Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.
1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба
Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.
Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.
(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
1. Вытянуть - растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра - УУУ...
Плач младенца - УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...
Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...
Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина - УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха - КУКАРЕКУ...
Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.
Слоговые таблицы:
Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.
MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ
Обратные
AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ
Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ
Обратные
AT ЯТ – АД ЯД – АН ЯН –
ОТ ЁТ – ОД ЁД – ОН ЁН –
УТ ЮТ – УД ЮД – УН ЮН –
ЫТ ИТ – ЫД ИД – ЫН ИН –
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ
Обратные
АК ЯК – АГ ЯГ – АХ ЯХ –
ОК ЁК – ОГ ЁГ – ОХ ЁХ –
УК ЮК – УГ ЮГ – УХ ЮХ –
ЫК ИК – ЫГ ИГ – ЫХ ИХ –
ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА
Обратные
АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ –
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ –
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ –
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ –
СВИСТЯЩИЕ
СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ
Обратные
АС ЯС – A3 ЯЗ – АЦ
ОС ЁС – ОЗ ЁЗ – ОЦ
УС ЮС – УЗ ЮЗ – УЦ
ЫС ИС – ЫЗ ИЗ – ЫЦ
РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ
Обратные
АР ЯР – АЛ ЯЛ –
ОР ЁР – ОЛ ЁЛ –
УР ЮР – УЛ ЮЛ –
ЫР ИР – ЫЛ ИЛ –
4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).
МАМА – МАША – РОМА –
КОМАР
МЯСО – СЕМЯ – ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА – ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА – БАНЯ – РЫБА
БЯКА
МОРЕ – МОЛОТ –
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ – ПОРКА –
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ – БОЧКА – БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА – МУЗЫКА –
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ – ПУЛЯ – ПУДРА
БУЛКА – БАБУШКА –
БУМАГА – БУСЫ
БЮСТ – БЮРО
МЫ
МИЛА – МИР
ПЫЖИК – ЛАПЫ
ПИЩА – ПИРАТ –
ПИСЬМО
БЫЛЬ – БЫЛИНА – ЕСЛИ БЫ...
БИРКА – БИНОКЛЬ – РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ
TATA
ТАНЯ – ТАПКИ – ТАНЕЦ
ТЯПКА – ТЁТЯ – МОТЯ –
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ – СВАТЬЯ
ДАНЯ – ДАША – ДАТА-
– ПОДАРОК – ДАЙ
ДЯДЯ – ДЯТЕЛ
СУДЬЯ – БАДЬЯ
НАДЯ – НАШИ – НАСТЯ –
НИНА – КАРТИНА –
МАШИНА
НЯНЯ – ТАНЯ – ВАНЯ
ТОЛЯ – ТОМА – БАТОН
ТЕНЬ – ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ – ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ – НОША –
НОМЕР – НОРКА
НЁС – ПРИНЁС
ВРАНЬЁ – ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ – ТУМБА –
ТУРОК
ТЮЛЬ – ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО – НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ – ТЫКВА –
РОБОТЫ – ЗАБОТЫ
ТИХО – БОТИНОК ДИНА – ДИВО – ДИСКИ
НЫТИК
НИНА
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ
КАТЯ – КАТЕР – КАМЕНЬ ГАЛЯ – ГАММА
ГАЛЬКА – ГАЗ
ХА – ХА – ХА
ХАЛА – ХАМ
КОЛЯ – КОШКА – КОСМОС ГОДЫ – ГОРОД –
ГОЛОД ХОЛОД – ПОХОД – ДОХОД
КУРЫ – КУДРИ ГУСИ – ГУБЫ
ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»
ВАНЯ – ВАСЯ
– ВАРИТ –
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ –
СВЯЗКА
ФАНЯ – ФАКЕЛ –
СОФА – ГРАФА –
ЛАФА
ШАР – ШАЛЬ
– ДУША
ЖАР –
ЖАБА –
ЖАЛО –
КОЖА
ЧАС –
ЧАД –
ЧАДО
ЕВА –
ЕЛИ –
ЕЗДИТ
ВОДЫ – ВОЛЯ
– ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА –
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ –
ЮРИК –
ЛЮЛЬКА
ВЫ – ВИ –
ВЬИ ФИЛИН – ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)
СВИСТЯЩИЕ
САЛО – САХАР – САМ – САД –
КИСА – РОСА – КРАСА ВАСЯ ЗАМОК –
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ – ЦАРЬ –
ЦАРИЦА –
ДЕВИЦА – СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ – ЗОРИ ЛИЦО – КРЫЛЬЦО –
КОЛЬЦО – ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ –
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ –
ДЕВИЦЫ
СОНОРЫ – «р», «л»
РАМА – РАДОСТЬ –
РАКИ – ССОРА
РЯБА –
РЯСКА – РЯД
ЛАПЫ – ЛАДНО –
ЛАСКА ЛЯЛЯ – ЛЯМКА
РОМА – РОЗЫ –
РОСТ – ДОРОГА РЕКИ – ГРЕКИ ЛОРА – ЛОДКА –
ЛОВИТ – ЛОМ ЛЕС – НАЛЕВО – ПОЛЕ
РУПОР – РУКИ –
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА – БАЛУ ЛЮЛЬКА – ЛЮБИТ –
ЛЮСЯ – СЛЮНИ
РЫБА – РЫЖИК –
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ – ЛЫКО ЛИЦА – БОЛИ –
СТОЛИК
Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:
АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ – ХАЛТЫ АСТРЫ
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.
Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.
Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.
Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.
Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.
Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.
Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.
Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.
На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.
Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.
Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).
Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.
В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:
Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.
Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.
Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.
Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!
Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.
Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.
Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):
Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.
Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:
Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).
К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.
Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:
Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.
Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:
Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.
Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.
Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).
Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.
Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.
Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.
Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.
Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.
Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.
Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.
Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.
Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!
Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.
Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.
Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.
Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.
Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.
«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.
Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.
Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.
Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.
Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года - возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.
Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой - поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.
В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны 2-3 года - возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.
Чаще всего основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.
Мало кто верит, что развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание Приведём несколько примеров:
Пальчиковая гимнастика - это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года - это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.
Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:
Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.
Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:
Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.
Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:
Наши ножки (тянется ладошками к ногам)
шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).
По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)
переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).
Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.
Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это - не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.
Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.
Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.
Стихи - это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:
Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.
Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:
Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.
В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года - это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.
Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.
Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.
В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное - придерживаться рекомендаций специалистов.
Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.
Хотите найти хорошего логопеда для детей 5 лет в Москве или МО? Это несложно. В нашей базе их - 11
Частные логопеды для ребенка 5 лет. Занятия с логопедами-дефектологами для детей 5 лет в Москве
Частный логопед-дефектолог для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с пяти лет с выездом на дом.
Подготовка детей от 4 лет к обучению в школе.
Развивающие занятия, обучение чтению, счёту, подготовка руки к письму, развитие логического и аналитического мышления.
Занятия с учениками начальной школы направлены на коррекцию не усвоенного в школе материала, ликвидацию пробелов в развитии логического мышления, речи, формирование интереса и понимания важности процесса обучения.
Также занимаюсь организацией и ведением работы по коррекции речи у детей с расстройством произношения (дизартрией, дислалией).
Программа составляется индивидуально для каждого ребёнка.
Частный логопед для детей 5 лет. Частные занятия с логопедом-дефектологом для ребенка 5 лет в Москве.
Логопедия: нарушения звукопроизношения (дислалия), общее недоразвитие речи, коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов (дисграфия, дислексия).
Логопедические занятия с детьми от 5 лет, школьниками
Логопедические занятия -взрослые (восстановление речи после ОНМК, ЧМТ)
Подготовка к школе - чтение, письмо, математика
Начальная школа (1-4 кл.)русский язык, чтение, математика
Русский язык и литература
Учитель - логопед в детском саду и школе.
Услуги логопеда для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с 5 лет.
Предлагаю услуги логопеда-дефектолога: индивидуальные занятия с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Работаю с такими речевыми нарушениями как:
Задержка речевого развития (темповая задержка речи)
Моторная алалия (алалические компоненты)
Общее недоразвитие речи I, II, III уровня
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Дизартрия; Дислалия (Нарушение звукопроизношения);
Заикание; Дислексия, дисграфия (нарушение письменной речи).
Подготовлю ребенка к школе. В программе занятий:
Обучение грамоте. Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь). Развитие графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений, как основы профилактики возможных нарушений чтения и письма...
Частный логопед-дефектолог для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
Подготовка к школе, коррекция различных нарушений речи: дислалия, дизартрия, стертая дизартрия, ОНР, ЗПР, дисграфия, дислексия, дизорфография, владею методикой зондового массажа Новиковой Е.В., программа начальной школы по всем предметам, программа 1 - 11 классов по русскому языку, подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Занимаюсь с дошкольниками и школьниками.
начальная школа, подготовка к школе, русский язык 1200-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы, логопедия, коррекция нарушений письма, подготовка к ГИА и ЕГЭ 1300-1500р за 60 минут в зависимости от проблемы.
Опыт преподавательской деятельности - 10 лет, из которых опыт репетиторской деятельности - 8 лет...
Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
Услуги логопеда-дефектолога для детей 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 5 лет.
Логопедия - постановка звуков, исправление дефектов речи (дети от 5 лет). Начальная школа - коррекция нарушений письма (пропуски, замены букв в словах, сложности в соблюдении правил грамматики) от 7 до 12 лет. Подготовка к школе - обучение чтению, основам математики, подготовка руки к письму: дети от 5 лет.
Частный логопед для ребенка 5 лет. Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом для детей с пяти лет.
Подготовка к школе (4 -7 лет). Помощь младшим школьникам. Логопедическое сопровождение (логопед).
Опыт работы: учитель, преподаватель ВУЗа, преподаватель коммерческих курсов по подготовке к школе, деловой корреспонденции, делопроизводству; учитель - логопед в детском саду (по настоящее время). Частный репетитор.
Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.
В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.
Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению
С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.
Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.
Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.
Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.
Занятия на развитие речи могут состоять из:
Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.
Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:
Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.
Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.
Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.
Солнце поднимается –
Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).
Птички полетели, (машем крылышками)
Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)
Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)
Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)
Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)
Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)
Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)
Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)
А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)
И кокосовою крошкой
Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)
А затем заварим чай –
В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)
Вышли мы во двор гулять.
Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)
Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)
После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)
Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)
Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)
Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)
Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.
Кроме того, пальчиковые игры помогают:
Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.
Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице .
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.
Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).
Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.
Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.
Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.
В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.
Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:
По узенькой дорожке (шагаем на месте)
Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)
И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)
Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .
Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.
Идут бобры в боры сыры,
Добры бобры, бобры добры.
Дали вместе с простоквашей
Нашей Клаше каши.
Ела-ела кашу Клаша
Вместе с простоквашей.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб,
Получил на лбу ушиб.
Мама Милу с мылом мыла,
Не любила Мила мыло.
Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.