Главная » Маринование грибов » Как сделать памятку по русскому языку. Памятка по русскому языку

Как сделать памятку по русскому языку. Памятка по русскому языку

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о ; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – сто па.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Д ети рады.

  1. Пропуск буквы.
  2. Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

    Звонок- зво нок

  3. Перенос слова.
  4. Раздели слово на слоги для переноса.

    При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  5. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
  6. Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Ель , тень , пень .

  7. Гласные после шипящих.
  8. Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

    Малыши , карандаши

  9. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
  10. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Дочк а, речк а, мощн ый

  11. Ударение.
  12. Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

    Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  13. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  14. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Са ды – са д; во лна - во лны.

  15. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  16. Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

    Яго да, яго да, яго да.

    Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

  17. Парные звонкие и глухие согласные.
  18. Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

    Мороз – морозы ;

    Ягод ка – ягода .

  19. Большая буква в имени собственном.
  20. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Илья, С оловьев, О мск

  21. Разделительный Ь.
  22. Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

    Вь юга, листь я, соловь и

    Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  23. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звезд ный – звезда ;

Чест ный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

По летели, по бежали, по тянули.

  1. Правописание предлога.
  2. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

    Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Лодка от плыла от берега

  3. Разделительный Ъ.
  4. Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

    Съе ст, объя вления, объе м.

    Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  5. Ь на конце существительных после шипящих.
  6. Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

    Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

    Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

    Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  7. Соединительные гласные в сложных словах.
  8. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

    Водо воз, само лет.

  9. НЕ с глаголом.
  10. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не_пришел, не_выучил.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  11. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
  12. Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    На опушке (1 скл., П.п.), у речки ( 1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

  • Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

    К лесу (какому ?) дальнему , в лесу (каком ?) дремучем, с шариком (каким?) синим .

  • Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

    Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

    Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  • Правописание безударных личных окончаний глаголов.
  • Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

    Спряжение глаголов

    Личные окончания глаголов

    1-е спряжение

    2-е спряжение

    –УТ, – ЮТ

    –АТ, – ЯТ

    Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  • Ь в неопределенной форме глагола.
  • Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

    Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

    Пунктуация

    1. Знаки препинания в конце предложений (. ? !).
    2. Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

      Слава нашей Родине ! Слава труду !

    3. Однородные члены предложения.
    4. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

      Знаки препинания при однородных членах

    О да (=и) О

    О, да (= но) О

    О и О,и О,и О

    Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  • Обобщающее слово при однородных членах.
  • Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

    Знаки препинания при обобщающем слове

    Ребята, берегите учебники! О,

  • Сложное предложение.
  • Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

    Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  • Предложения с прямой речью.

    Запиши правильно предложение. Составь схему.

    “А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П?” - а.

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

    ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

    1. Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ. Выпиши
    слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.

    Делай так: маш и на, лыж и , ландыш и , еж и

    2 . Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.

    Делай так: м о ря – м о рской, м о ряк, море

    3 . Безударные гласные, непроверяемые ударением . Выпиши слово,
    подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные,
    придумай и запиши с этим словом предложение.

    Делай так: О гурец - о гуречный - о гурчик.

    Мы собрали хороший урожай огурцов.

    4 . Правописание приставки . Выпиши слово, выдели приставку.
    Образуй 4 слова с этой приставкой. Запомни правописание приставок.

    Делай так: под ъехал, под нёс, под нял, под кормил.

    5 . Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни
    сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркни
    среди них проверочное.

    Делай так: ду б ки, ду б , д убок , дубовый.

    6 . Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи почему пишется удвоенная согласная:

    - на стыке корня и суффикса:

    осень - осе нн ий

    - на стыке приставки и корня:

    ра сс ада, по дд ержать, ра сс каз

    - в корне:

    су бб ота, ма сс а, пе рр он

    Разбери слово по составу, допиши 1 -2 слова на это же правило.

    Делай так: ра сс ада, вв одить, о тт епель, ма нн ая, со нн ая,

    дли нн ый, кла сс , ва нн а, ка сс a

    7 . Правописание непроизносимых согласных . Выпиши слово. Подбери к нему несколько родственных слов, выдели корень, подчеркни проверочное.

    Делай так: звёз д ный, звезда, звездочка

    8 . Правописание приставок.

    ЗАПОМНИ! Приставка - это часть слова. Она пишется со словом.

    Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

    Делай так: за ехал, у ехал, при ехал, от ъехал

    9 . Правописание предлога.

    ЗАПОМНИ! Предлог - это часть речи. Он пишется отдельно.

    Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог.

    Делай так: По небу плывут грозовые тучи.

    по_небу (какому?)

    по_темному небу.

    По_лесной дорожке про бежал ежик.
    Не смешивай приставку с предлогом.
    Например: Лодка от плыла от_ берега.

    10 . "Ь" - показатель мягкости согласных.

    Выпиши слово, подчеркни мягкий знак "ь" с согласной. Запиши 4 слова на это правило.

    Делай так: ко нь ки, пе нь ки, ко нь , ле нь , осе нь

    11 . Перенос слова.

    Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.

    Делай так: у/че/ник, уче-ник,

    кол/лек/ци/я, кол-лекция,

    12 . Состав слова.

    Выпиши слово. Найди в слове окончание, изменяя слово.
    Делай так: поездк а , поездк и , поездк ой

    Изменяемая часть слова - это окончание. Подбери однокоренные слова.

    Делай так: по езд ки, езд ок, езд ить, езд а.

    Корень - это общая часть слова.

    Выдели корень. Перед корнем стоит приставка, после корня суффикс.

    Разбери все слово по составу.

    13 . Ошибки на пропуск букв , искажение слова, замену букв.
    Выпиши слово, правильно раздели на слоги, определи количество гласных и согласных.

    Делай так: со/ба/ка - 3 гл., 3 с.

    14. Разделительный "Ь" мягкий знак пиши в корне слова после
    согласной перед гласными и, е, ё, я, ю.

    Выпиши слово, подчеркни слог с разделительным "Ь", выдели корень, допиши 4 слова на это правило.

    Делай так: пти чьи , ли сьи , вью га, лис тья , пла тье .

    15. Разделительный "Ъ" твердый знак пишется после приставок на
    согласную перед гласными корня е, ё, я, ю.

    Делай так: , подъезд, съёжился, объявление, съел.

    16. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
    Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.

    Делай так: мышь ж.р. доч ь , печ ь , брош ь , тиш ь

    луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач

    17. "Не" с глаголами пишется отдельно .

    Выпиши глагол с частицей "не". Запиши ещё 2 слова с этой частицей.
    Делай так: не_пришёл, не_выучил, не_понял

    18. Сочетание "ЧК", "ЧН" пишется без мягкого знака.
    Например: дочк а, ночк а, сливочн ый, овощн ой.

    Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.
    Делай так: по чк а, ко чк а, но чн ой, соро чк а

    19. Разбор предложения по частям речи.

    Выпиши предложение. Определи части речи, для этого к каждому слову поставь вопрос.

    кто? что? - существительное

    какой? какая? - прилагательное

    что делает? что сделали? - глагол

    в, на, за, при - предлог.

    Делай так: п. прил. сущ. гл. прил. сущ.

    В лесной глуши созрела сладкая земляника.

    20. Разбор предложения по членам предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова, которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

    Делай так: Осенним днём дети гуляли в городском парке.
    кто? дети - это подлежащее

    дети (что делали?) гуляли - это сказуемое

    гуляли (когда?) днём

    гуляли (где?) в парке

    днём (каким?) осенним

    в парке (каком?) городском.

    21. Звуковой анализ слова.

    Делай так: у/че/ник - 3 сл, Зг, 6б., 6 зв.

    22. Запомни суффиксы:

    Еньк- -ов-

    маленький берёзовый

    беленький кленовый

    Н--ск-
    длинный родительский
    осенний учительский
    весенний
    Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.
    Делай так: чёрн еньк ий, славн еньк ий, родн еньк ий

    23. Падежные окончания имён существительных.

    Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.

    Делай так: В деревн е - деревн я 1 скл. П.п.

    в избушк е , в корзин е

    Проверяй правописание безударных окончаний имён существительных по таблице:

    1 скл. 2 скл. 3 скл.

    Р. п. кого?чего? -ы (-и) -и

    Д. п. кому? чему? -е -и

    Т. п. кем? чем? -ой. -ей -ом.-ем -ью

    П. п. о ком? о чем? - е -е -и

    24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
    Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи
    род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.

    Делай так: спел ого яблока

    ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п.

    голу бого озера, красив ого дерева, син его неба . Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?

    25. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
    ЗАПОМНИ! В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь

    пишешь , стучишь .

    Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

    Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч.

    рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

    26. Правописание безударных окончаний глаголов.

    ЗАПОМНИ ! Окончания глаголов можно определить по

    неопределённой форме. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить ). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения.

    Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,

    II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите,

    Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

    Делай так: стро им- строить 2 спр,2л, мн.ч.

    держ им, тащ им , куп им

      Перепишите весь текст.

      Напиши слово пять раз, запомни его правописание.

      Однородные члены предложения.

    Выпиши предложение. Найди однородные члены. Опре­дели, какими членом предложения являются. Подчерк­ни их.

    ЗАПОМНИ! Перед союзом а , но всегда ставится запятая.

    30. Большая буква в имени собственном .
    Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
    Делай так: И лья, П етров, кошка М урка, река В олга,

    город К иров.

    ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички живот­ных пишутся с большой буквы.

    31 . Начало предложения пишется с большой буквы.
    Выпиши предложение, выдели большую букву,

    в конце поставь нужный знак. Запиши еще 3 предло­жения по одной теме.
    Делай так: В лесной глуши нора лисы.

    Ты любишь осень? Осень прекрасна!

    Деревья надели свой осенний наряд.

    32 . Обозначение мягкости согласных.

    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и мягким знаком ч, щ, й - всегда мягкие согласные. Выпиши слово. Определи буквы, которые обозна­чают мягкость согласного. Подчеркни буквы, обозначающие ещё мягкие согласные. Допиши ещё 4 слова на это правило.

    Делай так: щ а в е л ь, ч а й ка, л иловые, яко р ь, м ед в едь.

    33. Неопределенная форма глагола.

    Что делать? Что сделать?

    -ти, -ть, -чь

    нести гнать беречь

    занестись погнаться уберечься
    Выпиши слово, поставь вопрос, выдели окончание, подбери 2-3 слова на это же правило.
    Делай так: Что делать? Вез ти , полз ти , грес ти .

    Что сделать? Увле чь , запря чь , стере чь .

    34. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...)
    Выпиши предложение правильно. Придумай
    свое или найди в учебнике предложение с таким
    же знаком и запиши. Подчеркни знак.

    35. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 4 слова на эту орфограмму.

    Делай так: вод о воз, сам о лёт.

    36. Сложное предложение .

    Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

    Делай так: Дремлют рыбы под водой ,

    почивает сом седой.

    [ = -],[=-]

    37. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

    В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения .

    мячо м, душе м.

    Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное – пиши букву о , если – безударное пиши - е . Допиши ещё 4 слова на это правило.

    Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м.

    волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

    38. Правописание –тся и –ться в глаголах.

    что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

    что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

    Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

    что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

    В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

    стере чь , стричь.

    Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

    Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что дела ет ?) щипле тся;

    перестань красоват…ся – перестань (что дела ть ?) красова ться

    39 . Правописание ы и и после ц.

    - Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

    цитировать, операционная, дисциплина.

    Буква ы после ц пишется:

      в окончаниях и суффиксах:

    куниц ын , птиц ы

      в корнях слов – исключений:

    цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

    Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную ы . Запиши ещё 4 слова на это же правило.

    В этой книге собраны для вас самые разные памятки, которые помогут вам выполнить любое задание учителя: написать предупредительный или объяснительный диктант, сочинение по картине или сочинение в жанре интервью, изложение или рецензию (отзыв) на прочитанную книгу.

    ПАРОНИМЫ.
    (Научный стиль)
    Паронимы - это слова, близкие, но не тождественные по звучанию, различные в смысловом отношении и иногда ошибочно употребляемые в речи одно вместо другого. Например: факт - действительное, невымышленное событие, явление и фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характерные особенности.

    Различно произноситься у паронимов может начало слова (форум и кворум), середина слова (контакт и контракт) либо конец слова (комплект и комплекс).

    Среди паронимов, как это мы видим, значительное место занимают имена существительные. Паронимы, выраженные другими частями речи, встречаются реже, например: одинарный (от имени числительного один) и ординарный - обыкновенный; сточить - обточить до основания и стачать - сшить сквозной строчкой.

    Будьте внимательны, не путайте в своей речи паронимы! (Из учебника «Современный русский язык»).

    СОДЕРЖАНИЕ
    ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
    ПАМЯТКИ-РУКОВОДСТВА
    Как подготовиться к диктанту по учебнику
    Как писать предупредительный диктант
    Как писать объяснительный диктант
    Как составить план текста
    Как подготовиться к изложению
    Как работать над сочинением
    Как работать над черновиком изложения и сочинения
    Как работать над ошибками в изложении и сочинении
    Как работать над орфографическими ошибками
    Как работать над сочинением по картине
    Как работать над сочинением-интервью
    Как написать рецензию (отзыв) на прочитанную книгу
    Стили речи
    Типы речи
    Тропы и стилистические фигуры
    Комплексный анализ текста
    ПЛАНЫ И ОБРАЗЦЫ ВСЕХ ВИДОВ РАЗБОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Фонетический разбор
    Словообразовательный разбор
    Разбор слова по составу (морфемный разбор)
    Морфологический разбор
    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Местоимение
    Глагол
    Причастие
    Деепричастие
    Наречие
    Предлог
    Союз
    Частица
    Синтаксический разбор
    Словосочетание
    Простое предложение
    Сложное предложение
    Лексический разбор
    Орфографический разбор
    Пунктуационный разбор
    ОРФОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПУНКТОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Приложение 1. Говори правильно!
    Приложение 2. Пиши правильно!
    Приложение 3. Словарик синонимов
    Приложение 4. Словарик антонимов
    Приложение 5. Краткие сведения о художниках
    ЛИТЕРАТУРА.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Памятки по русскому языку, 5-9 класс, Ушакова О.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
    • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014
    • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000

    1. В русском языке 33 буквы.
    2. Звуки бывают гласные и согласные.
    3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
    Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
    4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

    Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
    Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
    5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.


    Предложение

    Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

    По цели высказывания

    По интонации

    По строению

    Повествовательные

    Восклицательные

    Распространенные

    Вопросительные

    Невосклицательные

    Нераспространенные

    Побудительные

    Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
    Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
    Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
    Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
    Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
    Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.

    К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

    Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

    Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

    Имя существительное

    Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
    Имена существительные изменяются по числам и падежам.

    Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
    Различают 3 склонения имен существительных.

    Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

    Падежи имен существительных.

    Падежи Вопросы Предлоги
    Именительный Кто? Что?
    Родительный Кого? Чего? От, до, из, без, у, для, около, в
    Дательный Кому? Чему? К, по
    Винительный Кого? Что? В, на, за, про, через
    Творительный Кем? Чем? Под, над, за, перед, с, между
    Предложный О ком? Очем? В, на, о, об, обо, при
    1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Р.п. - и - и
    Д.п. - е - и
    Т.п. - ой, - ей
    П.п. - е - е - и


    Морфологический разбор имени существительного

    1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос…

    2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

    3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

    4. Непостоянные признаки (число, падеж)

    5. Роль в предложении.


    Образец разбора имени существительного

    К осени скворцы собираются в шумные стаи.

    К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.

    Имя прилагательное

    Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
    Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
    Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
    В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
    Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

    (но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
    Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)


    Морфологический разбор имени прилагательного

    1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.

    2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.

    3. Постоянные признаки - не

    т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)

    5. Роль в предложении.

    Образец разбора имени прилагательного

    В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
    Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение

    Глагол

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
    Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
    Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти

    Глаголы изменяются по числам и временам.

    Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.

    От рода зависит окончание глагола.

    М.р. что делал?- нулевое окончание

    Ж.р. что делала?- окончание -а

    Ср.р. что делало?- окончание -о

    Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.

    Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.

    Глаголы бывают I и II спряжения
    К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
    Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
    Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

    Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.

    Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

    I спряжение II спряжение
    лицо Ед.ч. Мн.ч лицо Ед.ч. Мн.ч
    1 -у, -ю -ем 1 -у. –ю -им
    2 -ешь -ете 2 -ишь -ите
    3 - ет -ут, -ют 3 -ит -ат, -ят

    НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
    Морфологический разбор глагола

    1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

    2. Начальная форма – неопределённая форма.

    3. Постоянные признаки: спряжение.

    4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

    5 Роль в предложении – сказуемое.

    Образец разбора глагола.

    Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.

    Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

    Фонетический разбор слова (образец)
    Сентябрь -– 2 слога

    с - [с′] – согл., глух., мягк.
    е - [и] – глас., безуд.
    н - [н] – согл., звон., тв.

    т - [т′] – согл., глух., мягк.

    я - [а] – глас., удар.
    б - [б] – согл., звон, тв.

    р - [р′] – согл., звон., мягк.
    ь - [ - ]

    8 б., 7 зв.

    Ручеёк – 3 слога

    р - [р] – согл, звон, тв.

    у - [у] – глас., безуд.

    ч - [ч′] – согл., глух., мягк.

    е - [и] – глас., безуд.

    ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.

    к - [к] – согл., глух., тв.
    6б., 7 зв.

    Морфемный (разбор слова по составу)

    1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

    2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

    3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

    4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

    5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

    Разбор предложения

    1. Какое предложение по цели высказывания?

    2. Какое предложение по интонации?

    3. Распространенное оно или нераспространенное?

    4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

    5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

    6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

    Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

    8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

    П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.(Повествоват.,невосклиц., распростр.)
    Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение



    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта