Главная » Выращивание » Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Школьный гид

Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Школьный гид

Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

  • Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
  • Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
  • Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
  • Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Ниже мы иногда будем приводить примеры школ, обучающих по той или иной программе, но на самом деле, разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

  • http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26 — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

Система образования Эльконина-Давыдова

Если Занков учит на большой скорости, то Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

  1. сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:
  • знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;
  • умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
  • умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.
  • развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
  • Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

    • учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);
    • учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.
    • развить творческий потенциал, воображение учащегося.

    Принципы:

    1. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
    2. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    3. Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.
    4. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые были описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.


    Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)

    Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование традиционного содержания образования.

    Цель: обеспечить естественную и эффективную интеграцию ребенка в общество.

    Задачи:

    • сформировать готовность к производительному труду
    • сформировать готовность к дальнейшему обучению и — более широко — вообще к непрерывному образованию.
    • вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
    • обеспечить определенный уровень общекультурного развития. Примером может служить формирование (выращивание) у школьника умений адекватного художественного восприятия хотя бы литературы
    • сформировать определенные личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социально-личностное развитие
    • предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности
    • сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.

    Принципы.

    Принцип адаптивности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

    Принцип развития. Основная задача школы — это развитие школьника, и в первую очередь — целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника.

    Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

    Принцип целостности содержания образования. Иными словами, все «предметы» взаимосвязаны между собой.

    Принцип систематичности. Образование должно быть систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка — это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня, а это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования — помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

    «Школа России» (Плешаков)

    Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

    Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

    Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

    • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
    • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
    • формирование естественной мотивации учения

    Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

    Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

    «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

    Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

    Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

    Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

    Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

    Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

    «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

    Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

    От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
    поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
    зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

    В.А. Сухомлинский

    Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

    В настоящее время действует приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В федеральный перечень учебников (далее - перечень) включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям.

    В федеральный перечень учебников включены (все или выборочно) завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов для начальной школы:

    Школа России 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Перспектива 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Начальная школа XXI века 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Перспективная начальная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Планета знаний 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Гармония 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    РИТМ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Начальная инновационная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Школа 2000 ... (математика Л.В.Петерсон) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Сферы (издательство «Просвещение») 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

    (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
    1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

    В перечень не вошли учебники следующих УМК:

    Школа 2100 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
    (издательство «ВИТА-ПРЕСС»)
    1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Система Л.В.Занкова 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
    Диалог 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

    При этом необходимо отметить, что образовательные организации вправе в течение трех лет использовать приобретенные учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253.

    Особенностью перечисленных образовательных программ для начальной школы является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты (УМК) по всем или нескольким предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпускающих тот или иной УМК. У каждой программы или системы обучения есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы.

    Кроме того, существуют завершенные предметные линии учебников , которые не входят в УМК перечисленных ранее систем и программ начальной школы, но также включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.

    В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы начальной школы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.
    Существенной особенностью всех образовательных программ для начальной школы стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» .
    Таким образом, нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система обучения ничем не лучше и не хуже традиционной. Более того, сегодня практически во всех программах начальной школы реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система обучения рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

    Практически у всех авторских образовательных программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные "рельсы" и потеряет интерес к учебе.

    Согласно статье 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями."
    Согласно статье статье 47 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют "право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании".

    Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе начальные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК "Школа России". На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система. Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. Главное условие выбора - учебники должны входить в "Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

    Немного истории...

    Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004г. N 93 начальное общее образование включало в себя:
    - традиционную систему обучения (программы "Школа России", "Гармония", "Школа 2000...", "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа", "Планета знаний");
    - развивающие системы обучения (система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
    Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.

    В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки России № 2080 от 24 декабря 2010 г.) в разделе "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" были выделены четыре системы учебников:
    - "Начальная школа XXI века"
    - "Перспектива"
    - "Школа России"
    - "Школа 2100"

    Эти системы (учебно-методический комплексы - УМК) включали в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования : русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.). Особенностью статуса "система учебников" было и то, что каждому предмету соответствовла только одна завершенная предметная линия учебников.
    Учебники остальных вышеперечисленных программ или завершенных предметных линий также включены в Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2011/2012 учебный год в разделы "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" или "Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования".

    В Федеральных перечнях учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) разделение учебников по системам (программам) вновь отсутствовали. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, были сгруппированы только по предметам начального общего образования.

    На основании информации, размещенной на официальных сайтах издательств и авторов-разработчиков программ, и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России №1067 от 19 декабря 2012 г.) можно было выделить следующие УМК:

    - "Школа России"
    Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

    На выбор школы, в которую пойдет будущий первоклашка, влияет множество факторов: месторасположение, традиции семьи, педагогический коллектив, предметный уклон и т.д. Последнее время к ним добавился еще один — учебная система.

    Это раньше во всех отечественных школах математику и русский преподавали по одинаковым учебникам, сейчас на страже знаний стоят учебные программы или учебно-методические комплексы (УМК). Как правило, по выбранной программе ребенок занимается с 1 по 4 класс, т.е. всю начальную школу. Сегодня в образовательной сфере представлено около 10 таких учебных программ. Все это разнообразие регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Если программа соответствует ФГОС, то ее учебные материалы получают одобрение Министерства образования и науки и затем попадают в специальные перечни допущенной учебной литературы.

    Все учебно-методические комплексы включают в себя завершенные предметные линии учебников по основным предметам начального образования. Например, в "Школу России" входят: азбука, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, а также прописи, сборники тестов, технологические карты.

    Различия между УМК нужно искать в содержании. Еще девять лет назад программы делились на традиционные и развивающие. Сейчас это деление стало условным, т.к. все программы ориентируются на активность ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Однако, если вы где-то услышите, что "Школу России" или "Начальную школу XXI века" называют традиционными, а систему Л.В. Занкова — развивающей, пусть вас это не смущает, сейчас все программы выравниваются между собой.

    Безусловно, какие-то различия остаются. Все программы написаны разными коллективами авторов: у каждого УМК есть своя "звезда", и очень часто учителя и родители ориентируются именно на имена составителей, выражая свои предпочтения. К примеру, учебники по окружающему миру "Школы России" созданы А.А. Плешаковым, кандидатом педагогических наук, лауреатом премии президента России в области образования. А.А. Плешаков является научным руководителем программы "Школа России". А вот научный руководитель "Школы 2000" — доктор педагогических наук, профессор Л.Г. Петерсон . Приверженцы программы считают, что именно ее учебники по математике отлично развивают логику и мышление.

    Нередко бывает, что в одной школе приняты сразу несколько систем: параллельные классы обучаются по разным программам. Информация о том, по какой системе будут учиться дети, как правило, известна уже при наборе первого класса, то есть до начала учебного года. Школа извещает об этом родителей и выдает списки необходимой учебно-методической литературы.

    Заметим, что ФГОС постоянно дорабатывают, и может случиться так, что учебник старшего брата уже устарел и не подойдет будущему первоклашке, даже если дети занимаются по одной системе. В этом случае придется приобрести полный комплект на год: учебник, прописи, рабочие тетради. Для родителей школьников самое простое и оптимальное решение — коллективный заказ учебников на весь класс: и дети, и учитель получат одинаковые комплекты и будут избавлены от проблемы сопоставления нужных страниц и упражнений.

    Однозначного мнения о том, какая программа лучше, нет ни у родителей, ни у учителей. Согласно различным неофициальным опросам, в российских школах лидирующие позиции занимают "Школа России" и "Школа 2100" .

    Заранее ознакомиться с тем, что представляет из себя выбранная в вашей школе программа, вполне реально: посмотрите информацию на официальных сайтах Министерства образования и ФГОС, пообщайтесь с другими родителями. Но прежде всего, поговорите с учителем! Ведь, не так важно по какой программе будут обучать вашего ребенка, куда важнее то, кто именно будет преподавать.

    Обсуждение

    А разве программу можно выбрать? Нам первого сентября просто сообщили, что мы идём по программе "Перспективная школа" и всё, о выборе слова не было.

    Нда, статья к названию отношения не имеет никакого.

    ага как же, школа 2100 ужасная программа, разрабатывали ее моральные уроды, других слов просто нет, приходится учить ребенка по другим учебникам дома, совершенно безграмотно написанные учебники с большим количеством ошибок и опечаток

    Комментировать статью "Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать"

    Про рабочие тетради... поворот событий. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Подскажите, где купить учебники и рабочие тетради для класса дешевле?Может у кого есть опыт?

    Обсуждение

    Всем большое спасибо за ответы! Поговорила с учительницей (началка). Она говорит, что школа 2 раза делала заказ на раб тетради (первый раз - в сентябре! На след год!), до сих пор ни ответа, ни привета. Вернее, такой ответ: у вас эксперимент программа, а закупку маленьких партий мы не осуществляем. Не нравится - переходите на Школу России. С этого года ведь в Москве все первые классы на ШР, только остальные доучиваются по другим программам. Ну, я решила плюнуть и не бодаться, сил и времени угрохаешь немеряно с, вероятнее всего, отрицат результатом.

    Как сказали на родительском собрании в мае, что для учащихся школы достаточно обычных тетрадей за 2 коп. Но если родители хотят, чтобы ребёнок занимался в рабочей тетради, то пусть покупают.
    Но меня больше раздражают, что нет стандарта размеров для учебников, тетрадей: пусть учебники будут одного размера, тетради тоже одного размера. Надоело ходить с сантиметром и измерять обложки, дома уже склад обложек, как в магазине. Оберну учебники в новом году калькой.

    09.06.2018 16:58:42, От меня

    Запретили в школе рабочие тетради!. Учебники. Образование детей. Во 1 -х, в нашем классе все куплено еще в июне..Во 2-х, мы хотим,чтобы тетради использовались. Так, например, у нас 5 часов английского в неделю..даже не представляю КАК можно работать без доп. тетрадей..

    Обсуждение




    Закон об образовании (ч. 1 ст. 35) предполагает, что ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований.
    Но вот вопрос: а что именно является учебником и учебным пособием? Относятся ли к ним разного рода тетради-прописи, альбомы-задачники, тесты, сборники контрольных и прочие, рассчитанные на однократное применение? Должна ли школа предоставлять бесплатно и такие пособия? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно. Дело в том, что до 17.02.2015 действовал п. 2.2. СанПиНа 2.4.7.1166-02*(3) (содержит требования к учебникам), который разделял учебные издания на: учебник, учебное пособие и практикум; при этом учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - прямо относились к практикумам, а не к учебникам, и стало быть, бесплатно школой не предоставлялись (см., например, определение Верховного Суда Республики Коми от 22.05.2014 по делу N 33-2365/2014). Однако в настоящее время этот пункт утратил силу. А ГОСТ 7.60-2003*(4) определяет рабочую тетрадь как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (п. 3.2.4.3.4.2.3). Таким образом, вопрос об отнесении одноразовых пособий-тетрадей к учебным пособиям в теории однозначно не разрешен. На практике такие пособия родителям, скорее всего, потребуется приобретать за счет собственных средств.
    Итак, покупать учебники - то есть учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующие учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания (со значком ФГОС) - не обязательно. Другое дело, если речь идет о каких-либо углубленных занятиях, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках): в таком случае школа вправе указать на необходимость приобретения учебников и пособий (ч. 3 ст. 35 Закона об образовании).

    08.09.2017 17:24:05, Директоршколы

    вчера написала письмо учительнице англ по поводу РТ, получила ответ, что в этом году РТ покупает школа, при этом заявку отправили еще в июне... Ждемс... если что, у нас тоже новый директор и тоже все запрещено покупать, даже атласы

    Да, рабочей тетради не видела,мы все в обычной тетрадке рисовали-писали, но пишем мы мало очень, в Петерсон для 1 класса моя дочка Раздел: Учебники (петерсон математика 1 класс есть ли отличия в изданиях). Один - это учебник где можно вписывать ответы прямо в него.

    Здравствуйте, дорогие родители! На связи Евгения Климкович. Сегодня пришла мысль продолжить разбор полётов на тему . Лето пролетит быстро, и нам снова придётся вместе с детьми искать чудеса в решете, складывать на наш взгляд не подлежащее сложению, находить на страницах интернета объяснение необъяснимому. Именно такое двоякое ощущение возникает у меня сегодня от содержимого различных опусов авторов , по которым учителям приходится работать.

    В поле моего зрения для расклада на детали попала программа обучения Школа России. Действительно ли она сохранила в себе присущую советским временам классику обучения или всё-таки претерпела изменения? Если вы с ней уже знакомы, то приобщайтесь к обсуждению и вставляйте свои «пять копеек», а если нет – получайте информацию, может она будет для вас полезной.

    План урока:

    Сделано в России и для России

    «В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства. По-моему, звучит неплохо. Как вам?

    Это известный проект отечественного обучения в начальной школе издательства «Просвещение», в разработке которого приняли участие учёные В.Горецкий, Л.Климанова, А.Плешаков, М.Моро, В.Канакина и другие. Один из самых востребованных сегодня, он стартовал в 2001 году и уже наработал свои положительные результаты. Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:

    • «Русская азбука» и «Русский язык»;
    • «Математика»;
    • «Литературное чтение»;
    • «Окружающий мир»;
    • «Информатика» для 3 и 4 классов;
    • «Музыка»;
    • «Технология»;
    • «Физкультура»;
    • «Изобразительное искусство»;
    • «Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.

    Нравится мне в этой программе, что изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям:

    • Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;
    • Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
    • углублённый английский во 2-4 классах;
    • стандартный английский во 2-4 классах;
    • немецкий для 2-4 классов;
    • углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
    • стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;
    • испанский язык.

    Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

    Особенности обучения в «Школе России»

    Преследуя основную цель создания рабочей образовательной программы – воспитание личности российского гражданина, авторы уделили внимание основным аспектам:

    1. Максимальное участие детей в образовательном процессе, чтобы они научились учиться, а не просто присутствовать на занятиях.
    2. Духовное и нравственное развитие, которого сегодня очень не хватает.
    3. Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.
    4. Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.
    5. Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.

    В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.

    Везде есть плюсы и минусы

    В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:

    • объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
    • домашнее заучивание;
    • индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
    • проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.

    Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.

    Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

    Неплохо отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать, склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.

    Конечно, многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не для вундеркиндов, как, например, система или . На такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это чисто субъективно.

    А как вы на это смотрите?

    А теперь предлагаю заглянуть на открытый урок по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России».

    На этом я с вами ненадолго прощаюсь в ожидании комментариев. Давайте делиться советами, они кому-то могут быть полезны.

    Всего вам доброго!

    Детишкам большой привет передавайте!

    Всегда ваша, Евгения Климкович.

    Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

    Программа «Школы России»

    Ольга, что вы о ней можете сказать?

    • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

    В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

    Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

    Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

    • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

    Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

    Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

    • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

    Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

    Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

    • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

    Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

    • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

    Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

    Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

    «В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

    «В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

    Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

    • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.


    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта