Главная » Маринование грибов » Задания для 6 лет русскому. Учебно-методическое обеспечение программы

Задания для 6 лет русскому. Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е . Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте , где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.

Тема : "Путешествие в страну Грамматику "

Цель : закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.

Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.

Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.

Развивающие :

Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание;

Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать культуру речи.

Воспитывать интерес и любовь к родной речи.

Воспитывать взаимопомощь.

Материал :

Раздаточный материал на каждого ребёнка : снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.

Демонстрационный : елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?

Педагог : Кто правильно сидит, кто красиво говорит?

Дети : Мы правильно сидим, мы красиво говорим.

Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.

Педагог : Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим , как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос : Из чего состоит наша речь?

Дети : Из предложений.

Педагог : Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать ? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок : Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей )

Педагог : Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.

Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.

Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?

Дети : Нет.

Педагог : Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?

(Ответы детей- .) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.

Педагог : Ребята. Сколько слов в этом предложении.

Дети : Пять слов.

Педагог : Какое это предложение-длинное или короткое?

Дети : Длинное.

Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.

Педагог : Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.

Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.

Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.

Педагог отрывает второй лепесток.

Педагог : Мы побываем на улице «Предложения» . Какие бывают предложения?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима» , просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.

Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает третий лепесток :

Из чего состоят предложения?

Дети : Из слов.

Педагог : Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.

Какие бывают слова?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)

Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.

Педагог отрывает четвёртый лепесток : Теперь отправим на улицу «Звукоградик» :

Из чего состоит слово?

Дети :- Из слогов и звуков.

Педагог : Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?

Дети : Гласные и согласные.

Педагог : Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей )

Дети : Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.

Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.

(Ответы детей )

Дети : В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.

Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е) .

А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?

(Ответы детей )

Дети : Твёрдые согласные.

Педагог : В домике с зелёной крышей кто живёт?

Дети : Мягкие согласные.

Педагог : Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня (Луна)

Педагог : Давайте выполним анализ этого слова.

Педагог : Сколько слогов в этом слове?

Дети : Два.

Педагог : Сколько букв в этом слове?

Дети : Четыре.

Педагог : Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.

Педагог : Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.) . У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.

Дети выполняют задание.

Педагог : Первый квадрат каким цветом выделили?

Дети : Синим, потому что звук Л твёрдый.

Педагог : Второй квадрат какого цвета?

Дети : Красного. Звук У-гласный.

Педагог : Третий квадрат какого цвета?

Дети : Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.

Педагог : Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?

Дети : Красным, так как звук А - гласный.

Педагог : Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает пятый лепесток цветка : Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру

«Твёрдый-мягкий» .

Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.

Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий) .

Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.

Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру : «Скажи наоборот» . Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например : день-ночь и т. д.

Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)

Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.

Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.

Дети выполняют задание.

Педагог : Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика , то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.

Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.

Педагог : Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д) .После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.

Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.

Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей .)

Дети : Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.

Педагог : Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!

А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог : Мне понравилось путешествовать . А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики ? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей ) .

Педагог : Наше путешествие в страну Грамматику закончилось , до новых встреч, дорогие друзья!


ОДОБРЕНА

Педагогическим советом

протокол № ________

от __________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КРВУЗ «ЦДЮТ»

В.В. Кочетова

2016 г.

    Дополнительная общеразвивающая программа для детей

  1. «Весёлая грамматика»

Направленность –

социально-педагогическая

Возраст обучающихся –

5-7 лет

  1. Срок реализации программы –

    2 года

  2. Тип программы –

    общая

  3. Вид программы –

    модифицированная

  4. Составитель –

    Сухнёва Оксана Александровна,

    педагог дополнительного образования.

  1. г. Симферополь,

2015-2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа курса «Весёлая грамматика» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Новизна данной программы заключается в следующем:

    Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

    Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами - в Школе раннего развития, родителями - дома.

    Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения.

    Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Цель программы:

    определить задачи и направления подготовки детей к усвоению грамоты с учётом достижений в области педагогики и психологии;

    определить инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;

    определить содержание, объём, порядок изучения программного материала на протяжении пребывания ребёнка в школе раннего развития, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

    определить условия реализации программы.

Задачи программы:

    сформировать у детей первоначальные лингвистические представления;

    сформировать понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

    познакомить детей со звучащим словом, его протяженностью;

    обучить умению овладения способами интонационного выделения звука в слове, умению называть слова с заданным звуком;

    познакомить со слогом, со слоговой структурой слова;

    обучить умению делить слова на слоги;

    сформировать умение усваивать смыслоразличительную функцию звука;

обучить умению выделять гласные и согласные звуки.

Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются:

– способности и интерес к чтению;

– универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:

Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные – обеспечивающие организацию каждым воспитанником своего рабочего места, понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, формирование навыков са-моконтроля и самооценки.

Познавательные – позволяющие воспитаннику произвольно строить высказывание и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.

Логические:

Анализ и синтез слов с целью выделения фонетических признаков (количество звуков в слове, их характеристика, количество слов в предложении);

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Знаково-символическое моделирование.

Коммуникативные – воспитанники учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок УУД (система универсальных учебных действий) используются элементы современного образования:

    разрешение проблемных ситуаций;

    побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

    формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Участники программы:

Дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы - 2 года

Срок обучения

Режим занятий – 1 раз в неделю (5–6 лет – 25 минут,6 - 7 лет – 30 минут).

Дети 6 - 7 лет.

Срок реализации программы - 1 год

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (30 минут).

Основные применяемые технологии :

    Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;

    Здоровьесберегающие технологии;

    Информационно-коммуникационные технологии;

    Личностно-ориентированное обучение;

    Игровые технологии

Методы обучения : наглядный, словесный, работа с книгой, практический.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области речевого развития:

    ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складывается предпосылки грамотности;

    у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

    ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

    ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.

Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам:

    Развитие звуковой культуры речи.

    Развитие фонематического слуха.

    Развитие графических навыков и моторики.

    Развитие звуко-буквенного анализа.

Планируемые результаты:

- дети 5 - 7 лет

1-ый год обучения

    различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

    делить слова на слоги;

    дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

    определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

    рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

    выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

2-ой год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

    соотносить звук и букву;

- дети 6 - 7 лет

К концу учебного года ребенок должен:

    правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);

    знать буквы русского алфавита;

    печатать буквы русского алфавита в тетради «Московская линия»;

    понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

    определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

    различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;

    пользоваться графическим обозначением звуков (гласные -

красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);

    уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

    соотносить звук и букву;

    писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

    определять ударение в слове и обозначать соответствующим значком;

    правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

    составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дети 5 - 7 лет

1-ый год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

«Мы расскажем сказку» Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование коротких, отрывистых линий.

«По щучьему велению» Знакомство с многообразием слов, «Звуки разные нужны, звуки всякие важны»моделированием. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

«Звуки разные нужны, звуки всякие важны» Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием. Рисование иголок ежикам.

«Слушаю - послушаю» Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо. Рисование солнышка.

«Слушаю - послушаю» Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

«Мы впервые в Звукобуквии» Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко». Нахождение несоответствий в рисунках.

«Слушаю - послушаю» Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, заучивание стихотворения Я. Козловского. Рисование дорожек.

«Приготовили насосы» Звуки «с-сь» (песенки большого и маленького насоса). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Раскрашивание листиков на берёзе.

«Песенки комариков» Звуки «з-зь» (песенки большого комара и маленького комарика). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Б. Заходера. Рисование ушей зайчикам.

«Комарики и насосы» Звуки «с-сь», «з-зь». Твёрдые и мягкие согласные. Моделирование. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

«Умелые пальчики и маленькие коготки» Звук «ц». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование огурцов.

«Как змея шипит язык» Звук «Ш» («песенка змейки и ветерка»). Заучивание потешки. Рисование шариков.

«Умелые пальчики и весёлые жуки» Звук «Ж» (песенка жука»). Моделирование. Заучивание стихотворения И. Солдатенкова. Рисование желудей.

«Умелые пальчики, жуки и змейки» Звуки «Ш – Ж». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование дорожек.

«Волшебные линии и Шуршалочки» Звук «Щ». Моделирование. Разучивание стихотворения С. Михалкова. Рисование щёток.

«Превращения и Чихалочки» Звук «Ч». Моделирование. Рисование предметов.

«Умелые пальчики, Чихалочки и Шуршалочки» Звук «Ч-Щ». Моделирование. Заучивание потешки. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

«Ру-ру-ру- начинаем мы игру…» Звуки «Р- РЬ». Заучивание стихотворения О. Высотской. Закрашивание предметов.

«В гости к нам пришла лиса» Звуки «Л- ЛЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Е. Александровой. Рисование неваляшки.

«Мычалочки и мишки» Звуки «М-МЬ». Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Рисование мишки.

«Сказка за сказкой… Волшебные бусы» Звуки «Б- БЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование бус.

«Весёлые крехтуны на грядке» Звуки «К-КЬ». Заучивание стихотворения Д. Хармса. Закрашивание овощей.

«Гуси, гуси…» Звук «Г». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

«Гусятки и крехтуны» Звуки «К- Г». Моделирование. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Закрашивание предметов.

«Дружные трактористы» Звуки «Д-ДЬ». Заучивание стихотворения М. Дружининой. Штриховка и рисование кругов.

Молоток стучит: «Тук-тук» Звуки «Т- ТЬ», Моделирование. Заучивание стихотворения В. Берестова. Рисование тучи и зонтика.

«Дружные стучалочки» Звуки «Д- ДЬ», «Т- ТЬ». Моделирование. Повторение стихотворений.Рисование домика.

«Сказка за сказкой» Повторение пройденного материала. Звуки «З- ЗЬ», «Ж», «С- СЬ». Повторение стихотворений. Штриховка.

«Сказка за сказкой» Повторение пройденного материала. Звуки «Р- РЬ», «Ш». Моделирование. Раскрашивание предметов.

«Страна Звукобуквия» Повторение пройденного материала. Звуки «Л- ЛЬ», «Б- БЬ». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование берёзки.

«Слушаю - послушаю» Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи слог», «Найди пару», «Кто больше». Закрашивание предметов.

«Страна Звукобуквия» Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи словечко», «Назови скорее», «Магазин». Закрашивание предметов.

«В гости к нам пришли друзья» Игровое занятие

«Здравствуй, лето!»

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Вводное занятие. Входная диагностика.

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

Дети 6 - 7 лет

один год обучения

(36 часов – по 1 занятию в неделю)

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Вводное занятие. Входная диагностика.

«Мы гостей к себе позвали»

«Мы расскажем сказку»

«По щучьему велению»

«Мы расскажем сказку»

«Где же вы, АУ!»

«К нам пришла лиса»

«Сказка про невидимку»

«Сказка за сказкой»

«Ура, ура! Я в цирк иду!»

«Гуси - лебеди»

«Новенькие»

«Приключения Юли и Любы» Буква «Ю», буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

«Приключения Енота»

«Слушай, смотри, пиши» Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры, «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

«Дружба начинается с улыбки»

«Вдоль по улице идем…»

«Программа телепередач»

Молоток стучит: «Тук-тук»

«Друзья Говорунчика»

«Звинелки и сопелки»

«Помогаем хомячку»

«Булькалки и пыхтелки»

«Жужжалки и шипелки»

«Засыпай-ка»

«Ночные жители»

«Дружба начинается с улыбки»

«Загадочные знаки»

«Загадочные знаки»

«У Слона на дне рождения»

«Ура, у нас каникулы.!!!»

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

Праздник в Школе раннего развития

«Здравствуй, лето!»

Дети 5 – 7 лет

1-ый год обучения

    Развитие фонематического слуха

    Знакомство с терминами «слово» и «звук».

    Знакомство с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже.

    Уточнение и закрепление правильного произношения звуков «с-сь», «з-зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «р-рь», «л-ль», «м-мь», «б-бь», «к-кь», «г-гь», «д-дь», «т-ть» изолированно, в словах и во фразовой речи.

    Знакомство с термином «слог», деление слов на слоги.

    Знакомство с тем, что слово можно обозначать прямоугольником (простейшее моделирование).

    Формирование умения различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

    Определение и изолированное произношение первого звука в слове.

    Называние слов с заданным звуком.

    Способы интонационного выделения звука в слове.

    Развитие интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

    Говорение согласно нормам литературного произношения.

    Развитие графических навыков

    Рисование вертикальных и горизонтальных линий.

    Рисование округлых линий.

    Рисование предметов, сочетающих в себе прямые и округлые линии.

    Штриховка различных предметов.

    Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

    Развитие произвольных движений пальцев и кистей рук.

2-ой год обучения

    Развитие звуко-буквенного анализа

    Развитие графических навыков.

Дети 6 – 7 лет

один год обучения

    Развитие фонематического слуха. Развитие звуко-буквенного анализа

    Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

    Развитие умения интонационно выделять заданные звуки в словах.

    Развитие умения делить слова на слоги.

    Знакомство с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

    Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

    Развитие умения определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

    Графическое моделирование слова (прямоугольник).

    Знакомство с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

    Обозначение на схеме места звука в слове. Графическое изображение звуков.

    Письмо слов с помощью графических изображений.

    Письмо печатных букв в клетке по образцу.

    Развитие умения соотносить звук и букву.

    Письмо слов, предложений печатными буквами.

    Звуковой (фонетический) анализ слова.

    Развитие фонематического восприятия.

    Чтение слов, предложений, небольших стихотворных текстов.

    Знакомство с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

    Знакомство с термином «предложение».

    Термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

    Развитие умения составлять предложения из двух, трёх, четырех слов.

    Развитие умения записывать предложение условными знаками.

    Развитие графических навыков.

    Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

    Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Методическое обеспечение общеразвивающей программы

Правильная организация общеразвивающего процесса определяет качество педагогической работы.

В процессе работы с детьми используются такие технологии, как: развитие в сотрудничестве, развивающее обучение, игра.

Технология развития в сотрудничестве предполагает варианты применения этой технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребёнком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей.

Развивающие технологии предполагают использование на занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок.

Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка), так и структурная часть занятия (формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).

Программа «Весёлая грамматика» имеет дидактические игры, наглядный и раздаточный материал, использование которых каждым ребёнком является обязательным, т.к. обуславливает равные условия для прохождения программы.

Основная форма проведения занятий – игровая. При этом осуществляется ориентировка и на «зону ближайшего развития» - учебную деятельность младшего школьника (через организацию пространственной среды учебного помещения, осуществления форм учебного контроля – опрос, контрольные карточки и т.д.).

Задания подбираются с учётом возрастных особенностей, психического и физического развития конкретных детей. Весь материал распределён с учётом постепенного усложнения.

На занятиях используются следующие методы и приёмы обучения:

– игровой – дидактическая игра, элементы сюжетно-ролевых игр;

– наглядный – демонстрация и показ, организация наблюдения;

– словесный – рассказ, беседа, объяснение и др.;

– практический – выполнение детьми определённых заданий, поручений и т.д.

Для эффективной организации и проведения работы на занятиях по обучению грамоте у педагога должен быть разнообразный дидактический материал: демонстрационный картинки, согласно темам занятий, разнообразный раздаточный материал, наборы игр для закрепления пройденного материала, картинки, дидактические игры, карандаши, ручки, фломастеры.

На занятиях педагог должен использовать динамические упражнения, физкультминутки, которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на конкретном занятии. Обязательно включать в занятия упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

Нельзя допускать формального использование материала. Надо стараться создать соответствующей теме занятия эмоциональный «спектакль», помочь малышам вжиться в события сказки и стать в ней действующим лицом. Тогда удастся решить самую главную задачу таких занятий: повысить эффективность обучения, развить познавательную активность детей. Ведь ещё В.Сухомлинский писал: «мышление начинается с удивления».

Учебно-методическое обеспечение программы

Техническое оснащение занятий

На занятиях используются следующие игровые упражнения, игры и задания:

    «Кто внимательный?»;

    «Кто больше»;

    «Тим – Том»;

    «Слоговое лото»;

    «Дополни слог, слово»;

    «Перевёртыши»;

    «Узнай звук»

    «Слоговой аукцион»;

    «Найди слово в слове»;

    «Третий лишний»;

    «Напиши кружочками»;

    «Слушай хлопки»;

    «Что общего»

    «Бывает – не бывает»

    «Хорошо – плохо»

    «Скажи кто, что это?»

    «Скажи кто так?»

    «Что к чему?»

    «Кто так говорит, делает?»

    «Что общего?»

    «Назови одним словом»

    «Волшебный мешочек»

    «Крылатое слово»

    «Один – много»

    «Пишущая машинка»

    «Звуковая цепочка»

    «Чего не стало»

    «Подбери пару»

    «Кто что подарил?»

    «Наоборот»

    «Сигнальщики»

    «Рассыпанное слово»

    «Узнай по описанию»

    «Подбери слово»

    «Синий – зелёный»

    «Расшифруй слово»

    «Повтори, не ошибись!»

    «Кто где живёт»

    «Заколдованные слова»

    «Найди букву»

    «Кто как двигается?»

    «Назови ласково»

    «Измени слово»

    «Придумай слово»

    «Доскажи словечко»

    «Звук заблудился»

    «Закончи слово, предложение»

    «Анаграммы»

Демонстрационный материал:

- наглядно-дидактический:

    Плакат «Азбука»

    Картинки с изображением букв

    Картинки для звукового анализа слов

    Демонстрационные картинки на звуки

    Слоговые таблицы

    Демонстрационный «Алфавит»

- раздаточный:

    Пеналы с индивидуальными цветными кружочками (красные, синие, зелёные).

    Полоски для выкладывания предложений

    Кубики с буквами.

    Рабочие тетради.

    Предметные картинки на звуки в начале, в середине и в конце слова.

Критерии оценки знаний, умений, навыков воспитанников

Низкий.

– не владеет понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение».

– не знает порядок букв и их названия (алфавит).

– не различает гласные и согласные звуки.

– допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

– не внимателен при чтении слогов, слов.

– затрудняется в определении ударения.

– не умеет составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?)

– не проявляет интерес к чтению, родному языку.

Средний.

– владеет понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение».

– различает гласные и согласные звуки.

– речь чистая, правильная, но испытывает затруднения в произношении отдельных звуков.

– правильно ставит ударение в знакомых словах.

– самостоятельно производит анализ односложных, двухсложных, трёхсложных слов.

– при составлении простых предложений, не обращает внимание на смысловую и интонационную законченность предложений.

Высокий.

– понимает и использует в речи термин «предложение».

– составляет предложение из 3-4 слов, делит предложение на слова, называя их по порядку.

– речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

– ребёнок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный; твёрдый – мягкий; ударный – безударный гласный; место звука в слове).

– выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Список литературы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.:ТЦ «Сфера», 2014. – 96 с.

    Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. I Текст I /Н.А. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. - 152 с.

    Арушанова А. Г Речь и речевое общение. I Текст I / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.

    Безруких М.М., Ершова С.П., Князева М.В. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. I Текст I : учеб. пособие /М. Безруких, С.П. Ершова. – М.: Изд., АСТ, 1993.

    Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.I Текст I : учеб. пособие / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1993.

    Волина В. Занимательное азбуковедение. IТекстI: учебно-развивающая литература /В. Волина - М.,1991. – с. 368.

    Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь.I Текст I : учеб. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. - М.: Просвещение1989. - 144 стр.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрастеI Текст I /Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

    Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.I Текст I / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 112 с.

    Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь.I Текст I : книга для воспитателей детского сада и родителей. / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астенькова, А.И. Булычева и др.; - М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 112 с.

    Джежелей О.В. Помогайка I Текст I / О.В. Джежелей. - М.: Столетие, 1994. - 192 с.

    Н.С.Жукова «Букварь» I Текст I / Н.С.Жукова. – Екатеринбург: Эксмо, 2002. - 96 с.

    Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты.I Текст I / М.Н. Ильина. – Спб.: Дельта, 1998. - 256 с.

    Колесникова Е.В. От звука к букве.I Текст I / Е.В. Колесникова. - М: Ювента, 2008. - 64 с.

    Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы.I Текст I / Н.И. Москаленко. - Минск, Асар, 1998. - 48с.

    Маршак С.Я. Веселая азбука.I Текст I / С.Я. Маршак – М.: Лабиринт, 1979. – 18 с.

    Марценкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий).I Текст I / Г.Ф. Марценкевич. - Волгоград: Учитель, 2004. -128ст.

    Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя.I Текст I : учеб. / Г.А. Тумакова, А.И. Аксакова; - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

    Нечаева Н.В. Обучение грамоте.I Текст I / Н.В. Нечаева. - М.: Изд. Федоров, 1992. - 240 с.

    Нечаева Н.В., Андрианова Т.Н., Остроумова Л.В.Букварь. I Текст I : учеб. / Н.В. Нечаева, Т.Н. Андрианова, Л.В.Остроумова. - Самара, Изд.: Дом Федорова, 2001.

    Толстой Л.Н. Азбука.I Текст I / Л.Н. Толстой. - Тула: АРКТОУС, 1996.

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста I Текст I : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

    Ушинский К.Д. Родное слово.I Текст I / К.Д. Ушинский. - М.: Изд.: Белый город, 2008. – 128с.

    Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) I Текст I : / О.С. Ушакова - М., ТЦ «Сфера», 2001. – 256 с.

    Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.I Текст I : учеб. пособие / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2005.

    Шибаева А. Буква заблудилась.I Текст I / А. Шибаева. - Л., Издательство: ДЕТГИЗ, 2004. – 64с.

    Юдин Г. Букваренок. I Текст I / Г. Юдин. - М.: Росмэн, 2000. – 200 с.

    Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.I Текст I : учеб. пособие / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.

курса «Весёлая грамматика»

Дети 5 – 7лет

1-й год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Входная диагностика.

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование коротких, отрывистых линий.

Знакомство с многообразием слов, моделированием. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием. Рисование иголок ежикам.

Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо. Рисование солнышка.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Рисование иголок на елках.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко». Нахождение несоответствий в рисунках.1

Знакомство с многообразием слов, делен1ие слов на слоги, заучивание стихотворения Я. Козловского1. Рисование дорожек.

Звуки «с-сь» (песенки большого и маленького насоса). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Раскрашивание листиков на берёзе.

Звуки «з-зь» (песенки большого комара и маленького комарика). Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. Заучивание стихотворения Б. Заходера. Рисование ушей зайчикам.

Звуки «с-сь», «з-зь». Твёрдые и мягкие согласные. Моделирование. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

Звук «ц». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование огурцов.

Звук «Ш» («песенка ветра»). Заучивание потешки. Рисование шариков.

Звук «Ж» (песенка жука»). Моделирование. Заучивание стихотворения И. Солдатенкова. Рисование желудей.

Звуки «Ш – Ж». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование дорожек.

Звук «Щ». Моделирование. Разучивание стихотворения С. Михалкова. Рисование щёток.

Звук «Ч». Моделирование. Рисование предметов.

Звук «Ч-Щ». Моделирование. Заучивание потешки. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

Звуки «Р- РЬ». Заучивание стихотворения О. Высотской. Закрашивание предметов.

Звуки «Л- ЛЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Е. Александровой. Рисование неваляшки.

Звуки «М-МЬ». Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Рисование мишки.

Звуки «Б- БЬ». Моделирование. Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Рисование бус.

Звуки «К-КЬ». Заучивание стихотворения Д. Хармса. Закрашивание овощей.

Звук «Г». Заучивание стихотворения Г. Сапгира. Нахождение различий в двух похожих рисунках.

Звуки «К- Г». Моделирование. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Закрашивание предметов.

Звуки «Д-ДЬ». Заучивание стихотворения М. Дружининой. Штриховка и рисование кругов.

Звуки «Т- ТЬ», Моделирование. Заучивание стихотворения В. Берестова. Рисование тучи и зонтика.

Звуки «Д- ДЬ», «Т- ТЬ». Моделирование. Повторение стихотворений.Рисование домика.

Повторение пройденного материала. Звуки «З- ЗЬ», «Ж», «С- СЬ». Повторение стихотворений. Штриховка.

Повторение пройденного материала. Звуки «Р- РЬ», «Ш». Моделирование. Раскрашивание предметов.

Повторение пройденного материала. Звуки «Л- ЛЬ», «Б- БЬ». Моделирование. Повторение стихотворений. Рисование берёзки.

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи слог», «Найди пару», «Кто больше». Закрашивание предметов.

Повторение пройденного материала. Игры «Подскажи словечко», «Назови скорее», «Магазин». Закрашивание предметов.

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

Календарно-тематическое планирование

курса «Весёлая грамматика»

2-й год обучения

(36 часов в год – по 1 часу в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Входная диагностика.

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно»,«Звук и буква».

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д-Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д-Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».

Повторение пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».

Повторение пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

Праздник в Школе раннего развития «Здравствуй, лето!»

Календарно-тематическое планирование

курса «Весёлая грамматика»

Дети 6 – 7 лет

один год обучения

(36 часов в год – по 1 часу в неделю)

Тема занятия

Кол-во часов

Вводное занятие. Входная диагностика.

Звук и буква «А». Место звука и буквы в слове. Графическое изображение звука «А». Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке.

Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Звук и буква «Ы». Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».

Звук и буква «Л», написание буквы«Л», чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

Звук и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно»,«Звук и буква».

Буква «Я», написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

Буква «Ю», написание буквы «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Буква «Ё», написание буквы «Ё». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.

Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы «Д-Т». Написание букв «Д-Т», чтение слогов, предложения. Написание букв «Д-Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

Звуки «3-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «3-С». Написание букв «3-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

Звуки «Х-ХЬ», буква «X», написание буквы «X», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П», чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».

Повторение пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».

Повторение пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».

Повторение пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

Итоговое занятие «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

Праздник в Школе раннего развития «Здравствуй, лето!»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта