Главная » Маринование грибов » Корневая морфема. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы

Корневая морфема. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы

Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

Чередования гласных:

о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна

е / #: день — дня,

е / о: бреду — бродить,

о / а: смотреть — посматривать,

е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,

о / у / ы: сох — сухой — высыхать.

Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

Чередования согласных:

парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,

г / ж: нога — ножка,

к / ч: рука — ручка,

х / ш: муха — мушка,

д / ж: водить — вожу,

т / ч: крутить — кручу,

з / ж: возить — вожу,

с / ш: носить — ношу,

б / бл: любить — люблю,

п / пл: купить — куплю,

в / вл: ловить — ловлю,

ф / фл: графить — графлю,

м / мл: кормить — кормлю.

Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

а(я) / им: снять — снимать,

а(я) / ин: жать — пожинать,

и / ой: бить — бой,

е / ой: петь — пой.

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),

5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

ед. число

И. п.

син-ий

лисий-

Р. п.

син-его

лисьj-его

Д. п.

син-ему

лисьj-ему

В. п.

И. п. / в. п.

Т. п.

син-им

лисьj-им

П. п.

син-ем

лисьj-ем.

Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

основа наст. / буд. времени

н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий

пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.

3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.

4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).

Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).

5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).

6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.


Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, прируч ить, обруч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить – ловля – вылавливать, рука – ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

Классификации морфем по их роли и месту в составе слова

По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

1. суффиксы

2. постфиксы

3. приставки

4. окончания

5. интерфиксы.

Корневая морфема (корень) -

заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. Слов без корня не существует.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 слов

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

По наиболее общей семантике корни делятся на несколько групп:

· корни с предметным Z (называют предмет) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, свой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

дом ® домашний (все равно предметное Z)

соль ® солить (все равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, следовательно направление производности такое: от слова, чья частеречная принадлежность имеет это Z, к слову, частеречная принадлежность которого не имеет этого Z. Вывод: Z процесса есть у глаголов, следовательно, исходный глагол)

глухой ® глушьØ (Z корня признаковое, мотивируется прилагательным)

тихий ® тишьØ

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню хотя бы в одном однокоренном слове):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

В связанных корнях лексическое значение ослабляется. Значение такого корня можно выделить лишь при сравнении лексических значений всех слов, содержащих этот корень, за вычетом значений приставок и суффиксов.

Например:

вверг нуть, сверг нуть, низверг нуть, отверг нуть

в вергнуть - приставка имеет Z «направление действия внутрь»

с вергнуть - направление вниз

от вергнуть - направление от чего-либо

под вергнуть - направление на объект воздействия воздействия

(Z корня - «кинуть, бросить», еще в 19 веке было слово вергнуть )

Примерами связанных корней также могут служить следующие ряды слов:

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

вонз ить, пронз ить обу ть, разу ть

наде ть, оде ть, разде ть

обу ть, разу ть

В этих и других рядах слов Z корня настолько ослаблено, что семантический вес (определяющий лексическое Z слова) переносится с корня на приставку.

В некоторых пособиях связанные корни, значение которых ослабляется, называют радиксоидами (от лат. radix «корень» oid «подобный», буквально - «подобный корню»).

Почему происходит такое явление, т.е. почему появляются связанные корни?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица, ввергнуть )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению аффиксальных морфем, отметим, что в лингвистике употребляется термин аффиксоид. (от лат. affix «прикрепленный» oid «подобный», буквально - «подобный аффиксу»)

Аффиксоид -

это корневая морфема, в которой ослабляется основное значение и приближается к значению аффиксов. Различают префиксоиды и суффиксоиды, которые сближаются по своему значению соответственно с приставками (префиксами) и суффиксками.

Аффиксоиды отличаются от радиксоидов тем, что если радиксоиды употребляются в простых основах, то аффиксоиды - преимущественно в сложных (т.е. имеющих 2 корня).

полу тень

полу месяц

пол день

(полу - ослаблено Z, но на практике выделяют как корень. Об ослабленности значения свидетельствует тот факт, что корень пол//полу не употребляется самостоятельно, т.е. имеет связанное значение, значение, которое выделяется при сопоставлении всех слов с этим корнем, напр. половина )

пушкиновед (Ср. со Z слова:пушкинист )

Суфффикс -

это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

Словообразовательные суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

чист ый® чистот а

чисти ть

чисто

чистюл я

Последний суффикс (вместе с системой флексий или без флексии) обычно является показателем ЧР:

чистот а - сущ.

чистюл я - сущ.

чисто - нареч.

Формообразовательные суф . служат для образования грамматических форм слов (в зависимости от части речи), при этом сохраняется тождество лексического значения:

Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

подарок / подароч ный

старец / старч еский

Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

несØ /несл а (по сопоставлению с формами слова)

безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

разрывØ разрывать

переходØ переходить

Ø в сущ., образованных от прил. (т.е. в отадъективных существительных):

сушьØ сухой

гнильØ гнилой

По происхождению суффиксы м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

Заимствованные, в частности:

ад блокад а, клоунад а

аж массаж , типаж , инструктаж , татуаж

ант оккупант , диверсант , докторант

изм авангардизм , классицизм , марксизм

В том случае, когда перед нами стоит задача выделить в слове все живые морфемы, т.е. сделать словообразовательный анализ, необходимо

1) учитывать фонемный состав слова. Это связано с тем, что фонема [j], часто «прячущаяся» в иотированных гласныхв одних случаях принадлежит корню, в других суффиксу:

например: друз-j- а - входит в суффикс

армиj- а - входит в корень

2) учитывать мотивацию слова, и согласовывать свои предположения с типической для словообразования моделью:

при театральн ый ← театр

т.к. при вокзальн ый ← вокзал

при школьн ый ← школ а

Префикс -

Термин префикс (от лат. praetixum - «прикрепленное впереди») + калька приставка

Префикс - аффикс, который помещается перед корнем и служит для образования новых слов с новым лексическим значением.

пра дед дед

под группа группа

не красивый красивый

с писать писать

Приставки, присоединенные к глагольным основам, кроме словообразоват. функции, могут менять вид глагола (из глагола несоверш. вида сделать глагол совершенного вида). Такие приставки следует квалифицировать как синкретичные.

с делать (довести до разумного результата начатое дело)

по строить (-//-)

ис купать (-//-)

вы купать (-//-)

Приставки располагаются перед корнем, но могут располагаться и перед другой приставкой:

со-бирать ® на -со-бирать (набрать в большом количестве) ® по- на-со-бирать (оттенок пренебрежительности - нечто негодное).

не-счастный ® раз-не-счастный

ПРИСТАВКИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧР.

сущ.+ прист.= сущ.: дед ® прадед

прил. + прист. = прил.: новый ® неновый

глагол + прист.= глаг.: спать® поспать

нареч. + прист. = нар.: ныне ® поныне

Приставки могут иметь алломорфы :

в//во внести/войти

вз//воз взрастить /возделать

вс//вос вскопать/воспеть

Но среди приставок это менее распространенное явление, чем среди суффиксов. И большинство приставок не видоизменяется.

По происхождению приставки бывают собственно-русскими и иноязычными. Большинство - собственно-русских, и восходят к общеславянскому и индоевропейскому периодам. Они обычно соотносятся с предлогами:

предлог в и приставка в (во йти в дом)

из – из (из ымать из обращения)

от - от (ото йти от дома)

Некоторые русские приставки сложились на базе частиц:

не неурожай, некрасивый

ни ничто, никуда

кое кое-как, кое-что

Иноязычных приставок немного:

а =не, без аморальный, алогичный
анти Z «противоположный» античастица
архи Z чрезмерности архиопасный
де Z разрушения, возврата денационализация
дез Z уничтожения, отсутствия дезорганизация
дис Z уничтожения, отсутствия дисквалификация, дисгармония
инфра Z «внутри» инфраструктура (внутренняя структура)
интер между интервокальный
ультра ультрамодный (высшая степень качества)
ир не ирреальный
ре снова, пере (= переделать) реорганизация
псевдо, квази и некот. др. Z «ненастоящий, лживый» квазиязык псевдонаука

Приставки могут быть только материально выраженными, НУЛЕВЫХ ПРИСТАВОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Прежде чем говорить о других аффиксальных морфемах, следует обобщить и сопоставить некоторые сведения о приставках и суффиксах.

Суффикс Приставка
Суффиксы нередко бывают спаяны с окончаниями, совместно выражая с ними грамматическое Z: стар-и-ть (инфинитив) молод-ость-Ø (сущ. ж.р.) говор-ун-Ø (сущ. м.р.) Приставки по преимуществу не участвуют в реализации грамматического Z (за искл. глаголов)
словообразовательный суффикс может либо менять, либо не менять принадлежность слова к ЧР дом – домик дом – домашний приставка никогда не меняет принадлежности слова к ЧР: пункт – подпункт веселый – развеселый бежать – убежать
один и тот же суффикс не может образовать слова разных ЧР: -лив- - всегда суф. прил. (молчаливый, терпеливый) -ец - суф. сущ. (храбрец, строптивец, кормилец ) приставка безразлична к частеречной принадлежности слова, т.е. одна и та же приставка м. присоединяться к словам разной частеречной принадлежности: раз-: развеселый, раскрасавица со-: соавтор, сопереживать
Суффиксы могут коренным образом поменять лексич. Z слова: белок (Z «часть яйца») тигренок (Z «детеныш тигра») Не меняет коренным образом лексического Z слова, а лишь вносит в это Z дополнительный оттенок. Напр. раз- - оттенок Z «очень» - раскрасавица глагольные приставки имеют оттенок Z - указание на направление: убежать, прибежать
Мало характерны для глаголов, очень распространены у имен сущ. и прил. Мало характерны для существительных, очень распространены у глагола
Часто вызывают различные чередования: бумага - бумажный горох - горошек Практически не влияют на фонемное строение слова
Могут быть материально выраженными и нулевыми (тишина, тишьØ ) Всегда материально выражены
И еще 1 особенность, свойственная приставкам
Могут иметь побочное, добавочное к основному ударению: сòнанимáтель (что препятствует даже фонетической редукции безударных гласных)

Кроме того отметим, что иногда слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса - это приставочно-суффиксальный способ образования слов. Например,

при школьн ый ← школ а

за озерj э ← озер о

В таком случае, ученые говорят не о двух разных словообразовательных морфемах - приставке и суффиксе, а об одной морфеме, которую называют конфиксом .

Можно ли использовать этот термин?

1. Он может использоваться при морфемном разборе (когда для доказательства морфемной структуры подбираются слова с такой же структурой). Например, доказательством приставки и суффикса в слове заозерье будут слова забайкалье, закарпатье.

2. Нецелесообразно пользоваться им при словообразовательном анализе, поскольку в последнем случае потребуется замена привычного термина приставочно-суффиксальный способ другим - конфиксация, что не совсем удобно.

Постфикс

Термин - от лат. postfixum - «прикрепленное после».

Термин постфикс используется в лингвистич. науке в 2 ZZ:

широкое Z: «любая аффиксальная морфема находящаяся после корня (суффикс, флексия, пофлексийный суффикс)»

Мы будем использовать в узком смысле, согласно которому постфикс - это аффиксальная внутриоснó вная морфема, располагающаяся после окончания и служащая для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом. В некоторых пособиях вы можете встретиться с этим термином.

Постфикс входит в основу .

Самыми распространенными постфиксами являются глагольный постфикс –ся и местоименные постфиксы –то, -либо, -нибудь.

Постфикс присоединяется к глагольной основе:

учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

ff - уч-ишь-ся, учащ-ий-ся (f причастия)

Постфиксы –то, -либо, -нибудь образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь.

Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

к-ого-то

к-ому-то

к-ем-то

ч-его-то

Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:

Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

Иногда возникает необходимость квалифицировать то или иное явление, как, например, определить, какой морфемой является -нибудь в словах:

Какой-нибудь

кто-нибудь постфиксы, т.к. после окончаний местоимений

Когда-нибудь

где-нибудь суффиксы, т.к. в наречиях нет окончаний

Проделаем аналогичную процедуру применительно к глаголу и его формам:


разбежаться

разбежавшийся постфиксы, т.к. после окончаний

разбегусь

разбегиØсь

разбежавшись - суффикс, т.к. в деепричастиях нет окончаний

Флексия

Термин флексия - от лат. flexio «сгибание», в русской лингвистике используют дублетный термин окончание , который свидетельствует о завершающей позиции в слове. И действительно, в большинстве случаев окончание замыкает слово.

Флексия - аффикс, который находится за пределами основы и служит для образования форм данного слова.

«Русская грамматика-80» приводит такое определение флексии:

Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен -а , стен -ы, стен -е..., ст ен -ы ; красн -ый , красн -ая , красн -ое , красн -ые ; пиш -у , пиш -ешь , пиш -ет , пиш -ем ...

К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести ).

Окончания выделяются только в изменяемых словах. Неизменяемые слова не имеют окончаний.

Чтобы правильно выделить окончание, надо изменить слово с учетом его частеречной принадлежности:

столØ, стол-а, сто-у (сущ., измен. по числам и падежам)

мор-е, мор-я, мор-ю

зданиj-э, зданиj-а, зданиj-у

бер-у, бер-ешь, бер-ем, бер-ете (глагол, изменяется по лицам и числам)

шел, шла, шло, шли (глагол в прош. вр. изменяется по родам и числам)

к-то, к-ого, к-ому (мест., измен. по падежам)

лисийØ, лис’j-его, лис’j-ему (прил., изм. по родам, числам, падежам)

Поэтому окончание служит средством выражения самых различных GZZ:

· у сущ. - Z числа, падежа

· прил. - рода, числа, падежа

· глаг. - накл., времени, числа, лица

При помощи окончания слова соединяются в словосочетание и предложение. Это является основанием для того, чтобы отнести русский язык к флективным языкам. То есть морфемы имеют национальную специфику.

При пом. окончания образуются формы одного и того же слова:

· у сущ. - 12 падеж. ff

· у личных форм глагола - 6 форм (три лица, ед./мн.ч. - гружу, грузим )

Мы с вами упомянули, что в большинстве случае постфикс замыкает слово, исключение составляют 2 случая:

1. Когда после флексии находится постфикс (кто-то, какой-то, раскрасившийся )

2. Некоторые слова имеют 2 окончания. Это явление имеет название внутриоснóвных окончаний и проявляется лишь у одного класса слов - у имен числительных:

пять-Ø-десят-Ø

пят-и-десят-и

пять-ю-десять-ю

четыр-е-ст-а

четыр-ех-сотØ

четыр-ем-ст-ам

Причины такого лингвистического поведения числительных кроются в исторических фактах, среди которых назовем лишь три:

1. числит. - это замкнутая группа слов с нехарактерным поведением (т.е. с минимальным влиянием аналогии)

2. внутриосновное окончание свидетельствует о неполном сращении в одно слово двух компонентов

3. тенденция «причесать» числительные, т.е. лишить их внутриосновного окончания прослеживается в разговорной речи, когда числительные перестают склонять. Однако этому препятствует нормативный аспект литературного языка.

Окончания могут быть материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, то есть окончание несет GZ и выделяется по сопоставлению с другими формами того же слова.

учительØ (Z м.р., ед.ч., Им.п.), учителя

геройØ (-//-), героя

мать (Z ж.р., ед.ч., Им./Вин. пад.), матери

Сложно выделять Ø-окончания

· в словах, имеющих суффикс j (или алломорфы этого суффикса):

волч-иj-Ø

волчьj-его

волчьj-ему

· у сущ. на –ие, -ия

зданиj-а (им., мн.)

зданийØ (род., мн)

· в кратких прил. м.р. выделяют по сопоставлению с формами ж. и ср. рода:

храбрØ, храбр-а, хрáбр-о

· в числит.

одинØ, одн-ого

· в формах прошедшего времени м.р. по сопоставлению с формами ж. и ср. р.

несØØ (две нулевые морфемы), несл-а, несл-о

добегалØся, добегал-а-сь, добегал-о-сь

То есть при выделении Ø-окончания действует общее правило выделения окончаний.

Интерфикс

это незначимая морфема (или морфема, не обладающая Z), она используется для благозвучного устройства слова.

Напр., необходимо образовать прил. от слова Ялта ® ялт(ин)ский (чтобы слово звучало эстетично):

поить ® пои(л)ец (суф. со Z лица, согласный появляется для преодоления нехарактерного для исконно русских слов стечения гласных)

жить ® жи(л)ец

петь ® пе(в)ец

Интерфикс чаще всего используется

· на стыке корня и суффикса:

кофе ® кофе(й)ный

купе ® купе(й)ный

Сомали ® сомали(й)ский

· между двумя корнями (то, что называют соединительной гласной):

дым(о)ход

пар(о)воз

В сложных словах кроме интерфиксов о, е , могут быть и другие:

дв(ух)этажный (это не окончание,

потому что не изменяется)

ялт-инск-ий

жи-лец

С термином интерфикс в лингвистической науке сложилась парадоксальная ситуация:

ü С одной стороны, этот термин находятся в ряду таких как префикс, суффикс, постфикс. Его латинская природа ясна - «находящийся между».

ü С другой стороны, высказывается мнение, что нецелесообразно говорить об интерфиксе как о морфеме, поскольку морфема имеет Z, а интерфикс - нет. Поэтому интерфикс еще называют «незначимой прокладкой» (Земская Е.А.) или «асемантическим элементом» (Гридина Т. А.).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Классификации морфем по их роли и месту в составе слова

По роли и месту в составе слова всœе морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы) по отношению к корню распределяются на:

6. суффиксы

7. постфиксы

8. приставки

9. окончания

10. интерфиксы.

Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

Шанский: вы-ну-ть

По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

Следовательно, крайне важно учитывать новое в науке.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 SS

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

лес ® лесок ® лесочек

Корни имеют несколько групп ZZ :

· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всœех производных словах:

дом ® домашний (всœе равно предметное Z)

соль ® солить (всœе равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

В случае если нужно установить, какое слово от какого произошло, крайне важно учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

Но в учебниках в данном вопросœе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Οʜᴎ возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z ʼʼубирать хлебʼʼ)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z ʼʼсдавливатьʼʼ)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни бывают свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всœегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Οʜᴎ выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

Почему происходит такое явление?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

  • 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

    Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

    Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

    Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

    Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

    Корни могут быть уникальными , например: тюбик, вдруг, если, я, мы и др. Уникальными могут быть только свободные корни.

    7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.

    Сам по себе корень в словообразовании участвовать не может, только в составе основы. Основа – это та часть слова, которая обязательно содержит в своём составе корень. Основа может быть одноморфемной и включать только корень и полиморфемной , содержащей помимо корня аффиксы. Обычно слово имеет только один корень, однако есть в русском языке слова со сложной основой, т.е. включающие несколько корней (чаще два). Такая ситуация ослабляет статус корня и сближает его с аффиксами. Такие корни принято называть аффиксоидами . Аффиксоиды – это такие корни или сочетаний корня с аффиксами, которые регулярно используются для образования сложных и сложно-суффиксальных слов. Любая сложная основа состоит из аффиксоидов.

    В зависимости от того, какое место аффиксоид занимает в слове, выделяют:

    1. Префиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции приставки (префикса). Типичными префиксоидами являются полу-, пол - (полу защитник, полу лежа, полу денный ); еже - (еже недельник, еже часный ).

    2. Суффиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции суффикса: -вар (мыловар, пивовар), - вед (кра-евед, языковед), - вод (пчеловод, экскурсовод), - воз (лесовоз, углевоз), - дел (винодел, маслодел), - кол (дровокол, ледокол), - коп (землекоп, углекоп), - лов (зверолов, птицелов), - мер (водомер, землемер), - мёт (миноёт, огне-мёт), - лов (птицелов), - провод (газопровод, путепровод), - рез (труборез, хлеборез), - ход (теплоход, эле-ктроход), - носец (орденоносец, рогоносец), - образный (винтообразный, шарообразный), - творный (жизнетворный, снотворный).

    3. Конфиксоиды – корневые морфемы, выступающие в роли конфикса: крест -о- вид - н -ый, железн -о-дорож- н -ый, остр -о-лист- # -ый.

    Ряд аффиксоидов выделяется по семантическому признаку. Например: пушкино вед – пушкин ист .



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта