Главная » Ядовитые грибы » Стремление к превосходству и как с ним бороться.

Стремление к превосходству и как с ним бороться.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРЕВОСХОДСТВЕ

Самодостаточная личность - это человек самоактуализирующийся, то есть реализующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый начинает конфликтовать,поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своём праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это есть его психологическая защита, то есть некий успокаивающий эффект.

Что такое вор? Это творчески несостоятельный человек. Что такое сексуальный насильник? Часто это "мужчина", которого отвергают женщины. Что такое человек, который высокомерно высмеивает «козла отпущения»? Это нередко в чем-то "неудачник", который самоутверждается, унижая более «слабого». Это защита его психики. Но эта защита не спасает, она загоняет переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Если всё это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения.

Одной из наиболее напрягаемых, ранимых, в процессе общения потребностей является потребность в превосходстве. Потребность в превосходстве обусловлена, скорее всего, важностью её для выживания индивида (выживет превосходящий). И может быть, большее значение здесь имеет биологически необходимая функция лидера в стаде животных одного и того же вида, внутри которого и проходит соревнование за право быть лидером. Подчинение лидеру обеспечивает оптимальное в этом плане поведение всех. Можно согласиться с американским психологом Эриком Берном, который подчеркнул значение родительского доминирования и обратил внимание на то, что подчинение ребенка родителю лежит в основе подчинения взрослого (в котором как бы живет и ребенок - ведь каждый взрослый был ребенком) другому взрослому.
Многие люди стремятся занять положение «выше». Если это трудно, они соглашаются с положением равных, но сопротивляются положению «ниже».

ЛЮДИ, У КОТОРЫХ РАЗВИТЫ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО, НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА ПОЗИЦИЮ «ВЫШЕ», ЕСЛИ ЭТО НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ДРУГИХ.

А у тех, кто не разделяет идеи равенства, часто прорывается установка на превосходство. И вот если этот человек вместо желанных знаков своего превосходства над вами воспринимает ваше поведение, как знаки превосходства над ним, что вызывает чувство унижения. Он в свою очередь начнёт унижать вас, чтобы самому возвыситься. И это бессмысленно. Ведь демонстрирование превосходства происходит в расчете на большее уважение окружающих, в результате чего должно повыситься и самоуважение. Но разве повысится уважение и разве есть основания для самоуважения и высокой самооценки, если самовозвышение происходит за счет унижения других людей? Человек, самоутверждающийся таким путем, не выбрался из пут биологической стихии, где нравственность еще отсутствует. Реальное (а не иллюзорное) основание для самоуважения обеспечивается самосовершенствованием, возвышением над самим собой (я сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня), в том числе благодаря преодолению импульсов к доминированию. Демонстрирование превосходства к тому же часто обусловливается, как отмечают психологи, низкой (в глубине души) самооценкой, тогда и возникает защита психики «я выше». Человек с адекватно высокой самооценкой не будет для поддержания духа постоянно выкрикивать такие «лозунги».

Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости всё это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении. Например: «ты не понимаешь, что...», «ну ладно, ладно, ладно...», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся».

В приведенных примерах позиция превосходства занимает видимое главное место, то есть здесь «я ставлю целью показать своё превосходство». Но она часто прослеживается и в таких явлениях, которые имеют вроде бы другую с виду мотивацию. Например, в отрицательных оценках, обвинениях, высмеивании...

Проявления превосходства с вашей стороны могут не играть конфликтной роли, если вы объективно выше и партнёр это признаёт. С другой стороны, если партнёр ведёт себя с позиции «выше», имея, однако, к этому основания, не следует это расценивать как желание возвыситься. Скажем, руководитель вызывает подчинённого к себе в кабинет, а не идёт к нему на рабочее место. Это естественное отношение сверху вниз. Аналогичные примеры можно взять и из семейных отношений. Старшие по возрасту члены семьи из искренних побуждений дают советы, которые должны рассматриваться, скорее всего, как пристройка сверху. Это нормально. И не стоит «пылить», а стоит понять.

Если я в соответствии с принципами справедливости и благородства, а не из лести - в целях манипулирования - активно показываю партнеру, что искренне признаю его превосходство над собой в каком-либо отношении и искренне восхищаюсь им, то это не унижает мою личность в целом: ведь я могу превосходить человека в чём-нибудь другом (а если и нет, то я равен ему в социально-политическом отношении); речь, следовательно, не о социально-политическом неравенстве, а о неодинаковом развитии тех или иных качеств у разных людей. Итак, восхищайтесь! Но восхищайтесь искренне!

Садизм

Садизм - это эротическое проявление желания властвовать над другим человеком путем причинения ему физических и эмоциональных страданий. Основное удовольствие садист получает не от секса, а когда заставляет свою жертву мучиться .

Сексологи считают, что садистские наклонности не являются препятствием к построению отношений или семьи, особенно если второй человек в паре склонен к мазохизму. Главное, чтобы ситуация не выходила из-под контроля. В мире существуют сообщества садо-мазо (БДСМ), для которых ролевые игры в во время секса, основанные на подчинении, являются главной составляющей сексуального наслаждения. В отличие от откровенных садистов, БДСМ-пары руководствуются принципами безопасности секса и здравого смысла. У них существует условный сигнал, после которого партнер прекращает какие-либо действия, причиняющие дискомфорт другому.

С Андреем Лариса познакомилась в кафе. Девушке этот молодой человек нравился всем. Привлекательный, интересный. Пожалуй, секс с ним был иногда скучноват, но над этим она надеялась поработать, когда они узнают друг друга получше. Заговорить на щекотливую тему девушка решилась только спустя полгода, когда Андрей предложил ей переехать к нему. Он согласился, что их сексуальной жизни не хватает «огонька» и признался, что давно уже увлекается практиками садо-мазо, которые превращают секс в нечто особенное. Лариса согласилась попробовать.

«Сначала все действительно было здорово. Андрей не спеша вводил меня в курс дела. Единственное, на чем он настаивал, - это на главной роли. Что бы ни происходило, он был хозяин, я рабыня. Затем в нашу жизнь вошли разнообразные интимные аксессуары, мы экспериментировали с кляпами, вибраторами, связыванием, плетками, наручниками и т. д. И вот тогда я впервые стала замечать, что мой любимый заигрывается. Он стал причинять мне реальную боль во время секса, которую уже не могло сгладить возбуждение. Однажды туго связал меня и оставил лежать на несколько часов, хотя я умоляла отпустить меня хотя бы в туалет. Пару раз отхлестал так, что на теле остались следы. Легкие игры, которые раньше сводили Андрея с ума, его уже не возбуждали. Он хотел все большего и большего. Отношения закончились спустя два года, когда садизм из постели стал проникать в повседневную жизнь. Я сбежала».

Вера в предопределение - это трусливое бегство от задачи прожить свою жизнь с пользой для других...

Смелость и боязливость

Существует тип детей, которым стремятся уступать во всем. Такой ребенок обычно находится в центре внимания семьи: все хотят позаботиться о нем, подбодрить или предостеречь его. На протяжении жизни кто-то должен поддерживать его, что достаточно обременительно для окружающих.

Однако в этом заключается его цель превосходства - он проявляет желание подавлять других на свой манер . Как мы уже показали, подобная цель превосходства является результатом комплекса неполноценности . Если бы он не сомневался в собственных силах, то не выбрал бы столь легкий путь достижения успеха.

Иллюстрацией может служить пример одного семнадцатилетнего юноши. Наш герой был старшим в семье, а мы уже имели возможность наблюдать, как первенец обычно переживает трагедию свержения со своего места в центре внимания семьи более младшим ребенком. Подобная участь постигла и нашего юношу; он был чрезвычайно подавлен, раздражен и долгое время ничем не занимался. Спустя какое-то время он попытался совершить самоубийство, после чего попал к терапевту и объяснил, что перед суицидальной попыткой ему приснилось, что он застрелил своего отца.

Обратите внимание, что этот подавленный, бездеятельный и инертный человек всегда имел возможность действия - постоянно присутствующую в его уме.

В этой связи стоит упомянуть тип детей, которые выглядят вялыми в школе и тех вялых взрослых, которые кажутся абсолютно ни на что не способными. Часто их апатичность поверхностна и в глубине таит опасность. Нужен лишь толчок - и мы имеем попытку самоубийства или какой-нибудь другой невротический поступок или недуг. Выяснить установку таких людей - нередко весьма трудная задача.

Детская застенчивость - еще одна черта, таящая опасность. Лечить застенчивость необходимо очень аккуратно, причем делать это нужно обязательно, в противном случае она может разрушить всю жизнь. У застенчивого ребенка будет много трудностей до тех пор, пока его застенчивость не будет преодолена, так как в нашей культуре только смелые и напористые достигают высоких результатов и преимуществ в жизни.

Если смелый человек потерпит поражение - это не травмирует его так сильно, как застенчивого, который имеет склонность при виде приближающихся трудностей уклоняться от жизни, предпочитая ей бесполезное времяпрепровождение.

Вырастая, такие дети чаще всего становятся невротиками или даже страдают психическими расстройствами.

Такие люди постоянно ходят как опущенные в воду, и не могут толком заговорить с другими; часто они просто не вступают в контакт и вообще избегают людей.

Описанные нами характеристики представляют собой психические установки. Они не являются врожденными и не передаются по наследству: это просто реакции на ситуацию . Таким образом стиль жизни реагирует на восприятие проблемы, встающей перед индивидом. Конечно, это не всегда логичный ответ, ожидаемый философом: это ответ, давать который научили детские переживания и ошибки.

У детей или у личностей с психическими отклонениями наблюдать функционирование этих установок, а также путь их формирования проще, чем у нормальных взрослых. Как мы убедились, стадия прототипа яснее и не столь усложнена, как дальнейший стиль жизни. Фактически, можно сравнить функционирование прототипа с незрелым фруктом, который с готовностью ассимилирует все, что он получает: удобрения, воду, питание, воздух.

В процессе созревания все эти компоненты впитываются им. Различие между прототипом и стилем жизни похоже на различие между незрелым и созревшим фруктом. Раскрыть и исследовать стадию незрелого фрукта в человеке гораздо проще, но то, что открывается, в большой степени справедливо для стадии зрелого фрукта.

Мы можем наблюдать, например, как боязливый с начала жизни ребенок проявляет свою трусость во всех жизненных установках. Кажется, что трусливый и агрессивный ребенок очень сильно отличаются. Драчливый ребенок всегда имеет определенную степень смелости, являющуюся естественным продуктом того, что мы называем "здравым смыслом". Однако в определенных ситуациях даже очень трусливый ребенок может выглядеть героем. Это происходит всегда, когда он стремится любым способом стать первым.

Пример тому - случай мальчика, который не умел плавать. Он пошел купаться за компанию с друзьями, но оказавшись на глубоком месте и не умея плавать, едва не утонул. Конечно, в его поступке не было истинной смелости, и все его поведение - бесполезно. Он поступил так из-за желания быть объектом восхищения; ради этого он игнорировал опасность, в которой оказался, надеясь, что другие его спасут.

Вера в предопределение

Вопросы смелости и боязни психологически тесно связаны с верой в предопределение. Кроме того, вера в предопределение влияет на способность человека действовать разумно и конструктивно. Есть люди, у которых чувство превосходства столь велико, что им кажется, они могут выполнить все, что угодно, они все знают и ничему не желают учиться. Результаты подобных представлений - общеизвестны. Дети с таким образом мыслей обычно худшие ученики в школе.

Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихся изведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случиться ничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результаты плачевны.

Можно обнаружить чувство предопределения у людей, оставшихся невредимыми во время какого-нибудь ужасного происшествия, например, они могут быть свидетелями какого-нибудь ужасного происшествия, например, какой-нибудь катастрофы и при этом не пострадать. В результате они начинают чувствовать, что предназначены для высших целей.

Мы знали человека с похожим чувством, которому однажды довелось пережить опыт, отличный от его ожиданий, после чего он совершенно потерял смелость и был чрезвычайно подавлен - рухнула его основная опора.

Когда его спросили о ранних воспоминаниях, он поделился весьма значимым для него переживанием. Он рассказал, что однажды собирался пойти в Венский театр, но что-то его задержало. Когда же, в конце концов, он приехал в театр, оказалось, что произошел пожар. Театр сгорел, но он спасся. Можно себе представить, как такое событие повлияло на развитие у этого человека веры в свое высокое предназначение. И все шло хорошо до тех пор, пока крушение его отношений с женой не сломало его.

О значении фатализма можно много говорить и писать. Он влияет на народы и цивилизации так же, как и на отдельных людей. Однако со своей стороны нам хотелось бы лишь подчеркнуть его связь с источником психической активности и стилем жизни. В большинстве случаев вера в предопределение - это трусливое бегство от задачи прожить свою жизнь с пользой для других . Именно по этой причине часто поддержка оказывается воображаемой и непрочной.

Зависть, мужской протест и сексуальные проблемы

Одна из базовых установок, свойственная приятельским отношениям - это зависть. Завистливость является очевидным признаком неполноценности. Правда, природе каждого из нас не чуждо определенное чувство зависти, которое, не будучи слишком интенсивным, не приносит вреда. Однако следует сознавать, насколько полезно для нашей жизни чувство зависти, которое вполне можно себе позволить в работе, стремлении к успеху, в столкновениях с трудными ситуациями. В перечисленных случаях до известной степени оно нам даже может помогать.

Совсем другое дело - ревность, которая является намного более сложной и опасной установкой, так как ни в каких ситуациях не может приносить пользу личности Более того, ревность - это результат сильного и глубокого чувства неполноценности . Как правило, ревнивый человек боится не удержать своего партнера, и в тот самый момент, когда он хочет управлять им и влиять на него, различными проявлениями ревности он только выдает свою слабость.

Исследуя прототип такого человека, можно обнаружить у него ощущение потери или лишения. Всякий раз, сталкиваясь с ревнивым человеком, полезно обратиться к его прошлому и проверить, не имеем ли мы дело с человеком, ранее отвергнутым, живущим в постоянном ожидании того, что это повториться вновь.

Перейдем от общей проблемы зависти и ревности к рассмотрению очень специфического типа зависти - зависти со стороны женского пола к превосходящей социальной позиции мужского . Встречается множество женщин и девушек, которые хотят быть мужчинами. Эта установка вполне обоснована, так как если посмотреть на вещи беспристрастно, на ведущих местах в нашей культуре можно увидеть мужчин; они более ценимы, поощряемы и уважаемы, чем женщины. С точки зрения морали - это не правильно и нуждается в коррекции.

В настоящее время девочки видят, что мужчины и мальчики чувствуют себя в семье гораздо комфортнее, их не утомляют мелочами, они намного свободнее в различных жизненных ситуациях, и эта высшая свобода мужского пола заставляет девочек чувствовать неудовлетворенность своей ролью. Они пытаются действовать, как мальчики. Подражание мальчикам проявляется по-разному. Например, можно стремиться одеваться, как мальчики, и это нередко находит поддержку у родителей, так как общепризнано, что одежда мальчиков удобнее.

В общем, некоторые из этих действий полезны и не нуждаются в исправлении. Однако среди них есть и бесполезные установки, например, когда Девочка хочет, чтобы ее называли мужским именем, и впадает в ярость, если другие не следуют ее прихоти. Если подобная установка не является простой шалостью, и скрывает что-то в глубине, она может быть весьма опасной. В дальнейшем в жизни этой девочки может возникнуть неудовлетворенность своей сексуальной ролью, отвращение к браку, а в случае замужества - отвращение к сексуальной роли женщины.

Не стоит с предубеждением относиться к тому, что женщина носит короткую одежду, так как это может быть вполне оправдано соображениями удобства. Обучаться, как мужчина, и иметь одинаковую с мужчиной работу - также может соответствовать естественным наклонностям женщины. Но чувство неудовлетворенности своей женской ролью и стремление усвоить пороки мужчин - являются опасными для жизни женщины.

Эта опасная тенденция проявляется в подростковом возрасте, так как именно тогда незрелый разум девочки начинает ревниво относиться к привилегиям мальчиков, отравляя ее жизнь свойственными ревности переживаниями. Появляется желание подражать мальчикам. А комплекс превосходства в данном случае является одной из форм бегства от надлежащего развития.

Как мы уже говорили, все это может привести к тому, что женщина не будет расположена вступать в любовные отношения или брак. И дело даже не в том, что она не захочет выйти замуж - ведь в нашей культуре быть незамужем воспринимается как поражение - и даже те девушки, которые совершенно не заинтересованы в браке, хотят стать замужними.

Тот, кто считает, что отношения полов должны основываться на принципе равенства, не должен поддерживать этот "мужской протест" женщин. Равенство полов должно соответствовать естественному положению вещей, в котором мужской протест - это слепой бунт против реальности, содержащий сильный комплекс превосходства. Если посмотреть еще глубже, этот протест может отрицательно сказаться на всех половых функциях личности. Могут возникнуть весьма серьезные симптомы и расстройства, и если исследовать их вплоть до первопричин, то они, как правило, обнаруживаются в детстве.

Встречаются также и мальчики, которые хотят быть похожими на девочек, хотя такие случаи намного реже, чем описанные выше. Эти мальчики хотят подражать не обычным девочкам, но определенному типу с характерной для него манерой флиртовать и вести себя излишне кокетливо. Они имеют обыкновение пудриться, носить украшения и придерживаться тактики маленьких кокеток. Все это также одна из форм комплекса превосходства .

В большинстве подобных случаев обнаруживается, что мальчик рос в такой обстановке, где во главе всего стояла женщина. Поэтому он развивался, подражая матери, а не отцу.

Как-то к нам на консультацию пришел юноша с определенными сексуальными проблемами. Он рассказал, что всю свою жизнь провел рядом с матерью. Отец в их семье был пустым местом. Перед замужеством мать была портнихой и продолжала этим заниматься долгие годы. Мальчик, постоянно находившийся рядом с ней, заинтересовался тем, что она делала, начал шить, рисовать модели женской одежды и тому подобное. Значимость матери для этого мальчика можно увидеть по тому, что, ожидая ее, он в четыре года научился узнавать время и вдохновленный радостью ее возвращения, различал положение стрелок и их движение.

В дальнейшем, в школе он вел себя скорее как девочка и никогда не принимал участия в мальчишеских играх или спорте. Мальчики смеялись над ним, и со временем даже начали целовать его, как они часто делают в таких случаях.

Однажды в школьном театре была постановка какой-то пьесы, и как вы, наверное, догадались, наш мальчик играл в ней роль девочки. Он сыграл ее так убедительно, что многие в зрительном зале действительно подумали, что играла девочка, а один из зрителей даже влюбился в него. Таким образом, мальчик понял, что даже если он не добьется успеха как мужчина, его могут высоко оценить в женском качестве. Это-то и стало источником его дальнейших сексуальных проблем. опубликовано

Отрывок из книги Адлера Альфреда об индивидуальной психологии "Наука жить"

Есть люди – патриоты территории, на которой они обитают. Для них понятие «сосед» – священно, для них власть на этой территории – высшая. Назовем таких людей «огородниками». И есть люди, не зависящие от территориальных объединений. Это – «кочевники».

В Азии говорят так: «Если у узбека или туркмена появляются деньги, он покупает или строит себе красивый хороший большой дом. Если у татарина или казаха появляются деньги, он покупает себе самый дорогой джип и носится на нем по степи».

У кочевников и огородников совершенно разное восприятие мира. Эти два типа людей живут в разных условиях и формируются по-разному.

Огородник напрягается два раза в году, во время сева и уборки. Все остальное время он лежит на спине, плюет в потолок и предается пьянству, тупости и прочим не позитивным занятиям. Но когда приходит сев или уборка, огородник надрывается изо всех сил. То есть он живет в режиме безделья, сменяющегося авральным, запредельным напряжением. Такой образ жизни неизбежно отражается на характере огородника.

Кочевник занят 365 дней в году – он ни на один день не может оставить без внимания стада. Я говорю не о каком-нибудь там деревенском пастушке, у которого десять коров, и он, как правило, умственно отсталый, их пасет. Представьте себе, как живут пять-шесть пастухов, которые гоняют по степи две-три тысячи голов скота. Такая деятельность накладывает отпечаток на всю жизнь кочевника.

Кочевники смотрят на огородников с превосходством, потому что огороднику некуда деться, а кочевник всегда может уйти. Кочевник считает себя выше любой власти, потому что над ним никого нет. Если пришла власть, неугодная кочевнику, он просто развернет свои стада и уйдет на другую территорию. Ему плевать на эту власть. Если же пришла власть, неугодная огороднику, он все равно подчинится ей. Потому что уже власти абсолютно наплевать на то, нравится она огороднику или нет, а у него нет выбора – он привязан к своей земле.

Можно у кочевника отобрать его стада, но если он сохранит хоть пару баранов – у него через год-два появятся новые стада. И любое имущество он сможет восстановить.

Жена для огородника – это хозяйка. Хозяйка не только дома и огорода, но и его самого. Ведь женщина занята 365 дней в году, она не может оставить дом без своей работы. При этом мужчина-огородник занят только два раза в году, а все остальное время предается пьянству, тупости и безделью. Значит, все это остальное время он задавлен своей деятельной женой.

Жена для кочевника – это партнер. Когда кочевье перемещается, впереди, где самая опасная территория, идут вооруженные взрослые мужчины, по бокам идут молодые юноши, а позади – дети и старики, которые, тем не менее, представляют какую-то ударную силу. А женщины и маленькие дети идут всегда в середине. Но вот кочевье останавливается на временную стоянку. Взрослые мужчины и молодые юноши разъезжаются во все стороны, дозорами. Дети и старики становятся вокруг кочевья. А женщины должны поставить юрты, приготовить пищу, чтобы накормить дозорных, которые вернутся, и детей и стариков, которые их охраняют. Это – партнерство, и положение женщины-партнера отличается от положения женщины – хозяйки огорода.

С другой стороны, каждая женщина у кочевников прекрасно понимает, что если она потеряет мужа, она потеряет все – имущество, свободу, возможно, и жизнь. А любой мужчина прекрасно понимает, что если он потеряет женщину, его жизнь очень усложнится. Ему придется какое-то время обходиться без еды, потому что нельзя одновременно и самого себя охранять, и готовить пищу, придется обходиться без комфорта, без юрты, без тепла. Кочевая жизнь формирует совершенно другой тип отношений между мужчиной и женщиной.

Для огородников брат – это соперник. Либо с братом надо поделить отцовский огород, либо его надо выгнать вон, чтобы оставить огород себе одному. Брат для кочевника – это напарник, тот, кто всегда первым придет на помощь. Это накладывает отпечаток на общность людей.

Разный образ жизни формирует совершенно разное отношение к действительности.

Например, для кочевника что-то украсть – это доблесть, гениальная тема, а для огородника – это кошмар, ужас, преступление. Точно так же уничтожение того, кто на тебя покушался, кочевники сочтут доблестью, а огородники – преступлением.

Как относятся друг к другу кочевники и огородники?

Огородник для кочевника – пьяница, лентяй, бездарь, земляной червь и вообще недочеловек. Это ресурс, который можно использовать как раба, или просто грязь под ногами, если его использовать нельзя. Кочевник для огородника – свободный человек, на которого смотрят с завистью, ненавистью и страхом.


В качестве примера я приведу телефонный разговор во время одного из конфликтов на юге страны:

– Ты кто?

– Я – мэр города.

– Ты, червяк земляной, слушай меня внимательно, – говорит Кочевник и излагает свою позицию. Кочевник не может общаться иначе, потому что для него любой огородник – это раб, независимо от того, какой пост тот занимает.


У страны, в которой мы с вами живем, России, есть своя специфика, особый менталитет.

Обратите внимание, что русские – единственный народ, который для своего названия использует прилагательное. Все остальные народы используют существительные – «англичанин», «француз», «немец», «шотландец» и так далее.

В давние времена было существительное «русич». Неправильно думать, что прилагательное «русский» произошло от него – это абсолютно разные слова. Этимология этих слов очень проста, и она очень многое объясняет.

Сколько времени существовала государственная структура на территории России, в ней всегда было очень четкое деление – на правителей и народ, который к правителям отношения не имел. Когда-то приехали веселые ребята, выходцы из области Рус, что в южной Швеции. Они называли себя «русы». Эти пришельцы захватили власть, стали править местным народом и продавать его, как скот, в рабство. У меня всегда вызывало недоумение – почему князья продавали в рабство свой народ, ведь так никто из правителей нигде не поступал. Разгадка проста – это был не их народ. Русы – завоеватели земли. Русич – это потомок руса. А русский – это раб руса.

Тысячелетия, века рабства наложили на жителей страны свой отпечаток. Когда вы смотрите на человека, у вас в голове сразу щелкает, и вы на уровне подсознания определяете – холоп он или барин, хозяин или раб. Русские люди привыкли только к двум моделям поведения – хозяина или раба, третьего не дано. Ведь прошло всего сто пятьдесят лет, только семь поколений сменилось после отмены крепостного права. И в двадцатом веке в течение семидесяти лет мы пребывали в системе «холоп-барин». Там, где есть жесткое сословное деление, всегда существует противопоставление, а единения нет и быть не может.

Если мы посмотрим на народы, у которых такого жесткого сословного деления не было, или оно было очень давно и уже забыто, мы увидим совсем другую модель поведения.

Например, у казаков всегда было единение. Казаки – это ведь остатки русского ордынского войска, они не считают себя русскими, они считают себя абсолютно отдельным народом, и, в отличие от россиян, у них никогда не было сословного деления. Не было казака – холопа, и не было казака – барина. И была совершенно другая философия жизни.

Почему Империи против Анклавов

Империя – это четкое сословное деление на господ и слуг, это жесткая иерархическая вертикаль власти, в которой все твердо знают свое место и свои права и обязанности. Причем всегда получается так, что права, в основном, у одних, а у других – обязанности. Имперская схема остается неизменной не то что со времен Византии или Древнего Египта, а, наверное, с момента зарождения человеческой цивилизации. И деваться вам, если вы живете на данной территории, – некуда. Вы либо сами вынуждены найти свое место в этой схеме, либо вам это место укажут другие люди.

Но есть сила, которая мощнее любой империи. Это всемирные анклавы, объединения людей, говорящих на разных языках, имеющих различный облик, но живущих по законам братства, а не территории проживания. Анклавы были до империй и будут после. Огородник – это раб Империи. Кочевник – это член анклава, он всегда будет находиться вне любой имперской схемы управления. Все попытки загнать его на определенное место закончатся ничем. Он просто уедет, увезет имущество, переведет деньги на счета других компаний – и все. Конечно, такие люди подают пример остальным. Но разве ими восхищаются? Нет, их ненавидят. Поэтому, как только укрепляется любая имперская схема, анклавы сразу подвергаются преследованиям.

В России, да и во всем славянском мире традиционно начинает подвергаться преследованиям иудейская община. Как только появляется любая система, появляется и социальный заказ – поднимает голову антисемитизм.

В Соединенных Штатах традиционным объектом преследования является мусульманская умма. Как только возникает необходимость найти врага, сразу начинает работать антиисламская схема, во всем становится виноват какой-то придуманный международный терроризм.


Все пишут о событиях 11 сентября, но никто не упоминает об одной очень важной вещи. В этих двух домах работало две тысячи мусульман. И в каждом из домов – в одном на сороковом этаже, в другом на тридцать каком-то – находилась дверь мечети. Могли ли фундаменталисты направить самолет в мечеть, пойти на подобное кощунство? Ведь это, наверное, хуже, чем христианину испражниться в церкви. Это абсолютно невозможно, и за этим терактом не могли стоять никакие фундаменталисты. Вопрос всегда звучит так: смотри, кому выгодно, что получилось в результате. А в результате произошла оккупация Ирака и Афганистана.

Когда к власти в маленькой стране Афганистан пришли талибы, страшные и злые, первым делом они ввели законы шариата. Это определенная система законодательства, по которой за торговлю наркотиками полагается на первый раз отрубание правой руки, на второй раз – отрубание головы. Очень скоро в северных провинциях Афганистана появилось много одноруких, а наркотрафик сократился в сорок раз. На 97 процентов, представляете? Могли ли американцы смириться с таким сокращением наркотрафика, и не стоило ли взорвать два домика, чтобы иметь возможность оккупировать страну и прекратить действие законов шариата? Вот вам и причина. Всегда видно, как имперская система начинает бороться со всеми, кто находится вне ее.


У тех, кто хочет быть вне имперской схемы, есть выбор. Можно бороться с системой – и проиграть, потому что система всегда оказывается сильнее отдельного человека. А можно, формально занимая в системе какое-то место, оставаться, тем не менее, внутренне свободным человеком.

Свобода, власть, деньги дают превосходство – это несомненно. Но самое главное, в чем мы должны разобраться – на чем превосходство основано.

Психическая конструкция: горцы и равнинцы

Рельеф местности тоже налагает отпечаток на психику людей.

Есть горы, а есть равнины. В горах живут горцы, на равнинах живут равнинцы. На равнинах много плодородных земель и пастбищ. Надо только обрабатывать землю, и она будет благодарно давать всходы. В горах таких возможностей нет, потому что плодородных земель мало. Поэтому горцы должны периодически спускаться и грабить равнинцев, иначе им не выжить.

Более того, из-за высокой концентрации ультрафиолета в горах происходит демографическое смещение – там мужчин рождается в два раза больше, чем на равнине. Значит, чтобы оставаться нормальными мужчинами, горцам необходимо периодически спускаться и забирать женщин у равнинцев. А те могут возмущаться, сколько им угодно, впрочем, если им ввести культуру типа унисекса, они будут возмущаться меньше.

Рассмотрим, какие качества генетически культивируются у этих двух типов людей.

У равнинцев культивируются послушание, трудолюбие, усердие, почитание законов. Им предписывается возлюбить друг друга, заботиться друг о друге и всячески друг другу помогать – тем меньше с ними будет возни. Спасение утопающих будет делом рук самих утопающих, и нечего бензин тратить на лодки. Вот механизм управления.

У горцев генетически культивируются агрессия, сила, лихость, удаль. Культивируется превосходство.

Я жил какое-то время в горах и могу сказать, что жизнь там, во-первых, отнюдь не легкая, во-вторых, неспокойная и довольно опасная, а в-третьих, она подчинена определенному регламенту, которого нет у равнинцев. Ведь равнинцы напрягаются два раза в году, а горцам приходится напрягаться все время. Стада, работа, люди, дом, семья – горец находится в постоянном, непрерывном напряжении. Тогда как равнинец может позволить себе расслабиться и бездельничать.

Равнинцы опасаются и ненавидят горцев, горцы равнинцев презирают.

Англичане – жители равнин, а шотландцы – жители гор. Если мы проанализируем английские анекдоты, мы увидим, что шотландцы в них не блещут интеллектом. Напротив, они предстают тупыми, алчными и хищными. В шотландских же анекдотах англичане выглядят не отважными, а трусливыми, забитыми, задавленными жизнью и слабыми.

Мы можем взять другие параллели, например, Кавказ – Кубань или Памирское нагорье – Ферганская долина – и увидим то же самое. Рельеф местности создает определенные условия для формирования типажа личности, психической конструкции людей.

Превосходство против превосходства

Традиционное превосходство и наплевательское отношение ко всем остальным родам войск свойственно ВДВ. В воздушно-десантных войсках служба тяжелая, и, наверное, самая опасная, какая только может быть. Эта служба подчинена жесточайшей дисциплине, но дисциплина там не такая, как в тыловых частях. Именно из-за разного взгляда на дисциплину десантники смотрят на все остальные войска как высшие существа на низших.

В тыловой части боец запросто может уснуть на посту. В боевой части это невозможно, а если случится, то кончится для него очень грустно. Уснувшего изобьют, попутно объяснив ему, как нехорошо спать, потому что могут неслышно подкрасться разные плохие люди с другим разрезом глаз и говорящие на другом языке, и для подразделения все может закончиться очень печально.

В тыловой части солдат ни при каких обстоятельствах не может назвать офицера по имени. В боевой части, во время военных действий, такое случается сплошь и рядом. Солдат боевой части может иметь какое-то нарушение формы одежды, а в тыловой части это немыслимо. Боевой офицер может ходить в грязных сапогах, может быть небритым пару дней, штабной – ни в коем случае. С точки зрения штабного, у боевого офицера нет никаких представлений о том, как именно надо следить за внешним обликом и как надо себя вести с высшим командованием. Оба – и штабной, и боевой – чувствуют друг над другом превосходство, и это нормальное, очень хорошее явление, оно дает силу.

Граница проходит в сердце

Чтобы чувствовать превосходство над другими людьми, необходимо ощущать, что они ниже вас.


В исламе есть концепция, которая называется «мурабитун», люди рибата. Рибат – это пограничная территория, пограничные крепости. Мурабитун – это пограничники. В те времена, когда мусульмане были грозной силой, когда они двигались во все стороны, когда их империя простиралась от Китая до Испании, рибатом назывались крепости, охранявшие земли мусульман, откуда готовились вторжения в земли немусульман. Территория разделялась на дар-уль-ислам – землю ислама, и даруль-харб – землю войны, а между ними стояла граница – рибат. Так вот, по мнению одного из исламских мистиков, эта граница проходит в сердце каждого человека.


Граница – между горой и долиной – проходит в сердце. Не нужно менять место жительства – превосходства можно достичь только в своей душе, в психике, в сознании.

Один человек по утрам бегает, второй – похмеляется.

Один не курит, второй – засоряет воздух табачным дымом.

Один не пьет алкоголь, второй – находится в лыконевязательном состоянии.

Первый человек всегда будет относиться ко второму, как минимум, с раздражением, а вообще – с отвращением и презрением. Первый смотрит на второго как на существо низшее.

Тот, чья жизнь подчинена регламенту, презирает того, кто разболтан. Например, кадеты смотрят на обычных школьников как на низшие существа, потому что жизнь кадета, в отличие от жизни обычного школьника, строго регламентирована. Жизнь кочевника тоже подчинена регламенту. Жизнь огородника позволяет ему быть разболтанным.

Так что вы можете сделать, чтобы почувствовать свое превосходство? Как сформировать необходимое состояние своей психики?

Механизмы создания превосходства

Первое: трудности

Есть несколько механизмов, позволяющих достичь превосходства. Во-первых, для превосходства необходимы трудности. Нужно создать себе трудности, подчинить себя этим трудностям, сделать свою жизнь труднее, чем у обычных людей.

Моя собственная концепция называется «обязаловка». Она включает в себя следующее: я тренируюсь в спортивном зале, но, помимо всех тренировок, я каждый день делаю три сотни отжиманий от пола, три сотни приседаний и три сотни упражнений на пресс. Независимо от того, как я себя чувствую, как я провел время, сколько мне довелось поспать в этот день – я должен выполнить все эти упражнения.

Плюс к этому, я всегда таскаю с собой и постоянно использую две вещи. Первая – это эспандер. Все свободное время я его сжимаю – по десять-пятьдесят раз каждой рукой. Вторая вещь – шарики, которые можно вращать в руке и периодически сжимать ладонью твердую поверхность. Это разминает пальцы, укрепляет кисть, делает ладонь твердой. Когда с кем-то здороваешься, ощущаешь, что рука у человека мягче твоей.


Все это – «обязаловка», и ее цель – не только физическое самосовершенствование, но и создание себе трудностей. Трудности дают чувство превосходства над теми, у кого их нет.

Таким образом, первая задача на пути к превосходству – создать себе какие-то физические, телесно ориентированные, телесно ощущаемые трудности.

Второе: опасность

Во-вторых, для превосходства необходима опасность.


Я очень люблю книгу Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Я считаю ее одним из своих манифестов. В этой книге есть замечательный эпизод: канатный плясун погибает, и Заратустра ему говорит: «Ты умрешь, ты умрешь еще раньше, чем умрет твое тело. Твоя душа умрет еще раньше, чем тело». Тот спрашивает: «Ну, значит, я просто животное, которое научили ходить по канату?» Заратустра отвечает: «Нет, ты из опасности сделал себе ремесло. И за одно это в моих глазах ты достоин уважения». Вдумайтесь в слова: «Ты из опасности сделал себе ремесло».


Есть сферы деятельности, где людям приходится постоянно рисковать, например, военное дело. Омоновцы рискуют постоянно, они первыми принимают удар на себя, и на обычных милиционеров они смотрят как на мышей. Потому что, так же как и плясун из книги Ницше, они из опасности сделали себе ремесло.

Точно так же и люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, смотрят на обычных людей с превосходством. Есть такой простой вид спорта – дюффинг, скоростной спуск с высоты на веревках. Он не требует никаких физических сил, он требует только собранности. Мы спускаемся со скал, с крыш домов, с мостов. Когда за спиной полсотни метров пустоты, и идет спуск по веревке, мир ощущается другим. Более того, испытав опасность, начинаешь смотреть с превосходством на тех, кто ее не испытывал.

Чувство превосходства возникает там, где создается модель опасности. Значит, вторая задача – найти себе какую-то опасность.


У меня есть хороший знакомый, он обожает одно развлечение. Он, сам трезвенник, прополоскает рот водкой, побрызгает водкой на одежду, и идет в зал игровых автоматов где-нибудь на криминальной окраине Петербурга. Там он достает бумажник, роняет на пол пачку денег, шатается, поднимает деньги, складывает в бумажник… Несколько раз играет, опять роняет и собирает деньги. Может, заказав кофе, забыть бумажник на стойке и забрать только когда его окликнут. Естественно, он при этом абсолютно трезв. Когда он выходит из зала, за ним уже крадется местный мелкий криминалитет. Он идет в самую темную подворотню, радостные мелкие криминалы бегут за ним, но вместо только что покачивающегося и излучавшего аромат алкоголя мужчины они видят абсолютно трезвого человека с оружием в руке. У него богатейшая коллекция городского оружия – ножи, кастеты, нунчаки, стальные пруты, телескопические дубинки, даже пара пистолетов. Трудно возражать персоне, у которой в руке пистолет. Он обычно пинает этих мелких криминалов по всем частям туловища и объясняет им, что грабить нехорошо, потому что это может очень плохо кончиться, ведь ты нико гда не знаешь, что тебя ждет в ближайшее время. Он проводит небольшую лекцию о том, что жить надо честно, а если нечестно, то, по крайней мере, не совершая ни над кем насилия. После этого он идет домой счастливый и довольный. Для чего он это делает? Во-первых, он создает себе опасность. Во-вторых, он оздоравливает общество, ведет воспитательную работу. Он считает себя санитаром общества. Он считает, что такова его миссия.

Третье: регламент

В-третьих, для превосходства необходим регламент, то есть режим, упорядочение жизни. Самая регламентированная религия на свете – иудаизм. Жизнь адепта иудаизма расписана на каждый день и каждый час. Он знает, что он должен делать, когда какую молитву прочесть, когда какие слова сказать, когда какой раздел Торы, устный или письменный, изучить. Поэтому неудивительна такая мощь и сила иудейской общины. Вторая по регламентированности религия – ислам. Что бы ни творилось вокруг – наводнение, землетрясение, война – пять раз в день верующий мусульманин обязан выполнить молитву – произнести определенные слова на арабском языке и сотворить определенное количество поклонов, поясных и земных. Это – регламент, это – ритуал.


Двадцать лет назад три курсанта одного учебного подразделения проходили тест на выживание, в пустыне. Тест на выживание – это очень интересное занятие, по одному названию уже понятно, насколько это весело. Утро в пустыне. Воды нет ни у кого, последние пол глоточка один из курсантов выплескивает себе на щеки, смазывает их кремом, и станочком аккуратно бреет физиономию. В это время второй курсант подшивает белый воротничок к мундиру, а третий до сияния надраивает свои ботинки. Ботинки станут грязными через сто шагов по пустыне. Воротничок станет черным через тысячу шагов. Чисто выбритая физиономия, когда на сто пятьдесят километров вокруг ни души, наверное, никому не нужна. Эти трое курсантов – идиоты? Нет.


Смысл регламента в том, что люди не могут без него обходиться. Для одного человека немыслима жизнь без чисто выбритой физиономии. Для другого немыслимо ходить в грязной обуви. И если обувь станет грязной через сто шагов, на ближайшем привале он достанет щеточку и опять ее надраит. Третьему абсолютно не понятно, как можно не подшить белый воротничок на мундир. И когда воротничок через тысячу шагов станет грязным, он его оторвет и пришьет новый. Эти люди живут, ни на шаг не отступая от принятых ими ритуалов.

Когда по утрам в центральном офисе корпорации «Тойота-моторс» стоят сотрудники и поют гимн «Славься, Тойота-моторс», и в это время поднимается флаг – это тоже регламент. Это ритуал.


Жил когда-то веселый парень на свете, звали его Ин Чжэн. Начав свою карьеру с простого правителя царства Цинь, он завоевал шесть китайских царств и создал единую централизованную империю, став основателем новой династии. В сущности, Ин Чжэн, он же Цинь Шихуанди, создал Китай как таковой.

Когда он пришел к власти, он первым делом собрал всех гуманистов, диссидентов, правозащитников – и утопил в Янцзы. Туда же он отправил всех писателей и поэтов. После этого Цинь Шихуанди сжег все книги, за исключением военных, сельскохозяйственных и производственных трактатов – где написано, как металл выплавлять, как зерна сушить, как вести военную стратегию. И ввел для всех чиновников обязательный физкультурный минимум – любой, желающий занять государ ственный пост, обязан был десять раз подтянуться на перекладине и пробежать километр приблизительно за четыре минуты. Я не знаю, смогут ли члены какого-нибудь правительства сде лать то же самое. Члены российского правительства – точно не смогут. Если человек этого сделать не мог, его побивали палками и предавали всеобщему презрению.

Цинь Шихуанди ввел репрессии в виде телесных наказаний. Если чиновник попадался на взяточничестве, его прилюдно на центральной площади города пороли палками, после этого объявляли, что он – мерзавец и взяточник, и снимали его с поста. Если бы такое ввели в какой-нибудь цивилизованной стране – как это отразилось бы на экономике?

Налоги при Цинь Шихуанди брались только с мужчин, эмансипации не было тогда. Если у мужчины было два сына, его освобождали от налогов на пять лет. Если у него было три сына, его освобождали от налогов на пятнадцать лет. Если у него было четверо сыновей, он освобождался от налогов пожизненно. Представьте, как это могло отразиться на демографической картине страны.

В результате, за время правления Цинь Шихуанди территория Китая увеличилась в три раза, население – в десять раз. Ресурсов было – море, пищи было – море, денег было – море, и народу было – море, и всех надо было чем-то занять. И Цинь Шихуанди принял решение – начать строить Великую Китай скую стену. При его жизни она была отстроена на три четверти. За этой стеной китайцы прятались от кочевников не одно столетие.

Император Цинь Шихуанди упразднил министерство, ведавшее культурой и просвещением, вместо него ввел два других – министерство физического развития и министерство охраны. Он укрепил вертикаль власти, ввел телесные наказания для чиновников и установил демографическую политику. Этот император создал в стране регламент.

Цинь Шихуанди побил все рекорды Гиннесса. Он правил страной 75 лет. В возрасте девяноста пяти лет он умер, оставив гигантскую империю своим детям. Он был гением, и китайцы считают его отцом нации.


Человеку, желающему достичь превосходства, нужно ввести для себя какой-то регламент, ритуал. Поначалу это воспринимается как игра, но впоследствии эта игра становится стержнем психики. Можно ввести утреннюю зарядку или регулярные тренировки. Можно ввести режим – вставать и ложиться спать в одно и то же время. Система самовнушения, самокодирование – это тоже регламент: перед каждым приемом пищи – установка, после приема пищи – установка, утром проснулись – установка, вечером легли спать – установка и так далее. Ритмичные движения – сжимать эспандер, перебирать четки – это тоже ритуал, это установка на силу, на психическую мощь. Это дает превосходство и создает могущество.

Миф личности

Очень важный момент – это миф вашей личности.

Вы знаете, что вы лучше всех, но почему? Да, у вас трудности, но и у других – трудности. Ваша жизнь полна опасностей, но у и других, может быть, опасностей не меньше. Вы живете по регламенту, но и многие другие тоже живут по своим ритуалам.

Вам нужен ваш собственный миф. Легенда, объясняющая, почему вы выше всех.

Атилла нашел где-то в земле ржавую железку, убедил себя, что это не что иное, как меч Бога Войны, и с этим мечом Бога Войны покорил полмира.

Темуджин был твердо уверен, что он – сын не Эркена-батыра, а Тенгри, самого Бога Неба, который пришел к его матушке. Жалкие людишки, посмевшие выгнать из племени сына Тенгри, поплатились за это спустя десять лет, когда Сын Неба стал великим Чингисханом.

Жил когда-то еще один веселый парень, звали его Александр Филиппыч. Он придумал, что он – не кто иной, как сын Зевса. Не Филиппа, правителя маленькой славянской области Македонии, не конюха (была такая версия из-за неувязочки со сроками его рождения – в ответственный момент Филипп был в походе), а самого Зевса.

Эти люди создали себе миф, а миф сделал их гораздо сильнее.

Мифотворчество свойственно не только людям, но и целым народам. Один бесноватый человек вдруг придумал, что германцы имеют какое-то отношение к арийцам. На самом деле, арии – это совершенно другой народ, и славяне к нему гораздо ближе, чем германцы. Но он это придумал, и, как настоящий шизофреник, всех заиндуцировал своей идеей. И когда все в это поверили, возник Третий Рейх. Под ним оказалась вся Европа и половина Африки, и он мог бы существовать и до сих пор, если бы не столкнулся со всемирным коммунистическим анклавом.


Откроем умную книгу Талмуд. Есть чему поучиться у тех, кто читает эту книгу постоянно – их успехи весьма впечатляют.

Перед тем, как Мойша дал иудеям заповеди на горе Синай, вначале он устроил напряжение, марш-бросок в полной выкладке на сорок лет через пески, к тому же по дороге им пришлось резаться с кочевниками. Те ребята, которые вышли из пустыни, – были совсем не те, что покинули Египет за сорок лет до этого. А затем Мойша дал им теорию. Что это была за теория? Вы – избранные, а все остальные – неизбранные, вы – один народ, божий народ, а все остальные – так, от шайтана. Когда люди в это поверили – это стало для них истиной. Что им это дало? Ортодоксальный иудей смотрит на представителя любой другой конфессии как на низшее существо.

Нечто подобное было сделано спустя полторы – две тысячи лет, когда другим великим человеком мир был четко разделен на две категории: правоверные и неверные. Неверный для правоверного – ничто и никто. Это определяет отношение людей и к другим, и к самим себе.


Вы можете создать себе любой миф, любую легенду, которую вы придумаете и в которую поверите.

Вы – Нео, избранный Великим Программистом, который сидит за клавиатурой Вселенского Компьютера. Таково мое понимание Бога.

Вы – потомок инопланетян, расы древней, мудрой и совершенной, во всем превосходящей землян.

Вы – последний атлант, потомок сверхлюдей, с которыми нынешние жители Земли сравниться не могут.

Вы – потомок великого героя, на ваш выбор. Например, Геракла, великого героя Эллады. Или созданного Майклом Муркоком вечного героя Эрикезе, который приходит в этот мир каждый раз, когда в нем нуждаются, а все остальное время ангелы держат его у себя.

Вашими предками были амазонки, великие воительницы, которые отлавливали мужчин для продолжения рода, и делали наследницами своих дочерей.

Придумайте себе миф, прочитайте про выбранных вами богов или героев и знайте – вы из их числа.

Притча о Зеленых и Голубых

Расскажу вам, Друзья, притчу о древних временах и далеких землях. В давние-давние времена в одной далекой-далекой земле жили-были люди. Были они очень разными. Одни носили одежду зеленую. Другие одежду голубенькую. И иногда Зеленые воевали с Голубыми. Иногда торговали. Иногда брали женщин их в жены. Своих женщин, впрочем, им не отдавали.

Так и жили Зеленые и Голубые. Бок о бок, но не смешиваясь.

Зеленым было нельзя пить веселящий напиток «свинотку». Зато Голубые хлебали «свинотку», безобразничали и валялись в отрубе.

Зеленым нельзя было жить в грязи и пять раз в день надо было мыться и чистить одежду. А Голубеньким это было пофиг. Они нередко ходили, спали и жили в грязи. А Голубые Священные Животные (есть такие у Голубых) – долгое время мытье грехом почитали.

У Зеленых была своя Умная Книга. У Голубых – своя.

Зеленым нужно было обязательно носить бородку. Голубые брили свои личины и носили длинные волосики, так что их мужчин можно было с женщинами попутать. И они частенько путали, но речь не о том.

Зеленые носили на поясах ножи. Это был элемент национальной зеленой одежды. Но Голубым ножи носить было нельзя. Вдруг порежутся или, не дай Бог, священных животных подрежут! Им оружие давалось, лишь когда нужно было идти воевать с Зелеными.

И женщины их отличались весьма. У Зеленых носили платочки и скромные одежды, а у Голубых бегали с полуголыми бюстами и задницами…

У Зеленых жены были верны своим мужьям, а Голубые, кто предпочитал женщин, ходили с ветвистыми рогами, как олени-маралы. И обращались их жены к мужьям не «Мой Господин», а «Эй, Свинота!» (в смысле – свинотки опившийся).

И еще одно отличие было их в жизни…

Зеленым можно было иметь несколько жен, но ни одной любовницы. А Голубым – одну жену.

Им чаще всего и одной-то много было. А самые крутые Голубые мужики имели одну жену, от которой шлялись к любовницам, шлюхам или проституткам.

* * *

Но появились умные люди, которые перевели Умные Книги Зеленых и Голубых.

Сравнили люди и увидели: «Да, Зеленый цвет – это круто!»

Зеленая Книга предписывала иметь достоинство и преклоняться перед Создателем, а Голубая Книга рекомендовала подчиняться любой силе, поклоняться священным животным, хлебать свинотку. А о достоинстве забыть.

Сравнивали люди, когда появилась возможность сравнивать. Круто не пить, не курить, спортом заниматься, с женами любовью заниматься и детей растить. И стали многие Голубую одежонку снимать и надевать Зеленую. Отращивать бородки.

Первыми забили тревогу производители свинотки – ну не хотят Зеленые ее хлебать ни в какую. То есть хлебают, конечно, но сами Зеленые их осуждают и за говно считают. А потом священные животные присоединились к ним. И решили бороться с Зелеными.

Зеленые никого не звали к себе, но ко всем, кто в зеленую одежду переодевался, были приветливы и сразу называли их «Брат» и «Сестра» – так было принято у Зеленых.

Все, кто видел подлость, лживость, тупость и бессердечие Голубой элиты, священных животных и правящих всеми производителей свинотки, сравнивали их с Зелеными, и сравнение было в пользу Зеленых.

Те, кто был умнее, читали Умные Книги, комментарии к ним и выбирали Умную Книгу Зеленых.

Те, кто видел, как живут Зеленые, как общаются между собой, как смерти не боятся, преодолев Голубой страх, переодевались в Зеленую одежду.

Все это бесило священных животных, производителей и торговцев свиноткой, и всех, кому нравилась Голубая одежда.

И придумали они «международный бандитизм». И взяли он самых крутых Голубых, переодели в Зеленую одежду и взорвали они две Голубые башни.

И все производители свинотки и все священные животные стали пугать всех зеленым цветом.

И пришли с войной к Зеленым и обвинили Зеленых во всех гадостях этого мира.

1. О том, что все Зеленые – бандиты.

2. О том, что все Голубые женщины, кто замужем за Зелеными, глубоко несчастны. И робкие слова Голубых женщин в платочках что, наоборот, они счастливы, тонули в криках торговцев свиноткой и священных животных.

3. О том, что все Зеленые будут гореть в огне после смерти.

4. О том, что все Зеленые – дикари и режут баранов ножами, которые носят на поясах.

5. О том, что Зеленая Книга годится только для тех, кто потомственный носитель Зеленой одежды.

А снятие Голубой одежды – предательство предков. Которых, кстати, в голубую одежду обрядили силой, истребив половину.

6. О том, что свобода – это возможность жрать свинотку и совокупляться всем подряд с мужчинами, женщинами, детьми и животными.

Одновременно, оболгав Зеленых, стали запрещать комментарии на Зеленую Книгу (как на бандитскую литературу). Потому что саму Священную Книгу без комментариев понять ох как непросто.

И стали провоцировать конфликты между Голубыми и Зелеными. И стали Голубой патриотизм подменять ненавистью к Зеленым. Чтобы, не дай Бог, Голубые не взялись резать производителей свинотки или священных животных, или их слуг из зомбоящиков.

И стали старательно делать из Зеленых врагов…

Воспользовались распрями между Зелеными и натравили одних Зеленых на других. И Зеленые, забыв о том, чему учит их Умная Книга, стали воевать друг с другом.

Чем закончилось противостояние Зеленых и Голубых – неведомо. Память и летописи не сохранили событий тех давних-давних лет в тех далеких-далеких землях.

А может, пофантазируем?

* * *

Да не станут все Зелеными никогда!

Зеленый – это труженик. Зеленый – это воин. Зеленый – это торговец.

Всегда будут те, кто будет хлебать свинотку. Всегда будут те, кто захочет жить в грязи. Всегда будут те, кто в силу тупости, бездумья и раболепства будет поклоняться священным животным.

А правители рука об руку со священными животными будут порочить Зеленых и продвигать Голубизну. И рассказывать о пользе умеренного потребления свинотки. И о том, что хлебать свинотку очень патриотично. Ибо это прекрасная национальная традиция.

И переоденут Голубого в Зеленую одежду или возьмут отщепенца из Зеленых, чтобы сделать его верным псом священных животных. Чтобы отталкивал он от Зеленого всех своим мерзким видом, гнусными речами и поступками.

И появилось одно священное животное, вопреки всему сохранившее порядочность. И основало оно движение Голубого трезвенничества. Но другие священные животные лишили его священства, и стал он просто животным.

А на следующий день в Голубой крепости чествовали производителей свинотки. И награждали их медалью священного козла амурского и орденом священного барана миссисипского.

* * *

Но появились однажды люди из числа Голубых. Только одеты были странно. Куртки зеленые, бородки, а брюки и рубашки (о, ужас!) ЧЕРНЫЕ!

Свинотку не хлебают, на священных животных смотрят, как на говно. На Голубых – с жалостью и презрением. Зеленых называют «Брат» и «Сестра», но не смешиваются с ними. Тоже имеют несколько жен. А вот любовниц не имеют.

И Зеленые на них поначалу настороженно смотрели, пока не увидели, что эти люди ведут себя, как лучшие из Зеленых. А Голубые тоже, преодолев страх перед зеленой курткой, стали замечать их силу, стойкость, порядочность и успешность. И лишь священные животные, торговцы свиноткой и их слуги из зомбоящиков аж захлебывались от ненависти к ним.

Только этим, в черных рубашках, было плевать на всех. Зомбоящик они не смотрели. Свинотку не пили, любовниц, а также доступных баб не пользовали.

И были они повсюду. И узнать их было легко, и всегда приходили они на помощь сначала друг другу, затем другим Зеленым, а потом уже остальным.

* * *

Черные в зеленых куртках могут жить либо по законам Зеленых, либо по законам Голубых.

Если они живут по законам Зеленых – они имеют шанс стать во главе Зеленых всего мира! Если они вернутся к Голубым – Голубые их сольют.

Либо – истина, жизнь зеленая, пусть в черной интерпретации. Либо свинотка, зомбоящик и грязь.

И если ты ходил с каменным топором и увидел у кого-то пистолет – забери его, и ходи с пистолетом. А каменный топор оставь тупым и инертным.

Но, дорогие друзья, никаких аналогий!

Это же просто сказка о древних временах!

Австрийский психиатр Альфред Адлер, создавший систему индивидуальной психологии, утверждал, что основной движущей силой человеческой жизни является стремление к превосходству. Оно может быть конструктивным, то есть полезным для развития личности, и деструктивным – её разрушающим. Стремление к превосходству в той или иной степени свойственно каждому из нас. Стоит ли ему сопротивляться и как направить его в конструктивное русло, давайте попробуем разобраться.

Теория о компенсации «комплекса неполноценности»

Сразу хочу оговориться, что мы не буду принимать утверждения А. Адлера за истину в последней инстанции. Это всего лишь одна из теорий о детерминантах человеческого поведения, с которыми просто интересно ознакомиться и принять во внимание в своем собственном поиске истины. Точно так же, как нельзя полностью брать на веру учение З. Фрейда о бессознательных и сексуальных истоках .

Но, в любом случае, что-то заслуживающее нашего внимания в этих теориях есть. Итак, Адлер считал, что человек стремится к постоянному самоутверждению, самореализации и достижению превосходства, потому что в детстве испытал жесткий прессинг «комплекса неполноценности», который испытывал по отношению к своим родителям. Они казались ему Богами, всемогущими великанами, волшебниками, которые умеют все, могут защитить, решить, оградить, направить. Сам ребенок, понятное дело, этого еще не умел и потому испытывал священный пиетет перед своими предками. И подрастая, стремился от этого комплекса неполноценности избавиться. Стать поскорее взрослым. То есть доказать свою состоятельность.

Вспомните, практически все мы в детстве мечтали выбраться из-под родительской опеки и доказать свою самостоятельность, состоятельность и важность. Разными, между прочим, способами. Иногда и манипуляторными (по существу, деструктивными), типа истерик, обид, побегов, обманов и т.д.

Во мы не раз убеждались, какой сильной движущей силой обладают наши комплексы. Как человек с какими-то недостатками пытается компенсировать их за счет выпячивания и развития других качеств. За счет экстремального преодоления недостатков путем развития в себе выдающихся способностей. Вспомните древнегреческого оратора Демосфена, у которого был дефект речи и который вопреки этому стал известным любимцем публики. Многие знаменитые полководцы не отличались высоким ростом (Наполеон, А. Суворов, А. Македонский), но достигли высокого положения, будто доказывая свою истинную ценность, то есть вопреки своим природным данным, стали на голову выше современников.

То есть, стремление к превосходству ни что иное как борьба с тем младенческим комплексом неполноценности, который мы испытывали по отношению к своим родителям.

Но самоутверждение – важнейшая человеческая потребность – может носить положительный развивающий характер или быть патологическим, то есть деструктивным.

Психологи Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова в своей книге «Феномен человеческого самоутверждения» пишут, что самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. И являются мощной силой, способной действовать по-разному: «Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного».

Что такое деструктивная личность?

Деструктивность – (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – отрицательные действия человека, направленные вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. Получается парадоксальная ситуация, человек хочет и доказать свое превосходство, а получается, что он блокирует плодотворную энергию, препятствует ей на пути к развитию, к самоосуществлению, человеку не удается реализовать свой потенциал.
Чтобы лучше понять, что такое деструктивная личность, наверное, полезно узнать, какими свойствами обладает ее противоположность, то есть человек с целостной, недеформированной, сбалансированной психикой. Нормальный человек, назовем его так, должен обладать такими качествами:
Адекватными реакциями на внешние факторы (соответствующими ситуации);
Подчиненностью поведения оптимальной жизненной целесообразности, здравому смыслу, согласованности целей, мотивов и поступков.
Притязания совпадают с реальными возможностями человека.
Человек гармонично взаимодействует и сосуществует с другими людьми.

Когда этого нет, мы говорим о деструктивной личности. Это, по большому счету, несчастный человек, который не смог найти себя в мире людей и не научился уважать себя, окружающих и свою жизнь.

Как правило, деструктивные личности добиваются компенсации чувства собственной неполноценности за счет других, как правило, это эгоистичная личность, озабоченная собственным деструктивным самоутверждением. Таким людям свойственны:
деструктивные действия вовне и когда он сам является причиной фрустрации и возможным выходом из травмирующей ситуации становится саморазрушение (алкоголизм, наркомания, суицид).
патологическая стойкость аффекта («застревание» на каких-то ситуациях);
болезненная обидчивость, злопамятность, мстительность, чувствительность, легкая уязвимость;
высокая тревожность – склонность к переживанию тревоги, причем с очень низким порогом чувствительности, то есть по любому поводу;
злокачественный нарциссизм, психопатии и антисоциальные черты – то есть демонстративное неадекватное поведение в отношениях, когда эксплуатируются, унижаются и обижаются партнеры или партнерши, родные и близкие.

Деструктивные манипуляции

При этом деструктивные личности используют целый арсенал манипуляторных приемов, о которых стоит написать целую отдельную статью. Самыми распространенными из них являются:
проекции (переходы на личности);
газлайтинг (или игра «в дурачка» – «я не то имел в виду», «такого не было»);
обобщения, голословные утверждения, забалтывание проблемы;
оскорбления;
угрозы;
перевирание мыслей и слов собеседника («переворачивание по-своему»), недомолвки, вырывание из контекста и подача «под своим соусом»;
прямые обвинения;
клевета и т.д.

Все это делается для того, чтобы переложить ответственность на собеседника (партнера и т.д.), выставить его в невыгодном свете, возвыситься за его счет, отстранить, отодвинуть со ступеньки пьедестала, занять выгодную позицию. То есть, в конечном итоге, утвердиться в своем превосходстве. «Ну, нет, я уж точно так себя не веду!» – думает большинство из нас и ошибается. Иногда мы не осознаем того, что сами пользуемся такими в нашем повседневном общении, и все они так или иначе применяются для того, чтобы показать, какие мы выдающиеся, незаменимые, умные, добрые и т.п.

Но такое самоутверждение можно назвать восхождением по трупам, так как доказывая свое превосходство даже в самых незначительных вещах, мы неизбежно ущемляем других, то есть опускаем их на более низкую ступеньку.

Неужели это неизбежно? Неужели все мы обречены на то, чтобы само утверждаться, шагая по трупам поверженных конкурентов?


Конструктивная направленность теории превосходства

Если принять утверждение А. Адлера на веру, то все мы в той или иной степени амбициозны и претендуем на превосходство над другими. И это тот факт, с которым нам нужно смириться и принять в себе.

Существуют ли на свете абсолютно не амбициозные люди? Наверное, нет. Нам всегда хочется кого-то в чем-то да переплюнуть. Построить самый лучший дом, стать лучшим бухгалтером, написать роман века, достичь олимпийских высот, сочинить бессмертную музыку и т.д. и т.п. У каждого свои высоты, свои мечты, свои планки. Они заставляют нас двигаться вперед, достигать успеха, развиваться. Может быть, это и неплохо. Если бы не «трупы» таких же как мы мечтателей, оставленных нами позади…

Как правило, в жизни мы непрерывно сталкиваемся с конкурентами, множеством конкурентов (начиная от места на парковке, заканчивая местом на кладбище) и начинаем с ними незримую войну, борьбу за участок под солнцем. Каждый ищет себе более выгодного положения по сравнению с рядом идущими, стоящими, живущими.

А что если поменять орбиту достижений и стремиться к тому, что не предполагает конкуренции, к тому, в чем нет ограничений, что никогда не закончится, не имеет материальных границ, веса, размера? И единственным критерием достижения этого, будет наше ощущение счастья, единства с миром, гармонии. Попробуем представить…

Что сможет удовлетворить нашу жажду самоутверждения?

Познание себя и мира
Любовь
Творчество, созидание
Чувство удовлетворения от жизни

Просто жить и получать от жизни максимум информации, любви, удовольствия, красоты, радости, счастья. Того, чего навалом и хватит на всех, нужно только научиться это видеть, принимать, ощущать, осознавать. То есть в конечном итоге, главный наш Монблан находится внутри нас и наша задача – достичь это собственной вершины без потерь (внешних и внутренних).

Чувство превосходства как качество личности – склонность самовозвышаться в расчете на большее уважение окружающих, оценивать себя нереалистично, чрезмерно завышено, быть убежденным, что лучше других.

Три паломника молятся. Первый: «Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром. Второй: «Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства». Третий: «Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…» Первый второму: — «Нет, ну ты видел этого, с манией величия?»

Помните ли вы, когда общаясь с коллегами или друзьями, вас дружески похлопывали по плечу или спине, доверительно обнимали, санкционирующе кивали (всё, мол, верно), или демонстрировали вальяжную снисходительность? А, может быть, помните, как вам говорили: «Перестань говорить глупости» или «Хватит молоть чушь»? Или в более мягкой форме говорили: «Ну ладно, ладно… Будет вам…», «Запомните раз и навсегда…», «Ну хорошо, хорошо…», «Ну как вы не понимаете, что…»? Если вспомнили, значит, вам приходилось сталкиваться с демонстрацией превосходства.

Естественное желание каждого человека, чтобы с ним общались с позиций равенства. Потребность в превосходстве присуща животным. В борьбе за выживание выживает сильнейший, то есть превосходящий. В волчьей стае происходит противоборство за право быть вожаком. Чтобы стать Акелой, надо доказать свое превосходство.

В людском социуме высоконравственный человек не станет потворствовать своему желанию установить превосходство над другими людьми и будет общаться с ними с позиций равенства. Все мы, пусть неосознанно, но понимаем, что нас унижают , демонстрируя под знаком ложного участия и сочувствия свое превосходство. Вознесение одного – унижение другого.

Демонстрация превосходства приводит к конфликту, так как «включает» у оппонента агрессию («поставить вас на место»), объясняемую не желанием уронить свое достоинство. К примеру, ваша половина решилась сделать борщ. Вы, узрев это, с хорошими намерениями заявляете: «Моя мама прекрасно делает борщ. Позвони ей. Она тебя научит». И вдруг видите, что у жены пропал борщевой энтузиазм. В чем же дело? Она расшифровала подтекст ваших слов: «Ты хуже моей мамы. Не умеешь, не берись». Муж невольно обозначил свое превосходство, пытаясь скрыть его под маской участия и желания помочь.

Или другой пример. Вы поспорили с приятельницей. Она явно разволновалась, и вы, зафиксировав это, говорите: «Не волнуйся». Вроде все нормально. Вы попытались ее успокоить, а она еще больше разнервничалась, при этом утверждая, что она спокойна, как танк. Что же произошло? Приятельница уловила в ваших словах превосходство, услышав следующее: «Истеричка и психопатка. Ничего не соображаешь, а что-то доказываешь». Слова «успокойся», «не переживай», «не нервничай», «не расстраивайся» вызывают еще больший эмоциональный выброс агрессии у вашего оппонента. Напряжение возрастает.

Интересно, почему некоторые люди демонстрируют свое превосходство? Вы, наверное, скажите: « считают себя самыми умными, а других дураками», «зазнайки», «много о себе думают», «слишком высокого о себе мнения». Иными словами, вы предполагаете, что у него высокая самооценка. Но это только на первый взгляд. Человек с высокой самооценкой живет с самим собой в ладу. Он полностью принимает себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Раз он сам себе нравится, у него нет надобности демонстрировать свои достоинства себе и окружающим. Высокая самооценка не дружит с превосходством. У последнего верная подруга – низкая самооценка. Стало быть, надо каким-то образом самоутверждаться. Можно, конечно, пойти по дороге самосовершенствования. Можно совершить что-то стоящее и, тем самым, поднять свою самооценку и в своих глазах и в глазах окружающих. Но это путь сильных людей. Человек с низкой самооценкой начнет унижать других. Таким образом, он будет иллюзорно самоутверждаться. Его демонстрация превосходства не более, чем попытка скрыть внутреннюю неуверенность и отсутствие внутренних достоинств. Свою слабость он старается перекрыть мыслью, что другие слабее его. Вместо того, чтобы преодолеть слабость, он еще глубже загоняет ее внутрь. Отказ от демонстрации превосходства – это как раз и есть верный путь к росту самооценки и самоуважению. Демонстрировать превосходство можно только в доброте.

Таким образом, иллюзорное самоутверждение за счет сравнения и унижения других создает идеализацию превосходства. Огромные энергоусилия, направленные на подтверждение своего превосходства пропадают впустую. Направьте внимание на самосовершенствование, не фокусируясь на своей мнимой значительности. Устранив тревожность по поводу подтверждения своей значимости, вы прекратите платить «дань» эгрегору. Ваша уверенность в себе только увеличится.

Вместе с тем, в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда невозможно не признать реальное превосходство оппонента в тех сферах жизни, где он действительно корифей. Например, пары студент – профессор, пациент – врач, дилетант – профессионал. Вообще необходимо помнить, что трудно отыскать человека, который бы в чем-либо нас не превосходил. Если вы не сантехник, глупо предполагать, что вы лучше разбираетесь в прокладках и кранах. Все дело в том, что мы любим разговаривать на темы, где сильны мы. Если же вы желаете заслужить репутацию обаятельного человека, надо поступать наоборот – разговаривать на темы, которые интересны оппоненту, где он достаточно силен.

Превосходство – это самая настоящая иллюзия. На сей счет есть прекрасная притча. Однажды ученик пришел к мастеру и начал жаловаться на свою жизнь. Мастер выслушал его и, не сказав ни слова, протянул ему сверток из Древней Книги Знаний. Ученик прочитал: «Увидьте Иллюзию как иллюзию. Поймите и узнайте наконец, что Все Мы Одно. Человечество и вся Жизнь – это единое поле. Это все одно. Поэтому не существует ничего, что может быть выше чего-то, и нет ничего, выше чего можно быть. Эта важнейшая истина, которой учит Жизнь. Разве тюльпан выше розы? Разве горы прекраснее моря? Какая из снежинок самая великолепная? Возможно ли, чтобы все они были великолепными – и чтобы, вместе празднуя свое великолепие, они создавали приводящее в трепет зрелище? Потом они тают, сливаясь друг с другом и образуют единство. Но они никуда не исчезают. Они никогда не перестают быть. Просто они изменяют форму. И не один раз, а множество: переходят из твердого состояния в жидкое, из жидкого в пар, из видимого в невидимое, чтобы подняться опять и потом опять вернуться в виде новых снежинок поразительной красоты. Это и есть Жизнь, питающая Жизнь. Это и есть вы. Совершенная метафора. Реальная метафора. Это станет реальностью вашего опыта, когда вы просто решите, что это правда, и начнете поступать таким образом. Увидьте удивительную красоту всех этих жизней, с которыми вы соприкасаетесь. Потому что каждый из вас действительно чудесен, и при этом никто не чудеснее любого другого. И вы в один прекрасный день сольетесь в Единстве и тогда узнаете, что вместе вы образуете единый поток».

Петр Ковалев 2013 год



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта