Главная » Маринование грибов » Культурное развитие ивановского края. Ивановская область, россия

Культурное развитие ивановского края. Ивановская область, россия

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Культурно-духовное развитие ивановского края 14-16 века. Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители:Святоезерская пустынь (г. Южа)Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности)Макарий Решемский монастырь (п. Решма)1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь Заслуги митрополита Киприана Он ввёл единый устав богослужения;По указанию Киприана составлен летописный свод важнейших событий, происходящих на Руси в то время Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь. Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей.Местный иконописецГерасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена. Реформы Никона. В середине 17 века патриарх Никон ввёл реформу церкви, переписав заново Новый завет.С нововведениями в религию многие были не согласны. Противников реформы Никона называли старообрядцы. Старообрядчество широко распространено в ивановском крае.В Кинешме это Капитон Колесников, около Юрьевца- протопоп Аввакум.Они призывали людей не ходить в церковь, не читать новых божественных книг, были противниками царя. Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в)Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в)Воскресенская церковь в Лухе(17 в)Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)


Приложенные файлы

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д. Лихачев

Ивановская область и г. Иваново в обыденном сознании чаще всего ассоциируются с такими понятиями, как текстильный край, Первый в России Совет рабочих депутатов 1905 года. Но Ивановская земля - свидетель и многих других важнейших исторических событий прошлого и настоящего. Ее богатая история и культура тесно переплетаются с многовековой историей Отечества и уходят в глубь веков. Между тем, Ивановская область как административное образование сравнительно молода. Созданная лишь в 1918 году, она включила в себя окраинные земли Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской губерний и явилась наследницей богатейшей истории и культуры Владимиро-Суздальской Руси.

Малоплодородные суглинистые почвы не способствовали развитию в нашем крае хлебопашества. Они не могли прокормить людей, и местное население вынуждено было заниматься ремеслом и торговлей. Вследствие этого здесь стало быстро развиваться льноткачество, а позднее и производство ситца. Уже к началу XIX века наш край стал центром текстильной промышленности России.

Пережив жестокие времена (монголо-татарское нашествие, польско-шведскую интервенцию), край сохранил свою самобытность в разноцветье тканей, в народных традициях и промыслах. Среди них - получившее мировую известность искусство мастеров лаковой миниатюры и иконописи Палеха и Холуя.

Не только историей городов известен Ивановский край, но и людьми, отдавшими ей свой труд и талант. С нашим краем связаны имена общественных деятелей, ученых, меценатов, деятелей литературы и искусства. Среди них - астроном Бредихин, архитекторы братья Веснины, И.В.Цветаев (основатель Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве), предприниматели и меценаты Гарелины, Бурылины,

Краведческий музей имени Д.Г. Бурылина

Гандурины, художник Левитан, великий русский драматург Островский и многие другие. Их имена знают и помнят на Ивановской земле.

Ивановский край - составная часть Золотого кольца России. Здесь находится немало исторических и культурных памятников: Успенская деревянная церковь в Иванове (конец XVII века)

Николо-Шартомский монастырь близ Шуи,

упомянутый впервые в 1425 году, Щуд-ровская палатка - первое в Иванове каменное строение (конец XVII века).

Самобытные культурные и народные традиции края сохраняют музеи, в том числе уникальные, единственные в стране: Музей ситца в Иванове,

Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе; театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»).

Ивановский край с полным правом можно назвать студенческим. Здесь сосредоточен высокий научный потенциал: восемь государственных высших учебных заведений, научно - исследовательские и проектные институты, где ведутся разработки по самым различным направлениям науки и техники.

Иваново в XVI-XVIII вв.

Первое упоминание об Иванове относится к 1561 году и по преданию связано с именем Ивана Грозного. Именно в этом году Иван Грозный пожаловал своей родне - князьям Темрюковичам-Черкасским. Но документ о "пожаловании" села не был опубликован ни тогда, ни позднее, и неизвестно существовал ли он. Судя по результатам археологических раскопок, поселение возникло задолго до ХVI в. Действительно достоверные сведения о селе относятся к началу ХVII в., ко времени крестьянской войны и польско-шведской интервенции. Иваново стало центром феодальной вотчины. Владельцы села в 1579 г. построили возле него мужской Покровский монастырь (на месте нынешнего Дворца искусств). Рядом с монастырем стали селиться крестьяне, и возникла монастырская слобода Притыкино (ныне ул. Крутицкая). Крестьяне села Иваново занимались хлебопашеством, ремеслом, торговлей.
В ХVII в. Иваново становится центром холщевого промысла. Изготовляли холст с помощью ручного ткацкого станка, а пряли лен крестьяне в деревнях при помощи веретена и прялки. Холсты отбеливали по берегам реки Уводь. В конце этого столетия возникает набойный промысел на холсты стали наносить рисунок. В селе Дунилово процветал скорняжный промысел. Здесь было 37 лавок, 40 навесов, 16 полков, 4 кузницы. Оживленно развивалась торговля и в Кинешме.
В первой половине ХVIII века село превратилось в крупное промысловое и торговое село. В 1705 году по указу Петра Первого в Иванове была учреждена таможенная изба для сбора в казну различных пошлин с торговли. В 1743 году село, долгое время, принадлежащее князьям Черкасским, перешло к графу П.Б. Шереметеву.

Ивановская область в XIX вв.

В период войны 1812 года население области принимало активное участие в деятельности ополчения. В селе Егорьеве Ивановского района находится могила героя войны 1812 г. генерала Е.И. Властова.
Ивановский край издревле являлся одним из центров ткачества и переработки льна в России. Уже в первой трети XIX в. за Ивановом и окружающими его селами и деревнями, за уездными городами Шуей и Кинешмой прочно закрепляется репутация текстильного края. Край производил большую часть хлопчатобумажной продукции России, его сравнивали с Англией, в то время славившейся своим текстилем (Иваново - с Манчестером, Шую - с Ливерпулем). На крупнейших ярмарках заводится «особенный ряд», названный ивановским.
К концу прошлого века, как результат бурного развития промышленности после освобождения крестьян в 1861 г., в России сложился целый ряд крупных экономических районов. Одним из них был Иваново-Вознесенский промышленный район, охватывающий северные индустриальные уезды Владимирской губернии и южные индустриальные уезды Костромской губернии. Этот фабричный край был разделен прямо по своей середине административной границей между Владимирской (Шуйский уезд) и Костромской (Кинешемский и Юрьевецкий уезды) губерниями. Граница эта возникла еще в 1778 г., когда в период царствования Екатерины II было установлено новое деление Российской империи на губернии. Она просуществовала 140 лет - с 1778 по 1918 г.
В 1871 году село Иваново и посад Вознесенский получили статус безуездного города под названием Иваново-Вознесенск. В момент образования в нём насчитывалось 48 фабрик и заводов, на которых работало свыше 10 тысяч рабочих.
В 1871 году в общем количестве предприятий, расположенных в Ивановском районе, текстильные составляли 18 процентов, но они концентрировали более 80 процентов рабочих и давали почти 90 процентов промышленной продукции. Значительная часть остальных предприятий была тесно связана с основной, текстильной отраслью: они производили оборудование, красители и другую продукцию, необходимую для производства тканей.
За период 1867-1913 гг. в текстильной промышленности края произошло сокращение числа предприятий с 357 до 243. Одновременно количество занятых на них рабочих возросло с 62 тысяч до 260 тысяч, или более чем в 4 раза. Росту крупной промышленности способствовало широкое применение паровых машин. Первые паровые двигатели появились в Иванове в 1832 году, в Шуе - в 1846-м.
Процесс концентрации промышленности и применение паровых двигателей способствовали образованию и укрупнению промышпенных центров. К 1879 году такими центрами в Ивановском крае были города Иваново-Вознесенск (49 предприятий), Шуя (38), Кинешма (4), села Тейково (4), Кохма (9), Яковлевское (5), Родники (4) и ряд других, предприятия которых были тесно связаны с текстильными фабриками Иваново-Вознесенска.
Развитию текстильной промышленности благоприятствовали и неплохие транспортные условия. Реки Волга, Ока и Кама связывали край с хлебородным юго-востоком, горнорудным Уралом, с центром России, с Балтийским и Каспийским морями.
В 60-х годах XIX века была построена железная дорога, которая дала Иваново-Вознесенску транспортный выход на Нижний Новгород, Москву, Кинешму. В итоге промышленность края получила еще более широкие возможности для получения сырья и вывоза продукции на рынки сбыта.
Иваново-Вознесенск быстро рос. Уже к 1900 году в нем было 59 промышленных предприятий, а число рабочих достигло 27 тысяч человек. Развитие хлопчатобумажной, металлообрабатывающей, химической, машиностроительной промышленности сделало Иваново-Вознесенск производственным центром крупного текстильного района.

Ивановская область во время Граждаской войны 1917 г.

Вместе с ростом промышленности росло революционное движение. Начиная с 70-х годов XIX века история отмечает всё увеличивающееся количество стачек и забастовок, все более крупные их размеры и всё большую организованность. Так, только в семидесятые годы в Иваново-Вознесенском районе произошло 12 стачек.
В октябре-ноябре 1917 года произошла всеобщая стачка текстильщиков района, совпавшая по времени с Октябрьской социалистической революцией. Стачка проходила под руководством Иваново-Вознесенской партийной организации, что окончательно предрешило вопрос о центре будущей губернии.
6-7 декабря 1917 года состоялся представительный съезд Советов, профессиональных союзов, фабрично-заводских комитетов и кооперативов городских и земских самоуправлений всего района. Съезд признал необходимым создание губернии и избрал Иваново-Кинешемский районный Совет рабочих и солдатских депутатов, которому поручил «подготовить материалы к очередному съезду как по вопросу образования новой губернии, так и по вопросу организации власти этой новой губериии». Были образованы комиссариаты труда и промышленности с центром в г. Иваново-Вознесенске, распространившие свою деятельность на территорию будущей губернии.
28-29 января 1918 года состоялся I съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Иваново-Кинешемского района. На этом съезде было определено ядро будущей губернии, перечислены уезды, которые предполагалось включить в ее состав, и согласовано название - Иваново-Кинешемская. Второй съезд Советов Иваново-Кинешемского района объявил себя губернским учредительным съездом. Он образовал специальную комиссию по организации губернии и избрал губернский исполнительный комитет.
Ядром губернии стали те районы и уезды Владимирской и Костромской губерний, на территории которых уже полностью развернули свою работу губернские учреждения: комиссариаты труда, промышленности, продовольствия.
В середине июня 1918 года в Москву для решения вопроса об организации губернии выехала делегация во главе с М. В. Фрунзе.
Коллегия комиссариата внутренних дел 18 июня 1918 года приняла предложение ивановцев и постановила образовать Иваново-Вознесенскую губернию с центром в Иваново-Вознесенске.
В состав вновь образованной губернии перечислялись:
от Костромской губернии - Кинешемский и Юрьевецкий уезды полностью и двадцать волостей Нерехтского уезда;
от Владимирской губернии - Шуйский уезд полностью, девять волостей Суздальского и семь волостей Ковровского уездов.
Этим актом был административно объединен экономически однородный район с промышленно развитым и сильным центром - городом Иваново-Вознесенском.

Ивановская область в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года мирную жизнь страны прервало нападение фашистской Германии. Уже в первый день войны в Иванове прошли массовые митинги и собрания, на которых люди клялись не щадить сил и жизни ради защиты Отечества. В городе открылось десять призывных пунктов, но еще до получения повесток многие подавали в военные комиссариаты просьбы об отправке на фронт добровольцами.
Целый ряд воинских частей, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, с полным правом можно назвать "ивановскими" по своему составу. Первой из них была 307-я (впоследствии Новозыбковская) стрелковая дивизия. 14 августа ивановцы торжественно проводили ее на местном стадионе "Динамо" (ныне - стадион "Текстильщик"), а уже 22 августа часть вступила в бои на Брянщине в районе города Стародуба. В начале 1943 года дивизия участвовала в Воронежско-Касторненской операции, летом 1943 года отбивала атаки врага на северном участке Курской дуги, обороняла поселок Поныри.
332-ю (Иваново-Полоцкую) стрелковую дивизию им. Фрунзе, укомплектованную осенью 1941 года, в октябре направили под Москву. В период нашего наступления в декабре 1941 - январе 1942 годов она продвинулась на запад более, чем на 300 километров, освободив города Андреаполь, Западную Двину и 920 других населенных пунктов. В феврале 1942 года дивизию выдвинули в район города Велиж Смоленской области, где шли тяжелые бои. Неся значительные потери, она освободила город в сентябре 1943 года. В память этих событий одну из улиц Иванова назвали Велижской. Солдаты и офицеры 332-й дивизии сражались в северной Белоруссии в районе города Полоцка. За эти бои часть получила наименование Полоцкой. Свой боевой путь дивизия закончила у города Лиепаи в Латвии.
117-я стрелковая дивизия, сформированная в декабре 1941 - феврале 1942 годов, была направлена на Калининский фронт. В феврале 1944 года она взламывала оборону противника у города Невель на Псковщине, освобождала Белоруссию. В составе 1-го Белорусского фронта ивановцы взяли польский город Люблин, отличились при форсировании Вислы и дошли до Берлина.
Ядро 49-й (Рославльской) стрелковой дивизии, формировавшейся в крае в течение 1942 года, составили ополченцы Ивановского рабочего полка имени Фурманова (позднее 222-й полк). Дивизия сражалась в Сталинградской битве на окраине Сталинграда в районе завода "Баррикады". Затем были бои на Курской дуге, освобождение Смоленщины. Осенью 1943 года часть прошла по дорогам войны около 200 километров, особенно тяжелыми выдались бои за город Рославль в Смоленской области, в честь которого дивизия и получила свое название. Летом 1944 года она прошла с боями около 700 километров по территории Белоруссии и Литвы. В январе 1945 года 49-я дивизия участвовала в прорыве линии обороны противника южнее Варшавы, форсировала Вислу и Одер, штурмовала сильно укрепленный Франкфурт-на-Одере, а в конце войны ликвидировала фашистскую группировку в районе Берлина.
В Иванове начинался путь легендарной авиаэскадрильи (затем - авиаполка) "Нормандия-Неман". По соглашению между правительством СССР и патриотической организацией "Сражающаяся Франция" в конце 1942 года в Советский Союз прибыла группа французских летчиков. Базой для формирования новой части стал аэродром на северной окраине Иванова. Летчикам обеспечили приличные жилищные условия, предоставили 14 самолетов ЯК-1. В 1943 году французы уже воевали бок о бок со своими советскими товарищами по оружию.
Десятки тысяч ивановцев были награждены орденами и медалями. В. С. Гришанов и В. И. Пипчук стали полными кавалерами всех трех степеней Ордена Славы, который, как и Георгиевский крест в русской армии, вручался за особое мужество на поле боя. 34 ивановца удостоились звания Героя Советского Союза. Среди них танкист Г. П. Александров и летчик С. И. Лазарев, сапер В. И. Веселов и артиллерист М. Я. Дубровин, разведчик И. М. Лобанов и пулеметчик В. П. Антонов.
Всего за годы Великой Отечественной войны добровольцами и по мобилизации из Иванова ушли на фронт около 70 тысяч человек, из них 27 тысяч не вернулись домой.
Оенью 1941 года в период сражения под Москвой фашисты подошли совсем близко к границам Ивановской области. В связи с этим 22 октября в Иванове, как в прифронтовых городах, был создан Городской комитет обороны. Осенью 1941 года вокруг Иванова возникла целая сеть укреплений: доты, дзоты, противотанковые рвы и "ежи", лесные завалы. В городе появились многочисленные бомбоубежища на несколько десятков тысяч человек. Во дворах домов сооружались земляные щели и укрытия.
Уже в первые месяцы войны в область поступали тысячи раненых. Госпиталями стали гостиницы, школы, общежития вузов и техникумов, промышленные предприятия. 6 тысяч юношей и девушек занялись их обустройством. Благодаря таланту врачей и внимательному уходу около 90% раненых из госпиталей возвращались в строй.
В область прибыло около 100 тысяч беженцев. Еще 8 июля 1941 года для них в Иванове создали эвакуационный пункт с общежитием, столовой и больницей. Усталые, полуголодные люди получали здесь первую медицинскую помощь, жилье.
Иным стал и облик города. С наступлением темноты окна в домах и на предприятиях плотно занавешивались. Специальные дежурные обходили улицы и строго следили за соблюдением светомаскировки. На улицах стояли ящики с песком на случай бомбардировки зажигательными бомбами. Сотни ивановцев с лопатами направлялись по Лежневскому шоссе строить оборонительные сооружения на подступах к городу. С перебоями работал общественный транспорт, часть трамваев приспособили для перевозки раненых. Не хватало топлива, дома плохо отапливались.
Враг оккупировал многие основные житницы страны, поэтому возникли серьезные трудности с продовольствием. Особенно тяжелой выдалась первая военная зима. По карточкам выдавались товары первой необходимости: рабочим 600 граммов хлеба в день, так называемым "иждивенцам" - 400 граммов, детям - 300 граммов.
Украина, Белоруссия, Смоленщина, где находились многие текстильные предприятия, оказались под оккупацией, остановились и фабрики блокадного Ленинграда. Поэтому Ивановская область играла особенно важную роль в вещевом снабжении армии. Промышленность перестроилась на военный лад, фабрики стали выпускать вату, марлю, ткани для обмундирования. Швейники шили военную форму и белье, маскировочные халаты и парашюты. Только рабочие Ивановского меланжевого комбината за 1941-1945 годы дали фронту около 100 млн. метров тканей, т. е. одели 12 миллионов бойцов.
В 1943 году неподалеку от Иванова в бывшей помещичьей усадьбе, живописно расположенной на берегу Харинки, открылся Дом творчества композиторов (прежний в городе Руза Московской области был разрушен во время оккупации). В годы войны в нем отдыхали и работали М. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Т. Хренников, В. Мурадели, Р. Глиэр, Н. Мясковский. Д. Шостакович написал здесь значительную часть 8-й симфонии, С. Прокофьев - 5-ю симфонию, Н. Мясковский - виолончельный концерт.

Ивановская область в послевоенные годы

В послевоенные годы главной задачей страны было восстановление народного хозяйства основные ресурсы и средства направлялись в те республики, края и области, по которым прошла война.
На всем протяжении своей истории Ивановская область оставалась типичным индустриальным образованием. В 1950-е - 1960-е годы бурно развивалось машиностроение и другие отрасли. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Иваново являлось центром Верхневолжского совнархоза - крупного регионального экономического объединения на северо-востоке европейской части России.
Ивановская область - составная часть «Золотого кольца» России, на ее территории сосредоточено множество памятников истории и культуры. Наиболее значительными из них являются небольшой старинный город Плёс на Волге и посёлок Палех - родина всемирно известной русской лаковой миниатюры.
С ивановской землей связана жизнь и деятельность графов Шереметевых, поэтессы М. Цветаевой, архитекторов братьев Весниных, драматурга А. Н. Островского, путешественника адмирала Г. И. Невельского, художника И. И. Левитана, певца Ф. И. Шаляпина, ученого Н. Н. Бенардоса, отца и сына Тарковских и многих других.

Введение _________________________________________________________3

1. Архитектура в Ивановском крае со времен древней Руси до XVII века ___4

2. Архитектура края в XVII-XIX веках ________________________________6

3. Архитектура в Ивановском крае в XX веке _________________________11

Заключение ______________________________________________________14

Список литературы _______________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов.

Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области.

Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.

АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ СО ВРЕМЕН ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XVII ВЕКА

Заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается с IX в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу XII-XIII вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории.

В X-XI вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости, прежде всего, появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) .

Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую пустынь, основанную в кон. XIV в. и позже преобразованную в Святоозерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево). В XV в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский и Тихонов Лухский монастыри.

К сожалению, сегодня нельзя судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.

В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни.

В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени.

Однако два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения в Иванове и Воскресения в Билюкове (перевезена в Плес). Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.

Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к сер. 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.

Соборы Николо-Шартомского (1649) и Спасо-Кукоцкого (1673) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель. По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.

2. АРХИТЕКТУРА КРАЯ В XVII-XIX ВЕКАХ

Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода (не сохранился).

Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) находятся в русле иной архитектурной традиции. Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях.

Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове.

По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами, - двустолпная, со световой главой между столбами.

В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор введены изразцы.

В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания.

Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам. Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением. Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спас-Березники (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями.

Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.

Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией. Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко .

Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения. С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699).

Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801).

Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755) .

Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую.

Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных.

Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.

На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове (которая отличается очень высоким качеством). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789).

К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) и Лежневе (1832), проектирование которых связывают с именем Я. Маричелли .

Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Кстати, часы сегодня идут.

Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций.

В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в. (церковь Воскресения в Воскресенском Савинского р-на, 1812).

С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений.

Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля .

Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых.

Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре, построенной в усадьбе Преображенское одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла.

3. АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ В XX ВЕКЕ

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель.

Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе .

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902).

В начале XX в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С.Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения. В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения. Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

В 1915-1917 гг. в Иванове по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 г.).

Своеобразный храм в неорусском стиле, характеризовался стройностью объема и был увенчан высоким шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно.

Следует отметить, что на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы.

Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в.

На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г .

Этим же обстоятельством можно объяснить, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На территории Ивановской области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются XVII веком. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период XIX-XX вв., что совпадает со временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков.

В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002.

Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.

Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории ивановской области. Иваново, 2004.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М.: Наука, 1999.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 155.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта