из этого затруднения и позволила сомкнуть около Нового Ахульго кольцо наших батарей. Предвидя падение своей твердыни, Ш. пытался вступить в переговоры с генералом Граббе, требуя свободного пропуска из Ахульго, но получил отказ. 17 августа произошел приступ, во время которого Ш. опять пробовал вступить в переговоры, но без успеха: 21 августа приступ возобновился и после 2-дневного боя оба Ахульго были взяты, причем большая часть защитников погибла. Сам Ш. успел бежать, по дороге был ранен и скрылся через Салатау в Чечню, где поселился в Аргунском ущелье. Впечатление от этого погрома было очень сильное; многие общества прислали атаманов и изъявили покорность; бывшие сподвижники Ш., в том числе Ташав-хаджа, задумали присвоить себе имамскую власть и набирали приверженцев, но ошиблись в своих расчетах: как из пепла феникс возродился Ш. и уже в 1840 г. вновь начал борьбу с русскими в Чечне, воспользовавшись недовольством горцев против наших приставов и против попыток отобрать у них оружие. Генерал Граббе считал Ш. безвредным беглецом и не заботился об его преследовании, чем тот и воспользовался, постепенно возвращая потерянное влияние. Недовольство чеченцев Ш. усилил ловко пущенным слухом, что русские намерены обратить горцев в крестьян и привлечь к отбыванию воинской повинности; горцы волновались и вспоминали о Ш., противопоставляя справедливость и мудрость его решений деятельности русских приставов. Чеченцы предложили ему стать во главе восстания; он согласился на это только после неоднократных просьб, взяв с них присягу и заложников из лучших семейств. По его приказу вся Малая Чечня и присунженские аулы стали вооружаться. Ш. постоянно тревожил нас набегами больших и малых партий, которые с такой быстротой переносились с места на место, избегая открытого боя с нашими войсками, что последние совершенно измучились, гоняясь за ними, а имам, пользуясь этим, нападал на оставшиеся без защиты покорные нам общества, подчинял их своей власти и переселял в горы. К концу мая Ш. собрал значительное ополчение. Малая Чечня вся опустела; ее население бросило свои дома, богатые земли и скрылось в дремучих лесах за Сунжей и в Черных горах. Генерал Галафеев двинулся (6 июля 1840 г.) в Малую Чечню, имел несколько горячих столкновений, между прочим, 11 июля на реке Валерике (в этой битве участвовал Лермонтов, описавший ее в чудном стихотворении), но, несмотря на огромные потери, особенно при Валерике, чеченцы не отступились от Ш. и охотно поступали в его ополчение, которое он теперь направил в Северный Дагестан. Склонив на свою сторону гумбетовцев, андийцев и салатавцев и держа в руках выходы в богатую Шамхальскую равнину, Ш. собрал у Черкея ополчение в 10 - 12 тысяч человек против 700 человек русского войска. Наткнувшись на генерал-майора Клюки фон Клюгенау, 9-тысячное ополчение Ш. после упорных битв 10 и 11 июля отказалось от дальнейшего движения, вернулось в Черкей и потом частью было распущено Ш. по домам: он выжидал более широкого движения в Дагестане. Уклоняясь от боя, собирал ополчение и волновал горцев слухами, будто русские заберут конных горцев и отошлют на службу в Варшаву. 14 сентября генералу Клюки фон Клюгенау удалось вызвать Ш. на бой под Гимрами: он был разбит наголову и бежал; Авария и Койсубу были спасены от разграбления и опустошения. Несмотря на это поражение, власть Ш. не была поколеблена в Чечне; ему подчинились все племена между Сунжей и Аварским Койсу, поклявшись не вступать ни в какие сношения с русскими; изменивший России Хаджи-Мурат перешел на его сторону (ноябрь 1840 г.) и взволновал Аварию. Ш. поселился в селении Дарго (в Ичкерии, при верховьях реки Аксая) и предпринял ряд наступательных действий. Конная партия наиба Ахверды-Магомы появилась 29 сентября 1840 г. под Моздоком и увела несколько человек в плен, в том числе семейство купца армянина Улуханова, дочь которого, Анна, сделалась любимой женой Ш., под именем Шуанет. К концу 1840 г. Ш. был так силен, что командующий кавказским корпусом генерал Головин счел нужным вступить с ним в сношения, вызывая его на примирение с русскими. Это еще больше подняло значение имама среди горцев. В течение всей зимы 1840 - 1841 годов шайки черкес и чеченцев прорывались за Сулак и проникали даже до Тарков, угоняя скот и грабя под самой Термит-Хан-Шурой, сообщение которой с линией стало возможно только при сильном конвое. Ш. разорял аулы, пытавшиеся противиться его власти, уводил с собой в горы жен и детей и заставлял чеченцев выдавать своих дочерей замуж за лезгин и наоборот, чтобы родством связать эти племена между собой. Особенно важно было для Ш. приобретение таких сотрудников, как Хаджи-Мурат, привлекший к нему Аварию, Кибит-Магома в Южном Дагестане, очень влиятельный среди горцев, фанатик, храбрец и способный инженер-самоучка, и Джемая-эд-Дин, выдающийся проповедник.

К апрелю 1841 г. Ш. повелевал почти всеми племенами Нагорного Дагестана, кроме Койсубу. Зная, как важно для русских занятие Черкея, он укрепил все пути туда завалами и сам защищал их с чрезвычайным упорством, но после обхода их русскими с обоих флангов отступил в глубь Дагестана. 15 мая Черкей сдался генералу Фезе. Видя, что русские занялись постройкой укреплений и оставили его в покое, Ш. задумал завладеть Андалялом, с неприступным Гунибом, где он рассчитывал устроить свою резиденцию, если бы русские вытеснили его из Дарго. Андалял был важен еще и тем, что жители его делали порох. В сентябре 1841 г. андаляльцы вошли в сношения с имамом; в наших руках остались только несколько небольших аулов. В начале зимы Ш. наводнил Дагестан своими шайками и отрезал нам сообщение с покоренными обществами и с нашими укреплениями. Генерал Клюки фон Клюгенау просил у корпусного командира присылки подкреплений, но последний, рассчитывая, что Ш. зимой прекратит свою деятельность, отложил это дело до весны. Между тем Ш. вовсе не бездействовал, а усиленно готовился к кампании будущего года, не давая измученным войскам нашим ни минуты покоя. Слава Ш. дошла до осетин и черкес, которые возлагали на него большие надежды. 20 февраля 1842 г. генерал Фезе взял приступом Гергебиль. 2 марта занял Чох без боя и 7 марта прибыл в Хунзах. В конце мая 1842 г. Ш. вторгся с 15 тысячами ополченцев в Казикумух, но, разбитый 2 июня при Кюлюли князем Аргутинским-Долгоруким, быстро очистил Казикумухское ханство, вероятно потому, что получил известие о движении большого отряда генерала Граббе на Дарго. Прошедши в 3 дня (30 и 31 мая и 1 июня) всего 22 версты и потеряв выбывшими из строя около 1800 человек, генерал Граббе вернулся назад, ничего не сделав. Эта неудача необыкновенно подняла дух горцев. С нашей стороны ряд укреплений по Сунже, затруднявших чеченцам нападения на станицы на левом берегу этой реки, был дополнен устройством укрепления при Серал-юрте (1842), а постройка укрепления на реке Ассе положила начало передовой чеченской линии. Всю весну и лето 1843 г. Ш. употребил на организацию своего войска; когда горцы убрали хлеб, он перешел в наступление. 27 августа 1843 г., сделав переход в 70 верст, Ш. неожиданно появился перед Унцукульским укреплением, с 10 тысячами человек; на помощь укреплению шел подполковник Веселицкий, с 500 человек, но, окруженный неприятелем, погиб со всем отрядом; 31 августа Унцукуль был взят, разрушен до основания, многие из его жителей казнены; из русского гарнизона были взяты в плен оставшиеся в живых 2 офицера и 58 солдат.

Затем Ш. обратился против Аварии, где, в Хунзахе, засел генерал Клюки фон Клюгенау. Едва Ш. вступил в Аварию, как одно селение за другим стало сдаваться ему; несмотря на отчаянную защиту наших гарнизонов, он успел взять укрепление Белаханы (3 сентября), Максохскую башню (5 сентября), укрепление Цатаных (6 - 8 сентября), Ахальчи и Гоцатль; видя это, Авария отложилась от нас и жители Хунзаха удерживались от измены только присутствием войск. Такие успехи были возможны только потому, что силы наши были разбросаны на большом пространстве маленькими отрядами, которые помещались в небольших и плохо устроенных укреплениях. Ш. не торопился атаковать Хунзах, боясь одной неудачей погубить приобретенное победами. Во всем этом походе Ш. выказал талант выдающегося полководца. Предводительствуя толпами горцев, незнакомых еще с дисциплиной, своевольных и легко падавших духом при малейшей неудаче, он сумел в короткий срок подчинить их своей воле и внушить готовность идти на самые трудные предприятия. После неудачного нападения на укрепленную деревню Андреевку, Ш. обратил внимание на Гергебиль, который был плохо укреплен, а между тем имел огромное значение, защищая доступ из Северного Дагестана в Южный, и на башню Бурундук-кале, занятую только несколькими солдатами, тогда как она защищала сообщение Аварии с плоскостью. 28 октября 1843 г. толпы горцев, числом до 10 тысяч, окружили Гергебиль, гарнизон которого составляли 306 человек Тифлисского полка, под начальством майора Шаганова (см.); после отчаянной обороны крепость была взята, гарнизон почти весь погиб, только немногие попались в плен (8 ноября). Падение Гергебиля было сигналом к восстанию койсу-булинских аулов по правому берегу Аварского Койсу, вследствие чего наши войска очистили Аварию. Темир-Хан-Шура была теперь совершенно изолирована; не решаясь напасть на нее, Ш. решил заморить ее голодом и напал на укрепление Низовое, где был склад съестных припасов. Несмотря на отчаянные приступы 6000 горцев, гарнизон выдержал все нападения их и был освобожден генералом Фрейгатом, который сжег припасы, заклепал пушки и отвел гарнизон в Кази-Юрт (17 ноября 1843 г.). Враждебное настроение населения заставило русских очистить Миатлинский блокгауз, потом Хунзах, гарнизон которого, под начальством Пассека, перешел в Зирани, где был осажден горцами. На помощь Пассеку двинулся генерал Гурко и 17 декабря выручил его из осады. К концу 1843 г. Ш. был полным господином Дагестана и Чечни; нам приходилось начинать дело их покорения с самого начала. Занявшись организацией подвластных ему земель, Ш. разделил Чечню на 8 наибств и затем на тысячи, пятисотни, сотни и десятки. На обязанности наибов лежали распоряжения по вторжению мелких партий в наши пределы и наблюдение за всеми движениями русских войск. Значительные подкрепления, полученные русскими в 1844 г., дали им возможность взять и разорить Черкей и оттеснить Ш. с неприступной позиции у Буртуная (июнь 1844). 22 августа начата была нами постройка на реке Аргуне Воздвиженского укрепления, будущего центра Чеченской линии; горцы тщетно старались помешать постройке крепости, пали духом и перестали показываться. Даниель-бек, султан Элису, перешел в это время на сторону Ш., но генерал Шварц занял Элисуйское султанство, и измена султана не принесла Шамилю той пользы, на которую он рассчитывал. Власть Ш. все еще была очень крепка в Дагестане, особенно в Южном и по левому берегу Сулака и Аварского Койсу. Он понимал, что главной его поддержкой является низший класс народа, а потому и старался всеми средствами привязать его к себе: с этой целью он учредил должность муртазеков, из людей бедных и бездомных, которые, получив от него власть и значение, были слепым орудием в его руках и строго наблюдали за исполнением его предписаний. В феврале 1845 г. Ш. занял торговый аул Чох и принудил к покорности соседние селения. Император Николай I приказал новому наместнику, графу Воронцову, взять резиденцию Ш., Дарго, хотя против этого восставали все авторитетные кавказские боевые генералы, как против бесполезной экспедиции.

Экспедиция, предпринятая 31 мая 1845 г., заняла Дарго, брошенное и сожженное Ш., и вернулась 20 июля, потеряв 3631 человек без малейшей пользы. Ш. окружал нас во время этой экспедиции такой массой своих войск, что каждый вершок пути мы должны были завоевывать ценой крови; все дороги были испорчены, перекопаны и перегорожены десятками завалов и засек; все селения приходилось брать приступом или они доставались нам разрушенными и сожженными. Русские вынесли из даргинской экспедиции убеждение, что путь к владычеству в Дагестане идет через Чечню и что действовать нужно не набегами, а прорубанием дорог в лесах, основанием крепостей и заселением занятых мест русскими переселенцами. Это и было начато в том же 1845 г. Чтоб отвлечь наше внимание от событий в Дагестане, Ш. беспокоил нас в разных пунктах по Лезгинской линии; но разработка и укрепление Военно-Ахтынской дороги и здесь постепенно ограничивали поле его действий, сближая самурский отряд с лезгинским. Имея в виду вновь овладеть Даргинским округом, Ш. перенес свою столицу в Ведено, в Ичкерии. В октябре 1846 г., заняв сильную позицию при селе Кутеши, Ш. намеревался заманить наши войска, под начальством князя Бебутова, в это узкое ущелье, окружить их здесь, отрезать от всяких сообщений с другими нашими отрядами и разбить или заморить голодом. Наши войска неожиданно, ночью 15 октября, напали на Ш. и, несмотря на упорную и отчаянную защиту, разбили его наголову: он бежал, бросив множество значков, одну пушку и 21 зарядный ящик. С наступлением весны 1847 г. русские осадили Гергебиль, но, защищаемый отчаянными мюридами, искусно укрепленный, он отбился, поддержанный вовремя Ш. (1 - 8 июня 1847 г.). Начавшаяся в горах холера принудила обе стороны приостановить военные действия. 25 июля князь Воронцов осадил сильно укрепленный и снабженный большим гарнизоном аул Салты; Ш. послал на выручку осажденных своих лучших наибов (Хаджи-Мурата, Кибит-Магому и Даниель-бека), но неожиданным нападением наших войск они были разбиты и бежали с громадной потерей (7 августа). Ш. много раз пытался подать помощь Салтам, но успеха не имел; 14 сентября крепость была взята русскими. Постройкой укрепленных штаб-квартир в Чиро-юрте, Ишкартах и Дешлагоре, охранявших равнину между рекой Сулаком, Каспийским морем и Дербентом, и устройством укреплений при Ходжал-Махи и Цудахаре, положивших начало линии по Казикумыхскому-Койсу, русские очень стеснили движения Ш., затруднив ему прорыв на равнину и заперев главнейшие проходы в Средний Дагестан. К этому присоединилось недовольство народа, который, голодая, роптал, что вследствие постоянной войны нельзя засеять поля и заготовить для своих семейств пропитание на зиму; наибы ссорились между собой, обвиняли друг друга и доходили до доносов. В январе 1848 г. Ш. собрал в Ведено наибов, главнейших старшин и духовных лиц и объявил им, что, не видя от народа помощи в своих предприятиях и усердия в военных действиях против русских, он слагает с себя звание имама. Собрание объявило, что оно не допустит этого, потому что в горах нет человека, более достойного носить звание имама; народ не только готов подчиниться требованиям Ш., но обязывается послушанием и его сыну, к которому после смерти отца должно перейти звание имама.

16 июля 1848 г. Гергебиль был взят русскими. Ш. со своей стороны, напал на укрепление Ахты, защищаемое всего 400 человек под начальством полковника Рота, а мюридов, воодушевляемых личным присутствием имама, было не менее 12 тысяч. Гарнизон защищался геройски и был спасен прибытием князя Аргутинского, разбившего скопище Ш. при селении Мескинджи на берегах реки Самура. Лезгинская линия была поднята нами на южные отроги Кавказа, чем мы отняли у горцев пастбища и заставили многих из них покориться или переселиться в наши пределы. Со стороны Чечни мы стали теснить непокорные нам общества, врезываясь в глубь гор передовой Чеченской линией, состоявшей пока только из укрепления Воздвиженского и Ачтоевского, с промежутком между ними в 42 версты. В конце 1847 и начале 1848 годов в середине Малой Чечни было возведено укрепление на берегах реки Урус-Мартана между вышеназванными укреплениями, в 15 верстах от Воздвиженского и в 27 верстах от Ачтоевского. Этим мы отняли у чеченцев богатую равнину, житницу страны. Население пало духом; одни покорились нам и переселились ближе к нашим укреплениям, другие ушли дальше в глубь гор. Со стороны Кумыкской плоскости мы оцепляли Дагестан двумя параллельными линиями укреплений. Зима 1848 - 1849 гг. прошла спокойно.

В апреле 1849 г. Хаджи-Мурат произвел неудачное нападение на Темир-Хан-Шуру. В июне мы подошли к Чоху и, найдя его отлично укрепленным, повели осаду по всем правилам инженерного искусства; но, видя громадные силы, собранные Ш. для отражения нашего приступа, князь Аргутинский-Долгоруков снял осаду. В зиму 1849 - 1850 гг. была прорублена громадная просека от укрепления Воздвиженского на Шалинскую поляну, главную житницу Большой Чечни и отчасти Нагорного Дагестана; для обеспечения другого пути туда же прорублена была дорога от Куринского укрепления через Качкалыковский хребет до спуска в долину Мичика. Малая Чечня в четыре летних экспедиции вся была охвачена нами. Чеченцы доведены были до отчаяния, негодовали на Ш., не скрывали своего желания освободиться от его власти и в 1850 г. в числе нескольких тысяч переселились в наши пределы. Попытки Ш. и его наибов проникнуть в наши пределы не имели успеха: они кончились отступлением горцев или даже полным их поражением (дела генерал-майора Слепцова у Цоки-юрта и Датыха, полковника Майделя и Бакланова на реке Мичике и в земле аухавцев, полковника Кишинского на Кутешинских высотах и др.).

В 1851 г. политика вытеснения непокорных горцев с плоскостей и долин продолжалась, кольцо укреплений суживалось, число укрепленных пунктов увеличивалось. Экспедиция генерал-майора Козловского в Большую Чечню, превратила эту местность, до реки Бассы, в безлесную равнину. В январе и феврале 1852 г. князь Барятинский совершил на глазах Ш. ряд отчаянных экспедиций в глубь Чечни. Ш. стянул все свои силы в Большую Чечню, где на берегах рек Гонсаула и Мичика вступил в горячий и упорный бой с князем Барятинским и полковником Баклановым, но, несмотря на громадный перевес в силах, был разбит несколько раз.

В 1852 г. Ш., чтобы подогреть усердие чеченцев и ослепить их блестящим подвигом, решился наказать мирных чеченцев, живших около Грозной, за их уход к нам; но его замыслы были открыты, его охватили со всех сторон и из 2000 человек его ополчения многие пали под Грозной, а другие утонули в Сунже (17 сентября 1852 г.). Действия Ш. в Дагестане за эти годы заключались в рассылке партий, которые нападали на наши войска и на покорных нам горцев, но особого успеха не имели. Безнадежность борьбы сказалась в многочисленных переселениях в наши пределы и даже изменой наибов, в том числе Хаджи-Мурата. Большим ударом для Ш. в 1853 г. был захват нами долины рек Мичика и его притока Гонсоли, в которых жило очень многочисленное и преданное ему чеченское население, кормившее своим хлебом не только себя, но и Дагестан. Он собрал для обороны этого угла около 8 тысяч конницы и около 12 тысяч человек пехоты; все горы были укреплены бесчисленными завалами, искусно расположенными и сложенными, все возможные спуски и подъемы были испорчены до полной негодности для движения; но стремительные действия князя Барятинского и генерала Бакланова привели к полному поражению Ш. Он затих до тех пор, пока наш разрыв с Турцией не заставил встрепенуться всех мусульман Кавказа. Ш. распустил слух, что русские покинут Кавказ и тогда он, имам, оставшись полным господином, строго накажет тех, кто теперь же не перейдет на его сторону.

10 августа 1853 г. он выступил из Ведена, по дороге собрал ополчение в 15 тысяч человек и 25 августа занял селение Старые Закаталы, но, разбитый князем Орбелиани, который имел всего около 2 тысяч войска, ушел в горы. Несмотря на эту неудачу, население Кавказа, наэлектризованное муллами, готово было подняться против русских; но имам почему-то промедлил целую зиму и весну и только в конце июня 1854 г. спустился в Кахетию. Отбитый от селения Шильды, он захватил в Цинондалах семью генерала Чавчавадзе и ушел, ограбив несколько селений. 3 октября 1854 г. он опять появился перед аулом Истису, но отчаянная оборона жителей селения и крошечного гарнизона редута задержала его, пока из Куринского укрепления не подоспел барон Николаи; войска Ш. были разбиты наголову и бежали в ближайшие леса. В течение 1855 и 56 годов Ш. был мало деятелен, а мы не имели возможности предпринять что-либо решительное, так как заняты были восточной войной. С назначением главнокомандующим князя А.И. Барятинского (1856) мы начали энергично продвигаться вперед, опять при помощи просек и возведения укреплений. В декабре 1856 г. огромная просека прорезала Большую Чечню в новом месте; чеченцы перестали слушаться наибов и придвинулись к нам. На реке Бассе в марте 1857 г. было возведено Шалинское укрепление, выдвинутое почти к подножию Черных гор, последнему убежищу непокорных чеченцев, и открывавшее кратчайший путь в Дагестан. Генерал Евдокимов проник в долину Аргена, вырубил здесь леса, сжег аулы, построил оборонительные башни и Аргунское укрепление и довел просеку до вершины Даргин-Дук, от которой недалеко до резиденции Ш., Ведена. Множество селений покорились русским. Чтобы удержать в своем повиновении хоть часть Чечни, Ш. оцепил оставшиеся ему верными аулы своими дагестанскими тропами и загонял жителей дальше в горы; но чеченцы уже потеряли в него веру и искали только удобного случая, чтобы избавиться от его ига. В июле 1858 г. генерал Евдокимов взял аул Шатой и занял всю Шатоевскую равнину; другой отряд проник в Дагестан со стороны Лезгинской линии. Ш. был отрезан от Кахетии; русские стали на вершинах гор, откуда могли в любую минуту спуститься в Дагестан по Аварскому Койсу. Чеченцы, тяготясь деспотизмом Ш., просили помощи у русских, выгоняли мюридов и свергали власти, поставленные Ш. Падение Шатоя так поразило Ш., что он, имея под ружьем массу войска, поспешно удалился в Ведено. Агония власти Ш. началась с конца 1858 г. Допустив русских утвердиться беспрепятственно на Чанты-Аргуне, он сосредоточил большие силы по другому истоку Аргуна, Шаро-Аргуну, и потребовал поголовного вооружения чеченцев и дагестанцев. Его сын Кази-Магома занял ущелье реки Бассы, но был вытеснен оттуда в ноябре 1858 г. Аул Таузен, сильно укрепленный, был обойден нами с флангов. Наши войска не шли, как прежде, через дремучие леса, где Ш. был полный хозяин, а медленно двигались вперед, вырубая леса, проводя дороги, возводя укрепления. Для защиты Ведена Ш. стянул около 6 - 7 тысяч человек. Мы подошли к Ведену 8 февраля, взбираясь на горы и спускаясь с них по жидкой и липкой грязи, делая в час по 1/2 версты, со страшными усилиями. Любимый наиб Ш. Талгик перешел на нашу сторону; жители ближайших селений отказывали имаму в повиновении, так что он поручил защиту Ведена тавлинцам, а чеченцев увел подальше от русских, в глубь Ичкерии, откуда издал приказ, чтобы жители Большой Чечни переселились в горы. Чеченцы не исполнили этого приказа и явились к нам в лагерь с жалобами на Ш., с изъявлениями покорности и с просьбой о защите. Генерал Евдокимов исполнил их желание и для охраны переселяющихся в наши пределы отправил отряд графа Ностица на реку Хулхулау. Для отвлечения сил неприятеля от Ведена командующий Прикаспийской части Дагестана, барон Врангель, начал военные действия против Ичкерии, где сидел теперь Ш. Подойдя рядом траншей к Ведену, генерал Евдокимов 1 апреля 1859 г. взял его штурмом и разрушил до основания. Целый ряд обществ отпало от Ш. и перешло на нашу сторону. Ш., однако все еще не терял надежды и, появившись в Ичичале, собирал новое ополчение. Главный наш отряд свободно шел вперед, обходя неприятельские укрепления и позиции, которые вследствие этого оставлялись неприятелем без боя; встречавшиеся на пути селения покорялись нам тоже без боя; с жителями велено было везде обходиться мирно, о чем скоро узнали все горцы и еще охотнее стали отпадать от Ш., который удалился в Андаляло и укрепился на горе Гуниб.

22 июля отряд барона Врангеля появился на берегу Аварского Койсу, после чего аварцы и другие племена изъявили покорность русским. 28 июля к барону Врангелю явилась депутация от Кибит-Магомы, с объявлением, что он задержал тестя и учителя Ш., Джемал-эд-Дина, и одного из главных проповедников мюридизма, Аслана.

2 августа Даниель-бек сдал барону Врангелю свою резиденцию Ириб и аул Дусрек, а 7 августа сам явился к князю Барятинскому, был прощен и возвращен в бывшие свои владения, где занялся водворением спокойствия и порядка среди покорившихся русским обществ. Примирительное настроение в такой степени охватило Дагестан, что в середине августа главнокомандующий беспрепятственно проехал через всю Аварию в сопровождении одних аварцев и койсубулинцев до самого Гуниба. Войска наши окружили Гуниб со всех сторон; Ш. заперся там с небольшим отрядом (400 человек, считая и жителей селения). Барон Врангель от имени главнокомандующего предложил Ш. покориться Государю, который разрешит ему свободный выезд в Мекку, с обязательством избрать ее своим постоянным местопребыванием; Ш. отклонил это предложение. 25 августа апшеронцы поднялись по отвесным скатам Гуниба, перекололи отчаянно защищавших завалы мюридов и подошли к самому аулу (в 8 верстах от места, где они взобрались на гору), куда к этому времени собрались и другие войска. Шамилю пригрозили немедленным штурмом; он решился сдаться и был отведен к главнокомандующему, который принял его ласково и отправил, вместе с семьей, в Россию. После приема в Петербурге императором ему отведена была для жительства Калуга, где он пробыл до 1870 г., с коротким пребыванием в конце этого времени в Киеве; в 1870 г. он был отпущен на жительство в Мекку, где и скончался в марте 1871 г. Соединив под своей властью все общества и племена Чечни и Дагестана, Ш. был не только имамом, духовным главой своих последователей, но и политическим властителем. Опираясь на учение ислама о спасении души войной с неверными, стараясь объединить разрозненные народы Восточного Кавказа на почве мохаммеданства, Ш. хотел подчинить их духовенству, как общепризнанному авторитету в делах неба и земли. Чтобы достигнуть этой цели, он стремился к упразднению всех властей, порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях, на адате; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он считал шариат, т. е. ту часть Корана, где изложены гражданские и уголовные постановления. Вследствие этого власть должна была перейти в руки духовенства; суд перешел из рук выборных светских судей в руки кадиев, толкователей шариата. Связав исламом, как цементом, все дикие и вольные общества Дагестана, Ш. отдал управление в руки духовных и при их помощи установил единую и неограниченную власть в этих некогда свободных странах, а чтобы им легче было выносить его иго, указывал на две великие цели, которых горцы, повинуясь ему, могут достигнуть: спасение души и сохранение независимости от русских. Время Ш. называлось у горцев временем шариата, его падение - падением шариата, так как сейчас же после того везде возродились старинные учреждения, старинные выборные власти и решение дел по обычаю, т. е. по адату. Вся подчиненная Ш. страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был муфтий, назначавший кадиев. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтию или кадиям. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Ш. в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности священной войне (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределенное, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почетную стражу Ш., находились при нем безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословным повиновением имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчиненных в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Ш. завел полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые селения, в виде искупления, были избавлены от военной повинности, поставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Ш. не превышало 60 тысяч человек. С 1842 - 1843 гг. Ш. завел артиллерию, частью из брошенных нами или отнятых у нас пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведене, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Ганибе и Ведене. Учителями горцев в артиллерийском, инженерном и строевом деле часто были беглые солдаты, которых Ш. ласкал и одарял. Государственная казна Ш. составлялась из доходов случайных и постоянных: первые доставлялись грабежом, вторые состояли из зекята - установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа - подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна. См. "Кавказский Сборник" (21 том); Н.Ф. Дубровин "История войны и владычества русских на Кавказе" (6 том); его же "Кавказская война при Николае I и Александре II"; Е. Вейденбаум "Путеводитель по Кавказу" (Тифлис, 1888). Более подробная библиография по истории Ш. - у Миансарова, "Библиография Кавказа".

Перепечатывается с сайта http://www.rulex.ru/

Далее читайте:

Хаджи-Юсуф - один из деятельных и способных помощников Шамиля.

Имаматт - государство имамов в Дагестане и Чечне.

Литература:

Указатели ко второму изданию Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1974. См. Указ, имен, с. 252;

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-59 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959:

Краткая история СССР. Изд. 3-е. Ч. 1. Л., 1978.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд. (см. указатели ко второму изданию Соч.);

Гаджи Али, Сказание очевидца о Шамиле, пер. с араб., в кн.: Сб. сведений о кавк. горцах, в. 7, Тифлис, 1873;

Мухаммед-Тахир ал Карахи, Хроника о дагестанских войнах в период Шамиля, М.-Л., 1941;

Руновский А., Записки о Шамиле, СПБ, 1860.

Полное имя: Шамиль

Похожие имена: Шамуил, Шимон

Церковное название: -

Значение: всеохватывающий, вобравший в себя все положительные качества, легендарный богатырь

Отчество: Шамилевич, Шамилевна; Шамильевич, Шамильевна

Значение имени Шамиль - толкование

Имя Шамиль — это имя имеющее несколько вариантов значения и происхождения, что не является редкостью с именами. Согласно первой версии, имя Шамиль имеет арабское происхождение. Те, кто придерживается этой версии считают, что имя Шамиль означает «всеобъемлющий» или «всеохватывающий».

Согласно второй версии, имя Шамиль — это арабская форма имени Самуил. Имя Самуил — это древнееврейское имя, которое имеет достаточно широкое распространение. Самуил — это один из великих пророков Ветхого Завета и почитается во всех авраамических религиях. Если эта версия верна, то имя Шамиль означает — «имя Божье» или «слушайте Бога», так как именно такое значение у имени Самуил.

Есть еще две версии, но они менее популярные. Так, у тюркских народов имя Шамиль означает «легендарный богатырь», а персидская версия гласит, что имя Шамиль означает «северный ветер».

Имя Шамиль на других языках

Астрология имени Шамиль

Благоприятный день: понедельник

Через года

Шамиль растет подвижным, очень любопытным малышом, которого интересует буквально каждая мелочь. Он может часами рассматривать различных козявок, изучать, из чего состоит растение, копаться в земле. Такая странность для родителей удивительна, но ребенок не становится затворником.

Люди ему интересны тоже - особенно ребята, с которыми можно от души поноситься по двору. А вот здесь родителям стоит быть внимательными: надо объяснить мальчику, что играть на стройках и других подобных объектах - это опасная затея.

Его достаточно сложно воспитывать, так как он очень требовательный ребенок. Мальчик не верит словам от людей, которые делом не доказали права учить. Родителям придется тяжело, если они не будут примером для подражания собственному ребенку. При этом мальчик внимательно относится к словам авторитетных для себя людей. Так же стоит отметить благородство и бесстрашие Шамиля.

Юный Шамиль очень нуждается в одобрении окружающих людей, больше всего ему важно мнение сверстников. Он хочет быть популярным парнем, который имеет успех у девчонок. И это удается на все сто процентов. Парень с таким именем может не отличаться красивой модельной внешностью, но врожденное чувство юмора и широкий кругозор делают его очень интересным для других.

А еще он всегда готов на какую-нибудь авантюру, поэтому с таким другом не приходится скучать. Именно поэтому Шамиля окружают большие компании. В работе Шамиль достаточно успешен. Если усидчивость и внимание были несвойственны Шамилю на уроках, то вот в работе все наоборот.

Он добивается заслуженного успеха именно кропотливым трудом, хотя со стороны может показаться что ему просто везет. Шамиль может быть успешен в таких областях как торговля, частное предпринимательство, руководящие должности. Главное правило, Шамилю должна нравится его работа. Именно любовь к своему делу ведет Шамиля к успеху.

Когда Шамиль вступает в самостоятельную жизнь, ему приходится немало работать над своей импульсивностью. Это талантливый человек, который может многого добиться, но склонность к риску и необдуманным шагам может стать для него серьезным препятствием на пути к успеху.

Носитель этого имени по-прежнему ценит дружбу, большое количество знакомств. Это нередко помогает решать сложные ситуации, выходить сухим из воды в неоднозначных случаях. Природное обаяние мужчины раскрывается еще больше - оно лишь усиливается с годами. Шамиль же постоянно работает над своим образованием, много читает и стремится стать лучше с каждым днем.

Взрослого Шамиля выделяют такие характерные черты, как волевой характер, активность и лидерские качества. Эти, присущие с детства качества, с возрастом становятся еще более заметными. Сильный характер Шамиля и его мужская харизма делаю его притягательным для окружающих. Шамиль становится центром внимания, но редко это портит обладателя имени. Шамилю не свойственно зазнайство, каких бы он высот не добился. Он прост в общении, а его умение нравится людям не является дешевым заигрыванием с публикой.

Характер Шамиля

Это веселый, яркий, позитивный человек, который всегда умеет поднять настроение и найти хорошее в сложной ситуации. Благодаря ему люди не впадают в уныние, а легко переживают трудности. Шамиль готов помочь, не жалеет сил, денег и других ресурсов для близких людей.

Он из тех людей, которые в последнюю очередь теряют надежду, если дела идут плохо. Этот позитивный настрой часто помогает преодолеть самые страшные моменты жизни и не опустить руки. Шамиль старается жить честно, открыто обозначая свое отношение к каждому человеку, но никого не обижая.

Импульсивность, вспыльчивость, склонность к необоснованному риску - это те черты, которые относятся к минусам человека с таким именем. Часто от желания рисковать страдают именно близкие люди, мнения которых он не спрашивает.

Нередко Шамиль склонен думать, что он знает, как надо поступать и жить, поэтому старается навязать свое мнение другим. Но если получает отпор, редко будет пытаться снова кого-то подавить. Быстро понимает, на кого распространяется его влияние, и пользуется этим.

Судьба Шамиля

Все взлеты и падения в жизни этого человека обусловлены не внешними обстоятельствами, а решениями, которые он принимает необдуманно. Если обладатель этого имени научится останавливаться и думать перед каждым серьезным действием, жизнь пройдет в более комфортных условиях.

В дружбе и работе Шамиль - это практически идеальный человек, потому что недостатки перекрываются достоинствами. Чуть сложнее самым близким людям, на которых непосредственно отражаются все последствия поспешных решений.




Карьера,
бизнес
и деньги

Брак
и семья

Секс
и любовь

Здоровье

Увлечения
и хобби

Карьера, бизнес и деньги

Может стать военным, спортсменом, актером, политиком - ему доступна разнообразная работа. А вот собственный бизнес построит вряд ли, поскольку способность необдуманно рисковать быстро заставит его разориться.

Шамиль редко бывает очень богатым человеком, но зарабатывает достаточно на себя и семью - обычно своим финансовым положением доволен.

Брак и семья

Полноценная семья складывается у Шамиля довольно поздно, хотя дети могут появиться и в раннем возрасте. Окружающие думают, что этот человек не найдет свою пару или не сможет выстроить правильную семейную жизнь.

Но, как по взмаху волшебной палочки, в один момент он находит идеальную для себя женщину и создает с ней отличную семью. Появляются дети, которых он просто обожает, отношения с родственниками складываются отлично. Если обладатель этого имени поумерит желание рисковать, в доме не будет серьезных поводов для ссор.

Секс и любовь

Страстный и любвеобильный, Шамиль долго ищет подходящую девушку. Популярность среди женщин позволяет ему заводить то одни, то другие отношения. Но быстро теряет интерес к очередной паре, снова возвращается к поискам.

Не всегда умеет правильно расставаться, поэтому наживает немало врагов среди обиженных женщин. Секс для такого мужчины является важной составляющей жизни. Он страстный, но далеко не всегда внимательный любовник. Но если женщина укажет ему на недостатки, будет долго переживать, а потом начнет работать над собой, чтобы в будущем получать только положительную оценку.

Здоровье

Отличается хорошим здоровьем, редко болеет, хоть и не всегда ведет здоровый образ жизни. В силу импульсивности своей натуры Шамиль склонен к различным зависимостям - ему следует внимательно следить за тем, чтобы не употреблять лишний алкоголь.

Слабым его местом является нервная система, поэтому для ее сохранения и укрепления необходимо, во-первых, избегать стрессов, во-вторых, давать выход своим эмоциям. Силовые нагрузки и активные тренировки будут как нельзя кстати.

Увлечения и хобби

Чем бы ни увлекался Шамиль, делает он это в кругу друзей. В веселой компании он может проводить время на природе, в тире, хоть в музее - ему важна именно дружеская атмосфера и возможность быть окруженным любимыми людьми.

Иногда независимость и упрямство мешают Шамилю преуспеть в области военного искусства или спорта, хотя эти сферы как раз и наиболее привлекательны для него как в качестве финансов, так и на уровне увлечений и хобби

К середине 1850-х годов XIX века имам Шамиля уже прошел пик своего могущества и медленно, но неизбежно клонился к закату. Политика Шамиля в период Крымской войны содержала ряд весьма интересных и противоречивых действий.

Начало войны связано с активизацией военных действий имама. Один за другим следует ряд набегов на Баташ-Юрт, Новую Атагу, Гельдиген и Кахетию. Но с 1855 года картина меняется. Одним из ключевых факторов изменения позиции Шамиля стало то, что союзники не вникали в тонкости Кавказа, рассматривая регион только как сферу своего влияния.

Если в начале имам возлагал большие надежды на помощь Османской империи и Англии, то вскоре у самого Шамиля, не пожелавшего быть марионеткой в чужих руках, опустились руки. Сложилось своеобразное равновесие, больше похожее на перемирие, когда русские войска не предпринимали операций против горцев. В то же время и Шамиль отказался от набегов на русские крепости. Во всяком случае во время решающих событий под Карсом осенью 1855 года Шамиль бездействовал, развязав российскому наместнику на Кавказе Н. Н. Муравьеву руки.

Сам Муравьев так охарактеризовал позицию имама: "Шамиль имел к союзникам нового рода едва ли не большее еще отвращение, ибо он мог ожидать, что мнимые благодетели, хотя бы то были единоверные ему турки, потребуют от него покорности".

В дальнейшем русские войска вплоть до появления на Кавказе Барятинского масштабных операций против имамата не предпринимали. Только после завершения Крымской войны в российских верхах будет поставлен вопрос о дальнейшей войне или мирном сосуществовании с признанием власти Шамиля на подконтрольной ему территории.

В конце концов победили сторонники Барятинского, выступавшего за военное решение вопроса.

Барятинский, благодаря своему личному влиянию на царя, не без труда добился сосредоточения на Кавказе огромных сил и средств, о которых ни Ермолов, ни Воронцов не могли даже мечтать. Численность войск была доведена до 200 тыс. человек, получавших новейшее по тем временам вооружение.

Избегая крупных рискованных операций, Барятинский медленно, но методично сжимал кольцо вокруг остававшихся под контролем Шамиля аулов, занимаю одну твердыню за другой. Последним оплотом Шамиля стал высокогорный аул Гуниб, взятый 25 августа 1859 года.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта