Главная » Ядовитые грибы » §49. Население

§49. Население

Основные вопросы. Чем объясняются неравномерное размещение населения Южной Америки? В чем особенности политической карты Южной Америки?

Население. В Южной Америке проживает около 400 млн человек. Дети и подростки до 15 лет составляют около 40 % населения. Быстрые темпы роста населения отразились и на его плотности. В 1950 г. плотность населения составляла 8 человек на 1 км 2 . В настоящее время плотность населения Южной Америки составляет от 10 до 30 человек на 1 км 2 .

Основная часть населения сосредоточена на побережье Атлантического океана, в некоторых районах Анд. В то же время внутренние районы остались мало освоенными. Особенностью расселения людей в Южной Америке является то, что значительная часть населения проживает не только на равнинах, но и на нагорьях, в Андах на высотах от 1000 до 2500 м, в поясе «вечной весны». В Боливии на высоте 3300-3700 м над уровнем моря проживает половина населения страны. Город Ла-Пас - столица Боливии - самая высокогорная столица мира, единственный город-миллионер на такой высоте.

В Южной Америке средняя продолжительность жизни приближается к 70 годам (для сравнения: в Африке - менее 50 лет). Численность грамотного населения в странах высокая, составляет примерно 85 %.

Южная Америка - один из самых урбанизированных районов мира. Быстро растут крупные города и количество городского населения (78%). Города образуют огромные агломерации - Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, район Буэнос-Айреса, отражающие «ложную урбанизацию».

Этнический состав население представляет собой пестрое смешение племен, народностей, национальностей. В его формировании большую роль сыграло историческое развитие материка. До прихода европейцев континент населяли индейские племена , находившиеся на различных ступенях развития,- инки, гуарани и др. Современное индейское население сохранило материальную и духовную культуру, многие древние традиции своего славного прошлого. (рис.1,2) Государство инков возникло в Х в. н. э. на современной территории Перу и за пять столетий существования превратилось в величайшую цивилизацию Америки, расположенную на высоте около 3000 м. Столицей был город Куско (означает «пуп», т. е. центр), имевший в начале XVI в. больше жителей, чем Лондон. Поражают воображение остатки грандиозных храмов и дворцов, великолепные дороги, водопроводы, ювелирное искусство, достижения в области астрономии, медицины. От индейцев в практику мирового земледелия вошли кукуруза, картофель, фасоль, помидоры, подсолнечник, какао и другие культуры. Ими был открыт каучук, изобретена письменность, созданы совершенные календарные системы летосчисления.

Испанцы и португальцы истребляли и эксплуатировали индейцев. Их численность быстро сокращалось. Появилась необходимость привлечения рабочих из других регионов Земли. На материк были завезены негры из Африки. Европейцы иммигрировали сюда в основном из Испании и Португалии. Так в течение длительного времени в Южной Америке сложились три расово-этнические части населения: индейцы, европейцы, негры . В настоящее время в Южной Америке преобладают потомки от смешанных браков (метисы - от европейцев и индейцев, мулаты - от европейцев и негров, самбо - от индейцев и негров). (рис.3)

Религиозный состав населения – 9/10 католики, есть протестанты и православные. Индейцы сохранили традиционные верования и обряды. (рис. 4) Испанский язык – самый распространенный на материке наряду с португальским и английским. Индейское население общается в основном на индейских языках.

Своеобразна культура народов Южной Америки. Большой интерес вызывает современная архитектура, отличительной чертой которой является учет особенностей ландшафта. Архитектурные формы, учитывая климатические условия, предусматривают солнцезащитные устройства для домов, возможность сквозного проветривания помещений. В музыкальной культуре соединились индейские, европейские и африканские традиции. Представления о музыке Южной Америки чаще всего связываются с быстрым ритмом движений танца в румбе, самбе.

Политическая карта. После открытия Америки европейские страны Испания и Португалия поделили между собой территорию материка. В начале XIX в. в результате национально-освободительной борьбы на месте колоний образовалось 17 независимых государств. К концу XX в. в основном все страны стали независимыми. Форма правления – республики. Преобладают унитарные государства, за исключением Бразилии, Аргентины и Венесуэлы, где федеративное государственное устройство.

Южная Америка – один из наименее заселенных материков. Современное размещение населения связано с историческим заселением и природными условиями, что оказало влияние на своеобразие культуры народов. Страны характеризуются общностью исторического и социально-экономического развития.

1. Как проявляется влияние природных и исторических факторов на размещение населения Южной Америки? 2. Объясните, почему этнический состав населения очень сложен?. *3. Сделайте описание населения материка по типовому плану, данному в Приложении. **4. Сравните особенности культуры народов Южной Америки и Австралии, дайте объяснение различиям.

География в 8 классе

Тема: Население. Политическая карта.

1) сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка;
2) продолжить формирование умений работать с текстом и картами атласа;

3) воспитание культуры умственного труда.

Оборудование: атласы, настенная карта, распечатки контуров материков

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

А. Фронтальный опрос

    Продолжите предложение: природная зона - это

    Какие природные зоны есть на материке? Покажите на карте

    Какие из них занимают наибольшую площадь?

    Что такое сельва?

    По карте атласа определите почвы сельвы.

    Каковы особенности растительного мира сельвы?

    Что такое мангры?

    Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Здесь есть свои эндемики. Что такое эндемики?

    Приведите примеры эндемиков растительного и животного мира Южной Америки

    Что такое саванна? Покажите на карте. Назовите представителей растительного и животного мира.

    Из предложенного списка выберите представителей животного мира саванн: олени, свиньи – пекари, броненосцы, муравьеды, страусы Нанду, ягуары, анаконда, тапиры, ревуны, ленивцы, опоссум, оцелот, капибара.

    Что такое пампа? Льянос? Кампос?

    Назовите животных пампы

    Что такое Патагония?

Б. Работа с картами атласа.

Представьте себе, что вы пересекаете Южную Америку маршрутом героеа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» по 38 градусу южной широты. Опишите свои наблюдения за жизнью растений и животных.

III. Новый материал

Южная Америка – чудесная страна!

Была бы я волшебником,

Поехала туда.

1. Население материка

А. История заселения

Рассказ

Колумб писал в 1492 г. из Америки королю и королеве Испании: «… присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя». До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития. Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чем свидетельствовала империя инков в Андах, население которой знало ремесла, земледелие. С начала европейской колонизации на материке стали селиться испанцы и португальцы, а впоследствии и выходцы из других стран Европы. Уже в ХУI в. начинается ввоз негров-рабов из Африки для работ на плантациях. Вот эти три расовых и этнических компонента сыграли значительную роль в формировании народов и наций в странах Южной Америки.

Б. Межрасовое смешение
Уже в колониальный период происходило межрасовое смещение, в результате появились так называемые метисы, мулаты и самбо.

Работа с рис.93 на с.180

Европейцы + индейцы = метисы
Особенно их много на тихоокеанском побережье материка в Колумбии и Венесуэле.
Европейцы + негры = мулаты
Их много на островах Карибского моря и атлантическом побережье.
Индейцы + негры = метисы

В. Плотность населения

Работа с картой атласа
- Назовите наиболее плотно заселенные регионы материка.
-Чем вызвана высокая плотность населения этих регионов?

Каковы причины, влияющие на плотность населения?

2. Политическая карта

После открытия Южной Америки материк стал объектом острой борьбы между европейскими странами. Большинство названий государств материка имеют или испанское происхождение, или португальское.
На современной карте Южной Америки более 35 государств.

Учитель знакомит с происхождением названий стран:
Гондурас - «глубина»;
Никарагуа - имя местного вождя;
Пуэрто-Рико - «богатый порт»;
Монтевидео (Уругвай) - «я вижу землю»;
Рио-де-Жанейро - «январская река»;
Аргентина - «страна серебра»;
Боливия названа по имени предводителя освободительного движения против метрополии;
Чили - в переводе с местного наречия - «там холодно»;
Гаити - «гористый остров»;
Венесуэла - первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом - «Венеция»

Бразилия - название дано от породы красного дерева пау-бразил, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль.

Работа с политической картой

Какие американские государства, расположенные на одноименных островах, вы знаете?
- Назовите самые большие по площади государства материка.
- Назовите страны, не имеющие выхода к морю.
- Назовите самый южный город мира. Какой стране он принадлежит?
- Какие европейские государства имели в Южной Америке самые большие колонии? Сравните их с площадью самих государств.
- Перечислите страны Карибского бассейна.
- Назовите, страны расположенные на Тихоокеанском побережье.
- Перечислите страны, находящиеся на Атлантическом побережье.

IV. Закрепление

Задание: по контурам государства или по устному описанию, данному учителем, угадать страну, закрепить ее контур на магнитной доске и, таким образом, собрать политическую карту Южной Америки.
1. Когда Колумб в 1492 г. впервые увидел этот остров - страну с буйной растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: «Это чудо». В 1804 г. негры-рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую республику. (Гаити.)

2. Эта страна - пятое по территории и седьмое по числу жителей государство мира. Территория страны составляет около 48% территории всей Южной Америки. Она превышает по площади территорию США (без Аляски). 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма бурити и шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.) Назовите государствоа, прошлую и нынешнюю столицу, (Бразилия. Прежняя столица Рио- де-Жанейро, нынешняя столица страны - Бразилиа.)

3. Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова «серебро», не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Они и реку Ла-Плата окрестили так, полагая, что плывут по ней в сказочную страну Эльдорадо... Столица страны означает «хороший попутный ветер». О какой стране идет речь? Как называется столица государства? (Аргентина, столица Буэнос-Айрес.)

4. Эта страна расположена на экваторе. Площадь страны - 284 тыс, км2, население - одно из самых «разношерстных в Латинской Америке. Страна занимает второе место по запасам нефти в Латинской Америке после Венесуэлы. «Бриллиант на перстне мира» - так образно называл страну один из поэтов. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». О какой стране идет речь? (Эквадор.)

5. Это государство имеет самую длинную и узкую территорию в мире:
в длину 4300 км и 15-355 км в ширину. О каком государстве идет речь? В переводе с индейского название страны означает «снег», «холодно». (Чили.)

6. Страна Латинской Америки, славится своими запасами нефти. для нее не существует энергетического кризиса, так как она является обладательницей больших запасов нчерного золота»; зато в стране не хватает запасов воды. Зачастую ее продают по цене бензина. Что это за страна? (Венесуэла.)

V. Задание на дом: пар.49

Фамилия Имя Отчество: Панарина Валентина Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №27 города Волжского Волгоградской области

Должность : учитель географии

Доп.сведения:----

Урок географии по теме: «Население и политическая карта Южной Америки» для 7 класса.

Цели урока:

1.Определить пути заселения Южной Америки, расовый, этнический состав населения.

2. Установить, как формировалось современное население материка.

3.Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки.

4.Развивать навыки творческого применения знаний, умения использования дополнительного материала на уроках, умения и навыки работы с географической картой.

5.Совершенствовать умение учащихся публично представлять подготовленную по дополнительным источникам информацию.

6.Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.

Формы проведения урока: комбинированное занятие.

Средства обучения:

    Мультимедийный проектор с экраном.

    Карточки с индивидуальными заданиями.

    Политическая карта мира.

    Подготовленные учащимися по дополнительным источникам информации сообщения о народах Южной Америки.

    Листочки для индивидуальной рефлексии учащихся.

    Таблица с буквами.

Ход урока

I .Организационный момент.

II .Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы знакомились с природными зонами Южной Америки.

Задание выполняется письменно (одному ученику -одно задание):

Подчеркни лишнее и укажи природную зону, к которой относятся данные представители растительного и животного мира:

1)Хинное дерево, колибри, дынное дерево, анаконда, броненосцы. (Зона влажных экваториальных лесов)

2)Кебрачо, туканы, олени, страус нанду, мимозы(Зона саванн)

3) Пампасный олень, ковыли, дикое просо, ленивцы, ламы (Зона степей)

4) Сейба, вискаша, нутрия, сухие злаки, подушкообразные кустарники (Зона полупустынь и пустынь). (Для выполнения работы- 3 минуты, после проводится взаимопроверка работ и если учащийся выполнил правильно, то получает «+».)

III .Изучение нового материала.

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории матерка появились 15-17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую ещё раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались в основном охотой, рыболовством и собирательством. Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени народы Южной Америки создали своеобразную культуру. 7 тысяч лет назад на материке зародилось земледелие. В I веке н.э. возникли первые древнейшие индейские государства – Мочика и Ткаунака.

Сообщение учащихся:

    (смотреть в приложении)
    Учитель:
    -Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. Значительную часть населения они составляют только в Перу, Боливии и Эквадоре.
    Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров – рабов из Африки. Постепенно на материке произошло смешение трёх рас – европеоидной, монголоидной и негроидной.

Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Метисы составляют большинство современного населения стран Южной Америки.

Европейцы + индейцы = метисы
Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии.

Европейцы + негры = мулаты
Браки от негров и индейцев образовали ещё одну группу – самбо.

Индейцы + негры = самбо

Материк слабо заселен.Здесь живут примерно 400 млн. человек.
-
Используя карту атласа «Плотность населения» назовите:

1. Густонаселенные районы (побережье океанов, центральные плоскогорья Анд).

2. Районы с низкой плотностью населения (внутренние районы материка).

Назовите причины неравномерного распределения населения материка. (История заселения материка, природные условия).

- Границы современных государств сложились в начале 19 века в результате борьбы народов за независимость против испанских и португальских колонизаторов.

Почти все страны Южной Америки, кроме двух (Боливия, Парагвай), имеют выход к океанам.

Задание «Угадай страну».

На доске выведена таблица с буквами. Один из учеников зачитывает интересный факт об одной из стран Южной Америки, учащиеся должны отгадать, о какой стране идет речь.(7 стран- 7 обучающихся).Угадали страну- вычеркнули ее название в таблице.

П

Р

Г

Е

Н

Т

И

А

А

В

Е

Н

Е

Н

Р

Б

Р

А

П

С

А

А

И

Л

З

Е

У

Э

Г

Ч

И

И

Р

У

Л

В

Э

К

Л

И

Я

А

А

Й

В

А

Д

О

Р

1) Еще в XV веке Голландия похитила кофейные зерна у арабских купцов в Мокке. Потом французы похитили кофе у голландцев, и только в 1727 году посол этой страны, который состоял в весьма близкой связи с одной французской губернаторшей, взял с собой на родину кофейные зерна, чтобы, если его уволят со службы, смог заняться выращиванием кофе. Вернувшись в свою страну и показав кофе своим начальникам, посол стал национальным героем, а страна превратилась в великую кофейную державу. (Бразилия)

2) Флаг этого государства имеет исключительную особенность - изображения на его лицевой и обратной сторонах разные. На лицевой стороне флаг содержит национальный герб, а на обороте - печать казначейства. (Парагвай).

3) Если вы будете в этом государстве и увидите как нормальный с виду мужчина сидит на земле или на полу, не удивляйтесь, так как жители этой страны не видят в этом ничего зазорного и это здесь в порядке вещей. Кроме того, здесь входят в дом не снимая обуви, даже не смотря на то, что на улице дождь и очень грязно. (Чили).

4) Столица этого государства - Кито, финансовая и деловая столица - Гуаякиль, культурная столица - Куэнка, а самый лучший город для жизни - Манта. Это первая в мире страна, отменившая (ещё в 1906 г.) смертную казнь, что, впрочем, совсем не мешает местному населению до сих пор, при случае, сжигать злодеев живьём. (Эквадор).

5 Самый высокий из потухших вулканов на Земле - Аконкагуа, находится в этой стране. Его высота - 6960 метров. (Аргентина).

6) Эта страна была названа в честь Венеции. (Венесуэла).

7) Это государство является родиной таких хорошо известных нам овощных культур, как авокадо, картофель и помидор. (Перу).

IV . Подведение итогов.

Не глядя на физическую карту, дайте правильный ответ:

1. Карибское море омывает материк:

А) С севера Б) С северо-востока

2. Какое государство не имеет выхода к океану

А) Аргентина Б) Парагвай

3. Какая страна расположена севернее:

А) Венесуэла Б) Перу

4. Побережье какой страны омывает Тихий океан:

А) Бразилии Б) Эквадор

5. Какое государство имеет большую площадь:

А) Бразилия Б) Аргентина

Проводится взаимопроверка, оценивание работ и выставление оценок, с учетом «+», заработанных в начале урока.

V.Рефлексия

- Упражнение «Плюс-минус-интересно» .

Для письменного выполнения предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

VI.Домашнее задание.

§35, подготовить сообщения, презентации о достопримечательностях одной из стран Южной Америки.

Приложение

Сообщение учащегося:

В XV – XVI вв. до прихода европейцев сложилось крупное индейское государство – империя инков, включавшее в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора. (Показ) Большинство населения этого государства составляли индейцы кечуа. В столице государства Куско возводились многоэтажные здания из тщательно подогнанных каменных брусьев. Эти здания отличались необычайной прочностью. Самым крупным сооружением был Храм Солнца с украшением из золотых пластин. В одном из храмов находился “ золотой сад “, получивший своё название из-за изображения искусно выполненных животных, растений и насекомых из золота и серебра. У инков была распространена каменная скульптура, изделия из керамики. В инкской культуре получили развитие литература, музыка, хореография и другие виды искусств, появились зачатки письменности. Инки обладали познаниями в математике, медицине и географии. Высокого уровня в инкской империи достигло земледелие. К полям для орошения подводились каналы. Земли удобрялись гуано. В горах для выращивания маиса, картофеля и других культур устраивались насыпные террасы. Инки, единственные из жителей Южной Америки, разводили домашних животных – лам.
Развитие инкской культуры было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали два обстоятельства. Во-первых, империя была ослаблена трёхлетней междоусобной войной, а во-вторых, испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанского – завоевателей) командовал коварный и алчный Писсаро. Он обманом завлёк Верховного вождя инков Атауальпу в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие Атауальпу, разбежались. Когда Верховный инка понял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провёл черту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили Атауальпу. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культуры. Но ещё много лет до 1572 г. инки продолжали оказывать сопротивление испанцам.
-Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. Значительную часть населения они составляют только в Перу, Боливии и Эквадоре.
Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров – рабов из Африки. Постепенно на материке произошло смешение трёх рас – европеоидной, монголоидной и негроидной.

Методические материалы:

    Крылова О. В. "Уроки географии в 7 классе". Москва. Просвещение, 2003 год.

    Максимова Н. А. "За страницами учебника географии". Москва, Просвещение, 2006 год. samye - interesnye - fakty - o - chili /

Урок по географии в 7 классе.

Население и политическая карта Южной Америки.

Разработан: Левчук Зоей Александровной

Учителем географии ГБС (К) ОУ школа-интернат №1 VI вида г. Ейска Краснодарского края

Тема урока: Население и политическая карта Южной Америки.

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о расовом и этническом населении, размещении населения, политической карте Южной Америки.

Продолжить обучения работы с различными источниками информации.

Формировать умение отбирать главное и существенное из текста.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование : карты атласа, карта «Плотность населения Южной Америки», карта «Народы мира», политическая карта Южной Америки, физическая карта Южной Америки.

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : частично-поисковый

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

    Целеполагание и мотивация изучения новой темы (выводим тему и цели урока, записать в тетрадь)

На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южная Америка? – население материка – пришлое.

В настоящее время в Южной Америке живет более 350 млн. человек. Расовый и этнический состав населения характеризуется большой сложностью, это объясняется историей заселения материка.

Задание для учащихся. Причитайте текст учебника на странице 162-163 и назовите этапы заселения Южной Америки.

(Составление схемы народов на доске и в тетрадях)

Назовите, представители, каких рас сейчас проживают в Южной Америке?

Потомков европейских переселенцев называют креолами. На территории Южной Америки проживает смешанное население. В процессе смешения языков, обычаев, традиций, нравов образовались новые народы Южной Америки.

(работа по карте атласа)

Откройте карту атласа «Народы и плотность населения»

Назовите народы, заселяющие Южную Америку?

Большинство населения говорит на испанском языке, в Бразилии – на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. На севере часть населения говорит на французском и английском языках.

    Плотность населения.

(Работа по карте).

Откройте карту атласа «Народы и плотность населения».

Назовите районы материка с самой высокой плотностью населения и самой низкой плотностью населения?

Как вы думаете, почему приатлантические районы заселены более плотно?

Почему в Андах высокая плотность населения, ведь в горах, как правило, плотность населения низкая?

Распределяется население по территории материка крайне неравномерно. В приморской части континента, куда и прибывали переселенцы, живут примерно 90%. Высокая плотность населения на центральных плоскогорьях Анд. Обширные внутренние районы материка заселены редко, а некоторые территории экваториальных лесов почти безлюдны.

Укажите факторы, повлиявшие на неравномерное размещение населения?

Факторы (записать в тетрадь)

    история заселения материка

    природные условия

Найдите на карте и назовите города миллионеры Южной Америки?

Где располагаются самые крупные города материка?

3. Политическая карта .

В конце 15- начале 16 в. территория Южной Америки была поделена между несколькими странами Европы. На большей ее части утвердилось испанское господство (за исключением Бразилии, принадлежащей Португалии, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией). Постепенно древние цивилизации Южной Америки погибли.

(Сообщения учащихся о древних народах Южной Америки)

Почему исчезли высокоразвитые цивилизации?

Почему испанцы истребили эти племена?

(Работа с учебником, рисунок 95 страница 166.)

Все страны Южной Америки делят на страны востока и страны, расположенные в Андах.

Назовите страны, которые относятся к равнинному Востоку?

- Перечислите страны, которые относятся к Горному Западу? - Какие страны имеют самую большую плотность? - Назовите страны самые маленькие по площади? - Какие страны не имеют выхода в море? III. Закрепление:
    Каково происхождение населения современной Южной Америки? Что означают термины:
Метис - …. Мулаты - … Самбо - … Креолы - …
    Назовите территории Южной Америки с высокой плотностью населения.
IV. Домашнее задание: §35. Изучить политическую карту Южной Америки. Литература:
    Т.Н. Воробцова. География 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов» Волгоград: Учитель –АСТ, 2002 И.И. Нагорная. География 7 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель,2004. С.А. Костина. География материки и океаны 7 класс. Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой. Волгоград: Учитель, 2005

Данный материал представляет собой конспект урока по географии в 7 классе по теме: "Население и политическая карта Южной Америки". Занятие направлено на ознакомление учащихся с материком Южная Америка: его рассовым и этническим составом, путями заселения данного материка, а также политической картой Южной Америки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Население и политическая карта Южной Америки» 7 класс

Цели урока:

1. Определить пути заселения Южной Америки;

2. Определить расовый, этнический состав населения;

3. Выявить территории, где проживает коренное население материка, образ жизни индейцев;

4. Установить, как формировалось современное население материка;

5. По картам атласа, определить размещение населения на континенте;

6. Познакомится с политической картой материка, выделить группы стран Южной Америки.

Ход урока

1. Мотивация изучения новой темы. На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южная Америка? – население материка – пришлое.

2. Когда и откуда могли придти на материк? – рассмотреть рис.учебника)

Первые люди появились 15-7 тыс.л.назад – древние индейцы. – пришли из Северной Америки, могли из Африки, Океании).

Постепенно индейцы заселили весь материк – образовали многочисленные племена

Карта схема (заполнить на доске, вместе с учащимися)

Используя карты атласа, назовите индийские народы: кечуа, аймара, гуарани, араваки и др.

Отметить на карте штриховкой территории, населенные индейцами

В каких природных условиях находятся территории, заселенные индейцами? Чем это можно объяснить?

В пределах, каких государств живут индейцы? (Венесуэла, Бразилия, Перу, Боливия, Парагвай, Чили)

Учащиеся делают сообщение о традициях, обычаях, положении индейских народов (5 мин.)

Вывод: коренные жители занимают незначительную часть материка. Кто остальные? – отметить на карте-схеме 2, 3 этап заселения

Вывод: представители трех рас живут на материке сложный этнический состав (смешанные браки).

Схема: народы Южной Америки:

индейцы – европейцы – негры

Метисы мулаты

Самбо

Большинство населения говорит на испанском, португальском языках. Численность 280 млн. человек (2001 г.)

3 этап. Используя карту атласа – плотность населения выявить:

1. Густонаселенные районы

2. Районы с низкой плотностью населения

3. Указать причины

Причины: - история заселения материка

Природные условия

4 этап: политическая карта Южной Америки. Рассмотреть карту политическую

выделите большие по площади страны:

Бразилия (Бразилиа)

Аргентина (Буэнос-Айрес)

Венесуэла (Каракас)

Самая маленькая страна – Сурина.

По положению на материке выделяют страны: Востока (равнины)

Андские страны:

Колумбия (Богота)

Эквадор (Кито)

Перу (Лима)

Боливия (Ла-Пас)

Чили (Сантьяго)

Не имеют выхода к морю: Боливия и Парагвай.

5 этап. Подписать на контурной карте страны, их столицы

6 этап. Подведение итогов.

Ответить на вопросы:

Как шло заселение материка

Каков состав населения Южной Америки

Показать на карте государства Южной Америки




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта