Главная » Съедобные грибы » Лженаука определение. Методология лженаук

Лженаука определение. Методология лженаук

Покуда свидомая пся крев пестует бытовой фашизм и скачет в бездну, вернемся к нашим баранам и продолжим набрасывать на вентилятор тухлую требуху псевдонаучного бреда.

Ай-да чистить карму, Dear Comrades!

Параллельно с наукой развивалось множество учений, якобы основанных на научной методологии, но на деле лишь имитирующих профессиональный подход. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. «Теории и практики» составили список самых известных псевдонаук - от френологии до соционики - и вспомнили, почему им так и не удалось заслужить доверие ученых.

Астрология

Предсказывать будущее, руководствуясь движениями планет и звезд, начали еще в древности - первые свидетельства о попытках узнать грядущее встречаются в шумеро-вавилонских мифах, где небесные тела отождествляются с богами. Греческая астрология переняла идею «божественной» звездной сущности и развила ее до знакомых нам форм. Самое значимое на сегодняшний день явление астрологии - гороскопы, которые составляются на основе индивидуального влияния планет для 12 знаков зодиака.

С современной научной методологией методология астрономии несовместима, что неоднократно было доказано учеными. Хрестоматийные примеры доказательств - развенчание статистической гипотезы Мишеля Гоклена, получившей название «эффекта Марса», и эксперимент Бертрама Форера под названием «Эффект Барнума». Гоклен обнаружил взаимосвязь между рождением спортсменов-чемпионов и фазами Марса, и долгое время настаивал на правдивости результатов своего исследования, пока не был уличен в подтасовке исходных статистических данных. В свою очередь Форер доказал несостоятельность астрологии при помощи социального эксперимента: выдав студентам тест на определение специфических черт их личности, он обещал предоставить на его основе индивидуальный психологический портрет каждого, но вместо этого раздал всем единообразное описание, составленное по принципу гороскопа. Большинство студентов высоко оценили их «персонализированное» описание и остались довольны усилиями профессора.

Однако, несмотря на многочисленные доводы в пользу признания астрологии лженаукой, гороскопы продолжают ежедневно обновляться, некоторые люди продолжают верить в существование мифической планеты Нибиру, которая способна уничтожить Землю, а «Общество плоской Земли» (согласно постулатам которого Антарктида - лишь ледяная стена, опоясывающая мир, а фотографии Земли из космоса - подделки) еще не распалось, так что астрология, оставаясь в определенных кругах лженаукой, в общем, процветает.

Френология

Псевдонаука, получившая распространение в начале XIX века благодаря исследованиям австрийского врача и анатома Ф.Й. Галля, который установил связь между психическим портретом личности и физическими характеристиками, которыми обладает череп. Галль считал, что любые внутренние изменения мозга, в особенности, изменения объемов его полушарий, провоцируют видимые изменения на соответствующих участках черепа, в связи с чем можно судить о развитости или недоразвитости человека и о наличии у него определенных навыков, способностей и личностных характеристик.

Кинозрителям френология знакома благодаря фильму Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный», где рабовладелец Кэнди увлекается сравнениями черепов представителей разных рас. Подобная деталь исторически обусловлена - многие рабовладельцы Америки действительно заинтересовались френологией в XIX веке и ставили жестокие эксперименты на своих рабах. Развенчание френологии происходило вместе с развитием нейрофизиологии, научно доказавшей, что особенности психики не зависят от рельефа мозга, а тем более от строения черепа.

Гомеопатия

Псевдомедицинское направление в науке, призывающее принимать особые гомеопатические лекарства для предотвращения развития болезней в будущем. Основоположник направления - немецкий врач Христиан Ганеман, в конце XVIII века разработавший целую систему лечения гомеопатией (он же выдвинул так называемую «кофейную теорию болезней», согласно которой почти все известные людям болезни спровоцированы исключительно употреблением кофе). В основе гомеопатии лежит противоречащий современной рациональной фармакотерапевтической медицине принцип «подобное лечится подобным», поэтому лекарственное средство в гомеопатии, по сути, является катализатором развития облегченной формы болезни, от которой собирается лечиться пациент. Все якобы действующие препараты разведены как минимум в двенадцатикратной концентрации и, по мнению ученого сообщества, ничем не отличаются от плацебо - вещества, не содержащего лечебных свойств. По крайней мере, большинство исследований не подтвердило эффективности гомеопатических лекарств.

Парапсихология

Парапсихология изучает такие сверхъестественные явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация и внушение. Эта паранаука пытается убедить общественность в том, что перемещаться во времени и пространстве возможно, а наделенные особенными талантами люди могут предсказывать будущее, а также управлять окружающими силой мысли. Призывая поверить в астральное двойничество, околосмертные опыты и реинкарнацию, парапсихологи проводят множество опытов и экспериментов для доказательства того, что сверхчеловеческие возможности существуют.

Телепатия, к примеру, какое-то время объяснялась учеными при помощи «волновой теории», которая сообщала о наличии особых волн, которые при улавливании человеком, могли вызвать у него определенный образ, схожий с образом, возникшим у другого человека, но эта теория не была доказана и была признана несостоятельной. В 1930-х годах на предмет наличия сверхспособностей был исследован игрок в кости, который утверждал, что может силой мысли укладывать кубики так, чтобы они показывали нужную сумму, но более 650 000 выбрасываний кубиков опровергли его заявление, установив, что совпадения случайны. Не удалось установить торжество аномальных способностей и Ури Геллеру, известному своей способностью изменять физическую форму материальных объектов на расстоянии. Он и вовсе был уличен в том, что заранее обрабатывал пальцы специальным химическим составом, который и позволял ему сгибать ложки, только прикасаясь к ним.

Реинкарнацию в течение 40 лет пытался изучать ученый Ян Стивенсон, изучивший 3000 случаев предполагаемого перерождения, сопоставив родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах. Научно доказать факт реинкарнации ему не удалось. Точно так же еще ни одно экстраординарное явление не было научно доказано, а постоянное появление сведений о новых феноменах парапсихологии происходит только из-за того, что какой-то процент населения планеты все еще не утратил веру в паранормальные явления.

Уфология

Паранаука, в основном изучающая НЛО, а также зафиксированные факты и предстоящие возможности общения жителей Земли с пришельцами и инопланетянами, полтергейстами и призраками. Главный предмет изучения уфологии - палеоконтакты - контакты существ внеземного происхождения с землянами и даже посещение ими нашей планеты в прошлом. В качестве доказательства состоятельности теории палеоконтакта уфологи приводят оставленные пришельцами знаки на земле - круги на полях, неопознанные плавающие объекты и другие весьма сомнительные артефакты. Как наука уфология зародилась только в 1940-х годах, когда стали поступать первые свидетельства о «летающих тарелках», передвигающихся со сверхзвуковой скоростью. К подобным заявлениям сначала отнеслись серьезно даже главы многих государств, тут же создавшие специальные секретные проекты по изучению феномена. В США - проект «Сайн» и проект «Синяя книга», в Британии - «Комната 801», во Франции - GEPAN. Однако за годы исследований подтвердить главное опасение уфологов о том, что Земля находится под наблюдением других существ, так и не удалось.

Нумерология

Паранаучное учение о мистическом смысле чисел и их влиянии на жизнь людей. Толчок к зарождению нумерология получила много веков назад благодаря древнееврейскому алфавиту, в котором буквы использовались в том числе и для записи чисел, из-за чего имели свои числовые значения. Основоположником главных положений нумерологии считается философ и математик Пифагор, открывший взаимосвязь между цифрами и нотами. После своего открытия он установил ГДЗ по Математике 6 класса , любой предмет и любое явление действительности может быть выражено числами.

В нумерологии любая многозначная цифра может быть сведена к однозначному, обладающему своими характеристиками числу, путем сложения ее компонентов.

Индивидуальный числовой эквивалент имеют и буквы, поэтому нумерология охотно раскрывает «тайны имен» всем желающим. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел, что всегда подчеркивается противниками распространения нумерологии. Еще один веский аргумент сомневающихся в этой паранауке связан с женскими фамилиями. Если еще вчера девушка была, к примеру, «Белоусовой Анной Алексеевной» и числом ее судьбы считалось число «13», а сегодня она вышла замуж за испанца и стала, допустим «Марес Анной Алексеевной», то число ее судьбы уже вовсе не «13», а «1».

Криптозоология и криптоботаника

Cмежные дисциплины, занимающиеся поиском животных и растений, известных нам только из легенд, мифов и рассказов очевидцев, а так же поисками животных и растений, которые, согласно признанию ученых, считаются вымершими. Криптозоологи не ограничиваются поиском динозавров, драконов и единорогов, они занимаются и существами из более современных легенд - снежным человеком и Лох-Несским чудовищем. Сами ученые, занимающиеся криптозоологией или криптоботаникой, признают ее лженаукой, но все равно считают полезной дисциплиной и продолжают поиски озерных демонов (огопого) и коз-вампиров (чупакабра).

Хиромантия

Ненаучный метод установления взаимосвязи между линиями на ладони человека и его судьбой. Хиромантия исследует кожный рельеф ладоней, в особенности папиллярные линии - считается, что каждая из линий отвечает за какое-то направление в жизни человека, и изучив ее рисунок, можно предсказать успешность судьбы человека в той или иной области. Узоры на ладонях, форма ладони и пальцев позволяют разобраться во внутреннем мире: большой палец и отходящая от него линия - линия жизни, указательному пальцу соответствует линия сердца, среднему - линия судьбы, безымянному - линия счастья. По дополнительным линиям, таким как линия брака и линия потомства, можно определить успешность брака и количество детей.

Однако в многочисленных пособиях по хиромантии одни и те же признаки на ладонях объясняются по-разному, а для предсказаний предлагается использовать то левую, то правую ладонь, узоры на которых чаще всего противоречивы. Хиромантия не признается наукой в большинстве стран, но в некоторых по-прежнему считается серьезным занятием: так, в Национальном Индийском университете и в наши дни преподают хиромантию, а в Канаде существует «Национальная академия хиромантии». В противовес хиромантии активно развивается наука, всерьез изучающая кожу ладоней и позволяющая определить предрасположенность к наследственным заболеваниям - дерматоглифика.

Соционика

Псевдонаука, построенная на основе учении Юнга о типологии и архетипах, предлагающая возможность на основе определенной тестовой методики выявить для каждого человека его личный так называемый тип «информационного метаболизма» - процесса обмена индивидуальными сигналами с внешним миром - и причислить его к одному из 16 подробно описанных социотипов. Соционика как отдельное учение возникло в 1970-х годах благодаря усилиям литовского экономиста и психолога Аушуры Аугустинавичюте. Ключевые параметры для определения типа информационного метаболизма - «ощущение», «мышление», «интуиция», «чувство» (в физическом смысле слова), «интроверсия» и «экстраверсия»: в разных сочетаниях они формируют разные соционические типы личности. По итогам соционического теста (он существует в нескольких вариантах от разных авторов) каждый человек условно отождествляется с одним из 16 персонажей, названных в честь известных людей и литературных героев (например Дон Кихот, Дюма, Штирлиц или Наполеон) и получает возможность узнать о своей совместимости с другими социотипами.

Соционика известна в основном на постсоветском пространстве и не считается официальной наукой - у нее нет ни общей научной теории, ни закрепленных единообразных методов исследования. Ее также критикуют за излишнюю умозрительность и недостаток эмпирических доказательств. Кроме того, концепция была сильно дискредитирована толпами энтузиастов, которые брались с ходу определять соционические типы незнакомых, уже умерших людей и даже целых стран - в то время, как основатели соционики подчеркивали, что не претендуют на создание универсальной психологической классификации на все случаи жизни.

Физиогномика

Альтернативное направление в науке, пытающееся доказать связь внешнего облика человека с его характером и душевными качествами. Физиогномика пытается «прочесть» лицо, особенности строения тела, смысл жестов, поз и общего телесного впечатления, которое производит человек, а так же определить уровень интеллекта человека исключительно по его внешнему облику и манере держаться. В восточных странах физиогномика не была отделена от медицины и начала развиваться еще до нашей эры, призывая изучать человека исходя из принципа «пяти вершин»: лба, носа, подбородка, скул. В европейской культуре наука тоже нашла поддержку, к примеру ГДЗ Физика 7 класс , Чарльз Дарвин поддерживал развитие физиогномики, считая, что благодаря изучению работы мускул индивида можно понять, каковы его основные личные склонности. На основе формы лица, волосяного покрова, расположения и форм естественных лицевых отверстий и других рельефов на лице, исходя из основ физиогномики, можно составить для себя базовый портрет внутреннего мира человека.

Современное научное сообщество в удивительные возможности физиогномики не верит, особенно после того, как были проведены исследования близнецов, которые, несмотря на внешнюю идентичность, зачастую имеют диаметрально противоположные характеры.

Фолк-хистори

Преимущественно российское направление псевдоистории, занимающееся перекраиванием исторических реалий, чаще всего с целью публикации книг массовой направленности. Альтернативная история тяготеет к беллетристике и фальсификациям при видимом сохранении научной формы. Автор произведения фолк-хистори делает вид, что открывает читателю новую историю, а на деле всего лишь подтасовывает факты и, нарушая логические связи, создает «новую историю», которая идет вразрез с доподлинно установленными событиями.

Фолк-хистори стала активно развиваться в России в годы после распада СССР, когда над историей перестала довлеть единая коммунистическая идеология. Предшественником направления считается Лев Гумилев, который, предлагая читателям свою теорию пассионарного этногенеза, тоже выдвигал весьма специфическую «авторскую» версию истории. .

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональнос­ти, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не явля­ется чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в опреде­ленных интеллектуальных сообществах, в соответствии с други­ми (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники ипонятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признава­емого в качестве научного, например, астрология старше астроно­мии, алхимиястарше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания.

Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. Широкий класс паранормального знания включает в себя уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм.

Во-первых, понятие «паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней.

Во-вторых, понятие «паранаука» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической дея­тельностью психики творца, которого в обиходе величают «мань­яком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенно­стью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лже­научные знания пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

Лженаука /8/ – это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта – их претензия быть истиной и иметь статус науки.

Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук, и уровня развития этих учений.
Лженауки первого типа. Лженауки этого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо люди, страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо продуктом пустых рассуждений.
Лженауки второго типа. Лженауки данного типа стремятся к получению прибыли от частных инвесторов или торговли. Получение прибыли от людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров, не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».
Лженауки третьего типа – организованные (наиболее опасные и влиятельные). Лженауки этого типа направлены на получение особо крупной прибыли от государственных фондов, крупных, частных инвесторов и иностранного финансирования. Лженауки этого типа стремятся к влиянию на власть и науку сверху, через высшую структуру власти (правительство, министры) или науки (академии, академики). Лженауки этого типа организованы в институты и академии, обладают устойчивым финансированием и влиянием в политике государства. В этой форме лженаука переходит в квазинауку.

Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «три­умфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.

Квазинаука /7/ – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Квазинаука, почти не встречая сопротивления, тем более организованного, активно проникает в науку, захватывает всё новые плацдармы, неограниченно расширяет свою сферу и отвлекает на себя значительные финансовые средства. В общественное мнение активно внедряется мысль о том, что многие исследования, являющиеся откровенно квазинаучными, должны считаться научными.

Необоснованное расширение обществом и государством сферы научной деятельности включением в неё квазинаучных направлений и областей, не имеющих к науке никакого отношения, девальвирует в глазах широкой общественности звание учёного и дискредитирует саму науку. Складывается впечатление об упадке, и даже деградации науки, что, конечно же, далеко от истины.

Главная опасность квазинауки состоит в том, что она уже давно стала частью официально признанной науки. Многие исследования, проводимые сегодня в педагогике, психологии, социологии, экономике и даже в технических науках, можно смело отнести к квазинауке. Уже трудно сказать, чего в педагогике, психологии, социологии и экономике больше - науки или квазинауки.

Помимо уже сказанного о квазинауке можно отметить ещё одну её особенность: квазинаука - это зачастую имитация науки, подделка под неё.

Признаки квазинауки: поточное производство, эклектика (эклектика - хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации), схоластика, невысокое качество и низкий теоретико-методологический уровень.

На примере педагогики. «О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам».

«...складывается некоторая удручающая "мода" на определенный стереотип названий, которые идут подчас обильным потоком. Очень часто, например, в темах работ по педагогическим наукам употребляется слово "основы" - "педагогические основы" чего-либо, "методические основы", "теоретико-методологические основы" и пр. (в 74 из 219 докторских диссертаций, защищенных и утвержденных в 2000 г.).

Если так много различных «основ», то как их можно считать таковыми?

Производство "основ" не может быть поточным. Если это действительно основы, то их не может быть слишком много по определению».

«...нередко известные вещи переобозначаются новыми "тарабарскими" словами. Вместо "методы", "средства" появляются "технологии", "многомерный инструментарий педагога" и пр. При переводе подобных формулировок "с русского на русский" становится очевидной их банальность по существу».

«Статистическое оценивание, вычерчивание разного рода компьютерных диаграмм - необязательная принадлежность работ по психологии и педагогике. Они иной раз могут играть роль разве что неких "бантиков", создающих видимость научности».

К квазинауке можно также отнести давление власти на науку. Власть заменяет логику (запрет в СССР генетики и кибернетики). (семинар)

Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования проти­воположны науке. Это как бы подход с «противоположным зна­ком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней».Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной не­стабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, прин­ципиального избавления от антинауки произойти не может.

Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном че­ловеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание , доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

7 Можно ли измерить квазинауку? A.M. Галъмак О квазинауке вообще

8 Рефератпо философии науки и техникина тему: «Лженаука и Квазинаука» http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/fknt/bazhanova/library/filos.htm

Астрология

Как известно, астрология утверждает, что положение Солнца, Луны и планет в момент рождения человека влияет на его последующую жизнь, личность, карьеру и судьбу в целом. А значит, наблюдая за движением небесных тел по их орбитам, можно предсказывать судьбы людей. Впрочем, современные астрологи судьбами только людей не ограничиваются. Сегодня вы без труда можете получить гороскоп и своего домашнего питомца, который, как уверяют астрологи, поможет найти общий язык с животным, так и предсказание будущего целой страны со всем ее населением. Астрология имеет широкий спектр разделов, от астрометеорологии, предсказывающей изменения погоды, до хорарной астрологии, то есть астрологии текущего момента, занимающейся поиском ответов на конкретные вопросы.

Отношение к таким предсказаниям разное. Есть люди, которые буквально живут по гороскопу. Ни одно важное решение не принимается ими без оглядки на предсказания звездных магов. Но для других это развлечение, что-то вроде анекдотов на последней странице любимой газеты.

Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Тихо Браге, Клавдий Птолемей и многие из тех, кого мы знаем как величайших астрономов прошлого, не гнушались заниматься астрологией. Более того, во многом они имели возможность заниматься наукой только потому, что составляли астрологические прогнозы. Хотя тот же Галилео Галилей ради заработка создал мастерскую и занимался изготовлением телескопов. Их у него заказывали даже коронованные особы.

Считается, что окончательное разделение астрономии и астрологии произошло в эпоху Возрождения (в XIV–XVI веках). Но впервые астрология будет названа лженаукой в начале XII века. Назовет и одновременно введет в оборот этот термин византийская принцесса Анна Комнина. Дочь императора Алексия Комнина была одной из первых женщин-историков. В среде историков она известна как автор «Алексиады» – исторического повествования об эпохе правления своего отца.

Так почему же все-таки астрология не наука? Даже если вы интуитивно понимаете, что движение расположенных в миллионах километров от нас планет не может повлиять на вашу судьбу и скептически относитесь к астрологическим гороскопам в газетах, все-таки важно понять критерии разграничения науки и лженауки – решить проблему демаркации.

Любое научное учение универсально, т. е. доступно любому человеку, который им занимается. Любой математик сможет доказать теорему Пифагора, а химик – повторить опыт из учебника. А вот с астрологией так не получится. Лженаука, как правило, имитирует научную деятельность, мимикрирует под настоящую науку.

Серьезный вклад в решение проблемы демаркации внес австрийский ученый, основоположник философской концепции критического рационализма Карл Поппер. В основу данной концепции заложен принцип фальсифицируемости (потенциальной опровержимости) гипотезы. В целом он заключается в том, что ученый всегда должен понимать, что должно произойти, чтобы высказанная им гипотеза оказалась неверна, не подтвердилась, т. е. оказалась ложной. Предвидеть, какой результат эксперимента приведет его к отказу от собственной гипотезы.

Впрочем, тот же самый Галилео Галилей, напрочь отвергая любую возможность влияния небесных тел на земные события, отказывался принимать то, что сейчас нам кажется очевидным. Так было, например, с предположением не пренебрегавшего астрологией Кеплера о возможном влиянии Луны на морские приливы и отливы. Не соглашаясь с такой гипотезой, Галилей пытался выстроить свою теорию.

Еще в молодости Галилей познакомился с трудами Коперника и остался на всю жизнь убежденным сторонником того, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Впоследствии он сделает ряд астрономических открытий (спутники Юпитера, фазы Венеры и др.), которые подтвердят гелиоцентрическую модель мира.

Но до того, как переворот в астрономической науке станет очевидным, Галилею придется перед инквизицией отречься от своих убеждений. Знаменитая фраза: «И все-таки она вертится!» – якобы произнесенная им после данного под давлением отказа, относится именно к тем событиям. Римская католическая церковь назовет гелиоцентризм Коперника опасной ересью. В наше время это, пожалуй, тождественно лженауке.

Но считать ли нам теперь геоцентрическую картину мира лженаукой? Нет. Ученые смотрят на это иначе. Лженаучные учения следует отличать от гипотез, то есть обоснованных теоретических утверждений, в отношении которых еще не принято решение об их истинности.

Наука не стоит на месте, она находится в постоянном поиске. Познание мира представляет собой непрерывный процесс выдвижения гипотез, их опровержения либо, напротив, подтверждения и последующего всеобщего принятия научным сообществом. Геоцентрическая картина мира, модель Птолемея, – одна из таких теорий-гипотез. В конкурентной борьбе с гелиоцентризмом Коперника она проиграла. Проиграла потому, что не давала убедительных ответов на многие вопросы. Например, о причинах попятного движения планет – одной из главных загадок астрономии с древнейших времен.

Гомеопатия

Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, чей меморандум о признании гомеопатии лженаукой не так давно наделал много шума, была создана еще в далеком 1998 году. Инициатором ее создания выступил советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук и лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года Виталий Гинзбург. В настоящее время в состав комиссии входят около 60 ученых, работающих на общественных началах. Ее основным направлением деятельности является экспертиза теорий и разработок, претендующих на финансирование из госбюджета.

Меморандум РАН о лженаучности гомеопатии стал вторым подобным документом этой организации. Изданный в мае 2016 года Меморандум №1, в котором говорилось о лженаучном статусе коммерческого тестирования по кожным узорам пальцев рук (дерматоглифическом тестировании), вызвал меньшую реакцию.

Теоретические принципы гомеопатии еще в конце XVIII века заложил разочаровавшийся в современной ему медицине немецкий врач Самуэль Ганеман. Впрочем, его можно понять: многие из практиковавшихся в то время методов вряд ли сейчас можно назвать научно обоснованными. С тех пор гомеопатия превратилась в многомиллиардную индустрию с миллионами потребителей на всех континентах.

В основе гомеопатии лежат два основных принципа. Первый – «подобное лечится подобным». Вещество, применяемое при приготовлении лекарственного препарата, должно вызывать те же симптомы, что и сама болезнь, от которой предстоит лечить. Это принцип и отражен в названии гомеопатии (от греч. όμοιος – «подобный» и πάθος – «болезнь»). Например, прием внутрь коры хинного дерева вызывает те же симптомы, что и малярия: жар, дрожь и боли в суставах, следовательно, хинин можно использовать для лечения этой болезни.

Второй принцип – многократное разбавление. Исходное вещество разбавляется последовательно множество раз, при этом раствор постоянно встряхивается (потенциирование), что, как считается, должно усилить его целебные свойства. Во время зарождения гомеопатии ученые еще полагали, что материя бесконечно делима, а значит, можно разводить вещество сколько угодно раз.

Вот только в препарате с индексом разведения 30C (то есть разведенное в 1060 раз) вероятность наличия хоть одной молекулы исходного вещества стремится к нулю. Но, по заверениям гомеопатов, действие препарата при таких высоких разведениях, наоборот, даже усиливается. Объясняется это тем, что «вода обладает памятью». К слову, следующий меморандум комиссии по борьбе с лженаукой, как предполагается, будет о памяти воды.

На примере гомеопатии можно продемонстрировать еще несколько критериев, по которым можно отличить истинную науку от ложной. Так, гомеопатические средства и методы лечения, несмотря на множество клинических испытаний, проведенных в различных странах, так и не смогли экспериментально доказать свою эффективность. Вышедший в 2015 году отчет Национального совета по здоровью и медицинским исследованиям Австралии, посвященный анализу эффективности гомеопатии, убедительно доказал, что гомеопатия не эффективнее плацебо.
Любые объяснения того, как действуют гомеопатические средства и методы, противоречат современным законам физики, химии и биологии, а также представлениям науки о самом механизме действия лекарственных препаратов.

Изложенные выше «принципы гомеопатии» представляют собой утверждения догматичные и умозрительные. Их истоки – в протонаучном этапе развития физиологии и медицины. Но все-таки комиссия не призывает к запрету гомеопатии. Как отмечает ее председатель, академик Евгений Александров, в меморандуме речь идет о том, чтобы отказаться от нее в государственной медицине, а также корректно маркировать гомеопатические препараты.

Фолк-хистори

Ветры перемен второй половины 80-х годов прошлого века вызвали у многих желание пересмотреть официальную историю. В одном случае это вылилось в очищение истории от идеологического компонента, связанного с советским периодом, в другом – привело к возникновению такого явления, как фолк-хистори.

Прекрасным примером фолк-хистори выступает «Новая хронология» Фоменко – Носовского. Авторы утверждают, что общепринятая история является результатом многочисленных фальсификаций. В реальности, по их мнению, письменность зародилась только к середине первого тысячелетия нашей эры, а следовательно, никаких письменных свидетельств событий, происходивших ранее IX века, существовать не может, археологические находки, в свою очередь, однозначно трактоваться также не могут. Общепринятая история IX–XVII веков несколько более достоверна, чем история более ранних периодов. И только о событиях, произошедших начиная с XVIII века, можно говорить с уверенностью.

Что касается истории Древнего мира и раннего Средневековья, то она – результат неправильной интерпретации имеющихся исторических источников, ошибочной либо преднамеренной. События, государства, исторические личности этого времени являются всего лишь «фантомными отражениями» в чем-то схожих событий, государств и персонажей более позднего времени. Например, Троянская война, датируемая официальной историей рубежом XIII–XII веков до н. э., и Готская война 377–382 годов уже нашей эры являются описанием одной и той же реальной войны.

Помимо прочих утверждений в ее основе лежит предположение о существовании в прошлом гигантской империи, находившейся под управлением русских ханов, охватывавшей Европу и Азию, а в более поздних изданиях и Америку.

«Новая хронология» – прекрасный пример одной из отличительных характеристик лженаук – игнорирование широкого научного контекста. Работы Фоменко и Носовского противоречат не только результатам исследований множества историков по всему миру, но и выводам ученых из других сфер науки. История – это не только результат работы ученых-историков, в воссоздании событий прошлого принимают участие археологи, астрономы, физики, лингвисты, филологи и генетики. Вся наука так или иначе задействована в этом процессе. «Новая хронология» отвергает весь этот накопленный опыт и объясняет противоречия самым удобным способом – заговором и масштабной фальсификацией. Не имея поддержки у научного сообщества, ее авторы апеллируют к широким слоям населения. Издания, посвященные «Новой хронологии», имеют коммерческий успех. К настоящему времени издано уже более 100 книг. Их суммарный тираж превысил 800 000 экземпляров.

Мини-справочник по лженаукам

Алхимия , основными целями которой являются превращение «неблагородных металлов», например свинца, в «благородные» (золото и серебро), а также поиск философского камня (эликсира), способного обращать одни металлы в другие, излечивать все болезни и обеспечить вечную молодость.

Астрология утверждает, что положение небесных тел в момент рождения влияет на последующую жизнь человека, его личность, карьеру и судьбу.

Биоэнергология (она же биоэнергетика) настаивает на том, что у человека существует «биополе», воздействуя на которое, можно лечить заболевания.

Волновая генетика (теория «Волнового генома») утверждает, что ДНК имеет волновую природу. Молекула ДНК способна передавать и принимать генетическую информацию волновым путем. По мнению последователей, с помощью волновой генетики можно излечивать любые болезни и продлевать жизнь людей.

Гомеопатия предполагает, что болезнь можно вылечить препаратом, содержащим сверхмалые дозы веществ, которые в больших дозах вызывают у здорового человека симптомы, подобные симптомам болезни.

Криптозоология занимается поиском животных, считающихся легендарными или мифологическими (как, например, единороги или драконы), вымершими (например, динозавры) или существующими по заявлениям очевидцев (лох-несское чудовище или снежный человек).

Мичуринская агробиология , которая утверждала, что изменение наследственности определяется условиями жизни и отрицала значение хромосом как носителя наследственной информации. Достигла расцвета в первой половине XX века в СССР. Основатель и крупнейший представитель – Т. Д. Лысенко.

Научный креационизм настаивает на том, что существуют научные подтверждения библейского акта творения и ряда других эпизодов библейской истории, в частности Всемирного потопа. Считает Библию надежным источником в вопросах естествознания и отвергает научные свидетельства эволюции.

Нумерология утверждает, что между числами и физическими объектами, процессами и жизнью людей есть некие мистические связи, а следовательно, по числам можно предсказывать судьбы людей и целых народов.

Парапсихология занимается изучением паранормальных явлений, таких как сверхъестественные психические способности людей (ясновидение, телепатия, способность предсказывать будущее и т. д.), феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений с использованием научной методологии.

Торсионика (теория торсионных полей) – «теория» членов РАЕН Шипова Г. И. и Акимова А. Е., в основе которой лежит утверждение о существовании особых полей, не обладающих энергией, но при этом способных переносить информацию, причем сразу между любыми точками пространства-времени.

Уфология занимается сбором и проверкой сообщений о НЛО, а также пытается найти им научное или паранаучное объяснение.

Физиогномика утверждает, что тип личности человека, его душевные качества и состояние здоровья можно определить исходя из анализа выражения лица и его внешних черт.

Фолк-хистори – претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы. Характерный пример – «Новая хронология» А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского.

Френология настаивает на наличии связи между психикой человека и строением поверхности его черепа. Все психические свойства локализуются в различных участках мозга. Череп повторяет форму коры головного мозга, а наличие «шишки» говорит о той или иной способности.

Хиромантия предполагает возможность предсказания судьбы и определения индивидуальных особенностей человека по кожному рельефу ладоней (папиллярным и флексорным линиям), внешнему виду руки и бугоркам на ладони.

В связи с трех академиков по поводу лженауки в Клубе научных журналистов (www.nauchnik.ru) разгорелась дискуссия на соответствующую тему. С разрешения авторов публикуем ее фрагменты. В целом дискуссия была настолько объемной, что связно осветить ее на страницах газеты невозможно. Однако многие высказывания интересны сами по себе. Подборку подготовил Б.Ш. Фото Марии Говорун Александр Сергеев, научный редактор журнала «Вокруг света», модератор КНЖ

(в ответ на высказывание, согласно которому лженаука может быть полезна тем, что привлекает внимание детей своей простотой и интересностью, а потом ребенок сам разберется, где правда, а где ложь):

Большое спасибо за краткое изложение этой ошибочной аргументации.

1. В первых же строчках перепутаны лженаука и научная фантастика. Да, содержание псевдонаучных и фантастических идей может быть похожим. Но есть совершенно принципиальная разница в пометках, которые стоят на обложке. На фантастической книжке написано: «выдумка», а на псевдонаучной: «истина».

Поэтому фантастика — честна, а псевдонаука — лжива. Поэтому первая учит изощренно фантазировать, а вторая — изворотливо врать. Поэтому фантастика помогает расширить мышление в поисках вариантов устройства мира, а лженаука — сужает мысль до борьбы за свою идею-фикс, в которой все средства хороши.

2. Детям интересно читать обо всем на свете при условии, что это интересно написано. А уж квантовая физика может просто завораживать, ведь это не выдуманная фантастика, а фантастическая реальность. Проблема только в том, что квантовая физика сложнее фантастических сюжетов. И сюжет у нее (как у реальности), по большому счету один. Тем, кто захотел в этом сюжете разобраться, приходится прикладывать значительные целенаправленные усилия.

Детям очень трудно прикладывать целенаправленные усилия. Гораздо труднее, чем взрослым. Псевдонаука же направляет эти усилия на ложную цель, от которой заведомо не будет отдачи. Поэтому с этической точки зрения — это преступление перед детьми. Дети верят взрослым учителям, и если учитель обманывает детей — это злоупотребление доверием, можно сказать предательство.

3. Идеи, к которым привык в детстве, очень трудно критически переосмыслить в зрелом возрасте. Большинство людей вообще неспособно к этому. Именно поэтому религии стараются внедрять свои идеи именно детям. К этому часто стремится и псевдонаука. И аргументы вроде «главное зацепить, втянуть, дальше он уж сам разберется, что здесь правда, а что — ложь», — как раз центральный тезис лженаучного агитпропа.

Почему сторонники, скажем, креационизма, добиваются преподавания его «на равных» с эволюцией? Почему Петрик добивается возможности поспорить с учеными? Потому что пока их ложь не доводится до широких масс, им трудно находить сторонников. А как только появляется паблисити, так чисто по статистике найдется определенный процент людей, которые за ними пойдут. В том числе из детей, и, что хуже, учителей.

4. А теперь ключевой момент. Многие идеи патогенны и заразны. Их с полным правом можно называть вирусами. И это не в большей степени метафора, чем термин «компьютерный вирус». Просто заражают они не клетки организма и не память компьютера, а человеческое сознание.

Как и у других типов вирусов, у них есть оболочка (обычно замешанная на сильных эмоциях, таких, как страх или причастность к тайне), помогающая преодолеть защитные барьеры образования и здравого смысла, и содержательное ядро, которое берет под контроль определенную часть сознания человека, побуждая его передавать вирус дальше.

На разных людей мыслевирусная инфекция действует по-разному. Одних, с сильным иммунитетом (он часто проявляется в грубоватом юморе), мыслевирусы не берут вообще. Другие переносят заболевание в латентной форме, т. е. про себя верят во «всякую чушь», но не позволяют ей влиять на решения и публичные высказывания. Третьи принимают вирусную идею за реальность, действуют с оглядкой на нее и при удобном случае передают вирус тем, кто готов его принять.

5. Наконец, есть люди, которые полностью зависимы от мыслевиру-са. Значительная часть их деятельности оказывается подчинена его программе. Часто это состояние развивается в полномасштабное психическое заболевание, обычно по параноидальному сценарию. Не составляет труда найти выступления таких людей, скажем из антипрививочного движения или в окружении органов безопасности (там вообще есть профессиональная предрасположенность к паранойе).

Эти неадекватные люди порой имеют полномочия влиять на нашу жизнь. Сдерживает их только иммунитет социального окружения. Но, лично по моим впечатлениями, в российском обществе этот иммунитет опасно низок. Если он снизится еще сильнее, параноики смогут объединяться и ставить под угрозу благополучие других людей (локально это уже происходит). Тем более, что параноиков могут с холодным расчетом использовать люди, которых мыслевирус не берет, но которым он на руку. Например, для продвижения какой-нибудь панацеи вроде фильтров Петрика.

Вывод. Возможно, у лженауки удастся найти какие-то полезные аспекты. Например, кто-то готов принять психотерапию под видом астрологии. Но вред, наносимый ею обществу, может быть очень велик, если она не находится в маргинальном положении, когда один носитель лженаучных идей окружен большим числом носителей иммунитета к мыслевиру-сам. Тогда нет опасности эпидемического процесса, а без него лженаука в самом деле мало чем отличается от фантастики: если даже автор не поставил на книжке гриф «выдумка», его автоматически добавят читатели. Александр Каклюгин , канд. физмат. наук, закончил МФТИ в 1972 г, работал в институтах АН, преподавал в МФТИ, последние восемь лет работает в Страсбурге (Франция):

— В детстве многие с удовольствием читают сказки. Притягательность тайны такова, что некоторым людям очень хочется найти чудо. Ведь чудо — это же так здорово, правда? Зачем же лишать человека надежды на чудо и забивать мозги этой трудной математикой и физикой, продираться сквозь дебри биологии — ведь так здорово жить в мире сказки! А в «обыденной жизни» ведь человек не сталкивается с возможностью проверки, чтобы отличить правду от кривды. И живет дальше в вымороченном «фантастическом» мире бессмысленных призраков.

Определенную роль в этом играет ложно понимаемая толерантность и «политкорректность», в результате которой некоторые индивидуумы ставят на одну доску правду и кривду. Ну, например, терпимость просвещенных людей к духовной стороне религии позволяет и людям с обыденным сознанием думать, что и картина материального мира, рисуемая религиозными догмами, имеет право на существование. Например, раз религия теперь реабилитирована, то, значит, индуистская космогония имеет то же право на жизнь, что и «так называемая астрофизика»! И нечего тут эволюционизм продвигать в школы без альтернативы божественного создания мира!

Да, часть людей предпочтет «лечиться» наркотиками, и, как мне представляется, если они (наркотики) будут абсолютно доступными, лишь часть людей будет относиться к ним так, как они того заслуживают. К сожалению, именно поэтому мракобесие хорошо продается — и не только в России. А пытаться пробудить научный интерес в детях лженаукой — это примерно также «безопасно», как использовать в качестве полового просвещения порнографию — типа, главное зацепить, а потом сами разберутся.

Кроме того, есть немалый соблазн у авторитарных властителей поощрять мракобесие — косвенно оно отвлекает людей и приучает их не проверять, не отличать правду от кривды. Пытаюсь соблюсти презумпцию невиновности: абсолютных доказательств того, что наши правители сознательно гнобят науку, чтобы неповадно было людям учиться отличать правду от кривды, у меня нет. Но заподозрить, что Грызлов и Алдошин настолько глупы, что считают Петрика гением…

А в квантовой физике интересного неизмеримо больше, чем во всех бездарных «фантазиях»! и лежит это интересное совсем рядом, на поверхности — достаточно прочесть замечательные популярные книжки, например, Фейнмана. Фото с сайта sclj.ru

Валерий Кувакин , докт. филос. наук, главный редактор журнала «Здравый смысл»:

— А вопрос этот больной как минимум по трем основаниям: во-первых, лженаука не опасна рынку, и он ее не собирается отторгать, во-вторых, стратегически или политически она выгодна правящим элитам: нет опаснее человека для них, чем человек просвещенный, с рациональной и научной картиной мира в голове. Наконец, в-третьих, практически вся «административная верхушка» науки — это полное гнилье. Наука у них в заложниках. Именно на этом и играют мошенники. И довольно успешно. Никаких рецептов нет. Мы еще не добрались до дна неоневежества. Никому сегодня не остановить шарлатанства в России. Фото: Научное кафе Борис Жуков, закончил биофак МГУ, больше 10 лет работал по специальности (физиология человека и животных) в исследовательских институтах, с 1992 г. занимается журналистикой

(в ответ на признание симпатий к неоламаркизму и предложение излагать в школах основы креационизма наряду с теорией эволюции):

— Креационизм противостоит не дарвинизму, а именно эволюционизму как таковому (в том числе и неоламаркизму). Просто по определению. Именно поэтому он — вне науки, в отличие от неселекционистских эволюционных концепций.

Кстати, механизм наследования приобретенных признаков не только пока не найден — не найдены даже отдельные его части, всё это остается чисто умозрительной конструкцией, отличающейся от построений неоламаркистов XIX века лишь терминологией, но не степенью фактической обоснованности. Единственное, что удалось показать, — это что метилирование нуклеотидов (влияющее на интенсивность работы прометилированного локуса — но не на содержание того, что с него считывается) может сохраняться в нескольких поколениях дочерних клеток. Но метилирование как адаптивное изменение показано для тех тканей, где данный ген работает, т. е. для соматических, и нет никаких данных о том, что по их образцу метилируются те же гены в половых клетках. Привет старику Вейсману — он примерно так себе это и представлял.

И чтобы уж два раза не вставать — насчет того, что астрология — это часть культуры. Человеческие жертвоприношения или ритуальный каннибализм — это тоже часть культуры, причем общечеловеческой — через это прошли все этносы. Кабы идея равноправия и абсолютной ценности всех культур восторжествовала на пару веков раньше, то ведь до сих пор бы…

Рабство, телесные наказания, пытки — всё это культурные институты.

Мой любимейший пример — целование чудотворных икон во время эпидемии чумы. Тоже ведь бесспорная часть культуры. Не говоря уж о том, с чем столкнулся Зильбер на карабахской эпидемии.

Александр Сергеев

(в ответ на утверждение, что надо не бороться с лженаукой, а пропагандировать науку):

— Лженаука (и антинаука) — это реальный опасный враг. Профилактика и здравомыслие — это, конечно, хорошо. Но если лженауке не оказывать действенного сопротивления, разрушение самого института науки вполне возможно. Он вовсе не такой прочный, как это кажется. Наука как метод в относительно современном понимании возникла четыре века назад. Наука как род сколько-нибудь распространенной профессиональной деятельности существует меньше полутора веков. Война, религия, торговля, искусство, государственная власть — эти институты куда более древние и устойчивые.

Но «говорить о вреде лженауки» действительно уже недостаточно. Это пройденный этап. Сейчас лженаука берет на вооружение самые передовые методы управления массами: вирусные и суггестивные технологии, рекламные судебные процессы, сращивание с бизнесом и с государственной властью, проникновение внутрь научных организаций и разъедание их изнутри. Наука как общественный институт обладает высокой ценностью ввиду заслуженного ею доверия. В мире, где деньги приравнены не к золоту, а к доверию, наука воспринимается как большая ценность. И ее будут всячески стараться украсть или захватить. Хотя бы как бренд.

И я уже давно говорил о необходимости создания для этого специального фонда. Максим Борисов, закончил физфак МГУ и Литературный институт, научный редактор журнала «Наука в фокусе», выпускающий редактор ТрВ-Наука:

— Да, действительно, креационисты могут одерживать победы и во всяком случае добиться того, что очень большой процент людей не будет верить в науку. Поэтому в США и развертываются такие баталии за запрет в школах креационизма. И нам это предстоит. Научная теория может конкурировать только с иной научной теорией, она не может конкурировать с мифом или художественной литературой. Миф красочнее, а художественная книжка увлекательна. Именно поэтому Александр Сергеев и требует их развести по «разным ведомствам», с чем нельзя не согласиться. Точно так же никто из религиозных лидеров не согласится на то, чтобы детям предлагали на выбор читать Библию или сборник анекдотов. Из того, что они выберут анекдоты, вовсе не следует, что это второе «круче» и победило в равной борьбе.

Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной, где человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания).

Существуют различные трактовки понятия «лженаука». Здесь приводятся некоторые из них:

В. Л. Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике: «Лженаука -- это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота -- это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука -- это то, что заведомо неверно».

В.Л. Гинсбург обращает внимание на то, что даже неортодоксальные с точки зрения большинства ученых, теории и идеи, неверность которых не доказана, нельзя считать антинаукой.

Б. И. Пружинин, д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии»: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение.

В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука -- это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры».

Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

Лженаука нередко ставит себе целью достижение немедленного практически полезного результата, однако лженаука имитирует истинные научные знания.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • 1. Игнорирование или искажение научных фактов
  • 2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  • 3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  • 4. Использование в основе не подтверждённые данные
  • 5. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  • 6. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
  • 7. Обещание быстрых и баснословных положительных эффектов.
  • 8. Стремление отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Таким образом, лженаука представлена как деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта