Главная » Ядовитые грибы » Кто такой демосфен. Ораторские приемы Демосфена

Кто такой демосфен. Ораторские приемы Демосфена


Афинский государственный деятель и великий оратор Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер, борясь за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Его отец (которого тоже звали Демосфеном) имел оружейную мастерскую и был богатым человеком.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец умер, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.

Воспитание ребенка было поручено матери и ее братьям, которые стали опекунами ребенка. Опекуны, однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили учителям, не заботились об образовании детей и здоровье.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему только дом и рабов, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек сначала пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил возвратить похищенные деньги через суд. Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное - умение хорошо и убедительно говорить.

В то время, при демократическом строе, почти каждому афинскому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением, их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Самыми выдающимися учителями красноречия в то время были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была, слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей. Особенно внимательно он изучал сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся более 5 лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности: они уничтожили завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако Демосфену все-таки не удалось целиком вернуть свое наследство.

Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость. Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. С этих пор он забросил все другие занятия и игры и стал усиленно упражняться в красноречии. Он решил стать оратором.

Но прежде чем выступать перед народом, Демосфену, по примеру своего учителя, пришлось писать судебные речи для других. Такое занятие хорошо оплачивалось, и молодой человек смог не только содержать свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако составление речей для других не удовлетворяло юношу. Ему хотелось посвятить свою жизнь общественной деятельности.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил; к тому же у него была дурная привычка подергивать во время речи плечом, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

Демосфен решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился, обрил себе полголовы и не выходил из дома, пока волосы не отросли. По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосходным оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, а всегда выучивал написанную заранее речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывал каждое слово. Все это впоследствии дало повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей.

Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.

Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.



Демосфен – один из десяти величайших аттических ораторов и логографов. Древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан (Quintilian) превозносил Демосфена как "стандарт красноречия", а оратор Цицерон (Cicero) заявил, что Демосфен "стоит особняком от всех ораторов", и приветствовал его как "идеального оратора", в котором не было изъяна.


Демосфен познал риторику, изучая выступления предыдущих великих ораторов. Свою первую судебную речь он произнес, когда ему еще не было 20 лет. Свою жизнь Демосфен посвятил профессиональному составлению речей как логограф. Как адвокат, он писал речи для частных судебных исков.

Демосфен родился в семье богатого изготовителя мечей, в 384 г. до н.э. Мальчик осиротел в возрасте семи лет. Отец оставил ему целое состояние, но три его законных опекуна растратили почти всё его наследство. Достигший совершеннолетия в 366 г. до н.э., Демосфен заявил, что опекуны пустили по ветру все его сбережения, и со временем подал пять судебных исков, благодаря которым всё же смог вернуть лишь малую сумму от первоначального капитала.

Согласно Псевдо-Плутарху (Pseudo-Plutarch), Демосфен был женат один раз. Имя супруги неизвестно, однако есть информация, что она была дочерью некого Гелиодора, видного гражданина. У пары была одна дочь, которая "никогда не называла его отцом", согласно язвительному замечанию Эсхина (Aeschines), опасного врага Демосфена. Дочь умерла молодой и незамужней всего за несколько дней до кончины Филиппа II (Philip II).

Демосфен практиковал ораторское искусство в подземном помещении, которое сам и построил. Он говорил с галькой во рту и читал стихи во время работы. Чтобы научиться справляться с шумом толпы, Демосфен выходил на берег моря, где произносил свои речи под шум волн. В его эпоху от ораторов одного красноречия было мало. Требовались определенная мимика, взмахи рук, особое положение тела и игра физиономии. Из-за всего этого Демосфен много часов проводил у зеркала, неделями не выходил из комнаты, чтобы оттачивать свое мастерство и как-то раз даже побрил половину головы, чем надолго "заточил" себя в четырех стенах.

Согласно Плутарху (Plutarch), когда Демосфен впервые выступил перед публикой, его попросту высмеяли за странный и неотесанный стиль, обремененный длинными предложениями и доставляющий настоящую пытку сухими аргументами. Некоторые граждане, однако, разглядели в Демосфене талант. Когда пришедший в уныние оратор в первый раз оставил экклесию, некий старик подозвал его к себе и сказал, что его ди

кция очень смахивает на дикцию Перикла (Pericles). Когда же народное собрание не оценило Демосфена и во второй раз, он едва не отказался от своей карьеры, но на выручку подоспел актер по имени Сатир (Satyrus), убедивший его в ходе дружеской беседы продолжать начатое.

Демосфен пострадал от дефекта речи еще в детском возрасте. У него был слабый голос, одышка и склонность коверкать и разбивать предложения на туманные фразы. Вероятно, у него был ротацизм, так что звук "р" в его исполнении превращался в "л". Демосфен держал себя в ежовых рукавицах, что помогло ему со временем исправить дикцию, голос и жестикуляцию. Некогда косноязычный юнец, приложивший максимум усилий и стараний, чтобы изменить свое положение, впервые привлек к себе особое внимание на процессах против своих опекунов.

Более поздние речи Демосфена дают представление о политике и культуре Древней Греции в четвертом веке до н.э. Его интерес к политике возрос в должности логографа, и в 354 г. до н.э. Демосфен впервые выступил на публике с политической речью. Свои самые продуктивные годы оратор использовал, чтобы противостоять попыткам македонской экспансии. Он идеализировал свой город и всю свою жизнь стремился восстановить верховенство Афин (Athens), в том числе призывал своих соотечественников выступить против Филиппа II Македонского.

Демосфен стремился сохранить свободу своего города и настроить против Филиппа II всю Грецию (Greece). После смерти этого македонского царя Демосфен убеждал своих соотечественников не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа II. Оратор воспользовался восстанием Фив (Thebes), чтобы свергнуть Александра Великого (Alexander the Great). Однако усилия Демосфена не увенчались успехом, и Александр Македонский жестоко обошелся с Фивами.

Полководец Антипатр (Antipater), наместник Македонии (Macedonia), послал своих людей, "охотников за головами", чтобы они расправились с Демосфеном. Оратор бежал в храм Посейдона (Poseidon) на о-ве Порос (Poros), где не дал схватить себя живым. Он принял яд, притворяясь, что собирается написать письмо своей семье.

В древности было известно 65 речей Демосфена, из которых сохранилось 61.

ДЕМОСФЕН (лат. Demosthenes , греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Политическая деятельность

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом - зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея - известного в то время составителя речей.

Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами. Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик.

Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.

Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.

Ораторское искусство

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие - "О преступном посольстве" (343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: "Что это значит?", "В чем причина?". Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы ("век нынешний" и "век минувший"), соединения синонимов в пары ("знайте" и "понимайте"), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через некоторое время македонянам удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.

Такие быстрые успехи Филиппа облегчались еще и тем, что вся Греция была разделена на два лагеря ожесточенной борьбой между богатыми и бедными. Бедняки всюду открыто требовали раздела земли и имущества богачей. Богатые рабовладельцы смотрели на Филиппа и македонян как на своих спасителей от выступлений бедноты. Они предпочитали лучше подчиниться Македонии, чем отдать свои богатства народу. При македонском владычестве можно будет, думали они, спокойно владеть своим имуществом и рабами и не опасаться народных восстаний. Только простой народ и бедняки готовы были защищать родину и свободу от македонских захватчиков.

Демосфен сразу же понял, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.

Евбул был за мир "во что бы то ни стало, любой ценой" и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить народные массы путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые "зрелищные деньги").

Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами" (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь "филиппикой").

После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.

В Афины прибыли послы олинфян с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.

Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы - Филократ и Эсхин - во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие Демосфена, они заключили мир на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев - союзников афинян.

Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и стал во главе государства. Бывшего посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.

Затем Демосфен выступил против другого посла - Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался и был оправдан незначительным большинством голосов.

Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот - главную силу афинян.

Однако афиняне одни не могли справиться с грозным врагом, и поэтому Демосфен стал хлопотать об общегреческом союзе против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. "Сила македонян, - говорил он, - в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас". Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.

Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею - важный пункт пересечения дорог в Фивы и в Аттику . Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы - одно из сильнейших государств в Средней Греции.

Тогда Демосфен во главе афинского посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже находились македонские послы (царь опередил его), которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.

Летом 338 г. до н.э. произошло роковое сражение при Херонее.

Армия Филиппа состояла из 30 тысяч пехоты и 2 тысяч всадников. Численность войска союзников - афинян и фиванцев - была несколько меньшей.

На рассвете оба войска выстроились в боевом порядке. Правым крылом македонского войска командовал сам Филипп, левым - его восемнадцатилетний сын Александр , будущий великий полководец; в центре стоял опытный военачальник Антипатр.

Началось яростное сражение. Долгое время военное счастье не склонялось ни в ту, ни в другую сторону. Первым решающего успеха добился Александр: его воины нанесли сокрушительный удар "священному отряду" фиванцев.

Наоборот, на правом крыле афиняне прорвали ряды македонцев и потеснили их. "За мной! - вскричал афинский стратег, - победа наша!"

Упоенные успехом, наступающие афиняне, однако, расстроили свои ряды. "Неприятель не умеет побеждать!" - сказал Филипп, который наблюдал с высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать.

Македоняне одержали решительную победу, несмотря на отчаянное сопротивление афинских гоплитов и неустрашимую храбрость фиванской фаланги ("священного отряда" из 300 человек, которые все погибли).

В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми и 2000 попало в плен.

Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Народ афинский, однако, не поверил клевете врагов великого оратора и поручил ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.

Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент для родины афинское народное собрание не решилось.

Демосфен вместе со своими сторонниками организовал защиту города, поголовное вооружение граждан, починку стен и т. д.

Грозная опасность, к счастью, вскоре миновала; удалось заключить мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные владения; однако Афинский морской союз - основа их могущества - был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом.

Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.

В Афинах подняли голову предатели, явные и тайные сторонники Филиппа. Они стали чуть ли не ежедневно возбуждать обвинения против Демосфена и других представителей народной партии.

Однако нашлись патриоты, которые неустанно трудились для восстановления мощи государства. Во главе их были Демосфен, Ликург и другие.

Ликург в течение четырех лет путем строгой экономии снова поднял государственные доходы до 1200 талантов в год. Демосфен заведовал "зрелищной казной", которая была теперь единственной поддержкой афинской бедноты. Афиняне стали, мало-помалу оправляться после страшного поражения.

Царь Филипп между тем собрал общегреческий съезд в Коринфе, где торжественно провозгласил создание общегреческого союза под руководством македонского царя.

В разгар приготовлений к походу Филипп был убит на свадьбе своей дочери в городе Эгах в Македонии, через два года после Херонейской битвы (336 г. до н.э.).

Демосфен получил сообщение о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне послали посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в снощения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с Александром . Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легко. Демосфен надеялся на успех восстания.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем общегреческого войска для похода на Персию. Однако ему пришлось предпринять поход на север против трибаллов, которые угрожали границам Македонии.

Пользуясь отсутствием Александра, первыми восстали фиванцы, а за ними и другие греческие государства. Фиванцы осадили стоявший у них македонский гарнизон и многих воинов перебили.

Александр, разбив трибаллов, неожиданно появился с войском под стенами Фив. Город был взят и разрушен до основания. Пощадили только дом, принадлежавший знаменитому поэту Пиндару. Уцелевшие жители, числом около 30 тысяч человек, были проданы в рабство.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду. Однако ценой полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр потребовал только выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам. Себя самого и своих товарищей он сравнивал с собаками, дравшимися за народ, а Александра назвал волком. К счастью, внимание Александра было отвлечено приготовлениями к персидскому походу, и он не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Выступив в поход против Персии во главе 30 тысяч человек пехоты и 5000 всадников. Александр победил персов в сражениях при Гранике и Иссе (334-333 гг.); затем он наголову разгромил персидское войско при Гавгамелах (на берегу реки Тигр) и завладел Вавилоном и огромными сокровищами персидских царей.

План
Введение
1 Юность
2 Политическая карьера
3 Гибель
4 Наследие

Список литературы

Введение

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины - 322 г. до н. э.) - один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода.

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

2. Политическая карьера

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром.

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Битва при Херонее, в 338 г. до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрёл этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.

Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.

Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия.

Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.

Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись

Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разумВласть бы в Элладе не смог взять македонский Арей

4. Наследие

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Список литературы:

1. Плутарх («Жизнеописания », Дем. IV) отмечает, что современники Демосфена за его недостатки дали ему обидное прозвище Батал (др.-греч. βάταλος, «заика, косноязычный»).

2. Филиппикой с тех пор стали называть вообще всякую гневную, обличительную речь

3. Олинфские речи - обвинительные речи Демосфена против Филиппа Македонского, захватившего и разрушившего город Олинф, союзником которого выступали Афины



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта