Главная » Галлюциногенные » Что вы имеете ввиду поинтересовался. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: употребление предлогов в речи

Что вы имеете ввиду поинтересовался. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: употребление предлогов в речи

11-й класс

Орфографический тренинг перед экзаменом. Слитно или раздельно?

Задание А18

Часть 1

I. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. А. Вставши утром, она (Мисюсь) (тот)час же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, (так)что ножки ее едва касались земли.

Б. По лестнице снизу (в)верх (кто)то шел.

В. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, (то)же старушка.

(в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки, и хотелось думать, что тут виноват не столяр, а какой(нибудь) проезжий силач.

2. А. Взглянешь на (бледно)зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, (по)чему теплый воздух недвижим.

Б. Каждое личное сосуществование держится на тайне, и, быть может, (от)части (по)этому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна.

В. Стоило ему только вглядеться (в)даль, (что)бы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное.

Г. Лавочник поднял брови, вышел (из)за прилавка и всыпал в карман Егорушки на копейку подсолнухов, (при)чем мерой служила пустая помадная баночка.

3. А. (На)конец раздались шаги вблизи, (кто)то кашлянул.

Б. Природа (как)будто (что)то предчувствовала и томилась.

В. Но вот (на)конец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал (куда)то.

Г. В (полу)версте от станции он сел на камень у дороги и стал глядеть на солнце, которое больше чем (на)половину спряталось за насыпь.

4. А. Саша сидит и придумывает, (что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному дяде.

Б. (Во)время чая, когда уже совсем стемнело и на стене вагона (по)вчерашнему висит фонарь, поезд вздрагивает от легкого толчка и тихо идет назад.

В. Тут всегда, даже в тихую погоду, (что)то гудело в старых амосовских печах, а (во)время грозы весь дом дрожал.

Г. Проходит еще двое суток и (на)конец (в)дали, в смуглом тумане показывается столица.

5. А. Монахи бросились к старику (на)(встречу) и осыпали его вопросами, но он, (в)место того чтобы обрадоваться им, горько заплакал.

Б. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, (что)бы не видеть падающих звезд, которые (почему)то пугали ее.

В. Эта прелестная улица (от)части заменяла сад, (так)как по обе стороны ее росли тополи.

Г. В жизни все зло, мне кажется, от праздности, от скуки, от душевной пустоты, а все это (не)избежно, когда привыкаешь жить (на)счет других.

6. А. Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за какую(нибудь) работу.

Б. Я помогал Степану, это мне нравилось, и, когда он уходил (куда)нибудь, я охотно оставался (в)место него.

В. (От)чего вы не бываете у меня? – спросила Мария Викторовна, поднимая свои умные, ясные глаза, а я сильно смутился от радости и стоял перед ней (на)вытяжку.

Г. (В)месте мы пили чай, варили кашу или по целым часам сидели молча, ожидая, не утихнет(ли) дождь.

7. А. (В)начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил (на)конец – и потекли ручьи.

Б. Говорят, что Моисей уже купил себе имение с переводом долга и постоянно справляется в банке (на)счет Дубечни, которую (то)же собирается купить.

В. Поезд уже ушел, покинув вас здесь. И шум его слышится (чуть)чуть и замирает (на)конец.

Г. Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили (в)брод и которая обыкновенно пересыхала к августу, теперь(же), после половодья, это была река саженей в шесть ширины.

8. А старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, но (за)то часто присылал с земляками гостинцы и письма, написанные (чьим)то чужим почерком.

Б. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба.

В. (Чего)бы только нельзя наговорить и накричать, если бы с этим ненавистным человеком не была связана (на)веки и безнадежно судьба сестры Веры?

Г. Саша пошла к избе, (что)бы пожаловаться; за нею шла Мотька, которая (то)же плакала.

9. А. На дачу выезжать (не)(за)(чем), так(как) и в городе хорошо.

Б. Егор Семеныч (с)начала ходил важный, надутый, как(бы) желая дать понять, что для него интересы справедливости и порядка выше всего на свете.

В. (И)так, с хозяином мы жили тихо и мирно, но все-таки то нечистое и оскорбительное, чего я так боялся, поступая в лакеи, было (на)лицо и давало себя чувствовать каждый день.

Г. Всматриваясь (по)тому направлению, где в прошлом году показался (в)первые черный монах, Коврин постоял минут двадцать, пока не начала тускнуть вечерняя заря.

10. А. Мы ослабели, опустились, пали (на)конец, наше поколение (в)сплошную состоит из неврастеников и нытиков.

Б. Надо сесть за стол и заставить себя, (во)(что)(бы) (то)(ни)(стало), сосредоточиться на одной какой(нибудь) мысли.

В. Покойный отец, Аким Иваныч, был братом хозяина, а все(таки) боялся старших, (в)роде этого жильца, и заискивал у них.

Г. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что(то) живое жалобно гудело, точно дуло (в)пустую бутылку.

11. А. Большая старая овчарка грязно(белого) цвета… раза три покойно обошла (во)круг лошади.

Б. Топорков… занимался одними только постукиваниями, выслушиваниями и выговорами (за)то, что воздух не чист, компресс поставлен не на месте и не (во)время.

В. Маруся (не)даром начиталась романов, в которых женятся и выходят замуж (на)зло любимым людям.

Г. (Темно)серые, точно грязью вымазанные, облака (в)сплошную заволакивали небо и своей неподвижностью наводили тоску.

12. А. Когда тень вербы начинала отходить (от)того берега, наступал (пол)день.

Б. Евтихий Кузьмич… умывается с мылом, от которого пахнет чем-то таким, (от)чего чихают все в доме, кушает в постные дни скоромное и ищет образованную невесту, а (по)тому считается самым умным жильцом.

В. Птица (на)счет ягод вредная, это верно, но все(таки) тварь.

Г. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в (полу)открытые, неподвижные глаза Варьки и в ее (на)половину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы.

13. А. От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное.

Б. Прошел Топорков через зал, гостиную и столовую, (ни)(на)(кого ) не глядя, важно, (по)генеральски, на весь дом скрипя своими сияющими сапогами.

В. Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь, (в)плоть до утра.

Г. Марусе хотелось хоть чем(нибудь) успокоить (без)умолку и, как ей казалось, на весь дом стучавшее сердце.

14. А. И мне даже стало досадно на этих детей (за)то, что они чинно ходят и о чем(то) солидно разговаривают.

Б. Я думал, а выжженная солнцем равнина, громадное небо, темневший (в)дали дубовый лес и туманная даль (как)будто говорили мне: “Да, ничего не поймешь на этом свете!”.

В. Было(бы) гораздо умнее, если (в)место чахоточных лип, желтой акации и редкой, стриженой сирени росли бы тут высокие сосны и хорошие дубы.

Г. (В)виду пересмотра “Уложения о наказаниях” не мешало бы, (к)стати, внести в него статьи.

15. А. Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей (за)то, что они (не)герои, может только узкий или озлобленный человек.

Б. Михаил Федорович злословит, Катя слушает, и оба не замечают, в какую глубокую пропасть мало(помалу) втягивает их такое, (по)видимому, невинное развлечение, как осуждение ближних.

В. Приезжая сняла пальто, (от)чего опять сузилась (на)половину, стащила с себя плисовые сапоги и тоже села.

Г. Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам, (как)будто за делом, но больше (за)тем, чтоб повидаться.

Часть II

II. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. А. Расспрашиваю (на)счет имений (то)же самое.

Б. Холмов уже (не)было, а всюду, куда(ни) взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина.

В. Над травой носился легкий туман, и на небе мимо луны куда(то) (без)оглядки бежали облака.

Г. Что(то) бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться (во)внутрь.

2. А. Казалось даже, что сам воздух трещал, (не)вынося холода; но, (не)смотря на это… озябшая полиция была уже на катке.

Б. Далеко, на том берегу, в непроглядной мгле, горело (в)рассыпную несколько ярко(красных) огней.

В. Егорушке показалось, что солнце было (не)на своем месте, (так)как вчера оно всходило за его спиной.

Г. Я (на)удачу пошел по одной из боковых аллей, насвистывая какой(то) мотив.

3. А. В один из июньских вечеров, когда солнце уже зашло, но широкий след его – багрово(золотистая) полоса еще красила далекий запад и пророчила (на)завтра тихий и ясный день, я подъехал… к флигелю.

Б. Солнце грело (по)летнему, голубое небо ласково манило (в)даль.

В. Должен же был когда(нибудь) ударить гром и брызнуть дождь, что(б) освежить душную атмосферу.

Г. В тот(же) день (во)время вечерних занятий я в лице Зиночки заметил резкую перемену.

4. А. Это было сказано (полу)шепотом, но так, (что)бы я слышал.

Б. Никита бьет (по)чем попало и уверен, что без этого не было(бы) здесь порядка.

В. Алехин простился и ушел к себе (в)низ, а гости остались (на)верху.

Г. Глухой (то)же сидел в лавке или без шапки, заложив руки в карманы, ходил по улице и рассеянно поглядывал то на избы, то (в)верх на небо.

5. А. (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница.

Б. Увидел Егорушка (то)же самое, что видел и до (полу)дня.

В. (Из)за холмов неожиданно показалось (пепельно)седое кудрявое облако.

Г. Набожности Андрей Ефимыч не проявлял и на духовную особу (в)начале своей врачебной карьеры походил (так)же мало, как теперь.

6. А. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него (ни)какого двора (не)было.

Б. (Пол)минуты Ефрем стоял (не)шевелясь и тупо глядел на скамью.

В. Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят (без)умолку и (не)утомляются.

Г. Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду (не)ведомый столяр.

7. А. (В)прочем, на одной стене в серой деревянной раме висели какие(то) правила с двуглавым орлом.

Б. (На)право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что(то) неведомое и страшное.

В. Сиделка принесла чай и побранила Пашку (за)то, что он (не)оставил себе хлеба к чаю.

8. А. Холмов уже (не)было, а всюду, куда (ни)взглянешь, тянулась без конца бурая равнина.

Б. Дымов (ни)кого (не)боялся.

В. Все стали смотреть (в)даль и искать глазами лисицу, но (ни)чего не нашли.

Г. Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл.

9. А. Подводчик Степка… в длинной рубахе, без пояса и в широких шароварах (на)выпуск… сбежал (в)низ по крутому бережку.

Б. Щука исчезла под раками, а (в)место нее всплыли (на)верх окуни и линь.

В. Этот улыбающийся человек (не)чувствовал и вкуса каши, потому(что) жевал как-то машинально.

Г. Егорушка (ни)чего (не)понимал в церковном пении и был равнодушен к нему.

10. А. (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не)красивым.

Б. Около домиков (не)было видно (ни)дворов, (ни)деревьев.

В. Природа (как)будто что(то) предчувствовала и томилась.

Г. Егорушка, давно уже (не)навидевший Дымова, почувствовал, как в воздухе вдруг стало (не)выносимо душно.

11. А. (Ни)кто (не)отозвался.

Б. Около машины (не)подвижно стояла какая(то) девочка.

В. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я (не)делал решительно (ни)чего.

Г. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, (не)надо (ли)послать за доктором.

12. А. И жизнь потекла (по)прежнему, такая(же) суровая, бестолковая.

Б. Хромая Пелагея была больна целый год, (ни)какие доктора и лекарства (не)помогали.

В. Мне (не)хотелось домой, да и (не)(за)(чем) было идти туда.

Г. Егор Семеныч и Таня как (ни)(в)(чем) (не)бывало гуляли рядышком.

13. А. Об Оленьке (ни)кто (не)мог подумать дурно.

Б. (В)первые сутки (не)обращаешь на тайгу внимания.

В. В Ореанде сидели на скамье, (не)далеко от церкви, смотрели (в)низ на море.

Г. (Не)понимая, (от)чего так резко изменились их милые отношения, Таня… жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза.

14. А. В один день можно было много сработать, (при)том время бежало быстро, (не)заметно.

Б. Приобретайте друзей богатством (не)праведным – так сказано, потому(что) вообще нет и не может быть богатства праведного.

В. На (пол)пути я садился и смотрел на город, (не)решаясь подойти к нему близко.

Г. Ефрем раньше (во)всю свою жизнь (не)видал таких лиц.

15. А. Будущее наше рисовалось нам так: (в)начале на Кавказе, пока мы ознакомимся с местом и людьми, я надену (виц)мундир и буду служить.

Б. Но я (не)успел побывать в этом средневековом учреждении, (так)как в сентябре оно было закрыто молодым военным врачом.

В. Сильные морозы зимою и сырость (в)течение всего года… ставят (черно)рабочего в положение иной раз едва выносимое.

Г. Ачмианов (то)же скоро простился с компанией и пошел (в)след за Надеждой Федоровной.

16. А. Здесь есть пахотная земля, есть скот, но (ни)разу (не)было урожая.

Б. Еще (не)давно она (речка Аркай) была настоящей рекою и в ней ловили горбушу, теперь же, (в)следствие лесных пожаров и порубок, она обмелела и к лету пересыхает совершенно.

В. Здесь на открытом месте каждое из деревьев (в)одиночку ведет жестокую борьбу с морозами и холодными ветрами; и каждому приходится… качаться (не)угомонно из стороны в сторону.

Г. (В)прочем (во)время сильных дождей речка разливается.

17. А. (В)заключение (не)сколько слов об японцах, играющих видную роль в истории Южного Сахалина.

Б. (В)начале этого столетия (в)первые обратила внимание на Сахалин и наша дипломатия.

В. (По)видимому, у японцев… возникла мысль о колонии, быть может даже (сельско)хозяйственной.

Г. Рассказывают про семьи, которые (в)течение зимы (не)имели ни куска хлеба и питались одною только брюквой.

18. А. Летом люди, запряженные в бревно в (пол)аршина и толще, а в длину (не)сколько сажен, производят тяжелое впечатление.

Б. Каждый чиновник… (на)сколько я мог убедиться, может брать себе (не)ограниченное число прислуги.

В. Эти партии бродят по совершенно (не)исследованной местности, на которую… (не)ступала нога человека.

Г. Внешностью своей Корсаковка до обмана похожа на хорошую русскую деревушку, (при)том глухую, которой еще (не)коснулась цивилизация.

19. А.Лаевский чувствовал утомление и (не)ловкость человека, который, быть может, скоро умрет и (по)этому обращает на себя всеобщее внимание.

Б. (В)первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много (по)тому, что очень умен.

В. Сидел Топорков в санях (так)же, как и в кресле: важно, держа прямо голову и плечи, (не)глядя по сторонам.

Г. (Небо)склон побледнел, и (во)всю ширь его разлилась бледная, приятная зелень.

20. А. Митя вытащил (из)кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем (в)место, обведенное синим карандашом.

Б. Несется (на)встречу другая тройка и (то)же во весь дух.

В. (В)продолжение всего года дорога остается (не)возможной.

Г. (На)пример, нагрузка и выгрузка пароходов, (не)требующие в России от рабочего исключительного напряжения сил, в Александровске часто представляются для людей истинным мучением.

Ключи к заданиям

1 – В 2 – Б 3 – Г 4 – Г 5 – А
6 – В 7 – Б 8 – Г 9 – В 10 – А
11 – В 12 – Г 13 – А 14 – Г 15 – В

Правильное употребление форм числительных и предлогов

ЛИТЕРАТУРА:

    Современный русский язык: Учебник /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981. С. 281-289, 301-308.

    Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.1. С. 483-530, 531-539.

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 168-179.

    Розенталь Д.Э. Русский язык. М.: Изд-во Московского университета, 1994. С. 151, 154, 330-335.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Поставьте словосочетания в дательный, творительный, предложный падежи.

573 метра, 74 экспоната, 15 экземпляров, 48 метров, 61 минута.

    Образуйте от данных словосочетаний сложные прилагательные и запишите их: 28 дней, 473 грамма, 8 минут, 2 часа, 1,5 километра, ¼ финала, 3 литра.

    Перепишите предложения, ставя слова в скобках в нужном падеже.

Действуйте согласно (приказ). По (окончание) вуза я поеду по (назначение). Она всегда скучает по (вы). В (виду) недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно. Димка решил, что в (виде) исключения на этот раз Жиган не врет. Трудно было понять, какое удобство имел в (виду) столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на) счет войны вел беседу Теркин. (В) течени… всей дороги Касьян сохранял упорное молчание. (В) продолжени… ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

    Запишите словами числительные.

Располагать 3894 книг…, к 573 прибавить 208, от 785 вычесть 47, пароход с 2655 пассажир…, сделать работу к 2005 год…, вспоминать о 1913 год…

    Образуйте порядковые числительные от следующих количественных:

1, 2, 11, 40, 73, 90, 100, 341, 400, 648, 3 тысячи, 200 миллионов, 120 миллиардов.

    Раскройте скобки, цифры напишите прописью.

Библиотека института ежемесячно пополняется (300-400 книг). Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. Разность между (87 и 58) составляет (29). Второй советский искусственный спутник Земли находился в космосе (163 суток). Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба-обе) сторонам живописной реки, привлекает много туристов. Можно было обойтись (полторы тысячи рублей).

Практическое занятие № 12

Синтаксическая стилистика. Вариантность в форме согласования.

Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого

ЛИТЕРАТУРА:

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С.244-271.

    Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С.315-320.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 143-146.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Вставьте необходимые буквы; выбор формы сказуемого мотивируйте. Укажите возможные варианты.

    Теперь против Валерки был… четверо. 2. Нас оставал…сь только трое из восемнадцати ребят. 3. По дороге шл… трое. 4. Из двадцати, окончивших школу, только четверо поступил… в вуз. 5. Теперь шестеро из них сидел… за деревьями, держа ружья. 6. Нас, офицеров, здесь трое. Двое мирно сп…т. 7. По неуважительным причинам отсутствовал… четверо. 8. Пятеро сдал… экзамен досрочно.

    Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого.

1. За месяц израсходован… тысяча рублей. 2. На строительство детских дошкольных учреждений отпущен… миллион рублей. 3. Сколько благородных задач сто…т перед учителем! 4. Последние двое студентов успешно сдал… экзамены. 5. После революции большинство иностранных специалистов разъехал…сь по своим странам. 6. 45 минут прошл… незаметно. 8. Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснил…сь в толпе. 9. В июле 1918 года в Англии бастовал… около полумиллиона рабочих военного завода. 10. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней. 11. Было даже как-то неловко, что столько людей пришл… встречать нас. 12. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе.

    Выберите из данных в скобках форм сказуемого (глагола или причастий) правильную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

1. Всеобщим голосованием (было избрано – были избраны) 85 человек. 2. Большинство, в особенности преподаватели, (жаждало – жаждали) решительных действий и (готово было – готовы были) на риск. 3. Сам предмет обсуждения – социально-экономические и политические проблемы, вопросы культуры и искусства; события международной и внутрисоюзной жизни и т.д. – казалось бы, не (терпит – терпят) никаких стилистических вольностей, не (допускает – допускают) никаких отклонений от нормы. 4. Те, кто (придет – придут) с наиболее интересными предложениями, (сможет –смогут) принять участие в создании совета фирмы, в рассмотрении и отборе поступивших проектов. 5. Немало храбрецов когда-то (пыталось – пытались) добраться сюда. 6. Три года после окончания института (работал – работала) инженер Петрова на заводе. 7. Конструктор (внес – внесла) рационализаторское предложение, внедрение которого позволило бы снизить себестоимость выпускаемых деталей. Это уже третье ее предложение.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим.

1. Операцию провел молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 2. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 3. Шоссе-магистраль пересекла полотно железной дороги. 4. Поезд-выставка вчера прибыл на станцию и открылся для посетителей. 5. Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным и комсоргом Степановым досрочно закончили монтаж сложной машины. 6. В приемной сидела молодая женщина. Это был секретарь директора. 7. Коммунисты Западной Европы прилагали все усилия к тому, чтобы разъяснительная кампания, равно как и кампания по сбору подписей и другие формы борьбы, привели к подлинному успеху и легли в основу мощного движения в защиту мира. 8. Его малодушие, вернее, его трусость, поразила всех. 9. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы.

2. Правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим? Укажите возможные варианты.

1. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в трудное для меня время. 2. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не могли превзойти рекорд, установленный молодым пловцом. 3. Кто из девочек оказался самой большой шалуньей? 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, должно быть медицинская сестра, приблизилась к его постели. 5. Что скажут те, кто проявил себя беспечными ротозеями по отношению к расхитителям социалистической собственности? 6. Первые, кто пришел на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 7. Не кто иной, как родители, в первую очередь, ответствен за воспитание детей. 8. Кто из приятельниц написал вам об этом? 9. Вы те, кто призваны обновить мир.

3. Раскройте скобки, выберите форму согласования сказуемого с подлежащим; мотивируйте свой выбор; укажите возможные варианты.

1.Установка нового и реконструкция действующего оборудования иногда (ведется – ведутся) без соответствующей подготовки остальных звеньев производства. 2. Растениям одинаково (необходима – необходимы) как влага, так и тепло. 3. Какая-то небывалая мягкость слова и обращения (поражала – поражали) ее старых знакомых. 4. В Будапеште (состоялся – состоялись) съезд Административного совета и съезд технической комиссии Международной организации радиовещания. 5. Слава и популярность талантливого писателя все (растет – растут). 6. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен – били слышны) в напряженной тишине. 7. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия. 8. Углубление и развитие противоречий между капиталистическими странами неоднократно (вызывало – вызывали) военные конфликты. 9. В конце 1941 года (начался – начались) разгром фашистских полчищ и крушение их планов захвата Москвы. 10. Сын и дочь (поможет – помогут) вам донести вещи до станции? 12. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде (закреплялось – закреплялись) в языке.

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова в предложениях 1 - 10.

1. Стоишь, смущённо улыбаясь, молчишь, не в силах глаз поднять.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

2. Наше небольшое общество было смущено её внезапным появлением.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

3. Лошади встревоженно заржали.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

4. Снова сердце встревожено неожиданными известиями.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

5. Что так сердце, что так сердце растревожено ? (М. Матусовский)

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

6. Растревоженно шуршали на рассвете камыши.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4)наречие

7. Возмущённо оглянувшись, он шагнул через порог.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

8. Все его существо было возмущено несправедливыми обвинениями.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

9. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов)

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

10. Утро было тихо , солнечно.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

2. В каких предложениях выделенные слова являются именами существительными?

1. Школьники! Будьте внимательны, находясь на мостовой.

2. По улице мостовой шла девица за водой. (Песня)

3. Позвони домой по телефону в учительской.

4. Все отвечавшие получили хорошие отметки.

5. Будущее начинается сегодня.

6. Будущее лето мы собираемся провести в походах по родному краю.

7. В этом году для школы купили новую столовую посуду.

8. Музей-квартира А. С. Пушкина находится на набережной реки Мойки.

9. В нашей парикмахерской работают замечательные мастера.

10. Слово интерьер заимствовано из французского языка и означает «внутренний». Этот термин используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.

3. В каком ряду (каких рядах) все слова являются именами числительными?

1) один, одиннадцатый, одиннадцатилетний, одиночество

2) пятьдесят, пятёрка, пятилетие, пятьсот пятьдесят пять

3) три, триста, трое, тринадцатый

4) однажды, шестеро, тридцать, двойной

5) двойка, вдвоём, дважды, двадцать

6) миллион, тысяча, оба, семеро

7) две третьих, восемнадцать, обе, шестой



8) трёхэтажный, двойной, утроить, трижды

9) семимильный, двоевластие, тысячный, восемь

10) первоклассник, первенство, сорок, сороконожка

4. В каком ряду (каких рядах) все слова являются местоимениями?

1) иной, любой, весь, свой

2) они, ты, по-твоему, твой

3) кто-то, нечто, некоторый, несколько

4) самый, по-нашему, всегда

5) всякий, наш, по-другому, его

6) себя, их, никого, всех

7) ничей, мамин, её, общий

8) кошачий, я, мы, все;

9) сколько, столько, по-моему, тот

10) некто, этот, другой, такой

5. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы имени существительного.

1) поздравляем с первым сентябрём

2) килограмм апельсинов

3) пара ботинок

4) сто грамм

5) внимательные шофёры

6) талантливые учителя

7) избирательные округа

8) без носок

9) яркие прожекторы

10) новые паспорта

6. В каком ряду (каких рядах) не все имена числительные употреблены правильно?

1) с обоими друзьями, к сорока годам, около девяносто спортсменов

2) на четыреста первой странице, в двадцать первом веке, в две тысячи седьмом году

3) к восемьсот рублям, на обеих стенах, около пятидесяти лет

4) в двух тетрадях, без пятидесяти копеек, в двухтысячном году

5) в сотый раз, у обоих подружек, с тремя медвежатами

6) семеро козлят, на тридцать седьмой странице, с троими девочками

7) в ста шагах от дома, около пятисот метров, обеими руками

8) к трёмстам тридцати трём, более семидесяти сортов, в тысяча восемьсот двенадцатом году

9) в двухстах ответах, на двадцати листах, с пятерыми котятами

10) на девятом этаже, от шестьдесят шести, к сто двадцать одному

7. Из следующих предложений выпишите местоимения.

1) В современной лингвистике проводится чёткое разграничение понятий язык и речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих, речь существует в звуковой или письменной форме. Речь каждый ведёт по-своему, и у кого-то речь может быть безграмотной или косноязычной, а язык - наше общее достояние. (П. Клубков)

2) Самая блестящая характеристика грамматики принадлежит М. В. Ломоносову: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. И хотя она от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению». (Л. Граудина)

3) Предметы и явления, как правило, называются по тому признаку, который оказывается достаточно характерным, чтобы отличить их от других предметов и явлений. (Сб. «Слово о русском языке»)

4) Под заимствованием следует понимать всякое слово, пришедшее в русский язык извне, даже если оно по составляющим морфемам ничем не отличается от исконно русских слов. (Сб. «Слово о русском языке»)

5) Именно постоянная живая связь с народным языком, которую так пропагандировал замечательный лексикограф...В.И.Даль, и помогла русскому языку «переварить» всё то, что он поглотил за 1000 лет существования. (Сб. «Слово о русском языке»)

6) Наконец, у языка есть и эстетическая, или поэтическая, функция. Она проявляется не только в поэзии, но и в обычном стремлении говорящих не просто сказать что-нибудь, а сказать красиво. (П. Клубков)

7)... Все нормы культуры речи направлены на то, чтобы сделать язык максимально приспособленным для выполнения им своих функций. (П. Клубков)

8) И если мы их (языковые нормы) нарушаем, то за это приходится расплачиваться. Как минимум, морально. (Л. Клубков)

9) Ошибки, допускаемые в публичной речи, мешают этой речи достигать целей, которые ставит перед собой говорящий... (П. Клубков)

10) Справедлива пословица: «Без грамматики не выучишь и математики». Но многим кажется, что грамматика представляет собой законодательную сводку наводящих тоску правил о частях речи, склонениях, спряжениях и разборе предложений. (Л. Граудина)

8. Из следующих предложений выпишите союзы.

1) Грамматика любого языка полна тайн и загадок, и её изучение вполне может соперничать по увлекательности с изучением тайн истории или загадок космоса. (П. Клубков)

2) Обозначения лиц в русском языке относятся к мужскому или женскому роду, однако, когда речь идёт о лицах разного пола, используются слова мужского рода. (П. Клубков)

3) Чем богаче язык выражениями, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется ежеминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрешаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно разговорным языком - значит не знать языка. (А. Пушкин)

4) Читал я Чацкого - много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины... (А. Пушкин)

5) Так в какую всё же сторону меняется язык? Лучше или хуже он становится со временем? Мне кажется, ни то, ни другое. В каждую эпоху язык идеально приспосабливается к тому, чтобы выполнять в человеческом обществе свои функции. (П. Клубков)

6) Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален... ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно, глубоко. (А. Пушкин)

7) Гармония его (Баратынского) стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хоть несколько одарённого вкусом и чувством. (А. Пушкин)

8) В наше время большому числу людей, занятых самым разнообразным трудом, приходится иметь дело с компьютерами, и относящаяся к этим машинам терминология входит в речь не только профессиональных программистов, но и тех, кого называют пользователями... (П. Клубков)

9) Учёные, наблюдавшие мир животных, находят в нём целый ряд живых существ, то более, то менее близко напоминающих друг друга. Это обезьяны разных видов и семейств, полуобезьяны (лемуры) и, наконец, человек. (Л. Успенский)

10) Много есть на свете хороших книг, но они хороши только для людей, которые умеют их читать; однако умение читать вовсе не равносильно знанию грамоты. (А. Герцен)

9. Из следующих предложений выпишите частицы.

1) Главный признак живого языка заключается не в том, говорят на этом языке или нет, а именно в его изменчивости. Любая перемена в языке начинается с появления вариантов. (П. Клубков)

2) Вряд ли... охотник на мамонтов смог бы на своем языке обсуждать наши сегодняшние проблемы, но и мы бы, пожалуй, не смогли поддержать с ним светскую беседу на интересующие его темы. (П. Клубков)

3) Разновидности языка, характерные для разных общественных групп, называют социальными диалектами. Человек не обязан относиться лишь к одной группе. Можно быть одновременно мужчиной, военным, музыкантом, охотником. Выступая в разных своих ролях, человек пользуется разным языковым инструментом. (П. Клубков)

4) Термин отличается от обычного слова. Это латинское слово значит «граница». Термином римляне называли божество границ и пограничных межевых знаков. В честь него каждый год 23 января устраивались даже особые празднества - терминалии. Сейчас же мы называем терминами слова со строго определённым значением, используемые в науке, технике, производстве, искусстве,- вообще в любой деятельности, требующей профессиональной квалификации. (П. Клубков)

5) Но неужели специалисты, говоря о своих делах, всегда изъясняются исключительно при помощи терминов? (П. Клубков)

6) ...Может быть, именно поэтому некоторые наши соотечественники думают, что грамматическую ошибку можно допустить только на письме, например в диктанте. Между тем, грамматика не исчерпывается орфографией и пунктуацией - устная речь тоже подчиняется требованиям грамматики. (П. Клубков)

7) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А. Пушкин)

8) Как подсчитали лингвисты, на земле существует около 2800 языков. На одних говорят миллионы людей, на других - лишь тысячи, а иногда даже единицы. (Сб. «Слово о русском языке»)

9) Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. (А. Пушкин)

10) Талант есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, а не самому славиться. (М. Пришвин)

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ с одним вариантом ответа

1. В каком предложении выделенное слово является прилагательным?

1) Беседа протекала мирно .

2) Мы жили очень спокойно.

3) Старик легко встал и, не прощаясь, ушел.

4) Помещение не убиралось давно и было грязно.

2. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

1) тоже, чтобы, то... то

2) зато, едва, не то... не то

3) однако, также, не только... но и

4) да, будто, или

3. В каком ряду перечислены подчинительные союзы?

1) потому что, чтобы, который, где

2) оттого что, сколько, как, кто

3) с тех пор как, словно, если, как будто

4) так как, едва, куда, почему

4. В каком примере а является частицей?

1) Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

2) Но боюсь, я уже надоел вам, а?

3) Дерет коза лозу, а волк - козу.

5. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Экзамен, которого мы так боялись, прошел спокойно и успешно.

2) определительное местоимение

3) относительное местоимение

4) имя прилагательное

6. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Все великое тяжело , поэтому трудно его удержать.

1) наречие

2) причастие

4) имя прилагательное

7. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Алена надела новое платье цвета беж.

1) наречие

2) имя существительное

3) имя прилагательное

4) деепричастие

8. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Потерянный вчера зонтик, к счастью, нашелся.

1) деепричастие

2) имя прилагательное

3) наречие

4) причастие

9. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Каждому из нас было близко и понятно её волнение.

1) определительное местоимение

2) личное местоимение

3) притяжательное местоимение

4) имя прилагательное

10. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Вообще я схожусь с людьми очень трудно.

2) наречие

3) прилагательное

4) причастие

11. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Разлившееся молоко стекло со стола.

1) имя существительное

2) причастие

4) имя прилагательное

12. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Мусор был небрежно свален в кучу.

1) причастие

2) имя прилагательное

4) деепричастие

13. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Мы смотрели на певца, затаив дыхание.

1) причастие

2) имя прилагательное

4) деепричастие

14. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Небо молнией летучей опоясалось кругом.

1) причастие

2) имя существительное

3) наречие

4) предлог

15. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.

1) предлог

2) имя прилагательное

3) наречие

4) деепричастие

16. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Что же ты сидишь без огня?

1) вопросительное местоимение

2) наречие

3) личное местоимение

4) частица

17. В каком предложении слово вокруг является предлогом?

1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.

2) От этого луча солнца все вокруг посветлело.

3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

4) Там вокруг высились темные сизые сопки.

18. В каком предложении слово (в)виду является предлогом?

1) Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев.

2) Впрочем, (в)виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.

3) Наше поле лежало (в)виду небольшого озера.

4) «Что вы имеете (в)виду?» - поинтересовался Огнев.

19. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) каждый - определительное местоимение

2) перечитывающий - действительное причастие настоящего времени

3) пробирался - глагол прошедшего времени 3-го лица единственного числа

4) также - сочинительный союз

20. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) пятеро - собирательное числительное

2) чтобы - подчинительный союз

3) вкусное мороженое - существительное среднего рода

4) работающий - деепричастие несовершенного вида

21. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) кто-либо - неопределенное местоимение

2) каменный - притяжательное прилагательное

3) мог - глагол прошедшего времени мужского рода единственного числа

4) вверх - наречие

22. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) свой - притяжательное местоимение

2) не - отрицательная частица

3) сто девяносто шестой - сложное количественное числительное

4) держась - деепричастие несовершенного вида

23. Прочитайте текст. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью личного местоимения?

(1)Тургенев был великан с серебряной головой. (2)Пришел он из сказки и принес нам волшебную сказку, более действительную, чем наша действительность. (3)Тургенев - это чистота чувства, музыка души, перекличка сердец. (4)Это безупречный художник, служивший искусству с молитвенным благоговением. (5)Среди всех великих писателей, не только русских, но всего мира, он занимает свое особое, свое единственное место.

1) 2,3 2) 3,4 3) 2,5 4) 3,5

24. Прочитайте текст. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения?

(1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову. (3)Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими, мягкими складками около ее стана. (4)Она была очень недурна собою. (5)Я не мог видеть глаза девушки: она их не поднимала.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

25. Прочитайте текст. Какое предложение связано с предыдущим с помощью наречия?

(1)Была пора цветения сосны. (2)Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружало вас. (3)Медленно оседала вокруг золотая пыльца, а впереди, сквозь деревья, блестела вода, и вскоре тропинка привела к большому озеру. (4)Оно, можно сказать, было без берегов: шла сочная лесная трава, и вдруг на уровне той же травы начиналась лесная поросль, а затем сама вода. (5)Кажется, посмотришь в воду и увидишь там лесную траву, случайно затопленную водой. (6)Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, которое уходило все дальше вглубь.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

26. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Степа, дюжий парень, состоявший в должности лакея, стремглав бросился в палисадник, расположенный неподалеку, и хотел было схватить собачонку, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась к хозяину, который в то время, как оказалось, преспокойно выколачивает и вытряхивает бочку, переворачивая ее в своих руках как детский барабан.

1) в предложении 4 наречия

2) в предложении 5 деепричастий

3) в предложении 6 местоимений

4) в предложении 5 глаголов в форме прошедшего времени

27. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, почему каждый из них понимал другого с полуслова, я смог заключить, что живут эти люди мирно, благополучно и рады первому гостю, посетившему их дом.

1) в предложении 8 местоимений

2) в предложении 5 глаголов

3) в предложении 3 наречия

4) в предложении 2 числительных

28. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Опытный объездчик слушал со вниманием и соглашался, но по выражению его фигуры и молчанию можно догадаться о том, что все, что рассказывал ему старик, не ново для него, что это он давно уже передумал и знал намного больше того, что известно старику.

1) в предложении 6 глаголов

2) в предложении 5 имен прилагательных

3) в предложении 4 предлога

4) в предложении 2 частицы

29. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Вечером обычно равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее наружность; моему усталому взору неприятно, мне смешно то, что пробуждало в прежние годы живое движение лица, смех и неумолчные речи; и безучастное молчание хранят недвижные уста.

1) в предложении 7 имен прилагательных

2) в предложении 6 местоимений

3) в предложении 4 глагола

4) в предложении 5 предлогов

30. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Вот я начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка припоминается мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный в прекрасную девушку, возвращался домой и потирал руки от холода.

1) в предложении 4 наречия

2) в предложении 5 глаголов

3) в предложении 2 частицы

4) в предложении 2 причастия

Конспект урока по русскому языку

студентки IV курса I группы

Чижиковой Натальи Леонидовны.

К проведению урока допускаю:

Семёнова Л. А.:

Зуева А. А.:

Тема: «Правописание производных предлогов». 2-й урок.

Цель: совершенствовать на практике правописание производных предлогов.

Задачи:

Ведущее слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем изучение правописания производных предлогов. Откройте тетради, запишите дату. Сегодня двадцать пятое февраля. Классная работа. И тема: «Правописание производных предлогов».

Глобальное слушание.

Запись в тетради.

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

Правописание производных предлогов.

Записано на доске.

2. Повторение изученного материала.

Ведущее слово.

Давайте вспомним, в каких случаях производные предлоги пишутся слитно, а в каких раздельно.

Ведущее слово.

Мы с вами вспомнили правила слитного и раздельного написания предлогов. Теперь давайте выполним следующее задание. Вам нужно будет выбрать – слитно или раздельно пишутся производные предлоги и определить группу предлогов по составу. Составьте 2 предложения с любыми из предложенных вам словосочетаний. К доске пойдут 4 человека – остальные работают в тетради. Записываем под диктовку предложение, потом объясняем.

Ведущее слово.

Теперь давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски.

и т.д.

Слитно пишутся предлоги - вследстви е , ввиду (в значении из-за ), насчёт (в значении о ), вместо, наподобие, вроде (в значении подобно ), ввиду, несмотря (на).

Раздельно пишутся предлоги - в течени е , в продолжени е , в отличи е

В течение всего отпуска я не сумел посетить музей. В течение – пишется раздельно, на конце е – значение времени; составной. Вследствие засухи река обмелела. Вследствие – пишется слитно, можно заменить предлогом из-за ; простой. Навстречу мне выбежала собака. Навстречу – пишется слитно, т.к. образован от наречия; простой. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. Насчёт – пишется слитно, потому что можно заменить предлогом о, простой. В заключение конференции был дан концерт В заключение – пишется раздельно с е на конце; составной .

1-й ученик.

Навстречу мечте – слитно, потому что образован от наречия; простой, в течение долгого времени – раздельно с е насчёт работы – слитно, потому что можно заменить предлогом о , вслед уезжающим – слитно, т.к. образован от наречия; простой, напротив дома – слитно, потому что образован от наречия; простой.

2-й ученик.

Вопреки приказу – слитно, т.к. образован от наречия; простой , наперекор родителям – слитно образован от наречия; простой , вроде сока – слитно, т.к. можно заменить словом подобно, в продолжение недели - раздельно с е на конце, потому что имеет значение времени; составной, сверх нормы – слитно, т.к. ; простой , напротив остановки – пишем слитно, т.к. образован от наречия; простой.

3-й ученик.

Вместо учителя – пишется слитно; простой, в целях защиты – пишется раздельно; составной, в связи с непогодой – пишется раздельно; составной, впереди всех – пишется раздельно, т.к. образован от наречия; простой, не взирая на трудности – пишется раздельно; составной.

4-й ученик.

В продолжение переговоров – пишется раздельно с е на конце, потому что имеет значение времени; составной, за счёт переутомления - пишется раздельно; составной, посреди недели – пишется слитно, т.к. образован от наречия, вследствие жары – пишется слитно с е на конце; простой, в качестве примера – пишется раздельно; составной.

Записать словосочетания на доске заранее.

Языковой материал.

В течение всего отпуска я не сумел посетить музей. Вследствие засухи река обмелела. Навстречу мне выбежала собака. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. В заключение конференции был дан концерт.

Языковой материал (для детей у доски) .

1)(на)встречу мечте, (в)течени_ долгого времени, (на)счёт работы, (в)след уезжающим, (на)против дома;

2) (во)преки приказу, (в)роде сока, (в)продолжени_ недели, (с)верх нормы, (на)против остановки;

3) (в)место учителя, (в)целях защиты, (в)связи(с) непогодой, (в)переди всех, (не)взирая(на) трудности;

4) (в)продолжени_ переговоров, (за)счёт переутомления, (по)среди недели, (в)следстви_ жары, (в)качестве примера.

3. Проверка домашнего задания.

4) Повторение пройденного.

Ведущее слово.

На дом вам было задано выполнить 701-е упр. на 98-й странице. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы справились с заданием. Работаем устно.

Ведущее слово.

С домашним заданием вы хорошо справились. Теперь давайте выполним упражнение 703-е на 98-й стр. Прочитайте задание под номером 1.

Сообщающее слово.

Кроме того, предлог ввиду (в значении из-за ) нужно отличать от устойчивого сочетания слов иметь в виду. В этом случае данный предлог пишется раздельно. Прочитайте 2-е задание.

Давайте поработаем у доски.

1) Поговорить н ас чёт бл и жайших планов на будущее. Насчёт – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос и можно заменить предлогом о ; ближайших – проверим словом близко.

Перевести деньги в банк на счёт упр а вляющего. На счёт – существительное с предлогом, т.к. можно задать вопрос перевести куда? на счёт, нельзя заменить предлогом о ; 2) Идти в течени е пол уч аса. В течение – предлог, потому что к этому слову нельзя задать вопрос, на конце е, т.к. в этом предлоге всегда на конце пишется е; получаса – пишем слитно, потому что частица полу всегда пишется слитно. Пр е одолеть пр е пятствия в течени и ручья. Преодолеть – пишем в приставке е , т.к. приставка пре- равна приставке пере-, препятствие – в корне пишем е словарное слово.; в течении – пишем раздельно, т.к. предлоги со словами пишутся раздельно; на конце пишем и, т.к. это предложный падеж. 3) Ждать в продолжени е месяца. В продолжение - пишем раздельно с е на конце, т.к. это предлог. Позн а комиться с судьбой героев в продолжении книги. Познакомиться – пишем в корне а, словарное слово; в продолжении – пишем раздельно с окончанием е, так как это существительное с предлогом в предложном падеже. 4) Сов е ршить ошибку вс ледстви е ра сс ея нн ости. Вследствие пишем слитно с е на конце, т.к. это предлог; рассеянный пишем с сс, т.к. рас- - приставка , -сея- - корень, суффикс – нн- , потому что существительное образовано от отглагольного прилагательного рассеянный. Устр а нить ошибку в следстви и по уголовному делу. В следствии – пишем раздельно с е на конце, т.к. это существительное с предлогом в предложном падеже.

Объясните, почему слова в виду, и ввиду пишутся по-разному, используйте следующие схемы.

Если от глагола можно задать вопрос к слову в виду, то пишем раздельно. Слитно пишем тогда, когда предлог ввиду можно заменить предлогом из-за.

Опираясь на схемы, объясните выбор написаний. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

1)Трудно было понять, какое удобство имел в в иду столяр, заг и бая так н ем илосердно спинки стульев. ( А. Чехов ) Запятая перед словом загибая ставится потому, что это обособленное обстоятельство; в виду пишем раздельно, т.к. это устойчивое сочетание иметь в виду; в слове загибая в корне пишем и, т.к. можно проверить словом изгиб; немилосердно – причастие, в данном случае пишется слитно, т.к. оно не имеет зависимых слов и противопоставления с союзом а. 2) Впрочем, вв иду н ед остатка времени, н е б удем откл о няться от пр е дмета лекции. ( А.Чехов ) Ввиду недостатка времени выделяем запятыми, т.к. это уточняющая конструкция; ввиду - пишем слитно, т.к. его можно заменить предлогом из-за ; недостатка - пишем слитно, потому что можно заменить словом без не – малого количества; не будем - пишем слитно, т.к. не с глаголами пишутся раздельно; отклоняться - напишем в корне о, потому что можно проверить словом клонит, предмета – в корне пишем е – словарное слово. 3) «Что вы имеете в в иду?» - поинт е ресовался Огнев. ( В. Кочетов ) Что вы имеете в виду – пишем в кавычках, потому что это прямая речь, после в виду ставим вопросительный знак; в виду – пишем раздельно, т.к. иметь в виду устойчивое выражение; в слове поинтересовался пишем в корне первую е - словарное слово. 4) Вв иду скорого ок о нчания плав а ния, настр о ение к о манды сделалось весёлым и пр и поднятым. После плавания ставим запятую, т.к. это уточняющая конструкция; ввиду – пишем слитно, т.к. можно заменить предлогом из-за; в слове плавания в слове настроения букву о можно проверить словом настрой; слово команды напишем через о, т.к. это словарное слово; в слове приподнятым напишем в приставке и – написание запомним. ( В. Станюкович )

Языковой материал.

1)Поговорить (на)счёт бл_жайших планов на будущее. Перевести деньги в банк (на)счёт упр_вляющего. 2) Идти (в)течени_ (полу)часа. Пр_одолеть пр_пятствия (в)течени_ ручья. 3) Ждать (в)продолжени_ месяца. Позн_комиться с судьбой героев (в)продолжени_ книги. 4) Сов_ршить ошибку (в)следстви_ ра(с, сс)ея(н, нн)ости, устр_нить ошибку (в)следстви_ по уголовному делу.

Языковой материал.

гл. + в виду

гл. ввиду = из-за сущ.

Языковой материал.

1)Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, заг_бая так (не)милосердно спинки стульев. (А. Чехов ) 2) Впрочем (в)виду (не)достатка времени (не)будем откл_няться от пр_дмета лекции. (А.Чехов ) 3) Что вы имеете (в)виду поинт_ресовался Огнев. (В. Кочетов ) 4) (В)виду скорого ок_нчания плав_ния настр_ение к_манды сделалось весёлым и пр_поднятым. (В. Станюкович )

Вызвать 2-х человек сразу.

5. Тестовая работа.

6. Домашнее задание.

Ведущее слово.

Откройте дневники, запишите задание на дом. Страница 98-я, упражнение 702-е. Прочитайте задание.

Инструктивное слово.

Дома вам нужно будет списать текст, раскрыть скобки и подписать часть речи у выделенных слов. Кто не понял?

Спишите предложения, раскрывая скобки. В каких случаях выделенные слова являются производными предлогами, а в каких – словами других частей речи?

Спросить 2 – 3 человека.

7. Подведение итогов.

Ведущее слово.

Мы завершили тему: «Правописание производных предлогов».

Репродуктивная беседа.

Давайте вспомним случаи слитного и раздельного написания производных предлогов.

Оценочное слово.

Вы хорошо работали на протяжении двух уроков.

Ведущее слово.

Сохраните памятки, которые я вам раздавала на первом уроке – они вам ещё пригодятся. Спасибо за работу! Можете идти.

Всегда слитно пишутся предлоги, образованные от наречия - навстречу, впереди, напротив, посреди и т.д.

Слитно пишутся предлоги - вследстви е , ввиду (в значении из-за ), насчёт (в значении о ), вместо, наподобие, вроде (в значении подобно ), ввиду, несмотря (на).

Раздельно пишутся предлоги - в течени е , в продолжени е , в отличи е , в виде, в качестве, в связи, в целях, за счёт, по мере, со стороны.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта