Главная » Маринование грибов » Исследование личностной и социальной идентичности в психологии. Идентичность личности и ее диагностика

Исследование личностной и социальной идентичности в психологии. Идентичность личности и ее диагностика

Социология, социальная работа и статистика

Агеев Белинская В психологии: Идентичность психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя частично осознаваемое неосознаваемое с теми или иными типологич. Социальная и личностная идентичность. Эриксон: идентичность возникающий на биологической основе продукт определенной культуры на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с социокультурным окружением поэтому важно чтобы ребенок общался со взрослыми с...

13. Исследование личностной и социальной идентичности в психологии. (Агеев, Белинская)

В психологии: Идентичность — психологическое представление человека о своем Я; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое/неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Половая И – внутр динамич-ая стр-ра, кот-ая упорядочиват стороны Л, связанные с осознанием себя как представителем пола. Гендерная И –ощущение половой И, психол-ий пол. Проффес-ая И –комплексная хар-ка соотвтествия Сб и Д. Проявляется в стабильном выполнении проф-х функций независимо от усл (Ермалаев, Климов, Холанд).

В социальных науках различаются : Социальная И . - отождествление себя с социальной позицией, или статусом, Культурная И. - отождествление себя с культурной традицией, Этнич. И. (Стефаненко, Лебедева) - отождествление себя с опр. этнич. группой, Групповая И . - отождествление себя с той или иной общностью, или группой.

По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения разл. ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его И. складывается к концу юношеского возраста . Различаются позитивные и негативные И. (Э. Эриксон). Закреплению негативной И. (“преступник”, “сумасшедший” и т.д.) индивида может способствовать практика “навешивания ярлыков”, специальное или групповое давление (Эриксон).

Возможна утрата И., связанная либо с возрастными психол. кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата И. проявляется в таких явлениях, как отчуждение, деперсонализация, маргинализация, психич. патологии, ролевые конфликты, девиантное поведение и др.

Социальная и личностная идентичность. Подходы к изучению идентичности.

Эриксон : идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, на становление влияют особенности культуры и возможности данного индивида. Идентичность формируется в процессе взаимодействия с социо-культурным окружением, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми мог бы себя идентифицировать. Выделил 8 стадий, переход=кризис идентичности. Протекает в основном в сфере бессознательного. В процессе становления идентичности накапливаются представления о себе, которые влияют на расширение самосознания и самопознания.

Идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы:

Индивидный – рез-т осознания тела, темперамента, задатков.

Личностный - ощущение неповторимости, уникальности.

Идентичность - личностный конструкт, отражает внутреннее согласие человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

На каждой стадии развития у ребенка (Эриксон ) должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность имеет: 1. социальное значение, значима для данной культуры; 2. является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность - единство, 2 грани — процесса психосоциального развития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.

Исследования М. Шерифа : в условиях межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии (то есть, если есть другая группа, с которой конфликтуем, с нашей идентифицируемся лучше).

Концепция социальной идентичности А. Тэшфела и Тернера . Процесс социальной категоризации (система ориентации, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе ) необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении. Социальное поведение, по Тэжфэлу, регулирует Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную (самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт ) и социальную идентичность (принадлежность к различным социальным категориям: полу, этносу ).

Теория социальной идентичности: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп (они должны осознавать свою принадлежность, идентифицироваться с группой; должны быть группы для сравнения – чтобы понять, какая моя группа классная). Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Эксперименты : разделить денежное вознаграждение. Когда чел распределял деньги только в своей группе – брал больше себе (личностная), а когда между своей и чужой группой – делил все поровну между членами (социальная). То есть для соц идентификации обязательно нужна другая группа для сравнения. Критика: говорил, что в зависимости от ситуации проявляется то личностная, то соц идентичность.

Механизмы становления социальной идентичности. 1. Человек самоопределяется как член соц категории (национ, вероисповед), 2. Усваивает нормы и стереотипы поведения, свойств.группе, 3. Приписывает себе нормы, они становятся внутренними регуляторами соц поведения.

Проблемы идентичности маргинальной личности.

МАРГИНАЛ — человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой.

В этом случае человек колеблется между двумя культурами, не овладевая ни одной из них. Такие люди, путаясь в идентичностях, часто испытывают конфликты. Они могут быть агрессивно настроенными националистами – в пользу своей или в пользу чужой группы, в зависимости от того, какая из них имеет более высокий статус в обществе. Однако при сравнении своей этнической группы с другими, люди чаще всего стремятся сохранить или восстановить позитивную групповую идентичность.

Национальная и половая идентичность.

Половая идентичность – переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, психологических, физиологических и социальных особенностей своего пола, аспекта личной идентичности. Половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. Нормальное психосексуальное развитие ребенка происходит при условии, что позиции и поведение родителей дифференцированы по половому признаку – мать ведет себя как женщина, а отец как мужчина.

Этническая идентичность – часть социальной идентичности личности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней). Выделяется также и поведенческий компонент социальной идентичности, построение системы отношений и действий.

Этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Пиаже . Развитие этнической идентичности рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.

Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;

3) в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Чем полиэтничнее среда – тем лучше (развитие коммуникативных навыков, становится более выражена этническая идентичность).

Множественная идентичность позволяет человеку использовать опыт одной группы для адаптации в другой, овладевать богатством ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Это благотворно сказывается на личности, росте выходцев из межэтнического брака.

Процесс становления социальной идентичности (три когнитивных процесса):

Индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

Человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

Пути достижения позитивной социальной идентичности :

Индивидуальная мобильность – попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной, - социальное творчество – переоценка самих критериев по которым производится сравнение, - социальная конкуренция : прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

Основной процесс, «запускающий» актуализацию и развитие социальной идентичности - процесс социального сравнения (межличностного или межгруппового), за которым нередко лежит конфликт (также имеющий межличностную или межгрупповую природу). «Я как человек могу это понять, но как администратор — нет». Человек начинает активно оценивать свою группу и сравнивать ее с некоторыми другими группами.

1. сравнение идет с похожими, близкими, релевантными группами (пятиклассник свой класс с другим пятым).

2. в процессе сравнения задействованы не все параметры групп, а лишь ценностно значимые качества и характеристики (один класс может соревноваться с другим, выясняя вопрос, кто умнее, а другой — кто сильнее). Позитивная социальная идентичность основана на положительных, благоприятных отличиях своей группы от другой, имеющих социальную значимость для субьекта сравнения.

Значит кризис идентичности – когда не совпадают свои ценности и ценности группы, когда группа негативно отличается от другой.

Причины кризиса личной идентичности:

1. неспособность человека идентифицировать себя со своим телом.

2. отказ признать смертность. Когда «я» осознает смертность человека — обычно это случается в подростковом возрасте,— оно иногда отвергает жизнь, которая не может быть вечной: самоубийство из страха смерти является, несомненно, шагом не очень логичным и, тем не менее, имеющим место в действительности.

3. Понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28536. Требования к криптосистемам 29 KB
Независимо от способа реализации для современных криптографических систем защиты информации сформулированы следующие общепринятые требования: стойкость шифра противостоять криптоанализу должна быть такой чтобы вскрытие его могло быть осуществлено только решением задачи полного перебора ключей и должно либо выходить за пределы возможностей современных компьютеров с учетом возможности организации сетевых вычислений или требовать создания использования дорогих вычислительных систем; криптостойкость обеспечивается не секретностью...
28537. Имитостойкость и помехоустойчивость шифров 13.41 KB
Они имеют своей задачей защиту информации при передаче по линиям связи хранении на магнитных носителях а так же препятствуют вводу ложной информации имитостойкость. Различают стойкость ключа сложность раскрытия ключа наилучшим известным алгоритмом стойкость бесключевого чтения имитостойкость сложность навязывания ложной информации наилучшим известным алгоритмом и вероятность навязывания ложной информации. Аналогично можно различать стойкость собственно криптоалгоритма стойкость протокола стойкость алгоритма генерации и...
28538. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КРИПТОАНАЛИЗЕ 39.5 KB
Нарушителю доступны все зашифрованные тексты. Нарушитель может иметь доступ к некоторым исходным текстам для которых известны соответствующие им зашифрованные тексты. Его применение осложнено тем что в реальных криптосистемах информация перед шифрованием подвергается сжатию превращая исходный текст в случайную последовательность символов или в случае гаммирования используются псевдослучайные последовательности большой длины. Дифференциальный или разностный криптоанализ основан на анализе зависимости изменения шифрованного текста...
28539. Получение случайных чисел 45 KB
Последовательности случайных чисел найденные алгоритмически на самом деле не являются случайными т. Однако при решении практических задач программно получаемую последовательность часто все же можно рассматривать как случайную при условии что объем выборки случайных чисел не слишком велик. В связи с этим для случайных чисел найденных программным путем часто применяют название псевдослучайные числа.
28540. Теоретико-информационный подход к оценке криптостойкости шифров 50.63 KB
Начнем с описания модели вскрытия секретного ключа.Из этой модели в частности следует что сегодня надежными могут считаться симметричные алгоритмы с длиной ключа не менее 80 битов. необходимого для взлома симметричного алгоритма с различной длиной ключа. Тот факт что вычислительная мощность которая может быть привлечена к криптографической атаке за 10 лет выросла в 1000 раз означает необходимость увеличения за тот же промежуток времени минимального размера симметричного ключа и асимметричного ключа соответственно примерно на 10 и 20...
28541. Классификация основных методов криптографического закрытия информации 79.5 KB
Символы шифруемого текста заменяются другими символами взятыми из одного алфавита одноалфавитная замена или нескольких алфавитов многоалфавитная подстановка. Таблицу замены получают следующим образом: строку Символы шифруемого текста формируют из первой строки матрицы Вижинера а строки из раздела Заменяющие символы образуются из строк матрицы Вижинера первые символы которых совпадают с символами ключевого слова. Очевидно akjk1 если j =k a1j= aknkj1 если j...
28542. Шифрование в каналах связи компьютерной сети 59.5 KB
Самый большой недостаток канального шифрования заключается в том что данные приходится шифровать при передаче по каждому физическому каналу компьютерной сети. В результате стоимость реализации канального шифрования в больших сетях может оказаться чрезмерно высокой. Кроме того при использовании канального шифрования дополнительно потребуется защищать каждый узел компьютерной сети по которому передаются данные. Если абоненты сети полностью доверяют друг другу и каждый ее узел размещен там где он защищен от злоумышленников на этот недостаток...
28543. Использование нелинейных операций для построения блочных шифров 35.87 KB
В большинстве блочных алгоритмов симметричного шифрования используются следующие типы операций: Табличная подстановка при которой группа битов отображается в другую группу битов. Эти операции циклически повторяются в алгоритме образуя так называемые раунды. Входом каждого раунда является выход предыдущего раунда и ключ который получен по определенному алгоритму из ключа шифрования K.
28544. МЕТОДЫ ЗАМЕНЫ 152.5 KB
К достоинствам блочных шифров относят похожесть процедур шифрования и расшифрования, которые, как правило, отличаются лишь порядком действий. Это упрощает создание устройств шифрования, так как позволяет использовать одни и те же блоки в цепях шифрования и дешифрования.

Введение

Термин «идентификация личности», происходящий от средневекового латинского слова identifico - «отождествляю», обозначает механизм, работа которого основана на существовании эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим значимым другим. Ориентация на другого человека как на образец существенно повышает показатели социального учения. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полуролевой идентичности, - это установленный эмпирический факт.

Также идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением -- эмпатией.

Сегодня проблема идентичности личности решается исследователями в социально-психологическом ключе интерсубъективного макросоциального и макросоциального взаимодействия. Рассмотрение проблемы «Я» в контексте изучения конституирующей роли значимых и обобщённых «Других» в процессе достижения идентичности можно отнести к ряду зарубежных и отечественных исследователей, изучающих роль других людей в процессе личностного самосознания, самоотношения и самоидентификации.

Существующие научные разработки в той или иной степени оформляли в психологической науке общий взгляд на проблему идентичности как результат идентификационных процессов личности, реализующихся в ходе субъективной жизненной истории во взаимодействии с индивидуальным психофизиологическим потенциалом и социальным контекстом её существования. Сознание своей идентичности для человека не просто знание себя, а динамическая установка, определенное отношение к себе.

Особенно важна при этом идентификация с той или иной социальной (возрастной, половой, этнической, экономической, профессиональной и т. д.) группой. Для понимания самосознания личности весьма существенно, какие именно роли и группы человек называет при самохарактеристике.

Многими исследователями отмечается и такой аспект, что идентификация с другим без сохранения определенной дистанции означала бы растворение в другом, утрату собственного Я. Гипертрофия «отчуждения», напротив, означает неспособность к эмоциональной близости, предполагающей сочувствие (буквально -- совместное чувствование).

Что такое идентичность?

Понятие идентичности в психологии

Исследователи проблем идентичности до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития термина «идентичность» от античности через немецкую классическую философию и до постмодерна, то в психологии это сделать довольно трудно, потому что, войдя в терминологический аппарат психологической науки, это понятие обрело множество смыслов в связи с множественностью теоретических парадигм его интерпретаций.

Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках, обозначившей проблемы свободы и ответственности, осмысленности жизни (Заковоротная М.В., 1999). Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Однако истоки этого понятия современные ученые находят в работах З. Фрейда «Толкование сновидений» и «Групповая психология и анализ эго». В «Толковании сновидений», изданной на рубеже Х1Х-ХХ веков, Фрейд впервые использовал термин «идентификация», под которой он понимал неосознаваемое отождествление субъектом себя с другим субъектом и считал ее механизмом усвоения ребенком образцов поведения значимых других, формирования супер-эго. К моменту выхода в свет работы «Групповая психология и анализ эго» в 1914 году Фрейд придавал понятию идентификации уже более широкий смысл, определяя ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, имеющую преимущественно эмоциональный характер, но и как важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой (Дробижева Л.М. и др., 1996). Употребление одного и того же термина - «идентификация» - применительно к двум различным уровням человеческих отношений с позиции теоретических воззрений Фрейда было вполне оправданным: ведь, по его мнению, в основе любви к своей группе и агрессии по отношению к другим лежит ранний детский опыт амбивалентных эмоциональных отношений, который впоследствии переносится в сферу социального взаимодействия.

Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если под идентичностью вслед за Э. Эриксоном сегодня принято понимать некоторое состояние самоотождествления, то идентификация - это совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния.

Сам Э. Эриксон считал родоначальником понятия «идентичность» У. Джемса (Эриксон Э., 1996). Хотя Джемс и не употреблял этого термина и использовал вместо него слово «характер», именно он впервые детально описал острое и захватывающее ощущение тождества и целостности, которое в современной психологии именуется идентичностью, задавшись знаменитым вопросом: «Может ли человек, встав утром с кровати, с уверенностью утверждать, что он тот же человек, который вчера вечером ложился спать?».

Среди теоретических предшественников эриксоновской концепции идентичности нельзя не упомянуть также К. Ясперса, идеи которого отражают размышления о взаимоотношениях «Я» и «Ты», зародившихся в ту пору в экзистенциально-ориентированных философско-антропологических исследованиях. В защищенной в 1913 году докторской диссертации «Общая психопатология» Ясперс определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания - осознание того, что я остаюсь тем, кем был всегда, и все происходящие в моей жизни события происходит именно со мной, и не с кем другим. Примером нарушения идентичности, по мнению Ясперса, являются утверждения больных шизофренией о том, что происходившее с ними до начала психоза на самом деле было не с ним, а с кем-то другим.

И все же, несмотря на обширную предшествующую историю анализа категории «идентичность», статус самостоятельного научного понятия она получила в работах Э. Эриксона. Начал свои исследования в 1940-х годах исследованиям «военных неврозов» военнослужащих армии США, в 1967 году он обобщил результаты своих многолетних исследований идентичности в книге «Идентичность: юность и кризис». В ней он представляет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, существующую в контексте непрерывного развития личности и выполняющую адаптационные функции. Идентичность - это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации.

Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе помимо природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые социальные роли (Эриксон Э., 1996). Впоследствии благодаря работам Г. Тэджфела и его последователей социальные аспекты идентичности получили в психологической литературе относительно самостоятельный статус, что породило продолжающуюся и сегодня дискуссию о соотношении личностной и социальной идентичности. Этот вопрос на сегодняшний день не имеет однозначного решения.

Традиционные для современной психологии трактовки личностной идентичности как набора характеристик, отличающих данного человека от других людей, и социальной идентичности как результата осознания своей групповой принадлежности с принятием типичных для этой группы черт предполагает противопоставление этих аспектов идентичности.

В последнее время многие исследователи склоняются к модели «одной корзины», выдвигая свои гипотезы сугубо на теоретическом уровне или подтверждая их эмпирическим путем. В рамках когнитивной психологии получила распространение идея, согласно которой за любой социальной категорией стоит определенное содержание, основанное на тех признаках, которые обычно интерпретируются как содержание личностной идентичности. С другой стороны, описывая себя как «веселого» или «доброго», человек идентифицирует себя с группами «веселых» и «добрых» людей и противопоставляет «грустным» и «злым», благодаря чему личностные характеристики оказываются не вполне индивидуализированными.

Идеи о том, что социальная и личностная идентичности не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами идентичности человека, характерны и для сторонников теории социальных представлений С. Московичи. Так, У. Дойс отмечает, что личностную идентичность нельзя рассматривать только как набор уникальных характеристик и сводить индивидуальный уровень исключительно к различиям. И различия, и подобия могут быть найдены как на уровне личностной идентичности, так и на уровне социальной. Более того, он предлагает эмпирически обоснованную гипотезу о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, представляющая собой результат ассимиляции распространенных в обществе представлений о человеческой личности (Павленко В.Н., 2000).

Как видно в двух вышеописанных подходах, одним из ключевых вопросов, на который пытаются ответить исследователи, заключается в том, какой вид идентичности является первичным по отношению к другому. Как правило, исследователи признают первичность социальной идентичности и ее опосредующее влияние на формирование личностной идентичности.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития социальной психологии проблемы соотношения социальной и личностной идентичности человека остаются нерешенными. Наиболее распространенной на сегодняшний день является точка зрения о том, что социальная и личностная идентичности являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу компонентами идентичности человека.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней – социальная идентичности личности – осуществляется прежде всего через принятие психологических характеристик группы, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности.

Личность это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Проблема идентичности личности – одна из центральных проблем СП. Родоначальником постановки этой проблемы считают У. Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.

Идентичность - это субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с опреде­ленной верой в тождественность и непрерывность некоторой кар­тины мира, разделяемой с другими людьми.

Личная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт индивида.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадлежит Э.Эриксону , который показал, что формирование идентичности сопровождает человека на протяжении всей жизни. На определенных этапах этого процесса формируется именно социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, кото­рый рассматривает ее в двух аспектах:

1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. как не­преложная данность физического внешнего облика, задат­ков, тождественности, подлинности и целостности челове­ческого индивидуального бытия;

2) в социальном аспекте , вследствие чего выделяется груп­повая и психосоциальная идентичность.

Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным ок­ружением.

Психосоциальная идентичность - ощущение человеком зна­чимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть).

Формирование идентичности всегда сопровождается противобор­ством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряет­ся, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитив­ного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Наиболее полно проблема социальной идентичности разрабо­тана в двух современных концепциях: А. Тэшфела - «теория со­циальной идентичности» и Дж. Тернера - «теория самокатегори­зации». Тэшфелу принадлежит следующее определение социаль­ной идентичности:

Социальная идентичность - это часть Я-концепции инди­вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна­чением, придаваемым этому членству.

Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу по­средством категоризации себя с другими.

Концепция «зеркального Я» Ч. Кули - теория формирования личности посредством социального взаимодействия. Основана на том, что образ Я индивида является отражением того, как другие воспринимают данного индивида, или того, как это ему представляется. В соответствии с данной теорией, мы проявляем тенденцию признавать мнение другого как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Т.об. наше Я развивается в социальном взаимодействии.

В структуре социальной идентичности выделено три ком­понента:

1) когнитивный (знание о моей принадлежности к группе);

2) ценностный (позитивная или негативная оценка группы);

3) эмоциональный (принятие либо отвержение «своей» груп­пы).

Социальная идентичность личности позволяет человеку де­лить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих», и не случайно Тэшфел разрабатывал свою теорию в контексте изуче­ния межгрупповых отношений. Человек одновременно может быть членом многих групп («множественная идентичность»), и линия его поведения в каж­дой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Челове­ку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почему-либо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу.

Позитивный или негативный образ своей группы формирует­ся в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку.

Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитар­ных обществах человек в большей мере привязан к группе, в де­мократических существует больше возможностей для индивиду­альной мобильности. Поэтому социальная идентичность лично­сти есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Выделяют следующие уровни идентичности личности:

Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Зем­ле.

Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Общно­сти среднего уровня (группы) конструируются как системы оппо­зиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т. д.

Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способно позволяет человеку не только анализировать свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, которым он принадлежал. Что еще более важно - планировать свою будущую, так называемую возмажную идентичность (X. Маркус, П. Нуриус).

Исследования последних лет выявили еще один аспект социальной идентичности – временные аспекты (М. Синирелла). Суть: потребность в позитивном образе своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группе сегодня , но и оценивать предшествующие группы, к которым он принадлежал.

Что еще более важно - планировать свою будущую, возможную идентичность, т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своей дальнейшей жизни (Х.Маркус, П. Нуриус).

Разработка проблем социальной идентичности позволяет по-новому взглянуть на перспективы исследования личности в СП. Постановка проблемы – личность и группа – требует преодоления как минимум двух ложных стереотипов.

1. Предположение о том, что анализируется одна личность, даже если она рассмотрена внутри группы. Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется. Группа, состоящая из личностей, - это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать чем-то принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы – личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Таким образом проблема «личность в группе» преобразуется в проблему «личности в группе» . Практическая перспектива такого подхода велика, особенно при анализе общественных процессов – демократизация, развитие социальной справедливости и т.п.

2. Рассмотрение личности в контексте одной группы. Исследования социальной идентичности показали необходимость рассмотрения личности в системе групп , в которые включен человек и в которых он действует.

Проблема личности в социальной психологии. Социальзация и социальная установка.

В настоящее время интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимаются и этика, и педагогика, и генетика. Совместность усилий многих наук предполагает комплексный подход к исследованию личности.

Общественные отношения как отношения между социальными группами предполагает наличие определенной личностной окраски, поскольку реализация законов общественного развития осуществляется только через деятельность людей. Следовательно, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на макроуровне принципиально важным является рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.

СП выясняет каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). В СП делается акцент на микросреду формирования личности, принимается в расчет такие регуляторы поведения и деятельности человека, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.

Для СП главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой. На основании таких отличий вычленяется проблематика группы. Возникают проблемы, характерные для социальных групп, но теперь рассматриваемые со стороны личности. Например, проблема лидерства, но с оттенком, который связан с личностными характеристиками лидерства как группового явления; проблема аттракции, рассмотренная с точки зрения характеристики некоторых черт эмоциональной сферы личности, проявляющихся особым образом при восприятии другого человека. Т.о. специфически социально – психологическое рассмотрение проблем личности – другая сторона рассмотрения проблем группы.

Специфика социально-психологической проблематики личности:

Для выявления того, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые он проходит – это проблема социализации (1). Это специфическая проблема социальной психологии личности.

С другой стороны, важно проанализировать, каков результат, получившийся не в ходе пассивного усвоения социальных воздействий, но в ходе активного освоения все системы социальных связей. Как личность действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность – это проблема социальной установки (2) .

Итогом исследования проблем личности в СП следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности – это проблема социальной идентичности личности (3) .

Социализация.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация, по своему содержанию, есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни. Выделяют три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, сознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением деятельности, т.е. освоением все новых и новых видов видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса:

- ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности;

- центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;

Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение. Рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общение – умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения - переход от монологического общения к диалогическому, децентрации, т.е умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Развитие самосознания личности

Процесс становления в человеке образа «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик. Это понимание личностью себя в качестве некоторой целостности , определение собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких – то ее структурных элементов.

Развитие самосознания – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная коррекция представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений, внося в нее свой опыт и творческий подход.

Я-концепция и самооценка личности (К. Роджерс)

Я – концепция – это особым образом организованное знание человека о самом себе, которое он использует как для объяснения и понимания своих жизненных состояний и переживаний, своего жизненного пути, так и для объяснения и напоминания внешнего социального мира.

Если у человека наблюдается неустойчивая или заниженная самооценка, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности или другие проблемы, то конституциональные и физические отклонения от стандарта, вошедшие в его образ, могут вызвать болезненные переживания. Но заниженная самооценка и повышенная тревожность могут быть уже следствием осознания «нестандартности» своего физического состояния.

Неудовлетворительный для человека образ-Я формируется чаще всего под влиянием оценок окружающих, которые первыми замечают в его облике отклонения от нормы.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентич­ности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. С начала 70-х годов понятие идентичность заменяет собой понятие Я-концепция.

Понятие идентичность использовалось в ролевых теориях, где под идентичностью понималось структурная совокупность словных ролей, интериоризируемых в процессе обучения, а также в ряде исследований, направленных на изучение взаимодействия индивида и группы. Данное понятие также употреблялось и в философских работах. В частности, Фромм рассматривал персональную идентичность как результат индивидуализации человека и социальную идентичность как самоотождествеление себя с нормами, идеями, ценностями общества.

Э. Эриксон :

Идентичность - процесс орга­низации жизненного опыта в индивидуальное «Я», сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру.

Предполагается динамика идентичности на протяже­нии всей жизни человека.

Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, иден­тичность имеет определенную «организующую» функцию в разви­тии личности - данное понятие является для Э. централь­ным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального раз­вития.

Три основных уровня анализа человеческой природы (идентичности):

Индивидный: идентичность рассматривается как результат осознания человеком собственной временной протяженности - представление о себе как не­которой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадле­жащее ему прошлое и устремленного в будущее.

Личностный:идентичность определяет­ся как ощущение человеком собственной неповторимости, уникаль­ности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тож­дественность самому себе.

Идентичность - тот личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами и стандарта­ми и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Этот конструкт Э. назвал - социальной идентичностью.



В структуре идентичности Э. выделяет персональную и социальную идентичность, которые выступают как некоторое единство, как две нераз­рывные грани одного процесса - процесса психосоциального раз­вития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориенти­рованных концепций (в частности, исследования М. Шерифа).

А. Тэшфел : (Кон­цепция социальной идентичности).

Социальная категоризация - система ориентации, ко­торая создает и определяет конкретное место человека в обществе.Процесс социальной категоризации необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и для ориентации в сво­ем социальном окружении. Межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум: групповое членство – индивидуальные характеристики участников. Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума Т. опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концепция, включающая в себя две подсистемы -персональную и соци­альную идентичность. Это равнозначные струк­туры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая - в терминах субъективной принадлежности к различ­ным социальным категориям: полу, этносу.

Дж. Тернер : (теория самокатегоризации).

Основная идея - актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая коли­чество ролевых, стереотипных проявлений, а ак­туализация групповой идентичности тормозит установки и пове­дение, порождаемые личностным уровнем самокатегоризации, и ведет к деперсонализации. Самокатегоризация, продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и нормативное поведение. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные группой прототипы для поддержания благоприятной самооценки. Прототипическое поведение наиболее яркое выражение социальной идентичности. Личностные и социальные компоненты являются частью Я-концепции.

Я-концепция имеет уровневое строение, процесс самокатегоризации может идти на 3 иерархизованных уровнях:

1. высший (я – человек).

3. низший (личностная самокатегоризация, на уровне персональной категоризации).

Социальная идентичность – общая сумма личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции.

Основной процесс, запускающий развитие социальной идентичности – сравнение.

Для концепций Тэшфела и Тернера процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

Индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

Человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

Пути достижения позитивной социальной идентичности:

Индивидуальная мобильность: попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной

Социальное творчество: переоценка самих критериев по которым производится сравнение.

Социальная конкуренция: прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

  1. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Специфика прикладного исследовании в социальной психологии. Нормальный ход науки заключается в том, что развитие фундаментальных исследований обгоняет развитие прикладных. А в социальной психологии – наоборот. Такая ситуация порождает как положительные так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в финансировании, которое позволяет развиваться науки. Отрицательные – социальная психология часто не готова ответить на вопросы, поставленные практикой, но приходится, а это снижает качество прикладных исследований. Андреева полагает, что наиболее корректным выходом является очерчивание заказчику круга тех проблем, которые возможно решить, а за остальные не браться. Специфика :

1. Всякое социально-психологическое исследование является вмешательством в жизнь реальной группы. Главный принцип – «не навреди».

2. Методики. Главный источник получения информации – человек. Это порождает сложности. И во взаимодействии респондента и экспериментатора действуют законы межличностного восприятия, способные искажать желаемый результат. Кроме того, следует учитывать множество социальный отношений, в которые включен человек.

3. Время. Методики достаточно объемны, и возникает вопрос, в какое время их проводить. Каждый выбор имеет свои плюсы и минусы.

4. Этические нормы. Кто заказчик, кто клиент. Важно не осложнить отношений в коллективе, не смешать диагностику со списком жалоб и т.п.

5. Язык. Эта проблема любого прикладного исследования особенно важна для социальной психологии. Многие социально-психологические термины (личность, деятельность, ценность) имеют свою трактовку в обыденной жизни, поэтому методики, содержащие эти термины без специальной обработки может дать смещенный результат. С другой стороны важно избежать ситуативного понимания вопроса. Следует также учитывать позитивный и негативный оттенки для респондентов терминов, используемых в психологии (конформист, авторитарный лидер).

Эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Это отдельная проблема. Две стороны: эффективность отдельного исследования и эффективность социальной психологии в целом, каковы ее возможности. Для отдельного исследования в принципе можно научиться высчитывать экономическую эффективность, но остается еще социальное развитие группы, которое не менее важно. Поэтому эффективность – актуальная задача. Другое – решение проблемы внедрения. Расстояние от рекомендации до внедрения, принадлежность этих звеньев разным инстанциям – еще один аспект проблемы эффективности.

Эффективность социальной психологии в целом. Должна решаться как проблема ее возможности (а не в ключе: что может и чего не может). Одно из решений – признание за психологией права на манипуляцию человеческой личностью (Скиннер). Однако эта идея встретила резкий отпор, главным образом со стороны гуманистов. Там во главе угла – рост человеческой личности, самоактуализация. Социальная психология может способствовать оптимизации отношений между людьми.

Вообще, как пишет Жуков , границы между практической и прикладной психологией, не столь очевидны, как между академической и практической психологией. Основное отличие – направление запроса: прикладные исследования проводятся в целях подтверждения теоретических положений, тогда как практическая психология берет запрос из практики. По «роду деятельности» в социальной психологии можно выделить «академического психолога» и психолога-практика . Конечно, оба типа могут сочетаться в одном человеке, но чаще все-таки происходит специализация. В рамках же деятельности, психолог-практик может заниматься как практической работой, так и проводить прикладные исследования.

Отличия :

1. Принятие (или непринятие) «идеологии применения». Наука открывает некоторые истины, а затем они внедряются в практику. Дж.Поттер критикует этот постулат, говоря, что ни о каком плавном переходе от открытий до внедрений не может быть и речи. Даже если открыли что-то ценное, то социальный контекст существенно меняет результат. Для психолога-практика установка другая, не на применение, а на осознание задачи, а затем ее решение.

2. М.Дойч : как формируется установка практика. Исследователь больше нацелен на анализ, практик – на синтез; исследователь может позволить себе самоиронию, практик должен демонстрировать уверенность перед клиентом; исследователь больше думает о том, что ему интересно, практик в большей степени прагматик; практик нацелен на установление отношений с заказчиком, тогда как исследователю это по большей части безразлично.

3. Гражданская позиция исследователя и практика. Ценности общества, принимаемые (или отвергаемые) каждым ученым естественно определяют и направление его исследований, и заинтересованность в использовании их результатов. Практик имеет дело с конкретным клиентом. В принципе он в праве решать, будет ли для него отправной точкой заказ или нет. На результат решения также оказывает влияние уровень вмешательства (индивидуальное изменение, техноструктурная стратегия, стратегия базирования на определенном типе данных, организационное развитие). Кроме уровней вмешательства выделяют позиции и роли психолога-практика.

Позиции и роли (по Жукову) . Для выполнения успешности своей работы психолог-практик взаимодействует с кругом лиц. Состав участников :

Клиент – чью проблему решают. Заказчик – лицо, формулирующее проблему и ставящее задачу. Спонсор – ресурсы. Посредник – обеспечивает ориентировочной информацией и способствует контракту. Подрядчик принимает заказ и формирует задание. Исполнитель, которым обычно и является психолог. Далеко не всегда роли – разные лица, могут быть объединения. Может быть вообще два лица, но функциональная структура остается той же. Ролевое кольцо помогает выяснить типичные трудности и проблемы.

Заключается два вида контракта и не стоит их путать. Один деловой между заказчиком и подрядчиком, а другой между клиентом и исполнителем. Этот контракт является установлением эмоциональных и доверительных отношений. Если участников всего двое, то появляется проблема отношений на разных уровнях.

Возникают проблемы взаимоотношений между Заказчиком, Подрядчиком и Исполнителем – «диффузия заказчика» (устранение заказчика из дела, перепоручение его функций его помощникам) и «подмена клиента» (проблема реально не в том, кого считают клиентом).

Интересы. Часто получается так, что все взаимодействие направлено на решение интересов Заказчика, игнорируя других. Последовательный анализ по кольцу позволяет «не забыть» и других, тем более, что игнорирование их интересов в целом снижает эффективность работы.

Взаимоотношения между Исполнителем и Заказчиком. Если роли распределены по разным лицам, то эти люди прямо не взаимодействуют и это забывается, а зря. Заказчик, как правило, имеет смутное понятие о содержании профессиональных стандартов и нечеткие представления о стоимости используемых ресурсов. Поэтому эту линию взаимодействия (через посредника, подрядчика или как) необходимо наладить. Тем более что должны быть согласованы действия и Заказчика и Исполнителя по отношению к Клиенту.

В культуре есть некоторые образцы взаимодействия психолога (и других профессионалов) и клиента (в широком смысле): позиции Эксперта, Учителя и Консультанта.

Роль Эксперта . Основное – оценка некоторого продукта (проект, образец продукции и т.п.). Связан с диагностическими работами. Но иногда от эксперта ждут и прогноза и предложений «что делать». Авторитетность суждений зависит от: связи между объектом экспертизы и отраслью знаний эксперта, авторитетности самой отрасли знаний эксперта, формальной квалифицированности эксперта, специфического доверия, появляющегося в ходе встреч. В социальной психологии случается так, что наиболее важен последний пункт, экспертность начинает иметь очень зыбкую почву. Также есть сложности формирования комплексного экспертного заключения, связанные и с междисциплинарными связями, и с личностной амбициозностью. Ответственность эксперта за заключение – полная (отвечает за содержание и за форму), ограниченная (отвечает за обоснованность, но не отвечает за эффективность решений на основе экспертизы).

Роль Учителя . Занят передачей знаний. Есть проблема доверия (как убедить) и проблема ожиданий (ждали много, а потом разочаровались).

Роль Консультанта . Включен в процесс выполнения работы. Много видов и форм (см. вопрос 68). Но при всех видах сохраняет направленность на содействие и помощь людям в решении их проблем. Однако не разрешение этих проблем за человека, а именно содействие.

Матрица позиционирования

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии. Только перечисление, суть раскрыть нетрудноJ. Управление и развитие организацией (управление, психологические качества руководителя, деловое общение, развитие организации, консультирование, командообразование, работа с персоналом), МК и реклама, школа и семья (подготовка молодых людей к созданию семьиJ, служба знакомств, регулирование семейных взаимоотношений), право и политика, наука.

  1. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии (сильно притянуто за уши Андреевой):

I. Управление и развитие организации . Проблема: создание психологической службы на предприятиях и в организациях (вообще-то это дело психологии труда , социальные психологи опять лезут, куда им не надо).

§ Управление;

§ Психологические качества руководства (использования личностных тестов, диагностика лидерства и т.п.);

§ Деловое общение (разные там тренинги, организация делового общения, совещания и т.д.).

§ Развитие организации (создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решения, разрешения конфликтов, развитие сети коммуникаций).

§ Консультирование организационного развития (психологическая диагностика организации, чтобы потом осуществить эффективное вмешательство).

§ Работа с персоналом.

§ Командообразование (задача: сформировать команду, коллектив).

II. Массовая коммуникация и реклама . Теоретическая база – общение как коммуникация. Прикладное и практическое применение (СМИ и реклама). Коммуникатор имеет коллективный характер, и его основными функциями является а) продуцирование сообщения; б) трансляция сообщения. Коммуникатор – транслятор (напр., диктор на телевидении), но реципиент воспринимает не только сообщение, но и личность коммуникатора. Аудитория: разнообразна и анонима. Реклама: главная проблема – эффективность рекламного воздействия + аудитория потребителей и образ товара, марки, бренда. Политическая реклама и паблик релэйшнз (PR).

III. Школа и семья . На самом деле этим занимаются педагогическая, возрастная и клиническая психологии, социальные психологи опять суют свой нос, куда не надо.

ü Психологическое просвещение детей и родителей.

ü Профилактика (???, ну причем здесь социальная психология??? Притянуто за уши!).

ü Школа в целом как организация.

ü Индивидуальная помощь ученику, учителю, родителю.

ü Профориентация (а этим занимаются возрастные психологи и психологи труда!)

ü Подготовка молодых людей к созданию семьи.

ü Служба знакомства.

ü Регулирование семейных отношений (разрешение конфликтов, обучение нормальному общению, социально-психологические тренинги и т.д.).

IV. Право и политика .

V. Наука .

  1. Прикладные исследования и практическая социальная психология.

Фундаментальные исследования академической науки – изучение общих закономерностей развития изучаемого предмета.

Прикладные исследования – нахождение способов применения этих закономерностей на практике.

Общие характеристики любых прикладных исследований:

1. Ситуация «заказчик (общество, социальные институты) – исполнитель».

2. В прикладных исследованиях упрощается профессиональный тезаурус, т.к. среда непрофессиональная.

3. Прикладные исследования (см. Корнилову и Готтсданкера): гипотезы могут и не опираться на какую-либо теорию, и обобщение может и не претендовать на что-то большее.

5. Другие критерии эффективности: решение конкретной задачи заказчика.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Парадокс: в нормальной науке имеет место следующая последовательность – фундаментальная наука обгоняет прикладную; в социальной психологии, наоборот, прикладные исследования обгоняют фундаментальные. Отсюда вытекают следующие следствия:

I. Положительные. Финансирование прикладных исследований → их развитие.

II. Отрицательные. Андреева: «Социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований». Это происходит как раз из-за того, что плохо развита фундаментальная наука [ну у социальных психологов всегда все не, слава богу, не то, что мы… J].

Что делать?

ü «… прямо очертить круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые дать ответ нельзя на данном уровне развития науки». Пр.: средним классом не занималась серьезно ни одна из материнских наук социальной психологии – ни социология, но общая психология. Вывод: надо забыть про средний класс пока социология не изучит его вдоль и поперек, и пока у психологии не будет реального опыта исследования социальных классов. НЕТ!!! Социальные психологи и лезут и лезут куда им не надо.

ü «… согласиться со всеми предложенными проблемами, принять их заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знания». Пр.: тот же пример со средним классом: делают как по последней инструкции Андреевой, но претензии, претензии на истину в последней инстанции!

Еще специфика. Любое прикладное социально-психологическое исследование это вмешательство в жизнь реальной группы, отсюда и трудности.

Основные трудности:

1) Методические проблемы. Реальный человек – это не лабораторный кролик, у личности есть свои собственные отношения с коллегами, социальные роли, наконец актуальные эмоциональные состояния, которые могут выступить как смешения, если применять жесткие лабораторные схемы.

2) Вопрос времени. Многие методики громоздки, и на них тратится много времени, что сбивает рабочий ритм, а оставлять только добровольцев – смешение.

4) Трудности в отношении языка. Во-первых, надо правильно операционализировать понятия; во-вторых, всячески надо избегать таких терминов как «конформист», «авторитарный лидер» и т.п., т.к. они обидные!

Эффективность прикладных исследований. В экономике, психологии труда и т.д. проблема эффективности решается просто – прямой экономический выигрыш.

Эффективность в социальной психологии:

§ В чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования. Это эффективность социальной психологии в целом. Здесь также прямой выигрыш.

§ Социальное развитие исследуемой группы: благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, но и улучшение настроения коллектива и каждого отдельного его члена и т.п.

Практическая социальная психология. Не правильно отождествлять практическую и прикладную социальную психологию. Фундаментальная и прикладная области занимаются исследованиями, а после дают рекомендации – общие или конкретные соответственно. Практическая социальная психология не дает рекомендаций своим заказчикам, исследований не проводится. Практический психолог вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему.

Стратегии и уровни вмешательства:

ü Стратегия индивидуального изменения: изменяется отдельный человек для оптимизации его существования в организации.

ü Техноструктурная стратегия: вмешательство с целью оптимизации структуры данной организации.

ü Стратегия базирования на определенном типе данных: это зависит от того, работает практик внутри организации или вне ее.

ü Организационное развитие: использования различных психологических техник для совершенствования организации, в частности, процессов принятия решения в них, планирования, работы с персоналом.

Роли психолога-практика:

· Эксперт . Приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продукт – заключение.

· Консультант . Может быть приглашен для более или менее систематического курирования какой-либо деятельности клиента. Это более непосредственное вмешательство.

· Учитель . Осуществляет социально-психологический тренинг. Тренинг – это обучение. Пр.: перцептивно-ориентированный тренинг (развитие компетентности в общении) и др.

  1. Социальная психология в условиях преобразований Российского общества.

Весь опыт, накопленный социальной психологией за все время ее развития, относится к стабильному обществу. Ее обязанность – искать ответы на вопросы изменяющегося общества. НО: ее средства и аппарат не адаптированы к этому.

Существенная черта российского общества на протяжении последнего десятилетия, а то и двух – нестабильность.

Сейчас у нас происходит становление рыночных отношений. Этот тип отношений хорошо изучен, но в его стабильном и устоявшемся состоянии, а социальной психологии переходного типа не существует.L Чужой опыт использовать не удастся.

Полученный нашей социальной психологией опыт тоже не годится: той стабильной ситуации, в которой он был получен, уже нет.

Сейчас важно осознать ситуацию, изучить новый «социальный контекст» – нестабильность, трансформация нашего общества, которая «накладывается» на старый образ общества. Эти образы очень далеки друг от друга. Необходимо зафиксировать те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в этот переходный период:

  1. глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов («справедливость партийных решений», «мудрость вождя», «дружба народов» и пр.; они были везде и всюду и прочно засели в массовом сознании)
  2. изменение системы ценностей (старые ценности разрушены, новых еще не приняты®нравственный беспредел)
  3. кризис идентичности (какая может быть отнесенность к группе, если группа толком не определена???®старики теряют идентичность, молодежь не может найти, а взрослым некогда, они как та лягушка в молоке…)

Вывод: социальной психологии надо искать новые средства, а потом с их помощью изучать сложившуюся ситуацию, хотя к тому времени она уже изменится…

Тяжко им придется…L

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) –многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. В науках о человеке понятие идентичность имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии. Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность , позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». Личная идентичность или самоидентичность (Self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это не какая-то особая черта или совокупность черт, которыми обладает индивид, а его самость, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Она обнаруживается не столько в поведении субъекта и реакциях на него других людей, сколько в его способности поддерживать и продолжать некий нарратив, историю собственного Я, сохраняющего свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов.

Понятие идентичность первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. В период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Неоплаченная идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по по готовым стандартам. Отсроченная идентичность , или идентификационный мораторий – состояние, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом. Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации.

Теория Эриксона получила широкое распространение в психологии развития. За разными типами иденитчности стоят не только индивидуальные особенности, но и определенные стадии развития личности. Однако эта теория описывает скорее нормативные представления о том, как должен протекать процесс развития, психологическая реальность гораздо богаче и разнообразнее. «Кризис идентичности» – не только и не столько возрастной, сколько социально-исторический феномен. Острота его переживания зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от темпов социального обновления и от той ценности, которую данная культура придает индивидуальности.

В Средние века темпы социального развития были медленными, а отдельный индивид не воспринимал себя автономным от своей общины. Однозначно привязывая индивида к его семье и сословию, феодальное общество строго регламентировало рамки индивидуального самоопределения: ни род занятий, ни мировоззрение, ни даже жену молодой человек не выбирал сам, это делали за него другие, старшие. В новое время развитое общественное разделение труда и выросшая социальная мобильность расширили рамки индивидуального выбора, человек становится чем-то не автоматически, а в результате собственных усилий. Это усложняет процессы самопознания. Для средневекового человека «знать себя» значило прежде всего «знать свое место»; иерархия индивидуальных способностей и возможностей совпадает здесь с социальной иерархией. Презумпция человеческого равенства и возможность изменения своего социального статуса выдвигает на первый план задачу познания своих внутренних, потенциальных возможностей. Самопознание оказывается предпосылкой и компонентом идентификации.

Расширение сферы индивидуального, особенного, только своего хорошо отражено в истории европейского романа . Герой романа странствований еще целиком заключен в своих поступках, масштаб его личности измеряется масштабом его дел. В романе испытания главным достоинством героя становится сохранение им своих изначальных качеств, прочность его идентичности Биографический роман индивидуализирует жизненный путь героя, но его внутренний мир по-прежнему остается неизменным. В романе воспитания (18 – начало 19 в.) прослеживается также становление идентичности героя; события его жизни предстают здесь так, как они воспринимаются героем, с точки зрения того влияния, которое они оказали на его внутренний мир. Наконец, в психологическом романе 19 в. внутренний мир и диалог героя с самим собой приобретает самостоятельную ценность и подчас становится важнее его действий.

Изменение мировоззренческой перспективы означает и возникновение новых вопросов. Человек выбирает не только социальные роли и идентичности. Он заключает самом себе в себе множество разных возможностей и должен решить, какую из них предпочесть и признать подлинной. «Большинство людей, подобно возможным мирам Лейбница , всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле», – писал немецкий философ Фридрих Шлегель . Но самореализация зависит не только от «Я». Романтики начала 19 в. жалуются на отчуждающее, обезличивающее влияние общества, вынуждающее человека отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных. Они вводят в теорию личности целую серию оппозиций: дух и характер, лицо и маска, человек и его «двойник».

Сложность проблемы идентичности хорошо раскрывается в диалектике «Я» и маски. Ее исходный пункт – полное, абсолютное различение: маска – это не «Я», а нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыться, обрести анонимность, присвоить себе чужое, несвое обличье. Маска освобождает от соображений престижа, социальных условностей и обязанности соответствовать ожиданиям окружающих. Маскарад – свобода, веселье, непосредственность. Предполагается, что маску так же легко снять, как надеть. Однако разница между внешним и внутренним относительна. «Навязанный» стиль поведения закрепляется, становится привычным. Герой известной пантомимы Марселя Марсо на глазах у публики мгновенно сменяет одну маску за другой. Ему весело. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится, прилагает неимоверные усилия, но тщетно: маска не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом!

Таким образом самоидентичность оказывается фрагментарной и множественной. Это также оценивается по-разному. В психологии и психиатрии 19 – начала 20 в. высшими ценностями считались постоянство и устойчивость, изменчивость и множественность «Я» трактовали как несчастье и болезнь, вроде раздвоения личности при шизофрении. Однако многие философские школы Востока смотрели на вещи иначе. Постепенно этот взгляд усваивают и западные мыслители. Немецкий писатель Герман Гессе писал, что личность – это «тюрьма, в которой вы сидите», а представление о единстве «Я» – «заблужденье науки», ценное «только тем, что упрощает состоящим на государственной службе учителям и воспитателям их работу и избавляет их от необходимости думать и экспериментировать». «Любое „я", даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей ». Люди пытаются отгородиться от мира, замкнувшись в собственном «Я», а нужно, наоборот, уметь растворяться, сбрасывать с себя оболочку. «...Отчаянно держаться за свое „я", отчаянно цепляться за жизнь – это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим „я" ради перемен ведет к бессмертию » (Г.Гессе. Избранное, М., 1977).

В конце 20 в. эти идеи распространились и в социологии. Широкую популярность приобрел нарисованный американским востоковедом и психиатром Р.Д.Лифтоном образ «человека-Протея». Традиционное чувство стабильности и неизменности «Я», по мнению Лифтона, основывалось на относительной устойчивости социальной структуры и тех символов, в которых индивид осмысливал свое бытие. В конце 1960-х положение радикально изменилось. С одной стороны, усилилось чувство исторической или психоисторической разобщенности, разрыва преемственности с традиционными устоями и ценностями. С другой стороны, появилось множество новых культурных символов, которые с помощью средств массовой коммуникации легко преодолевают национальные границы, позволяя каждому индивиду ощущать связь не только со своими ближними, по и со всем остальным человечеством. В этих условиях индивид уже не может чувствовать себя автономной, замкнутой монадой. Ему гораздо ближе образ древнегреческого божества Протея, который постоянно менял обличье, становясь то медведем, то львом, то драконом, то огнем, то водой, а свой естественный облик сонливого старичка мог сохранять, только будучи схвачен и закован. Протеевский стиль жизни – бесконечный ряд экспериментов и новаций, каждый из которых может быть легко оставлен ради новых психологических поисков.

В начале 21 в. гигантское ускорение технологического и социального обновления, переживаемое как рост общей нестабильности, сделало эти проблемы еще более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной и личной идентичности становятся закономерными и естественными. Как замечает Бауман, характерная черта современного сознания – приход новой «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Молодых американцев со средним образование в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест. Применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, «пластичность». Резко выросла пространственная мобильность. Более текучими стали и межличностные отношения, вплоть до самых интимных. Никого уже не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом/ подругой без регистрации брака и т.д. То, что мы привыкли считать «кризисом идентичности», – не столько болезнь, сколько нормальное состояние личности, которую динамичные социальные процессы вынуждают постоянно «отслеживать» изменения в своем социальном положении и статусе, этнонациональных, семейных и гражданских самоопределениях. Условный, игровой, «перформативный» характер идентификаций распространяется даже на такие, казалось бы, абсолютные идентичности как пол и гендер (проблема смены пола, сексуальной ориентации и т.д.). Это существенно усложняет понимание взаимосвязи нормы и патологии. Например, расстройство гендерной идентичности – это тяжелое психическое расстройство, однако человек, уверенный в том, что все мужские и женские свойства различаются абсолютно и даны раз и навсегда, также будет испытывать трудности.

Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О.Ключевский , «твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории , М., 1968). Но если раньше психологическая ригидность (жесткость) нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая твердая, раз и навсегда сформированная данность, а как незаконченный развивающийся проект (Э.Гидденс). В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, и это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни.

Эти глобальные сдвиги происходят и в России, но здесь они протекают значительно труднее. Советское общество и культура в течение многих лет ориентировались не на обновление и изменение, а на поддержание стабильности, порядка и преемственности. Всякая новация казалась подозрительной и потенциально опасной, само слово «модернизм» было ругательным. «Обеспеченное светлое будущее» – главное преимущество социализма над капитализмом – выглядело простым продолжением и повторением настоящего и прошлого. Столь же сильным было равнение не на индивидуальную самореализацию, а на институционализированные, жесткие, бюрократические социальные идентичности. Советская пропаганда отождествляла общество и государство, а почти все социальные идентичности советских людей были государственническими. Эта атмосфера была губительна для индивидуальной инициативы и творчества, но люди привыкли к этому стилю жизни.

Распад Советского Союза и противоречия становления рыночной экономики вызвали в стране острый кризис идентичности, вопросы «Кто мы?» и «Куда мы идем? » стали насущными. Если на Западе трудности идентификации обусловлены плюрализмом и индивидуализацией, то в России кризис идентичности – прежде всего результат распада привычного социума, оставившего в сознании многих людей зияющую пустоту. К быстро меняющимся социальным условиям трудно приспособиться не только объективно, но и психологически. В начале 1990-х, отвечая на поставленный социологами вопрос «Кто Я?», люди часто отвечали: «Я никто», «Я винтик», «Я пешка», «Я никому не нужный человек», «Я рабочая лошадь». Такое самочувствие особенно характерно для пенсионеров, бедняков, людей, которые чувствуют себя в этом мире потерянными, бессильными и чужими.

Чтобы выйти из этого мучительного состояния и вернуть подорванное самоуважение, многие люди прибегают к негативной идентификации, самоутверждению от противного. Негативная иденитчность конструируется прежде всего образом врага, когда весь мир разделяется на «наших» и «не-наших», причем все собственные беды и неудачи изображаются как результат происков внешних и внутренних врагов. Идеология осажденной крепости, которую годами культивировала Советская власть, принимает при этом отчетливо националистический характер, этнические идентификации доминируют над гражданскими, а сами национальные ценности ассоциируются прежде всего с идеализированным историческим прошлым (традиционализм). На вопрос социологов «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о Вашем народе?» многие россияне ставят на первое место «наше прошлое, нашу историю» или свою малую родину, «место, где я родился и вырос». Негативная иденитчность созвучна мировосприятию старых людей, для которых активная жизнь практически закончилась, но она не подходит молодежи, в создании которой значительно больше представлены ценности личного успеха и самореализации. Вопрос о соотношении личной и социальной идентичности и о том, на каких ценностях основывается конкретное групповое «Мы», очень важен как для индивидуального самоопределения, так и для социальной педагогики.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта