Главная » Выращивание » Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Быстрота ума - эта способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков, привычки думать, от подвижности нервных процессов.

Критичность ума - это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять выдвигаемые положения и выводы.

Оригинальность мысли характеризуется необычностью, нестандарт-ностью находимых решений. Это своеобразие творческого мышления.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Человек, который не обладает самостоятель­ным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении жизненных вопросов опирается на готовые формулы, шаблонные решения.

Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Это яркая потребность понять причины, умение пред­видеть дальнейшее развитие событий.

Широта ума – широкий кругозор челове­ка, активная познавательная деятельность, знания в самых различных областях науки и практики (истории, психологии, математики, литературы и др.).

Гибкость ума – умение быть свободным от шаблонных приемов и способов решения задач, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки, быстро переключаться с одного способа решения, поведения на другой, находить быстрее новые пути решения.


Представления воображения. Понятия о воображении и его физиологическая основа. Значение воображения. Виды воображения: произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое воображение.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никог­да не воспринимались человеком раньше.

Человек может представить себе то, что он никогда не воспринимал ранее, счем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано. Такого рода представления называют представлениями воображения .

Ихвиды:

1. П. того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, планеты);

2. П. исторического прошлого (боярина, Петра I, крестьянского быта);

3. П. бу­дущего (модели одежды, строящегося дома);

4. П. того, чего никогда не было в действительности (сказочных образов).

Представления воображения опираются на представления памяти, подвергаясь глубокому изменению. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, с чем он в прошлом не встречался. Тем ни менее, все новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим и строится на основе прошлых восприятий, сохраненных в памяти.


Так образы литературных героев имеют реальный прототип; технические приборы изобретаются на основе наблюдений за природой (птица - самолёт); и сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием реальных элементов (русалка, избушка на курьих ножках и др.).

Ф.О. воображения – про­цесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложив­шихся нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Без воображения был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения был бы невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. И учитель, проектируя личность ученика, представляет, предвидит результаты воспитательных воздействий.

Виды воображения

Непроизвольное (пассивное) воображение - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны.

Например, …

Сновидения . Представляют собой активность изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. У спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим образам (сновидениям).

Галлюцинации. Возникают у психически нездоровых людей, под влиянием сильных переживаний – страха, тоски, навязчивых мыслей, на почве алкоголизма. Образы фантазии приобретают черты реальности.

Произвольное (активное) воображение – это преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной целью.

Например, …

Воссоздающее воображение - это представление новых для человека объектов в соответствии с их словесным описанием, по чертежу, схеме, картинке.

Учащиеся представляют себе материал, выраженный в словесной форме (моря, озера, горы, незнакомые растения, животных, исторические события, литературных героев).

Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания. Если знания недостаточны, то, и представления могут быть искаженными. Поэтому учителю важно не только ясно и точно рассказывать материал, но и использовать наглядность.

Творческое воображение (активное) – самостоятельное создание новых, оригинальных образов в процессе творческой деятельности (произведений искусства, литературы, научные изобретения).

Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в новом продукте. Роющая рука стала прообразом лопаты; растопыренные пальцы - граблей; сжатая в кулак рука – молоток).

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить модель по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его.

Мечта – это особый вид воображение, связанный с созданием образов желаемого будущего.

Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека, давать возможность заглянуть в буду­щее, помогать человеку доводить до конца уто­мительную работу, бороться с трудностями. Но мечта может быть пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.


Общее понятие об эмоциях и чувствах, их физиологическая основа. Значение эмоций и чувств. Особенности эмоций и чувств: положительные и отрицательные, стенические и астенические эмоции.

На все, что нас окружает, мы каким-то образом реагируем, выражая тем самым своё отношение к действительности.

Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - простое, непосредственное переживание в данный момент; это неравнодушное отношение к событиям жизни.

Чувство - более сложное, постоянное эмоциональное отношение человека к чему-то или кому-то.

Т.о. чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе.

В основе эмоций – удовлетворение или нет потребностей человека.

Эмоции и чувства полярны: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. В этой связи их принято делить на

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта.

Современная психология рассматривает как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель (1784- 1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. М. Кеттелл (1860) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.

Развитие интеллекта как умственного возраста исследовалось французским психологом А. Вине (1857-1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), который предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

В 1937 г. Д. Векслером (1896-1981) была создана первая шкала интеллекта для взрослых.

В начале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863-1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта . В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. П. Гилфорд (1897-1987) выделил 120 факторов интеллекта и представил ею структуру в виде кубической модели (рис. 80).

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее,взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Рис. 80. Структура интеллекта по Дж. П. Гилфорду.

Эта кубическая модель — попытка определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при опенке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еше малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии , которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях, они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности; другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки; их мышление бессистемно, перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Качества человеческого интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии . Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;
  • нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (обобщения, классификации и т. д.).

Приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 81-84).

В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на обобщение, классификацию, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания оперируют рисунками и геометрическими фигурами. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Рис. 81. Тесты на дивергентность мышления

Рис. 82. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Рис. 83. Исключите лишнюю фигуру

Рис. 84. Вставьте недостающее число (тест на экстраполяцию)

Тест на выявление абстрагирующей деятельности

Из слов, стоящих в скобках, выделите два слова, имеющих существенное отношение к исходному слову.

  1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, плошадь).
  4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, округлость, золото, печать).
  8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. ВОЙНА (пушки, самолеты, сражение, ружья, солдаты).
  1. Растения, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стсны.
  5. Углы, сторона.
  6. Делимое, делитель.
  7. Диаметр, округлость.
  8. Глаза, печать.
  9. Бумага, редактор.
  10. Игроки, правила.
  11. Сражения, солдаты.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Спор - Широта ума или рабство иллюзий?

Широта ума или рабство иллюзий? Что затаил в себе я от себя, Где тайна главная сокрыта в глубине моей души Зачем копаю там, где исчезает всякий смысл Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... SLIP. Спор математика и лирика. Математик заявляет, - Ты не подумал уважаемый, отчего так происходит, что все, что есть вокруг тебя создано математиками, а не лириками, физиками, а не гуманитариями? Как часто математики и физики любят рассуждать о том, что они умней любого лирика? С этого стоит начать эту статью. Сколь часто я слышал, как умные люди пытаются найти оправдание искусству, лирике, поэзии, вере и религии. Да математика и физика, бесспорно, творят вещи материальные, а духовные рассуждения что сотворили? А я скажу так: если представить наш мир как энергетическое поле, где есть величина заряда и некий носитель этого заряда. Заряд перетекает с одного носителя к другому (обмен информацией, для тех, кто не понял), соответственно величина этого заряда тоже может быть разной (по идее следует убрать и носителей заряда, раз мы говорим о поле, но так проще представить эту картину, проще абстрагировать). То есть это объяснение для математиков, которые могут вот так запросто представить весь мир как некое поле. Если величина этого заряда слишком большая, то носитель может быть уничтожен (т.е. лишен начального заряда, а значит и своей начальной информации, которую он носил в себе). Чтобы избежать этого следует зарядом, делится с другими носителями, таким образом, происходит движение частиц (носителей), таким образом, осуществляется вечный двигатель вселенной (пульсация). В обществе людей это проявляется примерно так: допустим человек перезаряжен и если он не найдет разрядки, то рано или поздно это может привести к нервному срыву. А нервный срыв приведет к разрушительным действиям (разрушение материи). Заряд в человеке копится так или иначе, это происходит попросту в результате колебания описанного мной ниже "поля", то есть постоянного движения заряда почти как от плюса к минусу, только здесь мы говорим не о самом заряде, а о его величине. В физиологии человека этот заряд можно определить как либидо, т.е. половое влечение. Еще Фрейд говорил о том, что наш инстинкт на самом деле не подразумевает полное как таковое стремление к комфорту (хотя многие биологи думают иначе, инстинкты, по их мнению, управляя живой материей, всегда ищут комфорта) он изначально так же подразумевает и саморазрушение. То есть в человеке заложена функция постоянного синтеза этой энергии (либидо), в то время как другая часть инстинкта заставляет материю снижать этот заряд, спасая ее, от разрушения - эрос. Прямой путь в физиологии животного снизить этот заряд, конечно же - половой акт, и борьба за выживание. Про человека можно сказать точно так же, но структура нашей психики сложней, нежели психика животного. Усложнение структуры подразумевает увеличение заряда, т.е. нам уже не хватает полового акта и простой борьбы за животное существование для того, чтобы сбросить этот заряд. Вот тут та и приходит на помощь искусство, религия и наука. Проще говоря, если поэт не сочиняет стихи, значит он, либо пьет, либо бьет, либо грабит либо находит другой путь реализации энергетического потенциала, что можно с натяжкой назвать сублимацией. Если человеческое общество изолировать от лириков и лиризма, то в результате мы имеем сильное социальное ослабление строя, что может привести к гибели общества. Хотя носитель энергии не может быть уничтожен, уничтожение означает лишь лишение его заряда энергии. Общество лишенное лиризма, конечно, не может умереть до конца, просто тут возникает два варианта его дальнейшего развития. Вариант первый - это упрощение, инволюция, когда общество развалившись приведет к деградации личности которая обязана будет упростится например до животного уровня и тем самым лишить себя высокого заряда. То есть произойдет обычное возвращение в животную, более примитивную жизнь. Вариант второй - общество находит иной путь реализации энергетического заряда, например - война, конфликт, религия, и пр. Тут конечно есть много путей и дорожек, рассматривать их я не буду. Лиризм держит цивилизацию, он помогает сбросить эту самую энергию, точно так же как математика или физика. По сути, я свел все процессы, происходящие в обществе и в жизни человека к простой математике, т.е. каждый процесс в обществе естественная закономерность и если спорить о пользе лиризма и математики, то получается, что мы просто рассуждаем о величине заряда. И весь этот спор заходит в тупик абсурда. Конечно, рассматривая нужность лириков в обществе, я зашел слишком далеко, но скажу честно, это теория "поля" хотя и применима к биологическим законам природы (она универсальна), но я отлично понимаю, ее ущербность и применил ее лишь для того, чтобы математики, а не лирики задумались об этом. Однако тут непременно встает вопрос, а почему тогда всем и не быть физиками и математиками, если суть заключается лишь в сбросе этой самой энергии? На самом деле действительно математик с точки зрения природы может стать лириком и наоборот. И те, и другие нужны в природе для соблюдения не кого энергетического баланса, поскольку поле это не отдельные элементы, это единый организм, борющийся за свое всеобщее выживание. Если в природе человека, в природе его общественной жизни понадобится по каким-то причинам сделать так, чтобы физиков стало меньше, а лириков больше, то она это непременно сделает. Т.е. произойдет переливание энергии из большего в меньшее, так соблюдается метаболизм поля. Нужны ли здесь доказательства, если нужны, то вот вам простой пример: Представим племя, каких не будь "Мамбо" в далекой Африке. Все они испокон веков жили не тужили, пока не произошло по каким-то причинам, ну например - искажение магнитного поля земли, в результате которого реки сменили свое изначальное русло. Что в таком случае делает природа, чтобы это племя смогло выжить? Она делает возможным появление на свет человека, который умеет искать воду под землей при помощи двух веточек. Такой человек может быть плохим охотником но благодаря ему племя имеет шанс выжить. Таким образом, в этом человеке большая часть энергии уходит на поиски этой самой воды, а малая часть уходит, например, на охоту, собственное выживание. Во всем племени долгое время энергия, которая должна была свободно реализовываться в отношении поиска воды, в результате ее отсутствия накапливалась в них. И вот с появлением этого человека, раз он ищет им воду, их энергия должна накормить его. Т.е. его сородичи должны о нем позаботится и таким образом накопившуюся энергию в них отдать этому человеку, у которого ее нет. Так происходит обмен этой самой энергии. Картина очень грубая и есть свои нюансы, которые следует продумывать. Мне просто лень их все описывать, но я думаю, стержневая мысль доступна и понятна. Этого необычного человека легко сравнить с лириком, который появился в нашем обществе лишь в ответ на нехватку, например простых эмоций (т.е. элементарный обмен энергией). Вывод здесь такой: лиризм это лишь выход "лишней" энергии придуманный самой эволюцией общества дабы оно могло быть и сохранить себя. Слово "лишней" здесь взято в скобки потому, что в природе нет ничего лишнего и это понятие здесь относительно. Теперь опять таки к вопросу о споре лириков и математиков. Вот некий господин заявляет, что в этом мире все сделала математика. Но я с таким же абсурдом могу заявить, что все сделала лирика (хотя и то и другое как я уже говорил это просто энергетический заряд)! Объясняю: Духовные и материальные ценности неразлучны, одно без другого не может существовать. Цивилизация основана на пустой и бесполезной для своего времени идее. Она основана на вере, а вера есть не что иное, как пустое духовное изыскание. Это сегодня мы можем говорить о том, что первая "человеко-обезьяна", которая вместо копья метнула меткое слова в своего врага (ссылаясь на З.Фрейда) сделал это правильно, так как основала цивилизацию. Но посудите сами, для своего времени это было не более чем глупая потеха обернувшиеся трагедией. Итак, давайте посмотрим с вами вот еще на что: Для древней "человеко-обезьяны" было правильно: 1) Заботится о пропитании. 2) Заботится о потомстве То есть это реальная закономерность. А теперь поговорим о ненужных вещах, о пустых духовных изысканиях. Неправильно было с точки зрения выживания личности: 1) Взять в руки палку и что-то начертить на земле. 2) Взять в руки палку и начать ей бить по сухому дереву, отстукивая ритм. Первые две правильные директивы есть физика и математика. Вторые неправильные директивы есть лирика и примитивная глупость. Но благодаря этой глупости и появилась цивилизация. Физика и математика взяла на себя роль исполнительную, а мысль, вера, лирика, искусство взяла на себя роль мысли, духа, т.е. пустого и казалось бы, не нужного растрата своих жизненных сил. Так для чего природа все таки придумывает лириков, для чего она заставляет людей размышлять о пустом, когда следует выживать, и в целях выживания творить вещи материальные? В конце концов, скажите математики и физики, вы великие материалисты этого мира, ведь материализм подразумевает, и мыль как некий материал, который можно потрогать. А раз так, лирики творят и изменяют материю так же как ивы. От себя добавлю: я лишь размышляю на эту тему, и ни чего не утверждаю, потому, что сам могу объяснить все процессы в обществе не только с помощью теории "поля", т.е. это не мое мнение. Когда я слышу все эти споры, кто все-таки умней и нужней обществу математики или лирики мне не остается ни чего другого, как только усмехаться в ответ. В природе все нужно и все есть. Ища в себе себя, заранее подозревая Что все пред нами, и я есть все... С уважением SLIP.

Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Так, человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей мере опираясь на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают виды мышления, которые характеризуют индивидуальные особенности мышления человека (они были рассмотрены в предыдущем параграфе).

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность . Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Это не значит, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения,

Учителю приходится часто сталкиваться с самостоятельным и несамостоятельным мышлением школьников. Одни учащиеся легко справляются с такими заданиями, как, например, кратко изложить содержание рассказа своими словами, найти путь решения математической задачи нового типа. Другие школьники без помощи учителя или готового образца выполнить подобное задание самостоятельно не могут. Воспитание самостоятельного мышления у учащихся - одна из важнейших задач нашей школы.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития личности.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении - увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Встречаются ученики с негибким умом. Их мысль инертна (малоподвижна), скованна, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи, снова и снова возвращаются к закрепленному в прошлом способу решения. Если дети, допустим, решают несколько примеров на сложение, то способ действия у них закрепляется и им трудно сразу переключиться на вычитание. Таких учеников надо специально тренировать на быструю перестройку действия.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди - это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума - это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать еще.

Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной системы, но порой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия привычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние - поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно не утруждать себя этим занятием. В подобном случае необходимо стараться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, поощрять хотя бы небольшие его достижения.

Если причина - общая флегматичность ученика, замедленность его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам для побуждения его к более быстрой работе нужно только в том случае, если замедленность мышления отрицательно сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный стиль умственной работы - пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствует действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч. Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любопытнейшей гипотезы, если ей противоречат факты.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта