Главная » Галлюциногенные » Личностные ресурсы человека. Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал

Личностные ресурсы человека. Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал

УДК 37:001.12

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года

Аннотация

В свете перехода образовательных учреждений на реализацию Федерального государственного стандарта на всех ступенях общего образования, в основе которого лежит формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности социальной компетентности, встает вопрос о личностном ресурсе индивида, роли социальной компетентности в ее формировании.

Personal resources and social competence

In a view of transition of the Russian formation to realization of Federal state standard at all steps of formation in which basis formation of the person possessing a high level сформированности of social competence lays, there is a question on specification of structure of social competence and a role of a personal resource of the individual in its formation.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечено, что основной фактор экономического развития связан с возрастанием роли человеческого капитала . Одним из способов развития человеческого потенциала авторы Концепции является механизм обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. В соответствии с основными положениями Концепции институты дошкольного и общего образования теперь рассматриваются как институты социального развития, а профессиональное образование (его структура и содержание) должно ориентироваться на потребности рынка труда. Эта ориентация соответствует положению Л.М.Спенсера и С.М.Спенсера выдвинутого ими в 2005 году, которое заключается в том, что знания и интеллект не прогнозируют эффективное выполнение работы .

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования (ФГОС ОО, 2011 г) социальное развитие определено программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Эффективность реализации программы обусловлена сформированностью у обучающихся личностных результатов . В то же время для среднего профессионального (в том числе и педагогического) образования основополагающей задачей является формирование профессиональных компетенций
обучающихся.

Соответственно, проблема исследования заключается в обозначении связи между категориями компетентностного подхода, положенного в основу обучения профессионального образования и категориями ФГОС ОО, которые описаны через требования к
личностным результатам выпускников школ в области социальной компетентности.

Анализ нормативных документов в аспекте использования понятия социальной компетентности позволил установить следующее. В результате освоения основной образовательной программы выпускник школы должен обладать рядом личностных характеристик, которые описаны через категории «готовность» и «способность». Эти характеристики могут проявиться в процессе, а могут остаться потенциальными, то есть будут являться ресурсом человека как последствие реализации некоторого решения и совершенных в соответствии с ним действий, выраженное качественно или количественно .

В процессе анализа понятия «личностные ресурсы» мы установили, что в самом общем виде под ресурсами личности понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей и реализацию поставленных целей. По Е.Ю. Кожевниковой этот термин должен отвечать следующим критериям: умение адекватно оценить имеющиеся средства или возможности реализации, обладать определенными качествами для использования эти средств, оптимальность, компенсируемость,
конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении . В свою очередь О. В. Сляднева определяет личностный ресурс как совокупность индивидуально-типологических особенностей, определяющих специфический способ жизнедеятельности субъекта в сложных ситуациях . В категориях компетентностного подхода компетентность определяется как способность человека действовать в ситуации неопределенности . Калашникова С.А. уточняет, что взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов . Соответственно, под личностным ресурсом будем понимать наличие определенных качеств личности, без которых не возможно получение личностного результата.

Личностные ресурсы могут пребывать в двух состояниях: актуальном и потенциальном. На наш взгляд, личностный ресурс пребывающей в актуальном состоянии в конечном итоге проявляется в личностном результате, но только при условии обладанием человеком компетентности. Компетентность является «посредником» между личностным
ресурсом и личностным результатом. Без нее ресурс может остаться невостребованным. Однако, являясь интегративной характеристикой, компетентность включает в себя как личностный результат, так и личностный ресурс. Ее можно представить в виде «моста», связывающего одно понятие с другим. Все вышесказанное позволяет установить, что личностный ресурс является базовым образованием человека, который необходимо включить в состав компетентности.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования модель выпускника описана через следующие личностные результаты :

Креативность и умение критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;

Владение основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивация на творчество и инновационную деятельность;

Готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;

Осознание себя личностью, социальная активность, уважение к закону и правопорядку, осознание ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

Способность уважать мнение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Для получения обозначенных результатов, у обучающегося должны сформироваться определенные личностные ресурсы, примером которых могут стать следующие качества личности: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, доверие.

Личностные результаты, описанные выше, имеют социальную ориентацию, то есть относятся к проявлению социальной компетентности. Понятие социальной компетентности, ее структура и содержание, являются дискуссионными вопросами.
Но большинство авторов рассматривают социальную компетентность через сформированную способность, новообразование
человека, например определение А. Голфрида и Р. Дзуриллы .

Анализ понятия социальной компетентности в работах современных исследователей позволил выявить содержание, структуру социальной компетентности (таблица 1) как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в
эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям
общества, в котором он находится.

Таблица 1.

Структура и содержание социальной компетентности

компоненты социальной компетентности

компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на
себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и
планировать результат, анализировать, корректировать.
тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по
отношению к конкретной цели
тенденция контролировать свою деятельность
поиск и использование обратной связи
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей
умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах
компонент, связанный с ориентацией на
Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,
управлять своими эмоциями в общении.
интеллектуальная направленность на понимание другого человека
эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать
интуитивное прогнозирование поведения людей
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению
компонент, связанный с социальной
мобильностью, активностью человека.
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов (как материальных, так и человеческих)
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный
риск
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив
персональная ответственность

Таким образом, в структуру социальной компетентности включены три компонента (по Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер): мотив (компонент,
связанный с целеполаганием), эмпатия (компонент, связанный с ориентацией на Другого) и «Я-концепция» (компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека) . Остановимся на компонентах социальной компетентности подробнее.

Мотив в переводе с латинского означает «двигаю», то есть в основе любой деятельности лежит направленность к выбору действия и цели. Причем, направленность личности это установки, ставшие свойствами личности в процессе воспитания и социализации, которые проявляются в форме влечения, желания, стремления, интереса, убеждения и пр. В основе всех форм лежат мотивы деятельности . Тогда мотив есть побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер отмечают, что мотив может быть выражен мыслями о решении проблем или размышления об улучшении ситуации . Мотив сложно измерить, так как человек в больших случаях не осознает предпосылки, которые подтолкнули его к тем или иным действиям. Однако мотив действия напрямую связан с цель действия, а цель достаточно конкретна, а значит, умение человека ставить конкретные цели,
планировать и достигать их, можно измерить.

Под «свойствами» Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер понимают «физические характеристики и соответствующие реакции на ситуацию или информацию (например, эмоциональный самоконтроль, понимание чувств другого человека, учет потребностей другого человека)» . То, что вкладывают в этот параметр авторы, можно трактовать как эмпатию, под которой понимают эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания и понимания его внутреннего мира .

Третий параметр относится к категории психологии. «Я-концепция» есть представление человека о себе, которая возникает на основе взаимодействия с социальной средой. Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. «Я-концепция» относится к области исследования психологии и отражает самосознание, без которого вообще нет личности. «Я-концепция» не может быть названа свойством личности, это скорее личность производная от нее, но она проявляется через свойства личности. Приведем пример свойств личности, через которые она может проявиться: уверенность в себе, гибкость, готовность идти на умеренный риск, открытость к инновациям, инициативность, настойчивость, самооценка.

Таким образом, мы видим, что структурные компоненты социальной компетентности отражают свойства личности. Пока социальная компетентность проявляется как потенциальная характеристика обучающегося (то есть мы говорим о высокой вероятности ее проявления), она выражается через личностный ресурс, тогда как активное проявления социальной компетентности (то есть обучающийся проявил ее в ситуации) выражается его личностным результатом. Личностный результат и личностный ресурс отражены в проявлениях социальной компетентности.

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы развития и образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс] // Правовая система «Референт»: сайт. – URL: http://www.referent.ru/1/173627 (дата обращения 17.07.2012).

2. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. 2005 – Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с. англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс] //Издательство «Просвящение»: сайт. – URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 19.07.2012).

4. Кожевникова Е.Ю. 2006 – Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической ситуации. Автореферат на соискание степени канд. псих.наук. Краснодар, 2006 // [Электронный ресурс] – URL: http://selfmoney.narod.ru/kogev.htm (дата обращения: 20.06.2012).

5. Сляднева О. В., Татаренко О.В. Личностные ресурсы субъекта деятельности в ситуациях повышенного риска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ipkro-38.ru/content/view/322/362/ (дата обращения 19.07.2012).

6. Пушкарева Т.Г. 2010 – Пушкарева Т.Г. К вопросу о понятии социальной компетентности педагогов// Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-теоретические основания организации профильно-профессионального обучения в сельской школе», Из-во ЦНТИ, Томск, 2010, с. 246 – 251.

7. Калашникова С. А. 2011 – Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87

8. Краснокутская С. Н. 2005 – Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – №1 (13). – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/13 (дата обращения 19.07.2012).

9. Маклаков А. Общая психология. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: сайт. -– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/22.php (дата обращения 18.07.2012).

10. Управление персоналом: словарь-справочник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal25.htm (дата обращения 19.07.2012).

Ресурс от французского «ressource» означает «вспомогательное средство», в толковом словаре С.И. Ожегова ресурс трактуется как запасы, источник чего-нибудь. Ресурсы определяются как факторы успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей.

Напомним, что понятия «копинг-поведение» и «копинг-ресурсы» первоначально возникли там, где потребовалось описать способы, с помощью которых люди справляются со стрессами, в частности, в связи с болезнями. Позже выяснилось, что эти понятия оказались полезными и для описания поведения, связанного с преодолением любых жизненных препятствий, с решением проблем и снятием затруднений. Именно в этом направлении для нас открываются новые возможности в понимании того, как происходит личностный рост. В общем виде закономерность выглядит так, что проблемные ситуации в жизни человека выступают необходимым условием для его личностного роста . Потому что каждая проблема – это шанс, который получает человек для того, чтобы сделать очередной шаг в своем личностном росте, чтобы стать личностно сильнее. Это общее положение, общая закономерность, частными случаями которой выступают нормативные и ненормативные кризисы, а также любые существенные для человека жизненные проблемы. Нормативные кризисы, как было показано выше (см. 3.6), в основе содержат важную трудность – кризис идентичности. Ненормативные кризисы (см. 3.6.4) по характеру действующих сил и внутреннему статусу близки нормативным, только запускаются острыми или особенно значимыми жизненными ситуациями (событиями). Но даже сравнительно меньшие трудности требуют от человека пройти – пусть и в упрощенной форме – путь, характерный для кризиса. В данном контексте нам необходимо понять, какими личностными ресурсами этот путь обеспечивается.

Нетрудно увидеть, что внутриличностная динамика преодоления жизненного затруднения в общих чертах воспроизводит динамику совершении поступка. Фактически, каждое жизненное затруднение, это ситуация, в которой необходимо сделать выбор (т.е. совершить поступок) между тем, чтобы:

· решать вставшую проблему или не делать этого (сбежать, отказаться, уклониться, повременить);

· использовать средства решения проблемы (преодоления преграды), характерные для ребенка или для взрослого;

· потрудиться спрогнозировать возможные последствия своих действий или пойти по пути «делаю, что хочу, а дальше пусть будет как будет».

Реальный набор выборов заметно выше. Поэтому всякая жизненная трудность – это испытание, это тест на то, какого рода поступок будет человеком совершен. (Профессиональная помощь психолога на этом этапе во многом будет заключаться, чтобы помочь человеку понять, перед какими выборами он стоит, и какого рода поступок он действительно готов совершить).

Если существенные выборы не совершаются (см. 1.4.3), или совершаются лишь второстепенные, не сущностные выборы, то такие поступки ведут к личностной дезинтеграции человека, к его невротизации, соматическому заболеванию или разрушению личности. В результате человек частично утрачивает способность к преодолению трудностей. Если же последствия поступка таковы, что трудность снимается, преграда преодолевается, а сам человек при этом становится сильнее, то такие поступки ведут к личностному росту. А человек при этом повышает свою способность решать проблемы, преодолевать трудности. О таких людях говорят, что они обладают силой духа, жизненной стойкостью, выносливостью и т.п. Внешне они могут выглядеть как угодно, даже слабыми (особенно физически), но их выносливость характеризуется способностью преодолевать жизненные трудности, а силой они обладают внутренней, душевной.


В трудные для населения 90-е годы в нашей стране можно было наблюдать немало разных судеб. Приведем в качестве примера лишь некоторые, по внешнему рисунку схожие между собой.

Судьба 1. Отчаявшись и потеряв веру в свои силы справиться с трудностями, мать привязала своих двоих детей к себе, и вместе с ними выбросилась из окна 8 этажа. В квартире она оставила записку, в которой объяснила мотивы своего поступка: одна без мужа не способна обеспечить детям минимальный уровень жизни, а оставлять их сиротами не захотела. Можно указать как минимум следующие выборы, которые она совершила:

· отказ от решения проблем (уход),

· среди возможных способов отказа выбрала смерть (а могла заболеть, лишиться разума, найти покровителя и т.п.),

· взяла на себя ответственность за детей, за их судьбу,

· отказалась вверять ее случаю и другим людям (детский дом, родственники),

· отказалась верить в возможность успешного исхода для детей после своей смерти,

· отказала детям в праве на жизнь,

· взяла на себя ответственность (вину, грех) за убийство своих детей…

Судьба 2. Мать двоих детей (5-летняя дочь и сын подросток) лишилась работы в связи с ликвидацией предприятия, в это же время от нее ушел муж. Она стала готовить еду и носить ее продавать на железнодорожном вокзале. Сначала пряталась от милиционеров, затем откупалась, затем оформила официальное разрешение на коммерческую деятельность. Купила автомобиль с фургоном (Иж), стала привозить больше пищи, уже в термосах, купила сыну старенькую квартиру…

Судьба 3. Муж инженер-оружейник неожиданно скончался, осталась одна с двумя дочерями, младшая 6 лет болела астмой. Первое, что эта женщина сделала, пошла на курсы вождения автомобиля («надо дочь возить на лечение»). Затем закончила курсы бухгалтеров, работала на 3-4 работах, одна из них – в университете, не вполне по специальности. Защитила кандидатскую диссертацию. Со временем обе дочери поступили в престижные московские вузы на бюджетные места. Внешне выглядит симпатично, женственно, общительна, приятна в обращении, а история совладания с трудностями находит свое отражение лишь в том, как эта женщина водит автомобиль: неожиданно резкие движения рук и ног выдают то состояние, в котором она пребывала, когда твердо решила, что справится с трудностями и поднимет дочерей.

Как видим, наличия трудностей еще недостаточно, чтобы обеспечить личностный рост. Достаточным условием для личностного роста является совершение поступков, которые ведут к преодолению трудностей, повышают способность и к дальнейшему их преодолению .

Для теоретического осмысления судеб, подобных только что описанным, исследователи используют различные понятия: личностная сила, личностный потенциал, жизнестойкость. На первый взгляд термины кажутся обозначают одно и то же. Но они все же адресуются к разной реальности.

Личностный потенциал – это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления человеком заданных обстоятельств, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [Д.А. Леонтьев 2002 ]. Другими словами, личностный потенциал предполагает наличие у человека опыта преодоления преград и трудностей, поэтому он является функцией от преодоленных человеком преград: чем больше и чем качественнее решались проблемы, тем большим личностным потенциалом обладает данный человек.

Личностная сила – это актуальное использование человеком своего личностного потенциала для преодоления текущего препятствия, это приложение своих ресурсов в направлении конкретной трудности. Личностная сила есть проявление накопленного ранее личностного потенциала для решения проблем в настоящем.

Жизнестойкость (hardiness, hardy) – это психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, выступающая показателем психического здоровья человека, согласно представлениям С. Мадди, инициировавшем исследование этого феномена [Александрова 2004 ]. Т.е. это жизненное качество человека, обладающего личностным потенциалом и использующего личностную силу в ситуациях, когда перед человеком встает проблема или препятствие, решить или преодолеть которые ему трудно. Структурно жизнестойкость представляет собой особый паттерн (набор) установок и навыков, позволяющих превращать изменения в возможности. Это своеобразная операционализация введенного П. Тиллихом понятия «мужество быть». Жизнестойкость обладает следующими характеристиками (аттитьюдами, установками):

1. Включенность (commitment) – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

2. Контроль – установка, которая мотивирует человека к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием интернального локуса контроля Роттера.

3. Вызов (challenge) – установка, которая помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии человеком события жизни как вызова и испытания лично себе.

Таким образом, личностный потенциал, личностная сила и жизнестойкость составляют триаду, обозначающую, соответственно, наличие опыта совладания с трудностями, умение использовать этот опыт в трудных ситуациях и личностную черту, установку на выживаемость, позволяющую справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

О том, что опыт преодоления трудностей в прошлом действительно обуславливает высокую жизнестойкость человека, свидетельствуют результаты исследований С. Сигидды и К. Хасана [Александрова 2004 ] воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к жизнестойкости. У людей с высоким ее уровнем в прошлом имелись больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие сложных события как несущих вызов и принятие этого вызова человеком. В исследовании С. Мадди и Д. Кошаба выявлена высокая роль в повышении показателей жизнестойкости таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие (там же ). Жизнестойкость как личностное качество рассматривается ими также как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь.

Исследования показывают, что у обладающих жизнестойкостью людей даже физиологические процессы имеют свои отличия. Так, люди с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении со стрессовой ситуацией. Соответственно, они оказались и более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов: более устойчивы к фрустрации, оценивали задачи как менее угрожающие и реагировали на задания более позитивными эмоциями, чем испытуемые, имеющие более низкие показатели жизнестойкости [там же ].

Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более крепким здоровьем, испытывают меньше стрессов в повседневной жизни, потому что используют более развитые стратегии совладания. Соответственно, они и свое здоровье оценивают выше, а также ощущают себя более здоровыми и психически, и социально. Их самооценка получила экспериментальное подтверждение: такие компоненты жизнестойкости как включенность и контроль связаны с высоким умственным здоровьем и использованием копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки. Негативная корреляция со шкалами опросника MMPI свидетельствует о том, что высокая жизнестойкость может рассматриваться как общий показатель психического здоровья человека [Александрова 2004 ].

Было показано, что жизнестойкие люди имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные, они чаще считали такие события желательными и контролируемыми. Такие люди имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, для них характерны ощущения полноты жизни и качества жизни [там же ].

Таким образом, личностный потенциал, личностную силу и жизнестойкость можно рассматривать как высшее выражение ресурсной обеспеченности личности – как ее операциональные инструменты, позволяющие использовать жизненные трудности для личностного роста.

Но есть еще один вопрос, который возвращает нас обратно к ценностным вершинам личности. Это вопрос о том, как используются операциональные ресурсы, куда они направляются: на что тратится личностная сила, чему служит жизнестойкость?

Результат использования всякого инструмента сильно зависит от того, кто и как им пользуется. В норме «хозяином» инструмента выступает Я человека – он осмысленно, творчески и продуктивно направляет свои ресурсы на решение жизненных задач. То, за решение каких задач берется человек, во многом определяет его самого: он становится тем, на что употребил свои возможности. Трудится он ради денег, ради бытового комфорта, ради душевного спокойствия, ради блага людей, ради утверждения своей профессии, ради повышения финансовой или юридической грамотности населения, ради здоровья своих близких… – все накладывает свою печать на человека. В этом его ответственность перед самим собой: за что берется, за то и отвечает. В свой образ Я человек неизбежно включает и активность, на которую тратит свои силы («я – тот, который занимается данным делом»). Постепенно человек становится таким, каким в глазах людей и его самого должен быть тот, кто занимается данным делом – трудится ради денег, бытового комфорта, душевного спокойствия, блага людей, утверждения своей профессии, повышения финансовой или юридической грамотности населения, здоровья своих близких и т.д.

Если же к операциональным ресурсам получают доступ субличности, оппонирующие Эго, то личностную силу и жизнестойкость человек проявляет избирательно, только для решения задач определенного типа. При этом человек с удивлением обнаруживает, что в одних случаях ему многое удается, тогда как в других случаях он терпит неудачу за неудачей. Такая неравномерность требует достичь согласия между Эго и субличностями, т.е. сами их отношения сделать предметом совладающей активности. В той мере, в которой это удается, личностный потенциал увеличивается, умение решать одни задачи распространяется и на другие. В целом это тоже личностный рост.

Вместе с тем, немаловажно, получают ли усилия данного человека поддержку со стороны общества, а также имеет ли он ценностную поддержку со стороны культуры. Если первый ответ положительный, то такой человек имеет высокие шансы стать лидером, собрав вокруг себя тех, кого привлекает его сила духа, его уверенность в себе. А если положителен и второй ответ, то личностная сила этого человека соединяется с моральной силой (которую иногда называют высшей правдой) и такой человек получает возможность занять важное место в жизни общества. При этом человек не только себя строит, он преобразует и свое непосредственное окружение – как людей, с которыми строит отношения, так и дела, которые он воплощает.

Люди со слабо выраженной субъектностью, с экстернальным локусом контроля полагают, что различные задачи просто встают на их жизненном пути. Но дело в том, человек самостоятельно выбирает как свой жизненный путь, так и свои ситуативные тропы. Выбрав же путь, он выбирает и характер проблем, которые ему предстоит решать – прямо как сказочный герой на распутье.

В обыденном сознании существует верование (убеждение), что каждому человеку даются только те трудности и проблемы, которые человек способен преодолеть. В консультативной работе это верование позволяет придать смысл любым испытаниям, выпавшим на долю человеку. Помогают в этом вопросы следующего содержания: «чему учит вас эта трудность?», «ради каких изменений эта проблема была вам послана?», «если бы вы вольны были посылать себе проблемы, то какой урок вы могли бы преподать себе этой жизненной трудностью?» и т.п.

Следовательно, мы имеем дело с еще одним видом ресурсов личностного роста :

· самостоятельный выбор человеком характера решаемых задач ,

· придание смысла любым жизненным событиям, любым трудностям .

Таким образом, ресурсы, привлекаемые для обеспечения нормальной работы личности, ее жизнеобеспечения, можно представить следующим образом (рисунок 5). Низший уровень представляют первичные защиты – примитивные и грубые средства защиты личности от угроз и дискомфорта, логика которых заимствована у животных и архаических сообществ. Многие из этих защит обнаруживаются в открытой межличностной форме, так, как это можно наблюдать на начальных стадиях онтогенеза. Следующий уровень составляют вторичные защиты – менее грубые, порой вполне продуктивные (сублимация, например) средства защиты идентичности, в основе которых лежат разного рода когнитивные и мотивационные преобразования. По процессам они часто оказываются различными вариациями коммутирования (переключения), локализованных во внутреннем плане деятельности человека. Следующий, более продуктивный уровень составляют копинг стратегии – средства совладания с трудностями, во многом обусловленными внешними по отношению к личности событиями: обстоятельствами жизни, действиями других людей, телесными особенностями человека, его характером и т.п. Эти средства во многом строятся на стыке между внешним и внутренними мирами. Самый высокий уровень жизнеобеспечения личности составляют механизмы личностного роста – процессы, обеспечивающие прогрессивное развитие человека: сомнения (взвешивание альтернатив), поступки (выбор из альтернатив), смыслообразование (переоценка альтернатив) и т.п.

1) выживание,

2) физический комфорт,

3) безопасность,

4) вовлеченность в социум,

5) уважение со стороны социума,

6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.

Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.

Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.

Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии . Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться.

Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции . В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу . Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго, если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался. Эта связь нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф.

Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра, точки сборки, внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя . Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений , который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя.

Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила).

Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.

Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит.

Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.

Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.


Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

1) выживание,

2) физический комфорт,

3) безопасность,

4) вовлеченность в социум,

5) уважение со стороны социума,

6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.

Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.

Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.


Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии . Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться.

Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции . В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу . Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго, если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался. Эта связь нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф.

Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра, точки сборки, внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя . Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений , который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя.

Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила).

Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.

Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит.

Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.

Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта