Главная » Маринование грибов » Основные военные действия 1941 1942 таблица. Великая отечественная война

Основные военные действия 1941 1942 таблица. Великая отечественная война

ISBN 5-02-030625-8 (т. I); ISBN 5-02-030636-3

Введение

Тувинцы - коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. На территории Тувы, расположенной в бассейне Верхнего Енисея (площадь 175,5 тыс. км 2), проживают 223 150 тувинцев, что составляет 67,3 % от всего населения республики (общая численность 310 200 чел.). Часть этнических тувинцев проживает в Монголии (25 тыс.), Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район - около 5 тыс.) и в Красноярском крае (с. Верхнеусинское).

В начале 1960-х гг. была подготовлена к изданию первая обобщающая работа «История Тувы», состоявшая из двух томов и охватившая период от каменного века до 1962 г. Названная работа, созданная коллективом учёных Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ныне - Тувинский институт гуманитарных исследований), основана на значительном фактическом материале, большая часть которого была получена путём кропотливого изучения различных письменных источников, архивных, полевых археологических и этнографических материалов, а также отечественной и зарубежной литературы. К подготовке издания были привлечены научные центры Сибири, Москвы и Ленинграда.

Однако существовавшая общественно-политическая система и её идеологические установки оказали негативное влияние на полноту и характеристику исторических фактов: одни из них замалчивались, другие не получали объективной интерпретации, что не могло не отразиться на содержании этого в целом очень ценного труда.

Кроме того, со времени выхода в свет «Истории Тувы» накопилось большое количество археологических, этнографических материалов, письменных и других источников, которые требуют введения в научный оборот.

В настоящее время назрела необходимость переиздания этого труда, столь нужного тем, кто искренне интересуется многовеко-

вой историей тувинского народа - одного из древнейших этносов Центральной Азии, и прежде всего самим тувинцам. Двухтомная «История Тувы», опубликованная свыше тридцати лет назад, стала библиографической редкостью. По постановлению Правительства Республики Тыва (Тува) было решено переиздать опубликованную ранее на русском и тувинском языках «Историю Тувы», существенно переработав её и дополнив новыми данными в свете современного развития исторической науки. Авторский коллектив стремился устранить «белые пятна» в истории Тувы, возможно более объективно раскрыть сущность исторического процесса, протекавшего в ней, что было бы невозможно ещё в сравнительно недавнем прошлом.

Главная трудность, с которой встретились авторы настоящего издания, состояла в выборе методологической позиции, выработке научной концепции и подхода к оценке отдельных исторических явлений, носящих дискуссионный характер. Это периодизация археологических культур Тувы, оценка характера некоторых общественных явлений, в том числе весьма важная проблема социального строя Тувы (в рассматриваемое время) и др. В своём видении исторического процесса авторы опираются на основополагающие положения материалистической диалектики, цивилизационный подход к истории, а надёжным ориентиром им послужили лучшие традиции отечественной и мировой исторической науки. Авторы данного фундаментального труда попытались объективно раскрыть своеобразие исторического пути тувинского народа - представителя одной из многочисленных кочевых цивилизаций Востока. Они не разделяют позиции полного отрицания ценностей пройденного пути, получающей в последнее время распространение в публицистике. Исторические факты и время доказали, что тувинский народ выбрал правильный путь развития, когда он из малочисленного этноса превратился в жизнестойкую общность, способную к устойчивому саморазвитию и освоению плодов современной цивилизации. Хронологические рамки данного издания охватывают внушительную историческую эпоху - с древнейших времен и до глобального события XX в. - Октябрьской революции 1917 года.

Отличие этого издания состоит в том, что значительное место в нем отведено вопросам формирования тувинского этноса. Введено понятие хозяйственно-культурных типов у тувинцев в период сохранения ими традиционных форм хозяйствования. Расширен круг используемых письменных источников, а также архео-

логических данных, в том числе сравнительно недавно введённых в научный оборот. В связи с этим издание дополнено несколькими новыми главами и разделами.

Среди материалов, легших в основу как первого, так и второго издания «Истории Тувы», следует прежде всего отметить археологические памятники. Их изучение было начато еще в 20-х гг. XX в. С.А. Теплоуховым, но результаты его работы долгое время оставались неопубликованными . В начале 1950-х гг. приступила к полевым исследованиям экспедиция Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, которой в 1951-1958гг. руководил С.И. Вайнштейн, опубликовавший первые работы по археологии Тувы . С 1960 по 1980 г. археологическую экспедицию ТНИИЯЛИ возглавлял М.Х. Маннай-оол, среди объектов исследования которого наиболее известен «царский» курган Аржан . Несколько полевых сезонов, начиная с середины 1950-х до 1982г., работала в Туве археологическая экспедиция МГУ под руководством Л.Р. Кызласова . В публикациях С.И. Вайнштейна и Л.Р. Кызласова был предложен первый опыт классификации археологических культур Тувы. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. велись археологические исследования несколькими отрядами (руководили ими С.И.Вайнштейн, А.Д. Грач, В.П. Дьяконова) в составе Тувинской комплексной экспедиции, возглавлявшейся Л.П. Потаповым .

В 1959-1963 гг. ценную исследовательскую работу по изучению горного дела и древней металлургии проделал Я.И. Сунчугашев .

С середины 1960-х до начала 1990-х гг. в Туве вела исследования Саяно-Тувинская археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, работавшая до середины 1970-х гг. под руководством А.Д. Грача, а затем возглавлявшаяся С.Н. Астаховым .

Важным источником данного труда явились и материалы по этнографии, а также духовной культуре, её генезису на протяжении веков, этногенезу, в том числе расселению и происхождению отдельных родоплеменных групп тувинцев .

Одним из важнейших источников истории тувинцев следует признать фольклорный материал, особенно героический эпос. Тувинским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории проведена значительная работа по сбору и публикации фольклорных произведений .

китайские летописи, собранные в труде знаменитого русского синолога Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» . Несмотря на некоторые недостатки этого труда, относящиеся преимущественно к комментариям, источниковедческое значение его весьма велико и усилено ещё изданием ценных дополнений, извлеченных из китайских источников и переведенных одним из крупнейших советских востоковедов Н.В.Кюнером .

Общеизвестную ценность имеет публикация источников о восточных и северных тюрках - тюкю, предпринятая Лю Мау-Цаем .

Кроме того, в качестве источников использованы сведения из древнетюркских рунических письменных памятников, опубликованных С.Е. Маловым, С.Г. Кляшторным, Э.Р. Тэнишевым, И.А. Батмановым, З.Б. Арагачы (Чадамба), А.Ч. Кунаа, Д.Д. Васильевым, И.В. Кормушиным, И.Л. Кызласовым и др.

Для изучения более поздних периодов истории Тувы были использованы средневековые письменные памятники, в том числе монгольская хроника 1240 г. «Сокровенное сказание» , «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина . Важное значение имеют опубликованные документы о русско-тувинских отношениях XVII в. и о русско-монгольско-китайских отношениях, связанных с историей Тувы XVII - начала XX в. , а также публикации документов из Государственного архива древних актов, «портфелей Г.Ф. Миллера» и др. Опубликованные и проанализированные в труде Б.О. Долгих по истории населения Сибири в XVII в., они содержат важные сведения о расселении некоторых тувинских родоплеменных групп.

Ценным материалом для написания ряда разделов, посвященных периоду вхождения Тувы в состав Цинской империи, послужила рукопись безвестного тувинского автора «История прежних нойонов тувинского народа», написанная на старомонгольском языке, позволившая воссоздать характер административного устройства, порядок наследования нойонами своих хошунов, роль цинских властей и др.

В качестве источников использовались также сообщения и известия русских путешественников (Е. Пестерева, Г.Н. Потанина, В.В. Радлова, Н.Ф. Катанова, Ф.Я. Кона, Г.Е. Грумм-Гржимайло и др.), исследования советских учёных, в которых имеется не только богатый фактический материал, но и серьёзный научный комментарий.

Среди работ по истории Тувы, содержащих значительный фактический материал, но испытавших существенное методологическое воздействие на оценку тех или иных фактов, следует отметить книгу P.M. Кабо, опубликованную в 1934г. , и большой труд В.И. Дулова .

Наконец, следует указать ещё на один вид источников, привлеченных для анализа этнических процессов, протекавших на территории Тувы начиная с древности. Это антропологические материалы, которым посвящён ряд работ .

Данный труд подготовлен коллективом авторов под общей научной редакцией С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Введение - С.И. Вайнштейн, М.Х. Маннай-оол, В.Д. Март-оол. Заключение - М.Х. Маннай-оол. Глава I - С.Н. Астахов. Глава II - В.А. Семенов. Глава III - М.Х. Маннай-оол. Глава IV - С.И. Вайнштейн. Глава V - Л.П. Потапов. Глава VI - Л.Р. Кызласов, дополнения С.И. Вайнштейна. Глава VII - Г.В. Длужневская, дополнения С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Глава VIII - М.Х. Маннай-оол, использованы материалы Л.Р. Кызласова. Глава IX - Л.П.Потапов. Глава X: раздел «Захват Тувы Цинской империей» - В.И.Дулов; раздел «Хозяйство, культура и быт» - В.П.Дьяконова, дополнения С.И.Вайнштейна и М.Х.Маннай-оола; раздел «Общественные отношения» - С.И. Вайнштейн, М.Х.Маннай-оол, дополнен материалами В.И.Дулова; раздел «Торгово-экономические связи с Россией» - В.И. Дулов, дополнения М.Х. Маннай-оола; раздел «Национально-освободительная борьба тувинцев» - ЮЛ. Аранчын, использованы материалы В.И. Дулова; раздел «Завершение формирования тувинского этноса» - С.И. Вайнштейн и М.Х. Маннай-оол. Глава XI - Ю.Л. Аранчын, использованы материалы В.И. Дулова.

Редакционная коллегия выражает признательность Президенту Республики Тыва Ш.Д. Ооржаку за финансовую поддержку в издании данного труда, благодарит учёных Института гуманитарных исследований Республики Тыва и всех тех, кто участвовал в его обсуждении.

История Тувы. - М., 1964. - Т. 1-2.

Теплоухов С.А. Отчёт о раскопках в Танну Туве в 1926 г.: Рукопись // Архив ГМЭ, ф. 3, оп. 1, д. 84. Материалы из раскопок С.А. Теплоухова использованы в трудах ряда исследователей Тувы.

Вайнштейн С.И. Памятники скифского времени в Западной Туве // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1955. - Вып. III; Он же. Археологические исследования в Туве в 1955 году // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1956. - Вып. IV; Он же. Некоторые итоги работ археологической экспедиции ТНИИЯЛИ в 1956-1957 гг. // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1956. - Вып. VI; Он же. Средневековые осёдлые поселения и оборонительные сооружения в Туве // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1959. - Вып. VII; Он же. Древний Пор-Бажын // СЭ. - 1964. - № 6.

Маннай-оол М.Х. Тува в скифское время. - М., 1970; Он же. Тайна кургана Аржан (на тув. яз.). - Кызыл, 1995; Он же. Археологические памятники Тувы. - Кызыл, 1964; Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Аржан - могила «царя» раннескифского времени // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1973. - Вып. VI; Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Курган Аржан по раскопкам 1973-1974 гг. // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1975. - Вып. XVII; Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. - Л., 1980.

Кызласов Л.Р. Этапы древней истории Тувы (в кратком изложении) // Вести. МГУ. Ист.-филол. сер. - 1954. - № 4; Он же. Краткая история археологического изучения Тувы // Вестн. МГУ. Сер. История. - 1965. - № 3; Он же. История Тувы в средние века. - М., 1969; Он же. Древняя Тува. - М., 1979.

Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР. - Л., 1960-1966. - Т. 1-3.

Сунчугашев Я.И. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. - М., 1969.

Грач А.Д. Древнетюркские курганы на юге Тувы // КСИА. - М., 1968. - Вып. 14; Он же. Древнетюркские изваяния Тувы. - М., 1961; Он же. Новые данные о древней истории Тувы // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. - 1971. - Вып. XV; Он же. Древние кочевники в Центре Азии. - М., 1980; Астахов С.Н. Палеолит Тувы. - Новосибирск. 1986; Длужневская Г.В. Памятники енисейских кыргызов в Туве (IX-X вв.): Автореф. дис. ... канд ист. наук. - Л., 1985; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири
(332/333)
в древнетюркскую эпоху. - Л., 1984; Семёнов В.А. Периодизация культур неолита и бронзы Тувы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1988.

Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки. - М., 1961; Он же. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. - М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. - М., 1990; Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев. - Л., 1975; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969; Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. - Новосибирск, 1987; Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Историко-этнографические исследования. - Кызыл, 1991.

Куулар Д.С. О тувинских легендах и преданиях // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. - 1959. - Вып. VII; Кыс-Халыыр. Тыва улустун тоолчургу болгаш тоогу чугаалары. - Кызыл, 1973; Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. - М., 1960; «Сказания о богатырях» / Пер. и коммент. Л.В. Гребнева. - Кызыл, 1960; Тувинские народные сказки / Сост. З.Б. Самдан. - Новосибирск, 1994. См. также: Сказки и предания алтайских тувинцев / Собр. Э. Таубе. - М., 1994; Кенин-Лопсан М.Б. Тыва ~ хамнарнын алгыштары. - Кызыл, 1992; Таубе Э. Сказки и предания алтайских тувинцев. - М., 1994; Тувинские героические сказания / Сост. С.М. Орус-оол. - Новосибирск, 1997.

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950. - Т. I; 1953. - Т. III.

Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М., 1961.

Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-türken (Tü-kue). - Wiesbaden, 1958. - Bd II. - S. 491-492.

Малов C.E. Памятники древнетюркской письменности. - М.; Л., 1951; Он же. Енисейская письменность тюрков. - М.; Л., 1952; Он же. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.; Л., 1959; Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. - М., 1964; Батманов И.А. Язык енисейских памятников древнетюркской письменности. - Фрунзе, 1959; Арагачи З.Б. Новые эпиграфические находки в Туве // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. - 1963. - Вып. X; Батманов И.А., Арагачи Т.Е. Современная и древняя енисеика. - Фрунзе, 1962; Васильев Д.Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. - Л., 1983; Кызласов И.Л. Древнетюркская письменность (опыт палеографического анализа). - М., 1990; Он же. Руническая письменность евразийских степей. - М., 1994; Он же. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков. - М., 1994; Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии. (Тексты и исследования). - М.: Наука, 1997.

Козин С.А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. - М.; Л., 1941. - Т. 1.

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. - М.; Л., 1952. - Т. 1, кн. 1.
(333/334)

Русско-монгольские отношения. 1607-1636: Сб. документов. - М., 1959 и др.

За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1615-1915): Архив, документы. - Кызыл, 1995; Дубровский В.А. Установление покровительства России над Тувой в 1914: Архив, документы. - Кызыл, 1994; Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М., 1960.

Пестерее Е. Примечания о прикосновенных около китайской границы жителях, как российских ясачных татарах, так и китайских мунгалах и сойотах, деланные Егором Пестеревым с 1772 по 1781 г. // Новые ежемес. соч. - СПб., 1793. - Ч. LXXIX. - С. 59-82; Радлов В. Из Сибири. Страницы дневника. - М., 1989; Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. 1889 г.: Рукопись // Архив МАЭ (Кунсткамера), ф. V. оп. 1, № 526; Кон Ф. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. - М., 1934. - Т. III; Грумм-Гржимайло Т.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - Л., 1926. - Т. III, вып. I; Л., 1930. - Вып. II.

Оригинал рукописи «История прежних нойонов тувинского народа» (объем ок. 1 л., на старомонг. яз.) хранится в рукописном фонде Петербургского отделения Института востоковедения РАН. В рукописном фонде Тувинского института гуманитарных исследований имеется перевод этой рукописи на русский язык (РФ 330).

Кабо P.M. Очерки истории и экономики Тувы. - Т. 1: Дореволюционная Тува. - М.; Л., 1934.

Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы. XIX - начало XX в. - М., 1956.

Дебец Г.Ф. Краниологический очерк танну-тувинцев // Сев. Азия. - 1929. - № 5-6; Он же. К палеоантропологии Тувы // КСИЭ. - 1956. - Вып. 10; Левин М.Г. К антропологии Южной Сибири // КСИЭ.- 1954. - Вып. 20; Ярхо А.И. Алтае-саянские тюрки. Антропологический очерк. - Абакан, 1947; Богданова. Некоторые вопросы формирования антропологического состава современных тувинцев // Сов. этнография. - 1978. - №6; Алексеев В.П., Гохман И.И. Антропологический состав и происхождение населения, оставившего могильник Кокэль. Проблемы антропологии древнего и современного населения советской Азии. - Новосибирск, 1986; Алексеев В.П. Краткое изложение палеовопросов // Антропо-экологические исследования в Туве. - М.: Наука, 1984.

Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Республика Тыва с древних веков до XVI в.

Освоение территории началось в каменном веке более 20 тыс. лет назад. В разное время здесь жили скифские племена, гунны, многочисленные тюркские племена, уйгуры, кыргызы, в I тыс. н.э. происходило становление тувинской национальности. На протяжении II тыс. н.э. тувинская земля входила в состав государственных образований чингизидов, джунгаров и маньчжуров. С VI в. до середины IX в. территория Тывы входила в состав Тюркского, Уйгурского и Киргизского каганатов; а с начала XIII и до конца ХIV века завоёвана монголо-татарами и была под властью Чингисхана. Последующие два века имела относительную самостоятельность, но с конца XVI века попала под власть северо-монгольских государств.

Республика Тыва в XVII-XVIII вв.

Распад Монгольской империи в начале ХVII в. привел к образованию нескольких ханств. Земли к северу от Кобдо вплоть до Саян, а затем от Алтая на западе до Копсе- Холя на востоке принадлежали тувинским племенам, находившимся в составе западно-монгoльcкого ханства.
Тувинские племена, находившиеся под владычеством Алтын-ханов, кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, и восточнее - до оз. Копсе-Холь.
Положение тувинцев в составе государства Алтын-ханов было тяжелым. Являясь албату, они обязаны были платить натуральные налоги (скотом, пушниной, изделиями домашнего производства и т.д.), нести уртельную (ямскую) повинность, воинскую службу.
Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания "тувинцы", которым именовали себя все Саянские племена.
В результате войны между джунгарскими и маньчжурскими ханами, спровоцированной маньчжурами, большая часть ясачных тувинцев Иркутского и Красноярского уездов оказались вновь под властью джунгарских ханов, а несколько позднее и халхаских феодалов вассалов цинов.
После победы маньчжурских войск над джунгарами тувинские племена раздробились и вошли в состав различных государств. Основная часть их осталась в Джунгарии, неся воинскую повинность; например, в 1716 г. тувинские войска в составе армии джунгаров участвовали в рейде в Тибет.
Тувинские племена, кочевавшие на контролируемой маньчжурами территории от р. Хемчик до Монгольского Алтая, находились под властью хотогойтского князя Бубэя. Эти племена, слывшие непокорными и воинственными, в то же время ценились как отменные воины, превосходящие по силе, ловкости и храбрости монголов. Слава о них дошла и до русских пределов.
Во время очередного похода в 1720 г. Бубэй взял в плен 400 тувинцев, которых переселил затем в урочище Баянцзурх в Цэцэнхановский аймак. А в 1722 г. непокорное племя зайсана Лопсан-Шыырапа угоняется маньчжурами далеко на юг, в чжахарские владения.
После смерти императора Канси волнами прокатились восстания отчаявшихся поселенцев-тувинцев в Халхе. С первым восстанием племени Лопсан-Шыырапа маньчжуры расправились быстро. Однако тувинские племена настолько сильно были разорены поборами и военными набегами монголо-маньчжурских войск, что император вынужден был дать распоряжение о выделении им скота.
В 1725 г. зайсан Хуралмай вновь поднял на борьбу против маньчжуров свое племя. Это выступление охватило и тувинцев, живших по Улуг-Хему и Хемчику. Бубэй послал в погоню за Хуралмаем свoeгo сына, а сам двинулся на Улуг-Хем и Хемчик, где свирепо расправился с повстанцами, казнив всех сообщников Хуралмая.
В 1726 г. ойратский хан Цзвзнравдан снова потребовал от императора вернуть Джунгарии земли по Улуг-Хему и Хемчику. Но он и на этот раз получил решительный отказ. Бубэю же было поручено организовать охранную зону по р. Тес на случай вторжения джунгаров с юго-запада.

Республика Тыва в XVIII-XIX вв.

В конце ХVII - начале ХVIII в. Россия заботилась о мирном движении своих людей на восток к Великому океану с целью освоения территорий Сибири и Дальнегo Востока, ища одновременно добрососедских отношений с Цинским Китаем.
Согласно Буринскому и Кяхтинскому трактатам, подписанным в 1727 г., между Китаем и Россией устанавливаются торговые связи, определяются статус Российской духовной миссии в Пекине и порядок дипломатических сношений через российский Сенат и цинский Лифаньюань. В результате заключения этих трактатов была демилитаризована граница. Вслед за подписанием и ратификацией Кяхтинскогo догoвора, определившего русско-монгольскую границу, обеими сторонами были созданы пограничные караулы.
Пограничный режим в районе Тувы окончательно определился в результате разгрома и уничтожения Джунгарии в 1755-1766 ГГ. войсками Цинской империи, вследствие чего Тува подпала под власть китайского богдыхана.
Маньчжурские власти ввели в Туве в 1760 г. военно-административную систему управления, в которую включались хошуны (удельные княжества), сумоны и арбаны.
При господстве монгольских ханов тувинские племена управлялись посредствам степногo феодальногo права, официальными сводами котоpoгo являлись "Их цаас" Чингисхана, "Монголо-ойратские законы" и "Халха Джирум". Маньчжуры с учетом старомонгoльских законов ввели свод постановлений и законов, относящихся ко всем племенам, вошедшим в состав империи богдыхана, - "Уложение палаты внешних сношений". Этот свод подтверждал наследственное право Bepxoвнoгo собственника-императора Цинской династии на землю Тувы и подданство ему тувинцев, наделял ханов и нойонов Монголии и Тувы правом совладения Тувой.
Еще в конце 30-х годов XIX в. русские золотоискатели нашли месторождение золота в Сыстыг-Хеме и начали нелегальную eгo разработку. В 70-е годы, вопреки запретам тувинских и китайских властей, разрабатывались золотые россыпи на Серлиге и Сескиире. Уже в 1883 г. на Серлиге действовало девять приисков, а в 1896 г. - одиннадцать с 500 рабочими. Наряду с русскими в приисках работали и тувинцы, в основном, землекопами и подсобными рабочими. Некоторая часть богатых тувинских предпринимателей выгoдно сбывала свою продукцию на этих приисках, используя острую нужду рабочих в продуктах питания и некоторых товарах. Русско-тувинские связи в этой области еще более расширились к началу ХХ в., когда золотодобыча росла, двигалась в глубь Тувы, принося большие прибыли и с лихвой покрывая установленный для царской казны сбор.

Республика Тыва в первой половине XX в.

В начале ХХ в. в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Урянхая, имеющегo исключительно важное для России стратегическое значение. С 1903 по 1911 г. обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым, Ю. Кyшелевым, А. Барановым, В. Родевичем.
После китайской революции 1911 г. создались благoприятныe условия для вхождения Тувы в состав России. В январе 1912 г. амбын-нойон первым обратился к русскому царю с подобным прошением, затем к нему присоединились хемчикский хамбу лама Лопсан-Чамзы, нойон Буян-Бадраху, а затем и другие правители хошунов. Однако царские власти, боясь осложнения отношений с Китаем и европейскими партнерами, промедлили с решением вопроса и только 17 апреля 1914 г. объявили высочайшую волю царя - взять под свое покровительство Урянхайский край.
Присоединение Тувы к России не приняло форму протектората, для этогo были слишком большие препятствия. После длительныx перегoворов между дипломатами России, Китая и Монголии 25 мая 1915 г. было подписано "Трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономной Внешней Монголии".
Революционные события 1917 г. оказали влияние на выбор Тувой дальнейшего пути развития. 18 июня 1918 г. в Туве состоялось совместное заседание тувинского и русского съездов, на котором был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского населения. Но начавшаяся в этом же году Гражданская война отодвинула реализацию самоопределения и решение вопроса о государственном устройстве Тувы.
В 1921 году в Туве победила народная революция. 13-16 августа в местности Суг-Бажи Тандинского района состоялся Всетувинский Учредительный Хурал девяти хошунов, который провозгласил образование Тувинской Народной Республики и принял первую Конституцию.
Советская делегация настояла на закреплении в специальной резолюции положения о том, что в международных сношениях республика действует под покровительством РСФСР.
С 1926 г. Тува стала называться Тувинской Народной Республикой (ТНР). Советская Россия оказывала огромное идеологическое влияние на республику. ТНР развивалась по некапиталистическому пути развития под руководством Тувинской народно-революционной партии.
В 1929 г. был определен курс на построение социализма и намечен план коллективизации крестьянских хозяйств. В то же время 1930-е гг. ознаменовались широкими репрессиями против зажиточных скотоводов, причисленных к классу феодалов, ламаистского духовенства, бывшего политического руководства.
Репрессии были санкционированы ТНРП. СССР оказывал ТНР постоянную политическую, экономическую и культурную помощь.
В 1930-1931 гг. была проведена первая перепись населения Тувы. Огромное значение имело создание в 1930 г. тувинской письменности, способствовавшей развитию литературы и искусства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта