Человечество на протяжении всей истории своего существования обнаруживало бессознательную тягу к управлению. К примеру, в любой первобытной общине обязательно был вожак, а у войска - главнокомандующий. С появлением наземного транспорта необходимость тотального контроля возросла как никогда, потому что одно дело - это отвечать за народ, сидя в королевских палатах, и совсем другое - нести ответственность, находясь внутри функционирующего механизма. Когда же был изобретён корабль для покорения морских просторов, к потребности в управлении добавилось владение знаниями в сфере пространственной ориентации. Так возникла профессия «штурман». В этой статье мы расскажем вам об этой специальности. Также поведаем о том, как появился День штурмана И в заключение дадим несколько советов насчёт выбора подарков для представителей этой профессии.
Слово «штурман» пришло к нам из Голландии и буквально переводится как «человек за рулём». абсолютно точно отражает смысл и особенности этой нелёгкой специальности. По объёму знаний и навыков профессию штурмана можно поставить в один ряд с капитанами-проводниками и лётчиками. На управляющем судном лежит большая ответственность, ведь в море очень много непредвиденных обстоятельств и опасностей. Причём всё может быть настолько серьёзно, что даже не захочешь отмечать День штурмана ВМФ РФ.
Разумеется, навигационное оборудование нового поколения значительно облегчает работу управляющего судном, но есть ситуации, в которых электронная техника бессильна. Нередки моменты, когда интерактивная карта сообщает координаты корабля, которые сильно расходятся с истинным раскладом. Здесь может помочь старая добрая бумажная карта. Но для её применения нужно знать географический язык. Это один из примеров.
На самом деле ситуации, требующие от корабельного управляющего применения собственных знаний, возникают на регулярной основе. Поэтому, чтобы не сорвать стоящие перед судном служебные и боевые задачи, каждый штурман должен уметь определять стороны света без компаса, справляться с негодованием природы, проводить судно в «узких» местах и т. п.
Хлюпикам и пессимистам в ВМФ делать нечего. Там нужны сообразительные, отважные, крепкие и сильные духом люди с быстрой реакцией. Наиболее важные качества штурмана - это склонность к импровизации и творческий подход к работе. Ну и, конечно, чтобы стать управляющим корабля, необходимо получить профильное образование: судоводительскую профессию.
У обычных людей море вызывает такие ассоциации, как брызги, плавание, белая пена волн, крик чаек… Для военного водное пространство является потенциальным полем боевых действий, а также своеобразной заменой «земной тверди» под днищем миноносца, крейсера и другой техники. Море становится для штурмана родной стихией. За годы плавания он привыкает и к холодному пейзажу, и к качке, и даже к
На Руси корабельные управляющие появились с возникновением Только данный факт нигде официально не задокументирован. Да никто и не занимался специализированным обучением данной профессии. Празднование Дня штурмана традиционно связывали с датами, когда части света можно определить без всякого компаса. Обычно это были дни и осеннего).
И только в 1997 году высшим руководством флота было решено учредить День штурмана ВМФ РФ. Поздравления корабельным управляющим приходили даже с самых дальних уголков страны. Для них это было очень важное событие. Так что теперь каждый год 25 января у трудяг-штурманов заслуженный праздник.
Почему была выбрана эта дата? Всё дело в истории. Именно в этот день три века назад Пётр Великий основал незаменимое штурманское подразделение. Его распоряжение звучало так: «Быть навигацких и математических, то есть мореходных искусств учению». Кстати, тот же Пётр является автором «Свода правил поведения для субъекта, управляющего корабельным штурвалом». Созданием этого документа император хотел донести до всех судовых управляющих, что лицо, стоящее в открытом море во главе боевой машины, обязано служить показательно-образцовым примером для всех членов команды.
В общем, не забудьте про поздравления с Днем штурмана ВМФ РФ, когда придёт 25 января. Обязательно скажите тёплые слова близким и знакомым, трудящимся в этой сфере. Ваша поддержка станет для них мощным стимулом к будущей работе на благо страны.
Если в вашем окружении есть человек данной профессии, то перед вами встаёт закономерная подарка на торжественное событие. Так как управляющий судном тесно связан с морем, попробуйте подобрать сувенир, который будет сочетать в себе практичность и романтику. Неплохим вариантом будет лупа, настенный барометр, необычный компас или небольшая подзорная труба.
Подарком с изюминкой на День штурмана ВМФ РФ станет миниатюрный фрегат, светящийся в темноте, а в качестве оригинального сувенира подойдёт глобус-бар. Если же не напрягать своё воображение, то можно вручить фотоальбом с гербом флота на обложке или фотокалендарь, выполненный в соответствующем празднику стиле.
Что не стоит дарить на День штурмана ВМФ РФ? 25 января мало кто из корабельных управляющих захочет получить вещи, необходимы в быту (пылесос, утюг, тостер и др.). Не нужно забывать, что основной дом штурмана - это его судно, и подобные подарки будут неуместны.
25 января в Военно-морском флоте РФ отмечается день штурмана. В 2017 году у штурманской службы на флоте своеобразный юбилей – 320 лет со дня первого появления званий «стюрман» и «подстюрман» в России. Первая же штурманская (навигацкая) школа была образована в 1701 году – 25 января по новому стилю. Именно это событие и стало поводом для выбора даты праздника штурмана ВМФ РФ.
Интересно, что ранее «штурманский день» имел другую дату для празднований, если заявления о празднованиях этой даты вообще уместны. Точнее, даже не одну дату, а сразу две. Речь идёт о днях весеннего и осеннего равноденствия. Это астрономические даты начала соответствующих времён года, в которые достаточно легко определить положение сторон света по расположению светила на небе, а точнее по точкам его восхода и захода.
День штурмана ВМФ РФ стали отмечать 25 января с 1997 года – на основании указа, подписанного тогдашним президентом РФ Борисом Ельциным 15 июля 1996 года.
С петровских времён штурманская служба претерпела фундаментальные изменения не только в плане методов, используемых для выполнения поставленных задач, но и в плане применения технических средств и различного рода оборудования. Шесть лет назад (в 2011 году) штурманы (в первую очередь будущие, речь о курсантах) Военно-морского флота получили комплексный тренажёр «Регель».
С его помощью осуществляется подготовка к несению службы вахтенным штурманом. Это мощная компьютерная система, дающая возможность моделирования элементов плавания корабля в любых погодных и климатических условиях. Тренажёр «Регель» позволяет курсантам готовиться к штурманской службе, изучая, в частности, особенности прохождения различных проливов, выходов из портов с учётом навигационных особенностей. Используя такой тренажёр, сегодня можно осуществлять подготовку штурманских расчётов сразу нескольких военных кораблей и судов обеспечения.
На боевых кораблях устанавливаются современные системы информационно-навигационного плана. Речь в первую очередь о ЭКНИС (ECDIS) «Маркер», «Сегмент» и «Аляска» в различных их модификациях. Электронные картографические навигационные информационные системы позволяют объединить информацию, поступающую от системной электронной карты, с данными о месте корабля, полученными от судовых датчиков.
Помимо упомянутого оборудования боевые корабли различных флотов и флотилий ВМС РФ оснащаются новейшими гидрометеорологическими комплексами «Характер-К». Комплексы предназначены для выполнения метеорологических и гидрологических измерений, включая измерения таких параметров окружающей среды как скорость и направление ветра, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, избыточное гидростатическое давление, высота нижней границы облачности, температура морской воды, метеорологическая дальность видимости.
Новейшее оборудование, устанавливаемое на современных кораблях ВМФ РФ, это и гирокурсоуказатели ГКУ-5, интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации «Кама», приёмоиндикаторы «Квиток».
Личный состав штурманских расчётов боевых кораблей Военно-морского флота РФ постоянно совершенствует своё мастерство в рамках проводимых военных учений и маневров. Особые задачи стоят перед штурманами боевых кораблей, входящих в группировку ВМФ РФ у берегов Сирии.
Сегодня штурман ВМФ - это военный специалист, обеспечивающий точное и безопасное плавание кораблей флота, отвечающий за безошибочное следование по назначенному маршруту и своевременное прибытие корабля (как надводного, так и подводного) в заданный район.
На сегодняшний день штурманская служба флота составляет более 2,5 тысяч специалистов, почти треть из которых – офицерский состав. Более 30 представителей службы имеют учёное звание.
Из заявления главного штурмана Военно-морского флота РФ контр-адмирала Эдуарда Луйка:
Подготовка штурманов ВМФ сегодня учитывает особенности стремительного развития отечественного кораблестроения и получения в состав ВМФ надводных кораблей и подводных лодок новых поколений, оснащенных новым вооружением и современным навигационным оборудованием. Перед кораблями ВМФ России стоят более сложные задачи, связанные с действиями в составе межвидовых и разнородных группировок, что требует от специалистов штурманских служб флотов высокой профессиональной и практической подготовки. Навигационное обеспечение выполнения задач в море приобретает еще большее значение, так как российский ВМФ действует во многих районах Мирового океана и зачастую, в малоизученных.
«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих и ветеранов штурманской службы ВМФ РФ с праздником!
Кафедра штурманской службы берет свое начало в 1827 г., когда открылся Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе, где началась академическая подготовка офицеров-штурманов для российского флота. Их обучали на гидрографических отделениях сначала Офицерского класса, затем Академического курса морских наук и Николаевской морской академии.
В начале XX в. окончили академию Н. Н. Матусевич (1904 г.) и Н. А. Сакеллари (1913 г.), впоследствии руководившие кафедрой кораблевождения Военно-морской академии. В годы Первой мировой войны Матусевич издал «Записки по мореходной астрономии» и номограммы «Точность определения места корабля по способу Сомнера».
Для подготовки командиров Красного Флота в ноябре 1918 г. открыли Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, куда включили штурманский класс. Классы размещались в здании академии. В сентябре 1920 г. произвели первый набор слушателей для обучения штурманской специальности. Для преподавания мореходной астрономии пригласили Н. Н. Матусевича, компасного дела - В. Я. Павлинова. В октябре того же года в академии открылись астрономический и компасный кабинеты.
В августе 1921 г. после кронштадтского восстания занятия временно прекратили, а слушателей и преподавателей подвергли так называемой «фильтрации». Имевших дворянское происхождение репрессировали, а выходцев из рабочих и крестьян оставили для продолжения обучения. В октябре 1921 г. расформировали Соединенные классы специалистов командного состава РККФ, 8 марта 1922 г. возобновились занятия в подготовительных группах всех отделов академии.
30 августа 1923 г. отделы переименовали в факультеты. Гидрографический факультет, на котором обучались штурманы, с 1924 по 1932 г. возглавлял Н. А. Сакеллари, который с 1920 г. читал лекции по штурманскому делу. Он подготовил к печати первые учебники и учебные пособия, такие как «Навигация», «Мореходная астрономия» и др.
В 1923 г. состоялся первый выпуск слушателей гидрографического факультета. Среди выпускников 20-х гг. были Н. Ю. Рыбалтовский, А. Д. Козлов, К. С. Ухов, ставшие впоследствии учеными в области кораблевождения. Наряду с учебной работой профессорско-преподавательский состав большое внимание уделял научной деятельности: создавали капитальные труды, чем вносили значительный вклад в развитие науки. Так, были изданы учебники Б. И. Кудревича «Теория и практика гироскопического компаса» (1921 г.), Н. Н. Матусевича «Мореходная астрономия» (1922 г.), «Учение об ошибках наблюдений и способ наименьших квадратов» (1926 г.) и «Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации» (1934 г.), Н. А. Сакеллари «Сущность кораблевождения» (1922 г.) и др.
В июне 1927 г. по приказу Реввоенсовета СССР, звание профессора по астрономии и геодезии присвоили В. В. Ахматову, а по астрономии - Н. Н. Матусевичу. Они стали первыми профессорами штурманской специальности в академии в советское время.
Слушатели Военно-морской академии во время практики на заводе Штурманских приборов.
Всего с 1929 по 1937 г. произведено 6 выпусков слушателей гидрографического факультета, среди которых были М. А. Воронцов, И. Т. Дорофеев, Я. Я. Лапушкин, Н. И. Сигачев и др. В июне 1935 г. В. В. Каврайский и Н. А. Сакеллари получили звания профессора высших военных учебных заведений, а в следующем году В. В. Каврайскому и Н. Н. Матусевичу присвоили ученую степень доктора астрономии и геодезии. В апреле 1937 г. звание профессора получил Б. И. Кудревич. К началу Великой Отечественной войны в академии была создана и отработана система подготовки высококвалифицированных штурманов и специалистов по техническим средствам навигации.
В период начавшейся Великой Отечественной войны подготовку штурманов и специалистов по техническим средствам навигации осуществляли контр-адмирал В. А. Березкин, инженеры-контрадмиралы Б. И. Кудревич и В. В. Каврайский, инженер-вице-адмирал Н. Н. Матусевич.
В 1941 г. приема на первые курсы не было. Немногочисленный прием слушателей провели весной и осенью 1942 г. 10 августа 1941 г. состоялся первый (военный) выпуск. Среди выпускников-штурманов (набор 1938 г.) И. И. Аргунов, Л. С. Вайсман, Н. Ф. Гончар, В. Д. Шандабылов и др. За время войны произвели всего два выпуска штурманов высшей квалификации: в 1943 (набор 1940 г.) и в 1945 г. (набор 1942 г.). Среди выпускников В. Ф. Яросевич (1945 г.), впоследствии контр-адмирал - главный штурман ВМФ.
С созданием в 1945 г. Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова офицеров-штурманов высшей квалификации начали обучать на кафедре кораблевождения и навигационных приборов (до 1949 г.), а позднее - на кафедре военного кораблевождения (до 1958 г.).
До 1947 г. начальником кафедры являлся Н. Н. Матусевич, инженер-вице-адмирал, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор физико-математических наук, профессор, автор множества работ по кораблевождению, гидрографии, небесной механике, теории ошибок и картографии. В 1947-1952 гг. кафедру возглавлял капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский, доктор технических наук, профессор, автор трудов по магнитно-компасному делу. В 1952 г. начальником кафедры военного кораблевождения стал специалист в области кораблевождения, флагманский штурман Северного флота в годы войны, капитан 1 ранга П. П. Скородумов.
Изучение деталей компаса под руководством капитана I ранга
Н. Ю. Рыбалтовского.
Начальник кафедры кораблевождения профессор, инженер-контр-адмирал
Б. И. Кудревич консультирует слушателей по устройству гирокомпаса.
В 1956 г. кафедру электронавигационных приборов ликвидировали, а создали кафедру радионавигационных систем и навигационного оборудования театров, которую возглавил капитан 1 ранга В. П. Грек, ученый в области радионавигации. В феврале 1956 г. на кафедру кораблевождения перевели преподавателей ликвидированных кафедр электронавигационных приборов, океанографии и метеорологии. В 1958 г. кафедры военного кораблевождения и гидрографии объединили в кафедру военной гидрографии и кораблевождения. Однако эта кафедра просуществовала менее года (возглавил ее инженер-контр-адмирал В. А. Снежинский, доктор военно-морских наук, профессор, ученый в области гидрометеорологии и океанографии). В августе 1959 г. на ее базе создали кафедру океанографии и кафедру военной гидрографии.
Профессорско-преподавательский состав наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были изданы учебники Н. Н. Матусевича «Система таблиц для вычисления линий положения астрономических и навигационных» (1946 г.), «Основы мореходной астрономии» (1956 г.), учебное пособие П. П. Скородумова « Мореходная астрономия» (1963 г.) и др.
Занятия по изучению метеорологических приборов проводит профессор, инженер
капггтан 1 ранга В. А. Березкин (крайний слева).
В 1951 - 1955 гг. в академии на 3-месячных курсах при кафедре военного кораблевождения повысили свою квалификацию 45 флагманских штурманов флотов, флотилий и соединений ВМФ.
После объединения командной и инженерной академий гидрографический факультет ликвидировали, а подготовку офицеров-штурманов высшей квалификации на время прекратили. В объединенной академии на факультете радиоэлектроники создали кафедру технических средств навигации, где обучали офицеров - специалистов высшей квалификации по техническим средствам навигации. Возглавлял кафедру с 1961 по 1971 г. капитан 1 ранга С. С. Матвеев, доктор технических наук, профессор, ученый в области гироскопии, автор многочисленных трудов по гироскопическим навигационным приборам.
Преподавателями кафедры были Л. В. Данишевский, А. Е. Кораблев, В. Ф. Массаров, Б. И. Савин, Р. С. Кабиров, Ф. С. Павлов, Г. Я. Башилов. Под руководством С. С. Матвеева ученые кафедры выполнили более 30 научно-исследовательских работ, написали и издали 2 учебника. Слушателями являлись командиры штурманских боевых частей надводных кораблей и подводных лодок. Среди выпускников кафедры Ю. И. Жеглов (вице-адмирал, начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны), В. И. Алексин и Р. А. Зубков (контрадмиралы, главные штурманы ВМФ), Р. В. Балтушка, В. В. Колтуненко (флагманские штурманы флотов).
В 1971 г. главнокомандующий ВМФ принял решение о возобновлении обучения морских офицеров штурманской специальности в Военно-морской академии. Для этого на кафедре технических средств навигации была открыта вторая специальность, по которой начали готовить флагманских штурманов соединений и объединений ВМФ. Начальником кафедры назначили флагманского штурмана Северного флота контр-адмирала Д. Э. Эрдмана. Ученые кафедры разработали новые учебные планы и программы, издали курсы лекций, учебные пособия, учебники. Заместителями начальника кафедры были капитаны 1 ранга А. Е. Кораблев (1971 -1982 гг.), Р. С. Кабиров (1982-1987 гг.), В. М. Спригуль (1987-1992 гг.); преподавателями - капитаны 1 ранга Ю. Д. Баранов (1970-1989 гг.), Б. А. Войцеховский (с 1976 г.), А. И. Гаврилов (с 1986 г.), В. В. Кенарский (1985-2000 гг.), В. Я. Комин (1980-1996 гг.), В. П. Луконин (с 1977 г.), В. Ф. Массаров (1958-1984 гг.), Л. А. Нахатович (с 1981 г.), С. Н. Некрасов (1978-1997 гг.), Б. И. Савин (1960-1978 гг.), В. Н. Трунов (1985-2003 гг.), Е. М. Фалин (1974-1990 гг.), Л. И. Филонов (с 1981 г.).
В 1988 г. начальником кафедры назначили флагманского штурмана флотилии подводных лодок Северного флота капитана 1 ранга Б. Е. Дегтярева (выпускника академии 1977 г.). В 1989 г. кафедру переименовали в кафедру кораблевождения и продолжили обучение слушателей по тем же двум специальностям - командно-инженерной оперативно-тактической штурманской и инженерной оперативно-тактической технических средств и систем кораблевождения.
Участник похода кораблей во Владивосток через Панамский канал доцент, капитан 1 ранга Н. Ю. Рыбалтовский рассказывает
слушателям академии о маршруте похода.
Профессорско-преподавательский состав кафедры наряду с учебной работой большое внимание уделял научной деятельности. Так, были разработаны основы теории комплексирования корабельных навигационно-измерительных систем (С. Н. Некрасов), теоретические основы методов создания измерителей путевой скорости корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей радионавигационных систем (Р. С. Кабиров), эффективности системы кораблевождения надводных кораблей и подводных лодок (Д. Э. Эрдман, Ю. Д. Баранов, В. М. Спригуль, В. Я. Комин, Л. А. Нахатович).
В 1991 г. срок обучения слушателей увеличили до 3 лет. В связи с этим разработали новые учебные планы и программы. Сохранялась преемственность в подготовке слушателей по предыдущим учебным планам и программам. На третьем курсе проводилась стажировка слушателей на тех должностях, на которые предполагалось их назначать после окончания академии. Однако такая практика продолжалась недолго. В 1999 г. в связи с экономическими трудностями в стране ее сократили.
Профессорско-преподавательский состав кафедры с выпускниками /975 г.: Ю. Д. Баранов, А. Е. Кораблев, Д. Э. Эрдман,
Л. В. Даиишевский, В. Ф. Массаров (первый ряд, слева направо); Ю. К. Кореневский, И. Ф. Величко, В. И. Баранец, В. М. Богданов,
А. И. Гедзюра, В. К. Подосенов (второй ряд, слева направо); В. М. Приступа, В. М. Спршулъ, А. В. Шевченко, Ю. А. Сыздыков,
Е. М. Фалин, Л. А. Мусояи (третий ряд, слева направо).
С 2001 г. кафедра перешла на обучение слушателей по государственным образовательным стандартам по специальности управление штурманской службой ВМФ. Подготовку специалистов по техническим средствам навигации свернули. Преподаватели кафедры написали 2 учебника, посвященных вопросам организации эксплуатации и ремонта технических средств навигации, теории радиоэлектронных навигационных систем; руководили комплексными научно-исследовательскими работами, направленными на автоматизацию навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий и операций. В 2001 г. начальником кафедры назначили капитана 1 ранга А. Ю. Тихонова, кандидата военных наук, доцента. На кафедре продолжают трудиться А. Р. Косульников (с 1996 г.), К. И. Шарапов (с 1997 г.), С. А. Ярошенко (с 2000 г.), М. А. Чичин (с 2001 г.), С. П. Курбатов (с 2003 г.), Б. А. Войцеховский, А. И. Гаврилов, В. П. Луконин, Л. А. Нахатович, Л. И. Филонов. В адъюнктуре обучались капитаны 2 ранга Б. Б. Борисенко, Д. С. Герег и В. В. Матвеев. Учебную лабораторию возглавляет В. М. Булгаков.
Коллектив кафедры штурманской службы ВМФ: Р. С. Кабиров, Л. А. Нахатович, Б. Е. Дегтярев, В. П. Луконин (первый ряд,
слева направо); Л. И. Филонов, Ю. А. Тихонов, С. Н. Некрасов, В. В. Кенарский, А. Р. Косульников, В. Н. Трунов, А. И. Гаврилов,
В. Я. Комин, В. М. Спригуль, С. Е. Дмитриев (второй ряд, слева направо). 1993 г.
В своих диссертационных работах разработал методы создания измерителей абсолютной скорости движения корабля на основе использования стационарных электромагнитных полей, методы комплексирования инерциальных навигационных систем с системами радионавигации, методы повышения помехоустойчивости радионавигационных систем, их радиоэлектронной защиты и боевого использования в условиях радиоэлектронной борьбы. В списке его научных трудов более 90 наименований научных и более 50 учебно-методических трудов. Успешно руководил адъюнктской подготовкой, являлся руководителем и научным консультантом 14 кандидатов и 4 докторов наук. Состоял членом ряда диссертационных советов в нескольких вузах. После увольнения в запас в 1989 г. до последнего дня своей жизни продолжал научно-педагогическую деятельность в Военно-морской академии в должности профессора кафедры штурманской службы ВМФ. Автор учебников «Теория радиоэлектронных навигационных систем» (1996 г.), «Организация эксплуатации и ремонта технических средств навигации и океанографии» (1992 г.), «Радиоэлектронное подавление радиосвязи и радионавигации ВМС противника» (1984 г.), монографий «Кораблевождение. Практическое руководство для штурманов» (1972 г.), «Руководство по исследованию и контролю радионавигационных систем дальнего действия с наземными станциями (РИК РНС-90)» (1995 г.), справочного пособия «Основные термины и определения в области радионавигации» (1999 г.) и др. Награжден медалями. Умер в Петербурге. Похоронен на Северном кладбище.
Вперед
Оглавление
Назад
В российском календаре праздничных дат немало таких, которые посвящены чествованию людей определенных профессий. Свой праздник есть и у штурманов Военно-морского флота – людей, которых по праву называют флотской интеллигенцией. Что неудивительно: это не просто техническая специальность, а настоящее призвание. Когда День штурмана ВМФ в России и каковы особенности этой профессии, вы можете узнать из нашей статьи.
Слово «штурман» в переводе с голландского означает «человек за рулем». Оно пришло в наш язык вместе с множеством нововведений Петра Великого, основателя российского флота, заразившего своей страстью к морской стихии тысячи русских людей. Штурманскую службу Российского флота при знаменитой Навигацкойшколе учредил сам царь, отдав 25 января 1701 года следующее распоряжение: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».
Это вполне логично: флота без штурманов не бывает, ведь даже самое мощное и современное судно не поплывет без правильного управления. Нужен человек, который вел бы корабль к цели через все опасности морской стихии. Даже в сегодняшних условиях, имея дело с современной техникой, штурману приходится порой определять направление судна без помощи компаса, улавливать малейшие оттенки изменения погоды и справляться с буйством шторма, выбирать наилучший способ проведения судна через опасные места. Для всего этого нужен не только гигантский багаж знаний (равный объему навыков и умений, которыми обладают летчики и капитаны-подводники), но и такие личные качества, как сообразительность, выносливость, сила духа и оптимизм. А еще умение импровизировать и творчески подходить к любой ситуации: ведь море часто ставит навигаторов перед непредвиденными обстоятельствами, требующими мгновенной реакции и смелости в принятии решений. Потому и считается, что профессия эта – для «избранных». А люди, освоившие и полюбившие ее, издавна пользуются в нашей стране особым уважением. Многие прославленные впоследствии флотоводцы и адмиралы начинали службу в должности штурмана корабля. В истории военных кампаний и географических открытий имена штурманов зачастую стоят в одном ряду с фамилиями капитанов и командиров кораблей.
Естественно, что эти отважные и талантливые люди достойны иметь собственный праздник. С 1997 года для празднования Дня штурмана ВМФ была определена специальная дата – 25 января, то самое число, когда Петром Великим была основана штурманская служба Российского флота. Так что, если среди ваших знакомых есть представители этой славной профессии, не забудьте поздравить их с профессиональным праздником!
Раньше (а неофициально и сейчас) День штурмана праздновался в дни весеннего (21.03) и осеннего (23.09) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит соответственно на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.
Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению". Этот день и является официальной датой основания штурманской службы российского флота.
Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому:
- "Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают."
- "Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают."
Вот какие были статьи в уставе Петра Великого. Но это так, к слову и не к празднику.
Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России - С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский, и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.
Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особо трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ, - "работа штурмана в походе носит творческий характер". Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.
Профессиональный праздник Военно-Морской Флот впервые в своей истории отметил 25 января 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, а в 2001 году штурманская служба отечественного флота отметила свое 300-летие. Профессия сегодня
В настоящее время для улучшения подготовки штурманских служб соединений, боевых частей на кораблях, работы по предупреждению навигационной аварийности с использованием современных методов и способов навигации разрабатываются проекты новых руководящих и методических документов по штурманской подготовке в ВМФ: руководство по организации штурманской службы, правила штурманской службы для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. В новом руководстве и правилах впервые сформулировано понятие "штурманская подготовка". Она включает в себя комплексную многоуровневую систему обучения как личного состава штурманских боевых частей кораблей, так и флагманских штурманов, вахтенных офицеров кораблей, командиров соединений, их заместителей, командиров кораблей.
На флотах продолжается работа по совершенствованию существующих и поиску новых способов и методов решения навигационных задач. Исследуются возможности определения места подводных лодок без всплытия под перископ. Внедрены в практику навигации методики решения навигационных задач кораблевождения при плавании под льдами Арктики. Активно ведется освоение электронной информационной навигационной системы. У штурманской службы, как одной из главных составляющих всего российского Военно-Морского Флота - великая история, и нынешнее поколение офицеров-штурманов решает сложные задачи на морях и океанах, продолжая лучшие традиции своих предшественников.
Черный турмалин - Шерл в украшениях из серебра 925 пробы. Лечебные и магические свойства черного турмалина - Шерла.