Главная » Заготовка и хранение » Основными объектами запаховых следов человека являются. Криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая одорология)

Основными объектами запаховых следов человека являются. Криминалистическое исследование запаховых следов (криминалистическая одорология)

Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами для производства, размещения его на складах, хранение и выдача в производство при необходимой потребности.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь целика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоемкими), расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.

В западной практике закупочной деятельности выработан ряд общих правил или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками — с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.

Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмах;

Не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

Соблюдать принятые на себя обязательства;

Учитывать в деловой практике интересы поставщика;

Поддерживать по возможности стабильны контакты в деловой сфере.

На оптимизацию звена закупка логистической цепи влияют не только внешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.

Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно Запада усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касается задач закупок, то они заключаются в регулярном сборе и оценке подробной информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размера издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое. Простейший алгоритм решения задачи исследования рынка может быть представлен в виде структуры его информационного обеспечения, передних типов рынка и постановки вопросов относительно его структуры и динамики.

Цель Проведения исследований рынка закупок, сырья и материалов определяет одновременно и типы рынков, которые должны быть исследованы.

Выделяют следующие их типы:

Непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);

Опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);

Рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);

Новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс.

На базе этой информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

Какова структура исследуемого рынка, или какая форма рынка имеет место?

Как организован исследуемый рынок или как протекает сбалансирование спроса и предложения?

Каким образом будут развиваться структура и организация рынка?

Для того чтобы можно было глубже уяснить смысл перечисленных вопросов и получить на них достоверные ответы, информация часто подается в трех аспектах:

Современный анализ рынка (моментальный снимок);

Динамика изменения рынка;

Прогнозы изменения рынка.

При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупок товаров производственного назначения являются запросы потенциальных потребителей. Используя запасы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос. Исследования рынка закупок сырья и материалов могут рассматриваться внутри предприятия и как средство решения проблем, возникающих в научных исследованиях и конструкторских разработках, которые связаны с характеристиками нового сырья и комплектующие. Кроме того, необходимо иметь в виду, сто важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутризаводской или внутрифирменной отчетности.

Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Задача органов снабжения обеспечить конструкторов необходимыми каталогами, описаниями, проспектами по профилю проводимой заботы с целью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, без чего трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации о ценах, возможных сроках поступок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Количество материалов, дата начала поставок и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании, которые в свою очередь определяются результатами изучения рынков сбыта. Общей проблемой для большинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственную программу путем прочного, но и всегда экономически эффективного обеспечения материалам либо задерживая выпуск продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных мате риалов? Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках.

Механизм функционирования закупочной логистики

В главных промышленно развитых странах существует отработанный более или менее стандартный механизм материально- . Например, материальное обеспечение производственного процесса обрабатывающих отраслей, в Германии основано на системе складов предприятий поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий.

Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимых для производства материалов на складе фирмы, где эти материал! подбираются и передаются получателю либо доставляются пря МО на рабочие места. В случае если требуемые предприятия материалы отсутствуют на складе фирмы, делается запрос орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. На предприятие заказчик отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлению принимают на центральном приемном пункте компании. Здесь проверяют качество материалов, и: соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров он: доставляются на отдельные производства.

Ввиду значительного разветвления и многообразия возможных вариантов хозяйственных связей, а также естественного пожелания руководства компаний вести строгий учет и контроль за системой материально-технического снабжения своих предприятий потоки документации, соответствующие переходу от одного структурного элемента приведенной схемы к другому, состоят главным образом из специально разработанных формуляров. Например, отдел закупок или посредник передает поставщику 9—10 документов, а поставщик, выполняя заявку, передает на центральный пункт до 14 документов.

Вообще многочисленные формуляры с соответствующими копиями для различных отделов и подразделений дают некоторое представление о размерах административных издержек в рамках традиционной системы материального снабжения. Заказчик и поставщик, начиная с заказа на материал, его доставки и получения, используют около 15 форм документов, количество которых с соответствующими копиями может разрастись до 50 экземпляров для оформления одной поставки. Процедура документообмена облегчается при использовании ЭВМ и автоматизированных систем управления, однако поток информации достаточно велик. По оценке западногерманских специалистов, чересчур большим является и количество звеньев системы.

Оформление и обработка многочисленных бланков занимают много времени, что приносит значительный ущерб заказчикам, ожидающим материалы. Длительность цикла организации поставки ведет к возможным ошибкам в выполнении заказов. Некоторые ошибки обнаруживаются, только когда материалы уже доставлены по назначению. Обработка этой многочисленной совокупности формуляров предполагает наличие соответствующего персонала и влечет значительные .

Хранение запасов при традиционной системе закупок предполагает наличие комплекса складов с присущими им административными издержками и затратами труда.

Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом :

е) арендная плата.

2. Затраты на обслуживающий персонал:

2. Подготовка и отправка запроса.

В соответствии с данной заявкой на материал отделом закупок подготавливается запрос на материал, который представляет собой просьбу к поставщику на поставку материала, требуемое количество и сроки поставки которого указаны в соответствующих позициях формы запроса. Подготовленный и оформленный соответствующим образом запрос согласовывается руководителем отдела закупок, и в случае необходимости в него вносятся корректировки.

Отправка запроса в соответствии с заявкой на материал состоит из следующих этапов:

1) организация или возобновление переписки с возможны ми поставщиками.

На данном этапе с возможными поставщика ми организовывается или возобновляется переписка при помощи выбранного средства связи, которым может быть:

Традиционная почта,

Средства факсимильной связи,

Электронная почта,

Личная доставка представителем исполнителя (заказчика)

2) подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал;

3) регистрация отправки запросов возможным поставщикам.

На основании записей об отправке запроса (сделанных при его отправке) и информации из документов, подтверждающих его получение, делаются необходимые записи в регистрационных формах.

3. Получение и оценка предложений.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному.

Наиболее распространенными и эффективными являются:

1) конкурсные торги;

2) письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем.

Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем.

Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Организация конкурсных торгов — сложная и многоплановая работа. Мы ограничимся лишь краткой ее характеристикой, необходимой для ознакомления с этой широко используемой в индустриально развитых странах возможностью налаживания высоко-эффективных взаимоотношений поставщиков и потребителей. Разработка тендерной документации является достаточно трудоемким процессом и, как правило, имеет довольно большой объем и исполняет ряд важных функций.

Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации.

Основные правила процедуры оценки таковы :

1. Предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений.

2. Рассмотрение тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации.

3. Безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки.

4. Отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов.

Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение.

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры, между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый — когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание.

Обычно они включают следующие реквизиты:

Наименование товара;

Количество и качество товара;

Цена;

Условия и срок поставки;

Условия платежа;

Характеристика тары и упаковки;

Порядок приемки сдачи.

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены контр условия покупателя. Если контрагентам не удается прийти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения (оферты). В запросе указываются все необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая указывается в ответном предложении. В случае если потенциальный покупатель обращается к своим постоянным контрагентам, то вместо запроса может быть выслан заказ.

Оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись разными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурсных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основным критерием для отбора предложения является высокое качество в сочетании с минимальной ценой.

Выбор поставщиков

Для оценки поставщика необходимо определить критерии отбора, которые могут удовлетворять критериям качества, обеспечивать требуемый объем поставок, условия доставки, размер цены и уровень обслуживания.

Длительные во времени, близкие отношения с поставщиками дают, как правило, прекрасные результаты, влияя на повышение конкурентоспособности закупающего предприятия. Эти отношения зачастую являются верным путем к увеличению , а также улучшению предметов производства. Поставщик может быть источником идей в области новой технологии, материалов, процессов. Правильная проработка функции закупок несет большое количество необходимой информации людям, работающим на предприятии.

Оценка поставщика.

Для этой цели может использоваться стандарт рейтинговой оценки поставщика, где выделяются следующие разделы :

Продукт — качество, упаковка, стандартизация, гарантия.

Цена — стоимость приобретения продукции или услуг, которая включает в себя цену продукции (услуг) и не имеющую денежного выражения прочную стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа предприятия, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективу роста и развития производства.

Услуги — доставка вовремя, состояние продукта по прибытии, обеспеченность и следование инструкциям, количество отказов, обслуживание жалоб, технический надзор, помощь при авариях, снабжение в соответствии с датой по каталогу, установление отпускной цены сразу.

Торговый персонал — знание собственной компании, собственного продукта, отрасли закупщика, компании закупщика.

Объем продаж — в том числе по договоренности, в результате планирования и подготовки, скорость оформления.

Торговый сервис — быстрота окончательных расчетов, порядок выполнения заказов, сопровождение поставки, прием претензий.

Прочие критерии — удаленность поставщика от потребителя; наличие у поставщика резервных мощностей; сроки выполнения текущих и экстренных заказов и т.д.

Если фирма рассчитывает на длительные отношения со снабжающей организацией, то она должна обратить внимание на финансовое состояние, качество, менеджмент, исследования и технические возможности. Эти показатели должны учитываться во время оценки, так как имеют возрастающую важную роль во времени.

Развитие поставщика. Проведя оценку поставщика и выявив положительные и отрицательные стороны, встает вопрос: как этого поставщика интегрировать в сторону своих интересов? Комплекс мер может быть достаточно разнообразным — от финансовой и инженерной поддержки с включением необходимого, обучения поставщика закупщиком до простого взаимного согласования формата электронной передачи данных.

Переговоры с поставщиком. Данный этап предусматривает ведение переговоров с целью установления приемлемых условий и цены поставки для обеих сторон, а также юридическое оформление и закрепление в контракте на поставку.

Существует несколько стратегий ведения переговоров.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Поставщик открывает потребителю, свою документацию; договорная цена определяется на ограниченный период времени и для ограниченного ряда материалов; базируется на фиксированных затратах и скользящих ценах, отражающих изменение затрат труда и стоимости материалов у поставщика.

2. Базируется на анализе публикуемых данных о ценах и индексах, действующих на момент переговоров на рынках закупок, доступных потребителю.

3. Конкурентные цены — типичная ценовая политика, для многих поставляющих фирм по отношению к окружающему большинству закупщиков, пользующихся услугами этих фирм. Необходимо помнить, что конкурентные цены не способствуют установлению долговременных отношений между покупателем и поставщиком. Пользование ими вызывает некоторые трудности в установлении зависимости цен от жизненно важных инженерных изменений (у поставщика и потребителя), качества и своевременности поставок (не нравится, не берите).

4. Комбинированное использование. Когда поставщик и покупатель соглашаются на рассмотрение конкретного конечного числа затрат поставщика; принимают некоторые рыночные данные по затратам на исходное сырье; соглашаются, что поставщик будет оставаться в конкурирующей среде.

При выборе поставщика можно воспользоваться одним из следующих методов:

1. Метод Идеальный поставщик — определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

2. Расстановка приоритетов — по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка.

Для этого:

Выбираются наиболее важные критерии оценки;

Выбирается метод измерения деятельности поставщика;

Определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

3. Балльный метод — определяется наиболее значащие критерии для оценки поставщиков.

4. Метод оценки по трем показателям. В оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность. Также важными показателями являются качество обслуживания и цена. Важность первого параметра — 50%, других — по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру. Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться (в нашем случае 12). Обслуживание — за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена выбирается самая низкая из назначенных цен как процент отношения к действительно уплаченной цене.

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

Что закупить;

Сколько закупить;

У кого закупить;

На каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

Как системно увязать закупки с производством и сбытом;

Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняют расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливают требования к массе, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатывают планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов также может решаться задача «сделать или купить».

2. Исследование рынка закупок. Такое исследование начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализа рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщика. Он включает в себя поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.

4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (число ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:

На выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

Транспортировку, экспедирование и страхование;

Грузопереработку;

Контроль над соблюдением условий договора поставки;

Приемку и проверку материальных ресурсов;

Поиск информации о потенциальных поставщиках.

В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, которая решается, как было отмечено выше, посредством организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Снабжение – это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.

Управление снабжением – это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей.

Политика снабжения представляет собой общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.

1) описание организационной структуры подразделения снабжения;

2) положение о ценных закупках;

3) положение об этике снабженческой деятельности, функции снабжения;

4) выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;

5) определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

6) решение о заказе;

7) установление числа и сроков поставок и наблюдение за ними;

8) управление запасами;

9) учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Рассмотрим основные принципы, которым подчиняется определение основных направлений управление снабжением на предприятии:

1) планомерность – завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

2) ритмичность – завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

3) оперативность – осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

4) экономичность – минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

5) централизация – снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

6) технологичность – использование современных технологий закупок и поставок.

Разработка программы снабжения – это определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.

Задачей системы снабжения является обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.

К системе снабжения, как правило, предъявляют следующие требования:

1) обеспечение непрерывного потока продукции: потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия;

2) управление запасами – сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание к минимуму;

3) поддержание уровня качества обслуживания потребителей;

4) работа с поставщиками – поиск компетентных поставщиков;

5) стандартизация – покупка стандартной продукции там, где это возможно;

6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания; процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости;

7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;

8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;

9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения – гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

Элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

Элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

Самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает включение предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованных действий всех участников – требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия как ее элемента. В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только «на себя», но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них возрастут.

Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. Например, для того чтобы управлять сквозными затратами на логистику, предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о составе издержек, выделять наиболее значимые из них, устанавливать взаимосвязи между значимыми издержками, совместно вырабатывать комплекс технико-технологических и методологических мер, обеспечивающих снижение этих издержек. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. Носитель философии «моя хата с краю...» сегодня, скорее всего, не будет чувствовать себя комфортно в мире бизнеса.

В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

Не забывать на деле демонстрировать общность интересов;

Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщиков;

Соблюдать принятые на себя обязательства;

Учитывать в деловой практике интересы поставщика. Служба снабжения начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органично вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт». Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического снабжения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Цепь «снабжение – производство – сбыт» должна строиться на современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства, а уже затем – стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также методов системной организации всех участников процессов продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовывать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

В России решение перечисленных выше задач закупочной логистики осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.

Первая модель отражает представленный традиционный вариант организационной структуры предприятия с распределением перечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Как видим, задачи, что закупить и сколько закупить, решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда.

Задачи, у кого закупить и на каких условиях закупить, решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, т. е. заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализация затруднена.

Вторая модель отражает логистический подход и предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Закупочная логистика связана со всеми остальными направлениями логистики, но особенно тесно она взаимодействует с распределительной логистикой. Проанализируем их взаимодействие в процессе проведения продукции от поставщика к потребителю.

Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товаров, а другое – оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методами распределительной логистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методами закупочной логистики. Кажущееся противоречие легко разрешимо.

Рассмотрим управление потоком на выделенном участке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаров на свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существенной степени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организует доставку заказа на склад потребителя. Другими словами, управлением потоков на рассматриваемом участке занимается поставщик. Применяемые методы относятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оплативший доставку, от ее рациональной организации ничего не выигрывает (как ничего и не проигрывает, если доставка организована плохо).

Методы закупочной логистики при управлении материальным потоком применяют на данном участке тогда, когда по условию договора покупатель самостоятельно ввозит товар со складов поставщика. Рациональность действий службы закупок покупателя в этом случае может существенно улучшить его экономические показатели.

Контрагенты могут договориться об иных условиях доставки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожную станцию своего города (а стоимость услуг по доставке включает в цену поставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь доведением товара до станции пункта отправления занимается служба распределения поставщика, далее – служба закупок покупателя.

Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе закупок покупателя, определяется условиями франкировки груза, закладываемыми при заключении договоров поставки. Термин «франко» обозначает порядок учета в цене изделия издержек по доставке продукции потребителю. В договоре поставки термин «франко» указывает на то, до какой точки на пути движения продукции к покупателю издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несет поставщик.

Условия франкировки груза обозначают (в определенной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службой снабжения потребителя. Однако не следует забывать, что как закупочная, так и распределительная логистика являются функциональными единицами единой логистической деятельности. Эта деятельность осуществляется как службой закупок покупателя, так и системой распределения поставщика. Поэтому все решения в области распределительной логистики должны приниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистики предприятия. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции управления материальным потоком.

4.2. Механизмы закупочной логистики

Управление системой закупок на предприятии преследует следующие цели:

1) расширение номенклатуры продукции;

2) снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков;

3) избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции;

4) контроль над специальными заказами;

5) контроль над упущенными продажами;

6) увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.

Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:

1) складская, при которой поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;

2) транзитная, при которой продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей;

3) поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.

Транзитная форма снабжения будет рентабельной для поставщика и потребителя при следующих условиях:

1) количество реализуемой продукции достаточно велико, чтобы окупить затраты на прямой сбыт;

2) потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;

3) продукция требует высокоспециализированного обслуживания.

Активная политика предприятия в области условий поставки заключается в том, что при продаже продукция должна быть доставлена как можно ближе к складу покупателя. При покупке продукция должна быть получена в собственность как можно с более близкого расстояния от склада продавца. Это способствует лучшему планированию бизнеса и контролю цепи поставки.

Преимущества активной политики условий закупки:

Лучший контроль цепи поставки;

Планирование бизнеса с точки зрения обслуживания потребителей в соответствии с закупками.

Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций.

1. Анализ рынка.

2. Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.

3. Получение и оценка предложения поставщика.

4. Выбор поставщика.

5. Согласование стоимости обслуживания и заключение договора.

6. Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.

7. Проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем.

8. Размещение заказа.

9. Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики.

10. Установление единой политики в отношениях с поставщиками.

11. Выработка методов учета продукции.

12. Сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции.

13. Ускорение оплаты продукции.

14. Экономия ресурсов предприятия, например путем консолидации заказов и установления стандартов запаса.

15. Поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств.

16. Отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции.

17. Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции.

18. Анализ ценности и возможностей поставщика.

19. Разработка новых методов обработки необходимых данных для эффективного функционирования системы закупок.

Все эти операции объединяются в несколько этапов закупочной логистической деятельности на предприятии:

1) определение масштаба проекта (объема производства и продаж, величины затрат, параметров бюджета и др.);

2) формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;

3) размещение объявлений о подаче предложений;

4) оценка предложения;

5) окончательные переговоры;

6) составление документации;

7) поставка и контроль качества;

8) обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.

Таким образом, первым, основополагающим этапом процесса закупок является планирование закупок. Планирование закупок товаров и материалов определяет потребности в сырье, материалах, продукции и услугах, которые приобретаются специалистами отдела закупок предприятия.

Планирование закупок продукции имеет следующие цели:

1) снижение уровня сверхнормативного запаса продукции;

2) поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей;

3) координация графика доставки и плана по производству.

При разработке плана закупок продукции учитываются следующие факторы:

1) минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком;

2) скидки при изменении объема поставляемой продукции;

3) ограничения по времени (сроку годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;

4) местонахождение поставщика. Если поставщик – зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;

5) надежность поставщика. В случае если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;

6) ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков;

7) сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).

Рассмотрим основные компоненты системы планирования потребности в материалах:

1) график основного производственного или торгового процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;

2) данные об оптимальных нормах запасов товаров и материалов;

3) данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также число израсходованных деталей, еще не списанных с учета);

4) данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;

5) прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;

6) структурированный перечень сырья и материалов;

7) данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.

Планирование потребностей в товарах, сырье и расходных материалах придерживается следующих принципов:

1) согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции;

2) разбивка по времени.

Еще одной важной логистической задачей является ответ на вопрос, у кого закупать. К ней относится принятие одного из двух решений:

Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;

Закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.

Рассмотрим возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя:

1) закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента;

2) цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

Для мелкооптовых покупателей – 10 руб. за единицу;

Для крупнооптовых покупателей – 8 руб. за единицу.

Посредник, закупив крупную партию по 8 руб. за единицу, разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 12 %-ной наценкой, т. е. по 8,96 руб. за единицу. Посредник может позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по 10 руб., а не по 8,96 руб.;

3) изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

После того как решена данная задача и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупать, решают задачу выбора поставщика. При выборе условий поставки, в частности способа транспортировки, учитывается, какой из сторон в сделке более выгодно организовать доставку продукции.

Использование сторонних организаций для замещения внутренних организационных структур предприятия целесообразно, когда:

1) функция может быть выполнена лучше или дешевле специалистами сторонней организации;

2) это снижает риск предприятия в случае перехода на новые технологии или изменения потребительских предпочтений;

3) это способствует организационной гибкости предприятия, уменьшает продолжительность цикла обслуживания потребителей и ускоряет принятие решений;

4) это позволяет предприятию сосредоточить внимание на основном бизнесе и заниматься тем, что у него лучше всего получается.

Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения задачи выбора поставщика.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

Посещение выставок и ярмарок;

Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Число таких критериев может составлять несколько десятков. Вот основные из них:

1) информация о положении фирмы на существующем рынке – опыт работы, известность поставщика, репутация, личность руководителя, контингент основных заказчиков, размеры рынка сбыта в настоящий момент и планы на будущее;

2) сложившиеся связи с поставщиком – наличие ныне действующих или уже утративших силу договоров с данной фирмой, перспективы долгосрочного сотрудничества, наличие различных обстоятельств, влияющих на выбор поставщика (родственные связи, взятки), необходимый для обоюдной заинтересованности объем реализации товара;

3) поставляемая продукция – известность, широта ассортимента, качество и внешний вид товаров, соответствие установленным санитарным и техническим нормам, наличие сертификатов;

4) ценовая политика – цены на поставляемую продукцию, их отличие от среднерыночных, возможность предоставления скидок;

5) надежность поставок – соблюдение графика поставок, соответствие заявкам по объему и структуре товаров, осуществление поставщиком транспортных услуг, возможность варьирования различными условиями поставок;

6) прочие факторы – возможность возврата некондиционной продукции, упаковка товара.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Для организации бесперебойной работы желательно иметь большое число поставщиков, так как это дает следующие преимущества:

1) возможность для успешного проведения переговоров относительно цен, условий поставки или других обязательств;

2) возможность выбора в случае, если один из поставщиков испытывает трудности (трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания);

3) возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж).

3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам.

Эффективность работы с тем или иным поставщиком оценивается следующими показателями:

1) качество поставок. С ним связана доля заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя;

2) надежность поставщика – способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требования потребителя, связанные с качеством продукции, сроками и объемами поставок;

3) готовность к поставке – сопоставление поступивших и выполненных заказов. Данный показатель свидетельствует о согласованности сроков выполнения заказов, связанных с потребностями потребителя. Подтверждается сроком выполнения заказа предприятием;

4) гибкость поставки – готовность предприятия выполнить вносимые изменения потребителем изменения в заказе.

Необходимо также постоянно отслеживать, какие меры предпринимает поставщик для обеспечения сохранности количества и качества отгружаемой продукции:

Соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных товарных мест;

Точное определение количества отгруженной продукции (массы и числа мест, ящиков, мешков, связок, кип, пачек);

При отгрузке продукции в упаковке оформление для каждого тарного места документа (упаковочного ярлыка, упаковочного листа), свидетельствующего о наименовании, количестве и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

Четкое и правильное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству;

Осуществление контроля над работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов;

Отгрузка (сдача) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептами, образцами, эталонами;

Четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности;

Своевременная отсылка документов, удостоверяющих количество, качество и комплектность продукции, получателю; документы высылаются вместе с продукцией;

Соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.

После того как определен поставщик, необходимо проработать методы, которыми будут совершаться закупки. Рассмотрим некоторые из них:

1) прямые закупки – закупки продукции непосредственно у производителей;

2) встречные закупки – закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

3) лизинг – аренда, например, складского оборудования;

4) новая закупка – ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

5) обычная повторная закупка;

6) измененная повторная закупка – ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

7) комплексная закупка осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Методы управления закупками:

1) метод увеличения объемов закупок;

2) метод уменьшения объемов закупок;

3) метод прямого расчета объемов закупки. Метод увеличения объемов закупок предполагает:

1) учет спроса на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках;

2) анализ спроса в течение, по меньшей мере, 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний;

3) определение достаточного объема спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции;

4) принятие решения о создании запасов в зависимости от числа заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.

Метод уменьшения объемов закупок предусматривает:

1) ежемесячный анализ статистики сбыта продукции, не пользующейся спросом;

2) определение на основании статистики сбыта тех видов продукции, объем запасов которых следует сократить;

3) выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;

4) сведение к минимуму доли медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.

Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса) предполагает определение:

1) периода времени, для которого осуществляется расчет;

2) общего количества проданной продукции на основании статистики продаж за выбранный период времени;

3) средней величины запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на число недель в выбранном периоде.

Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому среднюю величину запасов и оптимальный уровень запасов постоянно пересчитывают.

Одним из технических приемов закупочной логистики является система поставок «точно в срок» (система ТВС). Она основана на том, что в звено не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет в них необходимость, например доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

Сущность системы «точно в срок» заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленным в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.

Общепринятое определение гласит, что система поставки «точно в срок» – это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в нужное время и в требуемом количестве.

Традиционная схема снабжения предусматривала поставку в несколько этапов:

Поставщик;

Экспедиционный склад;

Склад входного контроля;

Основное хранилище;

Подготовка к потреблению;

В системе ТВС этапов значительно меньше:

Поставщик;

Выходной контроль поставщика;

Производственное потребление.

Таким образом, контроль качества у потребителя системой ТВС не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.

Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применить систему ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования и необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.

Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортировкам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков поставки.

Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сократить потребности в складских мощностях, персонале.

Система ТВС требует для внедрения значительных усилий. Следовательно, для ее разработки должна осуществляться дифференциация ассортимента поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект.

Сформулируем основные слагаемые эффекта от использования ТВС:

Исключается ряд операций из технологической цепи поставок;

Сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал;

Сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками;

Сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков;

Улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано;

Увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.

Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения системы ТВС:

Требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные;

Сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента;

Удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий невыгодными для поставщика;

Расписание поставок, которое используется в системах ТВ С, должно позволять получать товары по мере надобности, тогда как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени;

Размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщика и потребителя экономически целесообразных для них размера партий и периодичности поставки.

Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС:

1) в области отношений с поставщиками:

Поиск близко расположенных поставщиков;

Переход на длительные хозяйственные связи;

Пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;

Стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС;

Поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;

Концентрация отдаленных поставщиков;

Вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;

Организация безбумажного информационного обмена;

2) по объему поставок:

Поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства;

Обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;

Работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;

Поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых объемах;

3) в области качества поставляемой продукции – тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у покупателя;

4) в области отгрузки:

Составление и четкое соблюдение расписания прибытия грузов;

Использование постоянных, проверенных извозчиков;

Заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее в себя складирование и транспортировку.

На основе системы ТВС разработан так называемый метод быстрого реагирования. Он представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговали и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом.

Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса.

Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что в данный момент продается.

Технология вторая: электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющих предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации.

Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).

Новая концепция бизнеса – это дух партнерства и сотрудничества между организациями, участвующими в продвижении товара. Роль согласованности участников чрезвычайно важна. Например, в США в конце 1980-х гг., когда уже примерно 90 % товаров несли на себе штриховой товарный код, технологией быстрого ответа были объединены лишь несколько сотен партнеров. Причиной медленного внедрения явилась не только новизна технологии, но и традиционный дух соперничества и недоверия между торговцами в розницу, дистрибьюторами и производителями, так как исторически каждая организация пытается извлечь максимальную прибыль и сделать это за счет прибылей других организаций. Разрушить эти традиционно сопернические отношения не менее сложно, чем решить технические и технологические вопросы, связанные с внедрением технологии быстрого ответа.

На уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия оказывают влияние следующие факторы:

1) скорость выполнения заказа (время от момента отправки заказа до получения продукции);

2) возможность срочной доставки продукции по специальному заказу;

3) готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее);

4) обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции;

5) умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки;

6) наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей;

7) наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети;

8) достаточный уровень запасов продукции;

9) уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям.

Таким образом, в целях обеспечения предприятия сырьем и материалами, поддержания стабильного производственного процесса, расширения ассортиментного перечня товаров, снижения остатков и тем самым увеличения скорости оборачиваемости оборотных средств, а также для снижения издержек на предприятиях находят применение разнообразные методы закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. С развитием рыночных отношений внедряются новые технологии (система поставок «точно в срок», методика быстрого реагирования и т. п.). На каждом предприятии развиваются службы, ответственные за выполнение задач закупочной логистики. Они называются службами снабжения. Использование логистического подхода в управлении материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

Выводы

1. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

1) определение потребности в материальных ресурсах;

2) исследование рынка закупок;

3) выбор поставщика;

4) осуществление закупок;

5) контроль поставок;

6) подготовка бюджета закупок;

7) координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

2. Управление системой закупок на предприятии преследует расширение номенклатуры продукции, снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков, избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, контроль над специальными заказами, контроль над упущенными продажами, увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.

Одним из технических приемов закупочной логистики является система поставок «точно в срок». Система основана на том, что в звено не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет в них необходимость.

Оперативно-розыскной учет

Эти виды учетов осуществляются информационными аппаратам» всех уровней.

К ним относятся :

а) учет лиц, пропавших без вести, неизвестных больных и неопознанных трупов;

б) учет утраченного, похищенного и выявленного огнестрельного нарезного оружия, а также пуль и гильз, которые могут иметь криминалистическое значение;

в) учет похищенных и изъятых номерных вещей;

г) учет похищенных и изъятых предметов старины и изобразительного искусства (антиквариата);

д) учет похищенных, утраченных паспортов и паспортов скрывшихся преступников.

Учет лиц, пропавших без вести, неизвестных больных и неопознанных трупов реализуется в форме трех самостоятельных, но взаимосвязанных картотек применительно к указанным объектам учета.

Картотека лиц, пропавших без вести, аккумулирует данные о лицах :

Пропавших без видимых к тому причин, судьба которых остается неизвестной (в том числе несовершеннолетних);

Покинувших дома инвалидов и престарелых без ведома администрации;

Душевнобольных, ушедших из дома или медицинского учреждения.

После проверки заявления, поступившего в орган милиции о безвестном отсутствии гражданина, на него заводится «карточка без вести пропавшего». Это специальный бланк, на лицевую сторону которого заносятся основные демографические данные о безвестно отсутствующем, указываются обстоятельства и время его исчезновения, дата подачи заявления и меры, принятые к отысканию безвестно отсутствующего. Нижняя часть карты и половина ее обратной стороны отведены для детального описания примет исчезнувшего. Кроме того, на карте отведено специальное место для прикрепления двух его фотографий(в фас и профиль) с указанием времени съемки. Желательно, чтобы такие фотографии были максимально близки ко времени исчезновения лица и хорошего качества. Фотографические изображения лиц, о которых делаются заявления, что они безвестно отсуствуют, должны представляться лицами, делающими такое заявление. Данные о них и их отношение к исчезнувшему также заносятся в карту. Важное значение имеет правильное отражение данных об одежде, обуви и личных вещах исчезнувшего, так как это помогает установить связь с данными, имеющимися в картах, которые заполняются на все неопознанные трупы и именуются опознавательными карточками.

Запах - одно из свойств материального объекта (или находящихся на нем веществ), воспринимаемое человеком или животным посредством обоняния. По источникам пахнущих объектов запаховые вещества подразделяются на выделяемые живыми организмами и иные вещества естественного (запахи цветов, гниения, пищи, нефти и т.д.) и искусственного (запахи пластмасс, горюче-смазочных материалов и т.п.) происхождения.



Крим. значение , в первую очередь, имеет запах тела человека, кот. служит важным источником личностной информации, функционирующим постоянно, при любых условиях, независимо от воли и желаний индивида. Пахучие вещества, выделяемые с потом человека и попавшие на предметы обстановки, сохраняют сведения о нем и после ухода субъекта - источника запаховой информации.

Крим. одорология - раздел криминалистики, изучающий запаховые следы человека, основывается на феномене индивидуальной и групповой специфичности запаха человека, прослеживаемой на протяжении, по крайней мере, нескольких десятков лет его жизни. Запаховые следы человека достаточно устойчивы во внешней среде, способны удерживаться некоторое время на поверхности предметов, с кот. индивид вступал в контакт, м.б. собраны и использованы при идентификации оставившего их субъекта.

Вещества, характеризующие запах тела особи, по их роли в одорологическом исследовании условно могут быть разделены на три группы:

Вещества, определяющие биологический вид, пол, возраст, состояние здоровья и другие групповые особенности субъекта;

Вещества, отражающие его индивидуальные особенности;

Компоненты, присутствующие в силу случайных различных внешних и внутренних факторов.

В качестве источников индивид. запаха человека в настоящее время используются запаховые вещества пота и крови. В целом индивид. (личный) запах нужно понимать как генотипически обусловленное свойство запаховых веществ пота, крови субъекта, воспринимаемое собаками-детекторами в качестве его специфической, неповторимой характеристики.

Для выявления запаховых следов используют обонятельные способности собак, кот. привлекаются :

Для преследования и выявления преступников по «горячим следам» (давностью до одного - трех часов);

Для установления маршрута передвижения участников события к месту совершения преступления и от него;

Для проведения оперативной «кинологической выборки» - узнавания изъятых предметов по заданному розыскной собаке запаховому образцу, полученному от подозреваемого лица;

При обыске в помещениях и на местности с целью розыска утерянных или спрятанных предметов, имеющих отношение к преступлению;

Для розыска спрятанных (зарытых) трупов, оружия, наркотических или взрывчатых веществ;

Как биодетектор при производстве одорологической экспертизы.

Работа с запаховыми следам включает :

Изучение обстановки на месте происшествия, с выявлением возможных мест нахождения запаховых следов, обеспечения их сохранности;

Принятие мер по выявлению предметов, на которых могли сохраниться запаховые следы;

Применение розыскной собаки для задержания преступника по «горячим следам» и в целях обнаружения утерянных, брошенных или спрятанных предметов, имеющих запаховые следы преступника;

Изъятие запаховых проб со следов и других объектов-источников запаха человека, фиксация изымаемых объектов в протоколе осмотра места происшествия.

Запаховые следы лучше сохраняются на холоде, в тени, в закрытых помещениях, на шероховатых поверхностях; хуже - на ветру, на нагретых и гладких предметах. При кратковременном контакте человека с предметами (менее 30 минут) они сохраняются лишь в течение нескольких часов после образования.

Основные объекты-носители запаха человека :

Волосы, следы крови (сухие пятна) - сохраняют запах человека десятки лет;

Ношенные (грязные) предметы одежды, обуви - сохраняют запаховые следы от нескольких дней до нескольких месяцев;

Разл. предметы (оружие, орудия, упаковка и т.д.) не менее 30 мин. находившиеся в контакте с человеком - (сохраняют его запаховые следы не более двух суток).

В качестве средств для отбора и консервации запаховых проб применяются лоскуты (салфетки) выстиранной х/б байки размерами примерно 10х15 см, упакованные в три - четыре слоя бытовой алюминиевой фольги, пинцеты, резиновые перчатки и пульверизатор с водой; могут использоваться чистые стеклянные банки с металлическими или стеклянными крышками. Вместо байки допускается использовать х/б фланель, стерильные марлевые салфетки.

Одорологические исследования проводятся в стационарных условиях путем сопоставления запаховых проб с изъятых на месте происшествия запахоносителей и представленных для сравнения запаховых образцов, полученных от проверяемых по расследуемому делу лиц. Для такого исследования в качестве запаховых детекторов используются специально подготовленные лабораторные собаки - биодетекторы - и наборы внешне однообразных запаховых объектов, позволяющие по реакциям биодетекторов выявить в исследуемых запаховых пробах тот или иной признак (индивидуализирующий запах, запах биологического вида и т.д.). Субъектом одорологического исследования явл-ся специалист. Животные, как биоприборы-индикаторы служат инструментом в руках экспертов.

Одорологическое исследование позволяет установить :

Имеются ли на предст. предметах (или в изъятых пробах) запаховые следы человека;

Оставлены они одним человеком или несколькими лицами;

Лицом какого пола оставлены данные запаховые следы;

Происходят ли запаховые следы, имеющиеся на предст. предметах (фрагментах одного предмета) от конкретного лица;

На какой из предст. вещей имеются запаховые следы данного проверяемого лица;

Имеется ли индивид. запах данного лица в изъятых следах крови, на волосах;

Кем из нескольких лиц (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие, свидетели, посторонние лица) оставлены запаховые следы на предст. предметах (или в собранных с этих предметов запаховых пробах).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта