Главная » Съедобные грибы » Комплексная работа по. Обучающихся работать с текстом в начальной школе

Комплексная работа по. Обучающихся работать с текстом в начальной школе

Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может объяснять окружающие явления и события... Дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём...

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

Игра — назови одном словом

Назови одним словом

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.

Тренируем логическое мышление (для детей 5-7 лет)

Найди закономерность и подбери пару к слову.

Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель -школа. Врач -...
Стол -скатерть. Пол -...
Утро -завтрак.Вечер -...
Человек -руки. Кошка -...
Рыба -вода. Птица -...
Красный -стоять. Зеленый - ...
Осень -дождь. Зима -...

Кто это? Что это? Догадайся,о ком или о чем говориться.

Зеленый,длинный,сочный. (огурец)
Бурый,косолапый,неуклюжий. (медведь)
Холодный,белый,пушистый. (снег)
Новая,интересная,библиотечная. (книга)
Маленькая,серенькая,пугливая. (мышка)
Белоствольная,высокая,стройная. (береза)

Подбери слова противоположные по смыслу.

Черный -белый.
Большой -...
Веселый -...
Широкий -...
Высокий -...
Добрый -...
Холодный -...
Хороший -...
Толстый -...
Твердый -...
Умный -...
Быстрый -...
Здоровый -...
Горький -...

Подбери слова противоположные по смыслу:

День - ночь.
Зима - ...
Север - ...
Холод - ...
Много - ...
Начало - ...
Первый - ...
Добро - ...
Радость - ...
Далеко - ...

Ответь на вопросы. Назови разные профессии.

Кто варит обед?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто красит стены?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?

Подумай и реши логические задачи.

1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую.Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.

1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
3) У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
5) Кто громче замычит,петух или корова?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
7) Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Послушай рассказы и ответь на вопросы.

1) Вова проснулся утром,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел,поднялся на гору,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете,обманул ли муравей осла?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?

Подумай и реши задачи.

1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти?
2) По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?

Прочитай веселые стихи.

Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два,конечно,....(пять?)

Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке... (четыре?)

Все ребята точно знают:
Кошки очень громко...(лают?)

Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он...(морковку?)

Наш Сережа очень шустрый,
Он всегда смеется...(грустно?)

У кота забрали рыбу,
Должен он сказать... (спасибо?)

Задания на развитие внимания, воображения, логического мышления, математического мышления для учащихся начальной школы

Задание 1. Считалочка

Раскрась пары помидоров, сумма цифр на которых равна 7

Задание 2. С какой буквы начинается?

Задание 3. Что лишнее?

Раскрась лишнюю картинку.

Задание 4. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такого же котёнка.

Задание 5. Волшебный ковёр

Сколько фигур разной формы на ковре?

Ответы напиши над чёрточками.

Задание 6. Где чей портрет?

Соедини каждого ребёнка с его портретом.

Задание 7. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такого же котёнка и раскрась его.

Задание 8. От точки к точке

Соедини точки по порядку, и ты увидишь, что здесь нарисовано. Раскрась картинку.

Задание 9. Хрустящие морковки

Помоги кролику добраться до морковок.

Задание 10. Машинки

Сосчитай машинки и впиши в кружочек, сколько их.

Задание 11. Скопируй по клеточкам

Нарисуй в пустой табличке такой же рояль и раскрась его.

Задание 12. Где чья мама?

Соедини линями детёнышей с их мамами.

Задание 13. На кухне

Раскрась картинку.

Задание 14. Считалочка

Реши примеры и соедини ответы с соответствующими картинками.

Задание 15. От точки к точке

Соедини точки по порядку и раскрась картинку.

Задание 16. Волшебный квадрат

Впиши пропущенные цифры и математический знак.

Задание 17. Весёлые маляры

Раскрась картинку.

Задание 18. Разгляди и обведи

Обведи нижнюю картинку и раскрась её.

Задание 19. Животные

Распутай слова и напиши названия животных.

Задание 20. Грамотей

Что здесь написано?

Задание 21. Считалочка

Пользуясь подсказками, реши примеры.

Задание 22. Грамотей

Распутай слова и сделай подписи под картинками.

Задание 23. Большое и маленькое

Соедини большие картинки с такими же картинками. Обведи большие картинки синим цветом, а маленькие - зелёным.

Задание 24. Водное сафари

Помоги путешественнику найти лодку.

Задание 25. Гардероб

Распутай слова.

Впиши их в рамки и раскрась картинки.

Задание 26. С какой буквы начинается?

Соедини линиями попарно картинки и буквы.

Задание 27. Близнецы

Соедини линиями одинаковые шарики.

Задание 28. Воздушные шарики

Угадай последовательность и впиши недостающие числа.

Задание 29. Тени

Соедини линией акулу с её тенью.

Задание 30. Тележка с фруктами

Напиши названия фруктов, лежащих в тележке.

Задание 31. Найди различия

Найди восемь различий между картинками.

Итоговая комплексная работа "Живой мир" для 3 класса

Задание 1.
Предмет: Литературное чтение . Оценивается скорость чтения текста «про себя». Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью часов отмечает 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.

4 балла – темп чтения составляет более 81 слова в минуту;
3 балла – темп чтения составляет от 71 до 80 слов в минуту;
2 балла – темп чтения составляет от 61 до 70 слов в минуту;
1 балл – темп чтения составляет от 50 до 60 слов в минуту;
0 баллов – темп чтения ниже 50 слов в минуту.
Интерпретация результатов
4 или 3 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки;



Внимание! Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной контрольной работы, дать им иное задание.
Задание 2.
Предмет: Литературное чтение и Русский язык .
Оценивается
умение правильно прочитать и откликнуться на текст задания,
умение составить заголовок, выбирая для этого адекватные грамматические средства (слово, словосочетание или предложение)
умение правильно записать слово или словосочетание и проверить правильность написания.
: а) Зайцы – беляки и б) Рыжая лисица, записанные с соблюдением правил правописания и требований к оформлению текста.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – записанный заголовок передаёт основное содержание текста и составлен с учётом всех требований русского языка;
1 балл – заголовок написан в целом правильно, однако с рядом недочетов: небрежно и/или более чем с двумя исправлениями;
0 баллов – заголовок не составлен, и/или в заголовках имеются неисправленные орфографические ошибки.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг высоких уровней подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3.
Вопрос 1.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
знание структурных особенностей текста (абзац) и умение найти заданный фрагмент текста;
умение найти названный фрагмент текста и списать его правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв
сформированность навыков самокоррекции.
Правильный ответ: правильно выписанное предложение «В последнее время их численность уменьшается из-за ухудшения условий обитания и истребления человеком»/ «Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – предложение найдено правильно и при списывании не допущено ошибок, пропусков или искажений букв;
0 баллов – предложение найдено неверно, и/или при списывании допущены ошибки, пропуски или искажения букв.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 3.
Вопрос 2.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение определять грамматическую основу предложения;

Правильный ответ: подчеркнуты слова «численность уменьшается»(сущ. + гл.)/«лисицы поселяются» (сущ. + гл.).
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – подчёркнуты: подлежащее и сказуемое, указаны части речи;
0 баллов – дан иной ответ.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 4.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение прочитать информацию, заданную в табличной форме;
умение правильно определить известную орфограмму;
умение найти нужную информацию и заполнить нужную ячейку таблицы.
Правильный ответ предполагает ответ типа: 1. Правописание безударной гласной в корне слова. 2. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 3. Правописание слов с удвоенными согласными. / 1. Правописание слов со сочетаниями жи-ши. 2. Правописание слов с парными согласными в корне слова. 3. Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – все орфограммы подчёркнуты верно, ответ размещён в нужном месте таблицы, при этом нет никаких противоречащих данному ответу записей;
1 балл – орфограммы подчёркнуты частично, ответ в таблице дан не полностью.
0 баллов – ответа нет.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 5.
Вопрос 1.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение разобрать слово по составу;
Правильный ответ: разобрано слово «кормит»/ «звери».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – слово разобрано по составу верно
0 баллов – ответа нет или допущены ошибки.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 5.
Вопрос 2.
Предмет: Русский язык .
Оценивается
умение подбирать однокоренные слова;
умение распознавать части речи.
Правильный ответ: в таблицу вписаны слова: «корм, кормовой, кормить»/ «зверёк, звериный, озверел». Допускаются другие ответы.
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – подобраны однокоренные слова нужных частей речи;
0 баллов – ответа нет или допущены ошибки при указании частей речи.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 6.
Предмет: Математика .
Оценивается
умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу;

Правильный ответ: «30 кг»/ «60 кг».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – правильно решены оба действия,
0 баллов – любые иные ответы.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 7.
Предмет: Математика .
Оценивается
умение формализовать условие задачи, заданной в текстовой форме, составить схему решения и решить задачу (с помощью составленного выражения или по действиям;
умение производить вычисления с именованными числами (масса);
умение переводить одну величину в другую.
Правильный ответ: «12.270 г»/ «31.200 г».
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – задача решена правильно,
0 баллов – любые иные ответы или задача не решена.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 8.
Предмет: Математика .
Оценивается
сформированность представлений об отдельных представителях класса «звери»;
умение сравнивать величины;
Правильный ответ: «700 мм»/ «900 мм»
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – ответ дан верно,
0 баллов – дан иной ответ или ответа нет.
Интерпретация результатов
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 9.
Предмет: Окружающий мир .
Оценивается
умение найти в тексте нужную информацию (как ответ на прямой вопрос), передать её в сжатом виде
Оценки возможных ответов учащихся
1 балл – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу;
Интерпретация результатов

0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 10.
Предмет: Окружающий мир .
Оценивается
сформированность общего представления о царстве живой природы,
умение найти нужную информацию, представленную в тексте в скрытой форме (как ответ на косвенный вопрос), и отобразить её в ином формате (в виде ответа на вопрос).
Правильный ответ включает наличие следующих обязательных элементов: Растения. Животные. Грибы. Бактерии.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – запись ответа в целом соответствует приведенному образцу;
1 балл – допущена одна ошибка;
0 баллов – ответа нет, либо он не соответствует тексту,
Интерпретация результатов
2 балла - ученик достиг повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
ЗАДАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Задания выполняются детьми по выбору. Приступать к этим заданиям детям разрешается только после того, как учитель убедился, что они попробовали выполнить все задания основной части работы и дальнейшее продолжение работы над ними нецелесообразно.
Задание 11.
Оценки возможных ответов учащихся



Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 12.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 13.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 14.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Задание 15.
Оценки возможных ответов учащихся
2 балла – дан полный правильный ответ;
1 балл – дан частично правильный ответ;
0 баллов – ответа нет, либо он не содержит всех необходимых элементов.
Интерпретация результатов
2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки;
0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
На заметку!
Учитель оказывает ребёнку по его требованию любую помощь, вплоть до прямого объяснения значения незнакомого слова, но по собственной инициативе помощь не предлагать, никаких наводящих вопросов.
Все результаты заносятся в таблицу и анализируются.

Итоговая комплексная работа «Живой мир»

1-й вариант


____________________________
Зайцы-беляки получили своё название из-за того, что белеют на зиму, за исключением кончиков ушей. Все они придерживаются кустарниковых зарослей или изреженного леса, избегая открытых пространств - лугов, полей.
Длина тела взрослых зайцев достигает 70 см, а масса - 6 кг. Более длинные задние ноги позволяют делать большие прыжки и убегать от преследования, а широкие ступни при отталкивании от поверхности создают прочную опору, не проваливаясь в снег.
У зайцев-беляков нет постоянного убежища. Днём они чутко спят, затаившись среди кустов, а по ночам кормятся. Летом зайцы-беляки поедают злаки, бобовые растения, осоку, хвою лиственниц, бесшляпочные грибы, а зимой - мелкие ветки и кору деревьев и кустарников, а также сено вокруг стогов.
Нападают на зайцев-беляков рысь, лисицы, волки, ястреб, орёл, филин и другие хищники. Существует поговорка - «труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны.
Весной начинается размножение зайцев. У мамаши появляется 5 - 8 малышей по 90 - 130 г каждый. Зайчата рождаются зрячими, способными в первый же день передвигаться. Мать кормит их жирным молоком, а через 10 дней детёныши начинают самостоятельно поедать траву, стебельки и листья. Интересно, что зайчихи кормят не только своих малышей, но и чужих.
Живут зайцы-беляки около 8 лет. Это ценные пушные зверьки. Их мясо превосходного вкуса. В последнее время их численность уменьшается из-за ухудшения условий обитания и истребления человеком.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Почему численность зайцев уменьшается?»
1.
2.
Задание 4.
Слова / Название орфограммы
убегать
широкие
масса
Задание 5.
1. Разбери по составу слово: кормит.
2.
Существительное / Прилагательное / Глагол /
Задание 6.
Масса трёх зайцев равна 18 кг. Чему равна масса 5 таких же зайцев? Реши задачу.
Задание 7.
Масса взрослого зайца – 6 кг, а масса детёныша – 90 г. Сколько будут весить 2 взрослых зайца и 3 детёныша вместе? Ответ вырази в граммах.
Задание 8. Длина тела зайца достигает 70 см. Какая величина соответствует длине тела зайца? Отметь галочкой правильный ответ.
70 мм/ 700 мм/ 700 дм/
Задание 9. Как ты думаешь, для чего у зайцев широкие ступни? Запиши ответ, используй информацию, данную в тексте.
Задание 10. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте? Допиши, какое «царство живой природы» ты знаешь ещё.
Дополнительная часть
Задания 11-15 можно выполнять в любом порядке.
Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 11.
1.
Задача:
2.
Решение:
Ответ:
Задание 12. Объясни значение поговорки: «Труслив, как заяц».
Задание 13. Как ты думаешь, какие меры необходимо принять, чтобы численность зайцев перестала уменьшаться?
Задание 14. Зайчиха приносит от 2 до 8 детёнышей 5 раз в год. Сколько максимально детёнышей может появиться у зайчихи за пару лет?
Задание 15. Объясни значение слова «убежище».

2-й вариант

Фамилия, имя____________________________________________
Школа _________ Класс___________

__________________________________________________
Рыжая лисица - хищное млекопитающее животное. Она достигает в длину 90 см, хвост - 30 см, масса - 10 кг. Лисица обыкновенная широко распространена: на всей территории Европы, большей части Азии. Окраска и размеры лисиц различны в разных местностях. Наиболее распространённый окрас: ярко-рыжая спина, белое брюхо, тёмные лапы. Общие отличительные черты: тёмные уши и белый кончик хвоста.
В дикой природе лисицы редко живут более 7 лет, часто продолжительность жизни не превышает 3 лет. В неволе звери доживают до 25 лет. Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, значительную часть «ассортимента» составляют мелкие грызуны, главным образом полёвки, а также зайцы, птицы.
Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов. Они роют норы сами, или занимают пустующие норы барсуков, сурков, песцов. Бывают случаи, когда лисица живёт в норе одновременно с барсуком, но в разных её отнорах.
Лисы - хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства.
Лисиц специально для получения меха разводят в зоофермах. В конце XIX века искусственно выведена порода серебристо-чёрных лисиц, а также выведен ряд других меховых пород на её основе: платиновая, дакотская и другие.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Прочитай текст до конца.
Задание 2. Придумай заголовок. Запиши его на строчке перед текстом.
Задание 3. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос «Где чаще всего поселяются лисицы?».
1. Спиши его. Проверь свою запись, если надо, исправь.
2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 4. Прочитай слова, записанные в первом столбике. Подчеркни известные тебе орфограммы в этих словах. Во второй столбик запиши название орфограммы, подчеркнутой тобой.
Слова / Название орфограммы
животное
ряд
местность
Задание 5.
1. Разбери по составу слово: звери.
2. Подбери к нему однокоренные слова, распределив их по частям речи в таблицу.
Существительное / Прилагательное / Глагол /
Задание 6.
Масса трёх лисиц равна 30 кг. Чему равна масса 6 таких же лисиц? Реши задачу.
Задание 7.
Масса взрослой лисицы - 10 кг, а масса детёныша - 600 г. Сколько будут весить 3 взрослых лисицы и 2 детёныша вместе? Ответ вырази в граммах.
Задание 8. Длина тела лисицы достигает 90 см. Какая величина соответствует длине тела лисицы? Отметь галочкой правильный ответ.
900 дм/ 90 мм/ 900 мм/
Задание 9. Как ты думаешь, почему люди разводят лисиц в зоофермах? Запиши ответ, используй информацию, данную в тексте.
Задание 10. Какие «царства живой природы» встречаются в тексте? Допиши, какие «царства живой природы» ты знаешь ещё.
Дополнительная часть
Задания 11-15 можно выполнять в любом порядке.Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.
Задание 11.
1. Используя данные текста, составь и запиши задачу.
Задача:
2. Выполни к ней решение, запиши ответ.
Решение:
Ответ:
Задание 12. Объясни значение слова «ассортимент».
Задание 13. Как ты думаешь, сможет ли лиса догнать взрослого зайца? Объясни почему?
Скорость
Лиса/ Заяц
50 км/ч/ 60 км/ч
А зайчонка? Объясни почему?
Задание 14. Как ты понимаешь пословицу: «Лиса хитростью берёт».
Задание 15. Человек не царь природы, а лишь её маленькая часть. Как ты можешь помочь сохранить природу? Запиши свой ответ.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

    личностных;

    метапредметных;

    предметных.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом).

Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы , позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

    с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

    с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

    с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

5-6 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Проведение комплексной работы

Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая.

Правила проведения комплексной работы

    Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

    Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.

    Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.

    Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл).

    Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков

(в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).

    В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись развернутого ответа

    2 балл - полный правильный ответ;

    1 балл - частично правильный или неполный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ.

Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность».

Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс».

Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год

Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________
Уровни При самооценке:

П – повышенный Н – норма

Б – базовый - занизили - завысили

Н – низкий

Количество человек

Количество обучающихся в классе

Выполняли работу

Выбор варианта работы: 4 вариант – для детей с высокой учебной мотивацией

1 и 2 вариант (равноценны ) – выполняются основной массой обучающихся

3 вариант – для детей с низкой учебной мотивацией

Основная часть + дополнительная часть

Предметные результаты

Уровень выполнения задания

Русский язык

Базовый уровень

Низкий уровень

задание № 2

Умение правильно списывать с печатного образца.

задание № 6 (2)

Умение соотнести и определить количество букв, звуков

задание № 6 (1)

Умение находить буквы мягких согласных

Математика

задание № 4

Сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, высказать суждение

задание № 5 (1)

Выполнять пересчёт предметов в пределах 10, записывать результат с помощью цифр

задание № 5 (2)

Выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел.

задание № 9

Выбирать решение задачи, выполнять вычисления.

Чтение

задание № 3

Умение на основе сопоставления текста восстановить содержание.

Задание № 1

Скорость чтения про себя.

Окружающий мир

задание № 7

Умение классифицировать объекты природы.

Дополнительная часть

Метапредметные результаты

Уровень выполнения задания

Повышенный уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

Регулятивные УУД

задания № 10

Учиться высказывать своё предположение (дать комментарий).

задание № 9

Переводить текст на язык математики

Познавательные УУД

задание № 11

Ориентироваться в своей системе знаний: определять лексическое значение слова.

задание № 10

Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

задание № 7

Перерабатывать полученную информацию: анализиро вать и делать выводы.

задание № 8 (1)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа со схемой).

Коммуникативные УУД

задание № 10

Оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне1-2 предложений).

Самооценка работы (уровень на шкале)

Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану:

Выбор варианта работы:

1 вариант –

2 вариант –

3 вариант –

4 вариант –

    Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок.

    ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины.

    Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины.

    Задания, которые выполнены успешно.

    Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части.

    Количество детей, которые выполнили 3 задания.

    Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.)

    Какие УУД сформированы на низком уровне, причины.

    Какие УУД сформированы на высоком уровне.

    Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы.

    Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа.

Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы:

    позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;

    наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;

    создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;

    помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;

    является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.

В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы:

    проверка такой работы занимает достаточно много времени;

    не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов;

    подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно.

Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя.

Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта