Главная » Ядовитые грибы » История льна. Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла

История льна. Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла

Лен имеет более чем 9 000-летнюю историю. Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю. Историки пишут, что «лен», одомашненный еще в Шумере, Персии и Древнем Египте, был одним из древнейших культурных растений Азии и Европы. Согласно древнеримским свидетельствам, в 1 веке нашей эры лен разводили галлы (кельтское население современной Франции) и германцы: у этих племен льняная одежда считалась привилегией знати, скандинавские мифы называют лен «драгоценным». Лен был любим и народами Руси, славянскими и неславянскими, и притом, с незапамятных времен (семена культурного льна и части деревянной прялки были обнаружены археологами возле реки Воже (Вологодская обл.) при раскопках поселения, относящегося ко 2 тысячелетию до н.э.).

По мнению этимологов, древнерусское слово «лен» не было заимствовано из каких-то других языков. Латинское «линум», греческое «линон», английское «линен», ирландское и норвежское «лин», латышское «лини», литовское «линай», древнепрусское «линно» доводятся ему не предшественниками, а равноправной родней: общий корень теряется во мраке веков…

Льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались египетские жрецы, римские патриции. В 7 веке до нашей эры на этой ткани была написана «Льняная книга» древних этрусков. Ткачество воспевал Гомер, одевший именно в льняные наряды юношей и дев «Илиады». Существует версия, что сам поход аргонавтов за «золотым руном» был походом за секретом создания тончайшей пряжи из льна, ценившейся на вес золота.

История льна на Руси

На Руси лен широко известен с IX века. Летописи говорят нам об изготовлении славянами льняных тканей, а восточные авторы той эпохи описывают славян одетыми в льняные одежды. В это время льняные ткани настолько широко распространились по Руси, что великий князь Ярослав в свой церковный устав (1050-51 гг.) внес особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.

В XVIII в. развитию льноводства России способствовал Указ имератора Петра I » О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В это время появились крупные полотняные мануфактуры. К концу XVIII века они уже считались в России лучшими из всех промышленных заведений.

Толчком к дальнейшему расширению льняного производства в России послужило разрешение императрицы Екатерины II на свободный вывоз льна (1763 г.). В XVIII веке на русском волокне работала почти вся льняная промышленность Англии и Франции. Уже в конце XVIII в. Россия экспортировала 1 млн. пудов льна. Впоследствии, Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой льняной пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья (решил эту задачу Гей-Люссак – крупный ученый химик).

В конце 19-го – начале 20 века российские льняные фабрики снабжали своим товаром царский двор последних Романовых, а также русскую армию.

В настоящее время лен это сырьевой материал не только для текстильной промышленности, но и стратегически важное сырье, используемое во многих отраслях экономики: это целлюлозно-бумажная, медицинская, химическая, военная, автомобильная и др.

Лен выращивают и перерабатывают и в России, и в Украине, и в Беларуси, и во многих других странах. Из-за сложной и дорогой технологии получения и переработки льна, множества используемых при этом биологических и химических процессов льняные ткани дороже хлопчатобумажных. Лен сложно вырастить, по данным научных исследований, наиболее комфортно он себя чувствует на землях Беларуси, где влажный климат, умеренное тепло и солнце. Ткань из разных регионов весьма отличается на ощупь, хоть и сохраняет свои качества.

Свойства льна

Льняные ткани – одни из немногих видов тканей, что еще производятся полностью из натурального сырья. Потребительские свойства льняных тканей и изделий из них поистине уникальны – натуральность и экологичность сочетаются с высокой теплопроводностью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Льняные ткани имеют даже лечебные свойства. Наряду с этим они обладают высокой износостойкостью и прочностью, что весьма немаловажно для отдельных видов тканей, особенно технического назначения.

Уникальность льна такова, что из него одинаково можно делать и тончайшее батистовое полотно, и прочную парусину для брезента, пожарные рукава и даже канаты.

Долгое время вера в необыкновенную силу льняных материй была основана лишь на интуиции и наблюдениях, только после Второй мировой войны начались научные исследования, которые, впрочем, подтвердили правоту народной мудрости: «Лен – от болезней силен».

В 1962 г., ученые под руководством доктора Ю. В. Вадковской провели испытания одежды разного состава в различных климатических зонах страны. Было установлено, что льняные ткани по многим параметрам не имеют себе равных.

Лен обладает ценнейшими, поистине уникальными гигиеническими свойствами, к примеру, высокой воздухопроницаемостью и способностью отводить тепло и влагу. Лен хорош для жителей как южных, так и северных районов. В жаркую погоду у человека в одежде из льна температура у кожи на 3-4 градуса ниже, чем в одежде из хлопчатобумажных или шелковых тканей (не говоря уже о синтетике).

Уникальные свойства льняных тканей: гладкость, умеренная жесткость, способность поглощать капельную влагу с соприкасающейся с ним поверхности, минимальная электризуемость, малая прилипаемость создают у человека приятные ощущения при соприкасаемости его кожи с льняной тканью. Достаточная воздухонепроницаемость, гигроскопичность и влагоемкость обеспечивают быстрое удаление тепла и влаги с тела человека.

Присутствие даже небольшого количества льняного волокна (до 10%) полностью исключает электризуемость ткани. Поэтому сейчас очень популярны смесовые ткани со льном.

Учеными доказано, что использование льняной одежды предупреждает ряд заболеваний, так как лен обладает редкостными бактериологическими свойствами – ни бактерии, ни грибок на нем не уживаются. Эта абсолютно чистая экологическая ткань является природным антисептиком. Лен убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору, раны под льняными повязками заживают быстрее. Во льне находится кремнезем, сдерживающий развитие бактерий.

Сейчас лен – бесценный и единственный растительный материал, который используют при наложении внутренних швов в хирургии: не отторгая, его принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.

Бельевая ткань изо льна – единственно правильная по всем параметрам, особенно для детей. Кстати, издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно – как залог будущего здоровья младенца.

Исследования Министерства здравоохранения Республики Беларусь показали, что высокая гигиеничность, прочность, комфорт изделий из льняных тканей, способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. Медики считают, что лен способствует снижению простудных заболеваний.

Недавно ученые провели весьма любопытный эксперимент. Путем сравнительных исследований установили, что сон на льняных простынях способствует увеличению содержания в крови иммуноглобулина А, который восстанавливает иммунную систему. В результате человек чувствует себя бодрее, здоровее. Ни синтетика, ни даже хлопок не дают такого эффекта.

Последние исследования обнаружили, что льняная одежда в несколько раз понижает уровень радиации, вдвое ослабляет гамма-излучение, защищает от химически агрессивной среды. Кроме того, выяснилось, что лен способен отчасти гасить электромагнитные волны, излучения бытовых и промышленных приборов. Льняная рубашка становится почти что униформой тех, кто сидит за компьютером.

Для людей, страдающих кожными заболеваниями и склонностью к различного вида аллергиям, бронхиальной астме, ринитам, при которых красители, отбеливатели, антистатики, искусственное волокно, да и просто ворсистые ткани противопоказаны, ничто не может быть сравнимо со льном. Льняное белье не закупоривает поры, обеспечивает хорошую вентиляцию кожи, способствует более интенсивному кровообращению.

Учеными доказано, что каждая вещь, каждый материал имеет свою энергетику. Лен, пожалуй, обладает самой сильной энергетикой из всех материалов. Он пробуждает в человеке чувство спокойной сосредоточенности, глубокомыслие и размеренность. Психотерапевты убеждены, что льняные волокна предохраняют человека от депрессий, неврозов, психических расстройств. Поэтому лен актуален именно сейчас, во времена постоянных стрессов.

Кстати, льняная пряжа – прекрасный фильтрующий материал, который спасает не только от химически агрессивной среды, шумов, пыли, радиации, но и от душевных раздражителей. Волокно подобно губке впитывает в себя весь негатив, который окружает нас в условиях большого города, не давая ему возможности добраться до человека. Именно поэтому в индустриальных странах с высоким уровнем поражаемости нервной системы так ценится лен. Покупая вещь из этого материала, человек приобретает не только качественную одежду, но и своеобразный щит от внешних раздражителей. Людям вредных профессий врачи всего мира настоятельно рекомендуют носить именно льняную одежду, украшать свой дом льняными простынями, скатертями, занавесками.

Потребительские свойства льна настолько высоки, что сравнение с другими натуральными волокнами всегда только в его пользу. Льняные ткани лучше, чем хлопчатобумажные, впитывают влагу и быстрее высыхают. Лен является хорошим проводником тепла и содержит очень высокоорганизованную целлюлозу, которая обеспечивает высокую прочность (разрывные нагрузки льняных тканей в 2 раза больше хлопчатобумажных), стойкость к стиранию (этот показатель в 3,5 раза выше, чем у хлопчатобумажных тканей), стойкость к кислотному гидролизу и теплостойкость. Льняное полотно меньше загрязняется, его требуется реже стирать, что повышает его срок службы. В процессе ношения и стирок, в отличии от хлопчатобумажного полотна, оно не желтеет, а сохраняет свежесть и белизну.

Bо всем мире уже давно поняли, что экологически чистая одежда изо льна, благодаря его уникальным свойствам, полезна для здоровья человека. Поэтому натуральные волокна стали самыми модными в изделиях высокого качества.

Недостаточно прав для комментирования

Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.
На начало XX века Россия - самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала - пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце - кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет - имелись свои секреты:
  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили - волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.
Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • - средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • - северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.
Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено - вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок - напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья.
Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна - станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль - распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:
  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.
Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.


«История возделывания льна»

Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён (у древних римлян он назывался «linium») обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения. Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Она гигроскопична - не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с неё почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезём, содержащийся во льне, предохраняет его от гниения. Недаром египетские жрецы носили одежды изо льна, который был символом чистоты, света и верности, а мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. Гибель урожая льна в древнем Египте приравнивали к одной из «семи египетских казней». Когда не было ещё бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг - «Льняная книга» древних этрусков - была написана на льняной ткани ещё в VII в. до н. э.

Сказочно красив лён, когда он цветёт. Поле становится голубым. Голубые, синеватые, реже фиолетовые, розовые или белые цветки собраны в кисти. Крупные (15-20 мм в диаметре), правильной формы раскачиваются они на длинных цветоножках. Однако, эту сказку можно увидеть только утром. Нежные цветки раскрываются с рассветом, а к полудню с наступлением жары снова складываются или осыпаются на землю голубыми снежинками.

С 1 га посевов пчёлы могут собрать до 15 кг меда.

Лён - одна из древнейших сельскохозяйственных культур. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, верёвок, сетей и тканей из льняного волокна. Таким образом, человек неолита уже возделывал лён.

Следы культуры льна обнаружены в археологических находках бронзового века в Испании, но большинство находок, говорящих о возделывании льна в доисторические времена, относятся к железному веку. Судя по ним, многолетний узколистный лён культивировался тогда уже по всей Европе, вплоть до Скандинавского полуострова. В Германии в напластованиях, сохранивших следы поселений человека железного века, найдены остатки хлеба, приготовленного из смеси зёрен пшеницы, проса и льна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна кроме Швейцарии и Германии также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию.

В Индии и Китае лён как прядильное, и тем более как масличное растение, был введён в культуру раньше хлопчатника - более 5 тыс. лет назад. Имеются данные, что за 3-4 тыс. лет до н. э. лён выращивали на волокно в Месопотамии, Ассирии и Египте, где выделывали тончайшие льняные ткани. Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесённой в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи изо льна, продававшейся буквально на вес золота и не уступавшей египетской. Увы! Секрет этот не дошёл до наших дней.

Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна - Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира.

От римлян лён позаимствовали галлы и кельты - основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков - славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе. В древнейших очагах культуры льна на территории Средней Азии (в Афганистане и горных районах Бухары, Хорезма и Туркмении) использование льна вплоть до начала ХХ в. оставалось на примитивном уровне.

В Австралии льноводство распространилось, когда стали разводить разные виды растения раздельно в зависимости от целей и способов их использования - на волокно или на масло.

В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. В X-XI веках лён возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую казну. Товарное льноводство на Руси возникло в XIII в., и с образованием Русского государства центр льноводства сместился в Псков, Новгород, а затем и в Суздальские земли. Торговля льном занимала видное место как внутри страны, так и в связях Руси с Западом. Русские князья собирали льном подати. Ярослав и Михаил Тверские облагали новгородцев за торговлю льном пошлиной «с короба». Великий Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был в то время центром русской внешней торговли, и в частности торговли льном.

С потерей для России выхода к Балтике и с открытием Северного торгового пути через Белое море Новгород утратил своё былое значение, и торговым центром русского льноводства стал Архангельск.

Тем временем в Западной Европе - в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Германии и Франции - техника выработки тканей из льняного волокна достигла несравненно более высокого уровня, чем в России. Русские льняные ткани не выдерживали в ту пору конкуренции широко славящихся повсюду голландских, фламандских и саксонских полотен, хотя последние и вырабатывались в основном из русского льна, которому не было равного по качеству и дешевизне.

Механизация обработки льна давалась очень тяжело. Многие страны развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный учёный химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар решили эту задачу, совершив переворот в производстве льняных тканей. Однако этот способ был изобретён уже после падения Наполеона.

Так как это изобретение было связано с наполеоновскими замыслами, на родине его авторов оно не сразу получило признание. Жирар был вынужден искать применение ему за границей. По предложению Александра I он основал в России, в Привислинском крае первую в России и в мире механическую полотняную фабрику, из которой впоследствии выросла знаменитая Жирардовская мануфактура.

Машинное прядение утроило производительность труда по сравнению с самопрялкой. Необычайно вырос спрос на лён, прежде всего русский, в Великобритании. Уже в 1837 г. импорт льна из России в Великобританию превышал 1,7 млн пудов и доля России в общем ввозе льна в эту страну достигала 70%. Ещё через 10 лет лён стал основной статьей русского экспорта, а Россия - главным поставщиком его не только в Великобританию, но и во все другие западноевропейские страны с развитой льноперерабатывающей промышленностью. Во внутреннем потреблении лён в России занимал тогда первое место после хлеба.

Ещё большего размаха достигло льноводство с развитием капитализма в России. Лён выращивали на обширной территории страны, и в больших количествах вывозили за границу не только волокно, верёвку, канаты, но также семена и масло, получая свыше 30% всей экспортной выручки.

Несколько раз появление новых, проще обработанных волокон (хлопчатобумажных, вискозных и синтетических), казалось, ставило льнопроизводство на грань катастрофы. Но производство льняных тканей сохранилось, причём сочетание льна с новыми волокнами позволило обеспечить высокие потребительские свойства тканей.

Разнообразие природных факторов в пределах обширного ареала культуры создало резко отличающиеся друг от друга типы льнов: от высокорослых одностебельных долгунцов севера, нередко достигающих 125 см в высоту, до карликовых кустистых форм льнов горной Абиссинии, едва поднимающихся в высоту до 25-30 см; от предельно скороспелых (крайний север и высокогорные районы) до чрезвычайно поздних форм льна, выращиваемых на поливных землях Азии. Различия между ними в продолжительности вегетационного периода столь велики, что одни только зацветают, когда другие уже созревают.

Выделяют разные виды льна - прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, а вторые - кудряшей. Как переходные между этими двумя основными типами - промежуточные формы льнов, так называемые межеумки. Всего известно около 300 видов льна, в СНГ - свыше 40.

Лён-долгунец (прядильный) возделывается на полях как яровая культура, иногда встречается (как примесь) и в других посевах, а также по краям дорог, возле жилья. Растёт преимущественно на супесчаных и суглинистых почвах, в условиях влажного и теплого климата.

Признано, что Россия - родина льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоёмких культур. Стебли для выделения волокна подвергают первичной обработке - вымачиванию или запариванию, мятию и трепанию. Из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) - звуко- и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолетов.

Посевы льна-долгунца в мире незначительны и из года в год сокращаются, но сбор остаётся примерно на одном уровне - почти 600 тыс. т в год - благодаря повышению урожайности. Традиционно его выращивает определённый круг стран (не более 20), расположенных в основном в средней полосе Европы - от Урала до Атлантики.

Лён-кудряш (масличный), или «рогач» - более теплолюбивое и менее требовательное к влаге, чем лён-долгунец, растение. Семена масличного льна содержат до 52% масла, которое употребляют в пищу. Применяют его (как и семена) в медицине. Масло это относится к категории высыхающих масел, которые твердеют на воздухе, поэтому оно (как и масло льна-долгунца) особенно ценно для производства олифы, лаков, красок и эмалей. Между тем оно всё чаще заменяется синтетическими маслами, поэтому его производство сокращается.

Жмых - хороший корм для молочного скота. Льняной мякиной, получаемой при раздавливании коробочек, кормят свиней. Короткое волокно кудряша (10 -15% в стеблях) пригодно для выработки мешковины, брезента и других непромокаемых тканей, клеёнок, шпагата. Основные районы выращивания льна-кудряша в бывшем СССР - Казахстан, Западная Сибирь, Поволжье, степная зона Украины.

Как надо мять лен для получения ткани

Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён (у древних римлян он назывался «linium») обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения.

Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Она гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с неё почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезём, содержащийся во льне, предохраняет его от гниения. Недаром египетские жрецы носили одежды изо льна, который был символом чистоты, света и верности, а мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. Гибель урожая льна в древнем Египте приравнивали к одной из «семи египетских казней». Когда не было ещё бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг — «Льняная книга» древних этрусков — была написана на льняной ткани ещё в VII в. до н. э.

Сказочно красив лён, когда он цветёт. Поле становится голубым. Голубые, синеватые, реже фиолетовые, розовые или белые цветки собраны в кисти. Крупные (15-20 мм в диаметре), правильной формы раскачиваются они на длинных цветоножках. Однако, эту сказку можно увидеть только утром. Нежные цветки раскрываются с рассветом, а к полудню с наступлением жары снова складываются или осыпаются на землю голубыми снежинками.

С 1 га посевов пчёлы могут собрать до 15 кг меда.

Лён — одна из древнейших сельскохозяйственных культур. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, верёвок, сетей и тканей из льняного волокна. Таким образом, человек неолита уже возделывал лён.

Следы культуры льна обнаружены в археологических находках бронзового века в Испании, но большинство находок, говорящих о возделывании льна в доисторические времена, относятся к железному веку. Судя по ним, многолетний узколистный лён культивировался тогда уже по всей Европе, вплоть до Скандинавского полуострова. В Германии в напластованиях, сохранивших следы поселений человека железного века, найдены остатки хлеба, приготовленного из смеси зёрен пшеницы, проса и льна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна кроме Швейцарии и Германии также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию.

В Индии и Китае лён как прядильное, и тем более как масличное растение, был введён в культуру раньше хлопчатника — более 5 тыс. лет назад. Имеются данные, что за 3-4 тыс. лет до н. э. лён выращивали на волокно в Месопотамии, Ассирии и Египте, где выделывали тончайшие льняные ткани. Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесённой в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи изо льна, продававшейся буквально на вес золота и не уступавшей египетской. Увы! Секрет этот не дошёл до наших дней.

Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна — Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира.

От римлян лён позаимствовали галлы и кельты — основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков — славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе. В древнейших очагах культуры льна на территории Средней Азии (в Афганистане и горных районах Бухары, Хорезма и Туркмении) использование льна вплоть до начала ХХ в. оставалось на примитивном уровне.

В Австралии льноводство распространилось, когда стали разводить разные виды растения раздельно в зависимости от целей и способов их использования — на волокно или на масло.

В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. В X-XI веках лён возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую казну. Товарное льноводство на Руси возникло в XIII в., и с образованием Русского государства центр льноводства сместился в Псков, Новгород, а затем и в Суздальские земли. Торговля льном занимала видное место как внутри страны, так и в связях Руси с Западом. Русские князья собирали льном подати. Ярослав и Михаил Тверские облагали новгородцев за торговлю льном пошлиной «с короба». Великий Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был в то время центром русской внешней торговли, и в частности торговли льном.

С потерей для России выхода к Балтике и с открытием Северного торгового пути через Белое море Новгород утратил своё былое значение, и торговым центром русского льноводства стал Архангельск.

Тем временем в Западной Европе — в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Германии и Франции — техника выработки тканей из льняного волокна достигла несравненно более высокого уровня, чем в России. Русские льняные ткани не выдерживали в ту пору конкуренции широко славящихся повсюду голландских, фламандских и саксонских полотен, хотя последние и вырабатывались в основном из русского льна, которому не было равного по качеству и дешевизне.

Механизация обработки льна давалась очень тяжело. Многие страны развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный учёный химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар решили эту задачу, совершив переворот в производстве льняных тканей. Однако этот способ был изобретён уже после падения Наполеона.

Так как это изобретение было связано с наполеоновскими замыслами, на родине его авторов оно не сразу получило признание. Жирар был вынужден искать применение ему за границей. По предложению Александра I он основал в России, в Привислинском крае первую в России и в мире механическую полотняную фабрику, из которой впоследствии выросла знаменитая Жирардовская мануфактура.

Машинное прядение утроило производительность труда по сравнению с самопрялкой. Необычайно вырос спрос на лён, прежде всего русский, в Великобритании. Уже в 1837 г. импорт льна из России в Великобританию превышал 1,7 млн пудов и доля России в общем ввозе льна в эту страну достигала 70%. Ещё через 10 лет лён стал основной статьей русского экспорта, а Россия — главным поставщиком его не только в Великобританию, но и во все другие западноевропейские страны с развитой льноперерабатывающей промышленностью. Во внутреннем потреблении лён в России занимал тогда первое место после хлеба.

Ещё большего размаха достигло льноводство с развитием капитализма в России. Лён выращивали на обширной территории страны, и в больших количествах вывозили за границу не только волокно, верёвку, канаты, но также семена и масло, получая свыше 30% всей экспортной выручки.

Несколько раз появление новых, проще обработанных волокон (хлопчатобумажных, вискозных и синтетических), казалось, ставило льнопроизводство на грань катастрофы. Но производство льняных тканей сохранилось, причём сочетание льна с новыми волокнами позволило обеспечить высокие потребительские свойства тканей.

Разнообразие природных факторов в пределах обширного ареала культуры создало резко отличающиеся друг от друга типы льнов: от высокорослых одностебельных долгунцов севера, нередко достигающих 125 см в высоту, до карликовых кустистых форм льнов горной Абиссинии, едва поднимающихся в высоту до 25-30 см; от предельно скороспелых (крайний север и высокогорные районы) до чрезвычайно поздних форм льна, выращиваемых на поливных землях Азии. Различия между ними в продолжительности вегетационного периода столь велики, что одни только зацветают, когда другие уже созревают.

Наряду с естественной дифференциацией, в зависимости от природно-климатических условий шёл также процесс искусственной специализации культуры льна, обусловленный требованиями, которые предъявлял к этому растению человек. В результате получились разные виды льна — прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, а вторые — кудряшей. Как переходные между этими двумя основными типами — промежуточные формы льнов, так называемые межеумки. Всего известно около 300 видов льна, в СНГ — свыше 40.

Лён-долгунец (прядильный) возделывается на полях как яровая культура, иногда встречается (как примесь) и в других посевах, а также по краям дорог, возле жилья. Растёт преимущественно на супесчаных и суглинистых почвах, в условиях влажного и теплого климата.

Признано, что Россия — родина льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоёмких культур. Стебли для выделения волокна подвергают первичной обработке — вымачиванию или запариванию, мятию и трепанию. Из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) — звуко- и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолетов.

Посевы льна-долгунца в мире незначительны и из года в год сокращаются, но сбор остаётся примерно на одном уровне — почти 600 тыс. т в год — благодаря повышению урожайности. Традиционно его выращивает определённый круг стран (не более 20), расположенных в основном в средней полосе Европы — от Урала до Атлантики. В эту зону входят страны бывшего СССР, на который приходилось свыше 70% мирового производства льна (Белоруссия, Нечерноземная полоса России, Прибалтика), Восточной Европы (16%), а также Франция, Бельгия, Нидерланды (в сумме около 10%); Египет, Турция, Китай, Аргентина и Чили (в совокупности примерно 4% мирового урожая льна). Экспортируют лён преимущественно западноевропейские страны.

После распада СССР лён-долгунец стал для текстильной промышленности России единственным натуральным экологически чистым целлюлозным сырьём. Его посевы можно размещать на территории в 1,5 млн га, особенно в Нечернозёмной зоне. Однако из-за упадка платежеспособного спроса значительной части населения затруднена реализация льняных тканей, выпуск которых сократился за 1990 -1995 гг. с 500 до 130 млн м2, или почти в 4 раза.

Лён-кудряш (масличный), или «рогач» — более теплолюбивое и менее требовательное к влаге, чем лён-долгунец, растение. Семена масличного льна содержат до 52% масла, которое употребляют в пищу. Применяют его (как и семена) в медицине. Масло это относится к категории высыхающих масел, которые твердеют на воздухе, поэтому оно (как и масло льна-долгунца) особенно ценно для производства олифы, лаков, красок и эмалей. Между тем оно всё чаще заменяется синтетическими маслами, поэтому его производство сокращается.

Жмых — хороший корм для молочного скота. Льняной мякиной, получаемой при раздавливании коробочек, кормят свиней. Короткое волокно кудряша (10 -15% в стеблях) пригодно для выработки мешковины, брезента и других непромокаемых тканей, клеёнок, шпагата. Основные районы выращивания льна-кудряша в бывшем СССР — Казахстан, Западная Сибирь, Поволжье, степная зона Украины.

За последние 20 лет льноводство переживает не лучшие времена. Как и другие энерго- и трудоёмкие отрасли земледелия, оно оказалось в тяжёлом положении.

Рентабельность возделывания льна-долгунца в сравнении с зерновыми резко упала; посевные площади под льном в мире сильно сократились — почти в 1,5 раза (с 5,4 до 3,5 млн га), особенно в странах бывшего СССР (в частности, в России, Белоруссии, Прибалтике) и Восточной Европы, в Аргентине, которая ещё в 1980 г. лидировала в мировом производстве семян льна. Напротив, они очень значительно выросли в Китае и Индии, а также в США и Западной Европе. В то же время семян льна стали собирать за этот период несколько больше — почти 3 млн т в 1999 г. (против 2,3 млн т в 1980 г.). В настоящее время первое место по сбору семян льна занимает Канада, которая дает 35% этой продукции в мире, при этом занимая всего 16,4% мировых площадей под этой культурой. Эти шесть стран дают 86% мирового производства семян льна, остальные государства сильно уступают им. Аргентина собрала 85 тыс. т; Бангладеш — 50 тыс. т; Эфиопия, Франция и Египет — около 30 тыс. т каждая; по 27 тыс. т — Россия и Непал.

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта