Главная » Ядовитые грибы » Академик крылов кораблестроитель биография. Алексей николаевич крылов - отец отечественного кораблестроения

Академик крылов кораблестроитель биография. Алексей николаевич крылов - отец отечественного кораблестроения

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разработала преподаватель

Еремина Л.А .

Пенза 2014

Цели : начать характеристику главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.В.Базарова, опираясь на текст романа (1-10 главы).

Задачи :

1) познакомить с толкованием понятия «нигилизм», раскрыть жизненную позицию, нигилистические взгляды демократа-разночинца Базарова, определить сущность внешнего конфликта Евгения Базарова, обозначить художественные особенности создания образа;

2) воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, к истории России, умение критически оценивать взгляды и поступки людей, воспитывать активную жизненную позицию;

3)способствовать развитию связной устной речи учащихся, логического мышления, воображения, умений аргументированно доказывать свою точку зрения, совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа и анализа прозаического текста.

Вид урока : комбинированный

Методика : слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и учителя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос, защита читательских иллюстраций, групповая работа (по карточкам-инструкциям), составление цитатного плана, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», компьютер с мультимедиа, обучающий диск, презентация, иллюстрации к роману (выполненные учащимися, художника П.М.Боклевского), карточки-инструкции, эпиграф, на доске перед уроком учащийся записывает цитатную характеристику Базарова.

Ход урока :

I .Организационный момент

II .Подготовка к восприятию художественного произведения

На прошлом уроке вы познакомились с творческой историей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике.

Вспомните, что подтолкнуло писателя к созданию этого романа? В какое время И.С.Тургенев создавал роман «Отцы и дети»? Чем характерна эпоха, в которую жил Тургенев? (ответить на вопрос вам поможет «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России?

Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Противник всяких общественных взрывов, И.С.Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети».

(Учитель зачитывает эпиграф)

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?» Эти слова из романа «Отцы и дети» - эпиграф к нашему уроку. Цель нашего урока - начать характеристику центрального персонажа романа Евгения Базарова, раскрыть жизненную позицию и взгляды героя.

III .Чтение и изучение художественного произведения

Дома вы начали знакомство с текстом романа «Отцы и дети», и у вас, безусловно, сложилось первое впечатление о Евгении Базарове, определенное мнение о герое.

Каково ваше первое представление о Евгении Базарове?

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст):

Действительно, Евгений Базаров – очень сложный и противоречивый человек, и наша задача – понять, чем обусловлено поведение, манера общения, взгляды этого героя.

Где мы впервые в романе встречаемся с Евгением Базаровым?

Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми? Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?

Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент их х/ф «Отцы и дети», снятого по одноименному роману И.С.Тургенева. Ваша задача, просмотрев отрывок из фильма и опираясь на текст 4 главы романа, ответить на поставленный вопрос.

Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

Ответить на этот вопрос нам поможет выполненное вами групповое домашнее задание.

(Задания см. в приложении)

1 группа.

(на листах напечатаны описания портрета Базарова и Павла Петровича, описание кабинета П.П.Кирсанова.)

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Что мы можем сказать о героях по внешности? Что дает портрет для понимания характера Базарова? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

Чем занимается Базаров в имении Кирсановых? Подтвердите свои высказывания примерами из текста. (глава5, 10)

Каквы думаете, почему детальный, подробный портрет Базарова дается в романе лишь один раз, а описание внешности Павла Петровича, окружающего его интерьера встречается во многих эпизодах романа?

(Дополнения учителя):

На слайде представлены портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским, с которым Тургенев был связан давней дружбой.

На ваш взгляд, удалось художнику добиться сходства с тургеневскими героями?

С какой целью, на ваш взгляд, Тургенев вводит в роман контрастные портретные характеристики героев?

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича?

(Дополнения учителя):

В 60-ые годы 19 века, когда произошел ряд выдающихся открытий в области естественных наук (в химии – исследования Менделеева, в физиологии - Сеченова), среди молодых людей распространяются естественнонаучные знания, на основе которых формируется особое мировоззрение. И.С.Тургенев изображает в лице Базарова типичного представителя 60-ых годов 19 века.

Как вы думаете, почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

Как вы понимаете выражение Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова в доме Кирсановых и Павла Петровича, опираясь на материал 1-9 глав.

Как вы понимаете слова Аркадия, сказанные о Базарове: «Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит»?

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

Какие отношения сложились у Базарова с простым народом в имении Кирсановых? Докажите свое мнение примерами из текста. (глава 5, 6, 10)

Согласны ли вы с мнением критика Н.Н.Страхова: «Весьма замечательно, что он (Базаров), так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом»?

Сделайте вывод: чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

По ходу прочтения романа начинает постепенно проясняться образ мыслей Базарова. Тургенев наделил героя своеобразным отношением к науке, искусству, политике, любви. Базаров назван в романе нигилистом.

Во 2 половине 19 века формируется особый общественный тип, который получил название нигилиста.

Обратимся к определениям понятия «нигилизм».

(Реализация индивидуального домашнего задания: 1 учащихся должен был к уроку найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках)

Что объединяет все определения понятия «нигилизм»?

А как это слово «нигилизм» объясняют герои романа?

В какой сцене мы впервые слышим слово «нигилист» в романе?

Вы должны внимательно прослушать отрывок из романа и ответить на вопрос:

–Какой смысл вкладывают в это понятие Аркадий и Павел Петрович?

Дома вы начали составлять цитатную характеристику Евгения Базарова (цитатная характеристика записана на доске учащимся перед уроком).

(1 учащийся у доски)

Зачитай цитаты, ярко раскрывающие взгляды Базарова, которые ты выписала из романа, вспомни, в какой ситуации Базаров произносит эти слова, поясни, как ты их понимаешь.

Отрицает искусство (поэзию, музыку)

Чувствует ли Базаров красоту природы?

Природой нужно не любоваться, а использовать ее дары, т.е. природа не с точки зрения красоты, наслаждения, а с точки зрения реальной пользы.

Дополнения учителя

Вспомните сцену в начале романа: в тот момент, когда Николай Петрович и Аркадий восхищаются красотой весеннего дня, Базаров просит спички («Пришли мне спички, Аркадий, нечем трубку раскурить»). (глава 1)

Услышав от Аркадия историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова, Базаров дает свой комментарий: «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука». (глава 7).

Базаров воспринимает человека как слаженный биологический организм, в любви все объясняется физиологическим влечением.

IV .Синтез

Каким предстает Базаров в начале романа?

Как вы оцениваете взгляды Базарова на искусство, природу, любовь? Согласны ли вы с таким отношением Базарова к вечным ценностям? Почему?

V . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задании: составить план 10 главы (по каким вопросам спорили Базаров и Павел Петрович Кирсанов), продолжить цитатную характеристику Базарова, индивидуальные задания: «Последователи Базарова, базаровщина» (Аркадий, Ситников, Кукшина); представить характеристику Базарова от лица Павла Петровича, Аркадия, Николая Петровича, Фенечки

(слайд: фотография И.С.Тургенева, надпись: «Открытый урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

(на слайде демонстрируется «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Середина 19 века – это время, когда, говоря словами Л.Н.Толстого, «все переворотилось», когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько враждующих лагерей (идеологических, общественно-политических течений), каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Одни – консерваторы – защищали старые порядки, другие – либералы – выступали за постепенные, мирные изменения в общественно-политическом устройстве, третьи – демократы – были настроены на разрушение старых и немедленное установление новых порядков.

По своим взглядам Тургенев был сторонником постепенного преобразования России, либерал-постепеновец.

(на слайде – эпиграф к уроку:

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?»)

1 читательская иллюстрация: Я изобразила Евгения Базарова, проводящего опыт, разглядывающего в микроскоп лягушку, т.к. Базаров увлекается наукой, его интересуют химические опыты, ничего не принимает на веру, во всем хочет разобраться самостоятельно. Евгений – человек умный, целеустремленный, закончил курс обучения и хочет стать доктором. Это человек труда, любит трудиться, презирает болтовню.

2 читательская иллюстрация: Мне Базаров не понравился, т.к. это человек грубый, резкий, невоспитанный, который не обладает культурой поведения и общения. Поэтому я изобразила его растянувшимся на диване в гостях у Кирсановых.

Действие романа происходит летом 1859 года. Базаров вместе с другом Аркадием Кирсановым, окончившим курс наук в Петербурге, приезжает в гости к Аркадию в имение Марьино, где живет отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов.

(на слайде - вопрос: Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?)

Просмотр видеофрагмента

Уже с первого появления Базарова в доме Кирсановых мы чувствуем, что это совершенно разные люди.

В Николае Петровиче Базаров увидел доброту, робость, жизненную непрактичность (4 глава): «Отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк», «старенький романтик». Николай Петрович побаивается Базарова, испытывает робость, пытается сгладить натянутые отношения между Базаровым и Павлом Петровичем (6 глава), но так как Базаров – приятель Аркаши, («Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой»), их гость, относится к нему с уважением («любезнейший»).

Базаров и Павел Петрович с первых минут знакомства испытывают антипатию, неприязнь друг к другу, которая постепенно будет увеличиваться. (Павел Петрович руки Базарову не подал, «волосатый», «чудаковат у тебя дядя»).

(на слайде - вопрос: Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича Кирсанова?)

(на слайде – портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским)

Учащийся зачитывает портрет Базарова (2 глава) Сразу обращает на себя внимание его незаурядная внешность.

Высокий рост, лицо выражает самоуверенность и ум, просторный череп с крупными выпуклостями, мужественный голос, балахон с кистями, красная рука.

Тургенев – мастер многозначительной детали.

Во внешнем облике Базарова проявляется его демократизм, близость к народу. Перед нами человек труда, не считающий нужным соблюдать правила хорошего тона. Одежда говорит о демократизме героя и простоте привычек. Базаров равнодушен, безразличен к одежде. Даже слуга Прокофьич с пренебрежением несет «одёженку» Базарова. Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Длинные волосы – примета вольнодумства.

Базаров непрерывно трудится, рано встает, собирает в лесу травы, насекомых, проводит опыты, научные эксперименты с лягушками.

«Он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь». (Аркадий, 5 глава).

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы, насекомых». (глава 10)

Павел Петрович – франт, тщательно следивший за своим костюмом. Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству («Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»), желчность характера, преувеличенное внимание к своей одежде, приверженность к английскому образу жизни («английский рукомойник, а дверь не запирается»)

Художник добивается внешнего сходства с тургеневскими героями, психологически точно характеризует Базарова и Павла Петровича.

Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая.

Кажется, был.

Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге – пошел по стопам отца. « Отец – боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль» (глава 1). Письма сыновьям подписывал «Пиотр Кирсаноф». Мать «принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (1 глава). Слово «аристократ» в романе звучит с ироническим оттенком. Павел Петрович воспитывался сначала дома, потом «поступил в военную службу», затем «вышел офицером в гвардейский полк». (глава 1).

Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона. Небрежные манеры («небрежно отвечал», «неохотно», «грубо», «перебил», «ответил с коротким зевком» в разговоре с Павлом Петровичем в 6 главе), бескультурье (без приглашения садится на диван, потягивается, за чаем заводит разговор про лягушек).

Культурный человек, любезный, вежливый. Аристократические, изысканные манеры.

Для речи Базарова характерны простота, точность, меткость выражений, использует просторечные слова, сниженная лексика. У Базарова – немногословные, отрывистые речи. Представляясь, использовал народную форму обращения.

Павел Петрович искажает слова, часто на французский манер, много в его речи французских слов и выражений.

Базаров легко сходится с людьми из народа. Люди видят в нем простого человека, Базаров держит себя с людьми из народа просто.

5 глава: Базаров, идя на болото за лягушками, знакомится с дворовыми мальчишками, он говорит с ними с оттенком добродушной фамильярности, доверчиво, тепло.

6 глава: Фенечка не стеснялась Базарова, Митя не испугался Базарова, когда тот взял его на руки.

10 глава: «Слуги привязались к Базарову…»(зачитать)

Эта антипатия героев основана на том, что они представители разных сословий (эта разница проявляется во всем: во внешнем облике, в речи героев, в манере поведения и общения), у них разное происхождение, воспитание.

«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» (10 глава)

«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство». (Базаров в разговоре с Аркадием, 6 глава).

Они люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что конфликт между ними будет неизбежен.

(слайд – записано определение понятия «нигилизм»:

Нигилизм – (от лат. nihil – «ничто») это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь))

Нигилизм – это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (Толковый словарь В.Даля)

Это полное отрицание всего (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка)

За утренним чаем, говоря о своем приятеле отцу и дяде, Аркадий называет Базарова нигилистом.

(выразительное чтение учащихся по ролям отрывка из 5 главы :

-Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?

-Сделай одолжение, племянничек.

-Он нигилист.

-Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

-Он нигилист, - повторил Аркадий.

-Нигилист, - проговорил Николай Петрович, - это от латинского nihil , ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который…который ничего не признает?

-Скажи, который ничего не уважает,- подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

-Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.

-А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

-Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.)

Цитатная характеристика Базарова:

    «Я уже доложил вам, что я ни во что не верю» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем: Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете)

    «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в …м уезде - играет на виолончели!» (9 глава, в разговоре с Аркадием о Николае Петровиче)

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (9 глава, в разговоре с Аркадием)

Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма.

«Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом ». (критик Д.Писарев)

Практичный, трудолюбивый человек, умный, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, целеустремленный.

У Базарова нет поэтического отношения к действительности, не понимает искусство, отрицает в жизни духовные основы, лишен таких качеств, как чувство красоты в жизни, природе, любви.

Приложение

1 группа

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Что мы можем сказать о Базарове по его внешности? Что дает портрет для понимания характера этого человека? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу подал…

Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…» (5 глава)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Да, надо почистится, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительное европейское «shake hands » (рукопожатие), он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек…» (глава 4)

«Брат его (Павел Петрович) сидел далеко за полночь в кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки… » (глава 4)

«Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстук намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». (глава 5)

«Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (в стиле эпохи Возрождения) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…» (глава 9)

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Аркадий в беседе с Николаем Петровичем: «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». (глава 3)

Беседа Павла Петровича и Николая Петровича:

«- Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

Кажется, был.

Точно, точно. Так этот лекарь его отец… » (глава 5).

«Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров». (глава 10, в споре с Павлом Петровичем).

КИРСАНОВ

« Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль».

«Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». (глава 1).

«Родительница его…принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (глава 1)

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома…., потом в пажеском корпусе….Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава 7)

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, опираясь на материал 1-9 глав глав.

«Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много». (глава 4)

«Павел Петрович похлебывал свой какао и вдруг поднял голову…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…

Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь; надо вот этих пленниц к месту пристроить.

Что это у вас, пиявки? – спросил Павел Петрович.

Нет, лягушки…» (глава5)

«Его (Павла Петровича) аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». (глава 6)

КИРСАНОВ

«Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он (Павел Петрович) приятным голосом, любезно покачиваясь…» (глава 4)

«-Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканной учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение». (глава 6)

«Его уважали за отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами, за то, что он мастерски играл в винт и всегда проигрывал…» (глава 7)

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

«- Душевно рад, - начал он (Николай Петрович), - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

-Евгений Васильев , - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом». (глава 2)

«Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

Ну поворачивай, толстобородый ! – обратился Базаров к ямщику». (глава 2)

«-Не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильевич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одёженку , - прибавил он, снимая с себя свой балахон». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил , но ел много». (глава 4)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Я нахожу, что Аркадий sest degourdi (стал развязнее), - заметил он (Павел Петрович)». (глава 4)

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер…), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela (Вы все это изменили)….» (глава 5)

«Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: « Mais je puis vous donner de largent » (Но я могу дать вам денег) и давал ему (Николаю Петровичу) денег… » (глава 8)

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Внутренний мир Базарова и его внешние проявления . Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис - автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).

Первое, что бросается в глаза в поведении Базарова, можно истолковать как проявление самоуверенности. Его отличает некая грубость поведения, нежелание следовать правилам хорошего тона и даже элементарным нормам приличия. Его поведение контрастно искренней в своей приветливости манере добродушного Николая Петровича, изысканной холодноватой любезности его брата или восторженному многословию Аркадия. Вот герой знакомится с отцом друга, будущим хозяином дома, где располагает погостить: «Николай Петрович <…> крепко стиснул его <...> руку», Базаров же свою «сразу ему подал», на любезные расспросы «отвечал ленивым, но мужественным голосом». Принятая им небрежная манера общения распространяется на представителей всех сословий. Здесь, на постоялом дворе мы впервые становимся свидетелями общения Базарова с мужиками. «“Ну, поворачивайся, толстобородый!” - обратился Базаров к ямщику». Однако это меткая грубоватая характеристика нисколько не обидела мужиков: «Слышь, Митюха, - подхватил другой тут же стоявший ямщик <…>, - барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».

Окружающих суровая простота Базарова привлекает больше, нежели аристократическая любезность Павла Петровича, от которой, по меткому замечанию Фенечки, «так тебя холодом и обдаст». Николай Петрович, хотя и «побаивался молодого нигилиста», тем не менее «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». К нему «привязались» слуги, не исключая ограниченного в самодовольстве Петра. За Базаровым следуют, «как собачонки», крестьянские ребятишки. Подружился он и с Фенечкой. Поначалу молодой нигилист позволил себе ироническое замечание в адрес Николая Петровича. Но подойдя к застеснявшейся Фенечке, повел себя со всей любезностью. «Позвольте представиться, - начал он с вежливым поклоном, - Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный». Суровый доктор безошибочно тронул слабую струну в сердце матери - проявил внимание к ее ребенку. Базаровское обаяние признал даже маленький Митя: «Дети чувствуют, кто их любит». Впоследствии Базаров не раз в качестве врача придет на помощь Мите. И все это с неизменной шуткой, подтруниванием. За этим скрывается стремление, чтобы Фенечка не почувствовала себя ему обязанной. Здесь, в этом доме, Фенечке, неофициальной жене и матери незаконного ребенка, и без того нелегко приходится подчас - Базаров это понимает. По-человечески он симпатизирует Фенечке, но предпочитает не вмешиваться в сложную семейную ситуацию. «Она мать - ну, и права».

Домочадцы, слуги, дети - все они ему действительно по-человечески интересны. И сам он - интересная личность, чем неотразимо привлекает людей всех сословий. В безыскусной простоте поведения Базарову подражает Аркадий. Оказывается, однако, что быть простым и демократичным со всеми очень сложно. У Аркадия это выходит намеренно, и при всей искренности намерений, неестественно. Он хочет познакомиться с Фенечкой и без предупреждения отправляется к ней в комнату. Оставшемуся в гостиной с бьющимся сердцем отцу приходит в голову, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Аркадий с восторгом воспринял знакомство с мачехой и присутствие на свете маленького брата. Но за порывом великодушия прячется скрываемое от себя самого высокомерие. Втайне молодой человек любуется широтою собственных взглядов. Аркадию не приходит в голову, что подобное великодушие унижает отца, хоть он и рад искренности чувства старшего сына. О последовавшей сцене родственного объятия автор замечает: «…Бывают положения трогательные, из которых все-таки хочется поскорее выйти».

В грубовато-раскованных манерах кирсановского гостя существует своя градация. В одних случаях они маскируют тонкую деликатность, как с Фенечкой. В других - являются открытым ответом на замаскированную грубость же. Так он в день приезда «сорвался» вслед за Аркадием, хоть за минуту не имел намерения уходить. Но предпочел бесцеремонный уход подчеркнутому игнорированию со стороны Павла Петровича («Руки не подал <…>, положил ее обратно в карман»). В дальнейшем мы видим, как Базаровская внешняя суровость помогает ему скрыть внутреннее смущение и даже робость (в отношениях с Анной Сергеевной). В любом случае, автор толкует нам поведение Базарова не только как особенность его характера, но и как национальную особенность. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», - вскользь, но многозначительно роняет Базаров в разговоре с Аркадием.

Другая черта Базарова, которая не может не вызвать к нему уважения, - «привычка к труду благородная». Это органическая невозможность праздного существования. Отмечается, что Базаров проснулся «раньше всех» в доме Кирсановых на другой день после утомительной дороги. Когда со времени приезда прошло «около двух недель», как о само собой разумеющемся, автор говорит: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Осуществляя научные опыты и наблюдения, герой не боится испачкать ручки: «Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

Опорой врожденному трудолюбию становится «просвещенный ум». Со знанием дела Базаров «толкует» другу, какие деревья, исходя из состояния почвы, следовало бы посадить в саду вместо погибших дубков. Он «в несколько минут» проник в слабые стороны хозяйства Николая Петровича. Во всем, что касается прикладных, опытных, научных знаний Базаров, показывает широкую образованность, наблюдательность и ум. При этом знания дались ему нелегко. Сыну лекаря, владельца деревушки и двадцати двух душ крестьян наверняка приходилось труднее, чем его другу. Впоследствии отец Базарова с гордостью выдает Аркадию семейную тайну: «...Другой бы на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверьте ли? Он отроду лишней копейки не взял!..» Абсолютное бескорыстие, мужское стремление надеяться исключительно на собственные силы отличает Базарова. «...У Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля…» - справедливо указал критик. С полным основанием к Базарову можно применить определение, которого не удостоился Рудин - «гениальная натура».

Показать в герое его человеческую привлекательность входило в задачу писателя. «“Современник”, вероятно, обольет меня презрением за Базарова, - записывал он в дневнике, - и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». В одном из писем Тургенев прямо заявлял: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью <...> - я виноват и не достиг своей цели».

Но как и в случае с Рудиным, все сильнее становятся в облике героя диссонирующие нотки. «Мысль и дело сливаются в одно», - с восторгом писал о Базарове радикальный критик Д.И. Писарев. Сказано - сделано. Заметил Базаров «непорядок» - хозяин дома, Николай Петрович, «Пушкина читает <…>. Это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду». Базаров же признает в качестве полезного чтения «что-нибудь дельное». И в тот же день, Аркадий «молча, с этаким ласковым сожалением на лице», «как у ребенка» отобрал у отца злополучную книгу. Взамен же «положил» по совету друга, брошюру немецкого естествоиспытателя. Стоп… Мы видим, как в натуре Базарова, на первый взгляд, открытой, простой и цельной, проявляются стремления, которые нравственное чувство принять не может. И возникают они своеобразным продолжением черт симпатичных. Мы говорили, что обаяние Базарова притягивает всех, с кем жизнь его сталкивает. Спустя несколько дней по приезде он уже средоточие интересов дома. Герой это знает и пользуется, заставляя окружающих жить так, как он считает нужным. Внешняя простота скрывает потребность искусно манипулировать остальными. Ведь и книгу он не сам отобрал у хозяина дома, а подтолкнул к этому друга зная, что Аркадий рад будет демонстрировать широту взглядов, а Николай Петрович сыну возражать не станет. Но, подчиняя себе интересы других, Базаров считает себя свободным ото всех обязанностей общежития. Тургенев делает нас свидетелями того, как герой нарушает все правила гостеприимства, уважения к старшим и даже нравственные нормы. В том же эпизоде с книгой поступки Базарова явно ведут к тому, чтобы рассорить отца с сыном. Гость позволяет себе грубые выпады и в адрес дяди Аркадия, в его присутствии и за глаза. Внимательный читатель заметит, что делается это демонстративно. Герой, очевидно, убежден, что имеет на это полное право. А как же его демократизм, его интеллигентность, в наших глазах присущая человеку, занимающемуся наукой?

Чем проще и демократичнее Базаров себя ведет, тем резче выступает его непохожесть на окружающих. Любому ясно, что перед ним человек незаурядный. Одинцова, которой он представляется как «будущий уездный лекарь», с живостью возражает: «Вы этому сами не верите <…>. Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью <…>!» Отец Базарова, Василий Иванович допытывается у Аркадия: «…Ведь он не на медицинском поприще достигнет <…> известности?..»

Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.

На каком же <…>?

Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.

Знает ли Базаров, какие на него возлагаются надежды? Знает. Аркадию Базаров вскользь напоминает, что является «внуком дьячка». И добавляет: «Как Сперанский». Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), родившийся в бедной духовной семье, благодаря исключительно своему уму и талантам сделал головокружительную карьеру - до графа и министра двора. Сперaнский был ближайшим советником двух императоров - Александра I и Николая I. Раздраженный его независимым нравом, напуганный радикализмом предлагаемых реформ, Александр отправил Сперанского в ссылку. Впоследствии претендующий на престол Николай и декабристы согласны были в одном - без опыта и знаний Сперанского в будущем правительстве никак не обойтись…

Брошенное как бы между прочим сравнение приоткрывает нам границы честолюбия Базарова. Он, очевидно, готовит себя к будущему государственного деятеля. С той лишь разницей, что Сперанский был согласен подниматься по ступеням существующей общественной лестницы. Базаров же - нигилист. Объяснению этого социального термина и его значения в романе посвящен специальный эпизод. Базаров в нем не участвует, хотя речь идет в первую очередь о нем. Аркадий «с усмешкой» (как можно не знать таких простых вещей!) поясняет отцу и дяде: «…Это слово означает человека, который…» «Который ничего не признает?» - догадывается Николай Петрович. Павел Петрович усиливает негативный оттенок значения «nihil» - «ничто»: «…Который ничего не уважает». Но и это оказывается слишком слабо. «Который ко всему относится с критической точки зрения…» «Нигилист - формулирует Аркадий, явно со слов Базарова, - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но и это определение недостаточно отражает радикализм Базарова. Недаром в речах молодежи наиболее часты глаголы «не верить», «отрицать», «ломать», «разрушать». «Сперва нужно место расчистить», - говорит о задаче своей и своих единомышленников Базаров. «Тургеневский герой отвергает <…>действительно все - все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта и даже психологии людей <…>. Россия - в тупике, из которого не видно выхода <…>. Существующий мир должен быть разрушен полностью, до основания…»

Базаров как государственный муж, мыслит категориями общероссийскими. Мы едва ли сомневаемся, что он готов принять на себя ответственность в масштабах страны. Пока же его орудие - наука. Естественнонаучные знания полезны не только как средство раскрыть тайны природы и помочь страдающему человеку. Первым это понял главный противник нигилизма, критик и литератор Михаил Никифорович Катков: «Он потому занимается этими науками (естественными), что они, по его мнению, прямо ведут к решению вопросов об этих первых причинах, <…> орудие уничтожения предрассудков и для вразумления людей». «Для вразумления людей», - убежден Базаров, более всего подходит книга немецких материалистов. Недаром он почти силком заставляет неразумного Николая Петровича прочесть популярную брошюру Бюхнера. Людвиг Бюхнер (1824-1899) - немецкий врач, естествоиспытатель и философ, убежденный материалист. Он был одним из пропагандистов теории «социального дарвинизма».Открытия Чарльза Дарвина в области естественных наук предлагалось перенести на структуру человеческого общества: принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни. «Немцы в этом наши учители», - с признательностью говорит Базаров.

Но он идет дальше своих учителей. Название брошюры Бюхнера «Материя и сила» русский нигилист склонен трактовать, пропуская одну букву, как «Материя - сила». Все, что нематериально, чего нельзя потрогать, измерить, проверить опытным путем, - предрассудок. Культура, искусство, власть природы, уважение к старикам - это предрассудки, долженствующие быть уничтоженными во имя общего блага. Базаров-нигилист предлагает это как ученый и как общественный деятель. Ученый Базаров сомневается в существовании этих ирреальных понятий. Деятель Базаров отрицает их нужность, основываясь на принадлежности их старому миру. Старый мир плох - не по вине ли культуры? Если он должен быть сметен, неизбежно падут его атрибуты. Так считает «герой своего времени». Но ведь существует еще Базаров-человек, которому должны быть знакомы чувства и переживания?

«Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету <…> у нее есть свои беспощадные идолы», - ядовито подметил тот же Катков. Молодежь 1860-х, современники Чернышевского, Добролюбова, Писарева, строит свою жизнь по строгим законам, обдуманным, выработанным путем чтения книг, бесед с друзьями. Недаром слово «прынципы» звучит из их уст резко, грубо, категорично. И если ради идей требуется отказаться от прежних привязанностей, переступить через чувства - что ж, не страшно. Герой с гордостью называет себя «самоломанным». Впоследствии Базаров скажет другу, что поддаться чувствам для него значит - «рассыропиться». Взамен дается гордое сознание того, что они сами, от начала до конца строят свою судьбу: «Воспитание? …Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например <…>. А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

Для автора важно, что Базаров именно русский человек, явившийся даже в своих крайностях воплощением типических черт национального характера. Недаром Иван Сергеевич видел в нем «pеndant» (параллель) национальному герою, бунтарю Пугачеву. Еще в «Записках охотника» Тургенев заметил, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что <…> разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно». Тогда писатель склонен был оценивать это качество как безусловно положительное. Но встретившись с философией и практикой нигилизма, был встревожен. Ведь цели нигилизма возвышенны и прекрасны - счастье человечества. Но не слишком ли от многого приходится отказаться во имя «разумного»? Прежде всего вступить в бой со своей собственной душою, как это делает на протяжении романа главный герой. Во многом поэтому Базаров для своего создателя - фигура «трагическая», «дикая», «сумрачная».

Роман "Отцы и дети" написан Тургеневым во второй половине XIX века. К этому времени в литературе уже окончательно сформировались традиции написания романа, и господствующим течением в русской литературе стал реализм. Создавая свое произведение, Тургенев ориентировался прежде всего на опыт таких классиков русской прозы, как Пушкин и Гоголь.

Автор широко использует прием антитезы, на нем буквально построено все произведение. На первых страницах романа перед читателями предстают Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Это два приятеля-студента, решившие провести часть лета вместе у отца Аркадия. Тургенев представляет Евгения и Аркадия как двух друзей, но впоследствии становится ясно, что это не совсем так. Базаров и Кирсанов с самого начала противопоставляются друг другу, хотя, на первый взгляд, они придерживаются одинаковых взглядов, оба считают себя нигилистами.

Но чем больше мы узнаем о Базарове, тем сильнее становится уверенность в том, что такой друг, как Аркадий, ему не нужен. Евгений вообще не признает дружбы, по его понятиям, в дружбе, как и в любви, один всегда раб другого, то есть и то, и другое изначально основано на неравенстве. Хотя в свой первый приезд в Марьино студенты выступают единым фронтом против аристократа Павла Петровича, читателю становится очевидным, что Аркадий просто копирует своего товарища, который кажется ему великим человеком и мыслителем, но он не понимает, по сути, его взглядов. Ему чужды нигилистические идеи, он, в частности, любит музыку и прекрасно чувствует природу, а Базаров утверждает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. Аркадий соглашается с подобными утверждениями, но, видимо, лишь для вида, в силу авторитета Базарова; расхождение между приятелями все углубляется, и незадолго до своей гибели Базаров, сразу очень хорошо понимавший это, говорит об этом самому Аркадию.

Также Базаров противопоставляется его отцу. Казалось бы, что эти люди связаны гораздо более крепкими узами, нежели кровными. У них почти одинаковая судьба, оба медики, оба вынуждены бороться с обстоятельствами, чтобы выжить, пробивать себе дорогу самостоятельно. Но и здесь мы наблюдаем явный пример антитезы: старший Базаров стал медиком по призванию; он определенно романтик, ценящий красоту окружающего мира. А его сын – человек противоположного склада характера. Евгений не признает медицины, хотя сам является врачом, не имеет никаких нравственных ценностей. Василий Иванович не понимает сына, но не перестает уважать и любить, однако ему совершенно ясно, что тот никогда не будет ему духовно близок.

Определенный комический эффект вызывает противопоставление Базарова и "господ нигилистов" – Ситникова и Кукшиной. Жалкие подхалимы изо всех сил стараются быть такими же, как Евгений. Но они не более, чем копии настоящей идеи нигилизма, они безобразно ее опошляют тем, что якобы ее разделяют. Им даже невдомек, что Базаров презирает их за это лицемерие и тупость. Их "нигилизм" – показная маска, модная в то время. Тургенев с помощью этих героев показал конфликт, уже зародившийся в самом движении нигилистов.

Интересна и антитеза Одинцова – Кукшина. В сравнении с пустой Кукшиной, Анна Сергеевна несомненно выигрывает. Она умна, образованна, интеллигентна, в ней нет ни грамма лицемерия, все ее мировоззрение выработано ей самой, а не почерпнуто извне. Ее достоинства проявляются еще отчетливее на фоне недостатков Кукшиной.

Помимо отца и сына Базаровых в романе есть еще одна интересная пара родственников, не похожих друг на друга. Это братья Кирсановы. Павел Петрович – очень колоритная фигура. Описание его прошлого пестрит громкими именами и событиями, с большим уважением и даже восхищением Тургенев рассказывает о любви Павла Петровича к княгине Р., сочувствует его боли. А Базаров смеется над чувствами, чем вызывает глубокую неприязнь Павла Петровича, который, в свою очередь, не понравился Базарову. Примечательна разница между братьями, проявляющаяся в их отношении к природе и стране в целом. Николай Петрович – известный ценитель красоты окружающего мира, его удел – уютный русский деревенский быт. Павлу Петровичу же природа не приносит никакого эстетического наслаждения, он без сожаления покидает страну, и все, что напоминает ему за границей о России – это пепельница в виде лаптя.

Можно сказать, что столкновение идеологий Базарова и Павла Кирсанова – это основной конфликт всего произведения. Первый представляет мир детей, второй – мир отцов. И конфликт Базарова и Кирсанова – это конфликт не двух людей, а двух поколений. С одной стороны – слепое поддержание, возможно, устаревших "принсипов", с другой – отрицание этих "принсипов", доходящее до абсурда. Самое замечательное в романе то, что, несмотря на наличие развязки в конфликте Базарова с Павлом Петровичем, конфликт двух поколений остался нерешенным. Базаров ушел из жизни, так и не переломив ненавистные устои, и Павел Петрович тоже не чувствует себя победителем нигилизма, его жизнь разрушена, после эпизода дуэли Тургенев как бы мимоходом бросает: "Да он и был мертвец". В конфликте поколений не поставлена точка, сам автор не может определить, кто прав, или не желает этого сделать, не беря на себя роль творца истории.

Итак, роль антитезы в романе "Отцы и дети" весьма значительна. Прежде всего она играет важную сюжетно-композиционную роль, ведь роман построен на конфликте Базарова практически со всем миром. Кроме того, антитеза помогает автору глубже раскрыть образы героев, подчеркнуть их положительные и отрицательные качества.

    Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув- лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру- дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал...

    Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался...

    Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве....

  1. Новое!

    Одержав победу в идейном споре, в конце романа Базаров умирает, умирает героиҹески, достойно. Смерть... Сколько людей ушло из жизни, так и не достигнув тех целей, которые они ставили перед собой в молодости: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Белинский......



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта