Академия ведёт свою историю с 8 декабря 1832 года. До 1917 года она именовалась Николаевской академией Генерального штаба и являлась ведущей военной академией Имперской России.
Приказом РВСР от 7 октября 1918 г. № 47 в Москве была открыта Академия Генерального штаба. Приказом РВСР от 5 августа 1921 г. № 1675 Академия Генерального штаба была преобразована в общевойсковую и переименована в Военную академию РККА. Приказом РВС СССР от 5 ноября 1925 г. № 1086 ей было присвоено имя М.В. Фрунзе. Более 70 лет, с 31 октября 1925 по 1998 г., академия носила имя М.В. Фрунзе.
Заслуги Военной академии имени М.В. Фрунзе в подготовке высококвалифицированных военных кадров были высоко оценены государством. Приказом РВСР от 9 января 1922 г. № 4 академия награждена орденом Красного Знамени, распоряжением Наркомвоена с 22 декабря 1930 г. переименована в Краснознаменную Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе.
По случаю 15-летнего юбилея 18 декабря 1934 г. Постановлением ВЦИК от 15 января 1934 г. она была награждена орденом Ленина. 21 февраля 1945 г. академия была отмечена орденом Суворова I степени. 8 декабря 1978 г. за большие заслуги в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров и в развитии военной науки академия награждена орденом Октябрьской Революции.
Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской революции, Краснознаменная, ордена Суворова академия Вооруженных Сил Российской Федерации была образована 1 ноября 1998 г. на основании Постановления Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009 на базе Военной академии им. М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского, и 1-х Высших офицерских курсов «Выстрел» им. Б.М. Шапошникова.
С 2006 года в состав Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации структурным подразделением, вошёл Военный институт (инженерных войск), в прошлом Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р был создан Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» в состав, которого вошли Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации и 11 филиалов.
В ходе ряда реорганизационных мероприятий с 2010 по 2013 гг. состав Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» неоднократно менялся. С 1 сентября 2013 г. в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» входят Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации и 3 филиала в городах Благовещенск, Новосибирск и Казань. Кроме того в состав Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации в качестве структурных подразделений входят Военный институт (общевойсковой) и Военный институт (инженерных войск).
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» является многопрофильным и межродовым федеральным государственным казённым военным образовательным учреждением высшего профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов для Вооружённых Сил Российской Федерации и других Министерств и ведомств, а также военнослужащих иностранных государств.
В 1832 году по решению императора Николая I была основана Императорская военная академия. За это время отечественные Вооруженные Силы из ее стен получили более десятки тысяч грамотных офицеров высшего тактического уровня. Достоинства выпускников - это знания, мудрость и терпение преподавателей, которые всегда составляли базис отечественной высшей военной школы. Академия хорошо известна в мировых военных кругах своими учеными. Их разработки неоднократно ложились в основу отечественной военной доктрины, освещали различные стороны боевого применения различных родов Сухопутных войск. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №1951-р в целях совершенствования системы подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России на базе Общевойсковой академии создан «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» Реорганизация проведена путем присоединения к академии государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Дальневосточное высшее военное командное училище (военный институт)имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» (г. Благовещенск), «Казанское высшее военное командное училище (военный институт)», «Московское высшее военное командное училище (военный институт)», «Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт)», «Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище (военный институт)», «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт)имени генерала армии В.Ф. Маргелова», «Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П.К. Кошевого», «Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (военный институт)имени Главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова», «Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова», «Тульский артиллерийский инженерный институт» и государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Саратов). Сегодня военный учебно-научный центр – является системообразующим высшим военно-учебным заведением Вооруженных Сил Российской Федерации. На него возложено решение следующих задач: подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил офицеров-командиров и военных инженеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации; профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров командного и инженерного профилей, в том числе, научно-педагогического состава военных академий, университетов и институтов; организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования профессионального образования военнослужащих; удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Военный учебно-научный центр располагает современной стационарной и полевой учебно-материальной базой, позволяющей готовить слушателей и курсантов в соответствии с учебными планами и программами их подготовки. Учебно-материальная база постоянно совершенствуется, оснащается современным вооружением и техникой, тренажерами, стендами, макетами, агрегатами, электронно-вычислительными машинами и техническими средствами обучения. Организационно ВУНЦ СВ состоит из командования с аппаратом управления, военного института (инженерных войск), 9 филиалов, факультетов слушателей, кафедр, научно-исследовательских групп и лабораторий, академических курсов, докторантуры, адъюнктуры, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.
военная учебная и научная деятельность
генерал-лейтенант Макаревич О. Л.
Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации - российское государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального уровня.
С 2009 года - Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации». Сокр. - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» .
Предшественниками академии были Военная академия имени М. В. Фрунзе , Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и Высшие офицерские курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова . На их базе была создана Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации .
В настоящее время Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации имеет 1 филиал и 1 структурное подразделение:
Военный учебно-научный центр осуществляет:
Организационно ВУНЦ СВ состоит из командования с аппаратом управления, военного института (инженерных войск), 9 филиалов, факультетов слушателей, кафедр, научно-исследовательских групп и лабораторий, академических курсов, докторантуры, адъюнктуры, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.
На всех факультетах очного обучения в течение 2 лет готовятся офицеры-управленцы для замещения должностей в бригадном звене.
На академических курсах ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации офицеры командно-штабной специальности, офицеры оперативных отделов и отделов боевой подготовки объединений, войсковые инженеры-танкисты, начальники училищ и кафедр, преподаватели военных институтов и училищ и военных кафедр гражданских вузов, военные представители на заводах оборонной промышленности и руководители научных подразделений учреждений Министерства обороны и другие специалисты.
На специальных факультетах обучаются офицеры и курсанты иностранных армий. Срок их обучения такой же, как и у российских слушателей и курсантов, но предварительно в течение года некоторые из них на подготовительном курсе изучают русский язык. Обучение иностранных военнослужащих осуществляется на русском языке практически по тем же планам и программам, что и российских военнослужащих с ограничениями в соответствии с заключёнными договорами.
В докторантуре и адъюнктуре ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров. В течение 3 лет адъюнкты и докторанты проводят исследования в выбранной области, разрабатывают и защищают диссертации на соискание учёной степени.
Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
При высших учебных заведениях формируются военно-учебные центры, которые осуществляют подготовку офицеров. Выпускники их должны отслужить по контракту в рядах ВС РФ. Военно-учебные центры сокращённо именуются УВЦ при вузе. Абитуриенты, успешно прошедшие вступительные испытания, обязательно заключают договор о прохождении обучения. Затем выпускник подписывает контракт с Министерством обороны РФ, согласно которому ему предстоит три года служить офицером в рядах Вооружённых сил России. Военно-учебные центры указывают соответствующие места, где выпускники будут нести положенную службу.
Распоряжение правительства РФ было доведено до сведения высших учебных заведений в марте 2008 года "Об учебных военных центрах". Также там говорится о факультетах и кафедрах военного обучения при федеральных госучреждениях высшего центры являются особой формой подготовки для прохождения по контракту военной службы. Воинские должности должны соответствовать офицерским.
Чем же будет отличаться обычный студент от курсанта УВЦ и студента военной кафедры? Курсант один день каждую неделю ходит на занятия в учебный военный центр и носит строго военную форму. Студент с военной кафедры поступает таким же образом. А обычный студент наслаждается дополнительным выходным днём. Но это далеко не все отличия. Легко в учении - тяжело в бою, если перефразировать знаменитую поговорку, подаренную нам знаменитым Суворовым.
С деньгами повезло более всех курсанту УВЦ. Он получает сравнительно большую доплату к своей стипендии: сто пятьдесят процентов от основной суммы на первом курсе и около четырёхсот процентов на втором и последующих курсах к базовой стипендии. Несмотря на то что стипендии обычно невелики, сумма получается уже прожиточная.
Студенту с военной кафедры повезло меньше, но ему тоже учебный военный центр доплачивает из средств Министерства обороны: пятнадцать процентов тем, кто не проходил призывной службы, и двадцать пять процентов тем, кто срочную службу прошёл. Эти деньги добавляются к базовой стипендии. Но если по итогам успеваемости студент её теряет, то не получает он ничего. Обычный студент, если хорошо учится, получает обычную базовую стипендию. И всё.
Учебно-военные центры при университетах так же неодинаково и выпускают студентов, как это было в процессе обучения. Курсант-выпускник УВЦ получает действующее звание лейтенанта и убывает на трёхгодичную службу по контракту. Суровый выбор - настоящего мужчины. Несмотря на то что освидетельствование у медиков все трое проходят одинаково, получить замену военной службы альтернативной гражданской он права не имеет. Так же, как его коллега с военной кафедры.
Выпускник её сначала едет на сборы, которые длятся месяц-два, а потом получает звание совсем другого плана, хотя называется как будто одинаково - будет он лейтенантом запаса. В армию служить не поедет. Обычный студент, естественно, не получает и звания, а вот служить срочную службу, скорее всего, будет, если не сможет заменить её альтернативой - службой "на гражданке". Рядовым придётся служить, а не офицером. Зато в университете отдыхал лишний день в неделю, тоже ведь было неплохо. Утешает лишь то, что обычному студенту нужно отдать армии только один год. Студент военной кафедры служить по контракту не обязан, но если захочет - может. Лейтенантом. А курсант УВЦ минимум три года отдать срочной службе должен.
Студент-очник федерального государственного вуза, годный по здоровью к военной службе, может заключить, как уже было сказано, договор с Министерством обороны. В этом случае студента обучают по программе, которая готовит офицеров запаса в данном учебном заведении на военной кафедре. Студенту нужно быть моложе тридцати лет, соответствовать требованиям профессиональным и психологическим, которые предъявляются к данным военным специальностям, и успешно пройти конкурс или отбор - сначала предварительный, а затем основной.
Предварительным отбором занимается военный комиссариат по месту воинского учёта, куда начальник кафедры даёт направление. Студент проходит там военно-врачебную комиссию, а также психологический профессиональный отбор. Основной же отбор - это конкурс, проводимый комиссией среди прошедших отбор предварительный. Предпочтение при приёме имеют члены семей военнослужащих, сироты и прошедшие срочную службу. Лишь после этого возможно заключение договора, который не может состояться, если у студента есть непогашенная или неснятая судимость, если он подвергается уголовному преследованию в данный момент.
Обычно это так называемый "военный день" единожды в неделю, который состоит из девяти из которых шесть - учебные занятия, два часа отведены на самостоятельную работу и час тренировок, организационных моментов и воспитательных.
Тридцать суток длятся сборы, завершающие обучение в последнем семестре военной кафедры. Обычно - летом. После окончания сборов проводится аттестация по военной подготовке, которой занимается военная часть, в исключительных случаях - в вузе, длится она примерно четыре-пять дней, первые из которых отводятся на подготовку, а последние - на сдачу экзаменов. Если программа предусматривает, студент после аттестации ещё и стажируется в военных частях.
УВЦ организуются на базе ряда военных кафедр, и студенты, обучившиеся в УВЦ, уже следующим утром после получения диплома должны заключить контракт на три года или на пять лет, чтобы немедленно начать военную службу лейтенантом ВС РФ. Если выпускник отказывается от контракта, а также если был исключён из УВЦ или вуза вообще, ему предстоит быть призванным в армию рядовым, то есть в обычном порядке. Но ещё и предварительно возместить все средства, которые были затрачены на его обучение в УВЦ.
В УВЦ принимают студентов до двадцати четырёх лет включительно, только очников, годных к службе по состоянию здоровья и отвечающих требованиям, которые соответствуют контрактникам. Студенты от УВЦ получают не только занятия, но и стажировки и сборы. УВЦ при медицинском вузе отправляют учащихся на тридцатидневные сборы, у остальных они длятся четырнадцать дней. По окончании УВЦ и вуза проводится аттестация.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил - Военно-воздушная академия в Воронеже, которая гордо носит имена Ю. А. Гагарина и Н. Е. Жуковского. Это учебное заведение впитало в себя традиции и опыт военных вузов, которые отлично готовили офицерские кадры, это слияние воедино двух прославленных академий.
Конечно, новейшая история формируется только с полным сохранением исторической памяти, и потому реорганизация (расформирование и слияние) двух академий оптимизирует системы авиационного военного образования на прочном фундаменте прошлых достижений.
Выпускники Академии имени Жуковского создали всемирную славу отечественной авиации. Это и генеральные конструкторы: Ильюшин, Микоян, Яковлев, Болховитинов, Кузнецов, Туманский, и маршалы авиации Жигарев, Вершинин и ещё восемь маршалов, тридцать лётчиков-космонавтов, более полусотни лётчиков-испытателей, сорок академиков, двести лауреатов Государственных премий, сто девять Героев СССР и двадцать девять - Социалистического Труда... Всех не перечислить.
А среди выпускников Академии имени Гагарина Героев Советского Союза - семьсот! Среди них трижды Герой Кожедуб и тридцать девять дважды Героев СССР. Здесь выучились все зарубежные лётчики-космонавты и десять советских.
Военный учебный научный центр ВВС сейчас также имеет в своём составе: Ейское военное училище авиации имени лётчика-космонавта Комарова, Краснодарское авиационное училище имени Серова, Сызранское военное училище лётчиков, Санкт-Петербургское военное училище радиоэлектроники, Челябинское авиационное училище штурманов, Ярославское военное училище противовоздушной обороны. Все эти учебные заведения являлись высшими - военными институтами.
По приказу министра обороны в 2011 году обе академии и все вышеперечисленные училища стали принадлежать Военному авиационному инженерному университету. Ранее, в 2008-м, к нему были присоединены Иркутское авиационное училище (военный инженерный институт), Тамбовское военное авиационное училище радиоэлектроники и Ставропольское военное училище авиации. В 2010 году состав университета был пополнен научно-исследовательским испытательным центром радиоэлектронной борьбы (ФГНИИЦ РЭБ и ОЭСЗ). Сейчас университет готовит тысячи специалистов, офицеров авиационного тыла, инженерной, авиационной служб, метеослужбы, а также мастеров радиоэлектронной борьбы.
Военный учебно-научный центр Сухопутных войск создан в декабре 2008 года и был назван Общевойсковой академией ВС РФ. В составе её находятся одиннадцать филиалов. Это ведущее и старейшее военное учебное заведение страны, созданное в 1832 году, и только после 1917-го она перестала называться Николаевской, но по-прежнему именовалась Академией Кроме того, до 1998 года она гордо носила имя красного командира М. В. Фрунзе. Военный учебный центр Сухопутных войск создавался путём реорганизации, расформирования, слияния существовавших ранее военных учебных заведений. Так повелело время.
Поэтому в академию влились Первые высшие офицерские курсы имени Шапошникова и Военная академия бронетанковых войск имени Малиновского. В 2006-м укрупнение продолжилось слиянием с Военно-инженерной академией имени Куйбышева. А в 2013 году учебное заведение ещё более значительно пополнилось, и каждый филиал военного учебно-научного центра Сухопутных войск способствовал всё большему взаимодействию разных войсковых подразделений, что является едва ли не главным требованием правил современного ведения войны.
Одиннадцать высших военных учебных заведений путём реорганизации влились в Общевойсковую академию ВС РФ. Это произошло всё в том же декабре 2008 года после распоряжения правительства № 1951. Все военные училища имели статус военного института, поскольку в титуле присутствовало слово "высшее".
Итак, в состав Общевойсковой академии вошли: Дальневосточное военное командное училище имени Рокоссовского (город Благовещенск), Казанское, Московское, Новосибирское военные командные училища, Екатеринбургское артиллерийское военное училище, знаменитое Рязанское училище ВДВ, Омский инженерный танковый, Пензенский и Тульский инженерные артиллерийские институты, Челябинское автомобильное инженерное училище и Военный институт повышения квалификации.
Военный учебно-научный центр Военно-морского флота - Военно-морская академия, находящаяся в Санкт-Петербурге. Здесь занимаются эксплуатацией атомной энергии в установках кораблей, также изучаются корабельные дизели и электрические, газотурбинные и паросиловые установки. Выпускники академии обеспечивают поисково-спасательные работы ВМФ, занимаются как вооружением на кораблях, так и средствами РХБ защиты, здесь учатся корабли строить и ремонтировать, снабжают их средствами радиоэлектронной защиты, учатся пользоваться корабельными боевыми информационными управляющими системами, радиотехникой.
Технологии в их современном виде требуют теснейшего взаимодействия специалистов из разных областей знания. Именно потому и создавался каждый военный учебный научный центр как веление времени. Укрупнились очень многие учебные заведения, не только военные. Вот, например, что такое РЭБ? Это тоже война, но с применением радиоизлучений, которые могут напрочь вырубить все системы управления, разведки и связи. Нашим специалистам нужно не только изменить качество вражеских инфосистем, но и защитить от этого же свои. Как теперь морякам обойтись без радиофизиков?
Санкт-Петербургский учебный центр имеет филиал в Калининграде, где учатся будущие связисты, артиллеристы и ракетчики, специалисты радиоэлектронной разведки. Второй филиал находится во Владивостоке. Здесь учат водить морские суда, используя навигацию, изучают минно-торпедное вооружение и применяют его, также готовят здесь связистов и радиотехников. Овладевают будущие военные моряки и береговыми ракетными комплексами и артиллерией, постигают все сложности начинки крылатых ракет - их радиоэлектронное оборудование, а также противолодочные средства морской авиации. Учатся использовать гидроакустические системы.