Главная » Маринование грибов » Условия взаимодействия учителя классного руководителя с семьей. Взаимодействие классного руководителя и семьи в воспитании ребёнка

Условия взаимодействия учителя классного руководителя с семьей. Взаимодействие классного руководителя и семьи в воспитании ребёнка

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Педагогика должна стать наукой для всех

- и для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между семьей и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном счете к безнравственности.

Но какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

На каких условиях должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Очень часто можно слышать от родителей: "В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела". Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива.

И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. А для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало у родителей интерес, я, как классный руководитель, не только предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитываю предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения, которые они за месяц до очередного родительского собрания пишут на листочках и опускают в специальный конверт.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:

    Индивидуальные консультации

    Беседа

    Посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться поинициатива родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведению индивидуальной работы с семьёй:

    Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.

    Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

    Время консультации должно быть оговорено.

    Родители не должны ждать под дверью своей участи.

    Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

    Необходимо четко формулировать цели консультации, её актуальность.

    Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

    Все доводы родителей, их аргументы "за" и "против"должны быть внимательно выслушаны.

    В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

    Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребёнка.

    Если присутствие ребёнка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Однако нужно помнить, что такая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их пригласили. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку и привести к печальным последствиям. Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании.

Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из её участников этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать

Посещение ребёнка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения или навестить больного ребёнка вместе с его одноклассниками. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в своих семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание . На ней я остановлюсь более подробно.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости триместра, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме. Это могут быть праздники, костры, походы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Часто слышишь от коллег, что родители на собрания не приходят: кто-то объясняет это занятостью или плохим самочувствием, кто-то тем, что "не видит в этом смысла", а третьи:просто не хотят, "чтобы их ругали" (и такое, к сожалению, бывает). Заглянешь в иной класс, а там - несколько мам так называемых благополучных семей, те, кто приходит всегда. Какой смысл в таких собраниях? Разве что для "галочки":

Вдумаемся в лексическое значение слова "собрание", производное от глагола собрать. Толковый словарь так объясняет последнее: 1) соединить, сложить, поместить в одно место; 2) создать, сделать что-нибудь путем соединения разных частей. И действительно, собрание родителей предполагает соединение усилий для создания дружного коллектива единомышленников, способных сосредоточить все свое внимание на серьезных вопросах воспитания. На собрании идет разговор со всеми родителями вместе и с каждым в отдельности.

Как же сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, что позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива.

Очень важным для меня является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому еще одной традицией на наших собраниях рефлексия . В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это и высказывания родителей, и выпуск газеты, и оформление коллажа, и интервью.

Все традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Очень важно, чтобы все собрания заканчивались "на положительной ноте", чтобы каждый из родителей осознал свою роль в общем разговоре и решил для себя, что в следующий раз он обязательно придет:

Спросив однажды родителей, что значит для них родительское собрание, убедилась из ответов в том, что только в союзе семьи и школы можно решать проблемы воспитания.

    "На собраниях я учусь быть родителем"

    "Я понимаю, что мои проблемы с сыном - это общие проблемы и решать их надо общими силами: одна голова - хорошо, а тридцать - лучше"

    "Верю учителю, учусь смотреть на себя со стороны"

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Совместная деятельность классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы вза-имодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото-рые учебное заведение предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи-модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре-бенку.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко-водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо-тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правило эффективного взаимодействия классного руководителя с се-мьями учащихся могут быть примерно следующими:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо-логического просвещения родителей, для встреч с администраци-ей учебного заведения по самым насущным проблемам.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни-верситетов и других различных форм взаимодействия с учебным заведением.

Самой распространенной формой групповой работы с родите-лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в семестр, в зависимости от особенностей группы, возраста учащихся, контингента родителей.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учеб-ной год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что учебное заведние целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 1-2 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про-блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни-тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи-зационным и проводится в сентябре-октябре.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати-ка определяется потребностями родителей, классного руководи-теля, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвящен-ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб-солютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита-ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото-рых входит подведение результатов развития коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственно-го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ-ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди-агностический материал для родителей или статистический мате-риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо-бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео-бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет cnособствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си-стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо-жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а. также признанием заслуг самих родите-лей в воспитании детей.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана-лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог-ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по-мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото-рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные , так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями:

– родительские собрания;

– общеклассные и общешкольные конференции;

– индивидуальные консультации педагога;

– посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание .

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому . Посещение возможно только после получения разрешения родителей.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

– тематические консультации;

– родительские чтения;

– родительские вечера.


Дьяконова Ираида Фёдоровна, МАОУ СОШ № 50 , учитель начальных классов, Республика Татарстан

Аннотация
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьёй школьника. Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправ-ленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается как начальная структура членов об-щества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум);
- гипертрофированная политизация общества, когда родители увле-каются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержа-нием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
- по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные и бездетные;
-по составу:1) только супруги, 2) родители и дети,3) дети, родители родителей;
- неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
- внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Мы, педагоги, делим семьи на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
- в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточ-но благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей.
- «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, т.е. определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
- «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефектные воспитания -постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
- родился новый тип: семьи «новых русских» высокообеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей мо-жет быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.
Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с роди-телями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
При посещении семьи желательно соблюдать следующие условия:
- не приходить в семью без предупреждения;
- не планировать свой визит более, чем на 5- 1О минут (чтобы не быть обременительным);
- не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться), придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»;
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
- не поучайте родителей, а советуйте;
-- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Структура проведения родительского собрания. Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года на первой встрече с родителями через анкетирование родителей, важно опре-делить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встречаться, получить консультацию). Тематика родительских собраний примерно может быть такой: «Первый раз в первый класс», «Умеете ли вы любить своего ребёнка», «Один день в жизни вашего ребёнка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. (Примеры 2-х анкет).

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу для родителей, подготовить небольшое выступление детей).

Не менее значима форма приглашения родителей на собрание. Например:
Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!
Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2005 г. в 18.00 часов в школе.
Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Иванова Нина Ивановна.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток. (Памятки прилагаются).

Примерная структура родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное вре-мя. Родители привлекают к такому требованию и стараются его при-держиваться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
1. Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление гостей).
2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.)
3. Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Вы-ступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.)
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фами-лиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.

Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей ко-торых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
- обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
- участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий;
- помощь в оформлении;
- ремонт кабинета;
- создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).

Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, выставки семейных творче-ских работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи.

Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважи-тельного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
- поздравления с праздником, днём рождения (подарки, сюрпризы);
- сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких; рассказы о профессиях своих родителей;
- организация выставок результатов труда родителей.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ре-бёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает международная конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 году.
Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные мероприятия.
Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи, заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

АНКЕТА
«Воспитание трудолюбия в семье»
1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да;
б) Нет.
2. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье?
а) Да в) Эпизодические
б) Нет г) Не имеет д) Постоянные;
3. Как относится ребёнок к их выполнению?
а) Выполняет охотно;
б) Уклоняется;
в) Пассивен;
г) Только за вознаграждение.
4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение трудовых поручений?
а) Да;
б) Нет.
5. Наказываете ли Вы ребёнка за невыполнение?
а) Да;
б) Нет;
в) Иногда.
6. Привлекаете ли ребёнка к совместной работе?
а) Да;
б) Нет; .
в) Иногда.
7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребёнка?
а) Да;
б) Нет.
8. Знаете ли ребёнок об этих разногласиях?
а) Да;
б) Нет.
9. Какой труд Вы предпочитаете для ребёнка в будущем?
а) Физический;
б) Интеллектуальный.

АНКЕТА
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка»
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ре-бёнка на весь день.
а) Да;
б) Нет.
2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы
вместе с ребёнком?
а) Да, я часто так делаю;
б) Нет, я не вижу в этом необходимости;
в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?
а) «Какие оценки ты сегодня получил?»;
б) «Что было интересного в школе?»;
в) «Что ты сегодня натворил?».
4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка
в школе?
а) Я много об этом читал, знаю многое;
б) Я мало что знаю об этом;
в) Не знаю ничего.
5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой
для нервной системы ребёнка?
а) Да, я знаю;
б) Знаю, но хотелось бы знать больше;
в) Не знаю ничего.
6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи?
а) Да, он необходим;
б) Нет.
7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой
частью воспитательного процесса в семье?
а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка;
б) Да, но я избегаю этого;
в) Нет, это неверно.

1. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - с. 304.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление)

3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. - (Методическая библиотека).

4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

Филологический факультет

Кафедра педагогики

Реферат по профилю "Педагогика"

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ

Исполнитель:

Рябова Анна Валерьевна

Научный руководитель:

канд. пед. наук, Малахова В.Г.,

Волгоград - 2013

Введение

Работа классного руководителя с родителями

2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

Заключение

Список литературы

Введение

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Работа классного руководителя - целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является "центром" организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

Целью данного исследования является изучение деятельности классного руководителя. Объектом исследования является процесс данной профессиональной деятельности. Предмет исследования - работа классного руководителя с родителями.

Задачей исследования является определение функции и основных форм работы классного руководителя с родителями (на основе анализа педагогической литературы); во-вторых, формулирование пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.

1. Работа классного руководителя с родителями

Важной частью построения воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.

Семья является той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Роль семьи является решающей на любом возрастном этапе развития ребенка. Она регулирует физическое и эмоциональное развитие маленького человека, влияет на развитие психологического пола, влияет на умственное развитие. Семья знакомит ребенка с социальными нормами, формирует ценностные ориентации, оказывает социальную поддержку. Выполнение данных функций определяется климатом семейных отношений, режимом семейной жизни, содержанием деятельности, присущим различным поколениям членов семьи.

Развитие современных семей проходит в достаточно противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, это акцент общества на проблемах и нуждах семьи, реализация комплексных целевых программ по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей, с другой - процессы, обостряющие семейные процессы. Во-первых, это падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, негативно сказывающихся на психике детей, а так же увеличение числа неполных семей. Во многих подобных случаях подростки отделяются от родителей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в сложных условиях современности семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Проблема развития личности школьника вполне решаема при взаимодействии педагогов и родителей. .

Школа и семья являются основными факторами в воспитании учащихся.

Объединение этих усилий во многом решит проблему воспитания подрастающего поколения. Единство взглядов на воспитание детей у родителей и учителей необходимо для успешного решения вопроса воспитания. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания.

Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны так же, как и в их хорошей успеваемости. Создание при этом условий для нормального обучения и воспитания учащихся школой, родителями и общественностью - один из важнейших факторов. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся .

С помощью различных методических приемов можно добиться доверия - главной цели в педагогическом общении с родителями.

В первую очередь, педагогу необходимо преподносить родителям положительный образ ребенка. Из-за повседневного общения в семье зачастую теряется возможность видеть какие-то стороны личности, теряется возможность их проявления. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному. Выяснить воспитательные возможности семьи помогает педагогическая диагностика .

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит стеᴨень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете - эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: "я занимаюсь своим делом - школа своим", "в дела школы вмешиваться не стоит: если позовут - тогда прихожу", "мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину - все идет нормально". К этой групᴨе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и ᴨедагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные "ᴨедагогические ножницы" содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно - и критического отношения к воспитателям (родителям и ᴨедагогам).

Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: "ᴨедагоги не понимают моего ребенка…", "школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), "в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки", "в других школах все гораздо лучше" и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная стеᴨень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, "борьбы" двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений "родители - школа": хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И в связи с этим на ᴨервой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при ᴨервом же общении с родителями и детьми "снять" ᴨеренесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-ᴨервых, через формирование отношения детей к своей личности: ᴨервыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми ᴨерсᴨективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на ᴨервом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и ᴨедагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце ᴨервого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При ᴨервых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений - жизнь со всеми её радостями и ᴨечалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

Конфликт в ᴨедагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие в диалектическом подходе к явлениям - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, Самого ᴨедагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся философская, ᴨедагогическая и психологическая литература).

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

День открытых дверей одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие-то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках. Тщательно продумать нужно не только уроки, но и переменки.

В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой.

Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей педагог должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Немаловажным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребенку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: тематические консультации, родительские лектории, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги, общесемейные спортивные праздники

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного.классный руководитель родитель школа

Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1.Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2.Плохая память ребенка. Как ее развить?

3.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4.Наказания детей. Какими им быть?

5.Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

8.Талантливый ребенок в семье.

9.Друзья детей - друзья дома или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские лектории - очень интересная форма работы с родителями, которая даст возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские лектории можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует се. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских лекториев является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги .


Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе .

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка; содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности; организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил; вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников; помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации; работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося, студента.

У классного руководителя имеются свои определенные функции. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы: изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; анализ и оценка уровня воспитанности; изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.; изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.

Прогностическая функция включает следующие задачи: предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

Организационно-координирующая функция включает в себя помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков; помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления; организация взаимодействия с семьями учащихся; помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны; стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля; участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

Коммуникативная включает в себя помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; построение оптимальных взаимоотношений: "учитель - ученик", "учитель - родители", "родители - ученик" и т.д.; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом; содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива; коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков.

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения. Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним относятся: упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения; наличие и уровень зрелости классного коллектива; общий психологический климат группы, класса; социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность; реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся; активная позиция классного руководителя; участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе; вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике; знания теоретических основ воспитания; владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности; вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой .

Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:

) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

) психолого-педагогическое просвещение родителей;

) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

) взаимодействие с общественными организациями родителей .

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года .

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.

Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер.

Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.

Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.

Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.

Каждое занятие должно сопровождаться ярким, убедительно раскрытым с психологической и педагогической точки зрения показом методов, средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты .

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности .

Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект - оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя - это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

Последняя функция работы школы с родителями - это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

связь с административными и правоохранительными органами;

участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей) .

Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:

·организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;

·организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;

·использование средств телекоммуникации и регулярной почты;

·разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

·создание родительского клубы или центра в школе;

·проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей(праздники и т.д.)

·уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей .

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями.

Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:

Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия "соответствующих мер". Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там "двойки", даже если ученик их получил.

Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.

Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.

Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.

Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив - это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.

Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

Заключение

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное - кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья - от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Список литературы

Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. - М.: изд.Скакун В.М., 1998. - 448 с.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304 с.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.

Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. - 160 с.

Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 144 с.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 480 с.

. #"justify">. http://in-exp.ru/faivorite-articles/521-2012-11-24-12-52-40.html



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта